Рига сарай для сушки снопов фото

Что такое Рига? Значение слова riga, этнографический словарь

Значение слова «Рига» в Этнографическом словаре. Что такое Рига? Узнайте, что означает слово riga — толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Рига – овин на северо-западе России и в Прибалтике. У эстонцев служила жилищем (рехетуба — букв. Рига — изба).

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Рига» в других словарях:

— Постройка с печью для сушки снопового хлеба и льна. Иногда ригойназывают обычный сарай.. и еще 1 определение Энциклопедический словарь

— Ж. перм. беда, мученье, маета, наказанье или кара судьбы. Потерпел я Ригу в этот путь! Риговатый перм. неровный, негладкий, шерохо. и еще 1 определение Словарь Даля

— — постройка с печью для сушки снопового хлеба и льна. Иногда так называют обычный сарай.. и еще 2 определения Исторический словарь

Особняк русской семьи оставили заброшенным — нашли странный бюст

— Столица Латвии. Впервые упоминается в 1198г. Происхождение названия связано с реконструируемой балт. основой ring-, представленной. Словарь географических названий

— Рига — губ. г. Лифляндской губ., важнейший после С.-Петербурга иОдессы портовый город России, при р. Зап. Двине, в 10 в. от впа. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

— I I «король», только др.-русск., у Зосимы (1420 г.) (Чтения, 1871, 20.) Из ср.-греч. «король», стар. от лат. reх, regis–тоже; см. и еще 1 определение Этимологический словарь Фасмера

— Р’ИГА, риги, ·жен. 1. Большой сарай для сушки снопов хлеба с местом для обмолота. «Пар из отворенной риги валит.» Н. Толковый словарь Ушакова

Источник

Словари

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

Строение для сушки хлебов в снопах перед молотьбой (с подогревом).

ОВИ́Н, овина, муж. (с.-х.). Строение, приспособленное для огневой сушки хлебов в снопах перед молотьбой.

ОВИ́Н, -а, муж. Строение для сушки снопов перед молотьбой.

| прил. овинный, -ая, -ое.

ОВИН — муж. встарь евин и евья зап. от литовск. евой, немолоченый хлеб? строенье, для сушки хлеба в снопах топкою: Рига, Ригача олон. клуня южн. пуня смол. Стодола, осеть зап. В Риге обычно идет и молотьба.

Крестьян, овины, на 300-1000 снопов, бывают рубленые, плетневые (мазаные, ухиченые), битые (глиняные), редко каменные, главные части его: яма им ямник, в коем разводится огонь, обычно прямо, весьма редко в курной печи; над ямой сушило, садило, насад или колосник, где, на решетинах, насаживаются снопы, либо в однорядку, огузками на колосники, или всутычь, в разноряд, комлями вверх и вниз, попеременно; в сушило входят через сенцы, передовинье, которое в Риге бывает обширнее, и в нем тогда идет молотьба и вейка; самый овин или колосник покрыт накатом, заваленным землею, а все вместе крыто соломой; в ямник входят снаружи, через подлаз, подныр, иногда также крытый или ухиченный. Помилуй Бог овина — а велика теплиа!

Станок для производства камышовых матов

Непрочная хоромина овин. Без огня овина не высушишь. Хоть овин гори, а молотильщиков корми. Хоть овин (дом) огнем гори, а брагу вари. Нежто я у Бога овин сжег или теленка украл? ·т.е. вина моя непрощенная? Как Овин насаженный! полно, много. У нашего господина ни ржи, ни овина. Он на пяти овинах молотит.

Не бежал, а в овин пролежал. Проводила (мужа) за овин, да и прощай, жидовин! Пока едет до овина, пота дня половина: пока едет до двора, пота завтракать пора. Овин меж глаз сгорел, и курева не стало! На море овин горит, по небу медведь летит.

В овить покидают сноп на другой годи, для урожая. Стоит Фрол, и рот пол? овин. Стоит Андрюха, набитое брюхо? овин. Стоит волк, вырван бок (клок?). Стоит волчища, выхвачен бочища, не дышит, а пышит? овин.

Идет свинья из овина, с обоих концов по рылу? ночвы.

| Овин костр. праздник свозки хлеба, день Феклы заревницы, 24 сентябр.

| Местами овин служит хлебною мерой, ниж. 500-600 снопов, 2  до 3  ·четв.; в др. местах 200 снопов или 20 суслонов. Занял два овина хлеба.

| Овин, курск. дук, дучка, котловинка или большая лунка, в которую, играя, вгоняют шар, касло. Овинныйхлеб, ·противоп. сыромолотный, высушенный в снопах в овине. Овинник муж. лужок позади двора или конопляника, между им и овином.

| Серо-бурая пташка Emberiza miliaria, водится в овинах.

| Овинный домовой, которого можно увидеть там в заутреню светлого воскресенья. Девка кладет ночью руку в овинное окно: коли никто не тронет, в девках сидет: голой рукой погладить, за бедным быть: мохнатою — за богатым. Овинщик, кто приставлен для топки овина и присмотра.

Сооружение, предназначенное для сушки снопов перед молотьбой.

Стояло поблизости (от дома) большое с овином гумно, ядреный амбар, два односкатных сеновала, картофельный погреб, рассадник, баня и рубленный на студеном ключе колодец (В.Белов).

ОВИ́Н -а; м. Строение для сушки снопов перед молотьбой.

◁ Ови́нный, -ая, -ое. О. ток. О-ая сушилка.

ови́н — помещение для сушки снопов перед молотьбой; снопы раскладываются на настиле, под которым разводится огонь.

ОВИН — ОВИ́Н, помещение для сушки снопов перед молотьбой; снопы раскладываются на настиле, под которым разводится огонь.

ОВИН — помещение для сушки снопов перед молотьбой; снопы раскладываются на настиле, под которым разводится огонь.

Строение для сушки снопов перед молотьбой.

ОВИ́Н — постройка, предназначенная для сушки снопов. Простейший О. (шиш) представляет собой яму, вокруг к-рой устанавливаются конусом жерди. Снопы укладывали вокруг жердей колосьями внутрь и разводили в яме огонь. В более соверш. бревенчатых О. в яме устанавливалась печь, а над ней сооружался помост для снопов. Разновидностью О. является Рига, гл. отличие к-рой от О. состоит в том, что у нее нет ямы, а печь находится не под снопами, а сбоку от них. В соотв. с нар. верованиями, в О. (точнее у овинного огня) живет овинник, или подовинник, — хозяин и хранитель О.

Овины. Фотография нач. 20 в.

Овины. Фотография нач. 20 в.

Строение для сушки снопов перед молотьбой.

► Орел немного посидел и тут же на другой овин перелетел. // Крылов. Басни //; На влажных берегах бродящие стада, Овины дымные и мельницы крылаты. // Пушкин. Стихотворения //; Стонет он по тюрьмам, по острогам, В рудниках, на железной цепи; Стонет он под овином, под стогом, Под телегой ночуя в степи. // Некрасов. Размышления //

Заливать овин. 1. Дон. Свадебный обряд, совершаемый на третий день свадьбы. СДГ 2, 8. 2.

Новг. Ритуал, символизирующий измену в любви. НОС 6, 120.

Наплести овин и баню. Яросл. Много наговорить, рассказать. ЯОС 6, 107.

Один да с овин. 1. Кар. Одобр. О толковом, разворотливом человеке. СРГК 4, 130, 151.

2. Кар., Прикам. О человеке, доставляющем много хлопот, чаще — о единственном ребёнке. СРГК 4, 151; МФС, 68.

От овина половина от кого, от чего. Прибайк. Мало пользы от кого-л., от чего-л. СНФП, 105.

Источник

Стихи о Родине русских поэтов, 4 класс

Босфор — пролив между Европой и полуостровом Малая Азия, соединяет Черное и Мраморное море.

Царьград — русское название сначала византийской столицы Константинополя, а затем главного турецкого города Стамбула на берегах Босфора.

Ф. Тютчев

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

М. Лермонтов «Родина»

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю — за что, не знаю сам —

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень.

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

Гумно — сарай для сжатого хлеба; крытая площадка для молотьбы.

Н. Некрасов «Русь»

(из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»)

Ты и бессильная,

В рабстве спасенное

Сила с неправдою

Русь не шелохнется,

Русь — как убитая!

А загорелась в ней

Жита по зернышку

Сила в ней скажется

Ты и всесильная,

И. Никитин «Русь»

Под большим шатром

Вижу — даль степей

Выше темных туч,

По степям в моря

Что камыш густой,

Виноград в садах

Там, в глуши пустынь,

Снег, что белый пух,

В красе царственной

Где б разгул нашла

Про запас казны,

Для друзей стола,

Кому в черный день

Ты на жизнь и смерть

Вела спор с Литвой

И давно ль было,

От горевших сел

Но лишь кликнул царь

Свой народ на брань —

Вдруг со всех концов

На кровавый пир.

И в глухих степях,

Из далеких стран

На поклон к тебе

И лежат в земле

И во всех концах

Уж и есть за что,

Стать за честь твою

За тебя в нужде

А. Апухтин «Русские песни»

Как сроднились вы со мною,

Песни родины моей,

Как внемлю я вам порою,

Если вечером с полей

Вы доноситесь, живые,

И в безмолвии ночном

Мне созвучья дорогие

Долго слышатся потом.

Не могучий дар свободы,

Создавали вас невзгоды

Да безвестные певцы.

Но в тяжелые годины

Весь народ, до траты сил,

Весь — певец своей кручины —

Вас в крови своей носил.

И как много в этих звуках

Что за удаль в самых муках,

Сколько в смехе тайных слез!

Вечным рабством бедной девы,

Вечной бедностью мужей

Дышат грустные напевы

Что за речи, за герои!

То — бог весть какой поры —

То Москва, татарин злобный,

Володимир, князь святой.

То, журчанью вод подобный,

Плач княгини молодой.

Годы идут чередою.

Песни нашей старины

Тем же рабством и тоскою,

Той же жалобой полны;

А подчас все так же вольно

Да свой Киев богомольный,

С. Дрожжин «Родине»

Как не гордиться мне тобой,

Когда над Волгою родной

Стою недвижим я,

Когда молитвенный свой взор

Бросаю в небеса,

На твой чарующий простор,

Как хороша ты в теплый день

На празднике весны,

Среди приветных деревень

Как бодро дышится, когда

На поле весь народ

Среди свободного труда

Все силы отдает!

Каким восторгом мою грудь

Ты наполняешь мне,

Когда хочу я отдохнуть

С тобой наедине.

Я в каждом шелесте листов

Твой голос узнаю.

Хожу среди твоих лугов,

Во всей в тебе и мощь видна,

И сила с красотой,

Недаром ты и названа

Великой и святой.

Ф. Сологуб «Гимны Родине»

1

О Русь! в тоске изнемогая,

Тебе слагаю гимны я.

Милее нет на свете края,

Твоих равнин немые дали

Полны томительной печали,

Тоскою дышат небеса,

Среди болот, в бессилье хилом,

Цветком поникшим и унылым,

Восходит бледная краса.

Твои суровые просторы

Томят тоскующие взоры

И души, полные тоской.

Но и в отчаянье есть сладость.

Тебе, отчизна, стон и радость,

И безнадежность, и покой.

Милее нет на свете края,

О Русь, о родина моя.

Тебе, в тоске изнемогая,

2

Люблю я грусть твоих просторов,

Мой милый край, святая Русь.

Судьбы унылых приговоров

Я не боюсь и не стыжусь.

И все твои пути мне милы,

И пусть грозит безумный путь

И тьмой, и холодом могилы,

Я не хочу с него свернуть.

Не заклинаю духа злого

И, как молитву наизусть,

Твержу все те ж четыре слова:

«Какой простор! Какая грусть!»

3

Печалью, бессмертной печалью,

Родимая дышит страна.

За далью, за синею далью,

Земля весела и красна.

Свобода победы ликует

В чужой лучезарной дали,

Но русское сердце тоскует

Вдали от родимой земли.

В безумных, напрасных томленьях

Томясь, как заклятая тень,

Тоскует о скудных селеньях,

О дыме родных деревень.

Ф. Савинов «Родное»

Слышу пенье жаворонка,

Слышу трели соловья.

Это — русская сторонка,

Это — родина моя!

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля.

Это — русское раздолье,

Это — русская земля!

Слышу песни хоровода,

Звучный топот трепака.

Это — радости народа,

Это — пляска мужика!

Коль гулять, так без оглядки,

Чтоб ходил весь белый свет.

Это русские порядки,

Это — дедовский завет!

Вижу реки и леса.

Это — русские картины,

Это русская краса!

Всюду чую трепет жизни,

Где ни брошу только взор.

Это — матушки отчизны

Внемлю всюду чутким ухом,

Как прославлен русский Бог.

Это значит — русский духом

С головы я и до ног!

Трепак — русский народный танец с сильным притопыванием.

И. Бунин «Родине»

Они глумятся над тобою,

Они, о родина, корят

Тебя твоею простотою,

Убогим видом черных хат.

Так сын, спокойный и нахальный,

Стыдится матери своей —

Усталой, робкой и печальной

Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья

На ту, кто сотни верст брела

И для него, ко дню свиданья,

Последний грошик берегла.

М. Волошин «Неопалимая купина»

Кто ты, Россия? Мираж? Наважденье?

Была ли ты? есть? или нет?

Омут. стремнина. головокруженье.

Бездна. безумие. бред.

Все неразумно, необычайно:

Взмахи побед и разрух.

Мысль замирает пред вещею тайной

И ужасается дух.

Каждый, коснувшийся дерзкой рукою,—

Карл под Полтавой, ужален Москвою

Помню квадратные спины и плечи

Грузных германских солдат —

Год. и в Германии русское вече:

Красные флаги кипят.

Кто там? Французы? Не суйся, товарищ,

В русскую водоверть!

Не прикасайся до наших пожарищ!

Реки вздувают безмерные воды,

Стонет в равнинах метель:

Бродит в точиле, качает народы

Русский разымчивый хмель.

Мы — зараженные совестью: в каждом

Стеньке — святой Серафим,

Отданный тем же похмельям и жаждам,

Тою же волей томим.

Мы погибаем, не умирая,

Дух обнажаем до дна.

Дивное диво — горит, не сгорая,

Степан Разин — предводитель крестьянского восстания в 1670-1671 году. Был казнен как разбойник.

Серафим Саровский (1759-1833) — один из самых почитаемых русских святых.

Саша Черный «Весна на Крестовском»

Сеть лиственниц выгнала алые точки.

Белеет в саду флигелек.

Кот томно обходит дорожки и кочки

И нюхает каждый цветок.

Так радостно бросить бумагу и книжки,

Взять весла и хлеба в кульке,

Коснуться холодной и ржавой задвижки

И плавно спуститься к реке.

Качается пристань на бледной Крестовке.

Налево — Елагинский мост.

Вдоль тусклой воды серебрятся подковки,

А небо — как тихий погост.

Черемуха пеной курчавой покрыта,

На ветках мальчишки-жулье.

Веселая прачка склонила корыто,

Поет и полощет белье.

Затекшие руки дорвались до гребли.

Уключины стонут чуть-чуть.

На веслах повисли какие-то стебли,

Мальки за кормою как ртуть.

Под мостиком гулким качается плесень.

Копыта рокочут вверху.

За сваями эхо чиновничьих песен,

А ивы — в цыплячьем пуху.

Краснеют столбы на воде возле дачки,

На ряби — цветная спираль.

Гармонь изнывает в любовной горячке,

И в каждом челне — пастораль.

Вплываю в Неву. Острова, как корона:

Летят рысаки сквозь зеленое лоно,

На барках ленивая брань.

Пестреет нарядами дальняя Стрелка.

Вдоль мели — щетиной камыш.

Все шире вода, голубая тарелка,

Все глубже весенняя тишь.

Лишь катер порой пропыхтит торопливо,

Горбом залоснится волна,

Матрос — словно статуя, вымпел — как грива,

Качнешься — и вновь тишина.

О родине каждый из нас вспоминая,

В тоскующем сердце унес

Кто Волгу, кто мирные склоны Валдая,

Кто заросли ялтинских роз.

Под пеплом печали храню я ревниво

Последний счастливый мой день:

Крестовку, широкое лоно разлива

И Стрелки зеленую сень.

Крестовка — река в Санкт-Петербурге.

Стрелка — полоса суши на Елагинском острове при слиянии рек Большой и Малой Невки.

А. Блок «Русь»

Ты и во сне необычайна.

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю — и за дремотой тайна,

И в тайне — ты почиешь, Русь.

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна,

Где разноликие народы

Из края в край, из дола в дол

Ведут ночные хороводы

Под заревом горящих сел.

Где ведуны с ворожеями

Чаруют злаки на полях,

И ведьмы тешатся с чертями

В дорожных снеговых столбах.

Где буйно заметает вьюга

До крыши — утлое жилье,

И девушка на злого друга

Под снегом точит лезвее.

Где все пути и все распутья

Живой клюкой измождены,

И вихрь, свистящий в голых прутьях,

Поет преданья старины.

Так — я узнал в моей дремоте

Страны родимой нищету,

И в лоскутах ее лохмотий

Души скрываю наготу.

Тропу печальную, ночную

Я до погоста протоптал,

И там, на кладбище ночуя,

Подолгу песни распевал.

И сам не понял, не измерил,

Кому я песни посвятил,

В какого бога страстно верил,

Какую девушку любил.

Живую душу укачала,

Русь, на своих просторах, ты,

И вот — она не запятнала

Дремлю — и за дремотой тайна,

И в тайне почивает Русь.

Она и в снах необычайна.

Ее одежды не коснусь.

Н. Гумилев «Старые усадьбы»

Дома косые, двухэтажные,

И тут же Рига, скотный двор,

Где у корыта гуси важные

Ведут немолчный разговор.

В садах настурции и розаны,

В прудах зацветших караси.

Усадьбы старые разбросаны

По всей таинственной Руси.

Порою в полдень льется по лесу

Неясный гул, невнятный крик,

И угадать нельзя по голосу,

То человек иль лесовик.

Порою крестный ход и пение,

Звонят во все колокола,

Бегут, — то, значит, по течению

В село икона приплыла.

Русь бредит Богом, красным пламенем,

Где видно ангелов сквозь дым.

Они ж покорно верят знаменьям,

Любя свое, живя своим.

Вот, гордый новою поддевкою,

Идет в гостиную сосед.

Поникнув русою головкою,

С ним дочка — восемнадцать лет.

«Моя Наташа бесприданница,

Но не отдам за бедняка».

И ясный взор ее туманится,

Дрожа, сжимается рука.

«Отец не хочет. нам со свадьбою

Опять придется погодить».

Да что! В пруду перед усадьбою

Русалкам бледным плохо ль жить?

В часы весеннего томления

И пляски белых облаков

У девушек и стариков.

Но старикам — золотоглавые,

Святые, белые скиты,

А девушкам — одни лукавые

О Русь, волшебница суровая,

Повсюду ты свое возьмешь.

Бежать? Но разве любишь новое

Иль без тебя да проживешь?

И не расстаться с амулетами.

Фортуна катит колесо.

На полке, рядом с пистолетами,

Барон Брамбеус и Руссо.

Рига — большой сарай для сушки снопов хлеба с местом для молотьбы.

Скит — небольшой монастырь.

Амулет — магический предмет, который носят на теле. Считается, что он предохраняет от бед и болезней.

Фортуна — древнеримская слепая богиня удачи. Колесо Фортуны — в перен. значении: слепой случай, непостоянство жизни.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...