Читать онлайн «Тихое утро»
Еще только-только прокричали сонные петухи, еще темно было в избе, мать не доила корову и пастух не выгонял стадо в луга, когда проснулся Яшка. Он сел на постели, долго таращил глаза на голубоватые потные окошки, на смутно белеющую печь.
Сладок предрассветный сон, и голова валится на подушку, и глаза слипаются, но Яшка переборол себя, спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху.
Поев молока с хлебом, Яшка взял в сенях удочки, вышел на крыльцо. Деревня, будто большим пуховым одеялом, укрыта туманом. Ближние дома еще видны, дальние — едва проглядывают темными пятнами, а еще дальше, к реке, уже ничего не видно, и, кажется, никогда не было на свете ни ветряка на горке, ни пожарной каланчи, ни школы, ни леса на горизонте. Все исчезло, скрылось сейчас, и центром маленького видимого мира оказалась Яшкина изба.
Кто-то проснулся раньше Яшки, стучит возле кузницы молотком. Чистые металлические звуки, прорываясь сквозь туман, долетают до большого амбара, отдаются оттуда слабым эхо. Кажется, стучат двое: один погромче, другой потише.
Рига — Совок отсюда не уходит | Латвия
Яшка соскочил с крыльца, замахнулся удочками на петуха, как раз начавшего свою песню, весело затрусил к Риге. У риги он вытащил из-под доски ржавый косарь, стал рыть землю. Почти сразу же начали попадаться красные и лиловые холодные червяки. Толстые и тонкие, они одинаково проворно уходили в рыхлую землю, но Яшка все-таки успевал выхватывать их и скоро набросал почти полную банку. Подсыпав червям свежей земли, он побежал вниз по тропинке, перевалился через плетень и задами пробрался к сараю, где на сеновале спал его новый приятель — Володя.
Яшка заложил в рот испачканные землей пальцы и свистнул. Потом сплюнул и прислушался.
— Володька! — позвал он. — Вставай!
Володя зашевелился на сене, долго возился и шуршал там, наконец, неловко слез, наступая на незавязанные шнурки. Лицо его, измятое после сна, было бессмысленно, как у слепого, в волосы набилась сенная труха, она же, наверное, попала ему и за рубашку, потому что, стоя уже внизу, рядом с Яшкой, он все поводил плечами и почесывал спину.
— А не рано? — сипло спросил он, зевнул и, покачнувшись, схватился рукой за лестницу.
Яшка разозлился: он встал на целый час раньше, накопал червяков, притащил удочки. А если, по правде говорить, то и встал-то он сегодня из-за этого заморыша, хотел места рыбные ему показать — и вот вместо благодарности «рано»!
— Для кого рано, а для кого не рано! — зло ответил он и с пренебрежением осмотрел Володю с головы до ног.
Володя выглянул на улицу, лицо его оживилось, глаза заблестели, он начал торопливо зашнуровывать ботинок. Но для Яшки вся прелесть утра была уже отравлена.
— Ты что, в ботинках пойдешь? — презрительно спросил он и посмотрел на оттопыренный палец своей босой ноги. — А галоши наденешь?
Володя промолчал, покраснел и принялся за другой ботинок.
— Ну да. — меланхолично продолжал Яшка, ставя удочки к стене. — У вас там, в Москве, небось, босиком не ходят.
— Ну и что? — Володя оставил ботинок и снизу посмотрел в широкое насмешливо-злое лицо Яшки.
ИсточникОсновные персонажи рассказа
«Тихое утро» главные герои:
- Яшка – деревенский мальчуган, самостоятельный, уверенный в себе, добрый, отважный.
- Володя – городской мальчик, приехавший на каникулы в деревню из Москвы, беспомощный, невнимательный мальчик, который ничего не знал о живой природе.
Как бы ни было тяжело, Яшка встаёт спозаранку: одевается, завтракает, копает червей и бежит будить своего нового приятеля из Москвы — Володю. Утолив жажду колодезной водой мальчишки отправляются на рыбалку к омуту, который считается самым «рыбным» местом.
Первую рыбу Яшка упустил, но совсем скоро вытащил из воды огромного леща. Неожиданно ком земли из-под ног Володи сползает в омут. Городской парнишка оказывается в воде и отчаянно барахтается. Яшка бросается на помощь и вытаскивает его на берег.
Чтобы очистить его лёгкие от воды, Яшка поднимает ноги Володи вверх и трясёт его, как может. Изо рта тонувшего парнишки течёт вода, по его мышцам проходит судорога, он стонет и приходит в себя. Осознав, что всё позади, Яшка пускается в рёв. Вслед за ним взревел и Володя.
Выводы:
Сначала двух непохожих мальчишек связало общее дело — страсть к рыбалке. Теперь, после несчастного случая на воде, их дружба обязательно станет намного крепче. Вряд ли рассудительный Володя сможет забыть, как его приятель бросился в опасный омут, чтобы его выручить.
Короткий пересказ «Тихое утро»
Ранним утром, ещё до пробуждения петухов, деревенский мальчишка Яшка проснулся, чтобы пойти на рыбалку. Он тщательно собрался: надел старые штаны и рубаху, позавтракал, накопал червей, приготовил удочки.
Выйдя на улицу, он увидел, что всё вокруг скрыто густым туманом, ничего не было видно. Яшка побежал вниз по тропинке к сеновалу, на котором ночевал его новый знакомый Володя. Володя приехал в колхоз на каникулы из Москвы.
Яшка свистом позвал товарища, но тот всё ещё спал, и не откликнулся. Тогда он позвал его по имени, и Володя вышел. Мальчик был сонный, весь помятый. Яшка разозлился на него за то, что он не встал пораньше и не был благодарен Яшке за то, что тот берёт его с собой на рыбалку.
Всю дорогу Володя очень страдает, от того, что он не похож на уверенного в себе Яшку. По пути мальчишки останавливаются попить воды из старого колодца. Ребята приходят к омуту, который поражает своей мрачностью. Яшка пугает Володю, что здесь нет дна, и в этом бочаге никто не купается. Городскому мальчику становится не по себе от рассказов деревенских ребят об осьминогах, якобы обитающих на дне этого водоёма.
Мальчишки приступают к ловле рыбы. Яшка профессионально забрасывает удочку и с раздражением наблюдает, как Володя цепляется удилищем за ветлу. В это время у Яшки начинает клевать рыба, но срывается. Злости его нет предела. Позже он всё же сумел вытащить леща. Но в это время начинает клевать у Володи, и тот, пытаясь поймать удочку, падает в омут.
Он начинает тонуть.
Яшка в панике собирается бежать за помощью, но понимает, что этого нельзя делать, иначе Володя погибнет тем временем. Он бросается в омут, чтобы спасти товарища. Володя вцепляется в Яшку мёртвой хваткой, и мальчишки едва не тонут вместе. Яшка отбивается от Володи, выплывает на берег, но понимает, что не может оставить мальчика тонуть. Он возвращается за ним, но Володя уже не показывается на поверхности.
Яшка ныряет, находит мальчика и вытаскивает того в бессознательном состоянии на берег. Володя приходит в себя, но ничего не может сказать, кроме отдельных звуков и бульканья. Яша, глядя на товарища, чувствует к нему беспредельную нежность. Он счастлив, что спас друга. Но в тот же момент мальчики осознают, что могло произойти.
Яшка и Володя вместе плачут от пережитого потрясения.
Вода в омуте успокаивается, рыба с крючка сорвалась и уплыла. Поднялось тёплое солнце, освещая всё вокруг. И лишь вода в бочаге была по-прежнему мрачной.
Заключение:
Это очень просто написанный рассказ о том, как один мальчик спас другого, когда тот тонул, при этом едва не ушел на дно сам. Это произведение рассказывает о моменте взросления человека. Два мальчика, впервые столкнувшись лицом к лицу со смертью, поняли, что она гораздо страшнее басней об осьминогах. Когда все было позади, они смотрели на природу вокруг и осознавали, как прекрасно все то, что они едва не потеряли. А вокруг них разгоралось тихое летнее утро.
Сюжет рассказа «Тихое утро» Казаков
Деревенский мальчик по имени Яшка проснулся ранним утром, еще до первых петухов. Он оделся, позавтракал, приготовил удочки и червей. На улице все вокруг было окутано таким густым туманом, что ничего не было видно, но Яшка отлично знал дорогу. Он бегом спустился по тропинке к сеновалу, где ночевал его новый приятель Володя, приехавший на каникулы из Москвы.
Яшка позвал друга свистом, но тот даже не думал просыпаться. И лишь когда он настойчиво позвал мальчика по имени, тот вышел. Володя был весь помятый, заспанный, и его вид очень разозлил Яшку – он считал, что Володя должен был проснуться, как и он, пораньше, и тщательно подготовиться к предстоящей рыбалке.
По дороге к реке Яша снисходительно пояснял Володе, далекому от сельской жизни, звуки, которые раздавались в округе: это трактор приступил к работе, то звенели дрозды, а это свистели утки. Володя завидовал своему новому другу, и в сравнении с ним чувствовал себя глупым и беспомощным.
По пути ребята остановились у старого колодца выпить воды. Когда они спустились к заветному омуту, Яша тихонько объяснил товарищу, что это страшное место, которое пользуется дурной славой среди местных жителей. По словам Яшки, омут настолько глубокий, что вода в нем была ледяная, а на самом дне жил огромный осьминог. Именно поэтому в этом омуте никто из местных ребят никогда не купался. От этих рассказов Володе стало не по себе, но он постарался не подать вида.
Расположившись на берегу, мальчики закинули удочки. Яшку раздражала беспомощность городского друга, который долго не мог справиться со своей удочкой. Злость Яши еще больше усилилась, когда у него сорвалась рыба. Впрочем, ему вскоре повезло, и он вытащил на берег крупного леща. У Володи в этот момент также начало клевать, и он, бросившись к удочке, упал в воду.
Увидев, как Володя барахтается в омуте, Яшка решил, что его затягивает на дно осьминог. Он собрался было бежать в деревню за помощью, но понял, что мальчик наверняка утонет, пока он будет бегать туда и обратно. Набравшись смелости, Яша прыгнул в омут и подплыл к тонущему другу. Однако Володя так крепко вцепился в него, что мальчики чуть было не пошли вместе ко дну.
Яша с трудом отбился от друга и подплыл к берегу. Когда он оглянулся назад, Володи уже не было на поверхности. Немедля ни секунды, Яша нырнул в омут, нашел Володю и вытащил его на берег. Он принялся трясти его, давить на живот и разводить в стороны руки. Володя еще долго не мог прийти в себя, и вместо слов издавал лишь булькающие звуки.
От пережитого потрясения друзья расплакались.
Главная мысль:
Настоящим героя является тот, кто смог преодолеть собственный страх. Преодолеть собственный сильный, «настоящий» страх совсем непросто. Особенно, если речь идет о ребенке. Так, Яшка, как и все местные мальчишки, очень боялся осьминога, который, по преданию, жил в омуте. Однако ради спасения тонущего друга он преодолел свою фобию, и совершил настоящий героический поступок.
ИсточникМальчик Яшка рано просыпается и идёт копать червей, не будя приятеля Володю, затем ребята отправляются порыбачить. Яшка, поймав леща, видит, как Володя, соскользнув в воду, начинает тонуть. Яшка, стремглав бросившись в опасный омут, спасает приятеля. Эпизод спасения стал самым драматичным, потому что Яшке сначала показалось, что Володя погубит его в воде, и он чуть было не спасовал.
Затем храбрый мальчик, понимая, что Володя уже пришёл в себя, вдруг, как бы стыдясь своих неожиданных слёз, все равно начинает реветь. Наверное, эти слёзы объясняются одновременно и пережитым им страхом, и большой радостью от того, что всё так счастливо закончилось. Спасённый Володя, наверное тоже от больших переживаний, начинает плакать вместе с Яшкой. В итоге тихое утро для приятелей получилось не совсем тихим, но, по-моему, сдружило ребят и показало, что такое настоящая смелость.
Главные герои: деревенский мальчик Яшка и городской мальчик Володя.
Это очень просто написанный рассказ о том, как один мальчик спас другого, когда тот тонул, при этом едва не ушел на дно сам. Двое мальчиков пошли рыбачить. Пока они сидели с удочками, они успели обсудить рыбалку, а также деревенскую легенду о том, что на дне водоема живут страшные осьминоги, которые утаскивают людей под воду. Один из мальчиков неловко потянулся за леской и упал.
Второй, видя, как друг тонет, сначала побежал за помощью. Но, по дороге, поняв, что не успеет никого позвать, вернулся, бросился в воду и спас друга. После этого мальчики сидели и плакали, радуясь тому, что живы. А вокруг них разгоралось тихое летнее утро.
Это произведение рассказывает о моменте взросления человека. Два мальчика, впервые столкнувшись лицом к лицу со смертью, поняли, что она гораздо страшнее басней об осьминогах. Когда все было позади, они смотрели на природу вокруг и осознавали, как прекрасно все то, что они едва не потеряли.
Деревенский мальчик по имени Яшка проснулся рано утром, чтобы идти на рыбалку. Накануне на рыбалку вместе с ним напросился городской мальчик, которого звали Володя. Он приехал из Москвы и гостил у родственников. Яшка и сам не знал, зачем согласился его взять.
Ранним утром, ещё до пробуждения петухов, деревенский мальчишка Яшка проснулся, чтобы пойти на рыбалку. Он тщательно собрался: надел старые штаны и рубаху, позавтракал, накопал червей, приготовил удочки.
Выйдя на улицу, он увидел, что всё вокруг скрыто густым туманом, ничего не было видно. Яшка побежал вниз по тропинке к сеновалу, на котором ночевал его новый знакомый Володя. Володя приехал в колхоз на каникулы из Москвы. Яшка свистом позвал товарища, но тот всё ещё спал, и не откликнулся. Тогда он позвал его по имени, и Володя вышел. Мальчик был сонный, весь помятый.
Яшка разозлился на него за то, что он не встал пораньше и не был благодарен Яшке за то, что тот берёт его с собой на рыбалку.
Всю дорогу Володя очень страдает, от того, что он не похож на уверенного в себе Яшку. По пути мальчишки останавливаются попить воды из старого колодца.
Ребята приходят к омуту, который поражает своей мрачностью. Яшка пугает Володю, что здесь нет дна, и в этом бочаге никто не купается. Городскому мальчику становится не по себе от рассказов деревенских ребят об осьминогах, якобы обитающих на дне этого водоёма.
Мальчишки приступают к ловле рыбы. Яшка профессионально забрасывает удочку и с раздражением наблюдает, как Володя цепляется удилищем за ветлу. В это время у Яшки начинает клевать рыба, но срывается. Злости его нет предела. Позже он всё же сумел вытащить леща. Но в это время начинает клевать у Володи, и тот, пытаясь поймать удочку, падает в омут.
Он начинает тонуть.
Яшка в панике собирается бежать за помощью, но понимает, что этого нельзя делать, иначе Володя погибнет тем временем. Он бросается в омут, чтобы спасти товарища. Володя вцепляется в Яшку мёртвой хваткой, и мальчишки едва не тонут вместе. Яшка отбивается от Володи, выплывает на берег, но понимает, что не может оставить мальчика тонуть.
Он возвращается за ним, но Володя уже не показывается на поверхности. Яшка ныряет, находит мальчика и вытаскивает того в бессознательном состоянии на берег. Володя приходит в себя, но ничего не может сказать, кроме отдельных звуков и бульканья. Яша, глядя на товарища, чувствует к нему беспредельную нежность. Он счастлив, что спас друга.
Но в тот же момент мальчики осознают, что могло произойти. Яшка и Володя вместе плачут от пережитого потрясения.
Вода в омуте успокаивается, рыба с крючка сорвалась и уплыла. Поднялось тёплое солнце, освещая всё вокруг. И лишь вода в бочаге была по-прежнему мрачной.
Рассказ учит, что важно иметь хорошего друга.
Главные герои рассказа «Тихое утро» – два мальчика, Володя и Яша, а действие происходит летом, в одной из российских деревень. В один прекрасный день местный житель Яша решил порыбачить. В компанию к нему напросился столичный гость Володя, который в это время отдыхал у тетки. Брать с собой Володю не входило в планы Яшки, но после долгих уговоров он согласился, о чем впоследствии очень сильно пожалел.
Яшка будит Володю
В тот день Яша проснулся еще до восхода солнца. Надев старые штаны и рубашку, он перекусил на ходу и отправился копать червей. После этого он пошел за Володей. Тот еще спал и очень рассердил Яшку вопросом, для чего нужно так рано вставать, чтобы сходить на рыбалку.
Обида Яшки
По отношению к Володе Яшка испытывал явное раздражение. Например, ему было совершенно непонятно, зачем нужно было надевать на рыбалку новые ботинки и такие же штаны с рубашкой. Ведь ловить рыбу можно и вовсе без обуви, а не портить лучшие вещи. Также его задело и то, что Володя не оценил, что Яшка с утра сам, без его помощи накопал червей. Все время, пока они шли к реке, мальчишка подтрунивал над Володей.
В душе Володе было обидно, но он не отвечал на колкости и молча шел за Яшкой. Он испытывал смешанное чувство злости и зависти: ему нравилось то, как вразвалку, по-взрослому шагает Яшка, даже старая рубаха и штаны смотрелись на нем как-то по особенному. Для городского Володи Яша был идеалом, несмотря на то, что мальчик считал его слишком высокомерным и заносчивым.
Дорога к омуту
По дороге злость Яши незаметно для него самого прошла. Он подумал, что Володя не такой уж и плохой, просто он, живя в городе, никогда не рыбачил. Отсюда и его незнание, как правильно одеваться на такое мероприятие. В Яшке проснулось чувство ответственности за этого городского паренька.
Примирение. Рыбалка
Начался процесс рыбалки. Сидя на берегу омута, Яша рассказывал Володе про то, что здесь никто никогда не купается. Ходит легенда, что омут этот бездонный, а его обитатели – громадные осьминоги. Если человек случайно упадет в воду, они сразу же утащат его на дно. Также он учил Володю, как подсекать рыбу и копать червей.
Володя в беде
Несмотря на примирение, Володя снова начал раздражать Яшку. Мало того, что его рыба все время срывалась с крючка, он очень мешал Яшке. Наконец, у Володи клюнула рыба. Он засуетился и, пытаясь вытащить ее, поскользнулся и упал в воду. Это произошло в считанные секунды, и Яшка сначала ничего не понял. Когда же он сообразил, что Володя тонет – побежал за помощью. Но вокруг не было ни души.
Оглянувшись, Яшка увидел только неподвижную Володину макушку, сам мальчик даже не пытался вынырнуть.
Яшка быстро сдернул с себя штаны и, не снимая рубахи, ринулся в омут. Открыв под водой глаза, он увидел, что его друг за что-то зацепился в воде, что не дает ему пошевелиться.
Спасение
Освободив Володю, Яша с трудом вытолкнул его на поверхность, при этом, сам чуть не утонул. Это было в тот момент, когда Володю охватила паника, и он потянул Яшку за собой. Наконец оба мальчишки были на берегу.
Яша стал проводить Володе искусственное дыхание и откачивать воду из легких. Для этого он положил мальчика на живот и, когда тот начал дышать, облегченно вздохнул. Сам Володя находился в шоковом состоянии и все время повторял: «Ты видел, как я тонул?»
Настоящая дружба
Когда все было уже позади, нервы Яшки не выдержали, и он разрыдался, ничуть не стесняясь своих слез. Его переполняло счастье от того, что Володя остался жив. Сам же он только что совершил мужественный поступок, рискуя собой. Так что, в этом смысле слезы его были вполне взрослыми. Яша впервые в жизни так близко столкнулся со смертью.
Он не мог представить, что человек, который только что сидел рядом, разговаривал и просто жил, вдруг исчезает навсегда, погибая на его глазах.
В рассказе говорится о том, что все временные чувства, такие как зависть, злость, раздражение ни в какое сравнение не идут с ценностью самой жизни. Оказавшись перед лицом смерти, ребята по-настоящему поняли, что такое настоящая дружба и взаимовыручка.
Мальчик из деревни по имени Яшка проснулся рано утром. Первом делом он покушал, оделся и взял с собой удочку. Несмотря на густой утренний туман, который заполонил всю улицу, Яшка хорошо знал куда идти. Мальчик быстрым шагом подошел к сеновалу, где находился его новый друг Володя, который приехал погостить из Москвы.
Яшка хотел позвать его своим свистом, но приятель даже не думал откликаться. Лишь только тогда, когда мальчик громко прокричал его имя, Володя вышел к нему. Яшке очень не понравился внешний вид его друга. Он был сонный и вовсе не готовый к запланированной рыбалке. Мальчик рассчитывал, что приятель, так же, как и он, проснется раньше и успеет собраться.
По дороге на реку, Яшка рассказывал своему приятелю о всех звуках, которые доносились со всех сторон. Володя был городским мальчишкой, и из-за этого все звуки для него были в диковинку. Из-за чего он чувствовал себя неуверенно и уныло.
Вскоре ребята подошли к колодцу, чтобы попить воды. На подходе к омуту, Яшка рассказал, что это очень таинственное место, которое пользуется дурной славой среди жителей. Говорят, что оно очень холодное и глубокое, а также на его дне проживает большой осьминог. По этой причине никто из здешних в этом омуте не купался.
От историй Володе стало страшно, но показывать свой страх он не стал. Вскоре ребята расположились на берегу и закинули свои удочки. Яшка поглядывал на своего нового друга и поражался его беспомощности. Володе пришлось приложить много усилий, чтобы наконец-то поплавок оказался в реке.
Спустя время у обоих мальчишек начало клевать. Уже умелый Яшка без труда вытащил на берег леща. Володя тоже старался не отставать от своего друга и при первой поклевке не рассчитал сил и упал в реку. Заметив все это, Яшка испугался, что его приятеля тянет на дно осьминог. Мальчик думал уже бежать за помощью в деревню, но вовремя осознал, что пока помощь идет, приятель уже утонет.
Собравшись с духом, Яшка прыгнул в реку на помощь своего другу. Володя от страха вцепился со всей силой в мальчика, из-за чего они оба чуть не пошли на дно. Яша стал отбиваться от друга, и когда ему это удалось, он подплыл к берегу. Обернувшись, он заметил, что Володи уже нет на поверхности. Тогда ему пришлось нырнуть за ним и вытянуть на берег.
После всего пережитого мальчики расплакались.
Главным смыслом рассказа является преодоление своего «настоящего» страха. О том, что это сделать очень сложно, особенно детям. Однако, Яшка преодолел свой самый главный страх и совершил героический поступок, который многие побоялись бы совершить.
ИсточникУрок литературы в 5 классе по теме: «Ю.П. Казаков. Рассказ «Тихое утро»
Конспект урока по литературе в 5 классе по теме: «Ю.П. Казаков. Рассказ «Тихое утро» с презентацией будет полезен педагогам, работающим в 5 классах при изучении темы «Ю.П. Казаков. Рассказ «Тихое утро».
Урок поможет учащимся познакомиться с творчеством Ю.П. Казакова, отметить мастерство автора в изображении природы, в умении заглянуть в душу человека и рассказать о его переживаниях; совершенствовать навыки анализа текста, составления сравнительных характеристик героев, научит анализировать сложные жизненные ситуации.
Урок формирует универсальные учебные действия школьников.
Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях./Авторы – составители: Ланин Б. А., Устинова Л. Ю., Шапчикова В. М. – Москва: Вентана-Граф, 2013 год.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе по теме: «Ю.П. Казаков. Рассказ «Тихое утро»»
Класс: 5 Предмет: литература
Учебник: Литература 5 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях./Авторы – составители: Ланин Б. А., Устинова Л. Ю., Шапчикова В. М. – Москва: Вентана-Граф, 2013 год.
Тема: Ю.П. Казаков. Рассказ «Тихое утро»
Обучающая: кратко познакомить учащихся с творчеством Ю.П. Казакова, отметить мастерство автора в изображении природы, в умении заглянуть в душу человека и рассказать о его переживаниях.
Развивающая: совершенствовать навыки анализа текста, составления сравнительных характеристик героев, учиться анализировать сложные жизненные ситуации.
Воспитывающая: воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, нравственного взросления.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, учебник, раздаточный материал.
Межпредметные связи: музыка, живопись.
1. Организационная часть
2. Вступительное слово учителя.
Мы продолжаем знакомство с творчеством русских писателей второй половины ХХ века. Сегодня на уроке мы будем говорить о рассказе Юрия Павловича Казакова “Тихое утро”, который вы прочитали дома.
3. Давайте в начале урока познакомимся с писателем.
Каждому из вас дали карточку с набором утверждений. Вы должны прослушать сообщение о писателе и отметить верные утверждения значком “+”, а неверные значком “–”.
Выступления уч — ся:
КАЗАКОВ Юрий Павлович родился 8 июля 1927 года в Москве в семье рабочего. Пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке – сначала на виолончели, потом на контрабасе, окончил музыкальное училище им. Гнесиных в 1951 и сразу был принят в состав оркестра Музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко. В “Автобиографии” он писал: “В роду нашем, насколько мне известно, не было ни одного образованного человека, хотя талантливы были многие”.
Но уже в 1952 его увлекает литературное творчество, он пишет первые произведения и круто меняет свою жизнь.
Поступает в Литературный институт им. М.Горького, который оканчивает в 1958. С этого времени появляются удивительно музыкальные, точные по словесному рисунку и неповторимые по описаниям природы рассказы Ю.Казакова. Рассказ стал его излюбленным жанром.
В 1950–60-е увидели свет книги: “На полустанке”, “По дороге”, “Легкая жизнь”, “Голубое и зеленое”, “Запах хлеба”, “Арктур – гончий пес”, “Двое в декабре” и др.
Особое отношение было у него к русскому Северу. Уже ранние рассказы говорили о любви к этому краю. В 1961 выходит книга очерков “Северный дневник”, которая с годами пополнялась все новыми историями путешествий писателя на рыболовецких сейнерах, героями которых были моряки и рыбаки из Архангельска, Мурманска, островитяне Новой Земли.
В 1969 выходит в свет сборник рассказов “Осень в дубовых лесах”, в 1977 – “Во сне ты горько плакал”.
29 ноября 1982 года в возрасте 55 лет Ю.Казаков скончался в Москве.
Посмертно была издана книга “Две ночи” (“Разлучение душ”), в которой были собраны еще не опубликованные им произведения, в том числе и незаконченные.
Источник