Рига 13 мопед сколько кубов

Мопед Рига-13

Мопед Рига-13 прошли все начинающие мотоциклисты советских времен. Этому мопеду дали прозвище газовый, потому-то у него не было скоростей и сколько есть на ручке газа столько он и ехал. Рига-13 смесь велосипеда с мопедом. У него высокие колеса, сиденье как у велосипеда и с бардачком внутри.

Есть педали с помощью которых можно завести мопед. Двигатель одноцилиндровый, двухтактный, заправлялся смесью бензина и масла, соотношение пропорций вряд ли кто-то соблюдал, поэтому мопед сильно дымил. Правильная пропорция (1:25).

Скорость мопеда 25-30 км/ч. Самая главная задача этого мопеда была-это приобщение к технике, навыке к езде на двухколесном транспорте.

Ширина, мм 740
Полная высота, мм 1160
Вес, кг 42
Передняя вилка Телескопическая с пружинными амортизаторами
Задняя подвеска Отсутствует
Тип двигателя Бензиновый
Количество тактов 2
Количество цилиндров 1
Система запуска От магнето
Грузоподъемность, кг 100
Максимальная скорость, км/ч 40
Рабочий объем, куб. см 45,4
Мощность, л.с. 1,3
Расход топлива на 100 км 2

Рига 13 рассказ

Источник

Мопеды «Рига» — История серийных мопедов «Рига»

Spriditis Производство мопедов на заводе Саркана Звайгзне г. Рига стартовало в 1958 году. Опыт оказался не совсем удачным. Это были мопеды.

Производство мопедов на заводе «Саркана Звайгзне» (г. Рига) стартовало в 1958 году. Опыт оказался не совсем удачным. Это были мопеды «Спиридитис» (Spiriditis) с двигателем объемом 60 куб.см. по лицензии «Ява». Первый блин оказался комом, конструкторы «Саркана Звайгзне» отправились на чешский завод Jawa для детального ознакомления с производством малокубатурной мототехники.

Так появился первый мопед «Рига-1», выпуск которого начался в 1961 году, хотя разработан он был двумя годами ранее. Мопед оснащался двигателем Jawa объемом 50 см3, что требовало регистрации в ГАИ и наличия мотоциклетных прав, что негативно сказывалось на спросе этой модели.

Мотовелосипед Рига-2 «Гауя»

С 1961 по 1963 г. Завод выпускал мотовелосипеды Гауя. На одноместный мопед устанавливали двигатель Д4 или Д5 мощностью 1 л.с. Надежная сварная рама отличалась небольшим весом, а передняя подвеска имела пружинные амортизаторы. Для езды в темное время суток мопед оснащали фарой, которая питалась от генератора. Гауя развивал скорость до 40 км/ч.

В 1965 году на смену «Рига-1» пришла «Рига-3». При внешнем сходстве, новая модель получила двигатель Ш-51 шауляйского производства. Однако, эти двигатели оказались довольно ненадежными и популярность рижских мопедов вновь пошатнулась. Внешне Рига-3 отличалась иной формой бензобака, сиденьем подушечного типа и рамой с удлиненной хвостовой частью. Кроме этого, «Рига-3» была мощнее «Риги-1» почти на треть, легче на 2 кг и могла разогнаться до 50 км/ч.

В 1970 году завод представил новую модель «Рига-4» с двигателем объемом 49,9 см3 (что не требовало наличия прав) и мощностью 2 л.с. Из новшеств: появился высоковольтный трансформатор, щитки для колес, изменился багажник, поменялась конструкция цепи, шестерней коробки передач, установили новый багажник, а привод спидометра был от двигателя. Но главное — впервые на мопеде вместо 19-дюймовых колес были установлены 16-дюймовые. Наверное, поэтому «Рига-4» уже не смотрелся так по-советски.

С 1966 по 1971 год выпускался преемник Гауи – «Рига 5». По конструкции он довольно сильно отличался от предшественника. Например, для амортизации переднего колеса в «Рига-5» применялась не телескопическая вилка, а сжимающиеся пружины, позволяющие вилке изгибаться вперёд. Изменился дизайн. Передач не было, двигатель «Д-5» запускался от вращения педалей.

Несмотря на простоту управления, динамика мопеда значительно ухудшилась. Раму укрепили, т.к. прошлые модели грешили ломающимися рамами. В 1971 году на смену «Рига-5» пришел «Рига-7».

Новый мопед «Рига-7» начали производить в 1969 году параллельно с «Рига-5». Новая модель полностью вытеснила старую к концу 1971 года. Главное отличие – двигатель Д-6, позволяющий подключить к нему фару и задний габаритный фонарь. У нового мопеда появился бардачок для инструментов, глушитель, взаимозаменяемые колеса и щитки.

В конструкции «Риги-7» имелась специальная рейка, предотвращающая поломку рамы в случае экстренного торможения. В 1976 году мопед «Рига-7» сняли с производства, и заменили на «Ригу-11».

После мопеда «Рига-7» на свет вышел новый «Рига-11» — стильный односкоростной мопед с мощными колесами. Двигатель Д6 сохранили. Но, модель оказалась достаточно тяжелой, а рама недостаточно прочной. К тому же оригинальный бак, размещенный под багажником, на практике доставлял немало хлопот при движении в гору, особенно когда там оставалось мало топлива.

«Рига-12» производился с 1974 по 1979 год. Он оснащался шауляйским двигателем Ш-57 и имел велосипедные педали, с помощью которых можно было помочь двигателю при движении в гору. Модель отличалась наличием бумажного воздушного фильтра, вмонтированного в раму. Выпускался с разными вариантами крепления и форм топливного бака: с катушкой зажигания сверху рамы под баком, с катушкой зажигания снизу рамы под баком. Визуально был очень похож на «Ригу-16», но отличался коротким седлом и меньшим багажником.

На смену легкому мопеду «Рига-11» пришел наиболее удачный мопед того времени – «Рига-13». Он производился с 1983 года и оснащался двигателем мощностью 1.3 л.с., который разгонял мопед до 40 км/ч. Ранние модели оснащались двигателем Д-8, а позже начали ставить двигатели — Д-8э, Д-8 м. Его отличительной чертой является хороший свет и установленный высоковольтный трансформатор, который устранил частые проблемы с катушкой зажигания. «Рига-13» стал самым массовым мопедом завода и производился до 1998 года.

В 1977 году в производство запущена двухскоростная модель «Рига-16». У мопеда был глушитель мотоциклетного типа, кикстартер, рычаг заднего тормоза, задний фонарь, оригинальная окраска и новый руль. Первые модели оснащались шауляйским двигателем Ш-57, а более поздние версии получили самый удачный двигатель Ш-58. Фактически, «Рига-16» — первый мокик в СССР (до этого были мопеды с педалями). При собственном весе 45 кг мокик мог перевозить до 115 кг груза!

В 1981 году завод приступил к выпуску мокика «Рига 22», который был модернизацией модели «Рига 16» и оснащался двигателем Ш-62. Двигатель кардинально отличался от своих предшественников. В частности, он имел мощное электронное бесконтактное зажигание. Направление вращения коленвала пришлось поменять из-за другой коробки передач. Но, хорошую конструкцию подвело качество.

Поэтому в 1984 году всю систему модернизировали и двигатель, развивающий 1.8 л.с., стал называться Ш-62М. Одновременно с этим изменилась конструкция глушителя. Но коробка передач по-прежнему оставалась слабым звеном мокика «Рига 22».

Рига-26 / Рига-30 / Riga-Mini

В 1982 году завод представил очень необычный мокик «Рига-26» (или «Мини» РМЗ-2.126). Он стал самым компактным за всю историю завода и легко помещался не только на балконе, но и в багажнике любого советского автомобиля с кузовом универсал. Вот только весил он 50 кг. «Рига 26» отличался маленькими пухлыми колесами, как у мотороллеров, а руль и сиденье могли опускаться, делая мокик еще более компактным. Двигатель – Ш-62, В-50 или В-501, все – шауляйского завода.

Дельта (Delta)

К середине 80х на рынке наблюдалось перепроизводство мопедов, поэтому завод решил сконцентрироваться на новых моделях мокиков. В 1986 году была представлена совершенно новая разработка – мокик Дельта (РМЗ 2.124). Оригинальная рама и удачный двигатель были ключевыми элементами успеха этой модели.

Дельта получила двухскоростной двигатель В-50 шауляйского завода, на котором были учтены многие недостатки предыдущих моделей. А ножное переключение передач в двигателе В-501 вообще вызывало восхищение у байкеров. Небольшими партиями выпускались Дельты с литыми колесами и трехскоростными двигателями польского производства.

Стелла (Stella)

Вслед за Дельтой рижский завод показал мокик Стелла (Stella). На него установили двигатель М-225 от мопеда Babetta. После развала СССР на «Стелле», кроме двигателей от Babetta, стали устанавливать двигатели от польского мокика Dezamet и двигатели французских Peugeot.

В 90х завод «Саркана Звайгзне» перестал производить мопеды. Несмотря на все попытки удержаться на плаву, производство мопедов и мокиков в 1998 году было остановлено, а рижский мотозавод стали распродавать по частям. А жаль, ведь сейчас мопеды и скутеры – очень популярный вид транспорта, но нам приходится покупать технику у китайцев…

С серийными мопедами рижского завода, кажется, все. Но завод «Саркана Звайгзне» за время своего существования создал немало экспериментальных и спортивных моделей. О них — в следующих блогах. Подписывайтесь!

Источник

За что советские люди любили мопед Рига-13?

Мопед Рига-13

Мопед, у которого педали от велосипеда – в Советском Союзе такая конструкция не у кого не вызывала удивления. Наоборот, этот транспорт пользовался большой популярностью у советских граждан. Ведь чтобы ездить на таком мопеде, не нужны были права, поэтому он был настоящей палочкой-выручалочкой в городе и на селе. Многие экземпляры до сих пор в рабочем состоянии, и, если есть запчасти, будут на ходу ещё долгое время.

Отечественные мопеды в 80-е годы достигли пика популярности, и Рига 13 – типичный представитель этого класса. Рижский мотозавод был основан в далёком 1927 году, как компания, производящая дорожные велосипеды. После Великой Отечественной войны он получил новое имя «Саркана звайгзне» (латыш. Sarkanā zvaigzne) — Красная звезда.

В 50-е годы на заводе начали выпускать малокубатурную технику, в первую очередь, мопеды, которые, учитывая климат Прибалтики, использовались населением почти круглый год. Вскоре латышские мопеды оказались востребованы по всему Советскому Союзу.

Мопед Рига-13 сошел с конвейера в 1983 году и стал чемпионкой по продажам. С виду он напоминает тяжелый велосипед: трубчатая рама, руль и педали. Зато положение 5,5-литрового бензобака спереди, как у мотоцикла, придавало ему солидности. Вилка – телескопическая. На ней закреплена фара.

Эти мопеды раскрашивали в 2 цвета, и чаще всего, рама была синяя, бак и крылья белые. Колёса большие – 19-дюймовые. Тормоза – барабанные. Выхлопная труба снабжена длинным глушителем. Сзади имеется небольшой багажник для перевозки грузов.

На самой первой модели Рига-13 ставили маленькие двигатели Д6. Это карбюраторный одноцилиндровый 2-тактный двигатель с рабочим объёмом 45,5 куб.см. мощностью 1 лошадиная сила. С такими характеристиками не нужны были ни права на вождение, ни регистрация в ГАИ.

Чтобы завести мотор, нужно выжать сцепление и раскрутить педали. Учитывая, что скорость одна, желательно подгазовать, трогаясь с места. Поначалу мопед движется тяжеловато, но в случае чего можно помочь педалями. Максимальная скорость достигает 50 км/ч, а больше и не нужно.

Центр тяжести у мопеда высокий, поэтому чтобы маневрировать, нужна сноровка. Передняя вилка с амортизаторами, задняя подвеска жесткая, поэтому на ухабах трясет. Не спасает даже сидение с пружинами. А вот по асфальту Рига-13 идёт достаточно мягко. Расход топлива очень маленький, но, если оно кончится, всегда можно дотянуть на педалях.

Эта техника была настоящей палочкой выручалочкой и в городе, и на селе. Она решала проблему нескольких километров, когда пешком долго, а на велосипеде тяжело. Дешевизна, доступность и отсутствие проблем с правами и регистрацией – вот секрет массовости мопеда Рига-13.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...