Рига для зерна это

Банкирский дом Эфрусси: от торговли зерном до полотен Ренуара

Для завязки воспользуемся фразой из «Одесских рассказов» Исаака Бабеля: «Он показал памятники и склепы экспортеров пшеницы, корабельных маклеров и негоциантов, построивших русский Марсель на месте поселка Хаджибей. Они лежали тут, лицом к воротам – Ашкенази, Гессены и Эфрусси – лощеные скупцы, философические гуляки, создатели богатств и одесских анекдотов…».

Да простят нас Ашкенази с Гессенами, но интересует нас последняя в перечне и первая по капиталам фамилия – Эфрусси. В принципе рассказ об этой фамилии можно было начать не с рассказов Бабеля, а с картин Ренуара – знаменитый французский импрессионист не раз писал портреты внуков того самого Эфрусси, похороненного на одесском кладбище. Чтобы было понятнее: в Одессе похоронили «создателя богатств», а на парижских картинах Ренуара представлены уже его потомки, породнившиеся с Ротшильдами, королями банкиров XIX века.

«Создатель богатств» Хаим Эфрусси родился отнюдь не в Одессе. Собственно, в год его рождения никакой Одессы еще не было: в 1793-м адмирал де Рибас только начал строить крепость на месте недавно отбитого у турок маленького рыбацкого поселения Хаджибей. Но будущий негоциант родился в городе, не менее значимом для восточноевропейского еврейства, – в Бердичеве. В позапрошлом столетии, в эпоху «черты оседлости», этот маленький городок к юго-западу от Киева по количеству банкирских домов соперничал с крупнейшими мегаполисами Российской империи.

В Риге снесли памятник советским солдатам

Так что Хаим Эфрусси был потомственным купцом и менялой. Со времен Речи Посполитой по Припяти и Западному Бугу через порт Риги зерно из украинских латифундий польских помещиков шло в Германию и Францию через таких посредников, как бердичевские предки Эфрусси.

Ровно два века назад Хаим Эфрусси покинул старинное местечко Бердичев и переселился в Одессу, стремительно растущий porto franco. Ему повезло не пропустить начало нового грандиозного транзита – когда в Европу через новорожденную Одессу пошел нарастающий поток зерна из степей только что освоенной Новороссии. Стартовав со скромных оборотов в несколько тысяч рублей, к началу Крымской войны зерновые сделки Эфрусси приближались к миллиону. Война 1853–1855 годов, неудачная для России, как раз Хаиму принесла удачу: долгие боевые действия потрясли и перекроили зерновой рынок, и по окончании войны Эфрусси сумел подвинуть массу конкурентов. К моменту смерти Хаима Эфрусси в 1864 г. его обороты приближались к 3,5 млн руб., и он по праву считался крупнейшим экспортером зерна в Российской империи.

Одесса тогда уже стала ведущим торговым портом России, а зерновой экспорт по стоимости и значению для той эпохи был примерно как торговля нефтью и газом сегодня. Словом, Хаим Эфрусси пробился в элиту международной коммерции.

Четверо его сыновей продолжили дело отца, преумножив капиталы, – торговый дом «Эфрусси и Ко.» часть прибылей очень удачно вложил в строительство железных дорог на юге России, в развитие нефтяных промыслов Баку, а также стал соучредителем нескольких крупных банков, включая крупнейший в империи Русский банк для внешней торговли.

Рига! Латвия! ЛАЙФХАКИ. Как бюджетно путешествовать? #Рига #Латвия

Впрочем, сыновья бердичевского уроженца еще при жизни отца покинули Одессу, переселившись в Париж и Вену. Огромные капиталы позволили им не только построить в ведущих столицах Запада шикарные дворцы, но и начать уже чисто европейский банковский бизнес. Один из сыновей Хаима женился на дочери Альфонса Ротшильда, объединив семейные капиталы в банковской и нефтяной сферах.

Внуки Хаима (это их рисовал Ренуар) прославились уже не как предприниматели, а как меценаты и собиратели произведений искусства. Впрочем, банкирский дом Ephrussi&Co, хотя и не без потерь, пережил как меценатство забросивших бизнес внуков, так и все пертурбации 1914–1918 годов. Банк стабильно работал, пока Вену и Париж не захватил Гитлер. Внуки Хаима сумели откупиться и избежать худшего, но бизнес потеряли навсегда – даже после 1945-го он не смог возродиться.

Источник

Кижи. Часть 7. Обмолот и не только

Вот уж поистине удивительным было ведение хозяйства всего-навсего каких-то сто лет назад, посмотрите сами. Что делают эти русские крестьяне со своим сеном, зачем они его бъют своими гигантскими нунчаками на шесте?

Не знаете? Так я вам расскажу. Вся эта история, которую вы видите на фотографиях, называется обмолотом. Обмолот или более знакомое вам слово молотьба. Он затеян, как вы правильно поняли для молотильни зерна.

01.

В старину зерно молотили вот такими вот деревянными цепами. Никакие это не модифицированые японские нунчаки, а самые что ни на есть настоящие русские крестьянские пРигузы. ПРигуз состоит из двух частей: ручки и рабочей части — била. Ручка в основном была еловой, а било делали из берёзы. Скреплялись они между собой ременными петлями из сыромятной кожи.

Как проходил процесс обмолота?

Перед обмолотом зерновые просушивали в Риге (небольшом домики-амбары с высокой крышей) с печью-каменкой на еловых жердях-колосниках колосьями вверх. Это был довольно кропотливый процесс, потом учто на него тратили весь день, а уровень огня нужно было держать постоянно и в Ригу ходил часто. Всё это делалось для того чтобы пошёл жар и дым, которые уничтожали всех паразитов и консервировал поверхность зёрен. Температура достигала 90°,

Высохшую рожь определяли по состоянию колосьев: если колоски расщепились — значит, зерно хорошо просохло.

Всё это так сказать прелюдия и подготовка к самому обмолоту, а далее происходило вот как:

Сначала снопы укладывали на полу в два ряда колосьями друг к другу. Затем начинали обмолачивать одну сторону, а потом снопы переворачивали и молотили уже другую сторону. После этого снопы развязывали, ворошили палкой и обмолачивали их середину. Обмолоченную солому увязывали в большие кубачи, для этого деревянным крюком вили из соломы же длинную вязку.

Собственно всё, зимой соломой кормили скот, причём ржаная солома — нарезалась и запаривалась, а овсяная и ячменная шла так. Если была непогода, то все перетрубации с молотильней выполняли в Риге.

Отличительной чертой при обмолоте было ритмичное звучание, словно музыка. Послушав это в живую, я с медведями прошедшими по моим ушам в детстве, с этим полностью согласны.

04. Ну а вы надеюсь согласитесь со мной что официальный логотип музея-заповедника замечателен и прекрасен.

05. Вообще на острове замечательно всё. Взять даже лавку традиционных игрушек Русского Севера. Вы тут не увидите матрёшек и балалаек.

06. Зато вас тут проконсультируют и дадут вводную по игрушкам, расскажут как это связанно с матрирхатом и откроют технологию изготовления.

07. Вот перед вами баба — чисто русская игрушка, в отличие от японских матрёшек. Да, это всего лишь фигурка на двух ножках, которую можно использовать так же как и рогатку.

08. А вот и другие игрушки, глядя на которые вы сразу же захотите открыть кошелёк и расстаться с парой-тройкой купюр.

09. Видите, уже открываете и вытаскиваете.

10. Рядом с лавкой, вам расскажут что из себя представляет ткацкое мастерство на бёрдышке. Объяснять это текстом, довольно бессмысленно — это надо видеть.

11. Тут же поясцы и тесёмки можно купить и смело отправиться слушать колокольный звон, про который я вам уже рассказывал.

12. Очередной оберег в качестве украшения на доме.

13. Довольно-таки интересная конструкция дерева.

14. Видимо сто лет назад не допилили, или при реставрации. А может так и надо.

15. В Кижах, одним словом чудесно всё: и организация и виды. Единственное с чем может не повезти, так это с погодой, но как видите, мне повезло и тут.

16. Быт в другом крестьянском доме. Как видите, крестьянин крестьянину рознь.

17. Зато окна во всех домах как на подбор — резные и прекрасные. Неудержался и сделал автопортрет.

18. Ограда крыльца. Ну тут без комментариев, сейчас такое и не увидишь.

20. А вот церковь воскрешения Лазаря. Как видите она очень маленькая и на кресте так же установлен громоотвод.

21. В другой части острова располена экологическая тропа острова, где посажены расстения и про них есть небольшое описание в виде табличек.

22. Несмотря на своеобразную интересность, данная часть программы явно не прельщает туристов. Хотя места и растительность действительно красивые.

23. Куст. Табличка. Ничего лишнего.

24. Хотя причина не шибкой популярности и так понятна — ну зачем смотреть на растения, когда рядом с тобой памятники древней архитектуры под эгидой ЮНЕСКО. Так, а это что у нас тут.

25. Ба! Да это же Можжевелньик обыкновенный, Бог ты мой! Пойду лучше на маковки церквушек полюбуюсь, ведь семейством кипарисовых можно полюбоваться и рядом с домом.

26. Оберег. Напомню выпиливали всё это топором.

27. Всем хорошо нам известный домик в отдалении.

28. Покллонный крест который отгрохали ещё в 1763 году из сосны. Для сравнения прошёл лишь год после воцарения Екатерины II. Как видите крест под крышей, но не потому что «чтобы сохранился», а потому что «уже так и было».

29. Те кто устал от всех путешествий и хождений просто легли на красоту.

30. Следующие обоины для виндоуз настоятелньо рекомендую снимать здесь. Передайте это Биллу, пожалуйста.

31. Лежащих на травушке-муравушке уже ждут теплоходы-писатели: «Пушкин», «Чехов» и «Шолохов» соответственно.

32. Ну и в завершении нужно показать карту острова.

33. В Кижах есть что посмотреть, есть что узнать, есть к чему прикоснуться и есть что вспомнить.

34. Словом, приезжайте в Кижи, не пожалеете.

На этом я заканчиваю свою серию постов про Кижи. Позже выложу пост-список со всеми частями, а пока прослядить остальное вы можете пользуясь тэгом «кижи».

Но я с вами не прощаюсь, впереди припасенно ещё много различных фотоотчётов и интересностей. подписывайтесь чтобы ничего не пропустить.

Источник

Промышленность Российской империи в Риге, которую разрушила «свободная Латвия»

Дореволюционная Рига была одним из крупнейших промышленных центров России, Европы и мира. Российская империя развивала в Риге высокотехнологичное индустриальное производство: Русско-Балтийский электротехнический завод, телеграфный завод «Проводник», первое в России авиастроение и легендарные автомобили «Руссобалт». Большая часть этой промышленности была разрушена после революции независимой Латвией, восстановлена в советский период и окончательно разрушена после распада СССР.

В 1888 году в Риге был основан «Русско-Балтийский электротехнический завод», который специализировался на производстве электротехнического оборудования.

Его главный штаб находился в Санкт-Петербурге, а вот управления и заводские сооружения — в Риге. Они располагались у будущего Вэфовского моста на Александровской улице (ныне Бривибас).

Примерно в это же время было основано Русское электрическое общество «Унион», которое финансировалось из источников, близких к государственной казне. И только в 1898 году оно подписало контракт с бельгийским концерном, который на время (до 1904 года) взял финансовый контроль над рижской электротехнической промышленностью.

Большой машинный зал «Униона» / Фото: russkije.lv

Большой машинный зал «Униона» / Фото: russkije.lv

Одним из крупных проектов этого завода стало заключение масштабного договора со Смоленской городской думой, в результате чего началось строительство электрической станции для освещения города, а также и электрической железной дороги — первой в истории Смоленска.

Смело можно сказать, что первая в истории Смоленска электростанция и первый трамвай были спроектированы именно рижскими инженерами с 1898 по 1901 год.

Первые смоленские трамваи, сконструированные на Рижской электротехнической фабрике / Фото: drygoi-smolensk.ru

Первые смоленские трамваи, сконструированные на Рижской электротехнической фабрике / Фото: drygoi-smolensk.ru

Множество электромашин, оборудования для электрических трамваев, бытовых электроприборов было изготовлено умельцами Рижского электротехнического завода. Да и рижский трамвай начал функционировать в 1901 году не без помощи инженеров «Униона».

В 1904 году предприятие оказалось включено в немецкий концерн AEG и наращивало производство вплоть до Первой мировой войны, а уже в 1920 году возникло выдающееся латвийское предприятие VEF, которое стало поистине грандиозным в годы СССР.

Фирменный бланк Русского электрического общества «Унион» с указанием на заводы в Риге / Фото: drygoi-smolensk.ru

Фирменный бланк Русского электрического общества «Унион» с указанием на заводы в Риге / Фото: drygoi-smolensk.ru

В том же 1888 году состоялось еще одно историческое для преображенной Риги событие. При активном участии правительственных структур Российской империи было утверждено «Товарищество русско-французских заводов резинового, гуттаперчевого и телеграфного производств под фирмой «Проводник»». И центром производства была также избрана Рига. За это нужно сказать отдельное спасибо как царю Александру III, так и русскому ученому-механику Ивану Алексеевичу Вышнеградскому, который в те годы занимал должность министра финансов и заведовал учреждениями торговли и промышленности. В любом случае, в районе «Рейдовой Двины» (впоследствии «Красной Двины») началось строительство первых цехов «Проводника», на котором поначалу трудилось всего 650 рабочих, а уже к 1915 году — 16 тысяч.

Рабочие «Проводника» трудятся brunch.lvputeshestvuem-po-rige-provodnik

Рабочие «Проводника» трудятся / Фото: brunch.lvputeshestvuem-po-rige-provodnik

К концу XIX столетия за рекордно короткий срок предприятие вышло на второе место в России — после крупного столичного завода «Треугольник» —по производству.

«Красная Двина» преобразилась — из провинциального ремесленно-крестьянского пригорода Риги она стала промышленно-заводским форпостом прибалтийской столицы. Рабочие «Проводника» пользовались колоссальными социальными благами: для их нужд были построены поликлиники, родильные дома, детские сады, дома отдыха и центры культуры. А дети работников «Проводника» часто могли учиться в гимназиях за фабричные деньги. Это было поистине социалистическое предприятие, даром что во времена царизма.

Вид на промышленный комплекс завода «Проводник» на Саркандаугаве / Фото: brunch.lv

Вид на промышленный комплекс завода «Проводник» на Саркандаугаве / Фото: brunch.lv

Рабочие и инженеры «Проводника» производили практически все: покрышки для велосипедов, самолетов и автомобилей, легкие понтоны, разные виды линолеума, резиновую обувь для разных целей, медицинское оборудование, прорезиненную одежду, а также детские игрушки.

Каучук, инновационная технология обработки которого была разработана и запатентована в Риге в 1900 году, привозился из стран Латинской Америки. 95% продукции сбывалось во внутренние районы Российской империи.

Увы, после Первой мировой войны предприятие так и не возобновило свою деятельность, зато с 1947 года в его корпусах разместился головной центр Рижского электромашиностроительного завода (РЭЗ).

Саркандаугава, современный вид / Фото: Sputnik Латвия

Саркандаугава, современный вид / Фото: Sputnik Латвия

Нельзя обойти вниманием и легендарный Русско-Балтийский вагоностроительный завод.

Дабы не платить таможенные пошлины, местом строительства корпусов был избран участок земли у Вольмарской улицы (как раз рядом с Деглавским виадуком). Тут же предприятие начало производить вагоны в грандиозных масштабах: в год с конвейера в среднем сходило по 4–5 тысяч товарных и 200 пассажирских вагонов.

Бывшие корпуса Русско-Балтийского завода. / Фото: Авиару.рф

Бывшие корпуса Русско-Балтийского завода. / Фото: Авиару.рф

В 1908 году был создан автомобильный отдел предприятия, который возглавил Иван Александрович Фрязиновский, пригласивший в Ригу иностранных специалистов, из которых особо проявил себя бывший инженер машиностроительного предприятия Fondu Жюльен Поттера.

«Руссо-Балт» 1911 года в Политехническом музее. Единственный сохранившийся в мире экземпляр «Руссо-Балта» / Фото: Александр Маркин

«Руссо-Балт» 1911 года в Политехническом музее. Единственный сохранившийся в мире экземпляр «Руссо-Балта» / Фото: Александр Маркин

Справедливости ради отметим, что он был не первым российским автомобилем отечественной комплектации. Пионером велосипедостроения и автомобилестроения был простой рижский инженер Александр Александрович Лейтнер, который основал предприятие «Россия» в 1886 году в Риге. На улице Бривибас до сих пор можно прочитать надписи на русском и немецком языках, которые свидетельствуют о том, где располагалась фабрика Лейтнера.

Завод Александра Лейтнера / Фото: Autobuy.ru

Завод Александра Лейтнера / Фото: Autobuy.ru

Адольф Кегресс, французский инженер и механик

Адольф Кегресс, французский инженер и механик

Самыми замечательными изобретениями мастеров Русско-балтийского вагоностроительного завода, который вскоре перестал быть только вагоностроительным, были первая машина с полугусеничным двигателем французского изобретателя Адольфа Кегресса и машины с кузовом ландоле, пожарные машины и несколько гоночных автомобилей, которые одерживали победу на международных соревнованиях.

Но самым амбициозным стал проект быстроходной боевой гусеничной машины для движения по бездорожью.

Разработан он был в начале 1915 года инженером Александром Александровичем Пороховщиковым, который до этого занимался конструированием монопланов. Проект получил обиходное название «танк «Вездеход»».

Александр Пороховщиков во время обучения в гимназии

Александр Пороховщиков во время обучения в гимназии

Первые успешные испытания детища Пороховщикова прошли 29 декабря 1916 года, когда бронированный вездеход достиг скорости 40 верст в час.

Это был большой успех, однако в условиях резкого увеличения расходов на военные нужды, а также предреволюционного брожения финансирование было прекращено.

Вскоре грянули трагические события февраля 1917 года.

Русский «Вездеход», продольный разрез

Русский «Вездеход», продольный разрез

В начале XX века было понятно, что у авиации великое будущее. В 1910 году был основан авиационный отдел Русско-Балтийского завода, который разместился в Засенгофе (район рижского Задвинья), где умельцы-конструкторы наладили производство первых двигателей для самолетов в истории Российской империи. Директором нового завода «Мотор» был инженер Теодор Калеп, лифляндский авиаконструктор эстонского происхождения.

Русский «Вездеход» Александра Пороховщикова на испытаниях

Русский «Вездеход» Александра Пороховщикова на испытаниях

Пробные полеты выполняла выдающаяся русская летчица Лидия Виссарионовна Зверева — тоже в небе над Ригой (ипподром располагался в районе Солитюде, ныне Золитуде) и Рижским взморьем. В 1912 году авиаотдел был перемещен в Санкт-Петербург, и там уже работал выдающийся конструктор Игорь Иванович Сикорский.

Лидия Виссарионовна Зверева, экспериментальный полет в Риге, baltnews.lv

Лидия Виссарионовна Зверева, экспериментальный полет в Риге, baltnews.lv

Так сложилось, что значительная часть производственных традиций была утеряна с наступлением Первой мировой войны.

Возрождение наступило в эпоху СССР. Рижский вагоностроительный завод, ВЭФ, РАФ, радиозавод имени Попова — это все великие бренды советского времени.

Так или иначе, приятно знать, что когда-то Рига была одним из крупнейших промышленных центров России, Европы и мира.

Источник

ТОП 15 лучших измельчителей садовых для травы и веток: электрические и бензиновые модели

Е жегодно перед дачником встает вопрос об утилизации массы жестких растительных остатков. Обрезки веток, опавшие листья, кора, шишки, стебли кукурузы, подсолнечника и декоративных многолетников – все эти отходы разлагаются очень медленно.

Альтернатива вредному и трудоемкому процессу сжигания – дробление в садовом измельчителе.

Устройство предназначено для быстрого перемалывания больших объемов сырья разных сортов.

Полученную щепу можно использовать в качестве мульчи или заложить в компост. Даже древесные опилки перепревают за 2-3 года, а с навозом – всего за сезон. Куча после переработки занимает в 10-15 раз меньше места.

Сегодня мы расскажем, как выбрать садовый измельчитель для травы или веток, а также презентуем 15 лучших электрических и бензиновых моделей, получивших отличные отзывы покупателей.

Типы садового оборудования по возможностям измельчения

Тему выбора садового измельчителя необходимо начать с вопроса, на какие отходы рассчитаны современные устройства, представленные на рынке.

Существует три типа такого оборудования.

Для древесины

Даже маломощные модели разрезают ветки диаметром до 2 см. Самые продуктивные устройства способны измельчать бруски шириной более 6 см.

Незаменимы в больших садах, особенно старых, нуждающихся в масштабной обрезке. Но трава и мягкая ботва могут засорять режущий механизм.

Для листьев

Системы тонкого дробления отлично рубят листья, сорняки, овощи. Справятся и с молодыми побегами, если они недавно срезаны.

Перемалывать сухую древесину с их помощью нельзя – устройство может выйти из строя.

Двойного назначения

Эти измельчители идеальны для уборки на классической даче с огородом и садом.

Имеют несколько режимов работы или разные камеры для переработки, за счет чего одинаково качественно нарезают любые садовые отходы. Но и стоимость их высока.

ТОП 12 лучших электрических садовых измельчителей

Именно модели, питающиеся от электросети, стоит рассматривать садоводам-любителям.

Их производительности достаточно для нужд обычного дачного участка и даже больших садов, а достоинства особенно привлекательны для частника:

  • практически не требуют обслуживания и заправки топливом;
  • питаются от стандартной сети с напряжением 220 В;
  • не загрязняют воздух;
  • стоят дешевле в сравнении с бензиновыми и дизельными устройствами.

Главный минус электрических измельчителей – низкая мобильность. Существуют варианты с питанием от аккумулятора, но они слабее по мощности и мало представлены на рынке поэтому тут не рассматриваются.

Лучшие недорогие электрические измельчители веток

В этот рейтинг вошли модели ценой до 20 000 рублей с простым, но достаточным для большинства задач функционалом. Их мощности хватает для переработки отходов, которые поставляют сад и огород на стандартном участке.

4. CHAMPION SH251

Садовый измельчитель для листьев и веток до 40 мм в диаметре. Конструкция оснащена двумя колесами и толкателем для удобной транспортировки. Есть функция защиты от перегрузок.

В комплекте с устройством поставляется сумка для сбора отходов и толкатель.

Измельчители бренда CHAMPION производят в Китае. Стоимость модели – 13 700 рублей.

  1. Мощность – 2,5 кВт.
  2. Производительность – 50 кг/час.
  3. Вид режущего механизма – ножевой.
  4. Скорость вращения ножей – 4200 об/мин.
  5. Материал корпуса – пластик.
  6. Габариты (ВхДхШ) – 60х55х40 см.
  7. Вес – 10,3 кг.
  8. Потребляемая мощность – 2,5 кВт.
  9. Совместимость с сетью – 220-230 В.
  10. Шум – 95,5 дБ.
  11. Гарантия – 12 месяцев.

  1. Добротная конструкция без зазоров и люфтов.
  2. Компактность.
  3. Легко снимать и точить ножи.
  4. Просто собирать.
  5. Устойчивость.
  6. Тихая работа.

  1. Ножи со временем тупятся, без регулярной подточки механизм часто засоряется.
  2. Крупно режет прутья с диаметром меньше 0,5 см.
  3. Слабо справляется с мягкой волокнистой ботвой (огурцы, крапива).
  4. Короткий электрический шнур.
  5. Из приемника может вылетать щепа, надевать очки при работе обязательно.

CHAMPION SH251 в первую очередь подходит для измельчения жестких стеблей травянистых растений, свежих веток и подсохших листьев. Удобное и простое в эксплуатации устройство. Занимает четвертое место в нашем рейтинге.

3. ЗУБР ЗИЭ-40-2500

Измельчитель для переработки травы, листьев и веток до 40 мм диаметром с электростартером. Оснащен контейнером для отходов на 50 л, двумя колесами и рамой-трансформером.

Отключается при перегрузке, имеет защиту от случайного включения. В комплекте – толкатель.

Модель российской марки ЗУБР стоимостью 15 500 рублей изготовлена в Китае.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...