Рига изба что это

Музей деревянного зодчества «Витославлицы». Часть 2. Жильё и хозяйственные постройки

Изба Туницкого из д. Пырищи Крестецкого района. 1870-1890гг.

Продолжу свой рассказ про музей в Витославлицах описанием жилых и хозяйственных построек.

Деревенские избы с постройками в заповеднике в основном скомпонованы в одном секторе и образуют деревенскую улицу. Здесь представлены постройки, представляющие распространенный на Русском Севере тип крестьянского жилья. Это достаточно сложный и необычный для наших мест двухэтажный комплекс. Фактически, под одной крышей здесь объединены непосредственно жильё, двор, подсобные помещения и хлев для скота.

Деревенские хаты нашей области, в большинстве своём, устроены намного проще и беднее: сени разделяющие постройку на жилую, отапливаемую комнату и холодный чулан, да пристроенное крыльцо.

Здесь же крестьянский дом двухэтажный. Жилая часть находится на втором этаже, первый же этаж занимает так называемая «подклеть» — хозяйственное помещение для хранения инвентаря и припасов, а в некоторых случаях превращающееся на зимнее время в хлев. Вход в подклеть сбоку или прямо с уличной стороны избы, как в данном случае. Вход в избу и подклеть защищает «прикролёк» — односкатный навес на столбах.

2. Содержимое подклети избы Туницкого.

Сбоку от избы пристроен «передок» с воротами — передняя часть крытого под общей с избой крышей скотного двора, используемая для хранения телеги или саней. Гараж то бишь.

3.Вид на «передок» и «прикролёк» избы Туницкого

4. Интерьер «передка» избы Екимовой.

На заповедной улице расположено четыре деревенских избы, но покажу только два по одной стороне улицы. С другой стороны жгло нещадное летнее солнце и не позволяло сделать нормальные снимки. Хотя примеры интерьеров будут из всех.

Дома красиво украшены резьбой, а некоторые имеют декоративные балкончики. Причем, из избы есть выход на балкон, но лаз очень маленький — только для детей.

5. Изба Екимовой из д. Рышево Новгородского района. 1882 г.

Прикролёк скрывает калитку — вход в избу. Сразу за калиткой лестница, которая ведет на второй этаж, в сени — холодное помещение, предваряющее вход в жилье.

6. Сени избы Туницкого и сеновал на втором ярусе скотного двора.

Передок переходит в хозяйственный двор, так же расположенный под общей крышей. Здесь выделяется скотный двор — хлева и «подсенье» т.е. пространство под сенями, так же используемое для размещения скота. Второй ярус над скотным двором, граничащий с сенями, обычно использовали для хранения сена.

7. Вид хозяйственного двора избы Шкипаревой (из д. Частова Новгородского р-на 1880г.)

Помимо сеновала мог быть устроен сарай или мастерская.

8.Сени избы Екимовой и мастерская.

В каждой из изб устроена экспозиция, отражающая тот или иной аспект хозяйственной и культурной жизни крестьян. По определенным дня проводятся мастер-классы по ремеслам.

В старушке Риге.Что хотят из Латвии

9. Сени избы Царевой (д. Пырищи Крестецкого района.Первая половина XIX в.) и ткацая мастерская.

Из сеней переходим в жилое помещение. Чаще всего оно разделено на две половины, маленькую кухоньку и жилую комнату

10. Кухня избы Туницкого.

На кухне маленький столик и нехитрая деревенская утварь. Для антуража разложены макеты продуктов.

11.Кухня избы Екимовой.

На кухне одно маленькое оконце и не смотря на яркий солнечный день за стеной, в помещении довольно темно.

12.Кухонька избы Шкипаревой.

Центральное место в жилом помещении,конечно же, занимает печка.

13.Печь в избе Екимовой.

Избы изначально были «курными», т.е. печи топились «по-черному» — печные дымоходы отсутствовали и дым при топке поступал прямо в жилое помещение. Такой способ обогрева экономичнее, требуется меньше дров для прогрева помещения. Помимо этого дым отпугивал насекомых, а сажа дезинфицировала избу.

В отсутствии дымохода, облака дыма во время топки висели под потолком толстым слоем и выходили наружу через двери. Так же в потолке обустраивались специальные дымницы или дымоволоки — оконца с крышкой для вывода дыма на улицу. Потолок же, естественно, покрывался толстым слоем копоти.

14. Дымница в избе Царёвой.

Обстановка жилой части избы так же не отличалась разнообразием.

15.Жилая комната избы Туницкого

Стол по центру, лавки по периметру. Да полати поближе к печи.

16.Жилая комната избы Екимовой

И конечно же, непременный атрибут крестьянского жилища — подвесная люлька для «немовенков»

17.Жилая комната избы Туницкого

Смотрители в избах наряжены в традиционные костюмы и сливаются с обстановкой.

18.Жилая комната избы Екимовой

Гармошка и самогон, что еще нужно русскому человеку для настроения?

На этой веселой ноте мы покидаем гостеприимное жилище и переходим к хозяйственным постройкам.

19. Обстановка в избе Царёвой

Каждый хозяин, конечно же, должен иметь амбар для хранения главного национального продукта — зерна. «Хлеб — всему голова!»

20. Амбар Алексеевой из д. Хвощник Боровичского района. Конец XIX века.

Внутри хранилище делится на закрома и сусеки.

21. Содержимое амбара.

Прежде чем зерно засыпать в закрома, нужно его было высушить и обмолотить. Для этого использовались специальные постройки — гумна и риги.

22. Гумно с ригой из. д. Горбухино Пестовского района. Начало XX века.

И какое же хозяйство без конной тяги? А если есть лошадь, нужна конюшня.

Примечательно, что конюшни в тех краях так же двухэтажные. Конюшенный подклет используется для хранения инвентаря, а жильцы обитают на втором этаже. Для их удобства, с земли на второй этаж поднимаются широкие сходни.

23. Конюшня из деревни Окладнево Боровичского района.XIX в.

А закончу я свой рассказ об интереснейшем заповеднике славянской культуры местом, где начиналась и заканчивалась жизнь русского крестьянина — баней.

24.Баня из м. Погорелка Хвойнинского района 30-е гг. XX в.

В бане очень тесно и совсем темно, так что не обессудьте. Тем более я там застрял в дверях и пришлось вытаскивать мою тушку как Винни-Пуха из кроличьей норы, всем миром.

Источник

petrushanov.blog

Выкладываю первую часть фотоотчета о поездке в Ригу. Здесь я расскажу только о Латвийском этнографическом музее; общие впечатления от Риги и фотографии самой Риги будут в другой части.

Латвийский этнографический музей — один из крупнейших музеев под открытым небом в Европе. Он был основан в 1924 года, а открыт для посещения в 1932. Музей, расположившийся на берегу озера Юглас и занимающий территорию около 85 га, включает в себя около 120 деревянных жилых, хозяйственных и общественных построек.

В апреле месяце в музее мало туристов, что облегчает фотосъемку. С другой стороны, невозможно посещение самих построек (они открываются в мае, если я не ошибаюсь). Так что здесь будет показан внешний вид строений в сопровождении небольшых комментариев, взятых с информационных табличек.

1. Сам музей расположен преимущественно в лесу, где на полянках расположились объекты, свезенные со всех уголков Латвии. Примерно так (таблички я почему-то не сфотографировал):

2. Баня. Построена в середине XIX века на хуторе «Кална Кундзини» бывшей Джукстской волости Елгавского уезда (ныне Тукумский район). В музее с 1937 года. Эта баня относится к развитому типу подобных строений: здесь есть сени, раздевалка и моечное помещение. Печь сложена из валунов и кирпича и соединена с дымоходом.

3. Кузница. Построена во второй половине XIX века в поселке Калдабруня бывшей Бебренской волости Илукстского уезда (ныне Екабпилсский район). В музее с 1970 года. В кузнице велись все необходимые в хозяйстве работы: здесь подковывали лошадей, ковали лемехи, ремонтировали бороны, изготовляли различные мелкие инструменты и строительные детали. В начале XX века здесь ремонтировали также различные сельскохозяйственные машины.

4. Еще одна баня. Построена в 1936 году в «Ilgupes» Видагского уезда Валкской волости. В бане два помещения — предбанник, использовавшийся как мастерская и «кухня для скота», и парная.

6. На этой панораме видны сразу 4 постройки: хлев-каретный сарай, уже известная нам баня, клеть и домик для хранения молока летом.
Хлев-каретный сарай. Построен в 1924 году в бывшем новохозяйстве «Laiminas» Индранской волости Мадонского уезда. В музее с 1996 года. В постройке 3 помещения — каретный сарай вымощенный булыжником, конюшня, коровник. Скат крыши позволяет подавать сено на верх клети.
Клеть. Построена в 1932 году в новохозяйстве «Zvaigznītes». В музее с 1994 года. В строении два помещения, отделенных стеной из досок. В одном из них хранили зерно в закромах, в другом — одежду.
[кликабельно]

7. Клеть. Построена на хуторе «Вецмурдени» бывшей Яунпиебалгской волости Цесисского уезда (ныне Цесисский район) в конце XVIII века. В музее с 1977 года. Конструкция крыльца представляет переходную форму от открытого к закрытому типу.

9. Конюшня. Построена в первой половине XIX века на хуторе «Мадари» бывшей Вецпиебалгской волости Цесисского уезда (ныне Цесисский район). В музее с 1975 года. Состоит из двух помещений — собственно конюшни и яслей, которые использовались также для содержания овец.

10. Жилой дом. Построен в 1862 году на хуторе «Вецлукас» бывшей Вецпиебалгской волости Цесисского уезда (ныне Цесисский район). В музее с 1975 года. В средней части здания — прихожая, «черная кухня» и жилая каморка. Справа — кладовая, слева — две комнаты.

В конце XIX века к дому пристроено крыльцо с точеными столбами.

11. Мельница голландского типа.

13. Рига. Построена в середине XIX века в деревне Браслава бывшей Аулейской волости Даугавпилсского уезда (ныне Краславский район). В музее с 1975 года. Вначале Рига представляла собой одно помещение, гумно и навес пристроены позднее. В Риге сушили лен, рожь и ячмень.

Зерно молотили цепами, а с начала XX века — молотильными колодами. В отличие от остальных областей Латвии здесь зерно не веяли на ситах на сквозняке, а подбрасывали совками над гумном. Обычно в латгальских деревнях одну Ригу использовали несколько крестьянских семей.

14. Двор русского крестьянина из Латгалии. Постройки возведены во второй половине XIX века в деревне Екименки бывшей Макашенской волости Резекненского уезда (ныне Резекненский район). Частично перестроены в 1920-е годы при выходе на хутора. В музее с 1976 года. Жилой дом и размещенный ему параллельно хлев образуют закрытый скотный двор.

Стиль построек характерен для архитектуры русских переселенцев-старообрядцев. Посередине жилого дома — сени, слева — комната, справа — холодная половина, разделенная на клеть и мукомольную. В хозяйственной постройке 3 помещения: хлев, конюшня и сарай. В закрытом дворе хранились также орудия труда, телеги, сани, рыболовные снасти.

15. Жилой дом и хозяйственная постройка. Построены в 1860-х годах в деревне Кална Ромули бывшей Краславской волости Даугавпилсского уезда (ныне Краславский район). В музее с 1936 года. Реконструкция 1969 года. Зданние характерно для быта латгальского крестьянина XIX — начала XX веков.

Посередине — сени и кухня, слева — жилая комната, справа — кладовая.

16. Клеть (находится во дворе предыдущей постройки). Построена в 1830-е годы в деревне Оглениеки бывшей Ликсненской волости Даугавпилсского уезда (ныне Даугавпилсский район). В музее с 1936 года. Реконструкция 1969 года. Относится к распространенному в Латгалии типу клети с открытым крыльцом и единым внутренним помещением.

Поставлена на высокие каменные опоры, чтобы воздух свободно циркулировал под строением, предохраняя его от сырости. В клети оборудованы закрома — «сусеки». Кроме того, для хранения зерна, круп и других продуктов использовались характерные для Латгалии корзины, плетеные из соломы и прутьев.

17. Капелла. Построена в 1815 году в бывшей Рудзатской волости Даугавпилсского уезда в качестве капеллы имения Элеонорвилла. В музее с 1975 года. В церкви на возвышении перед входом располагался главный алтарь, с левой стороны — боковой алтарь, а справа — исповедальня. Капелла в музее освящена.

Несколько раз в году здесь проходит служба.

18. Летняя кухня-шалаш. Построена в 50-е годы XIX века на хуторе «Эйбоки» бывшей Айнажской волости Валмиерского уезда (ныне город Айнажи). В музее с 1928 года. Подобные постройки, сложенные из тонких жердей, были широко распространены на севере Видземе в XVIII и XIX веках. Их строили крестьяне, обитавшие в курных избах и жилых Ригах.

Летом здесь готовили пищу, стирали белье, варили пиво, а часто и использовали в качестве столовой.

19. Рыбацкая деревня.

20. Жилой дом в рыбацкой деревне. Построен в 1880-х годах на хуторе «Лурки» рыбацкого поселка Папе бывшей Руцавской волости Лиепайского уезда (ныне Лиепайский район). Здание делится на три части: посередине — проходные отапливаемые сени, переделанные в кухню; на одной половине дома — большая людская или «горница»; на другой — комната хозяина и кладовая.
[кликабельно]

21. Будки для сетей в рыбацкой деревне. Построены во второй половине 19 века. В музей перевезены в 1958 году из «Ziedini» Энгурской волости Тукумского уезда. Установлены в музее в 1989 году. Сруб из одного помещения имел камышовую крышу на стропилах и курицах.
[кликабельно]

22. Рыбацкая деревня.

23. Какие-то постройки (что-то я табличек не нашел). Уже не рыбацкая деревня.

24. Недалеко от этих построек был найден такой девайс: локомобиль. Фирма изготовитель MARSHALLS SONS & CO. GAINSBOROUGH. Конец XIX века. Паровое давление достигали сжигая в топке древесину или уголь.

Первоначально локомобили и молотилки в Земгале появились в поместьях, а к концу XIX века и у наиболее зажиточных крестьян.

25. А вокруг лес и тропинки от объекта к объекту.

26. Иногда объекты совсем в лесу теряются:)

Конечно же это далеко не все постройки. Что-то я не фотографировал, потому что солнце не с той стороны светило, что-то в лесу затерялось, а что-то просто лень было:) Если вы окажетесь в Риге, то выделите как минимум половину дня, а лучше целый, для посещения этого замечательного музея. Да и там просто приятно гуляется:)

Источник

Рига изба что это

Если у вас не работает один из способов авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке

Итак, следующая часть про Кижи.

Ветряная мельница была построена в 1928 г. крестьянином Н.Я.Биканиным и перевезена в музей «Кижи» с Волкострова. Она представляет собой стержневой тип ветряной мельницы, так называемую «столбовку».

Корпус мельницы возведен на бревенчатом поворотном кругу — «вертлюге», снабженном со стороны крыльев и со стороны входа бревнами-рычагами — «воротилами». Поворотный круг и «воротила» позволяют повернуть мельницу в сторону ветра.

Стержнем, вертикальной осью этой постройки является большой столб, нижний конец которого врыт в землю. Вокруг столба и поворачивали площадку, а вместе с ней и амбар (корпус мельницы), – раньше это называлось «вертеть на пятке». Поворот мельницы осуществлялся при помощи веревочного каната и ворота простейшей конструкции: невысокие деревянные столбики, вкопанные по периметру на небольшом расстоянии от мельницы, и деревянная колода, снабженная горизонтальным воротом (это могла быть горизонтально закрепленная жердь), которая надевалась на нужный столбик.

Ветряные мельницы появляются в деревнях значительно позже, чем водяные, только в XIX в. Первоначально их число было незначительным, но со временем они получили широкое распространение.

Как правило, мельницы принадлежали либо зажиточным крестьянам, получавшим значительные урожаи и, следовательно, нуждавшимся в такой постройке, либо являлись коллективной собственностью сразу нескольких семей – такие мельницы называли «мирскими». Использовали их не только сами владельцы, за плату они мололи зерно и соседям.

Зарод и Рига. Зароды — постройки, не свойственные более южным сельскохозяйственным районам, предназначенные для просушки снопов на открытом воздухе. Сушка на зародах продолжалась около двух недель, затем снопы осторожно снимали и укладывали «в кучья»: своеобразные стога, которые имели округлую форму. Так снопы и хранились до обмолота. Рига – это сооружение, предназначенное для окончательной просушки и обмолота снопов. Для того чтобы скот не объедал заправленные для просушки снопы, зароды обносили изгородью, все вместе это носило название «остожье».

Дом крестьянина Елизарова из деревни Потаневщина (Середка) был построен в 1,5 км от о.Кижи, перевезен в музей и восстановлен в 1961 г.

Эта постройка несет в себе основные черты дома–комплекса, тип жилой постройки, окончательно сформировавшийся в конце XVII – начале XVIII вв. и впоследствии преобладавший на территории Карелии в целом и в Заонежье в частности. Главным отличием дома–комплекса всегда являлось то, что в нем под одной кровлей объединялись и жилые помещения, и хозяйственная часть – «службы», где располагались двор с хлевами и сарай с сеновалом. Компактное размещение под одной крышей жилых и подсобных помещений значительно облегчало жизнь человека и ведение хозяйства.

Окно светелки — комнаты на чердаке. Светелки, как правило, не отапливались и могли использоваться только в теплое время года как запасное жилое или спальное помещение, там могли устраиваться на ночлег гости или молодежь. В богатых домах в светелку могли селить наемных работников.

Торцы кровли, выходившие на фасады, прикрывались резными досками – «причелинами», стык между которыми закрывался вертикальной резной доской – «полотенцем». Интересно, что мы встречаем ее и на постройках хозяйственного назначения, и на крестьянских домах, и на храмах.

Сруб жилой части на уровне избы имеет галерею-гульбище. Проходя по ней вдоль стены, можно было закрыть окна ставнями или навесными щитами, сделанными из соломы или досок.

Постройкой, неизменно располагавшейся вблизи дома, с древних времен являлась баня.

Крыша бани безгвоздевой конструкции «по курицам и потокам», все части которой крепились без применения дорогостоящего железа. «Курицы» – стволы тонких елей с остатками корневищ, которые были обработаны в виде крючьев укладывались на несущие элементы кровли — слеги. На нижние, загнутые, комлевые концы куриц укладывался брус («поток», «водотечник»), по верхней плоскости которого выбирался паз. В него заводились нижние концы тесин кровли.

Поднявшись по высокому наружному крыльцу, мы входим в дом и оказываемся в жилой части. В интерьере дома восстановлено убранство избы заонежского крестьянина.

Изба, отапливаемая часть дома, традиционно делилась на четыре части — «углы»: «печной», «дверной», «красный» (или «большой»), «задний» (или «малый», «меньшой»). С одной стороны от входа располагался печной угол, где стояла большая русская печь.

Изба дома Елизарова «курная», т.е. отапливалась по-черному, это значит, что печь не имела дымохода. При топке печи дым поднимался к потолку и постепенно начинал накапливаться в верхней части избы. Когда он опускался до полок – «воронцов», открывали «дымник» – специальное отверстие в потолке, и излишки дыма по дощатому дымоходу, через деревянную трубу – «дымницу» выводились наружу.

В XIX веке такой способ обогрева жилых помещений все еще являлся наиболее распространенным. По мнению крестьян, «черные» печи требовали меньше дров, а дым, являясь естественным антисептиком, предохранял бревна сруба от поражения их различными микроорганизмами, в частности, домовым грибом.

От печного угла расходились полки – «воронцы», которые назывались «пирожный» и «полатный». Воронцы условно делили свободное пространство избы на три неравные части.
Справа «Рубель» – приспособление для разглаживания холстов, полотенец, рубах и т.д. У моей бабушки в Новгородской области тоже был такой «утюг», и даже я успела им попользоваться:) Белье после него становится очень мягким и нежным.

У входа, перед полатным воронцом (его местное название – «мужской», «хозяйский»), так называемый дверной угол.
Сведения относительно размещения на ночлег членов больших крестьянских семей позволяют сказать, что спали на полу в избе, на прилавке, на лежанке, на печи, на кроватях, на лавках, приставляя к ним скамейку или деревянные щиты, второй конец которых укладывался на скамейку или на табуретки.

Крестьяне часто спали на матрацах, набитых сеном, или на перинах, укрывались лоскутными или домоткаными рибушными одеялами, тулупами, были также меховые «одеяльницы» – сшитые углом шкуры, которыми укутывали ноги. Днем постельные принадлежности держали в сенях, их складывали на стоящую там кровать, а иногда – в специальный шкаф, устроенный под лестницей, ведущей на чердак.

Второй воронец, пирожный, отделяет так называемый «задний» («малый», «меньшой») угол. Существовал обычай размещать на пирожном воронце молочные горшки для быстрейшего скисания и получения простокваши, также на него ставили хлеб и пироги, после того, как они были вынуты из печи. В малом углу, напротив устья печи, мог стоять хозяйственный столик, над ним традиционно навешивали посудник.

Третья часть избы, ограниченная двумя воронцами, была наиболее светлой и просторной. Угол, образованный двумя внешними стенами, в которых прорублены окна, называли «красный» или «большой». Здесь помещался киот с иконами. Традиционно «большой угол» избы устраивался с востока, а печной угол – строго по диагонали к нему, то есть, с запада.

От красного угла вдоль стен, под потолком, в обе стороны расходились полки – «надлавочницы». Параллельно надлавочницам, ниже линии окон, вдоль стен врубали широкие лавки. У среднего – «красного» – окна, которое находилось напротив входа, в Заонежье ставили стол, возле него – две скамейки.

В каждой избе могла висеть люлька, ее подвешивали на длинной деревянной жерди – «очепе». Очеп просовывали через железное кольцо, вбитое в потолок, или вставляли между потолком и потолочной балкой – «матицей» с тем, чтобы иметь возможность свободно перемещать люльку по избе.

Горницей в конце XIX – начале XX вв. называли парадную комнату, предназначенную для приема гостей, для отдыха старших членов семьи. По рассказам местных жителей, в воскресные и праздничные дни вся семья собиралась здесь за чайным столом, вернувшись после молебна из храма.

По будням в горнице могли выполнять чистую работу, требовавшую хорошего освещения, прежде всего речь идет о женских рукоделиях – вышивке, шитье, изготовлении кружева и т.д. Также там могли размещаться молодожены.

Традиционное убранство крестьянских горниц конца XIX – начала XX вв. формировалось под влиянием городской, по преимуществу, мещанской культуры того времени.

Хозяйственная часть по размерам заметно просторнее жилой, она занимает два этажа. На 1 этаже расположен хлев, под кладовками — амбар (в подклете) со входом снаружи, 2 этаж — сарай с дополнительным жилым помещением.

По широкому наклонному настилу, который называется взвоз, со второго этажа хозяйственной части можно спуститься прямо на улицу. По взвозу сено и другие грузы завозились прямо в сарай. В Заонежье бытовало местное название взвоза – «съезд», «съездо».

Дом крестьянина Ошевнева был построен в 1876 г. в д.Ошевнево, которая располагалась на о. Большой Клименецкий в 2 км от о.Кижи. В прошлом он принадлежал зажиточной крестьянской семье, главой которой был Нестор Максимович Ошевнев. Дом Ошевнева стал первым памятником народной деревянной архитектуры, перевезенным на о. Кижи (1951 г.)

По объемно–планировочному решению эта постройка является классическим домом–комплексом типа «кошель». В плане он представляет собой правильный прямоугольник, за пределы которого не выступает ни одна из частей сруба (в отличие от дома Елизарова). От дома Елизарова он также отличается более развитой жилой частью.

Источник

Рижский гостиный двор

Произнесу лишь два слова: «Гостиный двор». И воображение тут же рисует длинную череду аркад, в которых скрываются лавки, где всегда полно народу, где стоит вечный гул торговцев, а воздух наполняется экзотическими запахами несметных товаров со всех уголков света. Ваше воображение нарисовало вам Санкт-Петербург? А вот и нет, это Рига.

Рижский Гостиный двор. Открытка начала ХХ. века

Рига издревле слыла местом бойкой торговли. Даже само название города напоминает о том, что это был большой перевалочный пункт между Востоком и Западом, ведь большой сарай для зерна до сих пор часто зовут «ригой». Ригу, как известно, основали немецкие купцы, но и русские торговцы не были чужими на этой земле.

Уже около 1212 года, когда рижскими купцами был заключён торговый договор с Полоцком, число русских купцов увеличилось, и неподалеку от стен рижской крепости появляется т.н. «Русская деревня». Располагалась она в нынешнем квартале между улицами Екаба, Трокшню, Алдару, которая долгое время называлась Русской улицей, иМаза Трокшню.

Это было место, куда русские торговцы приезжали весной, а осенью с последними обозами возвращались обратно на родину. Здесь располагались дома для русских купцов, церковь и кладбище, два приюта и небольшая больница. Русским купцам и ремесленникам принадлежали и другие владения, дама, сады и склады. Первое русское подворье просуществовало до Ливонской войны (1558-1583). Войска Ивана Грозного неудачно осадили Ригу, и все торговые связи с русскими землями были оборваны, постройки подворья перешли в собственность города.

План Риги около 1230 года по плану Бенингхофена

Лишь в 1642 году, когда отношения с Россией были налажены, русское подворье разрешили открыть, правда, уже за пределами городских стен, в предместье, называемом Ластадия (от немецкого слова «Last» – груз, место, где разгружали корабли), сегодня это район за Центральным рынком. Постоянными гостями т.н. «Московского двора» были купцы из Пскова и Новгорода, здесь они заключали торговые сделки.

Днём и ночью подворье охранялось постовым. Здесь неподалёку в 1697 году останавливалось и Великое посольство Петра Великого. Однако просуществовало это подворье недолго: уже в 1710 году, когда царь Пётр осаждал Ригу, русского двора в Ластадии уже не было. Как и раньше, конец подворью положила война с Россией, на этот раз Великая Северная.

Ластадия в 1612 году. С гравюры Х. Тума

После присоединения Лифляндии к России русские купцы снова стали приезжать в Ригу и здесь, в Ластадии, образовался т.н. «русский рынок» с множеством деревянных лавок. Старого подворья строить не стали, к тому же теперь в России повсеместно стал появляться новый тип торговых помещений – «Гостиный двор». Гостиный двор представлял собой площадь, обнесённую забором.

В центре двора строилась таможенная изба и постоялые избы. Для лошадей строили конские сараи. На площади устанавливалась важня – площадка с весами. Все эти особенности строения были обусловлено низкой скоростью работы транспорта: купцы приезжали в Гостиные дворы с большим запасом товара и проводили в них продолжительное время, необходимое для сбыта всей партии товара.

После этого купцы приобретали партии местных товаров и отправлялись в обратный путь. Важной частью Гостиного двора был гостиный дом – длинное здание с галереей амбаров и лавок, часто двухэтажное; также амбары, общие помещения для хранения товаров и лавки для одного или нескольких владельцев. Лавки по размерам делились на полные и полулавки.

Размер полной лавки был две сажени, полулавка имела размер одну сажень. Размеры лавок могли немного отличаться от стандарта. В амбарах товары хранились в коробах и носильцах. Некоторые товары хранились без коробов – их вешали на шесты (например, сапоги).

(

Одежда русских купцов в XVIII. веке. С рисунка И. Бротце

Дворники гостиного двора наблюдали за порядком, собирали плату за помещения, отвечали за сохранность товаров, выдавали замки для арендаторов отдельных лавок. Дворники собирали с приезжих торговцев за избу избное, за амбары амбарное или амбарщину, за лавки полавочное.

Все проезжие купцы должны были останавливаться в гостиных дворах, если они не имели собственного двора в городе или посаде. Торговец мог продать свой товар с саней, или корабля, не разгружая товар в гостином дворе. Но в этом случае он должен был уплатить поворотный сбор. Розничная торговля проводилась в торговых рядах.

Торговцы овощами и чаем в XVIII. веке. С рисунка И. Бротце

В 1771 году по указу лифляндского губернатора Брауна было начато строительство гостиного двора и в Риге. Как и в других городах, гостиный двор занимал целый квартал в бывшей Ластадии.

Место для Гостиного двора русские купцы выбрали сами, правда, к строительству комплекса нельзя было приступить сразу, т.к. нужной суммы денег у купцов не оказалось, к тому же по тогдашним правилам в Гостином дворе можно было заниматься лишь розничной торговлей, а значит, рядом следовало отвести место и под торговые ряды. К тому же место торговли должно было быть недалеко от города, весь комплекс решено было разместить вдоль новообразованной эспланады, которая располагалась на территории сегодняшнего центрального рынка. Так в Риге появился органичный городской ансамбль: от Даугавы вдоль эспланады тянулся длинный ряд лавок и примыкал к величественному зданию Гостиного двора, а далее возвышалась церковь Св. Николая Чудотворца. Это был настоящий фасад нового Московского предместья и после сноса старых домов Ластадии здания торговых рядов и Гостиного двора стали настоящим украшением города.

Московское предместье в 1803 году. По плану Бетихера

Увы, но этот ансамбль до наших дней тоже не дошёл, всему виной война 1812 года. К Риге подходили войска Наполеона, и военный губернатор Риги Магнус Фон Эссен приказал сжечь предместья. В огне пожара погибли и торговые ряды, и Гостиный двор, и много других жилых домов, церквей, складов, всего около 800 строений.

Но оказалось, что жертвы были напрасны: войско французов к Риге так и не подошло. Фон Эссен покинул свой пост, а его приемник Маркиз Паулуччи принялся за восстановление города. Лишившись практически всех складских и торговых помещений в предместьях, рижане в первую очередь задумались об их восстановлении. Ещё при планировке Московского предместья было отведено и место для нового Гостиного двора.

План восстановления Московского предместья.

Буквой «а» обозначено место для гостиного двора и торговых рядов. Буквой «к» обозначено прежнее расположение этих зданий Все постройки рижских предместий после пожара 1812 года восстанавливались по строго регламентированному плану и по разработанным архитектором В.П. Стасовым образцовым фасадам. Это осложнило возведение Гостиного двора.

Во-первых, по плану Гостиный двор и торговые ряды отодвигались от православной церкви на целый квартал, а во-вторых, Стасов не разработал проекта для Гостиного двора, и нужно было импровизировать. Губернский архитектор Христиан Фридрих Брейткрейц и строительных дел мастер Иоганн Готтфрид решили эту проблему. Гостиный двор был перенесён в квартал современных улиц Гоголя, Пушкина, Элияс и Тургенева, а Брейткрейц на основе проекта Стасова для жилого дома с лавкой на первом этаже составил новый проект для Гостиного двора. Строительство комплекса началось в 1818 году.

Василий Стасов и разработанный им «проект двухэтажного жилого здания с лавкой». 1813 год

На возведение Гостиного двора в Риге правительство ассигновало 150 тыс. рублей «заимообразно на десять лет с платежом процентов». Поскольку проект здания был мал для Гостиного двора, Брйткрейц его просто «размножил». Весь комплекс был разделён на четыре блока, которые соединяли ворота, оформленные в виде триумфальных арок с медальонами.

На первом этаже каждого корпуса были крытые галереи с деревянными колонами. Галерей и арок не было лишь с «тыльной» стороны Гостиного двора вдоль современной улицы Пушкина, здесь располагались склады, и надобности в галерее не было, а вместо арки были устроены простые ворота. Внутри Гостиного двора со временем было возведено девять различных по размеру амбаров. Получился весьма внушительный комплекс в модном тогда стиле ампир.

Рисунки фасадов Гостиного двора по улице Тургенева, Элияс, Гоголя и Пушкина. 1824 год

В новом Гостином дворе, как и прежде, разместились обширные склады, где торговали в основном оптом, а в корпусах с галереями начали открываться лавки, трактиры, чайные, комнаты отдыха и конторы, во дворе было отведено и место для конюшен. Торговали здесь в основном русские купцы.

Со временем даже потребовалось основать общество «Гостиный двор», которое объединяло всех собственников складских и торговых помещений в комплексе зданий с официальным адресом на ул. Тургеневская, 19. В конце XIX века в это общество входило 30 человек, которым принадлежала 71 лавка в Гостином дворе. В общество входили такие известные русские купцы как Ф.А. Ребинин, А.М. Курочкин, Е.А.

Камкин, И.В. Гусев, Н.П. Анисимов и многие другие.

Гостиный двор со стороны ул. Элияс. Начало ХХ. века

С началом Первой мировой войны русские купцы покинули Ригу, и Гостиный двор опустел. После войны немногие русские вернулись в Ригу и вновь открыли здесь свои конторы. Помещения Гостиного двора стали переходить в руки других купцов, здесь обосновались несколько еврейских фирм.

В шестом амбаре расположилась фирма Херберта Целминьша, занимавшаяся организацией аукционов, которые проходили тут же, в амбаре. Аукционы вообще часто проходили в амбарах старого Гостиного двора. Фирма «Лейба Гутман» складировала в другом амбаре овощи.

В амбаре номер 1 продавались различные товары прямо со склада: то огромный паровой котёл, то 50 телег, то ивовые корзины, то дешёвая мебель. Кстати, на углу Тургенева и Гоголя также находился и мебельный магазин. Одной из немногих русских фирм, торговавшей и складировавшей свой товар в Гостином дворе, были «Братья Поповы». Им здесь принадлежала и одна из лавок.

Объявление в газете «Сегодня». 1923 год

Вообще же в 20х-30х годах ХХ века в галереях Гостиного двора «поселилась» розничная торговля. Вот, как это место описывает в своём романе «Корабли старого города» Ирина Сабурова: «Сразу за виадуком громадный четырёхугольник толкучки. Деревянные ряды с низенькими ампирными колонками охряного цвета, пёстрые ларьки за кирпичным забором. В рядах, на ларьках и просто на улице между ними – всё, что только можно придумать и что никому не придёт в голову покупать. Пёстрые юбки и тёмные доски брюк болтаются пустыми рядами на вешалках, задевают лицо».

Обмер ворот Гостиного двора в 1950е годы и одна из демонтированых розеток ворот

Пережившие две мировые войны здания Гостиного двора в самом начале 50-х годов были признаны памятником архитектуры, однако ненадолго. В то же самое время было принято решение о строительстве Дома колхозника, сегодняшней Академии Наук. Это здание должно было заменить собой деревянный квартал Гостиного двора.

Комплекс зданий был обмерян, зарисован, некоторые детали, например, розетки ворот, были сняты, а сами здания разобраны. По одной из городских легенд, брёвна старого Гостиного двора доставили на фабрику музыкальных инструментов и из них делали пианино «Рига». Недаром музыканты отмечают, что инструменты этой марки, выпущенные в 50-х годах, звучат куда лучше своих более молодых собратьев, сделанным из другого, более молодого, дерева.

Цех по сборке пианино «Рига». Конец 1950х

Гостиного двора больше в Риге нет, на его месте гордо возвышается т.н. «сталинская высотка», именуемая иностранными туристами сахарным домиком. Символ Российской империи сменил символ другой империи, советской. Потерялись в музейных запасниках те немногие детали деревянного комплекса, что были демонтированы при сносе, и лишь по скупым строчкам воспоминаний старожилов города и нескольким старым фотографиям можно судить об этом величественном сооружении. Сейчас принято с сожалением отзываться о снесённых зданиях, но глядя на здание Академии наук, останавливаешься на мысли, что Гостиный двор погиб не зря, на его месте появилось равнозначное здание, а вот что появится на месте деревянных шедевров, снесённых в наше время ещё большой вопрос.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...