Мечта советских мальчишек — мотовелосипед «Рига-5»
Продолжаю вам рассказывать про советские мопеды, которые я встретил в музее «Легенды СССР» в Каминск-Шахтинском.
Если вы посмотрите на фотографию ниже, то увидите на заднем плане два мопеда, о которых я вам уже подробно рассказывал.
Это МВ-18М и Рига-11. Рядом с ними стоял ярко-синий мопед, здорово напоминающий МВ-18М, но не имеющий с ним ничего общего.
Он называется Рига-5 и является дальнейшим развитием известного мотовелосипеда Рига-2 «Гауя».
В 1966 году вместо мотовелосипеда «Гауя» рижский завод «Саркана Звайгзне» начал выпуск нового Рига-5.
Главным отличием была замена мотора Д4 мощностью 1 л.с. на Д5, который выдавал 1,2 л.с. Справедливости ради стоит отметить, что мотовелосипеды «Гауя» в последние годы выпуска также комплектовались моторами Д5.
Комфорт был повышен за счет новой телескопической передней вилки, в то время как у предшественника для амортизации переднего колеса применялись пружины, позволяющие вилке изгибаться вперед.
И снова Рига-5!
Внешне 5-ю Ригу довольно просто отличить по переднему крылу, установленному с большим зазором (это пришлось сделать из-за большого хода телескопической вилки) и 5,5-литровому топливному баку, переехавшему на верхнюю перекладину рамы.
Если у мотовелосипеда «Гауя» был обтекатель, закрывающий часть двигателя и цепи с обеих сторон, то у Риги-5 он выглядел гораздо проще и располагался лишь с одной стороны.
Рига-5 сначала оснащали классической велосипедной втулкой на заднем колесе. Тормозить нужно было так же, как и на велосипеде.
Но уже в 1968 году появилась модификация с тормозами колодочного типа и на заднем колесе, и некоторое время обе модификации выпускались параллельно, после чего колодочные тормоза полностью вытеснили заднюю втулку велосипедного типа.
5-я Рига выглядит, как нечто среднее между велосипедами и мопедами благодаря усиленной раме, в частности в районе руля.
Я ни разу не ездил на Риге-5, но знакомые говорят, что она была достаточно тяговитой. Т.е. можно было забираться на склоны большой крутизны если позволяло дорожное покрытие.
Мопед производили до 1971 года, после чего ему на смену пришла модернизированная модель Рига-7, получившая двигатель Д6 и комплект светотехники.
Выставленный в музее экземпляр выглядит так, как никогда не выглядели оригинальные Риги. А всё дело в окраске металликом, что является серьезным отхождением от аутентичного состояния.
Вообще, я не люблю, когда так делают. Понятно, что так мопед выглядит красивее, особенно при правильном освещении. Но ведь ценность его сразу снижается.
ИсточникЛегкий мопед «Рига-5» (1966-1971)
Рижский завод «Саркана Звайгзне» взамен мотовелосипеда «Гауя» в 1966 году начал производство легкого мопеда «Рига-5» с двигателем Д5 мощностью 1,2 л. с. У машины очень простая ходовая часть. Механические тормоза мопеда гарантируют быстрое торможение и безаварийную езду. Управление тормозом переднего колеса и дросселем установлено на правой стороне руля, рычаг сцепления — на левой.
И снова Рига-5
Чтобы затормозить заднее колесо, надо нажать на педаль в обратном направлении. Багажник расположен над задним колесом и рассчитан на 15 кг груза. Передняя вилка — телескопическая. Седло-подушка сделано из губчатой резины. Рама, передняя вилка и щитки мопеда окрашены цветными эмалями.
Некоторые детали покрыты хромом. «Рига-5» успешно выдержала испытания на различных дорогах. Это удобное средство транспорта для города, а также для проселочных дорог. Емкость топливного бака (5,5 л) позволяет проходить довольно большие расстояния.
Ваш первый мотор
Рассказ об отличиях разных моделей при выборе мопеда
«За рулем», 07/1969
Советские мотоциклы
Рассказ о мототехнике, выпускаемой в 1970 году
«За рулем», 01/1970
Запчасти — почтой
Адреса баз и условия работы Роспосылторга и Главкоопкультторга
«За рулем», 11/1986
Музей Мопедов примет в дар или купит в коллекцию легкий мопед «Рига-5», запчасти и документы от него.
Комментарии
One thought on “Легкий мопед «Рига-5» (1966-1971)”
Здравствуйте, не могли бы вы написать мне: Возможно, вы знаете, является ли двигатель «Рига-5» репликой или лицензией другого производителя? Большое спасибо.
Добавить комментарий Отменить ответ
Обсуждение еще не начато. Начать
Обсудить на форуме
Другие модели
Если вы заметили ошибки, неточности или можете дополнить информацию на сайте, пожалуйста, пишите в комментариях.
ИсточникРига как мопед 5
среда, 18 января 2012 г.
Рига-5
Лёгкий мопед «Рига-5» стал выпускаться с 1966 года и сильно отличался от предшественников серии «Рига» и от «Гауи», в которой для амортизации переднего колеса применялась не телескопическая вилка, а растягивающиеся пружины, позволяющие вилке изгибаться вперёд. Также был полностью изменён дизайн. Двигатель серии «Д-5» без передач, запускаемый педалями, делал мопед более лёгким в управлении, однако динамика мопеда ухудшилась.
«Рига-5» вначале имел на заднем колесе классическую велосипедную втулку, обеспечивающую торможение так же, как и торможение велосипеда. Но уже в 1968 году появилась модификация с тормозами колодочного типа и на заднем колесе, и некоторое время обе модификации выпускались параллельно, после чего колодочные тормоза полностью вытеснили заднюю втулку велосипедного типа. Была и промежуточная конструкция заднего колеса, где в алюминиевую ступицу быда залита веловтулка.
С заменой веловтулки на барабанную ступицу переднее и заднее колеса стали взаимозаменяеми, а цепь велопривода была перенесена с правой стороны на левую.
Также была укреплена рама (была удлинена перемычка и усилен угловой кронштейн), ибо рамы предшествующих моделей часто трескались при езде по плохим дорогам в месте, прилежащем к рулевой колонке.
При правильной регулировке двигателя «Рига-5» обеспечивала трогание с места без помощи педалей и точно таким же образом «брала» весьма крутые подъёмы в гору. Например, запустив двигатель непосредственно перед подъёмом примерно в 45°, можно было, плавно отпустив сцепление, без помощи педалями въехать на склон любой протяжённости при условии, что качество покрытия дороги не было слишком плохим.
Кроме того, для двигателей «Д-5» и «Д-6» было важно очень тщательно отрегулировать подачу топливной смеси так, чтобы на холостом ходу на максимальных оборотах двигатель как не глох, так и не «захлёбывался» топливом. Тогда «Рига-5» на асфальтовом шоссе очень легко развивала скорость в 55 км/ч. При регулировке карбюратора следовало учитывать и вес водителя. Следует отметить, что серийные образцы «Рига-3» и «Рига-4» уступали в скорости модели «Рига-5», развивая всего лишь 52-53 км/час.
Модель производилась до 1971 года включительно, после чего ей на смену пришёл мопед «Рига-7».
36
Максимальная нагрузка, кг
1170-1200
Длина, мм
690
Дорожный просвет, мм
130
Максимальная скорость, км/ч
смесь А-76 или А-72 с маслом (25:1)
Ёмкость бензобака, л
—
Контрольный расход топлива, л/100 км
Трубчатая, сварная
Подвеска переднего колеса
Телескопическая вилка, с пружинными амортизаторами
Задняя подвеска
Барабанного типа с раздельным механическим приводом на каждое колесо
Тормозной путь
обоими тормозами V=30 км/ч, 7м
Размер шин
2,25-19″
Тип двигателя
Д-5 карбюраторный, двухтактный, с кривошипно-камерной продувкой, охлаждением встречным потоком воздуха
Рабочий объем цилиндра, куб.см
45,4
Диаметр цилиндра, мм
38
Ход поршня, мм
40
Степень сжатия
6.0
Мощность двигателя, кВт (л.с.)
0,9 (1,2)
Максимальный крутящий момент Н*м/мин-1
—
Тип коробки передач
Фрикционное, двухдисковое, сухое
Механизм запуска двигателя
Педали
Моторная передача
Передаточное число моторной передачи 4,2
Передаточное отношение цепной передачи
4,1
Система зажигания
Контактная с магнето
Карбюратор
К-34
Воздушный очиститель
Сухой, сетчатый
Несколько фотографий из интернета:
Советские мотоциклы
Рига-5 – это мопед, который выпускался на мотозаводе Саркана звайгзне в Риге.
Модель 5-го поколения Риги выпускалась с 1966 года. Этот мопед получил абсолютно новый внешний вид и некоторые технические изменения, он довольно-таки сильно отличается от предшественников.
Двигатель Д-5 объёмом 45.4 кубических сантиметров позволял мопеду развивать 40 км/ч. Мощность двигателя 2 лошадиные силы.
Заводился мопед при помощи педалей.
На мопед устанавливался карбюратор модели К-34, расход топлива на 100 км. – всего 2 литра.
Коробка передач имеет всего 1 передачу.
На заднем колесе жёсткая подвеска. На переднем колесе устанавливались сжимающиеся пружины, благодаря им вилка изгибается вперёд.
Когда мопед только запустили в серийное производство на заднем колесе устанавливали втулку как на велосипедах. А в 1968 году началось производство мопедов с колодочными тормозами, которые смогли повысить эффективность торможения.
Конструкторы поработали и над рамой, она была значительно укреплена.
Масса тяжёлого мопеда Рига-5 составляет 36 килограмм, и способен выдержать нагрузку до 100 килограмм.
Модель Рига-5 выпускалась на рижском заводе до 1971 года. Завод начал выпускать новый мопед Рига-7.