Хроника уничтожения. Как в Латвии сносят памятник освободителям Риги от нацистов
Установленный в 1985 году мемориальный комплекс смог пережить и период третьей Атмоды («Пробуждения»), сопровождавшийся сносом памятников, имеющих отношение к Советскому Союзу, и несколько попыток подрыва членами националистической военизированной организации «Перконкрустс». Однако на этот раз памятник не устоял: в мае 2022 года общим решением Кабинета министров, Сейма и Рижской думы его решили демонтировать.
Viesturs / Adobe Stock
Разговоры о том, когда именно начнут сносить памятник, вошли в активную стадию в августе. Ни точная дата, ни строительная фирма, которая должна была приступить к демонтажу, не назывались, поскольку власти Риги в лице и мэра Мартиньша Стакиса, и исполнительного директора Юриса Ланге неоднократно говорили, что эта информация скрывается от общества из соображений безопасности. Провокаций опасалось и Министерство внутренних дел Латвии: 19 августа глава МВД Кристапс Эклонс заявил, что правоохранительные органы, органы безопасности и самоуправление делают все возможное, чтобы не допустить беспорядков. Ясность появилась лишь относительно способа демонтажа памятника — его решили не взрывать, а повалить.
Уже к началу этой недели почти ни у кого не оставалось сомнений в том, что памятник в парке Победы начнут сносить буквально на днях, поскольку на этот период приходилось сразу несколько знаковых дат: 23 августа исполнилось 83 года со дня подписания пакта Молотова-Риббентропа, а также 33 года с момента проведения акции протеста «Балтийский путь». На 24 августа выпадал День независимости Украины и полгода с начала военных действий на ее территории. Так и случилось: утром 22 августа строители начали активные подготовительные работы к демонтажу — установили забор и 1,5-километровое ограждение, а власти ограничили движение для транспорта и пешеходов.
На вечер 22 августа Русский Союз Латвии (РСЛ) запланировал акцию протеста. В заявке, поданной на рассмотрение в Рижскую думу (РД), организаторы указали, что таким образом хотят выразить протест против «безнравственных действий властей, уничтожающих историческое наследие — памятники людям, победившим нацизм и сохранившим жизнь народам Европы». Однако РД разрешение не выдала, мотивируя это требованием правоохранительных органов. Исполнительный директор Ланге также добавил, что РСЛ собирался провести акцию на территории, вокруг которой устанавливали защитное ограждение.
Roman Koksarov / AP
Решение Административного окружного суда по жалобе оппозиционной партии должны огласить 25 августа, хотя к этому времени от памятника, скорее всего, ничего не останется.
Вечером 22 августа в Пардаугаву были стянуты значительные силы Госполиции, Рижской муниципальной полиции, а также бойцы спецназа. Сюда же стали съезжаться противники демонтажа: немного — несколько десятков. Им противостояли латышские подростки, вышедшие с флагом Латвии и лозунгами: «Чемодан-вокзал-Россия!» Чтобы не допустить конфронтации, полицейские стали разгонять и задерживать собравшихся. К утру полиция начала десять административных процессов, в том числе, и за несанкционированные собрания.
NÓLÓ Spring 2019 Riga — Fashion Channel
На следующий день, 23 августа, начался демонтаж ступеней памятника, а затем одну за другой стали валить бронзовые скульптуры воинов. Процесс сноса активно снимался очевидцами и оперативно распространялся по соцсетям и новостным порталам. В твиттере одобрение в основном выражали латышскоязычные пользователи.
К вечеру к месту сноса стали съезжаться его противники. Полиция снова начала разгонять собравшихся, а тех, кто пытался объяснить свое нахождение в парке Победы, задерживали за неподчинение. За второй вечер в Пардаугаве задержали 14 человек. Среди них оказались и члены РСЛ, в том числе, Татьяна Андриец.
Также на 23 августа в Пардаугавском суде Риги было назначено заседание о мере пресечения журналисту и активисту Владимиру Линдерману, который обвиняется в оправдании геноцида, военных преступлений и преступлений против человечности. Его дело расследуется Службой госбезопасности и еще не дошло до прокуратуры. Линдерман активно и последовательно выступал против сноса монумента освободителям Риги, и в итоге суд оставил активиста под стражей.
24 августа строительная техника снесла скульптуру женщины, олицетворяющую Родину-Мать. Днем ранее рабочие раздробили основание статуи, а затем ее подняли промышленными домкратами. В Рижской думе заявили, что работы по демонтажу комплекса памятника идут согласно графику, а снос не вызывает у людей особого внимания. Вечером того же дня мэр Риги Мартиньш Стакис обратился к жителям города с призывом сохранять спокойствие и не мешать процессу сноса, а также поблагодарил полицию и заявил, что «решение о демонтаже памятника в парке Победы было совместным, публично продискутированным и утвержденным в рамках демократического процесса парламентом, правительством и Рижским самоуправлением». «Поэтому прошу уважать это решение и тех, кто с ним не согласен», — добавил он.
Утром 25 августа Госполиция подвела итог противостояния возле памятника за три последних дня: за этот период в парке Победы и его окрестностях задержали 27 человек. В отношении большей части задержанных начаты административные процессы, в основном, за неподчинение законным требованиям представителям правоохранительных органов, мелкое хулиганство и несанкционированные собрания. Также начат и один уголовный процесс за нападение на муниципального сотрудника.
На утро 25 августа центральная композиция мемориала — стела — оставалась на месте. Вопрос с ней, по-видимому, решится в ближайшие дни.
ИсточникКак выглядит центр Риги сверху?
Мне кажется Рига особенно хороша в августе.
01. Так и хочется забраться куда-нибудь повыше чтобы подогреть любопытство, разглядывая город в поисках не то ганзейских, не то советских теней истории.
02. Что тут у нас? Ручьем куда-то в глубь Латвии утекает Даугава, мимо ангаров цеппелинов времен первой мировой войны, переоборудованных в центральный рынок.
03. Мимо сиротливой TV башни, стоящей на острове Закюсала среди леса. Грациозная конструкция высотой 368,5 метров возвышается над всей Прибалтикой. Там тоже есть смотровая площадка, кажется на 97 этаже и даже свой сайт, на котором есть замечательные фото панорамы. Вот только удалена башня от центра немного.
04. Московское предместье Риги — вотчина русских купцов и ремесленников, пережившая чехарду переименований, и трагических периодов, по сей день остается тихим и спокойным уголком города. Где-то чуть неухоженным, где-то чуть набожным и однозначно уникальным.
05. Ну разве можно сегодня представить Ригу без «Сталинского зуба», — прозванного так в народе эпохального здания Академии Наук Латвии?
06. Железнодорожный вокзал выглядит пустынно, но принимает международные поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, и обслуживает сеть пригородных электричек, рижских, настоящих. )
07. Передвигаюсь чуть в сторону лабиринтов старой Риги. Здесь спокойно уживается архитектура эпохи модерн XIX века, и остатки ганзейский культуры,
08.и образцы советского конструктивизма.
09. О, как же я люблю гулять по этим лабиринтам!? )
10. Рига была основана в 1201 году епископом из Бремена Альбертом Буксгевденом. Сюда, к необжитым берегам епископ заманивал германцев папской буллой, предоставлявшей будущим переселенцам прощение всех грехов, так называемую индульгенцию. То ли грехов было слишком много, то ли места перспективными, — не прошло и 100 лет, как Ригу приняли в знаменитый Ганзейский союз (в 1282 году). А эти друзья, как известно, кого угодно к себе в союз не пускали. )
11. Смотрите, даже на крышах — торжество! Не то молодоженов, не то фотографов. )
12. Смотрю, растет потихоньку город в высоту, поднимаются современные коробки-небоскребы, — хорошо что ближе к окраинам. )
13. А старый город манит своею тихой красотой. На минуту представте себе: Узкие улочки, множество летних кафе и ресторанов, кое-где живая музыка, шум каблуков о каменную мостовую, праздные туристы разинувшие рты от восхищения, разглядывают архитектуру. Надо отдать должное латышам, — старый центр Риги — выглядит очень хорошо.
14. А что там у нас на горизонте? Портовый элеватор надо полагать? Чуть ближе, купол православной церкви Петра и Павла, которая с советских времен используется в качестве концертного зала Ave Sol.
15. Типовая высотка эпохи развитого социализма — притча во языцех. ) Это так называемый «Агропром», — Министерство сельского хозяйства. Снести или оставить в качестве памятника эпохи? Об этом спорят рижане, — вы бы как поступили? По центру — купола католического собора Святого Якова, впервые упоминаемого во времена епископа Альберта Буксгевдена, того который из Бремена, из с которого все началось.
16. Городская Ратуша. Теперь надо полагать городская Дума?
17. Знаменитый Вантовый мост, один из открыточных символов Риги (открыт не так давно в 1981 году, оказывается).
18. И главный символ города — Домский собор, заложенный в 1211 году (надо ли говорить кем?) Это наверное самый узнаваемый вид Риги. Помню его с самого детства, с года эдак 1985-1986. Интернета увы не было, его замещали картинки из советских журналов, продающихся в «торговой сети» Союзпечать. ) Правда без офисного Swedbank на противоположном берегу Даугавы.
19. Это уже новейшая история города и страны.
20. Замыкая круг, смотрю на площадь Латышских Красных Стрелков, Каменный и Железнодорожный мосты через Даугаву и панораму левого берега реки, где самым необычным видится мне здание пирамидальной конструкции. Это так называемый «замок света», или Латышская Национальная Библиотека.
21. Какая красота. Суббота, середина дня. )
22. Ну вот пожалуй и все на сегодня,
23. решаю я, спустившись с колокольни церкви Святого Петра.
Источник30 лет без СССР. Рижский вагоностроительный завод.
Создание завода было связано с развитием капиталистической промышленности и и постройкой железной дороги в 1990-е годы ХIХ века.
До 1915-го года конкурентом вагонного завода был Русско-Балтийский вагонный завод. Но эти оба завода входили во всероссийский синдикат «Продвагон».
В 1895 – 1915 годах на заводе было изготовлено приблизительно 28 тысяч товарных и пассажирских вагонов. Производились так же железнодорожные платформы, сельскохозяйственные машины, действовали литейный и прокатный цеха.
В 1895 году на заводе был организован марксистский кружок. В 1897 году рабочие литейного цеха объявили забастовку, требуя улучшения условий труда. Рабочие завода активно принимали участие в «Рижском бунте» (1899). Во время Революции 1905-1907 годов в цехах нелегально изготавливалось оружие, действовал боевой отряд, отдельные члены которого принимали участие в нападении на Рижскую центральную тюрьму.
В апреле 1912 года была объявлена массовая стачка, в которой участвовало 99% рабочих, против расстрела рабочих на Ленских приисках.
В 1915 году оборудование завода в связи с приближением фронта было эвакуировано в Рыбинск.Туда же отправилась и часть рабочих. В 1919 году после установления Советской власти в Риге, началось восстановление завода. Завод ремонтировал подвижной состав. А во время буржуазной Латвии завод пришёл в упадок, производил небольшое количество пассажирских, товарных и холодильных вагонов. В 1936 году акционерное общество «Феникс» было ликвидировано и завод перешёл в собственность акционерного общества «Вайрогс», от которого получил своё новое название.
С восстановлением в 1940 году Советской власти началась реконструкция, но работы были прерваны в связи с нападением фашистской Германии на СССР. Оккупанты использовали предприятие в качестве ремонтной базы для военной техники. На заводе действовала антифашистская подпольная группа.
После освобождения Риги в октябре 1944 года «Вайрогс» получил своё нынешнее название — Рижский вагоностроительный завод. Во время Великой Отечественной войны на заводе было многое разрушено. Завод был восстановлен и реконструирован в 1944-1947 годах. Первой послевоенной продукцией были грузовые платформы для трамваев.
С 1947 года завод специализируется на производстве электропоездов и трамваев, а с 1963 года так же на производстве дизель-поездов. На заводе был создан первый советский скоростной электропоезд — ЭР-200.
До разрушения СССР основной продукцией завода оставались электропоезда переменного тока ЭР9Т, ЭР29, ЭР31, электропоезда постоянного тока ЭР2Т и ЭР-200 и дизель-поезда ДР1А. Поставщиками завода являлись более 600 предприятий СССР. А продукция использовалась во всех союзных республиках СССР, а так же в Болгарии, Югославии и на Кубе.
В распоряжении работников имелся комбинат питания, лечебный профилакторий, пансионат на Рижском взморье, детские сады и ясли. С 1945 года издавалась газета «Вагоностроитель» («Вагону буветайс») на русском и латышском языках.
Здания RVR были построены в 1895 — 1914 годах. Территория завода условно разделена на зоны застройки: зона монтажа вагонов и вспомогательных работ в глубине участка, зона плавки стали и деревообработки справа от центральной магистрали, складская зона, службы энергетики, контроля и сервиса слева от центральной магистрали.
Большая часть корпусов пострадала во время Великой Отечественной войны, многие объекты были восстановлены и частично твключены в новую застройку. В основном производственные здание имеют прямоугольную форму и фасады из жёлтого кирпича. Имеется так же 7-этажная водонапорная башня — использованы материалы из Энциклопедии «Рига», Рига, 1989 год, Главная редакция энциклопедий.
Но это было до реставрации буржуазного режима. Сегодня предприятие имеет жалкий и разрушенный вид. Какая-то часть завода остаётся работать, часть завода используют другие фирмы, часть отдано под магазины и сервис, а большие площади стоят в запустении и разрушаются. С виду это выглядит так, будто завод подвергся бомбёжке. Такая власть пришла к нам в 1991 году.
И хотя на одной из стен завода висит поблекшая реклама — поезда RVR – будущее Латвии. Но судьба завода такая же поблекшая, как эта реклама.
Не будем забывать, что в помещениях RVR в своё время располагался так же рижский филиал Всесоюзного института вагонстроения. Но теперь всего этого подавно нет. Завод ушёл вместе с высокоразвитой цивилизацией. Время пошло вспять. На RVR теперь можно снимать фильмы про апокалипсис, Припять и другие социальные драмы и катастрофы.
Но такова логика периферийного капитализма. Вместе с разрушением социализма пришло и естественное разрушение нормальной жизни, высокой цивилизации и высокой культуры.
По материалам энциклопедии «Рига» и «Советская Латвия» для Географического общества «Спилве»
Источникru_travel
Выборг — древний город с длинной и интересной историей. Находясь на стыке русских и скандинавских земель, он имел большое военно-стратегическое значение и за свою 700-летнюю историю минимум шесть раз менял хозяев, переходя из рук в руки то к шведам, то к русским, то к финнам, пока по результатам Второй мировой войны окончательно не отошел к России.
Выборгская крепость, вокруг которой впоследствии и вырос город, была основана в 1293-м году шведским маршалом Торгильсом Кнутссоном для усиления позиций Швеции на Карельском перешейке. Памятник основателю стоит на площади возле старой ратуши:
Здание ратуши было построено в 1643 году, тогда оно было двухэтажным. В 1898 году в рамках масштабной реконструкции были надстроены еще два этажа:
Год реконструкции до сих пор выбит на фронтоне бывшей ратуши, переоборудованной в советское время под жилой дом:
Крепость находится прямо напротив памятника ее основателю, в 100 метрах от площади Старой Ратуши на маленьком острове в Выборгском заливе:
На вершине крепостной башни есть смотровая площадка:
Вход на нее стоит всего 150 рублей, иду подниматься:
По пути замечаю, что сумма за вход устраивает не всех, кто-то штурмует крепостные стены в обход кассы:
Замок находится в плачевном состоянии:
От ужасов российской действительности его не спасают даже статусы государственного музея и объекта культурного наследия федерального значения, присвоенные еще в 2000-м году:
Местами настил вообще сорван, через дыры видна обрешетка:
Электрификация средневекового памятника скандинавской архитектуры, российская версия:
Рядом с кассой для создания правильного антуража лежит ствол старой пушки, отлитый в 1732 году:
Положили его почему-то вверх ногами, и так сойдет:
Билет куплен, по новенькой деревянной лестнице поднимаюсь в крепость:
Внутренности замка. В боковых постройках расположены музеи, каждый за отдельную плату:
Узкий проход ведет во дворик у подножия башни:
Гранитное крыльцо перед входом:
Башня носит имя святого Олафа, средневекового короля и, по совместительству, крестителя Норвегии из которой христианство впоследствии распространилось по всей Скандинавии. Карикатурный барельеф Олафа висит над входом в башню:
У дверей дешевый засаленный выключатель с розеткой и позорные файлики. Каждый житель СНГ знаком с этими файликами, они преследуют его повсюду: в детском саду и школе, в университете и поликлинике, на дверях подъездов и почти во всех государственных учреждениях. Вот даже здесь, у входа в государственный музей, который посещают толпы иностранных туристов (финская граница всего в 27 километрах), вместо аккуратной таблички из закаленного стекла, камня или нержавеющей стали — набранные в Ворде, отпечатанные на листе A4 и с любовью вложенные в файлик объявления. Ладно бы они носили временный характер, предупреждали о внеплановых работах или другом форс-мажоре, но нет, вездесущие файлики сообщают о расположении кассы, времени работы музея, высоте башни и количестве ступенек:
Сама башня, к слову, высотой 48 метров и к ее вершине ведут 239 металлических ступеней:
Внутри ничего нет: все перекрытия и купол сгорели во время двух пожаров 1834 и 1856 годов. Спустя 40 лет, в 90-х годах XIX века купол восстановили:
Наверх проложили ту самую металлическую лестницу о 239 ступенях:
Перекрытия восстанавливать не стали, вместо них весь объем башни заполняет вот эта деревянная конструкция сомнительного вида:
После трех минут подъема попадаю на смотровую площадку:
С высоты птичьего полета Выборг выглядит лучше всего:
Много зелени, аккуратные цветные домики:
Водная гладь, фонтаны:
Остатки крепостных валов:
Советская часть Выборга, лишенная скандинавского колорита:
Но, как часто бывает в жизни, чем выше поднимаешься, тем больнее падать. Даже купол башни наглядно демонстрирует отношение соотечественников к объектам культурного наследия:
Исторический центр города очень красивый и атмосферный, но находится не в лучшем состоянии, чем крепость:
Выборг входят в список исторических городов России, является участником федеральной целевой программы «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов»:
Здание акционерного общества «Домус», построено в 1904 году, памятник архитектуры. В таком состоянии находится с 2009 года, то есть уже около семи лет:
Жилой дом XVI века. Непосредственно к XVI веку относятся фундамент и фрагменты стен первого этажа, второй этаж надстроен позднее:
Дом купца Буттенгофа, 1898 год:
Часовая башня — высотная доминанта и одно из старейших зданий исторической части города. Нижний ярус построен еще в 1494 году, с тех пор башня многократно надстраивалась, перестраивалась и реставрировалась. К концу 2014-го года доведена до аварийного состояния, находилась под угрозой обрушения. В январе 2015 законсервирована (установлены леса, трещины наспех замазаны известью), в таком виде стоит до сих пор, никаких работ по ее восстановлению не ведется:
На первый взгляд улица выглядит ухоженной, дома в нормальном состоянии, но если присмотреться — на крыше следующего дома по правой стороне растут деревья:
Центр Выборга похож на челюсть нищей старухи, в которой чудом сохранившийся зуб соседствует с прогнившим до самого корня. Есть, конечно, вполне милые, ухоженные дворики:
Но в основном вот так:
Узкими улочками старого города выхожу на Рыночную площадь:
Из всех рыночных площадей средневековых городов, на которых мне приходилось бывать, эта единственная не утратила своего предназначения. На площади действительно находятся здание действующего рынка. Построено в 1906 году, сильно пострадало во время ВОВ, в очень упрощенном виде было восстановлено только к 1957-му году:
Напротив рынка, в западной части площади, находится еще один памятник архитектуры начала XX века — бывшее здание Банка Финляндии, построенное в 1910 году:
В брусчатке тоже сохранились интересные артефакты. Эти цифры на камнях — номера парковочных мест для телег, с которых в былые времена велась торговля:
Рыночная площадь была образована в XIX веке на месте, где до этого проходила городская стена, окружавшая Выборг с XV по XIX век. От этой стены в южной части площади сохранилась артиллерийская башня 1550 года постройки:
В шведский период башня использовалась по прямому назначению, однако после взятия Выборга русскими в 1710 году, оборонительное значение утратила, с тех пор в ней располагались тюрьма, арсенал, пороховой склад. После реставрации 1970-х годов в Круглой башне был открыт ресторан, который действует до сих пор:
Через залив от Рыночной площади проходит железнодорожная ветка, связывающая Петербург и Хельсинки, в кадр попал знаменитый скоростной поезд Allegro, позволяющий добраться из северной столицы России в столицу Финляндии всего за три с половиной часа:
Последняя посещенная мной площадь Выборга — Соборная. На ней, ожидаемо, находится собор — кафедральный Спасо-Преображенский:
Он был заложен по приказу Екатерины II в декабре 1786 года, однако свой окончательный вид здание обрело только в конце XIX века в 1892 году:
Некоторые прихожане на БЧД не стесняясь паркуются на пешеходной площади прямо у входа, чтобы запрыгивать в храм божий прямо из салона автомобиля:
Скорее всего катализатором негативных впечатлений от города стало то, что я приехал в Выборг из Финляндии. Контраст между финской и российской действительностью сильно ударил в голову. А ведь во времена финского присутствия Выборг был вторым по значению городом после Хельсинки, столицей Восточной Финляндии.
Когда осознаешь, каким мог бы быть город, проходи российско-финская граница всего тридцатью километрами восточнее, Выборг становится искренне жаль. Этот город — ода скандинавским зодчим, строившим так качественно, что даже столетия в условиях российской действительности не смогли разрушить большинство зданий, при том, что она (действительность) очень старалась. Иногда в окружении средневековой архитектуры на мгновение чувствуешь себя за границей, но детали быстро возвращают в реальность.
Национальная принадлежность туристов угадывается с двух нот:
Ну, а если сомнения все же остались — их развеет российский триколор на фоне разбитой дороги и расписанного тегами забора из металлопрофиля:
Выборг оставляет противоречивые впечатления, с одной стороны восторгаешься красотами архитектуры и городского ландшафта, с другой — ужасаешься степенью запущенности и разрухи. Это место с колоссальным туристическим потенциалом, который, к величайшему сожалению, спущен в канализацию, а былая красота, пережившая две мировые войны и десятки локальных, медленно, но верно разрушается в, казалось бы, мирное время.
Источник