Рига ангары для дирижаблей

Рига ангары для дирижаблей

Если у вас не работает один из способов авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке

Случайно наткнулся на симпатичный сайт эйршипера aerocrat -а http://aerocrat.livejournal.com/
и вспомнил, что у меня есть кучка бесхозных картинок и историй по этой теме.

Сюжетики практически не связаны, так, поток сознания. Затишье на работе.

1. Есть в Латвии городок, называется Вецгулбене (нем. Alt-Schwanenburg, «Старолебедево»). Когда-то основная усадьба принадлежала помещикам фон Вольффам. С дочерью барона, Изабеллой познакомился в городке Вецлайцене и в 1869 году в Берлине женился граф Фердинанд Адольф Август фон Цеппелин.

Незадолго до этого, в 1863 Цеппелин едет в Америку как наблюдатель от Вюртемберга на Гражданскую войну. Там он с двумя русскими (что за русские, откуда они там в 1863 году, чёрт его знает, на фотографии граф стоит справа) совершает путешествие по Миссиссиппи и в Сен-Поле, в Миннесоте, знакомится с профессором Штайнером.

РИЖСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РЫНОК Zeppelin Hangar Market Halls

Вместе с ним он впервые и поднимается в воздух на воздушном шаре, после чего аппараты легче воздуха становятся его идее-фикс.
Позднее, когда Цеппелин, не имеющий технического образования, и более того, в возрасте 62 лет, начнёт строить свой первый дирижабль, с деньгами будет совсем туго, и тогда за 600 000 рублей будет заложено наследство жены, имение Альт Шванненбург, и таким образом вот эта усадьба 2 июля 1900 года превратилась в половину этого баллона — LZ 1.

2. С началом Первой Мировой Войны первый цеппелин появились над Ригой уже 3 сентября 1914 года.

Толпы рижан, высыпавшие посмотреть в бинокли на незваного гостя над Кишозером необыкновенно возбудились, и следуя некоей своей странной логике отправлись громить кинотеатр «Цеппелин»;, с 1912 существовавший на Мариинской. Полиция это дело не допустила, но хозяин мгновенно поменял вывеску на «Олимпия». Для рижан — это затем «Иллюзион Олимпия»(с 1917), «Гранд Марине»(1920), «Вулкан»(1922), «Палладиум»(1926).

3. Кригсмарине на Балтике уже в начале столкнулось с серъёзным недостатком развединформации, и применение цеппелинов оказалось как никогда кстати. Кроме того, бомбардировки здорово деморализовали как население, так и части, что показал знаменитый налёт на Лондон. Семь убитых, но какой эффект!
В мае 1916 года кригсмарине приходит на базу в маленьком городке на юге нынешней Латвии – Вайноде (нем. – Wainoden). Там уже находится Курляндская Полевая авиашкола А позднее эскадрилья Фрейкорпуса бывшего аса «Летающего цирка» Готтарда Заксенберга, с Юнкерсами. Образуется Luftschiffhafen Wainoden, два ангара по 240 метров общим объёмом 70500 куб.м.

Ангары получили как и все в Германии собственные имена, Вальтер и Валгалла (Walther, Walhalla).
Недостаток базы – отсутствие газового завода, водород приходилось таскать в баллонах вагонами аж из Познани.

Торговля вместо дирижаблей. Как в Риге появился самый большой рынок в Европе

За время существования базы, с мая 1916 по декабрь 1917 там базировались и действовали следующие дирижабли —

* LZ 58 тактический номер LZ 88 он же L 25 тип «R»(31900 м3;, 4 мотора, длина 163 м). LZ 58 распологался с осени 1916. Применялся для разведывательных полетов и боевых вылетов (например, на гидроаэродром Рухну в Рижском заливе). В январе 1917 переводится в Потсдам как учебный корабль.
* LZ 68 тактический номер LZ 98 тип «Q» (35800 м3;, 4 мотора, длина 179 м). LZ 68 находился начиная с мая 1917 в составе военно-морского флота и базировался в Вайноде по октябрь 1917. 15 разведывательных полётов по Балтийскому морю.
* LZ 75 тактический номер L 37 тип «R» (55200 м3;, 6 моторов, длина 198 м). LZ 75 участвовал в нескольких атаках в Северной Латвии (Vidzeme): 7 сентября 1917: Нападение на Валку — Валмиеру; 24 сентября 1917: Нападение на маяк Церель, Сааремаа; 1 октября 1917 нападении на Салацгриву; 16 октября 1917: Нападение на Пярну;
* LZ 84 тактический номер L38 тип «R» — разведка, а также
* SL 14 класс «E», дирижабль другой немецкой авиастроительной фирмы, «Schutte-Lanz», 38.700 м3, 4 мотора, длина 174 м. Сломали при посадке, там же в Вайноде разобран.

Эффективность применения цеппелинов на Восточном фронте можно оценить по воспоминаниям генерала русской армии П.К. Ренненкампфа.

«Когда мы вошли в Восточную Пруссию в августе 1914 года, неприятельская авиация проявляла себя столь незначительно, что к сегодняшнему дню о ней не сохранилось почти никаких воспоминаний. Зато господство в воздухе германских воздушных кораблей запомнилось крепко.
Впервые о том, что несет с собой цеппелин, мы узнали в ночь на 23 августа, когда его бомба попала в бивак 110-го пехотного Камского полка и вывела из строя убитыми и ранеными сразу 17 человек. Другой раз цеппелин в одном из своих ночных налетов на место расположения 1-й армии в городе Инстербурге сбросил несколько легких бомб в стоящий на восточной окраине города артиллерийский парк. Попадания пришлись в коновязь. На утро там можно было видеть 30 убитых лошадей с развороченными внутренностями.
.
LZ-98, переданный вместе с LZ-111 и LZ-113, выполнил 15 полетов и прошел 11 982 км.
L-25 (бывший армейский LZ-88) выполнял боевые задания в Балтийском море, производя разведку в направлении острова Готланд (Швеция) и до Финского залива. С июня до августа 1916 года он за 14 полетов прошел 8763 км; принял активное участие в операции по высадке десанта на остров Эзель (Сааремаа).
.
Для выполнения этой задачи было выделено несколько дирижаблей. Подготовка к налетам началась в конце 1916 года. Впервые напасть на Петроград в декабре 1916 года попытался LZ-98. Ранним утром он взял курс на столицу России, но на подлете к ней встретил мощный циклон и стал обледеневать. Пришлось возвращаться на базу.
Позднее база дирижаблей была переведена из Ковно в Вайноден (Курляндия). Немцы решили тщательно подготовиться к следующему налету и особое внимание обратили на организацию метеослужбы. В дополнение ко всему, в это же время им удалось вскрыть шифр русских метеосводок.
В очередной полет на Петроград был отправлен L-38, который благополучно достиг финского берега и здесь был настигнут штормом. Дирижабль быстро обледенел и только сброс всего балласта дал ему возможность долететь до берега и совершить вынужденную посадку на лес.
.
Подводя итоги деятельности немецких дирижаблей на Восточном фронте, можно сделать однозначный вывод, что их боевая работа по известным причинам была гораздо интенсивнее, чем на Западе. Это подтверждает и статистика сброшенных бомб за период войны, которую мы приведем далее.»

4. В качестве конструкций перекрытий павильонов Центрального рынка в Риге были использованы стальные конструкции бывших германских ангаров для дирижаблей, перевезенные из Курляндии, из-под Вайнёде. (Кстати, там до 90-х годов 20 века сохранился и действовал военный аэродром — к теме об авиации).
Вот краткая история тех событий:
28 декабря 1922 года Рижская дума приняла решение об устройстве центрального городского продовольственного рынка. Для этого городские власти приобрели у правительства ангары для цеппелинов, оставленные армией кайзеровской Германии в Курземе (Вайнеде). Так ангары для цеппелинов стали отличительной чертой Риги не только для рижан, но и для иностранцев. Хотя на месте нынешнего рынка никогда не базировались ни дирижабли, ни другие летательные аппараты.
Было решено использовать лишь верхние покрывающие фермы ангаров, а сами павильоны строить из кирпича и железобетона. В 1923 был объявлен международный конкурс. Всего на конкурс было подано порядка семи проектов. Ни один из поданных на конкурс и отмеченных призами проектов полностью не отвечал требованиям города, поэтому было решено разработать новый проект рынка.

Новый проект был разработан архитектором города Риги П.Дрейманисом в специально созданном для этой цели бюро Tirgus jaunbūves birojs. В разработке проекта участвовали инженеры В.Исаев и Г.Толстой, архитектор П.Павлов и еще 9 человек, в том числе 8 техников – студентов Латвийского университета. Также была создана специальная комиссия по строительству рынка, в состав которой вошли руководитель строительного отдела Рижской городской управы инженер Я.Ягарс, заведующий торговым отделением Г.Улманс и член ревизионной комиссии П.Ладыгин.
Проект предусматривал строительство пяти павильонов, самый крупный из которых (5000 м2) предполагалось использовать для оптовой торговли и обработки мяса, а четыре павильона поменьше (по 2 592 м2 каждый) — для мелкой торговли (первый – для мяса, второй – для молочных и мясных продуктов, третий – для хлеба, фруктов, различных продовольственных товаров и битой птицы, четвертый – только для рыбы).
Строительные работы начались в июне 1924, а завершилось осенью 1930 года. 2 ноября того же года рынок был торжественно сдан в эксплуатацию, став крупнейшим сооружением в довоенной Риге.
В архитектуре рынка заметно влияние довоенного неоклассицизма. Под павильонами созданы обширные склады для хранения продуктов с морозильными камерами и подземными тоннелями.
Весь рыночный комплекс оборудован подъездными путями для наземного и водного транспорта. В свое время между оптовым павильоном и эстакадой для выгрузки товаров проходила двухпутная железнодорожная ветка, которую предполагалось продлить до ул. Маскавас, однако после второй мировой войны, с улучшением возможностей подвоза другими видами транспорта, железнодорожные пути были разобраны.
Всего рынок занимает территорию в 5,7 гектаров, в том числе здания — 1,6 гектаров. Длина тоннеля, соединяющего все павильоны в направлении от ул. Гоголя к ул. Маскавас, составляет 337 метров, общая длина внешней канализации — 2350 метров, внешнего водопровода — около 1000 метров. Всего при постройке было использовано 6 млн. кирпичей, 60000 бочек цемента и 2460 тонн железа.

Строительство Центрального рынка обошлось городской казне в более чем 5 млн. латов.

В 1941 мясной павильон словил несколько немецких снарядов, но позднее был восстановлен.
Сейчас павильоны рынка стоят в списке имеющихся в мире ангаров, хотя конечно они уже не для дирижаблей —

1. Friedrichshafen Zeppelinwerft
2. Flugplatz Essen-Mülheim (WDL-Halle)
3. Briesen-Brand Aerium (ehemalige Cargolifter Werfthalle, heute: Tropical Island) bei Berlin
4. Darmstadt, Landwehrstraße
5. Riga, Lettland, fünf Hallen — seit etwa 1920 als Markthallen benutzt

В 1998 году Рижский Центральный Рынок вошёл в список культурного наследия ЮНЕСКО.

Источник

Центральный рынок в Риге

Ангары для цеппелинов, которые никто не разглядывает, потому что все привыкли, подземные туннели и легенда о замурованном студенте — это еще далеко не полный список историй, обитающих в стенах Риги. Но в Латвии живет девушка по имени Полярная, которая может поделиться с вами несколькими рассказами. Первой станет история о Рижском центральном рынке — старом, огромном и хранящем несколько примечательных секретов.

Полярная

Центральный рынок и его история

Центральный рижский рынок, он же Центральный базар – один из самых выдающихся шедевров мировой архитектуры первой половины 20 века и самый крупный в Европе крытый рынок. Невозможно не заметить эти ажурные гигантские павильоны, доминирующие над центром города.
Комплекс сооружений рынка создавался с 1923 года — после того, как Рижская дума приняла решение о создании городского продовольственного рынка. Кстати, создание рынка было предложено ещё самим Джорджем Армистедом, градоначальником Риги, ещё до войны, в 1910 году, но, конечно, война вынудила отложить планы.
Тогда администрация города решила привезти ангары для дирижаблей, брошенные Железной дивизией немецкой армии при отступлении. Эти ангары находились в Вайнеде. Правительство рассматривало возможность использовать их для латышских ВВС.

Первоначально ангары для цеппелинов в качестве рыночных павильонов предполагалось сохранить в оригинальном виде, однако они не отвечали санитарным требованиям современного рынка — большая высота конструкций приводила к колебаниям температур. Кроме того, в ангарах не было другого необходимого санитарного и технического оборудования. Поэтому было решено использовать лишь верхние покрывающие фермы ангаров, а сами павильоны строить из кирпича и железобетона.
Так как для проектирования подобных сооружений опыта местных строителей оказалось недостаточно, в 1923 был объявлен международный конкурс. Всего на конкурс было подано порядка семи проектов, однако сегодня в архиве можно найти описание только трех из них. Тем не менее, ни один из поданных на конкурс и отмеченных призами проектов полностью не отвечал требованиям города, поэтому было решено разработать новый проект рынка, используя высказанные в ходе конкурса идеи.

Новый проект предусматривал строительство пяти павильонов, самый крупный из которых (5000 квадратных метров) предполагалось использовать для оптовой торговли и обработки мяса, а четыре павильона поменьше (по 2592 квадратных метров каждый) — для мелкой торговли (первый – для мяса, второй – для молочных и мясных продуктов, третий – для хлеба, фруктов, различных продовольственных товаров и битой птицы, четвертый – только для рыбы).
Павильоны ангаров были частично перевезены и переделаны — как и планировалось, сохранены полностью лишь верхние фермы ангаров, стены возведены из железобетона и кирпичей. Отдельные элементы сделаны в стиле ар-деко.
Раньше павильоны не были разделены так, как мы видим это сегодня: молочный, овощной, рыбный, мясной, бакалея. Продукты продавали вперемешку, а разделение появилось только в советское время. Однако постепенно рынок возвращается к прежней системе: например, в мясном павильоне можно сейчас купить овощи, а в овощном — молочные продукты.
У каждого павильона на Центральном рынке свой рассказ и своя история, окутанная легендами. И сегодня в них есть места и вещи, о которых простой посетитель никогда не догадается. Например, в мясном павильоне располагаются лаборатории, где прямо на местах проводится контроль качества молочных и мясных продуктов. Рядом в небольшом светлом помещении обустроена моленная комната для католиков и православных, где работники рынка могут побыть наедине со своими мыслями и молитвами.
Мясной павильон является самым большим из всех павильонов, его площадь составляет 5000 квадратных метров. Изначально он строился как место для оптовой торговли.
Есть своя история и у молочного павильона. В сталинские времена его полностью освободили от торговцев, поскольку там создавали памятник Сталину. Высота монумента — 9 метров, а в городе больше не нашлось другого места, где его изваять. В марте 1953 года вождя народов не стало, вместе с ним прошла и его эра, а памятник так и не доделали… После этого в павильон снова вернулись продавцы и покупатели.

Интересно, что именно Центральный рынок в большей мере несет «ответственность» за популяризацию в мире главных экспортных товаров времен первой независимости — бекона и масла. Именно эти продукты заметили иностранные торговцы, которые приходили на рынок и увозили латвийские продукты к себе на родину.

Строительство рынка завершено в 1930 году. Комплекс был торжественно открыт 2 ноября 1930 года.
Раньше здесь даже была построена короткая железнодорожная ветка для доставки продуктов от эстакады до павильонов.
Заметим, что сегодня в мире осталось всего девять ангаров для старых дирижаблей, и из них пять находятся в Риге.

Территория рижского рынка занимает 5,7 гектаров. Длина служебного тоннеля, соединяющего все павильоны в направлении от ул. Гоголя к улице Маскавас — 337 метров, тогда как общая длина всех подземных переходов рынка — почти два с половиной километра.
Под Центральным рынком столицы Латвии растянулись сотни метров туннелей, которые не только выполняют функции складов. Здесь все еще вялят рыбу, чаще всего — лосося. Туннели были построены одновременно с большими павильонами и служили складами, здесь также хранились компрессоры. Сегодня туннели используются для хранения и сортировки продуктов. Склады есть под каждым павильоном.

Легенда о замурованном студенте

В Латвии – как, впрочем, и во многих странах Европы — в средние века в стену строящегося здания могли замуровать человека. Считалось, что таким образом чёрт будет удовлетворен жертвоприношением и не станет ничего разрушать.

Говорят, что последнее из известных жертвоприношений имело место в Риге в тридцатых годах 20-го века при постройке рижского центрального рынка.

Тайное общество менеджеров и у управляющих города Риги на одном из своих заседаний приняло решение замуровать живьём человека в подземелье возводимого рынка. Но кого же выбрать на эту роль? Поди найди того, кто согласится добровольно.
И тогда президент тайного общества предложил замуровать самого нерадивого студента архитектурной академии – за прогулы, лень и неуспеваемость. Все члены президиума радостно общества поддержали предложение.

На роль жертвы был выбран самый ленивый студент. Для совершения обряда несчастного юношу заманили в элитный клуб, — кстати, клуб этот до сих пор существует и находится у Шведских ворот. Его напоили рижским бальзамом, а затем спящего пронесли по улицам старого города до самого рынка, где и замуровали в стену подземелья, приковав к стене цепями.
Где замурован этот студент, до сих пор неизвестно. Как-никак, общая длина подземелий и туннелей под павильонами рижского рынка – почти три километра. Однако до сих пор охранники рынка боятся заходится в туннели по ночам – ведь каждую ночь в пустынных и тёмных подземных коридорах гулко раздаются стоны жертвы и тихий лязг цепей.
Заметим, что на том же заседании тайного общества было принято ещё одно решение – и впредь замуровывать в стены новых сооружений самого нерадивого студента Академии управления (сегодня она называется Informācijas sistēmu menedžmenta augstskola – ISMA, то есть, Высшая школа менеджмента информационных систем).
Многие ученики ISMA знают эту жуткую историю. Поэтому, как только в городе начинают большой проект – строительство национальной библиотеки, например — все студенты забывают о гулянках и пьянках и начинают учиться. А то замуруют.

Источник

Ангар для дирижаблей в Риге, что теперь в нем находится?

Центральный рынок в Риге, как переоборудовали ангар для дирижаблей для целей рынка?

Невозможно догадаться какую историю имеет удивительное здание Центрального рынка в балтийском городе Рига. Построены эти сооружения были еще при Царской России в 1912 году, и это место было частью военного аэродрома, в нем находились дирижабли. В мире всего девять ангаров для этих ретро летательных аппаратов, а в славной Риге находится пять из них.

На самом деле эти 5 огромных сооружений, которые можно видеть в наши дни, были еще огромнее. Их переделали под нужды города, для хозяйственных и мирных целей. Муниципальные власти перестроили, уменьшили помещения и расположили тут городской рынок. А ведь мало кто знает что существуют еще лабиринты подвалов под центральным рынком, таящие многие секреты.

В Первой Мировой Войне немцы захватив эту территорию, использовали его как военный плацдарм.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...