Рига на гумне что это такое

Значения слова гумно

гумн о, гумна, мн. гумна, гумён, гумнам, ср. Отгороженное место, где в особых постройках складывают сжатый хлеб.

| Расчищенная площадка для молотьбы; то же, что ток.

Архитектурный словарь

(гасия, гуменник, гуменцы, гуменье)

Часть крестьянской усадьбы, обособленная от остальных ее строений и предназначенная для просушки зернового хлеба и обмолота.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Этнографический Словарь

у народов Восточной Европы:

1) помещение для сжатого хлеба;

2) крытая площадка для молотьбы, крытый ток. часто пристраивалось к овину. ср. также клуня

Библейская энциклопедия арх. Никифора

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

, а, ср.

Помещение, сарай для сжатого хлеба; площадка для молотьбы, ток.

* ► Люблю песчаный косогор, Перед избушкой две рябины, Калитку, сломанный забор, На небе серенькие тучи, Перед гумном соломы кучи. // Пушкин. Евгений Онегин //; С отрадой, многим незнакомой, Я вижу полное гумно. // Лермонтов. Стихотворения // / *

ГУМНО — что это такое? значение и описание

Библейский Словарь к русской канонической Библии

гумн’о — площадка на ровном и открытом месте для вымолачивания и вывеивания зерна, а также для временного хранения снятого урожая (снопов).

Словарь Ожегова

ГУМНО, а, мн. гумна, гумен и гумён, гумнам, ср. Площадка для молотьбы сжатого хлеба, ток (в 1 знач.). Свезти хлеб на г. Крытое г.

| прил. гумённый, ая, ое.

Словарь Ефремовой

  1. ср.
  1. Площадка для молотьбы; ток.
  2. Помещение, сарай для сжатого хлеба.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

гумнище, ток (малоросс.) — 1) В общем это — место, огороженное забором (живою изгородью) или окопанное канавой и часто обсаженное деревьями для защиты от ветра и проникания туда извне огня во время пожара; здесь ставят в деревнях скирды хлеба и обыкновенно помещается молотильный сарай (клуня), а иногда и овин (Рига) для сушки снопов. Если для сбережения расходов Г. должно быть устроено вблизи амбара и скотного двора, то для уменьшения опасности истребления огнем необходимо удалить его от овина. Относительно расположения скирд внутри Г. см. Сохранение продуктов сельского и лесного хозяйства. В больших хозяйствах надсматривает за Г. особый рабочий — гуменщик, или гуменный (малоросс.). — 2) В некоторых местностях Г. называют собственно ток в тесном смысле — расчищенное ровное место, равномерно покрытое плотным слоем глины толщиною 8-10 врш., на котором молотят хлеб.

С.

Большая Советская Энциклопедия

(устаревшее), расчищенный, часто огороженный, участок земли, на котором в единоличных крестьянских хозяйствах складывали скирды хлеба, проводили его обмолот, а также обработку зерна. На Г. иногда устраивали навесы, размещали овин или Ригу. Часть Г., предназначенная для обмолота хлеба, очистки и сортирования зерна, называется током.

Источник

В Риге завершился снос памятника советским воинам-освободителям (Видео).

Рига на гумне что это такое

Хозяйственная постройка «Рига с гумном» из деревни Афатово Рамешковского района Тверской области. Перевезена и отреставрирована в 1988 году. Памятник деревянного зодчества.

Сюда музейщики клали сено.
Одно время на сене жила стая дружелюбных собак.

Источник

Рига на гумне что это такое

Гуменник, гумённый, гумённый хозяин — дух, обитающий на гумне (гумно — площадка для молотьбы, а также сарай для сжатого хлеба) или в Ригах (Рига — сарай для сушки снопов и молотьбы), прикрытых бревенчатыми срубами с непротекающими крышами. Гуменника нередко отождествляли с овинником; иногда его смешивали и с домовым или дворовым.
Согласно поверьям, гуменник оберегает хлеб от всякой напасти, беды и нечисти; часто дает хороший примолот; подметает гумно, обмолачивает снопы, веет зерно, обеспечивает необходимый для просушки зерна сквозняк и т.п. Крестьяне верили, что если гуменник любит хозяев и доволен ими, то таскает им «Бог весть откуда» хлеб, так что хозяева не только не покупают хлеб в течение всей зимы и весны, но и сами еще продают лишний хлеб.
Гуменник представлялся небольшим человечком с ярко горящими глазами; нередко его также считали мохнатым существом с лапами. По некоторым поверьям, он мог принимать облик кошки, барана, медведя и т.д. Мохнатость гуменника соотносилась с достатком хозяина дома («Гуменник мохнат — крестьянин богат»).
Как дух, связанный с хлебными злаками и с помещением, в котором обрабатывают и хранят урожай, составляющий достаток семьи, залог ее благополучия, гуменник весьма почитался крестьянами. Очевидно, некогда ему приносили различные жертвы; так, в некоторых местах на Покров Пресвятой Богородицы хозяева ставили на току ведро пива и оставляли его там на несколько дней как жертву гуменнику.
По поверьям, гуменник, как «свой», домашний дух, может защитить хозяев и все свои владения от нечистой силы. Однако он считался не только добрым, благосклонным к людям духом и мог вредить хозяевам за то, что те нарушили какие-то правила поведения. Так, гуменник, по поверьям, наказывает тех, кто по ночам ходит на гумно за соломой; он вообще не любит ночных посетителей и может даже задавить человека, который «ночлежничал» на гумне. Считалось также, что иногда гуменник вредит без всякой причины: так, в ночь на Аграфона-гуменника (4.IX) гуменник бегает по селам и деревням, «дурит» и раскидывает по гумнам снопы; для того, чтобы уберечь гумно от его проказ, люди в эту ночь стерегли свои гумна в вывернутых наизнанку тулупах, с кочергами в руках.
Как и овинника, гуменного хозяина нередко призывали в гаданиях (преимущественно девичьих). Так, девушки ходили на святки на гумно; считалось, что если гуменник погладит гадающую голой лапой, то это «к худу», к бедному жениху и т.д.; если же погладит шерстистой, мохнатой лапой — это «к добру», к богатому жениху, семейному благополучию и т.д. На Новый год ходили слушать на гумно, стараясь по звукам определить, каков будет будущий год: «как хорошо будет жить, так метлой гребут, а как нет, так разметают».

ГУМЕННИК, ГУМЕННЫЙ ХОЗЯИН, ХОЗЯЙНУШКО ГУМЁННЫЙ, ГУМЕНЩИК, ГУМЁННЫЙ — дух, «хозяин» гумна; домовой, обитающий на гумне.
«Как увидел отчаянный мужичек нелюдское лицо еретика, и зубы его, взмолился он не своим голосом: „Дядя гуменник, не продай, дядюшка, в бедности, побратайся с поганым еретиком; за эту службу весь я твой, душой и телом!»» (Арх.); «Овинны, баенны, гуменны, стройте царю мост!» (Онеж.) «Собирается хозяин хлеб молотить, скромно метет овин и курит в нем ладаном для умилостивления хозяинушка гуменного» <Арх.).
Гуменный (как и овинный, рижный) — один из духов крестьянских хозяйственных построек, в которых сушат, молотят, хранят снопы,, хлеб.
«По народным представлениям, на гумне живет гуменник, дух двора, которого часто отождествляют с овинником. Русские Лужского уезда Петербургской губернии 14 октября (Покров Пресвятой Богородицы) ставят на току ведро пива и оставляют его там на несколько дней; можно рассматривать это как жертву гуменнику».
Иногда гуменный отождествляется и с домовым, но, по-видимому, это самостоятельный персонаж. Он связан и с хлебными злаками, соломой, растительностью, и с помещением, в котором обрабатывается, хранится урожай, составляющий достаток семьи, залог ее благополучного будущего.
Сведения о гуменнике немногочисленны. На севере России его представляли человеком с ярко горящими глазами. Он может явиться в виде барана (Смол.). Гуменник может быть мохнат, с лапами, и его мохнатость соотнесена с достатком крестьян: «Гуменник мохнат — крестьянин богат». Как и овинник, рижный, гуменный хозяин участвует в святочных гаданиях: он должен погладить гадающих на гумне.

Если он погладит голой лапой, то это «к худу», шерстистой — «к добру». «На Новый год на гумне ходили слушать: как хорошо будет жить, так метлой гребут, а как нет, так разметают. Только надо очертиться» (Лен.). В одном из рассказов гуменник защищает мужика от покойника-еретика (Арх.).
Крестьяне Архангельской губернии верили, что гуменник «мужику, дружному с ним, заправляет, Бог весть откуда, хлеб, так что мужик в течение зимы и весны, не прибегая к купле, сам еще продает лишний хлеб на базарах»; кроме того, считали, что гуменник «не любит ночлежников», поэтому в овине старались не спать, «чтобы не задавил гуменник».

ГУМЕННИК — дух-хранитель гумна, вариант домового-берегини. Если гуменник дружит с хозяином, то и гумно и зерно содержит в порядке. И зерна в этом гумне столько, что его хватает и хозяевам на весь год, да еще и на продажу полным-полно остается. Как хорошему хозяину не помочь!
«Однажды ночью погнался за мужиком покойник. Пустился мужик бежать что есть силы, да только чувствует, что покойник его догоняет. Заскочил в первую попавшуюся дверь, запер ее, огляделся — да он же на свое гумно попал. А тут и покойник подоспел, ломится в дверь, грызет ее, только щепки летят. Вот-вот дыру проделает.
— Дядя Гуменник, помоги, спаси! — взмолился мужик.
Тут покойник в овин ворвался. Только видит мужик, что кто-то невидимый его схватил и давай мотать и вертеть по-всякому. А тут вскоре и петух пропел, и покойник неподвижно растянулся на земле».
Не любит гуменник, чтобы его ночами беспокоили, ночевали на гумне, особенно какие-либо чужие люди (представление, связанное с заботой о предотвращении опасности пожара, в результате которого можно было лишиться хлеба).

Овинник мог быть и «хозяином» гумна, но наряду с ним, по славянским верованиям, существовал и специальный «дух» — гуменник. Он следил за порядком на гумне, подметал ток, насылал сквозняки, нужные для веяния зерна, наблюдал за тем, чтобы провевае-мое зерно хорошо отделялось от мякины.

Севернорусский овин — обиталище овинника

Овинник (гуменник)

На тех же деревенских задворках, а в некоторых случаях вблизи к избам и подручным приспешням торчат безобразные, своеобразного вида бревенчатые строения — овины. Словно какие чудовища с разинутой черной пастью, готовою проглотить человека целиком и без следа, обсгупают’они со всех сторон порядок приземистых жилых изб, возвышаясь над ними целою головою.
В сумерки, а особенно ночью, при легком просвете на утренних зорях овины в особенности обманчивы своим неуклюжим видом, обещая нечто необычное из этой темной пропасти, называемой садилом, куда принимают снопы хлеба для сушки на колосниках над глубокой ямой, мрак которой еще гуще и зловещее. Там, где огонь в этих «подлазах» разводится не в курной печи, а прямо на деле, задымленные и почернелые в уголь овины в самом деле являют из себя (как подсказывает загадка) «лютого волчища, выхвачен бочище, не дышит, а пышет».

Так как без огня овин не высушишь, а сухи снопы, что порох, то суждено овинам гореть. И горят овины сплошь и рядом, везде и каждую осень. Кому же и приписать эти несчастья, сопровождающиеся зачастую тем, что огонь пепелит гумно со всем хлебным старым запасом и новым сбором. Кого же завинить в труднопоправимом горе, как не злого духа, и притом совершенно особенного.
Вот он и сидит в нижней части строений, где разводят теплиц, к днем пекут деревенские ребята картошку,— сидит в самом углу подлаза днем и ночью. Увидеть его можно лишь во время Светлой заутрени Христова дня: глаза горят калеными угольями, как у котов, и сам похож на огромного кота величиной с дворовую собаку, весь черный и лохматый.

Умеет брехать по-собачьи и, когда удается ему напакостить мужикам, хлопает в ладоши и хохочет не хуже лешего. Сидеть под садилом (в ямине, отчего чаще зовут его «подовинником») указано ему для того, чтобы смотреть за порядками кладки снопов, наблюдать за временем и сроками, когда и как затоплять овин, не позволять делать этого под большие праздники, особенно на Воздвиженьев день и на Покров. Тогда, как известно, все овины бывают «именинниками» и, по старинным деревенским законам, должны отдыхать (с первого Спаса их готовят).
Топить овины в заветные дни гуменник не позволяет: на добрый случай попихнет у костра в бок так, что едва соберешь дыхание; на худой конец разгневается так, что закинет уголь между колосниками и даст всему овину заняться и сгореть. Не позволяет также сушить хлеба во время сильных ветров и безжалостно больно за это наказывает.
Гуменник, хотя и считается домовым духом, но самый злой изо всех: его трудно ублажить-усмирить, если он рассердится и в сердцах залютует. Тогда на овин рукой махни: ни кресты по всем углам, ни молитвы с обносом иконы Богоматери Неопалимой Купины не помогут, и хоть шубу выворачивай мехом наружу и стереги гумна с кочергой в руках на Агафона-гуменника (22 августа).
Ходят слухи, что в иных местах (например, в Костромской губернии) удается задабривать в его именинные дни. Приносят пирог и петуха: петуху на пороге отрубают голову, кровью кропят по всем углам, а пирог оставляют в подлазе. Однако сведущие люди этим приемам «е доверяет и рассказы принимают за сказки.
В Брянских лесных местах (в Орловской губернии) рассказывают такой случай с бабой, захотевшей в Чистый понедельник в Риге лен трепать для пряжи. Только что успела она войти, как кто-то затопал, что лошадь, и захохотал так, что волоса на голове встали дыбом. Товарка этой со страху кинулась бежать, а смелая продолжала трепать лен столь долго, что домашние начали беспокоиться ее продолжительным отсутствием.
Пошли искать и не нашли: как в воду канула. Настала пора мять пеньку; пришла вся семья, и видят на гребне чью-то висячую кожу. Начали вглядываться и перепугались: вся кожа цела, и можно было различить на ней и лицо, и волосы, и следы ножных и ручных пальцев.
В Смоленщине (около Юхнова) вздумал мужик сушить овин на Михайлов день. Гуменник за такое кощунство вынес его из подлаза, на его глазах подложил под каждый угол головешки с огнем и столь застращал виновного, что он за один год поседел, как лунь. В вологодских краях гуменника настолько боятся, что не осмеливаются топить и чистить овин в одиночку: всегда ходят вдвоем или втроем.
Из Калужской губернии (Мещовского уезда) получились такие вести:
Лет 40—50 тому назад одного силача Валуя овинник согнул в дугу на всю жизнь за то, что он топил овин не в указанный день и сам сидел около ямы 32. Пришел этот невидимка-сторож в виде человека и начал совать Валуя в овинную печку, да не мог изжарить силача, а только помял его и согнул. Самого овинника схватил мужик в охапку и закинул в огонь. Не прошло это ему даром: выместила злобная нечисть все на сыне Валуя — тоже ражем детине и силаче, и тоже затопившем овин под великий праздник: гуменник поджег овин и спалил малого. Нашли его забитым под стену, и все руки в ссадинах — знать, отбивался кулаками.
На кулаках же ведут свои расчеты и все эти духи, когда случается, что они между собою не поладят. Вот что пишут из Белозерского уезда (Новгородской губернии).
К одному крестьянину приходит вечером захожий человек и просит:
— Укрой меня к ночи — пусти ночевать.
— Вишь, у самого какая теснота. Ступай в баню: сегодня топили.
— Ну, вот и спасибо, я там и переночую.
На другое утро вернулся чужак из бани и рассказывает: «Лег я на полок и заснул. Вдруг входит в баню такой мужик, ровно бы подовинник, и говорит:
— Эй, хозяин. На беседу к себе меня звал, а сам пущаешь ночлежников: я вот его задушу.
Поднялась той порой половица, и вышел сам банник.
— Я его пустил, так я его и защищаю. Не тронь.
И начали они бороться. Боролись долго, а все не могут одолеть друг друга. Вдруг банник крикнул:
— Сыми крест да хлещи его.
Поднялся я кое-как, стал хлестать — оба они и пропали».
Угождения и почет гуменник так же любит, как все нечистые родичи. Догадливые и опытные не иначе начинают топить овин, как попросив у хозяина позволения. А вологжане (Кадниковского уезда) сохраняют еще такой обычай: после того как мужик сбросит с последнего овина последний сноп и перед тем как уходить домой, обращается он к овину лицом, снимает с головы шапку и с низким поклоном говорит: «Спасибо, батюшка овинник, послужил ты нынешней осенью верой и правдой».
Не отказывает овинник и тем девицам в своей помощи предсказанием судьбы, когда самые смелые из них дерзают мимо бань ходить гадать к нему на гумно. Та, которой досталась очередь гадать первой, поднимает на голову платье (как и в банях) и становится задом к окну сушила:
— Овинник-родимчик, суждено, что ли, в мае в нонешнем году замуж идти?
А гадают об этом всегда на Васильев вечер (в канун Нового года). Время его, им любимое и заговоренное,— полночь, между вторыми и третьими петухами (по привычному деревенскому счету времени).
Погладит овинник голой рукой — девушка будет жить замужем бедно, погладит мохнатой — богато жить. Иные в садило суют руку, а по тому и судят, что если никто не тронет — в девках сидеть; голой рукой погладит — за бедным быть, мохнатой — за богатым и т. п.
Сергей Максимов «Нечистая сила»

32 На Феклу-заревницу (зарево от овинных огней) происходят обыкновенно замолотки (начинают молотить по углам с огнем); это первый именинный овин, на Покров — вторые именины.

&nb bsp; Сайт музея мифов и суеверий русского народа

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт: http://sueverija.narod.ru

152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03, 8-905-134-47-88

Источник

Гумно, что это такое?

Гумно — что это такое? Пожалуй, сегодня на этот вопрос сможет ответить далеко не каждый человек. Ведь это слово практически вышло из нашего обихода. А употреблялось оно раньше, в основном, в сельском хозяйстве. Подробно о том, что это — гумно, разберем в статье.

Что сказано в словаре?

О том, что это — гумно в словарях пишут следующее.

Работы на гумне

Во-первых, этот сельскохозяйственный термин обозначает участок земли, который в крестьянских хозяйствах расчищали для того, чтобы складывать на нем скирды хлеба, проводить его обмолот и обрабатывать зерно.

Пример: «За двором находились различные дворовые постройки, такие как амбары, конюшни, помещения для скота, сараи для сельхозмашин, сушилки, риги. А дальше располагалось гумно, которое было загромождено копнами и ометами соломы».

Гумно в крестьянском хозяйство

Во-вторых, это помещение, предназначенное для хранения и обработки сжатого хлеба.

Пример: «В состав построек, находившихся на барском дворе, входили конюшни, бани, гумна, другие надворные постройки, а также флигели каменного большого дома, у которого имелся полукруглый фронтон».

Для лучшего понимания значения «гумна», рассмотрим его синонимы и происхождение.

Синонимы

К ним относятся следующие слова:

  • здание;
  • помещение;
  • овин;
  • амбар;
  • Рига;
  • сарай;
  • площадка;
  • токовище;
  • ток;
  • житница;
  • клуня;
  • гуменник;
  • гумнище.

Далее перейдем к происхождению изучаемого слова.

Этимология

Это слово относится к общеславянским и имеет такие варианты, как:

  • «гоумьно» – в старославянском;
  • «гумно» – в русском, украинском, белорусском, болгарском, сербохорватском и диалектное слово «гувно» в этих же языках;
  • gumno – в словенском, польском, нижнелужицком;
  • huno – в верхнелужицком;
  • humno – в словенском, чешском, словацком.

По поводу его происхождения имеется две версии:

  1. Одна из них говорит о том, что слово сложилось из двух частей — gu и mno. Первая часть gu идентична «гов» (часть слова «говядина», которое сейчас означает «мясо крупного рогатого скота», а раньше означало просто «крупный рогатый скот» и произошло от древнерусского «говадо»). Ее этимологи сравнивают с индийским словом gaus и греческим bus, обозначающих «бык, вол». Вторая часть mno происходит от mnti – «мять». Вместе обе эти части буквально означают «место, где мнут (то есть молотят) хлеб, используя крупный рогатый скот».
  2. Другая версия сообщает, что слово своим происхождением обязано глаголу gubiti, обозначающему «губить», от которого и произошло gubno. В таком случае изначальное значение слова трактуется как «место, на котором обмолачивали хлеб, предварительно очищенное от растительности (выгубленное)».

В заключение рассмотрения вопроса о том, что это — гумно, предлагаем подробнее узнать об этом месте.

Раньше и сейчас

Гумно - деревянное строение

Гумна возникли на Руси еще в древности, но когда именно, сегодня никто с точностью сказать не берется. Раньше гумно представляло собой утрамбованный земельный участок, который часто огораживали. В крестьянских хозяйствах на нем складывалось необмолоченное жито, и проводился его обмолот, а также веяние зерна. Иногда на гумне устраивались навесы, размещался овин – строение, предназначенное для сушки снопов до молотьбы.

Та часть гумна, на которой обмолачивают хлеб, очищают и сортируют зерно, называется «ток». Но для молотьбы нередко возводили отдельный сарай из дерева, который назывался «клуня». А также гумно могло представлять собой и единое сооружение для всех перечисленных целей. Его также строили из дерева.

В богатых или средних хозяйствах имелись собственные гумна, а у тех что победнее, имелось одно для двух-трех дворов. Если хозяйство было большим, то для присмотра за гумном назначали специального человека, который назывался гуменщиком, гуменником или гуменным.

Сегодня гумно – это площадка, на которой стоят машины и оборудование, с помощью которых производится обмолот зерновых культур, таких, как рожь, ячмень, пшеница, овес. А также семенных, к которым относятся конопля, лен, горох.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...