Рига (постройка)
- Ри́га — хозяйственная постройка с печью для сушки и обмолота снопов зерновых культур, используемая в сельском хозяйстве на Русском Севере до середины XX века.
Представляла собой высокий (до 20 венцов) сруб площадью около 30—40 м² с полом из уложенных на балки деревянных плах, с потолком в виде сплошного бревенчатого наката, низкими дверями и окнами-отдушинами. Печь (часто «чёрная») располагалась, как правило, рядом со входом.
Связанные понятия
Водяна́я ме́льница — гидротехническое сооружение, использующее гидроэнергию, получаемую с водяного колеса, движение которого выполняет полезную работу посредством зубчатой передачи. Для усиления энергии воды реку перегораживают плотиной, в которой оставляют отверстие для струи воды, вращающей водяное колесо (ср. выражение «лить воду на мельницу»).
Сара́й (тюрк. *saraj: башк. һарай, каз. сарай, узб. saroy) — общее название крытых неотапливаемых нежилых помещений для хранения различного имущества, содержания скота либо хранения сена. Может также входить в тюркские названия дворцов и населённых пунктов вокруг них (Бахчисарай, Старый Сарай, Сараево).
Сравниваем сёла Украины и России.
Ови́н — хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой. Овин обычно состоял из ямы, где располагалась печь без трубы, а также из верхнего яруса, куда складывали снопы. Согласно народным поверьям, в овине обитает овинник. Овины строились в районах с недостаточным числом солнечных дней, например, в центральной и северной России, Белоруссии.
Овча́рня, или коша́ра — помещение для содержания овец. Для комфортного содержания животных она должна быть сухой, просторной и без сквозняков, но при этом должна обеспечиваться хорошая циркуляция воздуха. Овцы плохо переносят температурные перепады, поэтому овчарня должна быть утеплена и иметь систему отопления, равномерно прогревающую помещение в холодные времена года. Кроме этого овчарню часто делают с низкими стенами (высотой 1-1,2 м), утеплённой крышей, земляным полом и обеспечивают хорошее освещение.
Упоминания в литературе
Согласно Н. Харузину, развитие построек финских племен шло от шалаша kota и землянки moakuoppa к наземному срубу. Баня считается самой примитивной постройкой, она – прообраз древнего жилища. Найденные археологами в Карелии остатки жилищ XII века имеют много общего с современными банными постройками[64].
Именно от нее исследователи ведут историю развития карельского дома, да и всей крестьянской усадьбы карела, которая включает в себя дом, хлев, амбар, баню и Ригу. Исходной формой жилища у финно-угорских народов Севера являлся четырехугольный «первобытный сруб, обращенный в баню»[65]. В финской провинции Хяме еще в XVIII веке баня и дом были единым пространством[66].
Благодаря экстенсивной подсечно-огневой форме земледелия шло быстрое освоение огромных таежных пространств, и на стадии перехода к оседлому образу жизни в качестве временного жилища карелами стала использоваться «срубная постройка с простейшим очагом-каменкой»[67]. Для ее возведения требовалось немного и времени, и сил, и материала. Такие промысловые избушки (они так и назывались kalasauna рыбацкая баня или meccukyly лесная баня) карельские рыбаки и охотники строили вплоть до второй половины XX века.
Насколько в Латвии сдал Раймонд Паулс? | КРИМИНАЛЬНАЯ ЛАТВИЯ+
Связанные понятия (продолжение)
Гумно́, гувно или ток (старорусское токъ, укр. тiк, болг. ток, польск. tok) — расчищенный, часто огороженный, утоптанный участок земли, на котором в крестьянских хозяйствах складывали скирды необмолоченного жита, проводили его обмолот, а также веяние зерна.
Каре́тник — постройка для карет, лошадей, сопутствующих приспособлений и нужд. Как правило, деревянное, реже каменное, отдельно стоящее одноэтажное здание. В состав здания обычно включались экипажный сарай (при необходимости — два), конюшня с несколькими стойлами, крытый дворик с навозной ямой и ле́дник.
Коро́вник — помещение для содержания коров, вариант хлева, имеет стойла с кормушками и привязями, навозный канал, окно для удаления навоза. В современных коровниках труд сельскохозяйственных работников, в основном, механизирован. Современной промышленностью освоено производство аппаратов машинного доения, измельчителей кормов, разного рода кормодробилок, корнерезок, соломосилосорезок, а также навозных транспортёров.
Постоялый двор (также заезжий дом) — в Российской империи, тип недорогой гостиницы — помещение для ночлега с двором для размещения лошадей и экипажей. В постоялом дворе обычно имелся также трактир.
Коню́шня — помещение для содержания лошадей, обычно представляет собой постройку, разделённую на индивидуальные для каждой лошади секции, которые называются денниками и стойлами.
Крупорушка (от слов «крупа» и «рушить») — небольшое предприятие или машина по очистке и переработке зерна в крупу, а также машина для приготовления крупы из зёрен.
Клеть — помещение, комната в строении, здании, а также отдельная постройка хозяйственного назначения. В обычном русском жилище клетью называется, как правило, неотапливаемое помещение (сруб), примыкающее посредством сеней к избе. Изначально же клеть — это главная составляющая почти любой постройки в русском деревянном зодчестве. Клеть использовалась не только как помещение для хранения имущества (чулан, кладовая), но и как летнее жилище, спальня. В настоящее время за словом «клеть» закрепилось значение.
Ме́льница — механизм для измельчения чего-либо. Классическим примером мельницы служит мукомольная мельница. Одним из видов ручной мельницы является жёрнов.
Со́пка — это вид монументальной (высокой) погребальной насыпи курганного типа, соответствующий культуре Сопок. В настоящее время под сопкой понимается монументальное курганное сооружение с погребениями по обряду трупосожжения.
Скотово́дческая мы́за (нем. Hoflage, эст. karjamõis) — мыза, которая представляла из себя расположенный недалеко от главной (рыцарской) мызы комплекс зданий и сооружений, где жила часть работников мызника и содержалась часть мызного скота или размещалось какое-либо производство.
Тракти́р — устаревшее название гостиницы или постоялого двора с харчевней или рестораном, обычно дешёвого класса.
Ле́дник — помещение для складирования скоропортящихся пищевых продуктов, в котором охлаждение производится при помощи льда. В зависимости от конструкции, назначения и запасов льда различают.
Маслобо́йка (па́хталка — от «пахта») — приспособление для изготовления сливочного масла из слегка скисшего молока, сливок или cметаны, путём сбивания — механического воздействия на обрабатываемый продукт.
Церко́вная мы́за (лат. Bona ecclesiastica, нем. Kirchengut, эст. kirikumõis) — в XV—XX веках большое земельное владение в Пруссии, некоторых других странах Европы, а также в остзейских губерниях Российской империи, принадлежавшее церкви.
Жеребя́тки (Жеребя́та) (фин. Serepetta) — упразднённая деревня на территории Гостилицкого сельского поселения Ломоносовского района Ленинградской области.
Межева́я кни́га — документ имущественного характера, дававший детальную информацию о размерах и границах земельных владений.
Сельская усадьба (крестьянская усадьба, агроусадьба) — дом в сельской местности для одной семьи, обычно с огражденным двором, включает жилище, место для скота, для хранения инвентаря, огород, иногда сад. В XXI веке термин часто используется для обозначения объектов сельского туризма — мест проживания и отдыха туристов.
Тёс — тонкие доски из древесины различных пород, получаемые путём продольной распиловки бревна. Первоначально тёсом назывались доски, получаемые из брёвен, которые обычно предварительно раскалывались вдоль с помощью клиньев, а затем обтёсывались. Отсюда название — «тёс».
Выгон — земельный участок, покрытый растущими на нем различными кормовыми травами, используемый как пастбище для скота. Как правило, земля там имеет невысокую урожайность.
Квадратная са́жень (или саже́нь) — старорусская единица измерения площади (поземельная), упразднённая с переходом Советского Союза на метрическую систему. Мера площади, имеющая в длину и ширину по одной сажени. Равнялась 9 квадратным аршинам, 49 квадратным футам, 2304 квадратным вершкам или 7056 квадратным дюймам. В метрической системе квадратная сажень составляет 4,55 м2 или 1/22 ара («сотки»), если полагать размер аршина равным 71 см.
Ко́нная Ла́хта — исторический район Санкт-Петербурга (Приморский район), примыкает к Ольгино с севера. Включён в черту города 17 января 1963 года. В настоящее время входит в состав внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Лахта-Ольгино.
Село Михаила Архангела, на 1917 год — населённый пункт на левом берегу Невы за Невской заставой, между селом Смоленским и Фарфоровой колонией в 11 верстах от городской черты по Шлиссельбургскому тракту. В селе располагались.
Свина́рник — ферма, одиночное сооружение для выращивания и откорма свиней. В свинарниках, как правило, присутствуют области с грязью. Есть три причины, по которым свиньи, преимущественно чистые животные, создают такие условия жизни.
Дом моли́твы — название богослужебного сооружения (церкви) у евангельских христиан (баптистов, пятидесятников), адвентистов седьмого дня и некоторых других протестантских деноминаций в России. В настоящее время в том же значении чаще употребляется термин «церковь» или «церковное здание», а «дом молитвы» встречается чаще в провинции, чем в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург.
Побо́чная мы́за (нем. Beigut, эст. kõrvalmõis) — вид рыцарской мызы; экономическая единица, которая вместе с одной или несколькими рядом или недалеко расположенными мызами принадлежала одному владельцу и составляла с ними единое хозяйство.
Ха́та (от др.-венг. формы современного венг. ház «дом» или от др-иранского; ср. также нем. hütte, англ. hut — «хижина») — традиционный дом украинцев, белорусов, западных и южных русских, части поляков, с печью, как правило с четырёхскатной соломенной или камышовой кровлей.
Скирда́, скирд — плотно сложенная, сужающаяся кверху масса сена, соломы или снопов, которой придана продолговатая прямоугольная двускатная форма, предназначенная для хранения под открытым небом.
Земля́нка — углублённое в землю жилище, прямоугольное или округлое в плане, с перекрытием из жердей или брёвен, засыпанных землёй.
Долблёные деревянные изделия — состоят из предметов, в основном крайне необходимых в домашнем обиходе крестьянина XIX века и сделанных преимущественно из цельных кусков дерева, которым придана соответствующая форма посредством обтески или оскабливания снаружи и удаления внутренних частей выдалбливанием.
Се́ни (сенцы) — входная часть (прихожая) традиционного русского дома; неотапливаемое и нежилое помещение, несущее несколько функций.
Архитектура донских казачьих станиц — традиционные жилища донских казаков в разные периоды истории России.
Русское традиционное жилище — в русской традиционной культуре, широко бытовавшей ещё в конце XIX — начале XX веков, представляло собой сооружение из дерева — избу, построенную по срубной или каркасной технологии. Реже, в основном, на юге, бытовали каменные, глинобитные жилища. В традиционном виде к настоящему времени почти не встречается, но его традиции сохраняются в архитектуре сельского жилища, а также в дачном строительстве.
Лопа́та — ручной инструмент для работы (копание, расчистка, перенос) с грунтом, представляющий собой лоток (полотно), насаженный на рукоять (черенок). Общепринятое название всех прямых лопат — штыковые — произошло от слова «штык».
Глинобитные строения — архитектурные сооружения, стены которых возводятся из глины (или из земли, но, в отличие от землебитных строений, обязательно содержащей значительную примесь глины), частицы которой плотно соединяются между собой посредством запрессовки. Иногда глина смешивается с соломой (см. Саман) или вереском.
Шала́ш — простейшее лёгкое укрытие, представляет собой сооружение, изготовленное по технологиям плетения из жердей и палок, покрытых ветками, дёрном, травой и т. п., защищающее от ветра, зноя, холода и осадков.
Зава́линка (синоним призба — при избе, укр. призьба, белор. прызба) — сооружение-насыпь вдоль наружных стен в основании по периметру деревянного дома (бани), служит для предохранения постройки от промерзания зимой. Завалинка может быть просто земляной насыпью вдоль стен. В более продвинутом варианте устраивается из досок, тёса (которые для красоты иногда даже белятся известью) или жердей, установленных на расстоянии 30—50 см от стен дома; в образованное пространство засыпают (заваливают) опилки.
Соломенный дом — метод натурального строительства зданий из строительных блоков из прессованной соломы. Дома, построенные из соломы, зачастую строятся в различных экологических посёлках, демонстрационных проектах и т. д.
Жердь — тонкий длинный ствол дерева, очищенный от сучьев и ветвей, используется при строительстве изгородей, навесов, крыш и другого.
Лесопилка, лесопильня — предприятие первичной переработки леса на лесоматериалы в системе лесозаготовительной промышленности.
Кыуыш (ҡыуыш) — временное жилище башкир во время кочёвок. Распространен у народов Поволжья, Восточной Европы (двускатные), Западной Сибири и Урала (конические).
ИсточникМамино детство. Рига и гумно
Как-то я спросил маму, чем отличается понятие «гумно» от понятия «Рига»? Я слышал, что они использовались в прошлом для обработки урожая зерновых. Из детства в деревне я помнил, что там было большое бревенчатое здание, уже заброшенное в конце 50-х годов. В колхозе уже убирали и обмолачивали урожай с помощью комбайнов.
А в рассказах мамы о своем довоенном детстве иногда мелькали слова — гумно или Рига. Решил разобраться.
На сайте https://ru.wikipedia.org/wiki/Гумно (Википедия) нашел определение:
Гумно — огороженный участок земли в крестьянском хозяйстве, предназначенный для хранения, молотьбы, веяния и другой обработки зерна. На гумне может стоять деревянное сооружение, называемое Рига или овин, в котором сушатся снопы и молотится зерно. Также для молотьбы зерна может быть возведён отдельный деревянный сарай, называемый клуня. Иногда под гумном понимают одно большое деревянное сооружение, построенное для вышеперечисленных целей. В больших хозяйствах для надсмотра за гумном назначается человек, называемый гуменщиком или гуменным.
На Новгородском сайте http://www.novgorod.ru/ приведена статья с описанием этих понятий и фотографиями. Так как Псковские земли осваивали выходцы из Новгорода, то технологии и культура этих русских земель близки. В указанной статье сказано:
«Гумна — производственные постройки, предназначенные для сушки и обмолота зерновых (ржи, ячменя, пшеницы, овса) и семенных (конопли, льна, гороха). На Новгородчине они почти полностью исчезли, хотя когда-то были в каждой деревне да и не по одному, а по несколько штук. Богатые или среднего достатка хозяйства имели собственные гумна, хозяйства победнее имели гумно на два-три двора…». Там же приведено фото гумна, которое было похоже на то колхозное, которое я видел в детстве в Озерцах Гдовского района.
Я спросил маму, чем отличается гумно от риги, то она рассказала следующее.
Когда они жили на хуторе Белый, то там у них был большой участок земли (около 2 га). Там стоял их дом с хозяйственными постройками во дворе (сараи, хлев для скота и птицы). За ними поля для огорода и посевов. Здание гумна и риги стояло на границе участка у дороги на Максимов хутор.
Так вот гумно – это своего рода крытый ток с большими воротами, чтобы через них можно было въехать на телеге, на которую высоко нагружены снопы сжатых зерновых или льна. Пол в гумне был ровно покрыт глиной. Здесь из снопов с колосьями добывали зерно.
Рига – это помещение с большой печью и антресольными полками из тонких бревен. Между бревнами полок были зазоры для прохода теплого воздуха, поднимающегося снизу от печи к крыше. На эти полки укладывали снопы (вернее ставили колосьями вверх) для высушивания, если погода была сырая, или для досушивания после сушки в поле на солнце. В поле снопы долго сушиться не могли, т.к. колосья могли перезреть и осыпаться. Под свесами крыши в стенах делали небольшие окна – продухи, чтобы создавалось проветривание.
После сушки снопы развязывали и выкладывали на полу в круг колосьями к центру круга для обмолота – выбивания зерен из колосьев. В новгородской статье сказано:
«Молотили обычно несколько человек, от 4 до 8. Снопы расстилали на полу (раньше любой пол или настил на улице назывался мостом). Укладывали в два ряда колосьями друг к другу и внахлест. Работники выстраивались в два ряда у комлей снопов (развязанных!) лицом друг к другу. И по команде (иногда молчаливой) опытного крестьянина включались в работу. Важно было выдержать ритм. Ударяли цепами порознь, чтобы не задеть друг друга, что случалось крайне редко, и не ударить цепом о цеп.»
То есть по новгородской версии снопы укладывали не в круг, а в два параллельных ряда.
А в гумне на хуторе Белый и в Озерцах для обмолота люди становились в круг с цепами. Цеп – это палка как у косы, на конце которой вместо косы на ремне или цепи крепилась (болталась) колотушка – не длинная палка, которой били по колосьям. При круговом обмолоте люди становились боком к снопам друг за другом. Мама говорила, что все одновременно наносили удар цепом по колосьям.
Затем все одновременно продвигались на шаг и снова наносили удар. И так далее.
Затем граблями с длинными деревянными зубьями обтряхивали колосья, а солому убирали. В кругу оставались колосья с остями, зерна и сорняки. Все это собирали и ссыпали на черновой грохот в гумне – это большое сито на веревках с большими ячейками и большими размерами – около 2 метров. Здесь отсеивали сорняки. Потом веяли на грохоте для отсева остей.
Обычно грохот подвешивали в проеме ворот, чтобы ветром сдувало ости и шелуху. Добивались получения зерна без колосьев, остей, но в полове (наружной шкурке зерна).
В новгородской статье сказано:
«Теперь вряд ли кто увидит старейший способ ручной молотьбы. Он отмер, уступив место комбайну, но пройдя несколько промежуточных временных этапов, связанных с механизацией обмолота, провеивания зерна, мятия льна, конопли и некоторых других небольших работ…
Молотилки, веялки, льномялки появились уже к началу XX столетия. Но их было крайне мало. Принадлежали эти механизмы, приводимые в движение вручную, обычно помещикам или очень богатым крестьянам, кулакам. Позже, при колхозах таких «ручных» механизмов стало больше. Затем в послевоенные годы широкое распространение получили приводы на бычьей и конной тяге.
Рядом с гумном, обычно сбоку, устанавливался вертикальный вал с очень большой горизонтальной шестерней. Шестерня поддерживалась подкосами. Вал внизу упирался в подпятник, вверху удерживался балками и втулкой. К валу приделывались дышла, обычно четыре, но могло быть три или два. К дышлам припрягались лошади.
На некотором расстоянии шестерня обносилась дощатой стеной с окошками, стена перекрывалась конусной крышей. Лошади, подгоняемые обычно пацанами, ходили по кругу. Движение шестерни передавалось на цевку, насаженную на горизонтальный вал, а оттуда через отверстие в гумне на те же молотилки, веялки, льномялки…».
В Озерцах в 50-х годах в гумне стоял паровик – паровая машина на колесах, похожая на паровоз. Она использовалась для привода в движение самых разных механизмов в гумне и пилорамы снаружи здания. Для передачи движения здесь применялись длинные ременные передачи с огромными колесами. Паровик в деревню притащили военные, когда освободили Гдовский район весной 1944 года от немцев. Это была «бартерная» операция в обмен на лошадей, которые они забрали для нужд армии в колхозе.
Совершенствование и механизация сельскохозяйственных операций все более исключает ручной труд и технологические приемы. Города могут накормить крупные агропредприятия, оснащенные всеми необходимыми ресурсами. Время мелких хозяйств уходит. Однако тот старинный опыт может пригодиться в форс-мажорных обстоятельствах – крупные катастрофы глобального характера.
Вот тогда может и пригодиться опыт выживания наших предков, когда вдруг не окажется нужной техники, складов, производств, транспорта. Когда вдруг еда перестанет появляться в магазине.
В деревне Озерцы, куда семья мамы и с другими семьями с хутора Белый были переселены в 1939 году, здания гумна и риги до войны были скотными дворами. В отдельном здании был телятник, а там, где после войны было гумно и пилорама, был скотный двор для взрослого стада коров. Свинарник был у озера там, где из него вытекала наша речка.
Овчарни для овец были на дальнем конце деревни за часовней рядом с конюшней. Поэтому в районе лесопилки было поле без леса. Здесь был выгон для скота.
В моем в детстве в 50-х годах детей в деревне было много, особенно летом, когда сюда приезжали семьи из Питера с детьми в отпуск и на каникулы. Лучшим местом для наших игр у нас было здание риги, где был много разных помещений для пряток, а также огромный навал бревен для распиловки на пилораме. А еще нам нравилось кататься на тележках пилорамы по рельсам.
В начале 50-х, когда мне было года 3-4, я видел, как растапливали топку паровика. Вокруг суетилось много народа. Потом начинало крутиться его огромный шкив диаметром больше метра. Колесо начинало двигать широкие ремни и колеса, подвешенные на стенах. С колеса на стене ремень передавал вращение колесо пилорамы, стоящей под навесом на улице.
Если нужно, то ремни надевали на приводное колесо веялки, льномялки или механического сита, или для вращения жерновов мельницы, когда нужна была мука.
В начале 60-х мой дядька Леня работал трактористом и на тракторе «Белорусь» он с деревенским умельцем Августом придумали, как заменить паровик. В тракторе из коробки передач вывели конец вала. На него насадили шкив под широкий ремень. Надевали ремень на этот шкив, заводили двигатель трактора на холостом ходу и шкив начинал вращаться и ремнями приводили в движение пилораму.
Надо сказать, что в 1962 году в деревне еще не было электричества. Вот так народ находил решение проблем.
ИсточникЭлектронная библиотека
публикации о музее-заповеднике «Кижи»
Скобелев О.А. (г.Петрозаводск)
Рига с гумном – хозяйственный комплекс заонежан
Аннотация: В статье рассматривается устройство, особенности бытования и история риг с гумном в Заонежье. Проводится историко-хозяйственная «параллель» между возникновением и развитием крестьянского жилого дома-комплекса и крестьянского «хлебного» комплекса – риги с гумном под одной крышей. Ставится вопрос о музейной реконструкции (макетировании) заонежской риги с гумном.
Ключевые слова: Рига; гумно; деревянная архитектура; Заонежье;
Summary: The article describes the structure, use and history of buildings for drying and threshing grain in Onega Lake region. A parallel is drawn between the origin and evolution of the peasant compound house and the complex of the mentioned structures built under the same roof. An issue is raised on their modelling in the museum.
Keywords: threshing barn; threshing floor; wooden architecture; Onega Lake region;
Риги с гумнами, построенные под одну крышу, явились очередным и, как оказалось, последним этапом развития традиционных хозяйственных построек, применяемых преимущественно для сушки и обмолота зерновых, у заонежских крестьян. Рига с гумном была отличительной особенностью многих хозяйств «прожиточных» крестьян; часто ею владели и крестьяне обычного, «посредственного» состояния, как, например, Елизаровы из д. Потаневщина, расположенной недалеко от Кижей. [1] Подобными Ригами могли пользоваться зачастую не только хозяева, но и соседи по деревне. Совместное соседское пользование хлебосушильнями являлось характерной чертой быта всей олонецкой деревни – об этом говорят многочисленные заметки в «Олонецких губернских ведомостях» (далее – ОГВ). [2] [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
Обычным было и совместное строительство хлебосушилен, в том числе и риг с гумнами, деревенскими соседями. [3] П.О.Коренной в своей статье «Сельское хозяйство в Заонежье» отмечает, что идущий издревле «порядок общинных риг сохранился до сих пор». [4] Крестьянка деревни Воробьи, младшая современница Коренного, подчеркивает, что если строили Ригу вскладчину, то делали ее обязательно с гумном. [5]
Возникновение и развитие гумен как отдельных больших помещений прежде всего для обмолота и веяния зерна, было обусловлено тяжёлыми климатическими условиями конца осени и, конечно, зимы, когда выполнение этих длительных и жизненно важных работ на открытом воздухе становилось невозможным, а в тесной и жаркой Риге – весьма вредным для здоровья. Молотьба обычно не заканчивалась вскоре после жатвы, а продолжалась и осенью, и даже зимой. О зимней молотьбе говорят и многочисленные воспоминания заонежан, [6] и сообщения о пожарах хлебосушилен в колонке «Происшествия по губернии» ОГВ – пожары риг и овинов с хлебом случались всю зиму, а изредка, самые поздние из зафиксированных, даже и в мае. [7]
В таких условиях размещение сушильни-риги и крытого тока-гумна бок о бок было весьма оправданным. Как к жилью пристраивается под одну крышу хозяйственная часть дома, так и к отапливаемой Ригаче со временем начинают пристраивать гумно. Семьи, с удобством жившие в домах-комплексах, стремились, по всей видимости, создать удобный, не зависящий от капризов погоды, хозяйственный комплекс и вне дома – для сушки и обмолота снопов и других работ. Поэтому возможно, что в Заонежье, как и в других районах Русского Севера, развитие «хлебных» хозяйственных комплексов (риг с гумнами) шло в неразрывной связи с развитием жилых комплексов (домов).
Конечно, есть яркий противоположный пример олонецких карел, которые строго (за редким исключением) придерживались своей одиночной Ригачи без гумна издревле и вплоть до середины ХХ в., несмотря на то, что проживали в домах-комплексах. [8] Думается, что «дедовская» Ригача сберегалась южными карелами в столетиях как одна из составляющих самобытной культуры народа. Рига с гумном, видимо, считалась у них «русской» постройкой и характеризовала, в частности, материальную культуру заонежан, ведших свое происхождение от новгородцев. (Рис.1)
О времени появления «хлебного комплекса» в Заонежье можно судить только косвенно, по немногочисленным сведениям из географически и культурно близких к нему районов. Уникальными документами являются планы Тихвинского посада 1678 и 1679 гг. [9] Подробное рассмотрение изображений дворов и хозяйственных построек монастырских слобод и деревень, проведенное М.И. Мильчиком, показывает, что уже в последней четверти ХVII в. в деревнях имели распространение дома, состоявшие из жилых изб, к задней стене которых примыкали хозяйственные клети, к которым, в свою очередь, пристраивались крытые хлева или пригоны для скота. Это самое распространенное жилище древней Руси – «изба, да клеть, а промеж ними сени» являлось преддверием «зарождения большого северного дома, завершающего собой многовековой путь развития народного жилища на русском Севере». На этих же планах, в числе других строений, изображены «гумна, стены которых забраны в столбы, и рубленные овины, где сушили зерно». [10] (Рис.2) [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
Представляется возможным продолжить анализ приведенного изображения гумен с овинами. Судя по их внешнему виду, овины являлись верховыми, так как отсутствуют уширения-подлазы в нижней части срубов. Поскольку однокамерный верховой овин внешне трудноотличим от высокой риги (их можно отличить только по сажальному окну выше двери, которое на рисунке явно не просматривается), то, возможно, что на плане изображены не овины, а риги, тем более, что северо-руссы часто все хлебосушильни – как овины, так и риги – называли «овинами». Гумна пристроены к задним стенам овинов, значит, между овином и гумном обязательно была дверь. На боковой стене гумен изображены широкие ворота, – их наличие говорит о том, что зерно провеивали в гумне, открывая ворота и устраивая сквозняк; а, значит, на противоположной, невидимой стене, напротив первых почти обязательно должны быть вторые ворота. [11] Возможно, в гумно могли и заезжать с возом снопов, въезжая в одни ворота и выезжая в другие. Очевидно, что планировка и устройство комплекса овина с гумном практически не отличается от подобных комплексов Олонецкой губернии ХIХ – первой половины ХХ в.
Таким образом, мы видим на планах Тихвинского посада много «неполных» жилых комплексов, «зачатков» больших северных домов грядущего ХVIII в.; им соответствуют уже сформировавшиеся хлебные комплексы – овины с гумнами.
Переходя к ХVIII в., мы находим, что одновременное массовое бытование жилых и хозяйственных комплексов на Русском Севере, по соседству с Заонежьем (всего в 50 км по прямой), а именно в Выгорецком раскольническом общежительстве, отмечает документ, датируемый 1739 г. – «Описание в Выгорецком общежительстве деревяннаго здания». [12] В этой переписи деревянных строений знаменитого старообрядческого общежительства «риги с крытыми гумнами где хлеб молотят» зафиксированы в количестве 62, в то время как одиночных риг насчитывалось всего 8; домов-комплексов – «изб с сенми, с чуланами, с дворами и с сараями, с хлевами скотскими» – 165, в то время как «изб с сенми», без дворового комплекса, переписано всего 83. Мы видим, что «хлебные» комплексы решительно преобладали над одиночными сушильнями, а дома-комплексы составляли две трети от общего числа крестьянских жилищ.
Волею судеб Заонежье было связано с Расколом с самого его начала неразрывными духовными и родственными связями. Когда в 1694 г. был основан Даниловский «раскольнический монастырь» на реке Выг, туда переселилось множество жителей Толвуи, Кузаранды, Фоймогубы, Космозера, Шуньги и других деревень. [13] Несомненно, что хозяйственное и духовное взаимовлияние между Заонежьем и Выгорецией было велико и кажется очевидным, что многочисленные переселенцы-заонежане могли привнести в «старообрядческую республику» свои приемы хозяйствования и плотницкие достижения, в том числе и привычные им дома-комплексы и риги с гумнами.
Переходя к Заонежью ХIХ в., обратимся к «Этнографическим заметкам о заонежанах» П.Н. Рыбникова, в которых он подробно описал и типичный заонежский дом-комплекс, и типичную заонежскую Ригу своего времени. Приведем, с некоторыми сокращениями, его описание: «Рига состоит тоже из двух отделений, – из риги собственно и гумна. Рига бывает квадратная, каждая стена около двух сажен… К одной из стен риги пристраивается гумно. Ширина его равна Риге, но оно несколько длиннее ее. В гумне производится молоченье и чищенье измолоченного хлеба». [14] Как видим, у Рыбникова типичная заонежская Рига однозначно «состоит из двух отделений» – собственно риги и гумна. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
Заметим, что по классификации В.П. Орфинского, описанная Рыбниковым заонежская Рига с гумном имеет шифр «2-В/1/2», который раскрывается следующим образом: типологическая группа: южная (2) – тип: двухкамерные риги со специальным помещением для обмолота – гумном (В) – вариант: с недоразвитым гумном (1) – подтип: с двускатной крышей (2). [15] Кстати, такое же «недоразвитое» гумно характерно, как мы видели, и для овинов с гумнами деревень Тихвинского посада в 1678 г., т.е. «родословная» хлебного комплекса с недоразвитым гумном прослеживается по крайней мере до последней четверти ХVII в. (Рис.3).
Наконец, история заонежских риг приводит нас в ХХ в. П.О. Коренной так описал родную заонежскую Ригу: «Рига и гумно устраиваются вместе, их разделяет только одна стенка… Просохшие снопы молотят приузами рано утром, часов с 4-х; их выбрасывают из риги чрез небольшое отверстие». [16]
К счастью, заонежские риги с гумном не обошли своим вниманием и фотографы прошлого века. (Рис.4) Последние сведения о Ригах с гумнами, относящиеся к первой половине ХХ в., почерпнуты у старожилов-заонежан. Согласно их воспоминаниям, в д. Широкие Поля до 1941 г. были четыре такие Ригачи; имелись они и д.Шабановская и Великая Нива Толвуйской вол., Усть-Яндома, Лыково куста Юлмаки, Северный Конец куста Падмозеро, Погост Космозеро, в с.Типиницы. [17] Окрестности Кижей изобиловали такими Ригами – в Кургеницах были три риги с гумном, в Воробьях – четыре, в Васильеве – одна, в Посаде на Волкострове – две, в Зубове и Щепино – по одной, в кусте деревень Серёдка такие риги преобладали. [18]
Разумеется, в Заонежье, во все века «земледельческой эры» его истории, бытовали и одиночные хлебосушильни. Некоторый «вторичный» возврат к ним, относительно небольшим и недорогим постройкам, произошел, видимо, в конце ХIХ – начале ХХ вв. и был связан с усилившимся процессом распада больших «патриархальных» семей. Вот тогда-то, на рубеже веков, думается, и увеличилось в деревнях количество однокамерных риг, которые выстроили себе малые, обедневшие в результате раздела семьи. И тем не менее, однокамерных риг совсем без гумна, видимо, было относительно мало, хотя распространены они были почти повсеместно. [19] В 13-ти деревнях о. Кижи и кижской округи в довоенное время соотношение риг с гумном и без гумна было примерно 3/1. [20] Гумно в целом воспринималось заонежанами как необходимое для обмолота и веяния хлебов сооружение.
Многие советские архитекторы считали однокамерные одиночные риги более «древними», чем риги с гумном, уже в силу их «однокамерности» и «простого древнего» устройства. Они, при составлении документов на эти памятники архитектуры, смело ставили необоснованно «старые» датировки их постройки. [21] Как тут не привести мудрое замечание К.К.Романова, известного архитектора, знатока Заонежья: «…необходимо только всегда помнить, что ни более простую форму нельзя считать более старой, так как она может быть не примитивом, а упрощением или огрубением, ни более сложную форму считать более поздней, так как по тем же соображениям она может предшествовать форме более простой». [22] [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
Интересно, что вопросы изучения и документирования заонежских риг с гумнами не нашли отражения в известнейших трудах, посвященных архитектуре Русского Севера, изданных в ХХ в. [23] Только лишь в диссертации на соискание учёной степени доктора архитектуры В.П. Орфинского, исследования которого отличаются тщательностью сбора «полевого» материала, заонежские риги с гумном нашли своё законное место – и описание, и теоретическое обоснование возникновения, и место в общей классификации построек. [24]
Судьба риг и, в особенности, риг с гумнами, Заонежья в ХХ в. печальна. С исчезновением крестьянского уклада риги стали не нужны и к концу ХХ в. полностью исчезли. Не удалось сохранить ни одну Ригу с гумном и в музее-заповеднике «Кижи». Намеченная и неоднократно обсуждаемая перевозка риг с гумнами из деревень Колгостров, Петры и Великая Нива так и не состоялась; в настоящее время эти три постройки утрачены. Таким образом, осталась единственная возможность увидеть воочию заонежскую Ригу с гумном – ее научная реконструкция.
-
Скобелев О.А. Планировка и постройки усадьбы Елизаровых в деревне Потаневщина в первой трети ХХ в. // Кижский вестник. Петрозаводск, 2015. № 15. С. 220–221. Например, в сообщении о пожаре из Олонецкого у. сообщается: сгорела «у казённого крестьянина Осипова Ригача с находившемся в ней яровым хлебом крестьянина Алексеева» (Олонецкие губернские ведомости (далее – ОГВ). 1840. № 22.
- С. 10); из Повенецкого у.: сгорела Рига «крестьянина Тарасова с хлебом Фёдорова» (ОГВ. 1870. № 88. С. 10) и др. Например: ОГВ. 1840. № 23.
- С.10 (упоминается «полевое гумно» крестьян Ильина и Козицина и «гумно казённых крестьян Исакова и Богданова»); ОГВ. 1841. № 17. С. 9 («полевое гумно с овином» казённых крестьян Трошковых и Мальгунова); ОГВ. 1870. № 20. С.6 («гумно с ригою, принадлежащее крестьянам Титову, Краснопалину и Спиридонову») и т.д. Коренной П.О.
- Сельское хозяйство в Заонежьи // Вестник Олонецкого губернского земства. Петрозаводск, 1907. № 12. С. 21. Научный архив музея-заповедника «Кижи» (далее – НА МК), ф. 1, оп. 3, ед. хр. 1613, л. 21. Личный архив О.А.Скобелева (далее – ЛА), тетр. 4, л. 95 и др. ОГВ. 1840. № 10.
- С.10 (вторая половина мая: в Пудожском у. сгорели два гумна «с находившимся в оных хлебом»). Тароева Р.Ф. Материальная культура карел. М.; Л., 1965. С. 116. Об этом свидетельствуют и экспедиционные записи автора в тетр. № 5, 6, 6а, 7. См. по кн.: Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура Русского Севера. Страницы истории. Л., 1981. Там же.
- С. 15–20, 35. ЛА, тетр. № 6, л. 92 об. Нам известен только один случай, когда в гумне были лишь одни ворота – это одна из риг с гумном в заонежском с. Типиницы 1950-х гг. Раскольничьи дела ХVIII столетия, извлеченные из дел Преображенского приказа и Тайной розыскных дел канцелярии г. Есиповым. СПб., 1861.
- С. 535–545. В истории Выговской пустыни о начальном периоде раскола сказано: «Старожитнiи они отцы, остальцы Соловецкiя и прочихъ обителей, тогда крыяхуся по пустынямъ поморскимъ, около Онега озера, въ Шуньгѣ, въ Толвуи…. и пустынныя мѣста благочестивыми отъ гоненiя наполняхуся» (Раскол в Вырозерском приходе и вообще в Заонежье // ОГВ. 1874. № 73. С. 877). Рыбников П.Н.
- Этнографические заметки о заонежанах // Памятная книжка Олонецкой губернии на 1866 г. Петрозаводск, 1866. С. 26–27. Орфинский В. П. Деревянное зодчество Карелии. Генезис, эволюция, национальные особенности. Диссертация на соискание ученой степени доктора архитектуры. М., 1975. С. 115–116. (Рукопись). Коренной П.О. Сельское хозяйство в Заонежьи. С. 27.
- ЛА, тетр. 1-4, 6. НА МК, ф. 1, оп. 3, ед. хр. 1613, л. 1–30. Там же; ЛА, тетр. 2–3. НА МК, ф. 1, оп.
- 3, ед. хр. 1613, л. 1–30. Например: НА МК, ф. 1, оп. 3, ед. хр. 484а, л.3 (Центральная научно-реставрационная мастерская Госстроя РСФСР. Пояснительная записка к проекту реставрации риги из д. Липовицы Медвежьегорского р-на КАССР. 1962 г.). Романов К.К.
- Жилой дом в Заонежье // Искусство Севера: Заонежье. Л., 1927. С. 21 (Крестьянское искусство СССР; Вып.1). Габе Р.М. Карельское деревянное зодчество. М., 1941; Забелло С.Я., Иванов В.Н., Максимов П.Н. Русское деревянное зодчество. М., 1942; Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество.
- М., 1983. Орфинский В. П. Деревянное зодчество Карелии… С. 115–121.
// Рябининские чтения – 2019
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2019. 677 с.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.
Источник