Почему в Риге не любят русских

Почему в Латвии, не любят Россиян?

Предтеча тому — по существу — да — аннексия Латвии Советским Союзом Латвии в 1940. Не исключено, что народ там в массе был тогда не против войти в состав СССР (вроде бы сохранилась кинохроника, свидетельствующая о вполне себе теплом приеме частей Красной Армии, входящей на территорию республики), однако вскоре наступило разочарование — по Латвии прокатилась волна сталинщины (репрессии — раскулачивание, высылка в Сибирь и Казахстан, да и расстрелы), а в 49-м году — новая волна репрессий.

Ну и, прямо сказать, у тамошнего населения был впоследствии большой соблазн перенести «достоинства» тогдашней советской системы, ее репрессивной машины на россиян, русских вообще («все они такие»; я не считаю подобное оправданным). Латыши все советское время в массе считали (и сейчас считают, справедливо или нет — отдельный вопрос), что в результате «оккупации» (в кавычках и без) они были лишены реальной исторической возможности «войти в Европу», стать передовым европейским государством. Ну а коли так. у меня есть в Латвии родственник (троюродный брат, его мама (русская) — двоюродная сестра моей мамы), так он (несмотря на половину русской крови) — вполне себе латыш, ну и в детстве он (его мама рассказывала) говорил, что «мы убьем всех русских»; когда же узнал, что мама-то — русская, то несколько «смягчил позицию» — «мы убьем всех русских, кроме тебя»; следующим этапом он узнал о других русских родственниках и стал говорить «. кроме тебя, тети Томы. «. постепенно ему мама объяснила, что таких «кроме» — миллионы, и русофобость у него ушла в прошлое. Но у многих — вовсе не ушла, и им крайне трудно объяснить, что нынешние русские, россияне не могут быть в ответе за преступления режима прошлых десятилетий (опять же — «все они такие»), а также и то, что Россия не имеет никаких «намерениев» нападать на Латвию.

Семён Слепаков: Патриотическая-эротическая

9 лет назад я был на Мальте — на курсах английского языка, ну и «на них же» там были две латышки-молодяжки, и решил я тогда «на нейтральной территории» пообщаться с ними «как ни в чем не бывало», ну и они ответили тем же — были столь же приветливы и улыбчивы, приняли от меня подарки, согласились на памятный снимок. Значит, ситуация с «нелюбовью» не такая безнадежная?

Источник

Почему Прибалтика нас не любит: взгляд оттуда

В советское время, ещё будучи школьником, я много ездил в Эстонию. Жил на хуторе. То, что прибалты русских не любят, знал – говорили родители. Но никогда этого не чувствовал. Спокойно ходил, никто никогда никак меня не третировал. Дружили с эстонской семьей из города Выру.

Ездили в гости друг к другу.

При этом их дети, подростки, мои ровесники, как-то раз рассказали, что ко мне, жителю Ленинграда, у них отношение уважительное. А не любят они русских, тех, кто живет у них в Эстонии…

Почему прибалты ненавидят русских?

После наступления «свободы» от СССР, которую, кстати, скажем честно, «приближали» и живущие в Прибалтике русские, на них «молодые демократии» отыгрались по полной программе…

Об этом статья постоянного автора ресурса nstarikov.ru Ильи Огородникова.

Современная история взаимоотношений у России и прибалтийских республик, мягко говоря, неоднозначная. Да и была ли она хоть когда-то однозначной, могут судить разве что историки.

Смущает другое: откровенно русофобская политическая конъюнктура прибалтийских государств с неофашизмом и порой откровенным расизмом как-то уживается с относительно большим туристическим потоком из России, который вполне комфортно чувствует себя в Прибалтике, не подвергаясь никаким репрессиям. Однако если копнуть чуть глубже, например, пожить некоторое время среди прибалтов, выясняется немало «интересных» деталей, которые упрятаны в глубине души этих народов и редко показываются туристам.

Думается, даже те, кто в Прибалтике ни разу не был, знает о чудовищных, даже с точки зрения современной Европы, законах, высказываниях и действиях, как отдельных чиновников, так и политики в целом. Да, это в Прибалтике людей официально разделили на два сорта — граждан и не граждан, которые на 90% являются этническими русскими и которые постоянно подвергаются тем или иным лишениям.

Это в Прибалтике одними из первых реабилитировали пособников нацистов и ветеранов войск СС. Это в Прибалтике все время звучат призывы нанести по России то экономический, то военный удар. И это Прибалтика постоянно пытается нарушить и так шаткое сотрудничество России со странами Центральной Европы.

Поскольку все, в первую очередь, направлено против России, в Европе на эти пакости публично закрывают глаза.

Причем, на российском телевидение регулярно появляются представители этих стран, которые на полном серьезе пытаются доказать правоту и законность всего вышеперечисленного. Даже удивляясь, почему мы, русские, никак не можем их понять.

А ещё хуже, что среди отечественной либеральной интеллигенции находятся те, кто подобных персонажей понимает и полностью поддерживает.

Самый распространенный тезис, который можно встретить в Прибалтике официально: «Весь период вхождения республик в состав Советского Союза в Эстонии, Латвии и Литве считается оккупацией, а идеологической разницы между Нацистской Германией и СССР не существует — это два одинаково страшных кровавых режима».

Причина этого — Договор о ненападении между СССР и Германией, который называют «пактом» и всячески демонизируют.

В Европе договор между Германией и СССР трактовали и трактуют однозначно — оккупация. Но сказать это публично Сталину, тем более после победы, никто не решился: все участники безоговорочно признали новые границы Советского Союза и подтвердили их в 1975 году.

В прибалтах в ответ заседает глубокая обида. Для выплеска эмоций и доказательства незаконности действий СССР в каждой из трех столиц Прибалтики построены музеи, которые так и называются — «Музеи оккупации».

Для отвода глаз музеи эти имеют две экспозиции — периода фашистской оккупации и отдельно советской — мол, прибалты выступали вообще за любую «свободу», а не только против СССР.

На самом деле, это, конечно, лукавство, поскольку соотношение экспозиций делится где-то 10% на Германию с Холокостом и 90% на СССР «с репрессиями».

Сделаны они, само собой, как пропагандистское оружие для неокрепшей психики — максимально гнетущее и устрашающее. Период нахождения в составе Советского Союза подается только как нахождение в ГУЛАГе, где все, что происходило — это расстрелы и ссылки на каторгу «невинных».

Промывание мозгов начинается со школьной скамьи — каждый час в музей заходит одна-две группы детей из средних классов, которым, судя по всему, в принудительном порядке рассказывают ту самую «правду» об СССР.

Само собой, ни одного позитивного факта о советском периоде вы здесь не увидите.

Даже освобождение прибалтийских стран от немецких фашистов и фактически возвращение им советской армией государственности пусть и в составе СССР поданы, как смена одних оккупантов на других.

Самый безобидный, с точки зрения экспозиции, музей находится в Эстонии в замке Курессааре.

Здесь показано и то, что советская власть строила в Прибалтике всевозможные заводы и производственную экономику в целом, правда несчастные эстонцы все равно жили в полунищете и страхе. Тут воссоздан «быт советского времени» состоящий из ржавых кастрюль и игрушек с квадратными колесиками под присмотром офицеров НКВД.

Достаточно малейших знаний истории, чтобы понять, насколько лживо сделаны эти экспозиции. Например, большая часть представленных фотографий и биографий репрессированных прибалтов — это участники всевозможных «движений за свободу» (что иногда прямо подписано), которые в России известны как «Лесные братья» (в самой Прибалтике в таком виде этот термин не употребляется).

Это те самые товарищи, которые частично сражались на стороне нацистских войск, активно вели террористическую и подрывную борьбу с Советским Союзом. Выступали за раскол страны и свержение власти всеми возможными способами, включая убийства. Показаны они, само собой, как счастливые молодые друзья-партизаны и даже влюбленные пары, которых настигла кровавая рука НКВД.

Интересно, что суммарная численность участников всевозможных «движений за свободу» в Прибалтике по их же данным за весь период советского правления составляла не более двухсот тысяч человек, что приблизительно равнялось 2% населения трех республик. То есть, получается, что львиная доля населения Прибалтики ни «смертельного противостояния» с советской властью, ни репрессий, по большому счету, не заметила.

Однако на сегодняшний день подано это все так, будто «расстреляли всех». Откуда тогда в прибалтийских столицах для маршей берется столько живых пособников СС — вопрос, который не принято здесь задавать.

Обязательная часть пропаганды — репрессированные служители католических и лютеранских церквей, которых, якобы, безбожная советская власть преследовала по религиозным мотивам. Интересно, что тут же в музеях выложены копии документов, дел и свидетельских показаний, которые это опровергают. Оказывается, осужденные по 58-й статье священники, помимо своего основного религиозного долга, входили в те же подпольные мирские организации, открыто призывали к свержению власти, печатали антисоветскую литературу, укрывали преступников и пособников нацистов. Но с точки зрения современной власти это все богоугодные дела, и почему на эти действия «обижалась» советская власть, они якобы не могут понять до сих пор.

Что у них в головах

Все вышеописанное — уровень государственной пропаганды. На бытовой почве все немного иначе, с куда меньшей долей антисоветской и русофобской концентрации. Если оценивать грубо и исключая этническое русскоязычное население, картинка выглядит примерно так. Прибалты делятся на два типа: те, кто застал и не застал СССР.

Последние либо аполитичны в принципе, либо придерживаются государственной, то есть, в разной степени европейско-националистической линии. Как это слито воедино — отдельный вопрос.

Люди старшего возраста, заставшие СССР, порой с достаточным романтизмом вспоминают и комсомольские стройки, и в целом социальную направленность строя, однако категорически отрицательно относятся к уравниловке, запретам на контакты с соседними капстранами и главное — к национализации. Как и многие все-таки европейцы, прибалты в массе являлись крестьянами-ремесленниками, у которых часто были какие-либо мелкие производственные мастерские и земельные наделы. С точки зрения Советского Союза все это подпадало под предпринимательство, то есть, обогащение за счет прибавочной стоимости, и наемный труд, то есть эксплуатацию человека человеком, а также прочие антисоциалистические факторы, идущие в разрез с политикой построения равноправного социального государства. Одна из всплывающих тем за столом — насколько богатыми сейчас были бы многие прибалтийские семьи, если бы не советская национализация.

В восприятии прибалтийского обывателя картинка примерно следующая: в окружении двух тиранов жила-была маленькая аккуратная Прибалтика, которая никого не трогала. С одной стороны, в принципе, тиран понятный — европейский, просвещенный, богатый, во многом с переплетающейся средневековой историей и религией. С другой стороны — непонятный тиран-варвар, дикий и бедный, другой веры, но очень сильный. Прибалтика, в принципе, была бы не против служить тирану европейскому, примкнув к его богатству и просвещенности, но случилось две беды — «немец» сначала не принял в семью, а затем и вовсе проиграл битву, в результате чего «служить» пришлось нелюбимому «мужу»-варвару с Востока.

Для Прибалтов, особенно литовцев, вхождение немецких войск стало психологическим ударом. Не то, чтобы открыто, но регулярно можно встретить мнение, что Гитлер был освободителем от большевизма и объединителем Европы, куда прибалты, само собой, включали и себя. Удар заключался в том, что так не считал сам Гитлер: после входа нацисты начали страшным образом вырезать в Прибалтике десятками и сотнями тысяч евреев на глазах у всех, а затем и вовсе объявили Литву (наряду с Польшей и славянами в целом), странами второго сорта, подлежащими ликвидации как государственные образования. Так в прибалтийских глазах на время рухнула сказка о европейском единстве.

В Прибалтике большое количество мемориалов, касающихся Холокоста, и в целом вспоминают его с ужасом. Во многом именно Холокост в этих странах по сей день уберегает от открытого поднятия на флаги нацизма, как противопоставления большевизму. Есть предположение, что не будь уничтожения евреев, Гитлеру бы уже давно стояли памятники как герою-борцу с коммунизмом.

Что происходит сегодня

Почему Прибалтика нас не любит: взгляд оттуда

Собственно, страшный, но относительно краткосрочный период оккупации фашистами на фоне 50-летнего вхождения с состав СССР, а до этого и в царскую Россию, укрепил в прибалтах мнение, что Эстония, Латвия и Литва уже пятьдесят лет были бы частью Евросоюза и процветали под управлением Германии, если бы не проклятые большевики. Вопросом о том, существовали бы без СССР в принципе эти республики и их народы, в головах даже не возникает. А поскольку большинство большевиков были этническими русскими, значит, во всем они и виноваты.

Кстати, упрека в том, что после текущего вхождения в состав ЕС, Прибалтика лишилась чуть не половины своей экономики и трети выехавшего условно «драить немцам туалеты» населения, большинство прибалтов не поймет. Во-первых, потому, что сделать это они собственно собирались ещё 50-лет назад, и только из-за нас не смогли. Второй момент: прибалты не особо воспринимают выезд в страны Западной Европы за эмиграцию. Есть одна страна — Единая Европа, где существуют условные регионы — немецкая область, французский край и эстонская республика. Передвижение в пределах ЕС воспринимается ими как внутренняя миграция, вроде того, как жители Карелии или Пскова ездят учиться и работать в Санкт-Петербург.

В ответ прибалты часто упрекают русских в агрессивном имперском мышлении, мол, мы хотим всех захватить и править миром. Часть правды, надо признать, в этом действительно есть, но только на уровне развития, а не агрессии. Дело в том, что ментальность лимитрофных народов (за исключением разве что Польши) действительно хуторянская: свой красивый домик, скобяная лавка, пара гектар земли и три порося в хлеве — на этом предел мечтаний среднестатистического обывателя там заканчивается. Ни о каких всесоюзных промышленных революциях, освоении космоса, газопроводах через весь мир, застройки Марса, победы над мировым злом и прочих планетарных материях там никто не рассуждает. Если надо, промышленность и наука есть в немецкой области — туда можно съездить.

Преследование и притеснение русскоязычного населения в Прибалтике, несмотря на то, что почти везде язык свободно понимают и используют, по представлениям самих прибалтов — это борьба с сепаратизмом. Как они сами говорят, кивая на Крым и Донбасс, в случае какой-либо геополитической нестабильности в регионе, вся приграничная Прибалтика автоматом уходит к России в силу национального состава. Выдавить русскость и все что с ней связано, для моноэтнического контроля территорий — сегодня одна из основных задач прибалтийских государств.

Что в итоге

Почему Прибалтика нас не любит: взгляд оттуда

Если говорить в целом, то причина ненависти Прибалтики к России, само собой, комплексная, концентрированная и выдержанная, да к тому же многократно усиленная искусственными действиями властей. Единственным плюсом пока можно считать лишь то, что она не добралась до обывательского сознания.

Во-первых, стоит сказать, что Прибалтика нам, конечно, никакой не братский народ, в отличие от Украины и Белоруссии. Достаточно немного окунуться в их жизнь, чтобы понять, что с классической Европой у них все-таки намного больше общего — и в плане истории, и культуры, и сознания. Друг друга мы не сможем понять никогда в силу разного менталитета.

Прибалтов очевидно грызет комплекс брошенной невесты и исторической обиды. Нелюбимый, в их понимании, взял силой, а любимый — нехотя, через много лет и на правах содержанки.

«Мы никогда не были свободными, все время под кем-то», — фраза, которую нередко можно услышать во всех лимитрофных государствах. Тут сказать особо нечего: миром правят большие и сильные, а маленькие и слабые выполняют приказы — так устроена жизнь и у людей, и у государств. Хочешь играть роль в геополитике — должен стать большим, независимым и сильным.

Беда в том, что такая позиция противоречит ментальности большинства европейских стран, не только Прибалтики. Именно поэтому все они и прячутся за спину Евросоюза и НАТО, а по отдельности там что-то решает несколько стран. Громкие угрозы и гадкие действия из-за спины — ни что иное, как способ Прибалтики напомнить о своем существовании. Потому, что в Западной Европе не всегда помнят, что Эстония, Латвия и Литва, а также прочие тоже входят в состав ЕС. Французы, например, часто вспоминают об этом с перекошенной миной, а в Финляндии слово «эстонец» — это вообще ругательство.

Ну, а вторая причина ненависти — в злобной зависти. Царскую Россию похоронили, СССР похоронили, территорию раскололи, из России сделали финансовую «шестерку», экономику почти уничтожили, прошлое геополитическое влияние тоже. А она, Россия, все равно остается одной из самых значимых стран в мире!

Несмотря ни на что, существуя более тысячи лет, причем почти в полном одиночестве и не прячась ни за чью спину…

Илья Огородников

P.S. Другие материалы данного автора:

Источник

Хороших русских в Латвии не бывает?

Российская либеральная общественность начала осваивать Латвию ещё несколько лет назад. Доступные цены, русская языковая среда, можно без проблем ругать «немытую Россию» в соцсетях – чего еще желает от Европы типичный русский либерал? Тогда же на берега Рижского залива начали перебираться и некоторые российские СМИ либерального толка.

После 24 февраля поток стал массовым. В Латвию перебрались порядка двухсот журналистов, представляющих двадцать три российских издания. Все они с удвоенной силой принялись повторять общепринятые в США и Европе тезисы антироссийской пропаганды. Поросенок Петр из известного мема наконец-то «выбрал свободу» и выбрался из РФ. Казалось бы, живи и радуйся.

Однако у латвийского государства – у парламента, правительства, спецслужб – возникли претензии к вновь прибывшим.

«Оппозиционные журналисты из России, которые прибыли в Латвию, работают на Кремль под контролем спецслужб», – сообщил депутат Янис Домбрава на заседании Комиссии Сейма по иностранным делам.

Полиция Безопасности Латвии, в свою очередь, «выявила риски для безопасности латвийского информационного пространства, а также разведывательные риски, связанные с тем, что деятельность СМИ традиционно осуществлялась в интересах российских спецслужб».

Правительством Латвии было принято решение о том, что гражданам РФ и Белоруссии перестанут выдаваться визы и временные виды на жительство. Российские либералы шокированы и искренне не понимают происходящего – за что их, белых, пушистых и всех из себя на стороне добра, не любят в Латвии? Почему латвийское государство прессует крайне прозападную российскую либеральную публику? Неужели вправду считает их «агентами Кремля»?

Попробуем дать свой ответ на этот вопрос. У реакции латвийского государства есть как иррациональные, так и рациональные причины.

Во-первых, во власти в Латвии находятся крайние националисты, которые просто-напросто не любят русских вне зависимости от имеющихся у русских убеждений.

Весна 2022 в Риге…

Следует учесть – население Латвии неуклонно уменьшается. Рождаемость оставляет желать лучшего, а латвийская молодежь предпочитает провинциальной Латвии интересную (и более обеспеченную) жизнь в Евросоюзе и Британии. Таким образом, перебравшиеся в Латвию на более-менее постоянно место жительство несколько десятков тысяч русских (а ведь многие из них рассчитывают завести детей, русских детей, о ужас!) с точки зрения латвийского националиста чудовищно влияют на этнический состав населения.

Во-вторых, у латышей есть все основания полагать, что даже самые либеральные и по-европейски ориентированные русские эмигранты (или, в крайнем случае, их дети) спустя двадцать лет сменят взгляды и окажутся русскими националистами.

Редкий недавний эмигрант из России не успел пожаловаться на таксиста – фаната Путина из местных русских. И действительно пророссийские симпатии весьма распространены среди русских Латвии, как граждан, так и «неграждан».

Между тем, на момент независимости Латвии политические взгляды русскоязычного населения республики были вполне себе проевропейскими. В деятельности Народного Фронта (политической организации, требовавшей в конце 80-х независимости Латвийской ССР) участвовали не только этнические латыши, но и десятки тысяч советских граждан иных национальностей.

А когда-то, треть столетия назад, было так…

Однако пришедшие к власти в Латвии националисты оказались отличными учителями любви к России. В Латвии был введен современный вариант апартеида – сотни тысяч русскоязычных оказались обладателями синего паспорта «негражданина Латвии», оказались лишены элементарных гражданских прав.

Реакцией на политику апартеида к концу 90-х стал невиданный здесь ранее расцвет русского патриотизма. В русской общине Латвии, еще за десять лет до того увлеченно желавшей евроинтеграции, вошли в моду ватники.

В качестве примера обращусь к личной истории моего друга и товарища, Владимира Линдермана. В конце 80-х Владимир состоял в Народном Фронте Латвии. Спустя 10 лет он, под псевдонимом «Абель» основал Латвийское отделение ныне запрещенной НБП и, будучи известным журналистом, фактически стал лидером пророссийского общественности Латвии.

Латвийские спецслужбы неоднократно фабриковали против Абеля уголовные дела – он обвинялся даже в подготовке покушения на президента Латвии Вайру Вике-Фрейберга. Владимир неоднократно сидел в тюрьме, но каждый раз был оправдан судом.

Владимир Линдерман под стражей

Вот и в этом июне Владимир был вновь арестован и помещен в СИЗО. Против него возбуждено дело по статье 74.1 УК Латвии «Оправдание геноцида, преступлений против человечности, преступлений против мира и военных преступлений».

Между тем, как пишет из тюрьмы сам Владимир Линдерман: «Нет судебного приговора, который признавал бы Россию, ее военных или политиков виновными в совершении преступлений против человечности, военных преступлений и прочего на Украине. Как можно обвинять людей в оправдании преступления, которое не признано преступлением в законном порядке?

Ну, а по сути – людей прессуют за то, что они осмелились выразить свою, отличную от официальной, точку зрения на российско-украинский конфликт. Просто феерическое беззаконие. Я уже писал об этом раз сто, но напишу об этом в сто первый».

Таким образом, латвийская политическая элита знает, о чем говорит, называя свежеиспеченных российских эмигрантов и, прежде всего, журналистов, потенциальными врагами Латвии. Латвийское государство прекрасно представляет траекторию, по которой в соседней с Владимиром Линдерманом камере окажутся Галина Тимченко и Чулпан Хаматова.

Источник

Смысл существования прибалтийских государств – ненависть к русским в самом широком смысле

В столице Латвии демонтирован мемориал Освободителям Риги, установленного после окончания Великой Отечественной войны.

Данное решение латвийских властей привело к массовым протестам. Многие жители Риги выражали недовольство инициативой о сносе монумента. Несмотря на гражданское несогласие, политический режим Латвии все-таки реализовал задуманное.

Почему, несмотря на гражданские протесты, латвийским политикам было важно демонтировать советский памятник?

Собственную точку зрения по данному вопросу представила обозреватель РИА «Новости», общественный деятель Ирина Алкснис:

Любые попытки объяснить антироссийские выпады прибалтийских государств с точки зрения национальных интересов соответствующих стран и тому подобных материй обречены на провал. И неважно идет ли речь о сносе советских монументов или инициативах по запрету Шенгена для россиян.

Все это можно понять, только осознав, что русофобия и противостояние России являются главной целью и сутью этих государств. Не прибалтийских стран, не их народов, не их интересов и будущего, а именно государств – управленческих структур, осуществляющих власть на данной территории, и политических элит, контролирующих эти структуры. Почему так получилось – вопрос отдельный, в данном случае непринципиальный.

Действия Латвии, Литвы и Эстонии можно понять, только тогда, когда получится осознать современную реальность.

Три прибалтийских государства сейчас переживают свой звездный час. Вся мишура и второстепенные мелочи (вроде заботы о развитии национальной экономики) с них осыпались, и осталось главное – то, что составляет суть и смысл их существования. А это – ненависть к России и борьба с ней, ненависть к русским в самом широком смысле этого слова.

Любые вопросы из серии: «Ну зачем им накалять ситуацию внутри собственного же общества?», в этой конструкции не имеют смысла. Данным государствам наплевать на собственное общество – причем не только на его русскоязычную часть, но и на титульную. Многолетний исход населения там уже привел к тяжелейшей депопуляции, которая на глазах грозит превратиться в катастрофическую.

Конкретно в случае сноса памятника Освободителям властям Латвии вообще нет причин тревожиться. Репрессивного аппарата, чтобы задавить протесты, у них хватит, остальных недовольных запугают до предела (уже запугали во многом) и заставят молчать.

Более того, учитывая, как разворачиваются события, я подозреваю, что мы наблюдаем «цветочки» прибалтийской русофобии. Им еще есть куда развернуться. Я бы совершенно не исключала, что там может быть, например, запущена политика интернирования нелояльных (точнее тех, кого таковыми посчитают) и воссоздания концентрационных лагерей.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...