Рига 16 мопед сколько кубов

Энциклопедия

Мокик «Рига 16» стал продолжением знаменитой на весь Советский Союз серии мопедов, выпускаемых рижским мотозаводом «Саркана Звайгзне». Выпускалась эта модель в промежуток с 1979 по 1984 год. Шестнадцатая модель стала логическим продолжением линейки, заданной «Ригой 12».

Последняя выпускалась в трех различных модификациях, которые различались друг с другом в основном по форме топливного бака. Последняя модификакция как раз напоминала уже «Ригу 16», однако была еще оснащена педалями и классифицировалась как обыкновенный мопед.

По сравнению с предыдущими моделями «Рига 16» имела достаточно много разнообразных нововведений. Главным из них, как можно догадаться, было наличие кикстартера. Это было значительным усовершенствованием по сравнению с системой запуска, которая стояла на всех предыдущих «Ригах» — они запускались исключительно с помощью педалей. Кроме того, не менее приятной неожиданностью для покупателей стал факт наличия в моторе Ш-58, на базе которого и комплектовался новый мокик, карбюратора.

Мопед Рига 16 с мотором Альфа 110см

Двигатель:
Надо отметить, что двигатель Ш-58, который устанавливался на новый мопед «Рига 16», по мнению большинства экспертов и владельцев мототехники является самым удачным мотором из всего ряда серии Ш, производимой Шяуляйским заводом. Он был вполне надежен и работал с минимальным количеством сбоев.

Модель «Рига 16» была двухскоростной. Кроме того, из нового, на «Риге 16» устанавливался новый глушитель мотоциклетного типа, а также руль новой конструкции. Также на модели стоял новый задний фонарь, который по сравнению с предыдущими моделями стал намного лучше. Популярности модели добавлял еще и необычный дизайн. «Рига 16» выполнялась тв необычной расцветке двух тонов и выглядела для своего времени более чем стильно. Еще одним важным показателем, который добавлял модели популярности и признания у мотолюбителей со всего союза, являлось то, что при сухом весе в 75 килограмм мокик мог перевозить груз массой до 115 килограммов груза.

Кроме этого, в конструкции мопеда «Рига 16» были реализованы некоторые другие, более мелкие конструкторские усовершенствования. На мопеде были сделаны подножки по мотоциклетному типу, оригинальный рычаг заднего тормоза, новый багажник.

Резюмируя все вышесказанное, нужно отметить, что модель «Рига 16» стала одной из самых удачных моделей, выпущенных рижским мотозаводом за весь период его существования. С «Ригой 13» по массовости он конечно не сравнялся, но тоже был весьма популярен среди мотолюбителей со всего Советского Союза. «Ригу 16» можно встретить на наших дорогах и сегодня.

Источник

Советские мотоциклы для ШКМГ, часть 26: Хай тек 70х — мопеды Рига серии С.

«Рига-16» — мопед советского времени, производство которого начато в семидесятых годах прошлого столетия на. Агрегат получил глушитель мотоциклетного типа, двухскоростную передачу, обновленный кик-стартер, рычаг заднего тормоза. Кроме того, был усовершенствован стоп-сигнал, руль, и представлена покраска изделия в нескольких вариациях. Стартовые версии оборудовались силовым агрегатом Ш-57, дальнейшие модификации этой серии – мотором Ш-58. При массе 115 килограмм мокик способен транспортировать более центнера дополнительного груза.

Рига 16

Рига 16 мопед

Исторические факты

Рижский начала производство малокубатурной двухколесной моторной техники еще в 1958 году. Первыми моделями были мопеды «Спиридитис», выпускаемые по лицензии комбината «Ява». Начало оказалось не совсем удачным, и после консультации с чешскими коллегами разработчики освоили собственное производство серии «Рига». Стартовая модификация оснащалась силовым агрегатом объемом пятьдесят кубических сантиметров.

За сорок лет деятельности рижские конструкторы выпустили множество модификаций одно- и двухскоростных мокиков, миниатюрный скутер под индексом «26» и знаменитые легкие мотоциклы «Дельта», «Стелла». Выпуск «Риги-16» начался в 1977 году и продолжался пять лет. После развала Советского Союза завод был остановлен и распродан по частям.

Особенности и новшества

«Рига-16» – мопед, который получил большое количество новшеств и конструкционных изменений по сравнению со своими предшественниками. Главным в этом перечне инноваций стало оснащение агрегата кик-стартером. До этого подавляющее большинство мототехники данного класса выпускалось с педальным приводом.

Наряду с измененным запуском двигателя конструкторы усовершенствовали сам мотор, который, благодаря простоте и надежности, стал практически эталоном своего времени для пользователей. Цветовое оформление мопед «Рига-16» получил в двух основных вариациях. Обновленный задний фонарь, новую форму багажника, подножку и тормозной рычаг также можно отнести к наиболее удачным нововведениям при разработке рассматриваемой модели.

мопед Рига 16

И пошло-поехало

“Рига-1”. Родоначальник

Был выпущен в упомянутом 60-ом году. Для опыта и приобщения к передовым конструкторским решениям было совершена на одна поездка по обмену опытом в чехословацкий мотозавод “Ява”, чья продукция уже успела полюбиться многих жителям СССР.

Мопед «Рига-1»

Оттуда же был привезен и забугорный двигатель, который и считается основой успеха “Риги” в народе. Выпускался с 61-го по 65-ый года, количество экземпляров — около двухста тысяч. При массе в 45 кг и объеме бака в 6 литров мог разгоняться до 45 км/час.

“Рига-3”.

В 61-ом году был выпущен первый советский мотовелосипед “Гяуа”, который быстро покорил сердца миллионов советских мальчишек. А по документации он шел как модель “Рига-2”.

В 65-ом году произошла смена поколений и на место “Риги-1” заступила “Рига-3”. Двигатель ему поменяли на отечественный, что резко сказалось на качестве самого мотоцикла, и на его популярности в народе. Но несмотря на это, мощность самого транспортного средства возросла. Теперь он мог разгоняться до 50-ти км/час.

“Рига-4” и “Рига-5”.

Следующий мопед в поколении, по сути, ничем не отличался от своего предшественника, кроме нескольких новых инженерных решений, которые, впрочем, разницы не делали. Выпускался с 68-го по 74-ый год.

Мопед «Рига-5»

“Рига-5” обладал уже более заметными изменениями и инновациями. Для начала стоить отметить новый дизайн. Был поставлен новый двигатель, увеличивающий подвижность мопеда.

Кобельман Давид Борисович

Советский и российский учёный, специалист в области астрофизики физики гравитирующих систем. Профессор, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии.

Он же был избавлен от изъяна предыдущих серий, когда на высоких оборотах он мог либо заглохнуть, либо “удавиться” топливом. Улучшили сцепление с поверхностью; теперь можно было брать приступом самые крутые подъемы. Начали производство и выпуск данной модели в 66-ом году, а закончили в 75-ом.

“Рига-7”

Основное новшество — двигатель новой модели. В целом, остальные изменения были либо косметического характера, либо же не вносили в конструкцию мопеда каких-либо серьезных новшеств.

“Рига-11”

И снова без существенных изменений. Разве что было принято несколько неудачных решений относительно конструкции мопеда. Например, топливный бак теперь был размещен под багажником.

«Рига-11»

А это существенно осложняло движение вверх, если дорога была достаточно крутая. А рама оказалась хрупкой, непрочной и весьма недолговечной.

“Рига-12”

Теперь мопед мог лучше преодолевать сложные участки дороги. Существовали версии с различными вариантами крепления топливного бака.

“Рига-13”

Развивал скорость до 40-ка км/час. В отличие от предыдущих моделей обладал хорошими фарами, в управлении стал более комфортабельным. Но теперь появилась проблема с зажиганием, которое из-за недостатков двигателя часто сбивалось или переставало работать.

“Рига-16”

Отличился самой удачной версией двигателя из всех выпущенных моделей. Теперь ход стал плавнее, управление отзывчивей, а сама езда — гораздо более комфортной. Также поменяли конструкцию руля и впервые установили на мопеде заднюю фару.

“Рига-17С”

Выпущен в 1983-ем году. Существенно возросла мощность двигателя — до 16.5 л.с. Такие показатели позволили достигать максимальной скорости в 100 км/час, что для мопедов было просто заоблачной цифрой.

Мини мокик «Рига-26»

Но надо отметить, что данная модель предназначалась более для спорта и различных мотосоревнований, чем для гражданского использования.

“Рига-22”

В отличие от “Риги-17С” данную модель можно считать прямым продолжением шестнадцатки. Отличался новым типом двигателя. Нововведения позволили значительно улучшить коробку зажигания, что положительно сказалось на надежности запуска двигателя. Сам мопед мог разогнаться до 50 км/час и имел топливный бак емкостью в 8 литров.

“Рига-26” или же “Pura mini”

Выпущен в 82-ом году, был гибридом мопеда и мотороллера, совмещая в себе достоинства как первого, так и второго.

Исаак Якович Зельдер

Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.

Обладал малыми габаритами, но, однако, и солидным весом в 50 кг, что затрудняло транспортировку вручную, например, на пятый этаж себе в квартиру. Выделялся регулировкой под рост.

После определенных манипуляций, становился удобным для езды 6-летного ребенка. Хотя кто такую мелочь пустит за руль.

“Дельта” и “Рига SZ-80”

В 86-ом году продолжили выпуск основной серии мопедов. Продолжателем дела стала “Дельта”, отличавшаяся кричащим цветастым дизайном и хромированными деталями.

Мопед Дельта Рига 24

Более интересным в плане инноваций можно считать “Ригу SZ-80”, пускай она и выпускалась параллельно основной серии. По ходу ее производства сотрудничали с мотозаводами ГДР, где была приобретена лицензия на новый движок. Отличался очень высокой скоростью, как для мопеда, — где-то около 120-ти км/час. Также имел в распоряжении двухместное сиденье и отличные по советским меркам гидравлические тормоза.

Мопед «Рига-16»: технические характеристики

Ниже приведены основные параметры советского мокика:

  • силовая установка – Ш-57/Ш58 мощностью 2,2 лошадиных силы и объемом 49,8 кубических сантиметра;
  • предельная скорость – 50 километров в час;
  • глушитель – мотоциклетного типа;
  • вес – 75 килограмм;
  • усовершенствованный руль;
  • годы выпуска – с 1978 по 1982 год;
  • длина х ширина х высота – 1,97 х 0,74 х 1,16 метра;
  • размер шин – 2,15/ (шестнадцатидюймовая резина);
  • тип рамы – сварная хребтовая конструкция.

При своей массе мопед «Рига-16», фото которого имеется ниже, мог транспортировать более 110 килограммов. Кроме водителя на удобном сидении мог поместиться даже крупный пассажир.

Силовая установка

Что касается мотора данного транспортного средства, можно отметить следующее:

  • двухтактный карбюраторный двигатель марки Д-6;
  • его рабочий объем – сорк пять кубических сантиметров;
  • охлаждение – воздушное с камерной продувкой (кривошипное устройство);
  • размер цилиндра составляет 38 миллиметров;
  • степень сжатия – 6, при ходовом показателе поршня 4,4 сантиметра;
  • максимум эффективности двигатель выдает в 1,2 лошадиные силы при четырех с половиной тысячах оборотов в минуту.

Советский мопед оснащен одноступенчатой коробкой передач, двухдисковым фрикционным сцеплением, достигает крутящего момента до 29 Нм. Запуск силового агрегата осуществляется посредством проворачивания педалей. Узел зажигания представляет собой магнетную систему. Выпуск отработанных выхлопов производится через глушитель с перегородками для дросселирования. При передаточном значении 4,2 идентичный показатель цепной передачи составляет 4,1 (используемый карбюратор – К-34).

Подробнее о моторе и основных узлах

Далее представлены параметры силового агрегата и топливной системы:

  • тип двигателя – Ш-57, Ш-57 с, Ш-58;
  • мощность – две лошадиные силы, или полтора киловатта;
  • коробка переключения передач – двухступенчатый узел с ручным приводом;
  • блок сцепления – двухдисковый вариант в масляной ванне;
  • пуск силового агрегата – Ш-57 (педали), Ш-58 (кик-стартер);
  • топливо – бензин АИ-76;
  • расход горючего на сто километров – 1,6 литра;
  • передаточное число – 3,08.

Изучая характеристики мопеда «Рига-16», можно отметить, что он оснащается бензиновым карбюратором К-35В (К-60), имеет контактную систему зажигания с магнето, оборудован сухим сетчатым фильтром воздушного типа.

Отзывы потребителей

Несмотря на то что после выпуска рассматриваемой модификации прошел не один десяток лет, до сих пор можно встретить раритетный аппарат в рабочем состоянии. Конечно, подобрать оригинальные детали для него практически нереально. Но, благодаря простоте обслуживания и ремонта, мотор вполне реально починить самому, имея минимальные навыки.

мопед Рига 16 фото

Владельцы аппарата отмечают ряд положительных моментов рижского мопеда:

  • новую и более удобную конструкцию руля;
  • улучшенное сидение;
  • оптимальное сочетание массы агрегата и его грузоподъемности;
  • устойчивые колеса по сравнению с предшественниками;
  • пуск мотора при помощи кик-стартера;
  • крепкую и надежную раму.

К минусам пользователи данной модели относят характерные для советской техники этого класса проблемы с комплектующими элементами мотора, капризную коробку передач и не слишком совершенную систему тормозов.

Особенности

«Рига-16» – мопед, который пришел на смену тринадцатой модификации. Основным отличием стало наличие глушителя мотоциклетного типа, новая система пуска, более совершенная и удобная форма руля. Модернизация шестнадцатой серии была произведена в 1981 году. Новая модель получила индекс «22», оснащалась двигателем Ш-62. Силовая установка кардинально отличалась от своих предшественников.

Мотор получил электронное зажигание бесконтактного типа. Кроме того, новый мокик оборудовался другой коробкой передач. Несмотря на это узел переключения скоростей так и остался слабым звеном рассматриваемого аппарата (подвело качество его изготовления). В дальнейшем Рижский завод ориентировался на производство мопедов совершенно другого типа, которые похожи на легкие мотоциклы и известны под названиями «Мини», «Дельта» и «Стелла».

мопед Рига 16 технические характеристики

Устройство других узлов

Усовершенствовано устройство седла. Его коробка стала мощнее, а также возросла толщина подушки. Такое решение позволило сделать посадку водителя более комфортной и увеличить полезное пространство для хранения инструментария. Подседельная пружина зафиксирована новыми элементами, обеспечивающими надежность всего узла.

Бак для горючего вкупе с багажником расположен в задней части мопеда, образует внушительную платформу, способную выдерживать 15-20 килограмм груза. Объем топливного резервуара составляет четыре литра. Этого запаса хватает примерно на двести километров пути.

Благодаря солидному запасу хода «Рига-11» – мопед, который стал популярным как среди городских жителей, так и в сельской местности. Двигатель остался прежним, однако цепь выполнена в новой, более прочной и долговечной версии. Из-за широких шин мотор сместили вправо от симметричной точки рамы на семь миллиметров. Это позволило расположить переднюю и заднюю звездочку в одной плоскости.

Рига 11 технические характеристики

Интересные факты

Стоит о – мопед, имеющий много общего со своими ближайшими конкурентами по цеху и классу. Особенно это касается внешнего вида двенадцатой, одиннадцатой и тринадцатой моделей. Но если присмотреться к мелочам, можно отметить, что у рассматриваемого варианта более удобная форма и крепление руля, рычаг тормоза и сцепления имеет резиновый наконечник в виде шарика, задний фонарь расположен удобнее, имеет более привлекательную форму.

Двигатель у шестнадцатой версии практически такой же, как и у «Риги-12», только с кик-стартером. Седло мокика удлиненное и упругое, оно комфортно даже при длительных поездках. Несколько вариантов окраски дают возможность выбрать агрегат в соответствии с личными предпочтениями. Также на популярность аппарата повлияла доступность цены, простота в эксплуатации, обслуживании и ремонте.

Внешний вид «Рига-Mini»

Внешний вид мопеда достаточно простой. На то время малокубатурные модели мало чем отличались между собою, модельный ряд мопедов Рига был очень схожий. Но, в этом случае главным отличием «Риги» считались ее габариты. За счет этого, модель была достаточно популярной. Спереди была установлена фара, которая обеспечивает езду в темное время суток.

Сзади и спереди предусмотрены крылья, которые предотвращают попадание пыли и дождевой воды на водителя, а также мотор. За вместительным водительским сиденьем, расположен «скромный» багажник, за которым сразу же расположен стоп-сигнал. Как сказано ранее, руль и сиденье имеет возможность регулировки. То есть возможность «подогнать» технику индивидуально под каждого, делают модель весьма универсальной.

Много критики было направлено в сторону управляемости «Риги». В частности многих не устраивали шины, которые были очень жесткими. В случае их повреждения или прокола, было очень трудно определить это. То есть движение осуществлялось на пустом колесе. Из-за небольшого размера колес, при попадании в яму, диски зачастую деформировались.

Поэтому, много кто отдавал предпочтение мопеду «Верховина», технические характеристики которого были близки к «Риге», но колеса все же были больше.

Руководство пользователя

«Рига-16» – мопед, инструкция по эксплуатации которого включает в себя стандартные положения, отличается оригинальным оформлением и неприхотливостью. Основные разделы руководства:

  1. Устройство и оснащение аппарата.
  2. Советы по использованию топливно-смазочных материалов.
  3. Сроки профилактического и капитального обслуживания.
  4. Рекомендации по ремонту отдельных узлов и деталей.
  5. Технические параметры.

Изучив инструкцию, практически любой пользователь может произвести замену уплотнителей, свечей, фиксирующих, световых элементов и прочих разборных узлов.

Источник

Гештальт под номером 16. Рига 16.

У каждого человека есть несбывшаяся мечта. Когда долго и мучительно о чем-то мечтал, оно не сбылось, а потом- в силу течения времени ты об этом и позабыл.
И потом, внезапно, когда тебе про эту самую мечту напоминают- сразу же приходят былые ощущения.
В моем случае одной из таких нереализованных мечт детства был мопед. Будучи абсолютно помешанным на любой технике ребенком, я вожделел не только машины, но и мопеды с мотоциклами.
С самого моего рождения и до момента, когда мне исполнилось 10 лет, моя семья снимала одну и ту же дачу в недальнем Подмосковье. Как у большинства крепких сельских семей, у хозяев дачи постоянно водилась разнообразная мототехника. В разное время я помню там мопеды Верховина, Риги, Мински, Восходы, Явы- и все, что только можно было представить.

Надо ли говорить, что все это я излазил до сантиметра- и помнил запахи каждого из них. Почему то больше всего мне тогда полюбилась Рига-16, красивого зелено-бронзового окраса. В моем детском сознании это казалось верхом шика взрослой подростковой жизни- и я страшно завидовал ее обладателю. Отчетливо помню звук, запах и тактильные ощущение от того сиденья.
Родители были научным работниками- и стоимость мопеда никаким образом не укладывалась в научную зарплату.
Став чуть постарше, я мечтал уже о Карпатах или о Дельте. Не срослось.

Я вырос- и мечты о мопеде растворились в новых увлечениях, желаниях и стремлениях.
И вот в этом году, став уже 40 летним дядей, сижу я, просматриваю какие то сайты. И внезапно мне на глаза попадается статья о реставрации мопеда Рига-16. И тут же, откуда то из недр у меня всплывают все те детские ощущения. Точно так же было и с пресловутым «волгозапахом»- ты про него совершенно не задумываешься лет 30, но как только с ним cтолкнулся- вот они, все ранние эмоции тут как тут!
Сразу же пришло желание закрыть 40летний гештальт- и мечту детскую выполнить! Учитывая относительно невеликие деньги, которые за них сейчас просят- мечты стоят того, чтобы их выполнить, даже и с таким опозданием)
Примерно полгода неспеша смотрел обьявления и раздумывал- выбрать ли Ригу-16 или все таки Карпаты? Выбрал первую. Логика при этом у меня была следующая: 1) на мой взгляд, она выглядит более винтажно 2) у меня все таки какая то необьяснимая тяга к технике именно 70х годов, что авто, что мото 3) их сохранилось намного меньше, чем Карпат 4) вспомнился тот самый мопед сына хозяйки дачи.
По этой же причине покупать следовало исключительно зелено-бронзовый агрегат, и никакую другую из существующих риговских расцветок!

С такими критериями поиск не обещал быть легким и быстрым. Заинтересовавший меня вариант нашелся аж в далеком Нижневартовске. Я, признаться, очень напрягался на тему дистанционной покупки техники- но продавец Андрей оказался таким же ретро фанатом, владельцем целой коллекции советских мопедов.

Слегка успокоенный, я все же попросил устроить видео звонок- на котором бы мне показали все недостатки, и завели бы двигатель. Результатом почти получасового видео общения было то, что мы ударили по рукам. Последующие дни мы плотно общались- и явно сошлись не теме любви к советским артефактам. Рад знакомству!
Андрей оказался очень внимательным к технике- он слал мне подробные отчеты о том, как готовил мопед к отправке. Снял руль, задний фонарь, слил все жидкости (обязательное требование транспортной компании)- и обернул агрегат в пленку.

Перевозчик дополнительно изготовил деревянную обрешетку- и в таком ящике мое приобретение отправилось в далекий путь.
Тем временем я настолько горел этой ненужной, но очень эмоциональной покупкой- что мой друг и собрат по ретро тоже не выдержал. И вот- в Москву из Волгограда уже едут прекрасные бело-красные Карпаты. Еще один друг в настоящий момент также занят поиском хорошей Риги. В нашем чате с раннего утра выходных не утихают обсуждения грядущей весенней фотосессии- с непременными атрибутами в виде усов, зеленого рюкзака, кожанных пиджаков и проч) Когда посыпались советские фото- долго не могли успокоиться.

Пока тянутся 2недели ожидания покупки- заказал кучу всяких резинок на мопед- чтобы по прибытии немедленно привезти его в идеальное техническое состояние. Цены радуют, так же как и в случае с Волгой)
Осталось по прибытии решить- как быть с внешним видом. Мопед в родной краске- и конечно, за 40 лет на нем хватает следов жизни. В принципе- при том отношении к подобной технике- удивительно, что он в принципе в таком виде сохранился. Будем после получения смотреть и решать- оставить ли благородные шрамы или же покрасить в идеально-выставочный вид.
Зачем он мне? Конечно, мне интересно иногда покататься на даче по окрестным полям и грунтовым дорожкам. Но скорее, основная задача- чтобы он красиво стоял на лужайке, ты выходишь с бокалом, трогаешь ручки и седло, умиляешься и радуешься сбытой мечте).
Рад, товарищи!

Источник

«Рига-16» 1978г.

07-29 ТАА. Прекрасный представитель модели 2.116-01РЭ, получивший в I-ом квартале 1978 года Знак Качества СССР.

была такого-же цвета Рижанка,точнее покрашена балончиками была вишневой краской,стер новую-один в один цвет такой же,отдавал раму даром-никто не забрал.

Нет,я не восстанавливал ничего,такой достался,хотел было по новой покрасить,но вовремя меня отговорили.Добавлено спустя 15 минут

была такого-же цвета Рижанка,точнее покрашена балончиками была вишневой краской,стер новую-один в один цвет такой же,отдавал раму даром-никто не забрал.

У меня у самого есть вторая рама(лет 30 назад была в идеальном состоянии,но время взяло своё-поржавела)

У меня тоже к сожалению одна рама только, родных запчастей единицы. Но тут есть интересная вещь. Когда я купил такой мопед, конечно он был разобран, заколхожен и т.д, но на нем стоял интересный двигатель. На крышках картера написано Ш-58 «русской буквой» а на левой крышке написано Ш-57 «тоже русской буквой» а правая крышка с буквой К (Ковров) Выходит какой-то экспортный или заколхоженный. До сих пор неясно.

У меня тоже к сожалению одна рама только, родных запчастей единицы. Но тут есть интересная вещь. Когда я купил такой мопед, конечно он был разобран, заколхожен и т.д, но на нем стоял интересный двигатель. На крышках картера написано Ш-58 «русской буквой» а на левой крышке написано Ш-57 «тоже русской буквой» а правая крышка с буквой К (Ковров) Выходит какой-то экспортный или заколхоженный. До сих пор неясно. scratch

У меня тоже к сожалению одна рама только, родных запчастей единицы. Но тут есть интересная вещь. Когда я купил такой мопед, конечно он был разобран, заколхожен и т.д, но на нем стоял интересный двигатель. На крышках картера написано Ш-58 «русской буквой» а на левой крышке написано Ш-57 «тоже русской буквой» а правая крышка с буквой К (Ковров) Выходит какой-то экспортный или заколхоженный. До сих пор неясно. scratch

Вообще я слышал что на Ригах-16 на первых выпусках стояли Ш-57 педальные. А потом уже стали ставить ш-58. Меня сбивает с толку вот эта картинка:

Источник
Рейтинг
Загрузка ...