Князь-легенда. Кто такие немецкие крестоносцы и как образовались Тевтонский и Ливонский ордена?
Тевтонский орден – это организация рыцарей, созданная под руководством католической церкви в Германии в конце XII века. У ордена был девиз: «Помогать – Защищать – Исцелять». Основная деятельность ордена – крестовые походы, борьба с «неверными» (мусульманами, язычниками).
История его начинается в далеком 1190 году, когда полным ходом шел Третий поход крестоносцев. Немецкими паломниками тогда был организован своеобразный госпиталь, принимавший больных и получивших ранения. Изначально он был частью ордена Госпитальеров.
В начале февраля 1191 года Папа Римский (таковым на тот момент был Климент Третий) учреждает братство Святой Марии Тевтонской. Через пять лет рыцари его блестяще проявили себя, когда штурмовали крепость Акра. За это госпиталь переформировали в духовно-рыцарский орден. В 1199 году, 19 февраля Папа Римский (теперь уже Иннокентий Третий) делает это объединение автономным и имеющим собственный устав. Именно этот день считается днем создания Тевтонского ордена. На него были возложены следующие задачи:
Энциклопедия Латвия. Вентспилсский замок.
- Защищать немецких рыцарей.
- Лечить людей, нуждающихся в этом.
- Бороться с противниками христианской церкви.
Власть над орденом имели Папа Римский и император.
С 1210 года Тевтонский орден стал крепким, мощным и влиятельным. Тевтонцы строили храмы в Баварии, венгерских, бельгийских, голландских городах. Войско ордена славилось безупречной дисциплиной, это было их отличительной чертой. Кроме того, у Тевтонского ордена была всеобъемлющая система разведки. Все это создавало благоприятные условия для проведения боевых операций.
В 1226 году войско Тевтонского ордена возглавлял магистр Герман фон Зальц, при котором был организован крестовый поход на Пруссию. Целью его была христианизация жителей, которые в то время являлись язычниками. Кроме того, в начале тринадцатого века пруссы свирепствовали: они жгли христианские церкви, деревни, убивали и угоняли в плен христиан.
Тевтонский орден на захваченных у пруссов землях создал сильное государство. Опорными пунктами крестоносцев стали укреплённые замки. Местные жители оказывали упорное сопротивление, и окончательное покорение Пруссии и Восточной Прибалтики затянулось на многие десятилетия. Часть пруссов была истреблена, остальные обращены в католицизм.
Спустя полтора века они полностью растворились среди переселенцев из Германии, оставив после себя только название страны — Пруссия. Основу орденского войска составляла тяжело вооруженная рыцарская конница из полноправных членов ордена, число которых обычно не превышало нескольких сотен. В войско входили также оруженосцы рыцарей, наёмники и конница вассалов (к началу XV в. около 4 тыс. человек). Основную массу отрядов составляли горожане-колонисты и ополченцы, насильно набиравшиеся из местных жителей (около 20 тыс.).
Главным тактическим приёмом орденского войска было наступление боевым порядком в виде клина. Остриё и стороны клина составляли конные рыцари в железных доспехах. Вбив такой клин в центр неприятельского войска и расстроив его ряды, рыцари обычно направляли следующий удар по флангам, тем самым добиваясь окончательного разгрома противника.
🔥Рига. Ул. Гертрудес и церковь Св. Гертруды, хранительницы путешественников.
Орден Меченосцев (Ливонский орден)
В 1202 году Альбертом фон Бекесховеде, третьим епископом Ливонским для захвата земель на побережье Балтийского моря был создан Орден меченосцев. Одеянием рыцарей из Германии служили белые плащи с изображением красного креста и меча. К 1229 году были завоеваны Ливония, Эстония и часть Курляндии. Эти земли как владение Ордена объединились под названием Ливония.
Кроме заботы об обращении местных язычников в истинную веру, Орден брал на себя ещё и чисто военные функции. Его создание было узаконено особой папской буллой. С первых дней своего пребывания в Ливонии рыцари Ордена меченосцев совершали набеги на территории, контроль над которыми ещё находился в руках местных племён.
На отвоёванных землях строились крепости, становившиеся впоследствии опорными военно-административными пунктами. Главным и самым грозным их противником были русские князья, по праву считавшие Ливонские земли своими удельными владениями. На протяжении многих лет эта борьба шла с переменным успехом.
В исторических документах, освещающих события тех лет, достаточно много свидетельств как побед русских дружин, так и поражений. Кроме того, история Ордена меченосцев полна эпизодов их непрекращающейся борьбы с эстами ― народом, с давних пор заселявшим эти земли. Решающую роль в объединении двух орденов сыграл Папа римский Григорий IX. Он понимал, что после столь внушительного поражения меченосцев Ливонии грозит вновь оказаться во власти язычников.
Конфликт между новгородцами и Орденами начался в 1210 г. Первые вторжения в новгородское княжество было связано с нашествием Батыя на русские земли. Рыцари надеялись на легкую победу над разоренными и ослабленными русскими княжествами. Тевтонский орден и Русь вступили в полосу конфликтов, которым предстояло длиться десятилетия. Престол занял молодой и амбициозный князь Александр Ярославович Невский.
В 1237 году к Тевтонскому ордену присоединяется орден меченосцев (Ливонский). Тремя годами позже начинаются походы Тевтонского ордена на русскую землю. Тевтонцы заполучили Копорье и Изборск, Псковскую землю. Готовили свой поход на Новгород, активно грабя проезжавших по завоеванным землям купцов. Новгородская земля готовилась к худшему.
Крестоносцы ставили целью не только покорение новых территорий, но и поголовное уничтожение населяющих их жителей. Пример Пруссии стоял перед глазами новгородцев, им оставалось уповать только на чудо. И оно свершилось. Александр Невский, впоследствии канонизированный Русской Православной Церковью, был не только талантливым переговорщиком с монголо-татарами. Для Новгорода он выступил настоящим спасителем.
ИсточникИстория Ордена меченосцев. Часть 1-я.
Альберт фон Буксгевден прибывший на 23 судах к устью Даугавы весной 1200 года со своими братьями, сподвижниками и несколькими сотнями пилигримов, встретил упорно сопротивление со стороны местных ливов. Ливонская знать отлично понимала, что новый епископ прибыл с войском наёмников, чтобы прочно обосноваться в их землях и при помощи мечей насаждать католическую веру.
На протяжении последних двух лет монахи-миссионеры находились фактически в состоянии постоянной войны с ливами, укрываясь и спасаясь от воинственных язычников за каменными укреплениями Икскюля (современный латвийский городок Икшкиле) и Гольма (Саласпилсский замок, развалины которого ныне находятся на дне Рижского водохранилища).
С большим трудом и потерями отряд фон Буксгевдена от берега Рижского залива пробился к Гольму. Альберту и его воинству пришлось затвориться в осаду. Если бы не солидные запасы продовольствия, заблаговременно заготовленные предусмотрительными монахами, миссию третьего епископа ливонского, скорее всего, ожидал трагический и быстрый конец.
Спасителями фон Буксгевдена и его людей неожиданно выступили фризы – германские племена, обитавшие на побережье нынешней Голландии и Северной Германии. Народы, проживавшие на Балтийском побережье, боялись фризов ни чуть не меньше, чем прежде панически и суеверно страшились викингов.
Фризы прибыли всего на одном корабле, спустившись вниз по Даугаве для грабежей. Ливы решили, что за этим судном следуют другие корабли фризов, а потому поспешили заключить мир с фон Буксгевденом, бросив все свои наличные силы против опасных и беспощадных заморских пиратов. Воспользовавшись неожиданной передышкой, епископ Альберт заставил местных ливонских старейшин заключить мир на выгодных ему условиях, взяв три десятка заложников из числа местной знати.
Согласно общепринятой версии, в 1201 году Альберт фон Буксгевден заложил Ригу, недалеко от места впадения Даугавы (Западной Двины) в воды Рижского залива. Ряд немецких и шведских историков и географов эпохи Нового времени в своих трудах отмечали, что Рижское поселение существовало ещё до появления фон Буксгевдена. Он лишь обнёс это поселение каменой стеной, а затем постепенно расширил и за последующие четверть века превратил в довольно мощную и процветающую портовую крепость.
Генрих Латвийский так описывает в своей «Хронике» историю основания Риги: «Перед отъездом ливы указали ему [Альберту фон Буксгевдену] место для города, который назвали Ригой – либо по озеру Рига, либо по обилию орошения, так как место омывается и свыше и внизу. Внизу – в том смысле, что там много воды и орошенных пастбищ или что там дается грешникам полное отпущение грехов, а тем самым, следовательно, омываются они и свыше, удостаиваясь царства небесного; или Рига значит орошенная новой верой, откуда окрестные народы орошаются святой водой крещения».
Вскоре после начала каменного строительства в Риге ливонский епископ покинул свой приход. Он направился в родной Бремен, чтобы провести набор новых наёмников взамен павших пилигримов, а также заручиться поддержкой римского папы на организацию масштабного крестового похода против ливонских язычников-еретиков. Иннокентий III одобрил инициативу фон Буксгевдена, выдав ему на то соответствующую грамоту. В качестве награды за свои труды и радение епископ попросил закрепить Рижскую гавань за собой как единоличное и собственное владение.
Несмотря на то, что папа одобрил и благословил все начинания и устремления Альберта, дела епископа ливонского обстояли весьма плачевно. Средств на набор пилигримов и снаряжение полноценной экспедиции против прибалтийских язычников у Ватикана не было. Европейские монархи, монашеские ордена и торговцы не желали вкладываться в сомнительное предприятие. Сам Иннокентий III был занят организацией Четвёртого крестового похода, а потому мог лишь на словах обещать помощь и содействие Альберту.
В 1202 году, навербовав незначительное число наёмников, фон Буксгевден возвратился в Ригу. Вскоре произошли два важных события – резиденцией ливонских епископов стала Рига, а для защиты владений епархии и дальнейшего успешного распространения «истиной веры Христовой» был основан Орден меченосцев.
О данных эпохальных событиях в «Ливонской хронике» сказано дословно следующее: «…епископ Альберт перенес монашескую обитель и епископский престол из Икесколы в Ригу, посвятив епископскую кафедру со всей Ливонией имени пресвятой богородицы Марии. Он же построил монастырь цистерцианских монахов в устье Двины, назвав его Динамюндэ или Горой святого Николая. Аббатом этой обители он посвятил своего сотрудника в проповедовании Евангелия, брата Теодериха из Торейды. В это же время брат Теодорих, предвидя вероломство ливов и боясь, что иначе нельзя будет противостоять массе язычников, для увеличения числа верующих и сохранения церкви среди неверных учредил некое братство рыцарей христовых, которому господин папа Иннокентий дал устав храмовников и знак для ношения на одежде – меч и крест, велев быть в подчинении своему епископу».
Следует внести небольшое пояснение: брат Теодорих (Дитрих) или Теодорих из Турайды – это известный проповедник и родной брат Альберта фон Буксгевдена, занимавшийся католическим миссионерством ещё совместно с первым ливонским епископом – Мейнардом фон Зегебергом. Как справедливо замечают многие современные и более ранние историки, вряд ли Теодорих (на тот момент всего лишь монах-каноник, лишь позже он станет настоятелем монастыря Дюнамюнде) действовал по собственной инициативе.
Решение об учреждении ордена по примеру военно-монашеских организаций, снискавших славу и успех на Святой Земле, наверняка принадлежало самому Альберту фон Буксгевдену. На тот момент он находился в Бремене, а Теодорих исполнял его обязанности до возвращения. Основателем и учредителем Ордена меченосцев римский папа Иннокентий III в своих посланиях, письмах и буллах неоднократно называет именно Альберта. Точно такого же мнения придерживается неизвестный автор «Ливонской рифмованной хроники», в которой подробно описываются важнейшие события, касающиеся истории немецких рыцарских орденов в Прибалтике с середины XII до конца XIII вв.
Что же побудило третьего епископа Ливонии на столь трудное мероприятие – создание собственными силами и на собственные же средства военизированной рыцарско-монашеского братства (ордена)? дело в том, что понтифик хоть и обещал фон Буксгевдену посильную помощь, но на практике, скорее препятствовал. Так, Иннокентий III в своем послании к князю-архиепископу Бремена советовал посылать в Ливонию лишь тех клириков и мирян, «которые по бедности или слабосилию не могут ехать в Иерусалим». Иными словами, Альберт мог рассчитывать только на бедняков, не имевших возможности купить доспехи и оружие, и мужчин, не годных к полноценной военной службе.
Чуть позже папа римский издал буллу о том, что каждый, кто ровно год верой, правдой и мечом послужит вере католической в Ливонии, получит полное прощение и отпущение грехов. Так, к бедным, убогим и нестроевым рекрутам прибавились преступники, люди с опороченной и сильно подмоченной репутацией, «обладатели» всевозможных тяжких грехов авантюристы, а также лица, имевшие серьёзные проблемы с законом и дисциплиной.
Как верно и точно заметил публицист Александр Нестеренко: «Складывается впечатление, что если бы не многочисленные братья и прочие родственники, то и проповедовать христианские заповеди Альберту было бы просто не с кем. Не говоря уже о том, чтобы обороняться от непрестанных набегов воинственных соседей: ливов, леттов, эстов, литовцев и русских, особенно учитывая тот факт, что задержаться в Ливонии больше, чем на год, достаточный для отпущения грехов, желающих среди пилигримов, привлеченных Альбертом, не находилось. К тому же Альберт на опыте своих предшественников убедился, что силами одних пилигримов ливонскую Церковь не отстоять. Стоило только крестоносцам сесть на корабли, как абоРигены отказывались от крещения и начинали мстить оставшимся без защиты миссионерам.
Нужно было действовать не временными натисками, а создать сильную немецкую колонию, которая могла бы стать надежной защитой католической Церкви в этих местах. Заставить рыцаря служить было сложнее, чем пилигримов. Кроме того, те феодалы, которые имели средства для постройки замка, не спешили в Ливонию. Добывать воинскую славу они предпочитали в Палестине.
Именно там находился весь цвет европейского рыцарства. Альберт нашел другое решение проблемы безопасности – создать рыцарско-монашеский Орден – военный институт, который хорошо зарекомендовал себя в Палестине».
Вольфганг Акунов – современный российский публицист и исследователь рыцарских орденов, существовавших в эпоху Средневековья на территории Прибалтики, придерживается следующей версии: «Альберт фон Буксгевден (Бугсгевден) счел помощь обычных «сезонных» крестоносцев, приезжавших в Прибалтику на время (искупить очередные грехи участием в священной войне против неверных) недостаточной, и в 1202 году основал для борьбы с ливонскими язычниками на постоянной основе Орден Меча, или Орден братьев-меченосцев, окончательно утвержденный папой римским Иннокентием III в 1204 году. Подлинное и полное название этого созданного по образцу тамплиеров духовно-рыцарского Ордена звучало несколько иначе: «Братья рыцарства (воинства) Христова в Ливонии» (fratres Militiae Christi de Livonia)».
Орден, учреждённый Альбертом фон Буксгевденом (или всё-таки Теодорихом Турейдским?), официально именовался «Братья Христова воинства в Ливонии» (дословное латинское название – Fratres militiае Christi de Livonia). Немецкие рыцари свою военно-монашескую организацию называли Орден братьев меча (Schwertbruderorden). В Западной и Восточной Европе «меченосцы» были также известны как Братья Меча, Рыцари Христовы и Охранники Христа Ливонии. Однако для большинства современников и ныне живущих любителей средневековой истории «Братья Христова воинства в Ливонии» более известны как Орден меченосцев.
Конный и пеший германские рыцари, а также немецкий стрелок-лучник. Первая четверть XIII века. Современная реконструкция.
Конный и пеший германские рыцари, а также немецкий стрелок-лучник. Первая четверть XIII века. Современная реконструкция.
Почему Охранников Христа Ливонии нарекли именно меченосцами? Относительно этого названия есть несколько теорий. Так, писатели-историки М. Б. Елисеев и В. В. Филиппов выдвигают следующую версию: «Изображение красного креста с расширяющимися концами, под которым вертикально располагался такой же красный меч, на белых плащах и гербе братьев-рыцарей дало нарицательное название всему воинственному братству – орден меченосцев. Знак меча должен был не только отличать меченосцев от рыцарей тамплиеров, госпитальеров и прочих, но и показывать, что они не подчинены последним…».
По мнению историка А. Н. Нестеренко «эмблемой Ордена стал красный тамплиерский крест и меч. За эту эмблему Орден и вошел в историю под названием Орден рыцарей Меча (Меченосцев). Возможно, Альберт взял за основу устав Тамплиеров и его символику, надеясь на то, что этот могущественный Орден примет участие в судьбе своего прибалтийского клона». Версия о том, что Ордену меченосцев именно римский папа Иннокентий III «дал устав храмовников и знак для ношения на одежде – меч и крест», приводится только в «Хронике» Генриха Латвийского.
Если с неофициальным названием и знаком отличия более-менее всё ясно, то с официальной датой основания и иерархической субординацией Ордена меченосцев и на сегодняшний день нет конкретики. Практически во всех современных официальных источниках датой основания Ордена братьев меча указывается 1202 год. Однако впервые римский папа, без специальной буллы которого не обходилось прежде ни одно учреждение монашеских и рыцарских орденов, впервые упомянул в официальных документах об Ордене меченосцев только в середине октября 1204 года.
Официальный статус ордена «Братья Христова воинства» получили только 20 октября 1210 году от нового папы – Иннокентия III. В отличие от других военно-монашеских организаций – Тамплиеров, Тевтонского ордена и Госпитальеров (Иоаннитов), подчинявшихся непосредственно римскому папе, Орден меченосцев подчинялся местному церковному католическому иерарху (сначала Ливонскому епископу, а затем Рижскому архиепископу).
Все изображения, использованные в статье, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам.
Всем, кто дочитал эту статью, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил изложенный материал! Если Вы хотите изложить свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Если Вам понравилась статья, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ИсточникТема 10: ОТРАЖЕНИЕ АГРЕССИИ КРЕСТОНОСЦЕВ В ПРИБАЛТИКЕ И НА РУСИ В XIII веке.
1. Вторжение крестоносцев в Прибалтику. Основание Риги и Ордена меченосцев.
2. Невская битва.
3. Ледовое побоище.
Вторжение крестоносцев в Прибалтику. Основание Риги и Ордена меченосцев
В начале XIII века в Прибалтике происходил распад родового строя, стали выделяться союзы племен во главе с вождями.
Земли от низовьев Вислы до Немана населяли племена прусов, за Неманом обосновались ятвяги. На территории современной Литвы жили крупные племена жмуди (жемайте) и аукштайте, а в Латвии — земгалы, ливы и латгалы. У эстов (эстонцев) к началу XIII в. произошло объединение племен.
Восточные славяне издавна поддерживали тесные связи с населением Прибалтики. Так, ильменские славяне и кривичи вместе с балтскими племенами отражали нападения варягов, а чудь (эстонцы) участвовала в походах князя Олега. В начале XIII века вассалами полоцкого князя были ливы, и на берегах Западной Двины основали княжества Кукенос и Герцике. Крестоносцы вторглись в Прибалтику в конце XII — начале XIII в.
Примерно в 1158 г. к устью Двины, где жили племена ливов, -занесло бурей корабль купцов из города Бремена. Они очень выгодно произвели обмен товарами. Впоследствии немцы приезжали неоднократно и договорились с вождями об основании торгового поселения, которое получило название Укскюль. Вскоре возникло и другое — Дален.
Узнав об этом, архиепископ Бремена с согласия римского папы направил к ливам монаха Мейнарда проповедовать христианство (ливы были язычниками). Было учреждено ливонское епископство во главе с Мейнардом. Однако проповеди священников особого успеха не имели, так как язычники ливы упорно сопротивлялись проникновению новой веры. Епископ Бертольд, прибывший в Ливрнию после смерти Мейнарда, был изгнан. Тогда римский папа объявил крестовый поход против ливов.
В 1198 г. войско крестоносцев во главе с Бертольдом высадилось в Ливонии (современная Латвия). Они одержали победу и заставили ливов сдаться, и также оставили там своих священников Епископ Бертольд погиб в одном из боев. Считая, что ливы покорены, крестоносцы покинули страну. Однако после их отъезда жители восстали, изгнали священников и отвергли крещение.
В 1200 г. новый епископ Альберт прибыл в устье Западной Двины с войском крестоносцев на 23 кораблях. Этот умный и дальновидный политик решил захватить и подчинить Ливонию, создав там крупное церковное владение. Он подавил сопротивление ливов, уничтожил мятежных вождей, заставил всех креститься и стал контролировать всю морскую торговлю в этих землях. В 1201 г. он основал крепость Ригу, главный опорный пункт в Ливонии, в 1202 г. создал Орден меченосцев (рыцари этого ордена носили белый плащ с красным мечом и крестом), который стал ударной силой епископа Альберта.
С 1196 г. датчане начинают завоевание земель эстов (чуди). Они захватили древнее укрепление Колывань и на том месте построили крепость, а потом и город Ревель (Таллинн) — опору датского короля в землях эстов.
Определяющее, решающее значение при проникновении крестоносцев в прибалтийские и славянские земли сыграл Тевтонский орден (Тевтонский дом Девы Марии Иерусалимской), утвержденный в 1198 г. папой Иннокентием III. Устав Ордена был строгим, однако в странах, где говорили на немецком языке, не было отбоя от дворян, желавших вступить в его ряды.
В XIII в. великим магистром Ордена стал Герман фон Зальца (1210-1239). Это был умный и искусный политик и дипломат своего времени. Он понял, что позиции крестоносцев в Палестине проиграны и стал искать место, где бы мог обосноваться Орден в Европе, Венгерский король Андраш II, видевший Тевтонский орден в боях в Палестине, предложил перебраться в Венгрию для обороны ее границ от половцев.
Впоследствии Орден был изгнан, видимо, фон Зальца решил создать на территории страны свое орденское государство. Однако вскоре, в 1226 г.. Орден заключил соглашение с мазовецким князем Конрадом. Оно было направлено против врагов князя — языческих племен пруссов, которые постоянно нападали на княжеские владения, неоднократно побеждали его и требовали выкуп.
По соглашению 1226 г., Тевтонский орден получил Хельменскую землю взамен борьбы с пруссами. А вскоре германский император Фридрих II Гогенштауфен своим указом отдал Ордену Пруссию и разрешил использовать изображение имперского орла на орденском знамени. Впоследствии и папа Григорий IX утвердил права Тевтонского ордена на Пруссию.
Пруссия представляла своего рода конфедерацию, включающую в себя более десяти суверенных территорий, не объединенных в государство. Племена пруссов оказали решительное сопротивление. Однако единства между ними не было, и их распри и междоусобицы умело использовали. В конце XIII в. (к 1283 г.) Тевтонский орден завоевал Пруссию, почти все население было уничтожено. В 1224 г. крестоносцы захватили город Юрьев и дали ему название Дерпт (Тарту).
В 1236 г. Орден меченосцев потерпел сокрушительное поражение под Шауляем (Саулем) от войск объединенного Литовского государства. В том сражении погибло много рыцарей, руководителей, в том числе и магистр Ордена.
По указанию римского папы в 1237 г. Тевтонский орден был объединен с остатками Ордена меченосцев. Магистру Тевтонского ордена, получившему титул гроссмейстера, подчинился магистр Ордена меченосцев, который стал называться ландмейстером Ливонского ордена.
Невская битва
Первое наступление на славянские земли (в частности, на Новгородскую республику) начали шведы. Интересы Швеции и Новгорода столкнулись в Финляндии. С XII в. шведы вели завоевание земель язычников-финнов. В ходе крестового похода они захватили земли племени суми (суоми), а новгородцы в это время напали и сожгли столицу Швеции (в 1187 г.) город Сигтуну. В XIII в. шведы начали завоевание другого финского племени, сопротивляться которому помогал князь Ярослав Всеволодович (отец Александра Невского).
Нападая на новгородские земли, шведы преследовали следующие цели: отрезать Новгородскую республику от финских земель (еми), захватить Неву, лишить республику выхода к Балтийскому морю, захватить Новгород и его земли.
В начале июля 1240 г. множество шведских судов — шнеков вошли в устье Невы. Начальник берегового дозора ижорский староста Пелгусий (Пелконен, в крещении — Филипп) послал гонцов в Новгород сообщить о нападении.
Во главе шведских войск стояли ярлы (герцоги) Ульф Фаси и Биргер Магнуссон — зять шведского короля Эрика XI Картавого. Корабли прошли по Неве и остановились у устья ее притока — реки Ижоры. На берегу шведы устроили лагерь, а Биргер направил посла к новгородскому князю передать следующие слова: «Если можешь, сопротивляйся. Знай, я пришел и пленю землю твою».
В Новгороде с 1236 по 1240 гг. княжил Александр Ярославич (1220-1263). (Он установил дружественные связи с полоцким князем Брачиславом, закрепив их женитьбой на его дочери Александре.) Князь Александр решил добиться победы внезапным, стремительным ударом, отрезав шведский лагерь от кораблей. Времени на подготовку к нападению было мало, поэтому он выступил против шведов со своей дружиной и наскоро собранным ополчением.
Утром 15 июля 1240 г. новгородское войско, пройдя вдоль Невы, внезапным ударом обрушилось на шведский лагерь. Первая Новгородская летопись сообщает, что войско князя Александра оттеснило шведов к берегу и сбросило их в реку. «Множество много их пало», — сообщает летопись. Новгородцы были «страшны в ярости мужества своего». Сам Александр сразился с ярлом
Биргером и ранил его: «Возложил ему на лицо печать острым копьем своим». Шведское войско было разбито. Собрав убитых шведов, жители Новгорода «накладше корабля два» пустили их в море, и «потонули они в море». Потери новгородцев, согласно летописи, составили двадцать человек убитыми. За это сражение князь Александр получил прозвище Невский.
Новгородцы были благодарны князю за победу на Неве, но в городе у него были противники. Летопись сообщает, что вскоре после возвращения Александра в Новгород «произошла крамола великая». В итоге князь «с матерью, женой и дружиной» в гневе оставил город и уехал в Переяславль-Залесский, в свое удельное владение.
Ледовое побоище
В 1240 г. рыцари Тевтонского ордена захватили крепость Изборск, город Псков. У устья Невы построили крепость Копорье, преграждавшую путь новгородцам к морю, и грабили купцов и крестьян всего в 30 км от Новгорода.
По решению новгородского веча к князю Александру отправили посольство, которое уговорило его вернуться в Новгород и возглавить войско против Тевтонского ордена. Вернувшись с дружиной, князь стал собирать ополчение со всей новгородской земли. Подошла помощь и от отца Ярослава Всеволодовича из Владимиро-Суздальского княжества. Первая Новгородская летопись сообщает: «Великий князь Ярослав послал сына своего Андрея в Новгород Великий в помощь Александру против немцев, и победил он и в плен многих взял, и возвратился Андрей к отцу своему с честью».
Весной 1242 г. князь Александр Невский и его брат Андрей объединенными силами освободили Псков и штурмом взяли крепость Копорье. Затем новгородское войско вместе с карелами и ижорцами направилось на запад. У Чудского озера князь узнал, что рыцари Ордена вновь движутся на Псков кратчайшим путем — через Чудское озеро, по еще крепкому льду. Князья решили дать бой войскам Тевтонского ордена на озере.
На рассвете 5 апреля 1242 г, на замерзшем озере началось сражение («Ледовое побоище»). Рыцари Ордена сражались в конном строю, имевшем форму клина, внутри которого находилась пехота (кнехты). Исход боя решил внезапный фланговый удар дружины князя Александра. Первая Новгородская летопись подробно и эмоционально описывает это сражение.
Отмечается, что новгородцы «дрались как львы», «был страшный шум от ударов копий и мечей и не видно было льда, потому что он был залит кровью». Летописец сообщает: «. погибло чуди бесчисленно, убито 400 рыцарей, а 50 взято в плен». Семь верст преследовали новгородцы отступающих рыцарей. Однако Ливонская хроника XIII в. отмечает, что в битве погибло 20 рыцарей, а 6 попало в плен.
В 1243 г. в Новгород прибыло посольство от Тевтонского ордена («прислали послов с поклоном в Новгород»), которое заявило, что отказывается от завоеванных новгородских земель. В ходе переговоров было заключено мирное соглашение между Новгородом и Тевтонским орденом.
ИсточникРыцарь Ордена меченосцев, 1202-1237 гг.
Орден меченосцев или Братья Христова воинства (лат. Fratres militia Christi; нем. Schwertbruderorden) – немецкий католический духовно-рыцарский орден в Ливонии (совр. Латвии и Эстонии), существовавший в 1202-1237 годах; предшественник Ливонского ордена.
В 1201 году немцами был основан город-крепость Рига. Через год епископ Рижский Альберт фон Буксгевден (1165-1229) и его названный брат и заместитель Теодорих (Дитрих) при содействии папы Иннокентия III учредили орден Братьев меча. Орден объединял немецких (по большей части саксонских) рыцарей и имел своей целью захват Восточной Прибалтики с обращением местного языческого населения в католическую веру. На новых территориях меченосцы строили укреплённые замки и значительную часть захваченной земли передавали епископу Рижскому. В 1207 г. Ливония была признана провинцией Священной Римской империи германской нации, в 1225 г. – маркграфством, а епископу Альберту был пожалован титул имперского князя.
Орден меченосцев руководствовался уставом ордена Тамплиеров. Орденские братья подразделялись на рыцарей, священников и служащих. Рыцари давали обет безбрачия, приносили клятву верности папе и епископу. Во главе ордена стоял магистр.
Ему подчинялись командоры (комтуры), ведавшие военным делом, сбором церковной подати, светским судом и наблюдением за подведомственной территорией. Магистр и комтуры входили в руководящий совет – капитул. Рыцари ордена носили отличительные белые одежды с изображением алого креста и меча. Первым магистром ордена был Винно фон Рорбах (1202-1208), вторым и последним – Фольквин фон Винтерштаттен (фон Винтерштайн, Волгуин фон Наумбург)(1208-1236).
Деятельность меченосцев в Прибалтике постоянно пересекалась с интересами западнорусских княжеств и городов, прежде всего Новгорода и Пскова. Свои интересы здесь были у датчан, основавших в северной Ливонии в 1219 г. крепость Ревель (Таллин).
В 1234 году Новгородский князь Ярослав Всеволодович нанёс поражение орденскому войску под Юрьевом (Дерпт) и заключил с рыцарями мир на выгодных условиях. В 1236 г. папа Григорий IX объявил Крестовый поход против Литвы. В битве при Сауле (Шяуляй) 22 сентября войско литовского князя Выкинта нанесло Ордену тяжёлое поражение. Магистр и 48 рыцарей были убиты, а уцелевшие братья перешли под покровительство Тевтонского ордена.
12 мая 1237 года в Витербо (Италия) папа Григорий IX и гроссмейстер Тевтонского ордена Герман фон Зальца совершили обряд присоединения остатков Ордена меченосцев к Тевтонскому ордену. В Ливонию прибыл отряд тевтонских рыцарей во главе с Германом Балке, ставшим ландмейстером Ливонии. Обновлённый орден стал именоваться Орденом дома святой Марии Тевтонской в Ливонии или Ливонским орденом. Распоряжением папы символика Ордена меченосцев была упразднена.
ИсточникОпорным пунктом какого ордена стала построенная в 1201 — 1202 гг крепость Рига?
крепостное право- принудительный труд в обществе несвободных граждан, где все люди слуги. раб был собственностью хозяина. между помещиком и крепостным стояло государство. в древнем мире к рабам относились менее бережливо. в основном в древногсти это были должники или пленные.
речь идет о моисее,после того как он обратился к богу и простер руку свою воды красного моря расступились и обнажили свое дно для прохода еврейскому народу с одного берега моря на второй
Ну мне кажется, что он не был царской крови, и простой человек во время смуты захватил это и есть явление необычное)
леонардо да винчи! яркий представитель эпохи возрождения! человек который подарил миру картину мона лиза в которой изображена вся тонкость чувств! через картину передать чувства который изменит мнение не одного поколения людей в мире! для это нужен невроятный талант, трудолюбие! я бы рассказал потому что такие люди один раз, после него было не мало талантливых художников, но превзойти планку леонардо превзойти не удалось! я хочу чтою мою книгу про леонардо читали восхваляли и наслаждались тем что оставил леонардо
Источник