Овины и Риги это

Деревенские русские бани в овинах и шишах

Вопреки бытующим представлениям о широком распространении бань на Руси, бани имелись далеко не у всех крестьян, не во все периоды русской истории, не во всех регионах и не только в привычном для нас «хрестоматийном» банно-срубном виде. Например в Москве, Московской губернии и прилегающих губернях из-за экономии мылись в русских печах.
Также в деревнях использовались для мытья, парения и вознесения языческих молитв овины (Лебедева Н.И., 1929). Кроме овинов крестьяне использовали и их упрощенную модификацию – шиши. Эти постройки использовались для просушки снопов и плодов, которые раскладывали на плетеных щитах.

На XIX век в России было известно три типа крестьянских овинов – ямные, где каменка находилась в яме под овином, с наземной печью под приподнятым овином и «риги» – снопосушильни с боковым расположением печи. Овины топили с вечера, чтобы светлое время дня употребить на молотьбу. Каменки в ямах под овином, по сути, являлись готовыми банями-землянками. Крестьянам оставалось лишь закрыть продух из ямы в овин и плеснуть воды на камни, чтобы попариться в «овинной бане».

Недвижимость в Риге (Зиепниеккалнс)

Русские ямные овины из Тамбовской губернии: слева костровой овин, по центру – с каменкой. Справа — план и продольный разрез «шиша» с лазней в Московской губернии [Громов Г.Г.,1985].

Овины имели крестьяне с большими крепкими хозяйствами. Большинство же небогатых земледельцев использовали для сушки небольшого количества снопов «шиши» – яму с костром или каменкой, над которой возводили из жердей камеру для просушки снопов.

Верхняя камера отделялась от нижней огневой камеры сводчатой кладкой, закрепленной глиной со щелями для прохода дыма и горячего воздуха. Шиши также использовались для устройства бань. Более того, иногда жерди обкладывали дерном или торфом, для превращения шиша в более основательную баню или в сезонное жилище.

Яму у шиша и овина, где находилась каменка или костровище называли «лазня» или «влазня». Дух, живущий за очагом, на Руси назывался «шиш» или «шишига». В овинах обитал их дух-хозяин – «овинник», «подовинник» или «овинный батюшка».

Источник

Овины и риги

— см. Зерносушильня. Кроме описанных в этой последней статье О. и риг (например — урегулирование температуры, см. «Земл. Газета» 1896 г., № 14), в настоящее время в различных хозяйствах можно встретить усовершенствованные сушилки. Такова «снопосушилка-Рига Кшиштафовича», в которой сухой горячий воздух поступает не снизу, как в обыкновенных Ригах, а сверху.

В обыкновенных, поднимающийся вверх горячий воздух, встретив на своем пути прежде всего колосья поставленных на колосники снопов и отняв у них влагу, поднимается выше в более сырые гузовки, причем часто случается запаривание хлебов, происходящее от обращения паров в воду, стекающую на колосья. Если же сухой воздух поступает сверху, то сгущенные пары, по мере обсушивания хлебов в направлении сверху вниз, постепенно стекают на пол. К тому же Рига эта сушит зерно крайне равномерно, так как воздух «равномерно надавливается и опускается книзу по всей площади и правильно распределяется горизонтальными слоями», а не стремится, как это бывает в простых Ригах, в промежутки между снопами, служащие как бы вытяжными трубами, хорошо высушивая только слабо посаженные снопы. См. чертеж и описания в «Отчете международной выставки машин, приборов и снарядов для очистки, сортировки и сушки семян, в 1894 г.» (изд. Императорского Вольного экономического общнства) и в ст. «Новый универсальный овин», H. Ф. Румянцева («Хозяин», 1896, № 24).

📍 Вице-мэр Риги Эдвард Смилтенс считает #news #новости #латвия

Источник

tangostyle

Читаю Бунина, «Антоновские яблоки».
Попалось предложение: «На гумнах темнели густые и тучные конопляники, стояли овины и риги, крытые вприческу; в пуньках и амбарчиках были железные двери, за которыми хранились холсты, прялки, новые полушубки, наборная сбруя, меры, окованные медными обручами.

Вот и Word ругается — некоторых слов и «умная» проверка орфографии не знает.

Контекст мне понятен, но что такое конопляники, овины и пуньки я уже не знаю. Полезла в словарь.

Живя не в России, стала еще более уважительно относиться к Русскому языку. Иной раз объясняю М. значение какого-нибудь слова и думаю, какой красивый язык у нас!

Теперь своего любимого Набокова читаю с еще большим интересом, буквально анатомируя его слог и стиль.

Пролистала купленную для М. «Капитанскую дочку» на испанском. Улыбнулась. Это не Пушкин.

Источник

Финно-угорско-русский северный овин

Позади домов и овинников располагались строения, предназначенные для обмолота, сушки и хранения зерна — овины и риги. Их хорошо видно рядом с запасенными на зиму стогами сена.
Это особая постройка, зафиксированная этнографами и археологами у коми, мордвы, марийцев и у потомков веси и мери — русских Севера — ямный овин. С виду — обычное деревенское строение, сруб побольше банного. Но под срубом скрыта большая яма — подземный этаж. Там посередке — очаг, топящийся, разумеется, без трубы, по черному.

В полу проделаны пазы, через которые горячий дым поднимается кверху. А наверху, на сушилах — каркасе из жердей, под крышей — развешиваются снопы нового урожая. Топили овины пнями и корягами — чтобы дольше горели и больше давали тепла. С овинами и Ригами (от финского riihi — сарай для сушки и обмолота зерна)в поволжско-финском, среднерусско-финском и коми-фольклоре связаны многочисленные поверья и обряды, они считались местом, служащим для контактов с иным миром, для магии.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...