Река Рига где находится

Содержание

Рига (река)

Ри́га, Ри́дзене (латыш. Rīga, Rīdzene ) — бывший (ныне не существует) правый рукав реки Даугавы. Является этимоном города Риги. Длина реки составляла 3 километра, к настоящему времени от неё сохранилось лишь болотце близ пересечения улиц Минстереяс и Кунгу.

Этимология

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок. ( 15 апреля 2021 )

В XIII веке этот рукав реки Даугава был назван Ригой. По одной из версий, гидроним (равно как и топоним) «Рига» происходит от названия балтийского острова Рюген и проживавших там ругов, мигрировавших позднее в район нынешней Риги. Также существуют версии происхождения названия «Рига» от ливского riika, что переводится как «поселение», или от старонорвежского ring — петлять, извиваться. Однако ни одна из этих версий не выглядит достаточно убедительной.

Известное альтернативные название реки — Ризинг — также рассматривается в качестве одного из этимологических вариантов. К середине XVI века за рекой в латышской среде закрепилось название Ридзене. К концу XVI века начало использоваться «уменьшительное» название Ридзиня, употреблявшееся по отношению к мелким рукавам и оттокам реки Даугава.

Рига Болдерая — река Булльупе

Структура русла реки: Спекюпе

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок. ( 15 апреля 2021 )

В низовьях реки Риги находилось озеро Ригас, которое упоминается в «Хронике Генриха Латвийского» как lacus Riga. Озеро представляло собой естественную гавань, и на её берегах в первой половине XII века возникло два независимых торговых поселения.

К началу XVII века название Рига сохранилось только за участком нижнего течения, проходившим по современным улицам Мейстару, Калею, Минстереяс. Наименование второй из названных улиц (Кузнечная) обусловлено вступившими в силу первыми рижскими строительными правилами (1293), которые были основаны на принципах противопожарной безопасности и предполагали выселение представителей цеха кузнецов за пределы крепостной стены во избежание новых возгораний в черте крепости. Кузнецов обязали жить между рекой Ригой и крепостной стеной, ограждавшей Ригу плотным кольцом.

Верхнее течение Риги получило название Спекюпе (латыш. Speķupe — Сальная река). Такое название за этим участком реки закрепилось с начала XVI века. Спекюпе, отток Даугавы, протекал вдоль песчаного высокого берега, отличавшегося холмистым покатым рельефом, параллельно нынешней улице Лачплеша (начиная от улицы Маскавас), после чего соединялся с Даугавой.

Весной предместья часто затапливались, что вызывало определённые неудобства, а нередко разрушительные последствия, чтобы предотвратить половодия, было принято решение соорудить дамбу Инча, проходившую вдоль нынешнего берега Даугавы параллельно улице Маскавас. Вскоре Спекюпе обмелела, так как воды не поступали в неё в период апрельских паводков, и на протяжении XVIII и XIX веков её постепенно засыпали.

Рига.Прогулка по левому берегу реки Даугава — Западная Двина. Вид на телебашню.

История Мельничного притока

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок. ( 15 апреля 2021 )

Истоки реки находились на территории поселения Мордорф (ныне территория микрорайона Пурвциемс). Напротив Пороховой башни (изначально носившей название Песчаной, по песчаному холмистому рельефу, обрамлявшему берег) в Ригу впадал Мельничный ручей (Дзирнавупиете), на котором располагалась Песочная мельница.

Песочная мельница была построена до 1387 года недалеко от места впадения Мельничного ручья в Рижское озеро. В XVII веке, вместо упоминавшихся ранее большой и малой песочных мельниц известна только одна, по поводу которой в 1582 году было издано распоряжение Стефана Батория: город получал разрешение выкопать канал для подвода воды к Песочной мельнице.

В XVI—XVII веках вырытый канал соединил Мельничный ручей с ручьём Шмерли, а последний был подведён к озеру Уленброкен (Улброкас) и реке Маза Югла. Вдоль нынешнего рижского Городского канала проходил мельничный пруд, который простирался через территорию парка Эспланады до современной улицы Дзирнаву (Мельничной). В связи с принятыми поправками к плану модернизации города, предполагавшего, в частности, строительство нового здания Ратуши, в 1756 году решено было мельницу снести, а Мельничный ручей за функциональной ненадобностью засыпать. Русло ручья было засыпано до нынешней улочки Упес (Речная). Бастион, выстроенный напротив Яковлевских казарм и Пороховой башни, также носил название Песчаного, а сама въездная дорога в средневековую Ригу, проходившая мимо Песчаного бастиона и Песчаной башни по соседству с рекой Ригой, являлась составной частью Большого песчаного пути, который, будучи чрезвычайно важным для развития Риги сухопутным торговым путём, вёл в Полоцк, Новгород и во владения скандинавских конунгов.

Дальнейшая история водоёма

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок. ( 15 апреля 2021 )

В 1567 году магистратом было решено начать строительство специального Портового туннеля длиной 12 километров и шириной 10 метров, получившего название Портовых ворот. Они предохраняли город от разливов в весенний период, находясь на стыке рек Даугавы и Риги.

В XVII веке шведское городское правление озаботилось экологическим состоянием многострадальной речки и начало проводить работы по её нейтрализации. В итоге к 1733 году низовья реки Риги стали выполнять функцию узкого канала, отводящего сточные воды в Даугаву.

В 1861 году, после сноса рижских крепостных укреплений под руководством генерал-губернатора Прибалтийского края Александра Аркадьевича Суворова, обусловленного Парижским мирным договором (1856) после поражения России в Крымской войне, на месте речки Риги был сооружён каменный подземный канализационный туннель, основным предназначением которого считался сбор оставшихся запасов речной воды и дождевой воды с рижских улиц. В настоящее время улица Ридзенес остаётся воспоминанием о последнем участке реки Риги, протекавшей здесь до середины XIX века.

В современной Риге существует Ливская площадь (одно из самых шумных мест Старого города в летний туристический период), выполненная в декоративном стиле — скамьи и газон имитируют волнистую поверхность реки Риги. В крытом пассаже улицы Яунаву, проходящем через здание рижской Ратуши, имеется выполненная в виде каскада «стоячая» имитация реки Риги. Стоит отметить, что в конце 1850-х годов ряд обозревателей [ кто? ] выступал против ликвидации знакового для города водоёма, несмотря на его плачевное состояние, призывая городские власти очистить речушку, настаивая на её туристическом потенциале. В наше время несуществующую уже реку пытаются увековечить отдельные более или менее искусно выполненные имитации.

Зелёные насаждения у угла улиц Минестереас и Паста. Здесь ранее текла река Рига

Зелёные насаждения у угла улиц Минестереас и Паста. Здесь ранее текла река Рига

Зелёные насаждения у угла улиц Минестереас и Кунгу. Здесь ранее текла река Рига

Зелёные насаждения у угла улиц Минестереас и Кунгу. Здесь ранее текла река Рига

Литература

Рига // Рига: Энциклопедия = Enciklopēdija Rīga / [пер. с латыш.; гл. ред. П. П. Еран]. — Рига: Главная редакция энциклопедий, 1989. — С. 605. — ISBN 5-89960-002-0.

Источник

История

vesture rop

Небольшое поселение ливов на правом берегу низовья Даугавы, было удобным естественным портом в устье речки Риги или Ридзене. Река Даугава была частью старейшего международного торгового пути между Балтийским и Черным морями еще в V веке. В истории мореплавания этот путь чаще называют торговым путем из варяг (так греки и русы называли викингов) в греки или Янтарным путем Даугава-Днепр. Вдоль торгового пути образовывались поселения, и на месте нынешней Риги в XII веке возникло одно из них. Естественная гавань, где корабли могли укрываться от ветра, волн и льда во время весенних паводков, разгружать товары и принимать гостей, становится удобным местом торговли для скандинавских, немецких и иностранных моряков, прибывших по морю, и для купцов из российских земель, приплывших по реке Даугаве.

Основание Риги

Начало 13 века связано с прибытием в низовья Даугавы немецкого епископа Альберта и возглавляемого им ордена рыцарей, описанного в хрониках. Немецкие гости хотели не только обратить коренных жителей в христианскую веру, но и контролировать торговлю со славянскими народами. Согласно историческим документам 1201 год – это год основания Риги, а епископ Альберт упоминается как основатель города. В 13-ом веке городской совет заключил взаимные торговые соглашения с восточными княжествами, а затем и с ганзейскими городами, став, таким образом, важным межгосударственным торговым портом и членом Ганзейского союза.

Под влиянием Ганзейского союза

В 14-ом веке Рига находилась под властью Ливонского ордена, а влияние Ганзейского союза усилилось. Развивались торговые отношения, процветали строительство и ремесла. Рижский порт находился в продолжении реки Ридзене — Рижском озере, и через него происходил интенсивный товарообмен. Импортировались металлические изделия, специи, соль и различные ткани, а вывозились в основном такие товары как воск, лен, конопля, древесина и мех.

Открытие Нового Света и расцвет торговли в Рижском порту

Открытие Америки в 1492 году положительно повлияло на объем торговли между европейскими странами и портами, включая и город Ригу. Началась беспрецедентная эпоха развития судостроения и интенсивных морских грузоперевозок. Спрос на зерно и древесину вырос в несколько раз. Самый ценный материал, который вывозился из Рижского порта – это мачтовые деревья.

Порт переместился к Даугаве, а у истока речки Ридзене остались лишь причалы для лодок и зимовки судов. В списке товаров, ввозимых в Ригу, преобладали соль, сельдь, ткани, изделия из металла и колониальные товары.

Ливонская война и Рижский порт под властью Польши

В 1558 году началась 25-летняя Ливонская война между Россией и Ливонской конфедерацией, в которую затем вступила Речь Посполитая, а также королевства Дания и Швеция. Для горожан, окруженных враждебными силами, начались тяжелые времена, ведь победитель получал право владеть городом и портом Риги.

Этот этап в истории Риги отмечен как время вольного города Риги, когда посланники Рижской думы вели переговоры со Священной Римской империей о предоставлении Риге статуса вольного города, подчиненного императору. Однако в результате Ливонской войны Рига и ее порт перешли под власть Польши. Король Польши Стефан Баторий издал приказ о взыскании таможенной пошлины (portoriа), примерно 2% от стоимости всех ввозимых и вывозимых товаров, что считается первой таможенной пошлиной в истории города Риги. В документах городского совета содержится информация о работе порта во времена польского владычества: в 1591 году Рижский порт посетило 391 парусное судно. Однако в целом во время правления Польши конкурентоспособность Рижского порта пострадала из-за неоправданно высоких налогов.

Шведские времена в Риге

В 1600 году началась польско-шведская война за распространение влияния в Балтийском море. Частые атаки шведов блокировали порт, и торговля была ограничена, пока в 1621 году в решающей битве за Ригу шведы не сломили сопротивление осажденных рижан.

Польско-литовские войска не смогли прорвать осаду Риги, и Рижская дума открыла городские ворота войскам шведского короля Густава II Адольфа. В 1629 году, когда король Швеции столкнулся с финансовыми трудностями, была введена повышенная таможенная пошлина (licente) на товары, ввозимые по Даугаве из восточных земель. Частые войны и разногласия в регионе привели к сокращению объема внешней торговли. В среднем в Ригу заходили не более 300 кораблей в год. Грузопоток в регионе увеличивался, но из-за высоких таможенных пошлин часть грузов шла через порты Курземе и Пруссии.

Рига — первый порт царской России на Балтийском море.

В 1700 году русский царь Петр I объявил войну Швеции. После десяти лет опустошительной войны 4 июля 1710 года был подписан акт о капитуляции города, и уже 14 июля в Ригу прибыл генерал-фельдмаршал граф Борис Шереметьев, чтобы получить ключи от города.

В последующие годы модель управления городом менялась несколько раз, пока во время правления Екатерины II Рижская дума не была распущена, а городской совет был избран согласно законам Российской империи. Новый городской совет приступил к масштабным восстановительным работам, так как город был разрушен в результате длительных боевых действий, а хозяйственная деятельность не велась. После смерти Екатерины II Рижская дума частично восстановила свои полномочия и во второй половине 18-го века под руководством полковника Густава Эмануэля Вейсманна приступила к планомерному строительству инженерных сооружений в устье Даугавы для навигации и нужд порта, а также начала работы по углублению русла реки. В 1788 году, после завершения строительства дамбы Кометфорта, на платформе в конце дамбы был зажжен костер, который служил маяком, и ныне считается первым стационарным маяком в истории порта.

Внедрение новейших инженерных решений, гидротехнические сооружения и железная дорога в Рижском порту.

Несмотря на строительство гидротехнических сооружений в начале нового века, судоходство в Рижском порту было по-прежнему затруднено из-за заиления фарватера. Внешняя торговля города стала полностью зависимой от дноуглубительных работ, финансируемых в основном торговцами и Комитетом Рижской фондовой биржи, который для дноуглубительных работ использовал идеи и методы самых передовых инженеров того времени.

В 1846 году в Рижском порту начал работать первый земснаряд с паровой тягой. В 1848 году генерал-губернатором Балтии был назначен Александр Суворов, под руководством которого были снесены валы рижских укреплений, построена железная дорога Рига-Даугавпилс и установлен электрический телеграф из Риги в Болдераю.

В 1850 году с благословения царя Александра II был создан Комитет по строительству Рижского порта, под руководством которого было начато строительство мола на Мангальсале (Восточный мол), построен Западный мол, а морские ворота порта приобрели нынешний вид. В 1861 году газовый навигационной огонь был установлен на Восточном моле (в настоящее время экспонируется около здания Управления Рижского Свободного порта на бульваре Калпака, 12). После открытия в 1871 году железнодорожного сообщения Рига-Царицын, Рига получила доступ к обширным российским сырьевым рынкам. В 1877 году, после нескольких суровых зим, комитет Рижской фондовой биржи принял решение приобрести пароход «Simson» для ледокольных работ в порту.

Время быстрого роста и перемен

В начале 20 века Рига была крупнейшим российским портом по экспорту леса и занимала 3-е место среди портов Российской империи по объему внешней торговли. В 1901 году с целью увеличения пропускной способности российское правительство решило построить экспортный порт на Андреевской дамбе (нынешняя территория пассажирского порта).

В 1902 году открылся первый холодильник на Андрейсале, через год заработала Рижская товарная станция. В 1905 году в Андрейосте была открыта первая в городе электростанция. В 1914 году, незадолго до Первой мировой войны, был открыт второй железнодорожный мост через Даугаву. В 1912 году построенный в Гетеборге ледокол «Петр Великий» начал работу в Рижском порту.

Рижский порт в годы Первой мировой войны и зарождение Латвийской Республики

В 1915 году началась эвакуация рижских заводов, кораблей и портового оборудования в Россию. В 1917 году немецкие войска заняли Ригу, а уходящая русская армия взорвала маяк Рижского порта, железнодорожный мост, некоторые защитные сооружения и портовые здания. 18 ноября 1918 года была провозглашена Латвийская Республика. В июле 1919 года, после тяжелых боев за независимость Латвии, первым принадлежавшим Латвийской Республике кораблем, вошедшим в Рижский порт, стал пароход «Саратов» с красно-бело-красным флагом и членами правительства Латвии на борту.

Годы мирной работы и развития между двумя мировыми войнами

В 1920 году был подписан латвийско-российский мирный договор, и в Рижском порту начался период восстановления деятельности. Были проведены ремонт гидротехнических сооружений и углубление фарватера. В 1928 году глубина фарватера достигла 8,2 метра, а в 1938 году уже 9,0 метра. В Экспортосте были построены новые склады и холодильник.

В 1926 году в Рижском порту начал работу ледокол «Krišjānis Valdemārs». Основными партнерами Латвии по внешней торговле были Великобритания и Германия. В июне 1940 года войска СССР вошли в Латвию, и в Латвии была установлена Советская власть, которая подвела черту под самостоятельным развитием Рижского порта в течение многих лет советского режима.

Важный экспортный порт СССР для торговли со странами Запада.

Летом 1941 года началась Вторая мировая война, которая снова оставила груды руин, разрушенные гидротехнические сооружения и здания в Рижском порту. В послевоенный период развитие Рижского порта было организовано по планам, разработанным правительством СССР под строгим контролем соответствующих министерств и ведомств.

Так как Рижский порт выполнял одну из важнейших задач внешней торговли СССР — отправку экспортных грузов в страны Запада, план модернизации и расширения порта разрабатывался уже в середине 60-х — начале 70-х годов. В начале 80-х годов на Кундзиньсале был построен один из крупнейших в СССР контейнерных терминалов, созданы причал и инфраструктура для экспорта сжиженного газа, сданы в эксплуатацию Рижский морской пассажирский вокзал и Рыбный порт в Ринужи. В конце 80-х годов во всех странах Балтии началась Atmoda ( Пробуждение), этот процесс привел к выходу Латвии из СССР и восстановлению национальной независимости. 4 мая Верховный Совет Латвийской Республики принял Декларацию независимости, и в истории Рижского порта начался новый этап развития.

Источник

Река Истра на карте Московской области от истока до устья

Река Истра – один из водоемов в Московской области, который известен живописными местами. Жителя Подмосковья часто совершают сплавы на каяках именно здесь.

Общая информация

На карте Истра отмечена как приток Москвы-реки. На ней образовано крупное Истринское водохранилище, которое находится недалеко от Зеленограда, а также снабжает водой часть столицы.

Документальные упоминания о реке относятся к 15 веку. Основная теория о происхождении названия отсылает к балтийской терминологии, связанной с обозначением быстрого потока и течения. Сегодняшняя территория Московской области, где на карте проложено русло, в прошлом была заселено балтийскими племенами.

Это не самая протяженная река Московской области. Длина составляет 113 км, а площадь речного бассейна – 2050 км². Также к Истре относятся почти 200 водотоков, общая длина которых насчитывает еще 885 км. По объему бассейна это крупнейший приток Москвы-реки.

Гидрология

На карте Истра относится к Окскому бассейновому округу. Ширина колеблется в пределах 17-30 м. Течение спокойное, не стремительное. Дно песчаное. Глубина зависит от рельефа дна, и составляет 1-1.5 м. Но в районе Истринского водохранилища достигает 20 м.

60% наполняемости бассейна обеспечивает весеннее таяние снега. Подземные источники доставляют еще 30% питания, и 10% – дожди. Пик половодья приходится на апрель, когда расход воды увеличивается в 5 раз.

Водохранилище на карте расположено в верховьях водоема. Строительство завершилось в середине 30-х годов 20 века. Оно относится к московской системе водоснабжения и обеспечивает ресурсами жителей столицы. На берегах расположены базы отдыха, а также частные коттеджи.

После введения объекта в эксплуатацию сократился период ледостава. Сегодня половодье приходится на март, а заканчивается не позднее мая. Уровень воды может подниматься до 3.5 м.

Истринское водохранилище

География

Река на карте движется в тверском направлении. Русло пролегает недалеко от Зеленограда и захватывает территорию трех районов области. Петляя, Истра появляется в Солнечногорском, Истринском, Красногорском районах. Извилистость напоминает путь горных речек, и это обусловлено холмистостью ландшафта.

Исток, притоки и устье

Исток реки расположен на Московской возвышенности, рядом с деревнями Покровка и Коськово. Неподалеку находится Сенежское озеро. Большинство притоков относятся к правому берегу. В их числе:

  • Беляна.
  • Малая Истра.
  • Черная.
  • Катыш и проч.

Впадает Истра в Москву-реку в районе села Знаменское.

Река на карте

Путь водоема на карте отмечен в районе Коськово рядом с Октябрьской железной дорогой. Извилистое русло направляет реку через десятки небольших сел и крупных городов Московской области.

Населенные пункты

Основные населенные пункты, построенные на берегах:

Интересные факты

У водоема богатая история, хранящая множество интересных фактов из прошлого:

  • Могила патриарха Никона находится в мужском монастыре, возведенном на берегу. Священнослужитель планировал сделать обитель новым центром для православного народа, по аналогии с Иерусалимом. Реку Никон переименовал в Иордан для большего сходства.
  • Ансамбль этого монастыря в Московской области относится к памятникам архитектуры федерального значения.
  • Художник Исаак Левитан посещал долину, и был восхищен увиденным. Он посвятил местной природе несколько своих работ.

Рыбалка и сплав по реке

Долина реки очень живописна, и привлекает тысячи туристов из Московской области, а также из других регионов. Здесь построены санатории и дома отдыха, но чаще всего путешественники интересуются сплавами на каяках.

Извилистый характер потока, который прослеживается на карте, делает водоем отличным местом для активного отдыха. Во время сплавов можно осмотреть достопримечательности, которых на берегу немало. Например, у деревни Трусово расположены дома отдыха, этно-усадьба.

Стоит заранее просчитывать маршрут сплава по области, поскольку наполняемость долины зависит от сезона. Уровень воды может упасть, что осложнит путешествие.

Рыбалка распространена, но крупные экземпляры не встречаются. Чаще всего рыбаки ловят плотву, окуня, леща, уклейку.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...