Банкирский дом Эфрусси: от торговли зерном до полотен Ренуара
Для завязки воспользуемся фразой из «Одесских рассказов» Исаака Бабеля: «Он показал памятники и склепы экспортеров пшеницы, корабельных маклеров и негоциантов, построивших русский Марсель на месте поселка Хаджибей. Они лежали тут, лицом к воротам – Ашкенази, Гессены и Эфрусси – лощеные скупцы, философические гуляки, создатели богатств и одесских анекдотов…».
Да простят нас Ашкенази с Гессенами, но интересует нас последняя в перечне и первая по капиталам фамилия – Эфрусси. В принципе рассказ об этой фамилии можно было начать не с рассказов Бабеля, а с картин Ренуара – знаменитый французский импрессионист не раз писал портреты внуков того самого Эфрусси, похороненного на одесском кладбище. Чтобы было понятнее: в Одессе похоронили «создателя богатств», а на парижских картинах Ренуара представлены уже его потомки, породнившиеся с Ротшильдами, королями банкиров XIX века.
«Создатель богатств» Хаим Эфрусси родился отнюдь не в Одессе. Собственно, в год его рождения никакой Одессы еще не было: в 1793-м адмирал де Рибас только начал строить крепость на месте недавно отбитого у турок маленького рыбацкого поселения Хаджибей. Но будущий негоциант родился в городе, не менее значимом для восточноевропейского еврейства, – в Бердичеве. В позапрошлом столетии, в эпоху «черты оседлости», этот маленький городок к юго-западу от Киева по количеству банкирских домов соперничал с крупнейшими мегаполисами Российской империи.
В Риге снесли памятник советским солдатам
Так что Хаим Эфрусси был потомственным купцом и менялой. Со времен Речи Посполитой по Припяти и Западному Бугу через порт Риги зерно из украинских латифундий польских помещиков шло в Германию и Францию через таких посредников, как бердичевские предки Эфрусси.
Ровно два века назад Хаим Эфрусси покинул старинное местечко Бердичев и переселился в Одессу, стремительно растущий porto franco. Ему повезло не пропустить начало нового грандиозного транзита – когда в Европу через новорожденную Одессу пошел нарастающий поток зерна из степей только что освоенной Новороссии. Стартовав со скромных оборотов в несколько тысяч рублей, к началу Крымской войны зерновые сделки Эфрусси приближались к миллиону. Война 1853–1855 годов, неудачная для России, как раз Хаиму принесла удачу: долгие боевые действия потрясли и перекроили зерновой рынок, и по окончании войны Эфрусси сумел подвинуть массу конкурентов. К моменту смерти Хаима Эфрусси в 1864 г. его обороты приближались к 3,5 млн руб., и он по праву считался крупнейшим экспортером зерна в Российской империи.
Одесса тогда уже стала ведущим торговым портом России, а зерновой экспорт по стоимости и значению для той эпохи был примерно как торговля нефтью и газом сегодня. Словом, Хаим Эфрусси пробился в элиту международной коммерции.
Четверо его сыновей продолжили дело отца, преумножив капиталы, – торговый дом «Эфрусси и Ко.» часть прибылей очень удачно вложил в строительство железных дорог на юге России, в развитие нефтяных промыслов Баку, а также стал соучредителем нескольких крупных банков, включая крупнейший в империи Русский банк для внешней торговли.
Рига! Латвия! ЛАЙФХАКИ. Как бюджетно путешествовать? #Рига #Латвия
Впрочем, сыновья бердичевского уроженца еще при жизни отца покинули Одессу, переселившись в Париж и Вену. Огромные капиталы позволили им не только построить в ведущих столицах Запада шикарные дворцы, но и начать уже чисто европейский банковский бизнес. Один из сыновей Хаима женился на дочери Альфонса Ротшильда, объединив семейные капиталы в банковской и нефтяной сферах.
Внуки Хаима (это их рисовал Ренуар) прославились уже не как предприниматели, а как меценаты и собиратели произведений искусства. Впрочем, банкирский дом Ephrussi&Co, хотя и не без потерь, пережил как меценатство забросивших бизнес внуков, так и все пертурбации 1914–1918 годов. Банк стабильно работал, пока Вену и Париж не захватил Гитлер. Внуки Хаима сумели откупиться и избежать худшего, но бизнес потеряли навсегда – даже после 1945-го он не смог возродиться.
ИсточникКижи. Часть 7. Обмолот и не только
Вот уж поистине удивительным было ведение хозяйства всего-навсего каких-то сто лет назад, посмотрите сами. Что делают эти русские крестьяне со своим сеном, зачем они его бъют своими гигантскими нунчаками на шесте?
Не знаете? Так я вам расскажу. Вся эта история, которую вы видите на фотографиях, называется обмолотом. Обмолот или более знакомое вам слово молотьба. Он затеян, как вы правильно поняли для молотильни зерна.
01.
В старину зерно молотили вот такими вот деревянными цепами. Никакие это не модифицированые японские нунчаки, а самые что ни на есть настоящие русские крестьянские пРигузы. ПРигуз состоит из двух частей: ручки и рабочей части — била. Ручка в основном была еловой, а било делали из берёзы. Скреплялись они между собой ременными петлями из сыромятной кожи.
Как проходил процесс обмолота?
Перед обмолотом зерновые просушивали в Риге (небольшом домики-амбары с высокой крышей) с печью-каменкой на еловых жердях-колосниках колосьями вверх. Это был довольно кропотливый процесс, потом учто на него тратили весь день, а уровень огня нужно было держать постоянно и в Ригу ходил часто. Всё это делалось для того чтобы пошёл жар и дым, которые уничтожали всех паразитов и консервировал поверхность зёрен. Температура достигала 90°,
Высохшую рожь определяли по состоянию колосьев: если колоски расщепились — значит, зерно хорошо просохло.
Всё это так сказать прелюдия и подготовка к самому обмолоту, а далее происходило вот как:
Сначала снопы укладывали на полу в два ряда колосьями друг к другу. Затем начинали обмолачивать одну сторону, а потом снопы переворачивали и молотили уже другую сторону. После этого снопы развязывали, ворошили палкой и обмолачивали их середину. Обмолоченную солому увязывали в большие кубачи, для этого деревянным крюком вили из соломы же длинную вязку.
Собственно всё, зимой соломой кормили скот, причём ржаная солома — нарезалась и запаривалась, а овсяная и ячменная шла так. Если была непогода, то все перетрубации с молотильней выполняли в Риге.
Отличительной чертой при обмолоте было ритмичное звучание, словно музыка. Послушав это в живую, я с медведями прошедшими по моим ушам в детстве, с этим полностью согласны.
04. Ну а вы надеюсь согласитесь со мной что официальный логотип музея-заповедника замечателен и прекрасен.
05. Вообще на острове замечательно всё. Взять даже лавку традиционных игрушек Русского Севера. Вы тут не увидите матрёшек и балалаек.
06. Зато вас тут проконсультируют и дадут вводную по игрушкам, расскажут как это связанно с матрирхатом и откроют технологию изготовления.
07. Вот перед вами баба — чисто русская игрушка, в отличие от японских матрёшек. Да, это всего лишь фигурка на двух ножках, которую можно использовать так же как и рогатку.
08. А вот и другие игрушки, глядя на которые вы сразу же захотите открыть кошелёк и расстаться с парой-тройкой купюр.
09. Видите, уже открываете и вытаскиваете.
10. Рядом с лавкой, вам расскажут что из себя представляет ткацкое мастерство на бёрдышке. Объяснять это текстом, довольно бессмысленно — это надо видеть.
11. Тут же поясцы и тесёмки можно купить и смело отправиться слушать колокольный звон, про который я вам уже рассказывал.
12. Очередной оберег в качестве украшения на доме.
13. Довольно-таки интересная конструкция дерева.
14. Видимо сто лет назад не допилили, или при реставрации. А может так и надо.
15. В Кижах, одним словом чудесно всё: и организация и виды. Единственное с чем может не повезти, так это с погодой, но как видите, мне повезло и тут.
16. Быт в другом крестьянском доме. Как видите, крестьянин крестьянину рознь.
17. Зато окна во всех домах как на подбор — резные и прекрасные. Неудержался и сделал автопортрет.
18. Ограда крыльца. Ну тут без комментариев, сейчас такое и не увидишь.
20. А вот церковь воскрешения Лазаря. Как видите она очень маленькая и на кресте так же установлен громоотвод.
21. В другой части острова располена экологическая тропа острова, где посажены расстения и про них есть небольшое описание в виде табличек.
22. Несмотря на своеобразную интересность, данная часть программы явно не прельщает туристов. Хотя места и растительность действительно красивые.
23. Куст. Табличка. Ничего лишнего.
24. Хотя причина не шибкой популярности и так понятна — ну зачем смотреть на растения, когда рядом с тобой памятники древней архитектуры под эгидой ЮНЕСКО. Так, а это что у нас тут.
25. Ба! Да это же Можжевелньик обыкновенный, Бог ты мой! Пойду лучше на маковки церквушек полюбуюсь, ведь семейством кипарисовых можно полюбоваться и рядом с домом.
26. Оберег. Напомню выпиливали всё это топором.
27. Всем хорошо нам известный домик в отдалении.
28. Покллонный крест который отгрохали ещё в 1763 году из сосны. Для сравнения прошёл лишь год после воцарения Екатерины II. Как видите крест под крышей, но не потому что «чтобы сохранился», а потому что «уже так и было».
29. Те кто устал от всех путешествий и хождений просто легли на красоту.
30. Следующие обоины для виндоуз настоятелньо рекомендую снимать здесь. Передайте это Биллу, пожалуйста.
31. Лежащих на травушке-муравушке уже ждут теплоходы-писатели: «Пушкин», «Чехов» и «Шолохов» соответственно.
32. Ну и в завершении нужно показать карту острова.
33. В Кижах есть что посмотреть, есть что узнать, есть к чему прикоснуться и есть что вспомнить.
34. Словом, приезжайте в Кижи, не пожалеете.
На этом я заканчиваю свою серию постов про Кижи. Позже выложу пост-список со всеми частями, а пока прослядить остальное вы можете пользуясь тэгом «кижи».
Но я с вами не прощаюсь, впереди припасенно ещё много различных фотоотчётов и интересностей. подписывайтесь чтобы ничего не пропустить.
ИсточникПромышленность Российской империи в Риге, которую разрушила «свободная Латвия»
Дореволюционная Рига была одним из крупнейших промышленных центров России, Европы и мира. Российская империя развивала в Риге высокотехнологичное индустриальное производство: Русско-Балтийский электротехнический завод, телеграфный завод «Проводник», первое в России авиастроение и легендарные автомобили «Руссобалт». Большая часть этой промышленности была разрушена после революции независимой Латвией, восстановлена в советский период и окончательно разрушена после распада СССР.
В 1888 году в Риге был основан «Русско-Балтийский электротехнический завод», который специализировался на производстве электротехнического оборудования.
Его главный штаб находился в Санкт-Петербурге, а вот управления и заводские сооружения — в Риге. Они располагались у будущего Вэфовского моста на Александровской улице (ныне Бривибас).
Примерно в это же время было основано Русское электрическое общество «Унион», которое финансировалось из источников, близких к государственной казне. И только в 1898 году оно подписало контракт с бельгийским концерном, который на время (до 1904 года) взял финансовый контроль над рижской электротехнической промышленностью.
Большой машинный зал «Униона» / Фото: russkije.lv
Одним из крупных проектов этого завода стало заключение масштабного договора со Смоленской городской думой, в результате чего началось строительство электрической станции для освещения города, а также и электрической железной дороги — первой в истории Смоленска.
Смело можно сказать, что первая в истории Смоленска электростанция и первый трамвай были спроектированы именно рижскими инженерами с 1898 по 1901 год.
Первые смоленские трамваи, сконструированные на Рижской электротехнической фабрике / Фото: drygoi-smolensk.ru
Множество электромашин, оборудования для электрических трамваев, бытовых электроприборов было изготовлено умельцами Рижского электротехнического завода. Да и рижский трамвай начал функционировать в 1901 году не без помощи инженеров «Униона».
В 1904 году предприятие оказалось включено в немецкий концерн AEG и наращивало производство вплоть до Первой мировой войны, а уже в 1920 году возникло выдающееся латвийское предприятие VEF, которое стало поистине грандиозным в годы СССР.
Фирменный бланк Русского электрического общества «Унион» с указанием на заводы в Риге / Фото: drygoi-smolensk.ru
В том же 1888 году состоялось еще одно историческое для преображенной Риги событие. При активном участии правительственных структур Российской империи было утверждено «Товарищество русско-французских заводов резинового, гуттаперчевого и телеграфного производств под фирмой «Проводник»». И центром производства была также избрана Рига. За это нужно сказать отдельное спасибо как царю Александру III, так и русскому ученому-механику Ивану Алексеевичу Вышнеградскому, который в те годы занимал должность министра финансов и заведовал учреждениями торговли и промышленности. В любом случае, в районе «Рейдовой Двины» (впоследствии «Красной Двины») началось строительство первых цехов «Проводника», на котором поначалу трудилось всего 650 рабочих, а уже к 1915 году — 16 тысяч.
Рабочие «Проводника» трудятся / Фото: brunch.lvputeshestvuem-po-rige-provodnik
К концу XIX столетия за рекордно короткий срок предприятие вышло на второе место в России — после крупного столичного завода «Треугольник» —по производству.
«Красная Двина» преобразилась — из провинциального ремесленно-крестьянского пригорода Риги она стала промышленно-заводским форпостом прибалтийской столицы. Рабочие «Проводника» пользовались колоссальными социальными благами: для их нужд были построены поликлиники, родильные дома, детские сады, дома отдыха и центры культуры. А дети работников «Проводника» часто могли учиться в гимназиях за фабричные деньги. Это было поистине социалистическое предприятие, даром что во времена царизма.
Вид на промышленный комплекс завода «Проводник» на Саркандаугаве / Фото: brunch.lv
Рабочие и инженеры «Проводника» производили практически все: покрышки для велосипедов, самолетов и автомобилей, легкие понтоны, разные виды линолеума, резиновую обувь для разных целей, медицинское оборудование, прорезиненную одежду, а также детские игрушки.
Каучук, инновационная технология обработки которого была разработана и запатентована в Риге в 1900 году, привозился из стран Латинской Америки. 95% продукции сбывалось во внутренние районы Российской империи.
Увы, после Первой мировой войны предприятие так и не возобновило свою деятельность, зато с 1947 года в его корпусах разместился головной центр Рижского электромашиностроительного завода (РЭЗ).
Саркандаугава, современный вид / Фото: Sputnik Латвия
Нельзя обойти вниманием и легендарный Русско-Балтийский вагоностроительный завод.
Дабы не платить таможенные пошлины, местом строительства корпусов был избран участок земли у Вольмарской улицы (как раз рядом с Деглавским виадуком). Тут же предприятие начало производить вагоны в грандиозных масштабах: в год с конвейера в среднем сходило по 4–5 тысяч товарных и 200 пассажирских вагонов.
Бывшие корпуса Русско-Балтийского завода. / Фото: Авиару.рф
В 1908 году был создан автомобильный отдел предприятия, который возглавил Иван Александрович Фрязиновский, пригласивший в Ригу иностранных специалистов, из которых особо проявил себя бывший инженер машиностроительного предприятия Fondu Жюльен Поттера.
«Руссо-Балт» 1911 года в Политехническом музее. Единственный сохранившийся в мире экземпляр «Руссо-Балта» / Фото: Александр Маркин
Справедливости ради отметим, что он был не первым российским автомобилем отечественной комплектации. Пионером велосипедостроения и автомобилестроения был простой рижский инженер Александр Александрович Лейтнер, который основал предприятие «Россия» в 1886 году в Риге. На улице Бривибас до сих пор можно прочитать надписи на русском и немецком языках, которые свидетельствуют о том, где располагалась фабрика Лейтнера.
Завод Александра Лейтнера / Фото: Autobuy.ru
Адольф Кегресс, французский инженер и механик
Самыми замечательными изобретениями мастеров Русско-балтийского вагоностроительного завода, который вскоре перестал быть только вагоностроительным, были первая машина с полугусеничным двигателем французского изобретателя Адольфа Кегресса и машины с кузовом ландоле, пожарные машины и несколько гоночных автомобилей, которые одерживали победу на международных соревнованиях.
Но самым амбициозным стал проект быстроходной боевой гусеничной машины для движения по бездорожью.
Разработан он был в начале 1915 года инженером Александром Александровичем Пороховщиковым, который до этого занимался конструированием монопланов. Проект получил обиходное название «танк «Вездеход»».
Александр Пороховщиков во время обучения в гимназии
Первые успешные испытания детища Пороховщикова прошли 29 декабря 1916 года, когда бронированный вездеход достиг скорости 40 верст в час.
Это был большой успех, однако в условиях резкого увеличения расходов на военные нужды, а также предреволюционного брожения финансирование было прекращено.
Вскоре грянули трагические события февраля 1917 года.
Русский «Вездеход», продольный разрез
В начале XX века было понятно, что у авиации великое будущее. В 1910 году был основан авиационный отдел Русско-Балтийского завода, который разместился в Засенгофе (район рижского Задвинья), где умельцы-конструкторы наладили производство первых двигателей для самолетов в истории Российской империи. Директором нового завода «Мотор» был инженер Теодор Калеп, лифляндский авиаконструктор эстонского происхождения.
Русский «Вездеход» Александра Пороховщикова на испытаниях
Пробные полеты выполняла выдающаяся русская летчица Лидия Виссарионовна Зверева — тоже в небе над Ригой (ипподром располагался в районе Солитюде, ныне Золитуде) и Рижским взморьем. В 1912 году авиаотдел был перемещен в Санкт-Петербург, и там уже работал выдающийся конструктор Игорь Иванович Сикорский.
Лидия Виссарионовна Зверева, экспериментальный полет в Риге, baltnews.lv
Так сложилось, что значительная часть производственных традиций была утеряна с наступлением Первой мировой войны.
Возрождение наступило в эпоху СССР. Рижский вагоностроительный завод, ВЭФ, РАФ, радиозавод имени Попова — это все великие бренды советского времени.
Так или иначе, приятно знать, что когда-то Рига была одним из крупнейших промышленных центров России, Европы и мира.
ИсточникТОП 15 лучших измельчителей садовых для травы и веток: электрические и бензиновые модели
Е жегодно перед дачником встает вопрос об утилизации массы жестких растительных остатков. Обрезки веток, опавшие листья, кора, шишки, стебли кукурузы, подсолнечника и декоративных многолетников – все эти отходы разлагаются очень медленно.
Альтернатива вредному и трудоемкому процессу сжигания – дробление в садовом измельчителе.
Устройство предназначено для быстрого перемалывания больших объемов сырья разных сортов.
Полученную щепу можно использовать в качестве мульчи или заложить в компост. Даже древесные опилки перепревают за 2-3 года, а с навозом – всего за сезон. Куча после переработки занимает в 10-15 раз меньше места.
Сегодня мы расскажем, как выбрать садовый измельчитель для травы или веток, а также презентуем 15 лучших электрических и бензиновых моделей, получивших отличные отзывы покупателей.
Типы садового оборудования по возможностям измельчения
Тему выбора садового измельчителя необходимо начать с вопроса, на какие отходы рассчитаны современные устройства, представленные на рынке.
Существует три типа такого оборудования.
Для древесины
Даже маломощные модели разрезают ветки диаметром до 2 см. Самые продуктивные устройства способны измельчать бруски шириной более 6 см.
Незаменимы в больших садах, особенно старых, нуждающихся в масштабной обрезке. Но трава и мягкая ботва могут засорять режущий механизм.
Для листьев
Системы тонкого дробления отлично рубят листья, сорняки, овощи. Справятся и с молодыми побегами, если они недавно срезаны.
Перемалывать сухую древесину с их помощью нельзя – устройство может выйти из строя.
Двойного назначения
Эти измельчители идеальны для уборки на классической даче с огородом и садом.
Имеют несколько режимов работы или разные камеры для переработки, за счет чего одинаково качественно нарезают любые садовые отходы. Но и стоимость их высока.
ТОП 12 лучших электрических садовых измельчителей
Именно модели, питающиеся от электросети, стоит рассматривать садоводам-любителям.
Их производительности достаточно для нужд обычного дачного участка и даже больших садов, а достоинства особенно привлекательны для частника:
- практически не требуют обслуживания и заправки топливом;
- питаются от стандартной сети с напряжением 220 В;
- не загрязняют воздух;
- стоят дешевле в сравнении с бензиновыми и дизельными устройствами.
Главный минус электрических измельчителей – низкая мобильность. Существуют варианты с питанием от аккумулятора, но они слабее по мощности и мало представлены на рынке поэтому тут не рассматриваются.
Лучшие недорогие электрические измельчители веток
В этот рейтинг вошли модели ценой до 20 000 рублей с простым, но достаточным для большинства задач функционалом. Их мощности хватает для переработки отходов, которые поставляют сад и огород на стандартном участке.
4. CHAMPION SH251
Садовый измельчитель для листьев и веток до 40 мм в диаметре. Конструкция оснащена двумя колесами и толкателем для удобной транспортировки. Есть функция защиты от перегрузок.
В комплекте с устройством поставляется сумка для сбора отходов и толкатель.
Измельчители бренда CHAMPION производят в Китае. Стоимость модели – 13 700 рублей.
- Мощность – 2,5 кВт.
- Производительность – 50 кг/час.
- Вид режущего механизма – ножевой.
- Скорость вращения ножей – 4200 об/мин.
- Материал корпуса – пластик.
- Габариты (ВхДхШ) – 60х55х40 см.
- Вес – 10,3 кг.
- Потребляемая мощность – 2,5 кВт.
- Совместимость с сетью – 220-230 В.
- Шум – 95,5 дБ.
- Гарантия – 12 месяцев.
- Добротная конструкция без зазоров и люфтов.
- Компактность.
- Легко снимать и точить ножи.
- Просто собирать.
- Устойчивость.
- Тихая работа.
- Ножи со временем тупятся, без регулярной подточки механизм часто засоряется.
- Крупно режет прутья с диаметром меньше 0,5 см.
- Слабо справляется с мягкой волокнистой ботвой (огурцы, крапива).
- Короткий электрический шнур.
- Из приемника может вылетать щепа, надевать очки при работе обязательно.
CHAMPION SH251 в первую очередь подходит для измельчения жестких стеблей травянистых растений, свежих веток и подсохших листьев. Удобное и простое в эксплуатации устройство. Занимает четвертое место в нашем рейтинге.
3. ЗУБР ЗИЭ-40-2500
Измельчитель для переработки травы, листьев и веток до 40 мм диаметром с электростартером. Оснащен контейнером для отходов на 50 л, двумя колесами и рамой-трансформером.
Отключается при перегрузке, имеет защиту от случайного включения. В комплекте – толкатель.
Модель российской марки ЗУБР стоимостью 15 500 рублей изготовлена в Китае.
Источник