Рига строение в деревне это что

Типичные постройки русской деревни

Помещение или площадка для обмолота, провеивания и сортировки зерна после сушки снопов. Иногда совмещалось с помещениями для сушки: овинами и Ригами. После коллективизации и ликвидации индивидуальных хозяйств, их функции перешли к колхозному зерновому току, где проводились все операции с зерном.

Строения предназначенные для принудительной сушки снопов пред молотьбой. В одной части располагалась яма, в которой разводился костёр, а во второй на полках — колосниках выставлялись снопы.

Деревенские изгороди служили оградой от скота и символической границей отделяющей деревню от мира.

Сельские пожарные депо.

Деревни часто страдали от пожаров, притом нередко в их огне погибали полностью. В конце 19 века стали централизованно бороться с этой напастью.

В крупных деревнях стали появляться пожарные депо, которые имели наблюдательную вышку, пожарный колокол для подачи сигнала, и готовую к выезду подводу укомплектованную бочкой воды, пожарным насосом и шлангом с брандспойтом. Все сохранившиеся сельские пожарные депо относятся к началу 20 века.

История пасечника из Риги | БАЛТИЯ

Амбары или житницы.

Не отапливаемые помещения для хранения зерновых и других культур. Внутри имели отделения называемые сусеки или закрома. Слова эти общеизвестны и сейчас слово сусеки по сказке Колобок, а слово закрома по передовицам советских газет- закрома Родины.

В Архангельской области часто строили целые амбарные городки, отдельно от остальных жилых и хозяйственных построек деревни. Это было своего рода страховкой от пожаров, не редко уничтожавших всю деревню. Если останется семенное зерно можно будет выжить. В связи с коллективизацией сельского хозяйства в 30-е годы 20 века и ликвидацией индивидуальных хозяйств, амбары утратили своё значение, их заменили крупные хранилища- элеваторы.

Источник

Овин – Рига – клуня

Лишь достаточно сухое зерно можно хранить долго. Однако хлеб с полей приходится убирать и в ненастное время. В таких случаях его необходимо подсушивать. Для этого теперь используют специальные сушильные агрегаты.

А раньше для сушки снопов и их обмолота на гумнах нередко сооружали особые постройки, часто со специальными печами. Называли их овинами, Ригами, клунями.

Забытые вехи, заглохшие дали Давно прожитого,

Да грубый осколок музейной пищали, Да чье‑нибудь слово… За пряслом овина, в лесном сельсовете Такое бывает:

Проснется былина, усядутся дети, А день догорает.

Из новых колосьев, из древней печали Завяжется слово – И вот уже снова гонцы прискакали С нагорий былого…

(Н. Т р я п к и н.)

Рига отличалась от овина большей простотой устройства. В ней, в частности, в отличие от ямного овина не было ямы (ямника) для печи или костра, теплом которой сушились снопы.

Оба слова встречались как на северных, так и на южных территориях. Иногда они употреблялись в одном том же говоре, что, естественно, было связано с некоторыми изменениями их значений. Так, в частности, в книге писателя Юрия Бородкина «Кологривский волок» читаем:

Как получить два урожая картошки и построить Ноев ковчег. Идеальная деревня моих родителей

Ночи в эту пору темные, но, если кто припозднится в дороге, не беда: в любой деревне можно зайти в овин, отдохнуть и побеседовать с каким‑нибудь старичком. В Шумилине, например, овины обычно топит Никита Соборнов. В костре у него картошка печется, так что и подкрепиться можно на дорожку.

Молотили в Ступневой Риге. Придут утром бабы, набросают из овина на ладонь горячих, окуренных дымом снопов, уложат их вдоль риги колосьями в середину и начнут выстукивать в четыре молотила. Работа эта требует особой сноровки и даже, музыкальности слуха, потому что стоит одному из молотильщиков сбиться с ритма, как все пойдет вразнобой.

Здесь овин – «помещение для сушки снопов», а Рига – «примыкающий к овину молотильный сарай».

К юго‑западу от Москвы в значении «молотильный сарай» распространено было слово клуня. Не исключено, что своим происхождением оно обязано литовскому языку, в котором klunas значит «ток».

Источник

Рига строение в деревне это что

Остров Кижи расположен в акватории Онежского озера среди вытянутых островов и полуостровов, называемых шхерами. Символом архипелага является ансамбль из колокольни и двух церквей: Преображенской и Покровской. Храмы построены без гвоздей, по древнерусским традициям. В действительности металлические предметы все же использовались — ими прикреплялись к куполам лемехи (деревянные пластины).

Как добраться

Пристань у музея принимает до десятка 3-х и 4-х палубных теплоходов в середине лета. Кижи можно посмотреть во время круизов Москва — Санкт-Петербург, Санкт-Петербург — Кижи, Москва — Соловки.

Кижи, теплоходы

Также на остров можно попасть из Петрозаводска на «кометах» (суда на воздушных крыльях). Стоимость билета 3500 рублей (туда и обратно, 2021 г.).

Кижи, комета из Петрозаводска

Карта

В 1966 году был основан музей-заповедник Кижи. На остров начали привозить постройки из соседних деревень для проведения реставрационных работ и лучшей доступности памятников для публики.

Что посмотреть

22-главая Преображенская церковь

Кижи, Преображенская церковь и колокольня

Преображенская церковь на острове Кижи — один из самых узнаваемых храмов. В 2020 году памятник прошлого, знаковый символ русского деревянного зодчества вновь во всей красе предстал после реставрации. Давняя история постройки связана с многочисленными мифами и легендами:

Согласно легенде, место под 22-главый храм Преображения определили Высшие силы. Трижды брёвна для строительства сплавляли по воде, и три раза плоты останавливались в одном и том же месте. Позже эту легенду опровергли учёные, доказавшие, что храм построен на месте церкви, которая была уничтожена ударом молнии в 1694 году.

Дома и церкви строились в то время с использованием топора без металлических гвоздей. И Преображенская церковь на острове Кижи — яркий пример такого строительства. Но и это утверждение истинно наполовину — сруб построен без единого гвоздя, а вот деревянные «чешуйки» на лемехах куполов крепились с использованием железных штырей — прообразов гвоздей. Преображенская церковь срублена из карельской сосны, а на покрытие куполов, бочек и барабанов ушло 30 000 осиновых лемехов.

Кижи, купола Преображенской церкви

Имя мастера доподлинно неизвестно. По одной из легенд, царь Пётр I, проезжая мимо острова Кижи, начертил будущий план церкви. По другой версии, здание соорудил мастер Нестер, причем единолично. Осмотрев построенную церковь, плотник произнес: «Не было, нет и не будет такой». А затем кинул топор в воду в знак того, что подобной красоты никто создать больше не сможет.

Но и эта легенда не нашла подтверждения. Храмы такой сложности создавались артелями плотников. Преображенский храм на острове Кижи — прообраз Покровской церкви в селе Анхимово, построенной также артелями плотников. Хотя храм Преображения совершенен и прекрасен.

Кижи, купола Преображенской церкви

Легенда рассказывает, что во время Великой Отечественной войны пилот из Финляндии Саксель не стал бомбить Кижи. Красота храма настолько поразила, что тот вопреки приказу развернул самолет, скинул бомбы в Онежское озеро и улетел. Эта легенда также не оправдалась. Ветераны страны Суоми утверждали, что приказа об уничтожении строений острова Кижи никто не отдавал, и Саксель всё путает.

В 1980-е годы храм пришел в аварийное состояние и был опечатан. Стены просели, бревна повело в стороны, а купола накренились. 40-метровое сооружение, часть Всемирного наследия ЮНЕСКО, было готово рухнуть. Для сохранения Преображенской церкви внутри установили металлический каркас.

Кижи, стены Преображенской церкви

В 2009 году началась реставрация храма. Чтобы заменить каждый элемент, мастера в прямом смысле подвесили храм в воздухе. Снизу до верха разбирался каждый ярус. Ветхие бревна заменялись на новые, а сохранившиеся получше «подлечили».

66% старых конструкций было сохранено. Восстановлен и внутренний декор. На место поставили иконостас, насчитывающий 150 икон. Отреставрировали массивные рамы и царские врата. Вместо утраченных 200 деталей вырезали новые, да так искусно, что разницу увидеть можно только вблизи.

Новое сусальное золото, которое выглядит ярче, специально затемнили.

Иконостас Преображенской церкви

Кижи, иконостас Преображенской церкви

автор: А.А. Александров

Иконостас длиной 24 метра, а высотой 7 метров. По количеству икон четырехрядный иконостас опережает другие храмы Русского Севера. Сложная конфигурация, отличается обилием золота, красочностью икон и искусной резьбой иконостасной рамы. Сложно поверить, что виноградные лозы, цветы, бутоны и листья вырезаны вручную из цельных кусков дерева.

Реставрация Преображенской церкви на острове Кижи завершена в 2020 году. 3 июня 2021 года состоялось открытие храма.

Колокольня

Кижи, колокольня

Отдельно стоящая шатровая колокольня Кижского погоста построена в 1874 году по образу и подобию старой звонницы, на месте которой возведена.

Колокольня имеет нетипичные пропорции. В основании — высокий четверик, а над ним — низкий восьмерик. Колокольня на острове Кижи — единственная колокольня на Русском Севере с такими пропорциями.

Начиная с 1929 года, колокольня пребывала в безмолвии, поскольку колокольный звон запретили. Только через 60 лет, в 1989 году, вновь зазвучали 12 колоколов — девять старинных и три вновь отлитых.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Кижи, Покровская церковь

Преображенская церковь — это летний храм, а церковь Покрова Пресвятой Богородицы на острове Кижи построена в 1764 году специально для зимних служб. Вторые церкви в северных погостах, как правило, меньше первых для упрощения обогрева. Службы в Покровской церкви проходили от праздника Покрова (14 октября) и до Пасхи.

Первоначально Покровская церковь была одноглавой и отапливалась печами, но после пожаров и последующих реставраций превратилась в многоглавую. Теперь девять главок перекликаются с двадцатью двумя главками Преображенской церкви.

Кижи, главы Покровской церкви

Последняя реставрация храма прошла в 1949–1959 годах по проекту архитектора А. В. Ополовникова.

Высота церкви — 26 метров, длина — 32 метра, а ширина — 8 метров, материал — сосна и осина.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на острове Кижи — действующий храм, службы в котором проходят с мая по октябрь.

Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря

Кижи, церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря

По преданию, церковь Воскрешения Лазаря построена на восточном берегу Онежского озера преподобным иноком Лазарем Муромским. Храм, возведенный в последнем десятилетии XIV века, стал первой постройкой будущего Муромского монастыря. Это миниатюрная церковь, вмещающая 5–6 человек.

Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря — самый древний памятник деревянного зодчества в России. Возводился храм в то время, когда здания были простыми. И красота их передавалась также простыми формами. В ней есть пропорциональность и гармония. Три крыши разной высоты и крутизны придают сооружению своеобразный ритм, делая выразительным силуэт.

По преданию, пропорции храма производят гармонизирующее действие на физическое и психическое здоровье людей. Известно, что сам Преподобный Лазарь жил 105 лет. Церковь прослыла исцелительницей болезней. Каждый год в день летнего солнцестояния, 23–24 июня, к храму съезжались богомольцы.

В 1959 году храм Муромского монастыря разобрали и на плотах перевезли на остров Кижи, где реставрировали по проекту архитектора Александра Ополовникова. В церкви сохранился двухъярусный иконостас, состоящий из 17 икон XVI–XVIII веков, это один из древнейших иконостасов миниатюрных церквей Севера.

И хотя нет документов, подтверждающих точную дату создания храма, но можно с уверенностью сказать, что первые деревянные православные храмы выглядели также, как церковь Воскрешения Лазаря, находящаяся на острове Кижи. О древности постройки говорят архитектурно–конструктивные приемы, свойственные концу XIV века.

Ветряная мельница из деревни Волкостров

Кижи, ветряная мельница

На остров Кижи в 1959 году привезли ветряную мельницу из деревни Волкостров Медвежьегорского района, которую построил крестьянин Биканин в 1928 году. Мельница оснащена поворотным кругом и воротилом — бревном-рычагом, с помощью которого поворачивают сооружение в том направлении, откуда дует ветер.

Мельница в рабочем состоянии и может использоваться для помола зерна.

Часовня Михаила Архангела

Кижи, часовня Михаила Архангела

Часовня поставлена в последней трети XVII столетия в деревне Леликозеро, которая относилась в то время к Спасо-Кижскому погосту. На остров Кижи строение перевезли в 1961 году. Часовня состоит из молитвенного помещения, трапезной и крыльца со звонницей.

Многие заонежские храмы подверглись разорению, но часовня Михаила Архангела избежала этой участи. Ценность представляет первоначальный, сохранившийся с конца XVII века двухрядный иконостас, а также другие иконы, поступившие в храм позже.

Кижи, часовня Михаила Архангела

В часовне Михаила Архангела на острове Кижи сохранилась редкая живопись — композиция «небес» с изображением праотцов.

Баня, которая топится по-чёрному

Кижи, баня

Бани на севере ставили на берегу водоемов. Поэтому здесь баня также установлена на берегу Онежского озера. Эта баня срублена в начале XХ века в деревне Мижостров Пудожского района Карелии. Строение перенесли на остров Кижи в 1973 году.

Баня на острове Кижи

Бани топились по-чёрному: дымоход не был предусмотрен конструкцией. Дым выпускали через открытую дверь во время топки. Внутри бани сложена печка-каменка из ледниковых валунов, которую сильно топят. Затем угли и несгоревшие головёшки выбрасывали. Через два часа угарный газ уходил, вот только тогда в бане можно было начинать процедуры.

Дом Ошевнева

Кижи, дом Ошевнева

Дом крестьянина Ошевнева построен в 1876 году в деревне Ошевнево, расположенной на Большом Климецком острове Медвежьегорского района Карелии. Постройка стала первым экспонатом, перевезённым на остров Кижи, и случилось это за 15 лет до основания на острове музея, в 1951 году. Проект восстановления дома Ошевнева выполнил тогда ещё неопытный реставратор Эмиль Ильин в 1951–1958 годах при участии Александра Ополовникова.

Дом Ошевнева в музее Кижи — это дом типа «кошель», то есть комплекс, в котором жилые и помещения для ведения сельского хозяйства объединены под одной двускатной крышей. Причем, вершина кровли проходит не над серединой комплекса, а по середине жилой части сооружения. Поэтому один скат крыши крутой, а другой — пологий и намного длиннее.

Размеры комплекса — 8 на 18 на 22 метра, а объём строений — 2,5 тысячи куб. метров. Площадь жилых помещений 150 кв. метров. В доме жила семья Ошевневых из 18 человек.

Крыльцо расположено со стороны озера, а крытый двор выходит к огороду. На первом этаже отапливаемая изба для зимы и кладовые. На втором этаже — летняя светёлка, в которой обитали только в теплое время.

Балкон-гульбище опоясывает жилую часть с трёх сторон на высоте второго этажа. Торцевые фасады имеют фронтоны (треугольные завершения) с чердачным окном и балконами.

Хозяйственные помещения, как и жилые, разделены на два этажа. На первом хлев, а наверху — сарай и сеновал. В можно было заехать даже на лошади с повозкой по наклонному бревенчатому помосту (взвозу), который располагался с южной стороны здания.

Строение украшено искусной резьбой. Внутри дома подлинная мебель, инструменты и бытовая утварь. Убранство жилища характерно для дома зажиточного крестьянства Заонежского полуострова конца XIX.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...