14 апреля 1814 года в Санкт-Петербург с курьером пришло известие о вступлении русских войск в Париж. Этим событием Россия победоносно завершила войну с Францией. Сразу же после этого по предложению главнокомандующего генерала С. К. Вязмитинова состоялось экстренное заседание Сената для разработки «обряда торжественной встречи» победителей. Среди всех планируемых мероприятий оказалась и установка торжественных триумфальных ворот на Петергофской дороге, по которой в Санкт-Петербург должны были прибыть войска.
В Санкт-Петербурге и других городах России начали собирать пожертвования на строительство. Проектирование триумфальной арки начал архитектор Василий Петрович Стасов. Но построить мемориальный комплекс до прибытия войск оказалось невозможным. Поэтому сооружение памятника доверили Джакомо Кваренги, как предложившему более простой вариант. Уже существующие въездные каменные ворота у Калинкина моста, равно как и сам мост, было решено украсить живописью и скульптурой.
Отъезд товарного поезда от Нарвы в сторону Ивангорода/Train departing Narva towards Ivangorod.
Всего за один месяц, к концу июля 1814 года, были построены деревянные триумфальные Нарвские ворота в виде однопролётной арки, увенчанной колесницей Славы-Победы с шестью конями. Скульптурное убранство памятника было создано И. И. Теребеневым. Такое название памятнику было дано в связи с его расположением у начала дороги на Нарву.
На пилонах ворот были перечислены отличившиеся в ходе войны гвардейские полки. На аттике поместили надпись на русском и латинском языках: «Победоносной Российской Императорской гвардии жители столичного города святого Петра, от имени признательного отечества (в день 30 июля 1814 года)».
По обеим сторонам от арки были построены четыре трибуны для зрителей. Для членов царской семьи были сооружены специальные галереи. Вдоль дороги оставили место для встречающих войска горожан.
Торжественное шествие первой гвардейской пехотной дивизии в составе Преображенского, Семёновского, Измайловского и Егерского полков состоялось 30 июля 1814 года. 6 сентября под аркой прошли лейб-гвардии Павловский и Финляндский полки, 18 октября — полки конной гвардии, кавалергарды, 25 октября — лейб-гвардии Казачий полк.
Спустя десять лет деревянные Нарвские ворота обветшали и стали опасны для прохожих. Их решили разобрать. Но на их защиту встал участник войны генерал-губернатор М. А. Милорадович. Он смог добиться решения царя «Триумфальные ворота на Петергофской дороге, в своё время наскоро из дерева и алебастра построенные, соорудить из мрамора, гранита и меди».
Новые Нарвские триумфальные ворота было решено установить на Петергофской дороге, недалеко от моста через речку Таракановку. Для их сооружения был создан комитет под председательством М. А. Милорадовича. В состав комитета вошёл также президент Академии художеств А. Н. Оленин. В своей докладной записке он предлагал сохранить созданные Кваренги ворота в качестве модели, по которой будут строить новый монумент.
пересечение Российско Эстонской границы с поездом №33
5 августа 1827 года на расстоянии 20 метров от берега Таракановки начали рыть котлован под фундамент.
Торжественная закладка Нарвских ворот состоялась 26 августа. Автором проекта памятника стал Василий Петрович Стасов. Архитектор увеличил ширину ворот и изменил их декоративное убранство. Газета «Северная Пчела» так описывала эти события:
«В прошедшую пятницу, 26 августа, в день незабвенного в воинских летописях России сражения Бородинского, происходила здесь, в Санкт-Петербурге, за Нарвской заставой, закладка новых триумфальных ворот в честь гвардейского корпуса. Там собраны были в строю все служащие в гвардейском корпусе, генералы, офицеры и нижние чины, имеющие медали за 1812 год и за взятие Парижа, также кульмские кресты, всего более 9 000 человек» [Цит. по: 1, с. 24].
Во время церемонии Стасов на золотом блюде преподнёс членам царской семьи (Николаю I, Александре Фёдоровне, цесаревичу, великим князьям и княгиням) камни с гравировкой, которые они в свою очередь передали для закладки на дно котлована. Первым на это дно камень положил протоиерей Николай Музовский, последним — В. П. Стасов. Кроме них честь положить камень в основание Нарвских ворот удостоились генерал Н. В. Голенищев-Кутузов, тайный советник В. И. Нелидов, А. Н. Оленин, генерал-адъютант П. И. Нейдгард, генерал-майор Балабин, инженер Трузсон, городской голова Кусов.
Одиннадцать закладных камней уложили в форме креста. На камнях, положенных членами царской семьи, золотом были выгравированы их именам. Имя Стасова — серебром. На дно котлована также положили камень и медаль в память генерала от кавалерии Фёдора Петровича Уварова, завещавшего 400 000 рублей на памятник войне 1812 года.
После укладки камней Стасов на золотом блюде вынес золотые монеты, которые разложили на камнях. Последнюю из них положил сам архитектор. Затем на дно были положены георгиевские, кульмские кресты и медали. Монеты и медали сложили в углубление между плитами фундамента и закрыли памятной доской. Завершением церемонии стал марш гвардейцев вокруг места закладки Нарвских ворот.
В сентября 1827 года в фундамент были забиты 1 076 свай. Длина каждой из них была больше восьми метров, а толщина — до полуметра. Между сваями уложили каменные плиты, а на них — слой гранитных плит толщиной до полуметра. Сверху также уложили полутораметровый слой из тосненских плит, затем такой же слой из гранита.
После завершения работ над фундаментом возведение Нарвских ворот остановилось на три года. Долго решался вопрос выборе материала для памятника. Один из рассматриваемых вариантов предполагал использование сибирских и олонецких мраморов, оставшихся от строительства Исаакиевского собора.
Литейный завод Дмитрия Шепелева предлагал строительство ворот из чугуна, за что просил 532 000 рублей. Николай I первоначально принял именно это предложение и даже подписал смету на использование чугуна. Но Стасов настоял на том, что Нарвские ворота стоит построить из кирпича, который облицовывался бы медью. В письме императору он писал:
«Прочность таковой медной одежды можно считать превосходящей всякого крепкого камня, который в здешнем климате подвергается неминуемо по своей натуре впечатлениям более или менее ощутительным и оттого переменяющим вид свой при морозах и оттепелях» . Медь «более противостоит старости, холоду и знаю. и от долгого времени покрывается самородною краскою приятного цвета».
Сразу убедить царя в своей правоте Стасов не смог. 22 апреля 1830 года Николай I распорядился строить Нарвские ворота из гранита. Проект Стасова отклонили. Но благодаря дальнейшим попыткам архитектора воплотить в жизнь свой вариант, Николай I всё таки принял решение в его пользу. 10 мая было решено «Триумфальные ворота строить согласно последнему предложения Комитета из кирпича с медной одеждой». А. Н. Оленин писал по этому поводу:
«Сооружаемые триумфальные ворота в честь гвардейского корпуса тем только отличаться будут от многих знаменитых древних и новейших сего рода зданий, что они вообще должны быть одеты медными листами, чего никогда ещё не было; следовательно они будут первые и единственные в своём роде».
Строительство Нарвских ворот возобновилось в августе 1830 года. Одновременно с этим были снесены деревянные триумфальные ворота Кваренги.
С самого начала на строительстве трудилось свыше 2 600 рабочих. При строительстве Нарвских ворот было уложено более 500 000 кирпичей.
В 1831 году на Александровском чугунолитейном заводе начали изготавливать медные листы для облицовки Нарвских ворот. Их толщина составила 4-5 миллиметров. Медь, более 5 500 пудов, была взята из запасов Монетного двора. На заводе также были выполнены все скульптуры, золочёными рельефными буквами выполнены надписи. 19 декабря 1831 года образцы деталей медного убранства Нарвских ворот были доставлены для осмотра в Зимний дворец.
Нарвские ворота строили быстро. За первую неделю июля правый пилон был построен на высоту 6 метров, левый — на 2 метра. К осени кирпичная основа уже была готова. Но пожар 2 января 1832 года заметно отдалил окончание работ. Чтобы продолжать облицовку в зимнее время над воротами построили большой деревянный шатёр.
Под ним работала кузница и обогревательные печи. Неосторожное обращение с огнём привело к пожару. Сгорели все деревянный служебные постройки, защитный шатёр, строительные леса. Пытаясь тушить огонь рабочие поливали раскалённый гранитный цоколь холодной водой, из-за чего в нём появилось много трещин.
Виновным в происшествии признали Александровский литейный завод, который оштрафовали на 20 000 рублей (стоимость гранитного цоколя и исправлений нанесённых пожаром дефектов). Вместе с тем, Оленин отмечал, что «нет худа без добра. пожар высушил кирпичную кладку гораздо скорее, нежели ожидать можно было».
Ликвидировать последствия пожара удалось только к весне 1832 года. 26 сентября 1833 года Стасов доложил о завершении строительных работ и предложил «общим присутствием» оценить сделанное. Официальная комиссия, принимавшая памятник, высказала восторги и удивления по поводу высокого качества увиденного.
Высота Нарвских ворот составила 23 метра, а вместе со скульптурой Победы — более 30. Ширина памятника — 28 метров. Ширина арки — более 8 метров, ей свод поднят на 15 метров. Высота колонн — 10 метров, их диаметр — 1 метр.
Скульптуры для украшения Нарвских ворот первоначально планировали сделать из мрамора, купить их в Италии. Против этого выступил А. Н. Оленин:
«. в хороших скульпторах здесь недостатка нет. следовательно: будет ли прилично и выгодно заказывать в Италии то, что здесь можно исполнить и лучше и дешевле».
Венчающая Нарвские ворота конная группа исполнена Петром Карловичем Клодтом (шестёрка коней), Степаном Пименовым (статуя Победы) и Василием Демут-Малиновским (колесница). Группа представляет собой колесницу, которой управляет богиня победы Ника. В её руках пальмовая ветвь и лавровый венок — символы мира и славы.
В нишах между колоннами Нарвских ворот помещены скульптуры древнерусских воинов, выполненные по моделям Пименова и Демут-Малиновского. Одежда витязей исполнена по рисункам художника Ф. П. Солнцева, сделанных им в Оружейной палате Кремля с подлинных образцов. Скульптором И. Леппе были созданы крылатые олицетворяющие Славу женские фигуры.
Работы скульпторов утверждал лично Николай I. Им были одобрены статуи Клодта и Демут-Малиновского, забракованы модели Пименова, Токарева и Крылова. Отметив, что представленные ими модели статуй имеют «худую фигуру», император приказал заменить скульпторов. Приглашённые на их места Б. И. Орловский и С. И. Гальберг проявив солидарность с коллегами отказались от работы. Вместе с тем, модели нужно было предоставить на завод для отливки скульптур как можно скорее. Это вынудило оставить в проекте прежних скульпторов, а императору «не заметить» невыполнения его распоряжения.
На западном фасаде Нарвских ворот золотыми буквами составили список гвардейских кавалерийских полков русской армии, которые участвовали в войне 1812 года. На восточном фасаде перечислили названия пехотных полков. По краю фронтона — список главных сражений.
Открытие Нарвских ворот приурочили ко дню 21-й годовщины Кульмской битвы. 17 августа 1834 года на торжественной церемонии присутствовало множество горожан. Под аркой прошли маршем отмеченные на памятнике гвардейские полки.
Сразу же после окончания строительства площадь вокруг Нарвских ворот засыпали песком и разровняли. Стасов категорически настоял на том, чтобы площадь от памятника постепенно снижалась, таким образом показывая доминирующее его положение. Высоту площадки заранее рассчитали так, чтобы Нарвские ворота не страдали от наводнений.
Необходимый уровень установили по высоте подъёма воды во время наводнения 1824 года. Площадь вокруг Нарвских ворот (площадь Стачек) также является идеей Стасова. Она возникла «Дабы дать приличное расстояние для зрения, необходимое для всяких строений, а особенно для знатных памятников».
В 1839 году историк И. Пушкарёв писал:
«Въезд в Петербург со стороны Нарвского тракта вполне достоин столицы. глаза ваши, скользя по разнообразным домикам, останавливаются напоследок на площади триумфальных ворот. Внимание ваше привлекают эти колоссальные рыцари, торжественная колесница, несущая богиню победы, стараетесь прочесть надпись и не чувствуете, как шлагбаум упал и вы очутились уже в самом города. «
При составлении технических отчёта и описания Нарвских ворот Стасов отметил стоимость всех проведённых работ — 1 110 000 рублей.
Во время созданий триумфальной арки у архитектора появилась идея о включении в её объём музея Отечественной войны 1812 года. Эта идея поддержана не была. В воротах разместилась казарма караульной службы Нарвской заставы.
Уже в 1877-1880 годах был проведён первый ремонт монумента. Часть медных листов пришлось заменить листовым железом — прочность меди оставила желать лучшего. Таким образом выяснилось, что при выборе материала для ворот был прав Николай I, а не Стасов. Медь при петербургском климате быстро коррозирует. Ещё более ускорился этот процесс после совмещения в облицовке разных металлов (меди и железа).
Длительный и неэффективный ремонт Нарвских ворот начался в 1925 году. Прервали его с началом войны в 1941 году. Во время ведения боевых действий Нарвские ворота получили более 2 000 осколочных повреждений. Памятник находился недалеко от линии обороны Ленинграда.
В 1945 году при возвращении в город воинов-победителей Нарвские ворота вновь выполнили роль триумфальной арки.
Реставрацию памятника продолжили в 1949-1952 годах. Проект работ составил архитектор И. Н. Бенуа. Были заменены медная кровля, чугунные винтовые лестницы и напольные плиты. Были воссозданы утраченные элементы декора (спицы колеса триумфальной колесницы, орнамент на кузове колесницы), отремонтированы повреждённые части памятника (крылья Славы-Победы, лошади, триумфальные венки и части оружия).
Очередной ремонт Нарвские ворота пережили в 1978-1980 годах. При этом была выложена площадка вокруг памятника, переложены инженерные коммуникации. Ворота были ограждены гранитным поребриком, под ними сооружён подземный переход.
Спустя полтора столетия стала реализована идея автора памятника. Музей внутри Нарвских ворот открылся в 1987 году.
Последний капитальный ремонт монумента производился накануне 300-летия Санкт-Петербурга. Медные листы были отремонтированы и вычищены. Часть из них была заменена, так же как и некоторые детали орнамента. При чистке поверхности памятника был применён бесконтактный метод, позволяющий не повреждать металл. Не удалось отреставрировать искажённое лицо Богини Славы.
Предполагается, что её облик исказила вибрация от проезжающего вокруг Нарвских ворот транспорта. Были отреставрированы капители и цоколи колонн, две винтовые лестницы внутри ворот. Вновь заменили все инженерные коммуникации и переложили крышу. При расчистке Нарвских ворот был установлен их первоначальный цвет, который и был придан монументу.
Источник: walkspb.ru
Нарвская застава в Петербурге — история знаменитой местности
История о Нарвской заставе в Петербурге — это рассказ про удивительный район, который за свою историю успел побывать и аристократическим, купеческим и рабочим.
Непосредственно на территории Нарвской заставы проходила Петергофская дорога, по которой ездили цари. Здесь же располагался усадебный дом княгини Екатерины Романовны Дашковой
Нарвская застава — территория на юге Санкт-Петербурга (часть Кировского района города), охватывающая площадь Стачек, начало проспекта Стачек и окрестности.
Нарвская застава. Тентелевка 1910–1920 г. Фото: «Яндекс»
Архитектурный центр района — Нарвские триумфальные ворота и ансамбль площади Стачек (в том числе наземный павильон станции метро «Нарвская»).
Название происходит от заставы (контрольно-пропускного пункта) XVIII века, которая находилась на въезде в город по Нарвской дороге и служила, как и другие три заставы Санкт-Петербурга (Невская, Московская, Выборгская), пограничным пунктом столичного города.
От Нарвской заставы начиналась Петергофская дорога, которая вела в пригороды столицы: Стрельну, Петергоф, Ораниенбаум. В 11—12 вёрстах от заставы от Петергофской ответвлялась дорога на Нарву и Ревель (Таллин).
Петергофский тракт. 18 век.
Территория, на которой раскинулся Кировский район Санкт-Петербурга, имеет тысячелетнюю историю. В древности здесь начинались на русских землях знаменитые международные торговые водные пути, в том числе «Путь из варяг в греки».
В XVII веке в районе заставы находились деревни Волынкина, Тентелевка, Емельяновка, Автово, которые существовали ещё до основания города. Однако уже при Петре I у заставы была заложена резиденция Екатерингоф, а вдоль Петергофской дороги участки были отданы знати под строительство дач.
Это уникальное предместье стало составляющей частью блестящего ансамбля Санкт-Петербурга.
Кирьяново в конце 18 в. Вид с гравюры. Фото: «Яндекс» Усадебный дом княгини Екатерины Романовны Дашковой. Фото: «Яндекс» Усадебный дом княгини Екатерины Романовны Дашковой. Фото: «Яндекс»
Несколько из старинных усадеб этого ансамбля сохранились до наших дней и являются настоящими жемчужинами Кировского района. Так, сохранился усадебный дом княгини Екатерины Романовны Дашковой, главы двух академий, человека с мировой известностью. Ее усадьба была настоящим загородным научным и культурным центром, в XVIII веке там писали первый в России толковый словарь русского языка, а в первой четверти XIX века там собирались Иван Андреевич Крылов, Василий Андреевич Жуковский и другие известные писатели.
Необычное название усадьбы — Кирьяново — происходит от имен древних святых врачевателей Кира и Иоанна. В начале XX века в усадьбе находился семейный клуб рабочих Путиловского завода, а после Великой Отечественной — детский сад. В 1970-1975 годах здание усадьбы было взято под охрану государства, отреставрировано и приспособлено под Дворец бракосочетания Кировского района.
От Нарвской площади, где с 1796 по 1917 г. по реке Таракановке проходила граница города, и начиналась трасса Петергофской дороги.
Если от Обводного канала до Нарвской площади усадьбы располагались достаточно случайно, перемежаясь обширными садами и огородами, то далее они примыкали одна к другой, создавая образ гирлянды дворцов и парков, парадного преддверия Петербурга.
Собственно Нарвской площади до конца 1820-х гг. не существовало, первоначальная площадь в виде неправильного овала была устроена по проекту В.П. Стасова в 1827 г. в преддверии закладки новых Нарвских ворот, которая состоялась 26 августа.
Участки территории, необходимой для ее устройства, были выделены из соседних дач. К 1833 г., когда проложили Нарвский проспект, площадь была распланирована заново. Ее сделали прямоугольной с полуциркульной северо-западной, противолежащей воротам стороной. По периметру ее обсадили деревьями.
Ранее существовавший Таракановский мост (или Чечерин, как он первоначально назывался) был построен ещё в 1770-х годах. К этому времени на Петергофском шоссе вблизи города началось массовое строительство мостов, в том числе и каменных.
На этой гравюре мост ещё старый, но вскоре после возведения ворот его реконструировали: были полностью сохранены своды, но верхнюю его часть сделали не «горбатой» а более ровной, с небольшим плавным подъемом в сторону арки. Фото: «Яндекс»
Среди первых из них – однопролетный мост через речку Красную и трехпролетный — через Таракановку. Он был сложен из известняка, имел характерный «горбатый» профиль, что отвечало размерам его арок: средняя была шире и выше боковых.
Вместо каменных парапетов были установлены чугунные перильные решётки художественного литья. В их рисунке использованы воинские атрибуты: изображения античных мечей, шлемов, щитов, дротиков, которые создавали с декором ворот единый ансамбль. Хотя они и не являются оригинальными – в их основу положен типовой «образцовый проект» решеток для мостов на Московском шоссе. Точную копию решётки Таракановского моста можно и сейчас увидеть на 2-м Садовом мосту через Мойку. Фото: «Яндекс» Барельеф с композицией из воинских атрибутов — часть художественного литья перильной решетки 2-го Садового моста. Фото: «Яндекс»
Ведущими в ансамбле площади стали Нарвские ворота, созданные В.П. Стасовым на основе предыдущего проекта Дж. Кваренги. Главные изменения состояли в увеличении размеров сооружения, применении новых материалов — кирпичной основы с облицовкой медью. Статуи римских воинов были заменены фигурами русских витязей.
К воротам был перенесена городская Нарвская застава. Для помещения караула рядом с воротами возвели кордегардию — каменный одноэтажный павильон с лоджией, поддерживаемой двумя тосканскими колоннами. Она была разобрана при реконструкции площади в 1930-х гг.
Нарвские ворота, которыми когда-то открывалась одноименная старая площадь, стали центром новой. Фото: «Яндекс»
В XIX веке юго-западные предместья города постепенно превращаются в бурно развивающуюся промышленную окраину столицы. В начале XIX века с переводом из Кронштадта чугунолитейного завода (будущего Путиловского) район заставы стал формироваться как промышленная зона.
Участки беднеющего дворянства приобретались купцами и промышленниками под строительство заводов и мануфактур. Поблизости формировались и рабочие посёлки.
К началу XX века Нарвская застава представляла собой типичную рабочую окраину, с бараками, большой скученностью населения.
9 января 1905 года у Нарвской заставы была расстреляна мирная демонстрация, которую возглавлял священник Георгий Гапон. Эти события вошли в историю под названием «Кровавого воскресенья». Лишь после Февральской революции в 1917 году Нарвская застава вошла в черту города.
1 — Старо-Калинкин мост, 2 — Лифляндские ворота и мост через Обводный канал. 3 — Триумфальные ворота Кваренги построенные в 1814 г. 4 — новое место Нарвских ворот, выбранное Стасовым. 5- Чечерин (Таракановский) мост. Фото: «Яндекс» У Нарвских ворот 1916–1928 г. Фото: «Яндекс» Площадь Стачек до реконструкции 1928 г. Фото: «Яндекс»
После разрухи Гражданской войны возрождение города началось именно с Морского порта и Путиловского завода. В годы советской власти район был интересен не только бурно развивающейся промышленностью, но и с архитектурной точки зрения. Он стал тем местом, где началось строительство жилых домов и общественных зданий нового типа, в новом архитектурном стиле — конструктивизм.
В начале ХХ века к площади стала подступать многоэтажная застройка Нарвского и Старо-Петергофского проспектов.
В целом, после революции Нарвская застава становится полигоном архитектурных новаций в духе конструктивизма: жилой массив на Тракторной улице (1925—1927 годах, архитекторы А. И. Гегелло, А. С. Никольский, Г. А. Симонов), Дворец культуры имени А. М. Горького, фабрика-кухня, здание Кировского райсовета, Школа имени 10-летия Октября, Ушаковские бани.
Универмаг и фабрика-кухня Кировского района 1937– 1938 гг ,
В 1920-1990-х гг. площадь несколько раз благоустраивалась. В 1999 году, к 55-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда, на площади позади Нарвских ворот был установлен памятник маршалу Говорову, под командованием которого были проведены прорыв (1943 г.) и полное снятие блокады Ленинграда (1944 г.). Для памятника была использована скульптура, выполненная еще в 1945 г. скульптором В. Я. Боголюбовым.
Памятник маршалу Говорову. Фото: «Яндекс»
Проспект Стачек до революции был частью Петергофской дороги, проходившей от города вдоль южного берега Финского залива. Он идет ломаной линией через череду площадей, и первый прямой участок длиной всего около полукилометра заканчивается площадью Кирова с памятником и зданием райсовета, хорошо видимых от Нарвских ворот.
Площадь Стачек, панорама. Фото: «Яндекс»
Глухая стена уцелевшего доходника дореволюционной постройки украшена панно на революционную тему, которое выполнили студенты Мухинского училища в 1965 г.
Проспект Стачек. Фото: «Яндекс»
Дворец искусств, первоначально Дом культуры Московско-Нарвского района, затем — Дворец культуры имени А. М. Горького — сформировал восточную сторону площади Стачек, продолжившей Нарвскую.
Дом культуры Московско-Нарвского района 1929 г. Фото: «Яндекс»
В 1928—1930 годах были построены Бани «Гигант» (Ушаковские) — одно из выдающихся произведений ленинградского конструктивизма, проект А. С. Никольского из числа его супрематических композиций, в частности, круглых бань со стеклянным куполом в Лесном. Расположены по адресу: улица Зои Космодемьянской, д. 7, лит. А.
Свое официальное название «Гигант» бани получили за огромную площадь — это была крупнейшая помывочная в Ленинграде, рассчитанная на 4000 посещений в день.
«Ушаковскими» в народе их начали называть в виду того, что до 1952 г. ул. Зои Космодемьянской имела название Ушаковская (её название происходило от фамилии купца А. М. Ушакова, который владел несколькими домами на улице). Сейчас бани не функционируют.
Новая баня-гигант на Ушаковской улице за Нарвской заставой 1930 г. Фото: «Яндекс»
Сад Памяти Жертв расстрела 1905 года был разбит по проекту Р.Ф. Катцера в 1925-1928 годах. Его композиционным центром стала круглая площадка, от которой во все стороны расходились извилистые дорожки, вливающиеся в такую же живописную периметральную.
Вдоль дрожек были посажены куртины из кустарника. Важным элементом сада стал старинный пруд.
Тогда же вдоль проспекта Стачек была установлена узорчатая решетка, изготовленная по проекту Р.Ф. Мельцера в 1899-1901 гг. для ограды сада Зимнего дворца, разобранной в 1920 году. Вкомпонованные в неё двуглавые орлы и вензели Николая II были сняты.
Фото: «Яндекс» Сад памяти жертв расстрела 1905 года (Детский парк им. 9 января) Фото: «Яндекс» Сад памяти жертв расстрела 1905 года (Детский парк им. 9 января) Фото: «Яндекс» Сад памяти жертв расстрела 1905 года (Детский парк им. 9 января)
Южнее сада практически вся застройка проспекта — послевоенная, 50-х годов.
Из нее выделяются два дома в стиле модерн — дом Овсянниковой и здание общества потребителей Путиловского завода, построенные в 1900-е годы.
Дом Овсянниковой Фото: «Яндекс» Фото: «Яндекс»
Жив знаменитый Серафимовский городок (Серафимовский участок) — жилмассив эпохи авангарда в Кировском районе Санкт-Петербурга, он включает в себя застройку проспекта Стачек (дома 29-35), улицы Белоусова и Турбинной улицы.
Был построен в 1925—1928 годах, по проекту архитекторов А. И. Гегелло, А. С. Никольского и Г. А. Симонова — авторов возведённого в то же время к северо-западу от Серафимовского городка жилмассива на Тракторной улице.
Здания обоих жилмассивов имеют много общих черт, участвуя в организации данного участка важнейшей магистрали района — проспекта Стачек.
Серафимовский городок 1937–1941 г. Фото: «Яндекс»
Это один один из первых опытов квартальной застройки. Трёхэтажные дома расположены по линиям трёх улиц, между ними — большой зелёный двор. Название связано с улицей Серафимовской (с 1923 вошла в улицу Трефолева) и храмом преподобного Серафима Саровского, стоявшего во дворе дома №15 по ул. Белоусова.
К слову, вышеуказанная, не менее знаменитая Тракторная улица, названа в 1926 году в память о выпуске первых тракторов на заводе «Красный путиловец» («Кировский завод»).
В 1934 году району было присвоено имя советского партийного деятеля Сергея Мироновича Кирова.
Через полгода после его убийства, в мае 1935 года по всей стране был объявлен конкурс на создание памятника Сергею Мироновичу. В конкурсе победили скульптор Николай Томский и архитектор Ной Троцкий. Торжественное открытие памятника состоялось 6 декабря 1938 года.
Кировская площадь с памятником С. М. Кирову 1938–1939 г. Фото: «Яндекс» Вид на площадь Стачек от площади Кирова. Фото: «Яндекс» Кировский завод.12 февраля 2003 г. Фото: «Яндекс»
Во время Великой Отечественной войны Кировский район называли районом-фронтом, он находился в непосредственной близости к вражеским позициям. В районе были сосредоточены крупные оборонные предприятия, с началом войны на его улицах строились оборонительные сооружения, которые сохранились до наших дней.
В послевоенное время были выстроены здания в стиле «сталинского ампира». Хорошим его образцом является возведенный в начале 1950-х гг. между Новоовсянниковской и бывшей Новопроложенной улицами дом № 41, увенчанный башенкой-бельведером (архитекторы В.А. Каменский и В.И. Мочалов).
Проспект Стачек, д. 41
Неоклассический павильон станции метро «Нарвская» (арх. А. В. Васильев, Д. С. Гольдгор, С. Б. Сперанский) был открыт в 1955 году в составе первой очереди метрополитена «Автово — пл. Восстания».
По первоначальному проекту станция должна была называться «Сталинской» и иметь соответствующие оформление: бюст, панно, барельефы с изображением вождя.
Но после смерти Сталина проекты были подкорректированы, из запланированного было установлено только мозаичное панно «Сталин на трибуне» в торцевой стене подземного зала, да и оно в 1961 году было закрыто фальш-стеной.
Зеленый цвет ажурного медного декора наземного павильона замечательно перекликается с Нарвскими воротами.
Станция метро «Нарвская» 1956 г. Станция метро «Нарвская» В проекте имела название «Сталинская». Фото: «Яндекс» Станция метро «Нарвская» 2020 г. Фото: «Яндекс»
Источник: vecherka.spb.ru
Расписание автобусов
Нарва — Санкт-Петербург
Ниже предоставлено актуальное расписание автобусов Нарва — Санкт-Петербург на 2022—2023 год. Если Вас интересует маршрут следования или график движения определенного автобуса, перейдите, пожалуйста, по соответствующей ссылке.
на своей страничке в соц. сетях
Перевозчик: ООО «СКСавто».
Перевозчик: ООО «СКСавто».
Перевозчик: ООО «СКСавто».
Перевозчик: ООО «СКСавто».
на своей страничке в соц. сетях
Автобус Нарва — Санкт-Петербург
Новое автобусное расписание по направлению Нарва — Санкт-Петербург на текущий момент состоит из 4 единиц общественного транспорта. В дорогу Вы можете отправиться утром, днем либо вечером.
Если Вам нужно доехать до пункта назначения Санкт-Петербург как можно быстрее, рекомендуем воспользоваться автобусом Таллин — Санкт-Петербург. Он отправляется с автовокзала Нарва в 17 часов 55 мин. и прибывает на автостанцию Санкт-Петербург, автовокзал на Обводном канале в 21 часов 30 мин. Время в пути для Вас составит 3 ч 35 мин.
Дольше всех едет автобус Таллин — Санкт-Петербург. По этому, если продолжительность движения Вам не особо важна, тогда приходите в 0 часов 25 мин. на станцию Нарва. Через 4 ч 50 мин, проехав все расстояние, Вы прибудете на конечную остановку Санкт-Петербург, автовокзал на Обводном канале.
Все автобусы (в том числе и маршрутные) по пути следования Нарва — Санкт-Петербург совершают ряд остановок, где Вы можете осуществить пересадку на другой общественный транспорт. Просмотреть все остановки автобусов между населенными пунктами Нарва и Санкт-Петербург Вы можете на нашем сайте.
Представленное расписание полностью соответствует онлайн табло автовокзалов по рейсу Нарва — Санкт-Петербург. Полученные данные являются актуальными, поскольку мы регулярно обновляем всю информацию на сайте, но никто не исключает возможности оперативных изменений. По этому всегда уточняйте информацию в справочной службе автостанций. Билеты на автобус Нарва — Санкт-Петербург Вы можете приобрести в кассе любого автовокзала.
Источник: naavtobuse.net
Нарвская
Нарвская — район на юго-западе центральной части Санкт-Петербурга, где произошло немало исторических событий. Каждая эпоха по-своему формировала архитектурный облик района, и теперь здесь встречаются и дореволюционные предприятия, и сталинский неоклассицизм и смелые проекты конструктивизма.
Рабочий городок на Тракторной
Квартал между проспектом Стачек и Тракторной улицей занимает жилгородок рабочих Путиловского завода. Рабочий городок в конструктивистском стиле был построен как доступное и функциональное жильё с особой планировкой и большими зелёными дворами. Подробнее об этом жилмассиве и других можно почитать в этом посте.
Кировская площадь
Кировская площадь начала застраиваться в 1930-е годы, её целью было стать административным центром Кировского района. Ансамбль площади составляет памятник Кирову, лицей и здание Кировского райсовета — один из редких примеров авангардного конструктивизма в Петербурге с характерной для этого стиля асимметрией. Здание представляет собой башню с серпом и молотом и цилиндрический корпус. Несколько лет назад стало известно, что мраморная крошка, использовавшаяся для облицовки здания, была взята с надгробий Митрофаньевского кладбища, которое в то время уничтожалось и сейчас больше не существует. Подробнее об этом кладбище.
Школа в форме серпа и молота
Лицей на площади был построен в 1925-1927 годы также в стиле конструктивизм. Изначально планировалось здание в форме серпа и молота, однако идея воплотилась не как задумано, и сейчас планировка здания лишь отдалённо напоминает советский символ.
Сад Девятого января
Далее на проспекте Стачек расположен сад Девятого января. Решетка сада была перенесена из сада Зимнего дворца, вернее, некоторые оставшиеся её части, так как большая часть была уничтожена при разрушении сада после революции.
Бани «Гигант»
Ушаковские бани «Гигант» на улице Зои Космодемьянской — памятник конструктивизма, построенный в 1930-х годах. Геометрия форм сочетались с их функциональностью: линейные корпуса соединены с полуцилиндрической частью. Сейчас бани в руинированном состоянии, здание выставили на торги.
Жилой массив на Оборонной
Жилмассив 1930-х годов на Оборонной улице.
Жилой массив на Промышленной
Жилмассив на Промышленной улице — комплекс зданий послевоенного времени в стиле сталинского неоклассицизма.
Площадь Стачек
Территория нынешней площади Стачек когда-то была границей Петербурга, а Нарвские ворота — въездом в город на пути из Нарвы и Таллина. Именно здесь в 1905 году случилось Кровавое воскресенье. Нынешние здания, стоящие на площади, были построены уже в советское время, большая часть — в 1930-е годы: Дворец Культуры имени Горького, Кировский универмаг, дом технической учёбы.
Кировский универмаг и фабрика-кухня — конструктивистское здание со сплошным остеклением и асимметричными большими блоками. Фабрика-кухня в советское время поставляла еду близлежащим заводам. Сейчас здание отреставрировано, его занимают магазины.
ДК Горького — первый Дом Культуры в Советском Союзе — построен в стиле минималистичного конструктивизма: массивность форм сочетается с отсутствием декоративных элементов.
Чуть в отдалении от площади можно увидеть дом технической учебы на улице Ивана Черных. Он выполнен по проекту того же архитектора, что проектировал ДК Горького и жилмассив рабочих Путиловского завода — А.И. Гегелло. Сразу же привлекает внимание параболический фасад, характерный для архитектуры того времени, ступенчатые окна и геометричность форм.
Также ансамбль площади составляют жилые дома в стиле сталинского неоклассицизма. Архитектура домов перекликается с архитектурой Нарвских ворот, благодаря элементам в классическом стиле.
Метро «Нарвская»
Станция метро Нарвская была открыта одной из первых в 1955 году. Павильон выполнен в неоклассическом стиле, интерьер же станции украшен горельефами, изображающие советских людей различных профессий.
Дворы между Бумажной и Перекопской улицами.
Усадьба Сутугина
Когда-то на нынешней Бумажной улице была усадьба Сутугина. Участок занимал территорию у Бумажного канала. Дача представляла собой одноэтажный деревянный дом с мезонином. Здание было разобрано на дрова во время Блокады.
Парк Екатерингофка
В нынешнем парке Екатерингофка в XVIII веке был построен Екатерингофский дворец — деревянное здание в классическом стиле, автором проекта которого был Доменико Трезини. Дворец был подарен Петром I своей жене Екатерине. В качестве усадьбы здание пробыло совсем недолго, уже в XIX веке здесь открыли музей. Однако спустя несколько лет дворец пришёл в запустение и сгорел по недосмотру в 1920-е годы.
Мануфактура Кенига
Территорию от парка до Обводного канала занимает предприятие, которое раньше называлось Чернореченской бумагопрядильной мануфактурой Л.Е. Кенига. Фабрика была основана немецким предпринимателем Кенигом в XIX веке и специализировалась на производстве бумаги. С 1907 бумагопрядильная фабрика была закрыта, и с тех пор здесь находится текстильная фабрика.
Завод Степана Разина
На Обводном канале немало промышленных зданий. Например, завод Степана Разина. Пивоваренный завод был построен в XIX веке и приостановил свою деятельность в 2009 году. Сейчас здесь арендуют площадь различные заведения, а также проводятся музыкальные фестивали.
Красный треугольник
Красный треугольник — самое известное промышленное здание этого района. С 1860 по 2001 год здесь находился завод резиновой продукции. Затем завод обанкротился, и с тех пор здания медленно разрушаются.
В районе Нарвской можно найти немало примеров советской архитектуры конструктивизма, авангарда, сталинского неоклассицизма. При этом здесь сохранились постройки времён Нарвской заставы, когда район был окраиной Петербурга, и дореволюционные промышленные предприятия Претерпев немало изменений, этот район имеет эклектичный и особенный облик.
Карта
Карта с местами, упомянутыми в посте, включая Балтийскую.
Вступайте в группу Вконтакте и следите за новыми постами и другими фотографиями.
Источник: annawwts.com