Почему игорь северянин переехал в Эстонию

Лица кружат. Лица вьюжат… Паутинный лунный луч оплел окно. «У женщины должен быть лунный характер…» А хорошо это я написал, черт возьми! Дышать трудно и больно. Ох, неспроста они собрались вокруг — эти перламутровые женские тени… Неспроста завели хоровод.

«Уж не прощаетесь ли вы со мной?» Он приподнялся на локте, но рука будто обломилась, и тело рухнуло на кровать. Похоже, все кончено.

Игорю Лотареву восемь. Пока родители бурно выясняют отношения, он пишет на листе бумаги буквы, и строчки напоминают ему живой плющ из сказки: оплетают страницу и превращаются в стихотворение. Когда родители разойдутся, он поедет в Сойволе под Череповец с отцом, а потом махнет с ним же на Дальний Восток. И влюбится раз и навсегда в Север. Глядя в его мудрые и чуть равнодушные глаза, признается ему в любви и скажет, что отныне он — Игорь Северянин.

Он всю жизнь будет тщетно искать аналогичной земной любви с прекрасными дамами. Но подобной непокоренной красоты, величия и в то же время простоты не найдет ни в одной из них. А ту, что будет напоминать северную красоту больше, чем другие, предаст. И по- том наступит раскаяние — безнадежно запоздавшее.

Игорь Северянин Биография

. Длинный, некрасивый, со скуластым лицом, он читал стихи, сжав белыми пальцами стебель лилии.

Он был скорее скорбен, чем серьезен, а зал рыдал от хохота. Все в этом поэте и чтеце вызывало демонический смех — так он был манерен, нетипичен, неловок. Никто и подумать не мог, что спустя пару лет этот «тип» будет избран Королем поэтов, оставив позади Маяковского, а женщины будут сходить по нему с ума.

Его судьба — быть странным и непонятым, оказаться вдали от родины, быть нелюбимым эмигрантами и почти забытым дома — озарялась лишь творчеством и бесчисленными бурными романами. А на пороге перед вечностью его бессчетные музы явились к нему, как тени, жена официальная была далеко, гражданской не было дома, и его последний вздох услышала ее сестра. От этого ему стало больно. В последний раз.

К его 16 годам отношения с отцом уже не ладились. И Василий Лотарев был непрост, и Игорь — своенравен. В 1903 году он вернулся к матери, а через год узнал, что отца убил туберкулез.

Мать, белая кость из дворян Шеншиных, теперь всегда была рядом. А он все равно ощущал себя одиноким и стремился заполнить это одиночество влюбленностями. Он рассылал стихи по разным редакциям и получал от них оплеухи — стихи не нравились.

После издания в солдатском журнале первого стихотворения, подписанного еще фамилией «Лотарев», Игорь истратил дядькины деньги на издание нескольких брошюр и принялся рассылать уже их — так было солиднее. А все равно не печатали! Почему? Он искренне не понимал: сомнений в ценности написанного лично у него не было.

И к моменту встречи с Константином Фофановым Игорь был уже достаточно опустошен отказами и непризнанием. День встречи с человеком, который первым разглядел его талант и стал его главным учителем, Северянин отмечал всю жизнь как праздник.

Игорь Северянин. Лекция Константина Кедрова

Фофанов не только оценил его как поэта и оценил его амбиции, но и ввел в литературные круги. Принимали Северянина неохотно. Но как-то его стихи прочел Лев Толстой, и его гневная критика возбудила такой интерес к творчеству Северянина, что он мигом стал популярен. Его, наконец, начали печатать, он вошел в моду.

Манерничать Северянин не стал, мигом обозначив свое отношение к успеху: «Я, гений Игорь Северянин, Своей победой упоен: Я повсеградно оэкранен! Я повсесердно утвержден!» В 1910 году не станет Толстого, а главное литературное течение начала XX века — символизм — вступит в пору кризиса. Северянин манифестирует новое направление — эгофутуризм.

Он похоронит его через год, а спустя три года издаст сборник «Громокипящий кубок», и слава окончательно накроет его с головой. Его появления на сцене в длинном черном сюртуке, необычная манера чтения скандирования будут действовать на публику гипнотически. Читая свои «поэзы», он будто улетал в иные миры, не глядел в зал, но чувствовал себя Богом. И как бы ни продолжали его критиковать, он будет выше всего этого — выше зала, выше критики, в погоне лишь за одним — нескончаемой и великой любовью к нему и его стихам.

Свои романы и романчики он хранил в уголке души, скрупулезно пересчитывая любимых женщин и никогда не сбиваясь со счета. «Это моя двенадцатая…» — представлял он спутницу.

А впервые будущая звезда поэзии влюбился в девять лет — «объекту чувства» было столько же. Потом Лиза, двоюродная сестра, красавица с восковой кожей и дивными глазами, заберет его сердце и растопчет — обвенчавшись с другим. В церкви, где сладко пахло ладаном и свечами, он представит, как Лиза обнимает мужа, и упадет в обморок, уничтоженный этим видением. Но вскоре влюбится еще страстнее.

Они встретились с Женечкой Гуцан в 1905-м. Уже тогда Игорь знал, что способен любить лишь королеву, но Женя ей и была — красавица и умница. Он был еще никто и ничто, неудачник на нескладных ногах, называл Женю Златой, боготворил ее и как-то по отсутствию денег даже пришел к ней в Гатчину пешком из Петербурга.

Женя хохотала — вот это пилигрим! Он говорил ей, что они никогда не расстанутся. Женя зарабатывала шитьем и верила в будущее Игоря, но материальные проблемы встали во весь рост, когда она забеременела Тамарой. Они смогли прожить вместе лишь три недели.

Злата вскоре нашла себе покровителя с деньгами, судя по всему, человека неплохого — если уж она решилась родить от него второго ребенка. А когда покровитель умер, Игорь уже был погружен в другой роман.

Обеспокоенная судьбой детей, рациональная Злата вышла замуж за немца-служащего, стала фрау Менеке, с началом немецких погромов эмигрировала с супругом в Берлин, где сделала карьеру как талантливая швея. Много лет она вспоминала Игоря с нежностью, оплакивая — кто-то сказал ей, что он погиб на фронтах Первой мировой.

Но однажды в русском журнале, что выходил в Берлине, она увидела его стихи, написала в редакцию и письмо нашло адресата! Северянин, уже женившийся, на волне нахлынувших чувств написал поэму «Падучая стремнина» и встретился с по-прежнему прекрасной Златой и собственной дочкой — ей исполнилось шестнадцать… Тамара была так похожа на него, что молодая жена вынудила Игоря выбирать — фрау Менеке с дочкой или она, Фелисса. Северянин остался при жене. Так что всегда любимую Женю-Злату он увидит следующий раз только спустя много лет, чтобы немного погрустить о другом сценарии жизни.

. Кружат, вьюжат. Вот Соня Шамардина. Манкая, вскружившая голову и Маяковскому. Лена Новикова, чувственная Мадлэна, Лида Рындина, «северянка» Аня Воробьева… Машенька Домбровская, его Муринька. Сестры Борман. Валентина Берникова… Лена Семенова.

Боже, как они были прекрасны. И как теперь далеки.

27 февраля 1918 года в московском Политехе избирали короля поэтов. Обойдя Маяковского и популярного в ту пору поэта Каменского, Северянин был счастлив: «Я избран королем поэтов На зависть нудной мошкаре». Позже он выхлещет себя за эту «нудную мошкару», запоздало осознав свое высокомерие.

А мама болела, ее нужно было «проветрить», и они уехали в Эстонию, в тихое местечко Тойла. К отделению Эстонии от России Северянин отнесся не всерьез, и то, что стал вынужденным эмигрантом, понял не сразу. А оказалось — это навсегда. Лена Семенова, приехавшая с ним и подарившая ему дочку, ушла из его жизни, устав от этой неожиданной ссылки и нищеты.

Но однажды Северянина пригласят на вечер в местную пожарную часть. Там будут читать стихи, и юная чтица пронзит его взглядом глаз цвета моря. Фелисса Круут была красива и напоминала ему Север своим горделивым спокойствием.

В ней не было того, что прежде пленяло Северянина в женщинах — ни игры, ни кокетства и изящества, зато имелось то, чего не хватало всем предыдущим его дамам — практичность, твердость, надежность. В декабре 1921 года в Успенском соборе Тарту он поведет ее под венец и прикроет глаза, услышав ее спокойное «да».

Игорь решит «осупружиться», по его выражению, не переждав даже сороковин по матери — соединение с Фелиссой было ему необходимо. Жена, любя его сумасшедше, стала для него всем — матерью, любовницей, поварихой, секретарем, и даже ревновала его сдержанно. Северянин же был неисправим, все равно заглядывался на женщин — на ту же Евдокию Штранделл, хозяйку лавки в Тойле, с которой его связывал страстный пятилетний роман… Все было пустым! Вместе с Фишкой, как он называл жену, в его жизнь пришел истинный смысл.

В 1922-м у Игоря и Фелиссы родился сын. Северянин назовет его странно — Вакх. Он был оригинален и в этом! Судьба подарит им 16 лет брака — немыслимый для Северянина срок при одной «юбке». Его будет мучить лишь одно — унизительное понимание того, что он фактически нахлебником живет при тесте.

Стихи, даже если их печатали, ничего не приносили, чтобы хоть что-то положить в семейную казну, он продавал по дачам пойманную рыбу… «Подумать страшно — я живу нахлебником у простого эстонца… — говорил он при встрече Ирине Одоевцевой. — Я для него не знаменитый поэт, а барин, дворянин, сын офицера. За это он меня и кормит. Ему лестно. А я ловлю рыбу.

И читаю свои стихи речным камышам и водяным лилиям. Больше ведь некому…» И здоровье… Оно уходило.

«Сердце изношено, одышка» — напишет он.

Пятилетний провал в издании стихов морально растер его в муку. Он начал раздражаться, пылить. Теперь те качества, которые он так ценил в Фелиссе, его выводят из себя. Они начали ссориться — устав от бедности. Спасение от всего он увидел в новом романе.

И тут ему написала письмо Вера Коренди — давняя поклонница его стихов, решившая, что ее предназначение — быть рядом с гением.

Письмо Веры очаровало Северянина. Плюс ко всему, она был красива… Летом 1935 года Вера громогласно заявила, что ее дочь, урожденная Валерия Порфирьевна Коренева, родившаяся 6 февраля 1932 года, — дочь Игоря. Этого Фелисса вынести не могла. Игорь ушел к Вере, переехал в Таллин, где в это время учился Вакх, начал все с нуля, но… Резко постаревший кумир вскоре стал для Веры обузой. Плюс ко всему, в обществе ее не больно-то воспринимали как жену поэта. Словом, Северянин запросился к жене обратно. .

Я соберу тебе фиалок

И буду плакать об одном:

Не покидай меня — я жалок

В своем величии больном.

Так писал Северянин, пытаясь вымолить прощение у жены. Но Фелисса не смогла его простить. С присоединением Эстонии к СССР ничто радикально в жизни Северянина не изменилось: его не печатали. Новые стихи исчезали из памяти — больше он их не записывал.

Когда Таллин оккупировали немцы, поэт был уже тяжело болен. Вера помогала ему, как могла. Однажды она разговорилась с немецким офицером, как оказалось — знатоком русской литературы.

Имя Северянина было ему знакомо, и немец оформил ему паек — поэту трижды в день приносили еду. Впрочем, было уже поздно — тени собрались вокруг и начали хоровод. 20 декабря 1941 года Северянин скончался.

На руках не у любимой женщины, а у сестры гражданской жены. Его похоронили в Таллине. После войны пройдет еще тридцать лет, и на родине поэта увидит свет сборник его стихов.

За все время вынужденной фактической эмиграции Игорь Северянин дал около 40 поэтических концертов, выпустил 17 книг, среди которых: «Классические розы», «Роман в строфах» «Рояль Леандра», «Запевка», «Не более, чем сон». Свой разрыв с женой Фелиссой он признавал своей громадной ошибкой. Всего он посвятил ей двести стихотворений, включая «Поэзу голубого вечера» и «Поэзу счастья».

Фелисса, яркая личность сама по себе, литератор и переводчица, умерла в 1957-м. Вакх Игоревич Лотарев уехал в Швецию, где ныне живут его дети — внуки поэта. Вакх скончался в 1991-м.

Старшая дочь поэта Валерия Семенова (21 июня 1913 года — 6 декабря 1976 года), названная в честь Валерия Брюсова, после переезда в 1918 году в Эстонию большую часть прожила в Усть-Нарве, работала в Тойле в рыболовецком колхозе. Похоронена на кладбище в Тойле, очевидно неподалеку от утраченной могилы матери Елены Яковлевны Семеновой.

Веры Коренди не стало в 1990-м. Еще в 1951 году она добилась для дочери выдачи советского паспорта на имя Валерии Игоревны Северяниной. Надгробный памятник на ее могиле не содержит даты рождения. Коренди утверждала, что поэт требовал скрывать дату ее рождения: «Дочь поэта принадлежит вечности!»

Источник: news.rambler.ru

Игорь Северянин

И́горь Северя́нин (большую часть литературной деятельности автор предпочитал написание Игорь-Северянин; настоящее имя — И́горь Васи́льевич Лотарёв [1] ; 4 мая (16 мая н.ст.) 1887, Санкт-Петербург — 20 декабря 1941, Таллин) — русский поэт «Серебряного века».

Начало биографии и раннее творчество

Родился в Петербурге в семье военного инженера Василия Петровича Лотарёва (1860 [источник не указан 33 дня] —1904). По материнской линии являлся троюродным братом русской революционерки и советского государственного деятеля А. М. Коллонтай (урождённая Домонтович), а также приходился дальним родственником историку Н. М. Карамзину, поэту А. А. Фету.

Первые 9 лет провёл в Петербурге. После разрыва родителей жил у тётки и дяди в их имении Владимировке в Новгородской губернии (ныне Вологодская область, под Череповцом, в этом имении сейчас находится музей Игоря Северянина). Закончив четыре класса Череповецкого реального училища, в 1904 году уехал с отцом на Дальний Восток. Затем вернулся назад в Петербург, к матери.

Первые публикации появились в 1904 году (за свой счёт), в дальнейшем на протяжении девяти лет Северянин издавал тонкие брошюры со стихами, приносившие долгое время лишь скандальную известность (например, растиражированный возмущённый отзыв Льва Толстого на одно из его стихотворений в начале 1910 года). Из поэтов старшего поколения поначалу обратил внимание на молодого Северянина лишь Константин Фофанов (впоследствии его и Мирру Лохвицкую Северянин объявил учителями и предтечами эгофутуризма).

На пике популярности

Успех пришёл к поэту после выхода сборника «Громокипящий кубок» (1913, предисловие к которому было написано Ф. Сологубом). В течение 1913—1914 гг. Северянин выступал со многими вечерами («поэзоконцертами») в Москве и Петербурге, встречая огромную популярность у публики и сочувственные отзывы критиков разной ориентации, в том числе критиков, скептически относившихся к футуризму. Для его лирики характерна смелая для тогдашнего вкуса (до грани пародийности) эстетизация образов салона, современного города («аэропланы», «шоффэры») и игра в романтический индивидуализм и «эгоизм» [2] , условные романтически-сказочные образы. Стих Северянина музыкален (во многом он продолжает традиции Бальмонта), поэт часто использует длинные строки, твёрдые формы (некоторые изобретены им самим), аллитерацию, диссонансные рифмы.

Северянин был основателем литературного движения эгофутуризма (начало 1912), однако, поссорившись с претендовавшим на главенство в движении Константином Олимповым (сыном Фофанова), осенью 1912 года покинул «академию Эго-поэзии» (о выходе из движения объявил знаменитой «поэзой», начинающейся словами «Я, гений Игорь-Северянин…»). Впоследствии ездил в турне по России в 1914 г. с кубофутуристами (Маяковским, Кручёных, Хлебниковым).

Вышедшие после «Громокипящего кубка» сборники 1914—1915 гг. («Victoria regia», «Златолира», «Ананасы в шампанском») воспринимались критикой более прохладно, чем «Кубок»: Северянин включал в них в большом количестве ранние, незрелые «поэзы», а новые тексты из этих книг во многом эксплуатировали образность «Кубка», не добавляя ничего нового. В 1915—1917 гг. Северянин поддерживал (совместные выступления, турне, сборники) ряд молодых авторов, большинство из которых никакого следа в литературе не оставили; самым заметным учеником Северянина этого периода был Георгий Шенгели, который сохранил признательность учителю и после смерти Северянина посвятил его памяти несколько стихотворений. Поэтика Северянина этого периода оказала также определённое влияние на раннее творчество таких известных поэтов, как Георгий Иванов, Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев, впоследствии примкнувших к другим направлениям.

27 февраля 1918 года в Большой аудитории московского Политехнического музея прошел «поэзовечер», на котором состоялось «Избрание Короля поэтов». Венком и мантией «Короля поэтов» публика увенчала Игоря Северянина. Вторым был Владимир Маяковский, третьим — Василий Каменский.

В эмиграции в Эстонии (1918—1941)

Из тридцати восьми лет литературной деятельности Северянин почти двадцать четыре года прожил в Эстонии, где ещё до революции купил дачу в местечке Тойла и куда переехал в 1918 г. В 1921 г женился на эстонке Фелиссе Круут (единственный его зарегистрированный брак). Ездил в дальнейшем с выступлениями во Францию и в Югославию.

Поздняя лирика Северянина во многом отходит от его стиля 1910-х годов. Самые заметные его произведения этого периода — несколько получивших большую известность стихотворений («Соловьи монастырского сада», «Классические розы»), автобиографические романы в стихах «Колокола собора чувств», «Роса оранжевого часа», «Падучая стремнина» и сборник сонетов «Медальоны» (портреты писателей, художников, композиторов, как классиков, так и современников Северянина).

Переводил стихотворения А. Мицкевича, П. Верлена, Ш. Бодлера, эстонских и югославских поэтов.

Ни один другой русский поэт не отразил столь широко в своих стихах природу и жизнь Эстонии, как Игорь Северянин. Он же стал крупнейшим переводчиком эстонской поэзии на русский язык. Среди эстонских поэтов, чьи произведения Северянин перевёл на русский язык, — Хенрик Виснапуу, Мария Ундер, Алексис Раннит, Фридрих Рейнхольд Крейцвальд, Фридрих Кульбарс, Лидия Койдула, Юхан Лийв, Густав Суйтс, Фридеберт Туглас, Иоганнес Барбарус и Иоганнес Семпер.

После присоединения Эстонии к Советскому Союзу в 1940 году возобновил творческую активность, пытаясь публиковаться в советской печати.

Умер в оккупированном немцами Таллине от сердечного приступа, в присутствии Валерии, младшей сестры своей гражданской жены Веры Борисовны Коренди (девичья фамилия — Запольская, Коренди — эстонизированная фамилия её первого мужа Коренова).

Похоронен на Александро-Невском кладбище в Таллине.

Доходчивая музыкальность его стихотворений, часто при довольно необычной метрике, соседствует у Северянина с любовью к неологизмам. Смелое словотворчество Северянина создаёт его стиль. В его неологизмах есть многое от собственной иронической отчуждённости, скрывающей подлинную эмоцию автора за утрированной словесной игрой. [3]

Произведения

  • «Зарницы мысли» (1908)
  • «А сад весной благоухает. » (с откликом И. А. Гриневской). СПБ., типография И. Флейтмана, Спб., Казанская, 45 (1909).
  • «Весенний день» (1911)
  • «Качалка грёзэрки» (1912)
  • «Громокипящий кубок» (1913)
  • «С крестом сирени» (1913)
  • «Златолира» (1914)
  • «Ананасы в шампанском. Поэзы» (М.: Изд-во Наши дни, 1915. — 125 с.)
  • «Victoria regia» (1915)
  • «Поэзоантракт» (1915)
  • «Собрание поэз» (1916) (том 1, издание В. В. Пашуканиса, Москва, 1918)
  • «За струнной изгородью лиры» (1918)
  • «Поэзо-концерт» (1918)
  • «Собрание поэз» (1918)
  • «Creme de Violettes» (1919)
  • «Puhajogi» (1919)
  • «Вервэна» (1920)
  • «Менестрель» (1921)
  • «Миррэлия» (1922)
  • Роман в стихах «Падучая стремнина» (1922)
  • Комедия «Плимутрок» (1922)
  • «Фея Eiole» (1922)
  • «Соловей. Поэзы» (Берлин / Москва: Издание акц. о-ва Накануне, 1923. — 204 с.)
  • «Трагедия титана» (1923)
  • Автобиографический роман в стихах «Колокола собора чувств» (1925)
  • «Роса оранжевого часа» (1925)
  • Роман в стихах «Рояль Леандра» (1925)
  • Классические розы. Белград, 1931.
  • «Адриатика» (1932)
  • «Медальоны» Белград, 1934.
  • Рукописный поэтический сборник «Литавры солнца» (1934, не был издан)

Изучение творчества

На изучении творчества Игоря-Северянина специализировался рано ушедший из жизни эстонский литературовед-русист Рейн Круус, опубликовавший 25 статей об эстонском периоде творчества поэта. Главным трудом Рейна Крууса стала увидевшая свет в 1988 году в Стокгольме публикация «Игорь Северянин. Письма к Августе Барановой. 1916—1938», в работе над которой участвовал шведский литературовед Бенгт Янгфельдт.

Источник: dic.academic.ru

Почему игорь северянин переехал в эстонию

Существует народная дипломатия, а есть ещё культурная. Знаменитый поэт Серебряного века Игорь Северянин, проживший в Эстонии более 20 лет, и сегодня почитается в этой прибалтийской стране, несмотря на все политические разногласия. Спектакли о Северянине, своими переводами и концертами открывшего эстонскую поэзию миру, ставятся в центральных театрах Таллина. Северянинские поэтические вечера проходят под аккомпанемент военного оркестра Эстонии, а в парках можно обнаружить таблички с русскими четверостишиями поэта.

В этом году исполняется 100 лет со дня отъезда Игоря Северянина в Эстонию. Он уезжал на окраину большой родины, а оказался вынужденным эмигрантом, и на закате жизни жарко приветствовал присоединение Эстонии к Советскому Союзу. Но случилось то, чего боялся Северянин, – его потомки не говорят по-русски. Родственники поэта рассказали «Русскому миру» о том, что попытки связаться со шведским внуком поэта и его семьей пока не увенчались успехом.

Эстонский поселок Тойла был до революции популярным местом отдыха петербургской творческой интеллигенции. Знаменитые писатели, поэты и художники арендовали дачи на лето на живописных берегах Финского залива. Северянин впервые оказался в Тойле в 1912 году и влюбился в эти места. Спустя 6 лет, когда послереволюционный Петроград голодал и замерзал, поэт перевез в Тойлу больную мать.

А сам еще успел вернуться в Москву и с блеском выступить на вечере в Политехническом музее, где был назван королем поэтов, победив самого Маяковского. Возвращение к матери совпало с моментом образования Эстонской Республики, возвращение на родину оказалось осложнено. «Я не эмигрант и не беженец, я просто дачник», – писал он.

Игорь Северянин и в маленькой Тойле нашёл коллег по перу, почитателей и даже учеников. На одном из поэтических вечеров он встретил Фелиссу Круут – дочь местного плотника вдохновенно читала чужие стихи. На много лет она стала подругой жизни Северянина и своего рода соавтором его переводов.

Когда заработка ради поэт взялся за эстонскую поэзию, Фелисса готовила для него подстрочники и знакомила с особенностями языка. А Северянин, глядя на ее тексты, заново сочинял стихи по-русски. Северянинских переводов великое множество, и они издаются до сих пор. Помимо прочего Северянин составил антологию «Поэты Эстонии» (1929), в которую вошли 143 стихотворения 33 эстонских авторов.

В 1921 году они обвенчались, а в 1922 году у пары родился сын, названный поэтом в духе своих юношеских поэз – Вакхом. Эстония ещё не забыла, как была частью Российской Империи, и Игорь Северянин в те годы считался в стране одной из главных знаменитостей. Особенно в крупных городах.

Стоило ему присесть в кафе или ресторане, посетители бросались угощать поэта, а хозяева ресторанов отказывались брать деньги. Видя такое почитание, Северянин, в обычной жизни простой и скромный человек, напускал на себя важность и отстраненность, исполняя роль поэта не от мира сего. В те же годы у него состоялись несколько успешных турне по странам Прибалтики, Скандинавии и Центральной Европы, в которых Северянин читал собственные стихи и переводы эстонских поэтов. Часто они выступали в паре с Фелиссой – она читала стихи по-эстонски, одетая в национальный костюм, а он исполнял те же строки на русском.

Игорь Северянин и Фелисса Крутт. Фото: poet-severyanin.ru

Но годы шли, слава уходила, давали о себе знать возраст и болезни. Последние годы жизни Игорь Северянин прожил практически в нищете, и рядом уже была другая женщина – Вера Коренди. Северянин умер в Таллине в декабре 1941 года, похоронен на местном Александро-Невском кладбище. На могиле выгравированы его известные строки: «Как хороши, как свежи будут розы, моей страной мне брошенные в гроб».

В сегодняшней Эстонии Северянина не забывают. Упоминание имени Северянина можно встретить и на улицах эстонских городов. В деревушке Саркюле, где поэт жил в последние годы, одна из улиц носит его имя. В Тойле возле дома поэта установлен памятный камень. А в местном парке несколько лет назад открыли «километр поэзии» – на парковых скамейках прикреплены таблички со строфами Игоря Северянина.

Много лет в Эстонии существует Северянинское общество, объединяющее десятки почитателей творчества поэта – преподавателей вузов, актеров, художников, русских и эстонцев. К юбилеям (и не только) в библиотеках Таллинна, Тойлы и других городов открываются выставки памяти поэта. На театральных сценах проходят спектакли с эпизодами из биографии Северянина или поэтические композиции по мотивам его творчества. В 2012 и 2017 годах юбилейные дни рождения поэта отмечались довольно широко, на некоторые мероприятия деньги выделило Министерство культуры Эстонии.

 Парк в Тойле. Фото: wikiway.com

В мае прошлого года 130-летие Северянина отметили на сцене таллинского Русского театра большим поэзоконцертом. Артисты читали произведения поэта под аккомпанемент Духового оркестра сил обороны Эстонии. Один из участников поэтического вечера, эстонский актер Эдуард Тее, рассказал «Русскому миру», как воспринимают Северянина в современной Эстонии.

«Конечно, не моё право говорить за всех жителей Эстонии, – заявил он. – Могу судить лишь по личному опыту. В Эстонии действует несколько Северянинских обществ, изучающих и популяризирующих творчество поэта. Регулярно проходят лекции или открытые чтения. Северянин — подарок Вселенной эстонской земле. Он много написал про Эстонию, многих людей заразил поэзией.

Поэзоконцерты, в которых мне довелось участвовать, собирали полные залы. Это были самые разные слушатели, среди которых было немало тех, кто впервые для себя открыл поэзию Северянина. Эстонцы знают о его творчестве меньше, но тем не менее немало и переводов на эстонский язык. Образованные люди, конечно, в курсе обстоятельств жизни и смерти короля русской поэзии в Эстонии.

Во многих школах преподаватели русского языка и литературы сознательно уделяют творчеству Северянина чуть больше внимания. Проводят конкурсы чтецов, посещают северянинские места вместе со школьниками».

По словам актёра, к Северянину его притягивают противоречия, которыми полон поэт. «Мне предстоит ещё немалый путь знакомства с его творчеством, с его жизнью, – сказал он. – Но могу точно сказать, что для меня счастье и честь – взять бутылку вина, прийти к берегу Балтики, прочитав «Это было у моря». И чувствовать, что дух автора — на соседнем камне».

Несколько Северянинских обществ есть и в России, и главное из них – семья поэта. Почти каждый год в усадьбу Владимировка под Череповцом, где провёл юность Северянин и где открыт его единственный музей, приезжают три внучатые племянницы поэта. Их дедушки и бабушки приходились Северянину-Лотарёву (так звучит настоящая фамилия поэта) двоюродными братьями и сестрами.

 Усадебный дом Лотарёвых во Владимировке. Фото: wikimapia.org

По словам женщин, они пробовали привозить во Владимировку своих детей и внуков, но те не прониклись родством с Северяниным. Внучатые племянницы удивляются: «После Северянина поэтов в семье не было, ни одного. Но творческие люди постоянно рождаются».

Они рассказали корреспонденту «Русского мира» о том, что были знакомы с обеими эстонскими женами Игоря Северянина, которые прожили долгую жизнь. Фелисса Круут не слишком любила лотарёвскую родню, но, хотя нехотя, отвечала на их письма. А другая «вдова» (они не были женаты, но жили вместе), Вера Борисовна Коренди, встречала их, величественно раскинувшись в кресле. И говорила, что поэты призваны умирать молодыми, а их жёны – оплакивать их до старости.

Сын Северянина Вакх уехал в Швецию в молодые годы, прожил там всю жизнь, и умер в начале 90-х годов. Многолетние попытки родственниц его отца связаться с ним или его семьей пока ничего не дали. Искали через посольство, писали на шведском и английском. Нет ответа. «Наверное, Вакх был обижен на отца, который оставил их с матерью, и свою семью так настроил, – говорят женщины. – Но мы не теряем надежды».

Источник: russkiymir.ru

Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарёв)

Игорь Северянин – известный русский поэт, яркий представитель Серебряного века. Он был искусным декламатором, настоящим новатором-словотворцем, активно пропагандировавшим свои произведения. Именно Северянина называют первым эстрадным поэтом, со своими «поэзоконцертами» он объездил много российских городов. В 1918 году Северянин стал «Королем поэтов».

Он получил это почетное звание за участие в поэтическом вечере, который был организован в Петербургском политехническом музее. В числе литераторов, соревновавшихся за высокое звание «Короля», был и Владимир Маяковский.

Во времена СССР на своей родине поэт не пользовался популярностью. В учебниках литературы говорилось о нем очень мало, с немалой долей осуждения. Но это была предвзятая точка зрения. Творчество Северянина вовсе не так однозначно, к нему стоит присмотреться внимательно, у поэта есть очень глубокие стихотворения с философским смыслом.

Он называл себя гением, и это не было завышенной самооценкой. Многие произведения Северянина – точные, емкие, с глубоким смыслом, подтверждают такую высокую оценку.

Детство

Настоящая фамилия поэта – Лотарев. Он родился в северной столице 16 мая 1887 года в семье военного инженера. Для мамы Игоря, представительницы древнего, богатого рода дворян Шеншиных, брак с Василием Лотаревым был вторым. В первый раз она вышла замуж за генерал-лейтенанта Домонтовича, рано овдовела.

Семейная жизнь родителей будущего поэта не была счастливой, но к сыну отец и мать относились с большой любовью. Уже в раннем возрасте было видно, что в их семье растет необычный ребенок. В восемь лет Игорь написал свое первое стихотворение под названием «Звезда и дева». Оно отличается легким слогом.

Игорь Северянин в детстве

Когда мальчику исполнилось девять лет, Василий и Наталья развелись. Сын остался с отцом, который в том же году вышел в отставку, поселился в усадьбе Сойвола, располагавшуюся недалеко от Череповца. В этом городе мальчик посещал реальное училище. На всю жизнь поэт сохранил теплые воспоминания о директоре учебного заведения, Б. А. Тенишеве, веселом, остроумном и добром человеке.

Весной 1903 года отец и сын Лотаревы уехали на Дальний Восток. Долгое путешествие через всю Россию стало для юноши настоящим катализатором. Он получил много новых впечатлений, вновь стал писать стихи. Темой его ранних произведений была любовь, но с началом русско-японской войны Игорь стал писать патриотические стихотворения.

Некоторое время молодой поэт жил у отца в городе Дальний (Манчжурия), затем в Порт-Артуре. После ссоры с отцом юноша отправился в Санкт-Петербург, к матери. Через год Василий Лотарев скончался от туберкулеза, встретится и помириться с сыном ему так и не удалось.

В северной столице молодой человек поселился вместе со своей матерью в доме сводной сестры поэта, Зои Домонтович. Через два года в солдатском журнале «Досуг и дело» было опубликовано стихотворение Игоря Лотарева под названием «Гибель «Рюрика».

Спонсором молодого поэта был его дядя, на средства которого литератор выпускал тоненькие сборники стихотворений. Он отправлял эти брошюры в редакции, чтобы получить отзывы. Но его идея потерпела крах, отзывов на произведения не было. Тем не менее, за короткое время Лотарев издал 35 брошюр, которые позднее он решил объединить в «Полное собрание поэз».

В 1907 году Лотарев познакомился с поэтом Константином Фофановым, оказавшем большое влияние на молодого собрата по перу. Фофанов оказал протекцию Игорю, познакомил его со многими литераторами, редакторами. В благодарность за дружбу и теплые отношения Лотарев ежегодно отмечал день, когда он встретился со своим учителем, считая его большим праздником.

Именно Фофанов посоветовал своему молодому другу взять творческий псевдоним. Так Игорь стал Северяниным, новая фамилия служила ему оберегом. Авторская версия псевдонима была такой – Игорь-Северянин, но она не прижилась, поскольку выглядела чуждой для русского языка.

Игорь Северянин

Анне Воробьевой он посвятил своей прекрасное стихотворение «Это было у моря», Евгении Гуцан — несколько стихов из первых сборников.

Он уехал в Эстляндию с гражданской супругой, но вскоре женился на Фелиссе Круут. Эту женщину он называл самой значимой в своей жизни. При этом Северянин постоянно ездил на гастроли, где очень быстро заводил романы, некоторые из них были долгими. Вера Борисовна Коренди, школьная учительница, сумела развести супругов. Фелисса устала от ее навязчивости, в 1935 году она выгнала Северянина из дома.

Последние годы поэт жил с Коренди, но продолжал писать жене покаянные письма. Он хотел, чтобы Фелисса вернулась. У Северянина было трое детей от разных женщин, две дочери Валерии и сын Вакх.

Причина смерти

Поэт скончался в декабре 1941 года от болезни сердца. Это произошло в Таллине, Северянин переехал в столицу после оккупации Эстонии немецкими войсками. Прах русского поэта погребен на Александро-Невском кладбище.

Труды

  • Громокипящий кубок
  • Златолира
  • Ананасы в шампанском
  • Поэзоантракт
  • За струнной изгородью лиры
  • Поэзоконцерт
  • Вервэна
  • Менестрель
  • Миррэлия
  • Падучая стремнина
  • Я чувствую как падают листья
  • Соловей
  • Трагедия титана. Космос
  • Колокола собора чувств: Автобиогр
  • Роса оранжевого часа
  • Классические розы
  • Адриатика. Лирика
  • Медальоны
  • Рояль Леандра

Ссылки

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and tap on selected text.

Источник: biographe.ru

Рейтинг
Загрузка ...