Риги что не могут идти
В Латвии может произойти самое большое противостояние народа и власти – тысячи латвийцев объединяются в соцсетях, чтобы на машинах перекрыть центр Риги 04.02.2022, Sputnik Латвия
Рига, 4 фев — Sputnik, Алексей Стефанов. В понедельник, 7 февраля, в полдень в Латвии начнется самая массовая за последние годы акция протеста.
В Риге может наступить транспортный коллапс, поскольку активисты призывают устроить марш-бросок в столицу на автомашинах со всех уголков Латвии.Латвийских активистов на такую акцию воодушевил пример Канады, где колонны грузовых автомашин добрались до столицы и парализовали движение в Оттаве, а премьер с семьей спешно покинул город. Эта акция вошла в историю как «Конвой свободы».Но там сработали эффект неожиданности и хорошая организация.
В Латвии об акции, скорее всего, уже известно полиции, а организация явно хромает. Люди не понимают, как и где собираться, чтобы прибыть в 12:00 в Ригу.
К тому же латышская община явно игнорирует русскоязычную – все призывы к протестам идут в латышском сегменте соцсетей.Марш-бросок состоится при любой погодеНесколько дней назад наткнулся на чисто латышскую (это важно отметить) группу Baltijas ceļš (konvojs) (Балтийский путь/конвой) в «Телеграме», в которой на тот момент было совсем мало участников. Поначалу были запрещены и комментарии – писать могли только администраторы канала.
Не может быть (FullHD, комедия, реж. Леонид Гайдай, 1975 г.)
Но цель была ясна – организация протестов против мер правительства на фоне пандемии COVID-19. Администраторы восхищались борьбой канадцев со своим правительством.Дальше стали появляться публикации о протестах в самых разных уголках мира.
И чем больше выходило постов, тем активнее на канал подписывались жители Латвии.Затем один из администраторов канала Рудолфс Бреманис объявил, что 7 февраля в 12:00 у Кабинета министров Латвии состоится большая манифестация. Пригласил водителей и пеших активистов при помощи клаксонов, свистков и прочих подручных средств шуметь, чтобы министры услышали народ.
Автор поста отсылал подписчиков канала к протестам в Европе и Канаде, рассказывая, как подобные акции проходили там.»Канадцы помогли всему миру открыть глаза и увидеть истинное лицо происходящей аферы и коррупцию. И что происходит с нашим правительством? Они вывернули шубы наизнанку и делают вид, что с народом сейчас уже говорят, что нельзя делить людей.
Но мы помним и не поддадимся на эти слова тех, кто устроил все это в угоду фармацевтических компаний», — написал Рудолфс Бреманис.Он призвал всех принять участие в марш-броске на автомашинах, который, по примеру канадских водителей, назвал «конвоем». А добравшись до центра Риги к 12 часам — блокировать дороги, либо кататься по городу до 14:00, и сигналить.
После этой акции Бреманис предлагает присоединиться к остальным акциям протеста, которые в этот день планируют провести активисты из других групп в «Телеграме» и Facebook.В телеграм-канале Baltijas ceļš (konvojs) была открыта возможность делать посты и писать комментарии, и другие активисты также стали делиться планами на понедельник. Было решено создать отдельные телеграм-каналы по регионам, куда призвали вступить жителей различных городов Латвии, чтобы выстроиться в колонну и одновременно приехать в Ригу.
Гордон. Последний бой Путина, Медведчук в Москве, вербовка Пригожиным зэков, Ермак, Гиркин, Собчак
Водителям предлагали обязательно прикрепить к машинам флаги – не только Латвии, но и других стран. Обязательно — Канады, «которая показала всему миру, как нужно бороться за свои права».Долгая дорога к «Балтийскому пути»Что же собой представляет Baltijas ceļš (konvojs) («Балтийский путь»/конвой)?
Изначально этот канал назывался просто Baltijas ceļš («Балтийский путь») и был создан для протестов против ковидных ограничений и вакцинации.Администраторы и активисты канала — Валдис Юрковскис, Рудолфс Бреманис, Андрис Миллерс и Артурс Бернис, — в прошлом году делали на канале посты соответствующего содержания, возмущались действиями властей во время пикетов и крохотных митингов, а также выписанными штрафами.Звездный час у администраторов телеграм-канала случился 24 августа 2021 года, когда они устроили акцию «Балтийский путь», над которой работали несколько месяцев. Планировалось повторить знаменитую цепочку из людей от 23 августа 1989 года, когда жители Эстонии, Латвии и Литвы взялись за руки от Таллина до Вильнюса через Ригу.
Тогда акция носила антисоветский характер и была началом отделения стран Балтии от Советского Союза. Русскоязычным жителям трех прибалтийских стран тогда обещали равные права, поэтому русские тоже стояли в цепочке.
Но уже через три года обещания были забыты, права проигнорированы, а в Латвии и Эстонии появились институты неграждан – более миллиона жителей были поражены в правах.»Балтийский путь» в 2021 году стал самой большой акцией активистов этого канала, хоть и не смог повторить успех 1989 года – в некоторых местах людей было так мало, что никакой живой цепи физически не получилось. Но это следствие 30 лет независимости: жители Латвии просто сбежали из страны.
Похоже, и русскоязычных жителей в той цепочке уже не было.К концу года администраторы канала Baltijas ceļš были рады любой активности – обсуждали акции депутата Сейма Алдиса Гобземса, который объездил крупные города Латвии, встречался с местными жителями, несколько раз его задерживали правоохранители. Канал поддержал декабрьскую акцию Гобземса у Президентского замка, которая, правда, ни к чему не привела — активисты собрались и просто стали распевать под окнами замка латышские песни.А в начале этого года канал Baltijas ceļš едва себя не дискредитировал – поддержал протесты в Казахстане.
И, публикуя видео горящих административных зданий и стычек с органами правопорядка, сообщал, что полиция переходит на сторону народа.После этого канал пару недель молчал, но несколько дней назад случилась необычная активность, и в названии появилась приставка – konvojs. Причина, как оказалось, в том, что несколько оппозиционных каналов решили самоликвидироваться, призвав всех переходить в группу Baltijas ceļš (konvojs).Призывы переходить в телеграм-канал Baltijas ceļš (konvojs) появились и на личных аккаунтах «антиваксеров» в Facebook.
Одна такая активистка — Ивета Лауциня — также стала администратором в Baltijas ceļš (konvojs) и призвала своих друзей идти за ней. Она сообщила, что даже известный латвийский музыкант-мятежник Каспарс Димитерс (сын актрисы Вии Артмане) уже посвятил им свою песню.
И выложила ролик на личной странице в телеграм-канале (Iveta Lauciņa — ❤ Paldies, Kaspars Dimiters, par. | Facebook).А про русскоязычных забыли?Так случилась массовая миграция оппозиционеров с канала на канал. Но затронула она исключительно латышскую часть населения.
Русскоязычных жителей в «Балтийский путь» никто не позвал.В данный момент в Baltijas ceļš (konvojs) призывают из основного канала переходить в региональные – Курземе, Земгале, Видземе, Латгалия и Рига с Рижским районом. Но подписчики туда не спешат, набирается максимум по 50 человек, хотя именно там протестующие должны обсуждать, как и где будут встречаться, чтобы в Ригу пришли колонны, а не разрозненные автомашины.В некоторых группах ищут попутчиков – не каждый может себе позволить проехать 200–300 км только в одну сторону от дома до Риги – топливо слишком дорого.Активным можно с натяжкой назвать только телеграм-канал «Балтийского пути» по Риге и Рижскому району, где прозвучала идея начать собираться в Риге не к 12 часам, а прибыть за пару часов до этого и таким образом помешать властям сорвать марш-бросок.Если изначально канал Baltijas ceļš создавался как «антиваксерский», то сейчас в обсуждениях люди активно пишут, что на протест приглашаются все — не только недовольные антиковидными мерами, но и в целом правительством, депутатами Сейма и президентом.
Это подкупает и увеличивает чисто готовых сорваться в Ригу активистов.Вот только среди сотен сообщений нет ни одного, призывающего русскоязычных жителей приходить на акцию протеста. Хотя бы на латышском языке. Получается, даже в кругу оппозиционеров сильно убеждение, что русскоязычных жителей Латвии нельзя допускать не только до власти, но даже до протестов. А то вдруг удастся скинуть это правительство и придется делиться постами и должностями.
ИсточникЦветочные протесты в Риге: Латвия на грани восстания
Латвия оказалась на грани гражданского восстания против властей, которые оскорбили чувства людей, потерявших в Великой Отечественной войне своих родственников.
Цветочное восстание в Риге
В ночь с 9 на 10 мая рижские власти бульдозером сгребли и уничтожили цветы, возложенные у Памятника Освободителям в Пардаугаве. Русская община Латвии и многие и латыши возмутились и решили ответить.
«Отныне каждый день — это день Победы. Едем возлагать цветы ещё раз», — провозгласили в соцсетях.
«У монумента Освободителям Риги от немецко-фашистских захватчиков 10 мая снова море цветов», — сообщает Telegram-канал рижанина Дэги Караева «Бремя, в перёт».
Власть показала истинное лицо и отношение как минимум к половине населения своей собственной страны, указывает блогер и приводит в пример пост участницы событий Кристины. Она сетует, что не может объяснить своему ребёнку, почему украинские флаги висят выше латвийских и почему те цветы, которые он положил прадеду вчера, сегодня исчезли.
Даже латвийские либералы вздрогнули
«Мы никогда, с начала 90-х, не были так близки к горячей фазе межэтнического конфликта», — сигнализирует латвийский политолог и журналист Данута Дембовская.
Рижская дума была вынуждена публично пообещать не убирать цветы до увядания, но никто не сомневается, что власти снесут памятник, считает она.
Либералка, которая не является «поклонницей путинского режима», считает, что до 10 мая ещё можно было как-то наклеивать бирку «столб оккупации» на монумент в Пардаугаве, но вчерашние события отчётливо показали: памятник превращается в символ сохранения элементарного самоуважения к себе русскоязычных жителей.
Дембовская считает, что главная ошибка правительства Латвии — это ставить знак равенства между «агрессивной Россией» и уважением к своим бабушкам и дедушкам, что может стоить слишком дорого всему обществу.
«Внешние границы Латвии надёжно охраняет НАТО, но никто, кроме нас самих, не убережёт нас от самих себя, от внутренней катастрофы, пожирающей общество и государство. В воздухе нашей страны разлиты страх и ненависть. Как нам теперь жить дальше?» — вопрошает Дембовская.
Насчёт надежности НАТО — это, конечно, преувеличение, да и в сокрушение по поводу «внутренней катастрофы» тоже с трудом верится, как и в межэтнический конфликт. Латыши тоже несли цветы к памятнику советским солдатам. Просто дама ловит хайп.
Надо снести «безмозглое правительство»
Между тем Русский Союз Латвии (РСЛ) объявил митинг протеста 13 мая против действия властей. Каждый день один шаг психологического насилия и унижения следует за другим: тотально сносятся памятники, принимается закон о полном запрете на русский язык в образовании, — указывается в обращении.
Логика мести и исторических расправ — это свидетельство тотального морального разложения латвийской власти.
«Пора сказать «ХВАТИТ!», — указывает Русский Союз.
Радует тот факт, что для проведения акции протеста наконец-то объединились представители и РСЛ, и «Согласия». Нужно идти и требовать отставки мэра Риги Мартиньша Стакиса, пишет Дэги Караев и призывает проголосовать за то, «чтобы «снесено» было нацистское безмозглое правительство».
Впереди «бронзовая ночь» в Риге
Как пишет аналитик Александр Носович в своём Telegram-канале, с 24 февраля на русских Латвии оказывалось колоссальное психологическое давление. Была поставлена задача к 9 мая запугать их до такой степени, чтобы люди просто побоялись публично показать, что они празднуют День Победы.
Это было делом чести для латвийского правительства, президентуры и Центра стратегических коммуникаций НАТО в Риге, считает Носович.
По его мнению, цветочный протест зафиксировал провал операции. Теперь перед правящими вопрос: качать ли тему с мемориалом в Парадаугаве дальше, сознательно ведя дело к латвийской «бронзовой ночи».
«А теперь вспомните эстонские протесты против переноса «Бронзового солдата», учтите, что отмечать 9 мая в парке Победы в полуторамиллионной Латвии порой выходят сотни тысяч человек, и представьте, каких масштабов может быть «бронзовая ночь» в Риге», — подчеркнул Александр Носович.
На самом деле везде в постсоветских странах люди не испугались запретов и наказаний и вышли десятками и сотнями тысяч на акции памяти солдат Великой Отечественной войны. Это то, что есть в нашей генетической памяти, что не вытравить никакими запретами и запугиваниями, это объединяет нас и бесит фашиствующих американцев и их вассалов в Европе.
Читайте по теме:
Присоединяйтесь к телеграм-каналу Правды.Ру с возможностью высказать ваше собственное мнение)
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google,.
ИсточникРижская альтернатива. Почему иногда легче основать Петербург, чем захватить Ригу?
Основание порта в болотистой, страдающей от постоянных наводнений, дельте Невы стало едва ли не самой дорогостоящей инициативой Петра Великого. Однако, если задуматься, этот шаг был вызван отсутствием сил молодого русского государя и определенным пренебрежением к заветам отца и деда.
Строительство Санкт-Петербурга окружено множеством легенд и самых немыслимых гипотез. Чего стоит хотя бы вариант с «откопанным городом гигантов». Однако факты свидетельствуют – на строительство города, являющегося не просто портом, но еще и главной военно-морской базой, и новой столицей империи были потрачены колоссальные ресурсы. Обезлюдели многие деревни, на сваи, необходимые для укрепления грунта были вырублены целые леса. Как итог, колоссальным напряжением сил был построен прекраснейший город на земле, климат в котором, однако оставляет желать лучшего.
Кроме того, бурная и негостеприимная Ладога и пороге в верховьях Невы потребовали существенных вложений для облегчения транзитов грузов из центральной России на Балтику. Пороги пришлось взрывать, а от Волхова к Неве строить староладожский канал. Палкой о двух концах стала и незначительная глубина Финского залива. С одной стороны, легко охранять фарватеры, с другой, даже в 18 веке требовались постоянные дноуглубительные работы. И, наконец, само местоположение города в углу Балтийского моря, в узком Финском заливе, который в случае войны легко запереть несколькими эскадрами, очень неудобно.
Как рубили окно в Европу.
К середине 16 века Швеция начинает претендовать на статус одного из региональных, если не мировых лидеров. Богатая лесами и железной рудой страна строит сильный флот, пытаясь стать страной номер один на Балтике.
Ситуация для Стокгольма облегчается окончательным распадом Ганзейского союза, религиозными войнами в Германии и относительной слабостью Русского государства, занятого собиранием земель с православным, русскоязычным населением вокруг Москвы. Захваченный Москвой Новгород теряет свои торговые позиции на Балтике.
Тем временем, спрос на русские товары – пеньку, меха, мед продолжает стабильно расти. Напомним, половина всех канатов на судах британского флота в 17 веке сделаны из русской пеньки – продукта переработки стеблей конопли. Однако централизованного подхода к организации экспорта морем на Руси в 16-17 веке нет.
Иоанн Грозный пытается торговать с англичанами напрямую, через порт Архангельск – неудобный, замерзающий порт на Севере, откуда в европейские порты надо плыть вокруг всей Скандинавии. Товары в Архангельск доставляются речным путем, по Северной Двине. До изобретения железных дорог речные перевозки – самые дешевые.
А вот на Балтике Швеция начинает проводить очень интересную политику «защиты русского транзита». Ее идея проста – русские товары должны перевозиться только шведскими перевозчиками, скупающими экспортную продукцию Московского царства по дешевке. Идея, кстати, очень жизнеспособная. В начале 1990-х Эстония, к примеру, станет ведущим экспортером цветных металлов и заведет себе ведомство в ранге министерства, отвечающее за русский транзит.
Попытки Иоанна Васильевича изменить ситуацию проваливаются. После 20 с лишним лет войны шведы выбивают русский гарнизон из Нарвы, вырезая там всех русских купцов и корабелов. (про эту инициативу Иоанна Грозного и «Нарвскую резню» можно прочесть здесь ). Столбовский мирный договор, уже после «смутных времен» окончательно отрезает Россию от моря, оставляя ей только неудобный Архангельск. Впрочем, за весь 16 век русские цари предпринимают всего одну попытку построить порт на своих землях – Иоанн Васильевич незадолго до Ливонской войны пытается строить порт в устье реки Нарва, построенный им порт подвергли эмбарго даже союзники России – датчане. Торговать с Россией европейцы хотели только через Нарву, Ревель и Ригу.
После того, как Россия восстановилась от последствий смутного времени, вопрос выхода к Балтике и свободной торговли стал еще важнее. Два первых Романова – Михаил и Алексей хорошо понимали, что без постоянных контактов с Западом, без возможности беспрепятственного вывоза товаров, Россия просто зачахнет. Тем временем, шведы, выступая посредниками для русской торговли, богатеют на перевозках и пошлинах. Пора было прорываться к Балтике.
Рижский вариант.
И вот что интересно, до Петра Первого на невские болотца никто всерьез не глядел. Был у новгородцев там небольшой речной порт у крепости Орешек и несколько деревень и все. Сообщение с устьем Невы по Волхову и Ладоге достаточно неудобное, да и торговые центры сместились из Новгорода и Пскова в Москву. Торговые же корабли 16-17 веков не драккары, ходившие по пути «из Варяг в Греки».
Им не пройти по узкому Волхову. Так что, к середине 17 века идеальным центром для российской торговли была Рига. Отличное сообщение по Западной Двине обуславливало огромные грузопотоки, шедшие в этот город, с 1622 года принадлежавший Швеции. В городе еще с 16 века жили русские купцы, а к середине 17 века сформировался целый русский район – Московский форштадт.
Основные плюсы Риги для первых Романовых:
– наличие прекрасной инфраструктуры для торгового порта. Сам порт прекрасно защищен крепостями в устье Западной Двины (Даугавы);
— наличие необходимых трудовых ресурсов;
— космополитизм города – большинство жителей города – остзейские немцы, они патриоты города, но не какой-либо страны, им не впервой приносить присягу на верность очередному властителю;
— удобное расположение города – несколько дней плавания до Дании, а Рижский залив замерзает чуть позже Финского;
— близость к небольшому, но важному союзнику – Курляндии, герцогству с хорошими традициями судостроения, нуждающемуся в сильном покровителе.
А еще в условиях 17 века поход на Ригу для русских крайне удобен. Не надо тащить по бездорожью осадную технику, тяжелые пушки и мортиры. Достаточно погрузить все на баржи (струги) в верховьях Западной Двины и сплавиться по ней прямо под рижские стены.
При этом, захватив Динабург (Даугавпилс) и Кокенгаузен (Кокнесе) можно уверенно контролировать речной путь из сердца Московии к Балтике. Есть одна проблема – Ригу можно осаждать, только заблокировав с моря. Но у России есть союзник, Дания, с которой Московские цари постоянно «дружат против Шведов». Правда Михаил Федорович испортил отношения с датчанами пытаясь выдать свою дочь Ирину за датского принца Вольдемара (тот отказался принять православие и был посажен под стражу), но его преемник на русском престоле – Алексей Михайлович проблему урегулировал.
И вот в 1656 году поговорка, что «русские долго запрягают, но быстро ездят» получает свое подтверждение. Дождавшись, когда Карл X шведский увязнет в войне с поляками, договорившись с союзниками о взаимодействии с союзниками, молодой русский царь Алексей Михайлович с превосходной артиллерией выступает в поход. За зиму в верховьях Западной Двины построено более 500 стругов – барж, вмещающих русскую армию со всем ее обозом. Заключено перемирие с Польшей и объявлена война Швеции. Динабург и Кокенгаузен капитулируют, 24 августа 1656 года первые русские ядра врезаются в стены Риги.
На картине художника «Петрова-Маслакова» хорошо видны струги, в которых перевозили войска, артиллерию и припасы. Пушек, как видим, у русских хватает.
На картине художника «Петрова-Маслакова» хорошо видны струги, в которых перевозили войска, артиллерию и припасы. Пушек, как видим, у русских хватает.
Русская армия применяет новейшие мортиры, в городе горят дома и склады. Купцы, обращаются к губернатору, графу фон Турну, с просьбой капитулировать. Но есть проблема. Союзники не пришли. Шведы беспрепятственно снабжают город по морю. Русский царь оказывается перед нелегким выбором. Можно продолжать осаду, постепенно сжигая город.
Можно пойти на штурм, который, однако, надо долго готовить. Поэтому осторожный русский царь решает организованно отступить и ждать следующего удобного случая. Тем более, по слухам в городе начинается эпидемия, которая может перекинуться на русский лагерь.
Отец и сын. Разные подходы.
Не взирая на отступление, многих своих задач Алексей Михайлович достигает. Польско-Шведскую унию удалось сорвать, Карл X не смог получить польскую корону, но Польша сильно ослаблена. Шведы не смогли укрепить свои позиции на Балтике. Русские рейтарские и солдатские полки отлично себя показали.
Нужно всего лишь ждать следующего удобного момента, потихоньку прибирая кусочки Речи Посполитой и продолжая укреплять армию. Однако в 1676 году Алексей умирает, на трон восходит болезненный юноша Федор. Его окружение продолжает реформы Алексея Михайловича «Тишайшего». Создаются новые полки иноземного строя, уничтожается «местничество», мешавшее выдвижению талантливых командиров. После смерти Федора, фактическая правительница России царевна Софья и ее фаворит Василий Голицын продолжают линию Алексея и Федора.
Юный царевич Петр, сослав сестру в монастырь, а Голицина на север организует Азовский поход. Однако выход к берегам Азовского моря ничего не дает России. Босфор и Дарданеллы будут закрыты для русского флота еще почти 100 лет, а без этого весь смысл строительства порта на Азове теряется. К счастью, в Швеции у власти кажущийся совсем слабым юный монарх Карл XII.
А Польша, где Петр помог прийти к власти саксонскому курфюрсту Августу, превратилась в союзника. Горит желанием реванша за поражения 17 века и Дания. В 1700 году вспыхивает Великая Северная война. И вот что интересно. Изначально Петр вообще не рассчитывает на Ригу, не взирая на ее доступность и отцовский опыт быстрой переброски войск по ее стены.
Этот город он обещает Августу Сильному, который и сосредотачивает свои войска у рижских стен. Сам Петр рассчитывает на Ингерманландию и Эстляндию. Армия Петра осаждает Нарву, где и терпит тяжелейшее поражение. Единственный морской союзник, Дания тоже выведена из войны юным Карлом XII. Петр понимает, что порт на Балтике и хоть какой-то военный флот необходим как можно быстрее.
Флот можно строить на Ладоге, если защитить ее от шведов. К счастью, их гарнизоны в приневских крепостях незначительны. И, пока Карл XII предается любимой забаве шведских монархов – завоеванию Польши, петровские гренадеры карабкаются на стены крепостей Ниеншанца и Шлиссельбурга. Другой альтернативы у Петра нет. Его армия не готова штурмовать ни Ревель, ни Ригу.
После поражения русской армии под Нарвой, казалось, что все планы Петра прорубить «окно в Европу» разбились.
После поражения русской армии под Нарвой, казалось, что все планы Петра прорубить «окно в Европу» разбились.
Основав в 1703 году город на Неве, Петр бросает всю свою энергию на его развитие. Попытки шведов отбить приневские земли проваливаются. К Полтавской баталии, внесшей коренной перелом в ход войны на верфях Петербурга строятся корабли, на острове Котлин строится морская крепость Кронштадт, прикрывающая град Петров с моря. Итальянский зодчий Трезини разрабатывает проект комплексного развития Петербурга, а в пригородах города стучат топоры – это идет строительство будущих дворцовых ансамблей Петергофа и Царского села. В 1712 году в город на Неве будет официально перенесена столица России.
«Птенец гнезда Петрова», граф Шереметев берет Ригу в 1710 году. Петр оставляет город себе, Август Сильный, после всех его поражений от шведов и позорного отречения от польского престола, довольствуется тем, кто ему вернули корону Польши. Именно Рига, а не Петербург становится ведущим портом империи на многие десятилетия. В первой половине 18 века грузооборот рижского порта на порядок больше петербургского.
Безусловно, Петр планировал строительство Петербурга не как обычного порта, в устье Невы он строил новую столицу, первый европейский город России. Он воплощал свою мечту…
Это строительство разорило крестьянство многих губерний, а армейские реформы царя поставили под ружье все дворянство. Фактически, Северная Война была выиграна колоссальным напряжением сил, полной мобилизацией всей страны. Но одним из ее итогов стало появление одного красивейшего города мира, самой яркой и прекрасной жемчужины среди российских городов. Мечта Петра Великого сбылась…
История не терпит сослагательного наклонения, но…
Предположим Алексей Михайлович смог захватить и что важнее, удержать Ригу. Естественно, ни о каком переносе столицы в лютеранский город из «Третьего Рима» речи бы не могло идти. Однако, наличие удобного порта и появление в империи тысяч «европеизированных подданных» способствовало бы быстрому экономическому росту московского царства.
При этом, для лучшего карьерного роста многие из рижских немцев переходили бы в православие и темпы русификации Риги были бы куда более значительными, чем в 18-19 веке. Латыши исчезли бы также как «пригородная чудь» — финно-угорские народности, проживавшие под Петербургом.
Они попросту растворились бы в русском населении задолго до того, как пастор Глюк написал первую латышскую грамматику. Юный Петр катался бы не на ботике по Яузе, а на фрегате по Рижскому заливу. В Голландию и Англию ему бы не пришлось ехать. Курляндские корабелы славились своим искусством и наверняка работали бы в Риге, где русский царевич мог бы учиться корабельному ремеслу. Ну и наконец не будем забывать официальный повод к началу Северной войны «многие оскорбления, нанесенные Великому посольству, проезжавшему через шведские земли под Ригой». Увы, история сослагательного наклонения не терпит…
ИсточникАвтор благодарит Читателя за внимание. Надеюсь вопрос я немного осветил тему «прорубания окон в Европу» и разных к ним подходов. Спасибо за лайки!
ИнтРигующая Рига
Ещё ни в одном городе я так не плутала, как в Риге. Когда тебе говорят: «Идите прямо, потом направо». А там таких «прямо» три дороги! Услышать латышский язык удавалось урывками — везде говорят по-русски и самих русских полный город. Все удивляются: «Почему вас так много? У вас там что, праздники?!» И когда слышат утвердительный ответ восклицают: «О, это очень хорошо!
Мы вам рады, вы нам выручку делаете. Приезжайте чаще)».
А почему бы и нет?! Всего пути-то 14 часов на поезде или 8 часов автобусом.
А ещё я поняла, что путешествие одной проходит гораздо продуктивнее, чем, например, со случайным знакомым. Идёшь куда вздумается и ни от кого не зависишь!
Самым необыкновенным стало звучание музыки со всех сторон. Саксофон, флейта, фортепиано; из кафе, из арок, со ступеней соборов и церквей, из распахнутых дверей кафе и булочных. Лёгкий, ненавязчивый рефрен, который окутывал всё моё пребывание в Риге.
1. Дорога
Ежедневно с Витебского вокзала Санкт-Петербурга в 19.40 отходит поезд № 037Р СПб-Рига. Цена места в общем вагоне составляет 1800 рублей в одну сторону.
Следует учесть, что общий вагон (он всего один) в этом поезде — обычный плацкартный, только без продажи верхних полок, все сидят внизу, по три человека. К «боковушкам» это тоже относится. Т.е. если заняты 3 места, все сидят ногами в проход и по ним прогуливаются снующие туда-сюда пассажиры.
Я заранее покупала билет, выбирала место у окошка (и спать удобнее, и не толкается никто, и за мельканием природы можно наблюдать). В ЖД кассе заверили: «Место 6 у окна, не переживайте». Оказалось с точность наоборот, а именно в проходе. Так что имейте это ввиду (у окна места 3 и 4).
Начиталась в интернете о том, что первый заскакивающий в вагон сразу занимает верхние полки, дабы спокойно спать всю дорогу и чуть ли не за 2 часа до подачи поезда стоит в очереди в вагон. Может это и так, но контингент в нашем купе подобрался очень культурный (или не опытный) и полки до последнего момента оставались свободными. Тем более что большая часть пассажиров вышла в Луге, Пскове и Острове. Оставшиеся 4 человека с комфортом (в пределах доступности, конечно) разместилась на полках и спокойно спала/болтала до пограничного контроля.
Как ни странно, я выспалась. Не смотря на отсутствие постельного белья, нормальной подушки и постоянного пробуждения на отдать/забрать паспорт.
Дорога оказалась на редкость легкопереносимой. Поезд чистый, остановок мало, проводники вежливые и спокойные.
На заметку 1: с временем на мобильных телефонах творилось что-то не понятное. У кого-то осталось московское, у кого-то после Пскова часы перевелись на час назад, а в Латвии вернулись обратно, а у кого-то вообще показывали на 3 часа меньше, чем было на самом деле. Так что внимательно за этим следите.
На заметку 2: В Риге огромный вокзал, с различными магазинами и кофейнями, но вот зала ожидания нет, ввиду большого количества бездомных. Несколько сидений есть на перроне и всё. Лучше приходить минут за 20 до отправления, чтобы долго не томиться.
2. Граница
После посадки в вагон, проводники раздают анкеты для латвийской границы. Необходимо заполнить следующие строки: фамилия, имя, № паспорта (как в загран. паспорте), подданство, № визы, срок действия визы, дату рождения, №№ вагона и места, цель поездки и дату заполнения (всё, кроме имени и фамилии, заполнять можно кириллицей). Эту анкету необходимо отдать латышскому пограничнику вместе с паспортом.
На российской границе заходит пограничник, собирает паспорта (без обложек и лишних бумажек внутри) и складывает их в ящик, разделённый на секции. Примерно через 40 минут паспорта возвращаются, раздаются и поезд едет дальше.
На латвийской границе никаких ящиков нет, просто проходит человек с печатью и раздаёт штампы. Кроме паспорта больше ничего не требовали (ни медицинской страховки, ни подтверждения платежеспособности), единственный вопрос: «На сколько дней едете?». По вагонам пробегает собака, всё в порядке, можно ехать дальше.
А ещё пограничники очень терпимо относились к тому, что мы периодически засыпали между обходами и тактично будили, дабы мы отдали/забрали свои документы и явили им свои сонные физиономии.
3. Проживание
Т.к. я должна была ночевать в Риге всего одну ночь, решила, что не буду тратиться на отель, с меня и хостела достаточно. Тем более, что цена оказалась чисто символической — 5.60 евро за кровать в 8-местном женском номере. Хостел бронировался на сайте.
По приезду, администрация предложила очень заманчивое предложение: я живу бесплатно, но потом пишу хороший отзыв о них. Решила согласиться, если вдруг что-то не понравится — заплачу и напишу всё как есть.
Хостел открылся совсем недавно (около 1 месяца), находится в самом центре Старого Города. Из категории «Вышел и уже пришёл». Конечно, ремонтные работы ещё не закончены и есть недостатки, но самое главное: удобная кровать, горячая вода и безопасный район. Душ на этаже, совмещён с туалетом. Отдельно есть ряд раковин для умывания.
Этажом выше имеется место для приготовления чая, кофе, разогрева еды.
После насыщенного дня — спала как сурок, ничего не замечая и никого не слыша.
Утром накормили завтраком, который даже не был включён в стоимость, мелочь, а приятно =)
Единственным крупным недостатком является проблема с Wi-Fi. И даже не отсутствие его как такового, он есть и сигнал хороший, а вот выданный пароль не подходит =( Но с другой стороны, зачем на отдыхе интернет?! Нечего на него время тратить!
В общем, нормальное место за небольшие деньги (а в моём случае и совсем бесплатно).
4. Собственно, само путешествие
Рига. Время 9.30. Срочно надо где-то перекусить и выпить кофе. Путём недолгих блужданий вышли к одному из ресторанов сети LIDO. Вкусно, уютно, за нормальные деньги и открыт с 9.00.
Дальше я начала движение к центру, а мой попутчик убежал смотреть какой-то стадион. И вот тут началось!
Ну что может быть проще, чем идти по одной улице? Ан нет, так не пойдёт. Такого понятия как «прямо» в Риге, видимо, не существует =)
Во всех местах, в которых я побывала, я оказалась случайно. Никакие карты и советы не могли помочь. Только интуиция.
Первый пункт посещения — информационный центр. Снабжение себя любимой путеводителем (абсолютно бесполезным), картой города (такой же бесполезной) и билетами на концерт органной музыки в Домском соборе (здесь бесполезным оказался сам инфо-центр, ибо он был филиалом, а билеты продавались в главном офисе на Ратушной площади).
Далее свернув куда-то оказалась на Домской площади перед громадой Рижского Домского собора. Башня собора видна из различных уголков города, но как ориентир службу не сослужит, т.к всё время её заслоняют другие строения.
Источник