Балка укоротилась: вместо семи чжанов, семи чи, семи цуней и семи фыней стало семь чжанов и шесть чи. Не хватало одного чи, семи цуней и семи фыней. Мастер не верил глазам, он все мерил и мерил, и каждый раз получалось семь чжанов и шесть чи. От волнения выступил у него на лбу холодный пот.
— Конец… Конец… — шептал он. — Всему конец…
Утром мастер Чжан спросил у подмастерья:
— Когда я отпиливал балку, ты был со мной. Помнишь, какую длину я отмерил?
— Как же не помнить! Было семь чжанов, семь чи, семь цуней и семь фыней!
— Удивительно! Удивительно! — забормотал мастер Чжан.
— Учитель! В чем дело?
— Вчера я снова измерил длину балки.
Не хватает одного чи, семи цуней и семи фыней.
Трудно оценить масштаб этого бедствия без массы сносок в конце страницы. Забегая вперёд, сразу скажу, что балка мастера Чжана в результате диверсии укоротилась примерно на полметра. А наш рассказ пойдёт о китайской системе счисления.
Далеко ли до Таллинна!
Автор исторического (а подчас и фэнтезийного) произведения подчас сталкивается с вопросом о том, в чём измерять расстояние, площадь, объём, а самое страшное – время. Тем, кто с этим вопросом не сталкивался, скажу прямо: будет очень странно, если расстояние будут в километрах, а масса в килограммах. Заморские мили, фунты и совсем уж прекрасные лиги (вы, кстати, знаете, сколько это – лига?) иногда могут вас выручить, но тому, кто пишет по древней Азии, хорошо бы ознакомиться с исконными тамошними системами мер и весов.
Итак, если случайно встреченный на страницах книги древнекитайский разбойник настойчиво поинтересуется у вас, далеко ли до Таллина, или предложит на спор угадать длину его ножа, вам, скорее всего, понадобятся.
КИТАЙСКИЕ МЕРЫ ДЛИНЫ
Цунь – «китайский дюйм». Как и любая анатомическая мера длины, фиксированного размера не имела. Более того, и мерили-то цуни по-разному. Бывало даже разделение на «мужские» цуни и «женские» (соответственно, по правой и левой руке человека). Приведу из «Википедии» несколько способов найти свой цунь.
Соединить концы согнутых среднего и большого пальцев левой руки так, чтобы они образовывали кольцо. За цунь принимается расстояние между внешними концами поперечных складок у 2-й фаланги среднего пальца.
Ширина большого пальца левой руки по линии, проходящей через угол ногтевого ложа.
Общая ширина 4-х сомкнутых пальцев выпрямленной ладони левой руки равна трём цуням.
Расстояние от локтевой складки до складки запястного сустава делится на 12,5 частей.
Точно можно сказать, что 10 цуней составляли 1 чи. Даже есть поговорка: «Получил цунь, а требует чи». Мол, палец в рот не клади – по локоть отхватит.
Чи – «китайский фут». Длина его варьировалась от 22 до 34 сантиметров. Между этими значениями дистанция огромного размера, учитывая, что в чи измеряли рост. Вот скажут: «богатырь ростом в семь чи». Считается, кстати, что это очень мощное телосложение!
Далеко ли до Таллина — Не родись красивой
И действительно, если мерить по максимуму, то рост такого удальца составит 238 сантиметров. А если по минимуму? Всего 154! Разве ж богатырь? В примечаниях к русскому переводу «Троецарствия» чи – 32 сантиметра.
Соответственно, цунь вдесятеро меньше, 3,2 см. А вдесятеро больше – 3,2 метра – чжан.
Чжан – «китайская сажень», основная мера для средних размеров и расстояний. К примеру, ширины или длины моста, величины тучи, разбега, который взял конь. В случаях особых (гипербола) чжанами измеряли и человеческий рост! Вот как «Троецарствие» описывает Утугу, правителя варварского государства Угэ:
«Правит этим государством великан в два чжана ростом. Питается он только живыми змеями и дикими зверями. Ничего другого он не ест. Все тело его покрыто чешуей, которую не пробивают ни меч, ни стрела».
Ну, явный перебор!
Ли – «китайская верста», хоть и много короче нашенской. Примерно полкилометра.
Есть и другие меры длины. Из них стоит выделить фынь (длина зёрнышка проса, чуть больше 3 миллиметров), бу (двойной шаг, от 5 до 6 чи), а также инь (дальность полёта стрелы, — 10 чжан, стало быть, 32 метра). Но я думаю, что и приведённых выше будет вполне достаточно!
КИТАЙСКИЕ МЕРЫ ПЛОЩАДИ
Меры площади так или иначе вытекают из мер длины.
Квадратный цунь – чуть больше 11 квадратных сантиметров. Соответственно, планомерно умножая на сто, получаем вначале квадратный чи, а затем квадратный чжан.
В Китае десятеричная система счисления удивительным образом сплетается с двенадцатеричной. Поэтому 60 квадратных чжанов – это му, то есть 667 квадратных метров. Стало быть, в нашем гектаре – ориентировочно 15 му. 10 му составляют ши, а 10 ши составляют цин (6,7 га).
Вот и весь сказ. Хотя очень вероятно, что квадратные цуни и даже цины вам в произведениях не понадобятся. Но мало ли.
КИТАЙСКИЕ МЕРЫ ВЕСА И ОБЪЁМА
Меры веса и объёма рождаются из бытовых и государственных нужд.
Взять, к примеру дань («мешок»). Это вес, который можно унести на плечах, и составлял он примерно 60 килограммов. Нужно сказать, что должностные оклады (да что там, престиж должностей!) измерялись «мешками зерна». Самые престижные из классифицируемых были должности по 10 тысяч даней в месяц. Естественно, оклады выдавались не натурой, но это характерный момент.
Цзинь – «китайский фунт» – в сто раз меньше даня и чуть побольше других фунтов. Он составляет около 600 граммов. И, собственно, счёт цзинями может вестись на сотни, тысячи и миллионы. Так, например, на священной мировой горе Куньлунь, по преданиям, обитала мышь величиной больше быка, а весом в тысячу цзиней. Вообще, как я понимаю, «тысяча цзиней» – это аналог выражения «огромный вес» (ну, как «тысяча ли» – «огромное расстояние»).
Естественно, мерили цзинями и золото (не знаю, может, это другой цзинь, но он значительно меньше – 224 грамма). Вот как поэт Синь Цицзи начинает цы «Бессонница» (перевод М. Басманова):
Когда болезни подползут и старость,
Бег времени всю душу растревожит, —
Тогда одно короткое мгновенье
Вам тысяч цзиней золота дороже!
К слову, в Восточной и Юго-Восточной Азии цзинь (он же катти) в ходу до сих пор. Китайский электронный безмен, который есть у меня дома, например, предлагает его в числе единиц для измерения веса. Каждая страна стандартизировала свой цзинь. КНР присвоила ему значение в полкило. Тайвань, Япония и Тайланд добавили сто грамм.
Самый большой цзинь – филиппинский, 632,5 грамма.
Для драгметаллов была мера и поскромнее. Лян – «китайская унция», как называет его архимандрит Иакинф (Бичурин), – 37,2 грамма. Любопытно, что ляны тоже исчисляли десятками тысяч. Но тут объяснение простое. Серебряный лян служил валютой.
То есть речь шла скорее о десятках тысяч денежных единиц, нежели о мерах веса как таковых.
Из мер объёма нужно выделить следующие:
Шэн – около литра.
Доу – 10 литров.
Ху – чуть более 100 литров.
Шэнами вполне естественно мерить, например вино. А доу подходит для весьма объёмных партий. Вот строки об одном выпивохе из стихов Ду Фу (перевод Б. Мещерякова):
Жуян лишь три доу осушив на пиру,
на утренний смотр спешил ко двору;
Повозку с вином по дороге увидев,
вздохнул: «Дай хоть слюни утру!»
Ху более подобает для измерения зерна.
Сразу хочу оговориться, что в разное время единицы варьировались будь здоров! Если верить источникам, дань мог составлять и 30 кило, ху мог доходить и до 20 литров, а шэн – быть в десять раз меньше, чем я написал. Так что не всё ли равно, сколько в стихах намерить ху, раз всё равно гипербола?
КАК ОБОЙТИСЬ БЕЗ ТОЛЬКО ЧТО ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
пядями, ладонями, локтями, саженями. То, по чему можно пройти, можно измерить шагами, полётами стрелы и дневными переходами. Объём прекрасно укладывается в мешки, вёдра, чаши и чарки. Вес… Ну, разве что вес (да и то можно с чем-то сравнить; резонно же сказать: «весом со слона»). И ещё время – вот его как-то странно будет мерить нашими минутами и секундами, правда?
ВРЕМЯ
Исчисление времени – штука практическая. Жизнь человечества так или иначе связана со сменой сезонов и с необходимостью отмерять сроки. Важнейшими ориентирами для этого были небесные тела. Полное обращение Земли вокруг своей оси – вот вам и сутки; вокруг Солнца – вот вам и год; полная смена фаз Луны – вот вам и тридцатидневный месяц. Так же было и у древних китайцев.
Точно так же, как менялась по ходу времени китайская система мер, менялись и календарные понятия. Охватить их в небольшой заметке весьма сложно, поэтому ограничусь некоторыми практическими (на мой взгляд) выкладками, которые могут пригодиться при описании времени в стилизациях.
Месяц начинается новолунием и заканчивается соответственно новолунием же, длительность месяца колеблется от 29 до 30 дней. В обычном году 12 месяцев, в високосном – 13. Как таковое понятие недели варьировалось. При династии Хань неделя была пятидневной (соответственно – отдых раз в неделю), при династии Тан – десятидневной. В целом, деление месяца на декады – более или менее устойчивое.
Если потребуется иносказательно указать на какой-то день месяца, к вашим услугам фазы луны. Итак, примерно на седьмой-восьмой день наблюдается первая четверть; на пятнадцатый-шестнадцатый – полнолуние; на двадцать второй – двадцать третий убывающая луна в последней четверти.
Называть месяцы какими-то особыми названиями не обязательно. Их благополучно нумеруют – и дело с концом. Нужно лишь отметить, что начало нового года (Праздник весны) у китайцев приходится на второе новолуние после зимнего солнцестояния.
Есть, впрочем, и солнечный сельскохозяйственный календарь, не связанный с фазами луны. Название его периодов поэтически отражают состояние природы, и увязать их с нашим календарём можно следующим образом.
Начало весны — 4—5 февраля
Пора пробуждения личинок — 5—6 марта
Весеннее равноденствие — 20—21 марта
Ясно и светло — 4—5 апреля
Хлебные дожди — 20—21 апреля
Начало лета — 5—6 мая
Малое изобилие — 21—22 мая
Колошение хлебов — 5—6 июня
Летнее солнцестояние — 21—22 июня
Малая жара — 7—8 июля
Большая жара — 23—24 июля
Начало осени — 7—8 августа
Прекращение жары — 23—24 августа
Белые росы — 7—8 сентября
Осеннее равноденствие — 23—24 сентября
Холодные росы — 8—9 октября
Выпадение инея — 23—24 октября
Начало зимы — 7—8 ноября
Малые снега — 22—23 ноября
Большие снега — 7—8 декабря
Зимнее солнцестояние — 21—22 декабря
Малые холода — 5—6 января
Большие холода — 20—21 января
Китайские года объединялись в циклы – десятеричный (условно говоря, каждому году присваивалась одна из пяти стихий) и двенадцатеричный (известный календарь восточного гороскопа). На пересечении этих двух циклов появлялся цикл шестидесятилетний. Каждый такой цикл начинался с года деревянной мыши – «цзя-цзы». Поэтому и начало этого цикла, и сам цикл иногда назывался «цзя-цзы». К слову, известное восстание Жёлтых повязок началось именно в год «цзя-цзы» – лидеры восстания провозглашали его началом новой эры.
Вне зависимости от шестидесятилетнего цикла годы и попросту нумеровались. За точку отсчёта при этом принималось начала правления под определённым девизом. Новый девиз правления всегда провозглашался при вступлении на трон нового императора, но иногда император вводил новый девиз в середине своего правления.
Вот как выглядит описание даты в романе «Троецарствие» (в квадратных скобках – примечание, сделанное для русского читателя):
«Во втором лунном месяце четвертого года периода Цзянь-нин [171 г.] в Лояне произошло землетрясение».
Хорошо, когда государство одно! А если их несколько? То же «Троецарствие» – ближе к концу:
«В тринадцатом году периода Цзянь-син [235 г.] по летоисчислению династии Шу-Хань, что соответствует третьему году периода Цин-лун правления императора Цао Жуя, или в четвертом году периода Цзя-хэ правления императора Сунь Цюаня, между тремя царствами Шу, Вэй и У войн не было».
Но это крупные единицы. На что же делился день? На «двойные часы», в ночное время известные как стражи:
1-я стража — 7-9 ч. вечера,
2-я стража — 9-11 ч. вечера,
3-я стража — 11-1 ч. ночи,
4-я стража — 1-3 ч. ночи,
5-я стража — 3-5 ч. утра
Всего дневных и ночных «двойных часов» было 12. Но это для нас они «двойные». Для китайцев – скорее, наши ополовиненные. Иногда и двойные часы именовались по названию животных восточного гороскопа (начиная с крысы – 11-1 час ночи, и далее животное менялось каждые два часа).
Одна сотая часть дня – кэ. То есть примерно 15 минут. Чтобы примирить двенадцатеричное деление дня на «двойные часы» и десятеричное деление на кэ, существовала такая мера времени, как фынь — одна шестидесятая часть кэ.
Ко всему сказанному хочу добавить, что произведение едва ли потеряет шарм, если вместо двойных часов будут использоваться обычные.
Источник: author.today
Вика Воронина из «Пропаганды»: как живет звезда 2000-х, которой запретили исполнять свои песни
Вика Воронина во времена «Пропаганды». Фото: globallookpress.com
В 2022 году группа «Пропаганда» отметила свое английское совершеннолетие. Женский коллектив, который был суперпопулярным в 2000-х, до сих пор существует, причем в двух составах. Однако, по мнению преданных поклонников, «Пропаганда» перестала быть «Пропагандой», еще 11 лет назад, когда коллектив покинула Виктория Воронина. Ранее в разговоре с Афишей-КП Вика вспомнила золотые времена в «Пропаганде», рассказала о пережитом предательстве со стороны бывших коллег и не только.
У нас в Telegram постоянно проходят розыгрыши билетов на самые интересные события в Москве – концерты, спектакли, фестивали, шоу и многое другое. Подписывайтесь и получайте бесплатные пригласительные!
Первый состав группы «Пропаганда»: Юля и две Вики
«Я всегда писала песни, пела их подружкам, а они меня подзадоривали, мол, давай группу создадим, хотя я всегда хотела петь сольно, – вспоминает Вика первый состав «Пропаганды», в который также входили Виктория Петренко и Юлия Гаранина (та самая, кто так мило картавила). – Мы верили, что мечты сбываются, если трудиться и постоянно создавать что-то новое. Ночи проводили в школьной каморке, которую считали своей первой студией».
Первым хитом «Пропаганды» стала песня «Мелом», премьера которой состоялась на одной из радиостанций 1 сентября 2001 года. Помните? «Я рисую на асфальте белым мелом слово «Хватит». Хватит лжи и хватит боли, отпусти себя на волю…». «На следующий день мы проснулись «героями поколения». Я до сих пор это чувствую.
Некоторые поклонники приходят на мой концерт, чтобы просто обнять меня. Иногда они плачут, и я вместе с ними. Говорят: «Мы выросли на Ваших песнях». Я им в ответ: «И я тоже выросла с вами на этих песнях». Я писала и пела про себя, про ситуации своих друзей, про жизнь вокруг».
«Поднимаясь по ступеням эскалатора московского метро, я увидела строчки из своих песен, написанные краской на ступенях. Тогда я поняла, что пришла не просто популярность, а самая настоящая слава. Нас караулили возле гостиниц, раскачивали автобусы. Все это было, – продолжает Вика Воронина. – Но популярность сегодня со мной, а завтра с тобой. А любовь людей это навсегда!
Прошло много лет, а любовь осталась. Любовь к моим песням».
Другие составы группы «Пропаганда»: девушки по бокам менялись
В декабре 2001 года «Пропаганду» из-за конфликта с руководством покинули Вика Петренко и Юлия Гаранина. Группа поменяла концепцию и из подросткового трио превратилась в настоящий герлбенд. Вика Воронина продолжила писать хиты, а девушки рядом с ней периодически менялись. Их имена уже никто особо не запоминал. Мы смогли насчитать 10 человек.
Примерно столько же было после ухода Ворониной.
«Смена составов давалась мне непросто. Хотя эмоционально все в «Пропаганде» было тяжело: ты только привыкла к девочкам, а их уже поменяли. У нас не было достаточно времени, чтобы сдружиться. Поэтому ни с кем из бывших участниц я не поддерживаю отношений. У нас разные жизни, которые сформировались на большой дистанции друг от друга», – добавляет наша героиня.
Узнайте о самых интересных музыкальных событиях. Вас готовы порадовать легендарные артисты советской эпохи, звезды 90-х и 2000-х, фрешмены, тиктокеры и не только.
Пропаганда «Кванто Коста»: лифтостой
Вика Воронина написали все песни группы, которые вышли до 1 января 2011 года. Кроме «Мари полюбила Хуана» и «Далеко ли до Таллина». Вот лишь часть хитов ее авторства со второго и следующих альбомов: «Дождь по крышам», «Так и быть», «Супер-детка», «Яй-я» («Яблоки ела»), «5 минут на любовь», «Quanto Costa». Кстати, о последней песне. В свое время над ней подшучивали из-за строчки «Ты спросил у лифта стоя, сколько твое сердце стоит».
В конце 2010 года Вика Воронина решила покинуть коллектив. К тому времени в группе сменился продюсер, отношения с которым у лидера «Пропаганды» были непростыми. «Может, когда-нибудь я расскажу, как все было на самом деле, но не сегодня и не сейчас. Могу сказать одно, это было тяжелым предательством со стороны людей, которых я считала друзьями.
Я смогла прожить эту ситуацию, и она сделала меня сильнее! – рассказывает Виктория. – Что касается прав на написанные мной песни, оставшиеся у продюсера. Один умный человек однажды сказал: «Если у тебя получилось обмануть человека, это не значит, что человек тот глупец. Это значит, что он доверял тебе так, как ты того не заслуживаешь».
За новыми составами «Пропаганды» Вика Воронина не следит, хотя, поклонники, конечно, рассказывают автору об очередных переработках ее песен. Однако Вике есть чем заняться: семья, сольная карьера, переезды из одной страны в другую. Кстати, сейчас Воронина работает без продюсера.
– В нашей стране, когда слышат слово «продюсер», многие подразумевают постель. Я попала на сцену за свой талант и за свои песни. Хотя обо мне тоже слухи ходили. Если бы я достигла чего-то «через постель», то со мной не случилось бы предательства и обмана со стороны бывших руководителей. Женский успех всегда легко оправдать тем, что «она с кем-то спит».
А ведь женщины иногда бывают успешнее, умнее, сильнее мужчин, – продолжает певица.
Олег Кармунин посвятил новый выпуск своего ютуб-шоу «Истории русской попсы» группе «Пропаганда», которой 1 сентября 2022 году исполнился 21 год. Музыкальный критик назвал «жуткой» историю этого коллектива, который продолжает существовать и сегодня.
Алла Пугачева «Мой друг»: песня Вики Ворониной
В 2019 году на своих юбилейных концертах в Кремлевском дворце Алла Пугачева исполнила проникновенную песню «Мой друг» авторства Вики Ворониной. Многие назвали эту композицию лучшей в концерте. «Мой друг, дело ж не в возрасте. А в нежности рук и в теплоте голоса. Слышу я вдруг, что мы с тобой разные. Но все же мы вместе, мой друг.
О тебе, для тебя эта песня», – пела Алла Борисовна, адресуя эти строки своему супругу. Как это произведение попало в репертуар примадонны?
«Я мечтала написать песни для Аллы Пугачевой лет с пяти. Это было почти музыкальной одержимостью. Долго не решалась отправить ей электронное письмо, а когда отправила, то Алла Борисовна ответила почти сразу. По ее словам, она влюбилась в данную песню, которая заменила ей «Не отрекаются любя», – рассказывает Вика. – А потом все завертелось, закрутилось, состоялось, выведя меня на новый уровень, как человека, как автора. Потому что личное знакомство и общение с такой женщиной, как Алла Борисовна, меняет тебя, наполняет, воодушевляет».
– Я не даю интервью на тему личной жизни. Помимо Нью-Йорка я много где успела пожить: в Сингапуре, в Индии, во Франции, в Бразилии. Так сложилась жизнь. Специально ничего не планировала. Люди в интернете видят то, что хотят увидеть. Но истины никто не знает, кроме моего самого ближайшего окружения. Все остальное – иллюзии!
Если честно, я живу не в Нью-Йорке, а в другом городе. В Нью-Йорке я просто часто бываю», – резюмирует певица и автор песен.
Биография Алены Иванцовой из дуэта «Вкус меда»: поклонники не узнали исполнительницу хита «Человек дождя», вернувшуюся на сцену
Алена Иванцова в далеком 1994 году появилась на фестивале «Песня года» со своим единственным хитом «Человек дождя». Экс-участница дуэта «Вкус меда» внезапно исчезла с голубых экранов в начале 2000-х. В 2022 году звезда 90-х решила реинкарнировать свою музыкальную карьеру благодаря шоу «Суперстар! Возвращение». Многие с трудом узнали 52-летнюю артистку на свежих фото.
В ожидании камбека приведем биографию Алены Иванцовой.
Источник: www.kp.ru