Роланд Рига кто это

Статуя Роланда (Рига)

Статуя Роланда в Риге — была установлена в 1896 году в центре Ратушной площади. Скульптор — Август Фольц. Автором эскиза статуи является архитектор Вильгельм Нейман, один из ведущих специалистов в области эклектичной архитектуры и археологии; первый директор Художественного музея. Выполнена из силезского песчаника.

История, функции [ править ]

Роланд представляет собой каменную или деревянную скульптуру, которая встречалась в средние века, главным образом, в городах Северной Германии, заключавших между собой договоры о торгово-экономическом сотрудничестве и постепенно формировавших Ганзейский союз. Рига вошла в этот союз в конце XIII столетия в качестве крупного и влиятельного торгового форпоста Ливонской конфедерации, однако сложно утверждать, сколько деревянных статуй Роланда существовало в центре городского торга в средневековый период.

Известно лишь, что городской совет Риги поручил резчику по дереву по имени Якоб изготовить новую статую вместо предыдущей в 1474 году, о чём свидетельствует запись в городских хрониках, которые вели скриверы магистрата. Это было первое сохранившееся документальное упоминание статуи Роланда в Риге. К деревянным Роландам в Риге и других ганзейских городах часто приходили с просьбой о помощи, сакральной защите, с молитвой о здравии, прибытке и успешной торговле (ср. схожая функция Святого Николая Чудотворца в православной купеческой традиции), а также в надежде обрести справедливый суд. Однако первые деревянные статуи Роланда в Риге могли сгорать в результате опустошительных пожаров, или же в ряде случаев их головы (когда они служили мишенями во время проведения рыцарских турниров) могли повреждать выстрелами из лука благородные соискатели почётного титула Майского графа, за право обладать которым в Риге между молодыми немецкими горожанами дворянского происхождения ежегодно проходили многодневные соревнования в ловкости, выносливости и меткости.

Ратушная площадь, дом Черноголовых и статуя Роланда / Рига

Версии о происхождении [ править ]

Точное происхождение и значение статуи Роланда неизвестно, однако существует несколько версий развития образа Роланда в культурном пространстве европейского средневековья. Часть исследователей связывают эту статую с личностью легендарного рыцаря Роланда, племянника императора Карла Великого. Так или иначе, считается, что статуя Роланда, украшавшая центральные торговые площади средневековых ганзейских городов, символизировала свободный рынок, независимость городского совета, которому принадлежала высшая судебная власть и торговое право, а также приоритет светских органов правления над религиозными (церковными).

На самом деле длинный меч Роланда вряд ли может представлять собой легендарный магический Дюрендаль, принадлежавший историческому рыцарю. Двуручный тяжёлый меч в правой руке Роланда олицетворял суровый суд палача; в средневековой практике наказаний таким мечом палач отрубал руку преступнику, уличённому в воровстве и осуждённому по приговору магистрата.

Музыканты на Ратушной площади Риги у Дома Черноголовых (у статуи Роланда)

Этот меч фактически являлся аллегорией правосудия и указывал на неотвратимость возмездия. Сперва мечи такого рода вместе со щитами, украшенными изображениями гербов города, устанавливались отдельно, а затем аллегорический образ эволюционировал в рыцаря, вооружённого мечом и щитом. Любопытна версия о том, что название «Роланд» могло представлять собой трансформированное сочетание на средневековом немецком «dasroteLand», обозначавшее «землю, обагрённую кровью», где обычно городские палачи приводили приговоры в исполнение; отсюда звуковое переосмысление: Ротланд > Роланд (под влиянием французских стихотворных и эпических преданий о жизни и деятельности паладина Роланда, преданного и убитого в сражении при Ронсевале). Не исключено, что такая интерпретация могла быть связана с проявлением простонародной (ложной) этимологии и особенностями городского фольклора позднего средневековья.

Установка каменной статуи Роланда [ править ]

Роланд был установлен на Ратушной площади в качестве символического украшения артезианского колодца. Он представлял собой геометрический центр Риги; конец меча Роланда традиционно отмечал точку пересечения координат. Новая статуя заменила собой деревянную, успевшую обветшать к этому периоду. По всей видимости, установление новой статуи Роланда между рижской Ратушей и Домом Черноголовых уже в конце XIX столетия было призвано подчеркнуть исторически обусловленную доминанту немецкой культуры в контексте «противостояния памятников», разгоревшегося между остзейской общиной Прибалтийского края, претендовавшей на культурно-политическую гегемонию, и русским населением Лифляндии и Курляндии. Точная дата инаугурации памятника в Риге: 11 декабря 1896 года.

Частичное разрушение и реставрация [ править ]

Во время первого арт-обстрела Риги, осуществлённого артиллерийскими подразделениями Вермахта с левого берега Даугавы 29 июня 1941 года (см. Оборона Риги), статуя пострадала. В 1970 году её частичную реставрацию осуществила эстонский скульптор Мария Эхелайде, которая также принимала активное участие в восстановлении скульптурного ансамбля порталов церкви Святого Петра. Затем скульптура была перенесена в Рижский центр пропаганды архитектуры и градостроительства, который расположился в восстановленном храме святого Петра в 1984 году, где и хранится до сегодняшнего дня.

Создание копии [ править ]

В начале 1999 года был установлен новый постамент для будущей максимально точной копии статуи Роланда взамен предыдущего, который был демонтирован после Великой Отечественной войны. В мае 1999 года эта копия была установлена — её автором является Эдвин Круминьш. Таким образом, Рига представляет собой редчайший пример европейского города, в котором сосуществуют две статуи Роланда (оригинал — в церкви Святого Петра; копия — в центре Ратушной площади). Примечательно, что рижский Роланд является самым северным в Европе (самая южная статуя Роланда находится в Дубровнике, Хорватия).

См. также [ править ]

  • Роланд
  • Статуя Роланда
  • Статуя Роланда в Галле

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.

Источник

Рыцарь Роланд как зеркало европейской истории

Журнал «ПАРТНЕР»

Каждое время требует своих героев. Одни из них – герои-однодневки, другие «задерживаются» на десятилетия, и лишь некоторые – на многие столетия. Герои есть у каждой нации. Имена их известны каждому. Но есть герои интернациональные и их почитают целые сообщества народов.

Не будем говорить о библейских персонажах, ставших сначала действующими лицами в религии иудеев, а потом в неизменном виде перекочевавших к христианам, и несколько в измененном – к мусульманам. Наша тема – специфический европейский герой, который олицетворяет единство такого сложного образования, как Европа. Рыцарь Роланд – воплощение идеалов Европы от времен ее возникновения и до наших дней.

Кто он был?

Это было очень давно. Шел 778 год. Карл, старший сын Пипина Короткого и Бертрады Лаонской, король франков, получивший уже тогда прозвище Великий, вошел в Испанию во главе большого войска. Он имел свои цели, среди которых религиозные и, тем более, идеологические даже не просматривались.

Формально это была помощь барселонскому мусульманскому властителю Сарагосы в борьбе с эмиром Кордовы. Стратегическая цель – расширить свои владения за счет Северной Испании, ну и, конечно, захватить военную добычу, то есть пограбить – не без того.

Но случилась незадача: герцог Видукинд в тылу у Карла проявил нелояльность и вторгся во владения своего сюзерена, перейдя Рейн. Карл снял осаду Сарагосы и поспешил наказать неверного вассала. Дорога дальняя, через горы Пиренеи. Здесь-то и случилась небольшая «заварушка», которая позже приобрела широкую известность.

В Ронсевальской долине на отставший обоз франков напали грабители из местных: не то баски, не то гасконцы. То есть свои, христиане – не сарацины. (Так же, как, по упоминанию летописца, в других краях и в другие времена «свои», рязанцы, громили обозы победителей Куликовской битвы, возвращавшихся с добычей.) В этой стычке среди прочих франков был убит граф Хруотландус, или Роланд, префект Бретонской марки.

Такова наиболее вероятная версия гибели Роланда. Если посмотреть на исторические источники, расположив их в ряд по срокам появления, то наблюдается любопытная закономерность, характерная для возникновения многих «исторических» явлений, в том числе героев. Через год после Ронсевальской битвы летописец Карла даже не упоминает о ней.

Далее появляются сообщения: сначала о крупном поражении франков, спустя несколько лет – уже место битвы и имена погибших (имя графа Роланда – через несколько десятков лет). Через 300 лет появляются записи развернутого произведения «Песни о Роланде». Видно, как в письменных источниках, воспринимаемых читателями как неоспоримые свидетельства «очевидцев», отражаются людская молва, народное творчество.

Рыцарь без страха и упрека

Во времена Карла Великого населявшие Европу народы еще слабо чувствовали свою общность. Захватывающая история молодого человека с Ближнего Востока, проповедовавшего любовь, обещавшего спасти всё человечество и казненного за это, еще не овладела их умами и не превратилась во всеобщий, всеевропейский источник духовности. Христианизация Европы медленно преодолевала свой первый этап.

Соответственно, в обществе начались поиски образцовых типов рыцарей, собственных героев. Реальная история отнюдь не всегда представляет для этого необходимый материал, и народные сказители, выполнявшие функцию СМИ тех времен, сами создавали необходимые образы. История с Роландом – типична.

Поначалу о Роланде стали петь французские трубадуры и менестрели, позже итальянские, а еще позже – немецкие народные певцы (шпильманы). Песняры – пропагандисты религиозных и гражданских идей, изрядно пофантазировали. Недолгая и корыстная вылазка превратилась у них в семилетний поход, который был направлен исключительно на христианизацию неверных сарацин.

Роланд обрел богатырскую силу, его меч Дюрандаль, полученный от Карла, обладал волшебной силой – ведь в нем были заключены христианские святыни: зуб Святого Петра, волосы Дионисия Парижского, кровь святого Василия и окантовка одежды Девы Марии. Огромный рог Олефант также обладал сверхъестественной способностью – откуда бы ни протрубил Роланд, Карл его непременно слышал.

Но главное: для песенного Роланда, воплощавшего образ идеального рыцаря, важнейшее в жизни – верность сюзерену – королю, ради которого отдать жизнь в бою – счастье. Пафос произведения – открытый призыв к консолидации, сплочению вокруг сильной центральной власти. Мы – едины, мы – христиане, у нас один общий враг – нехристи, сарацины. Воспитывалась новая европейская ментальность, эдакий европейский патриотизм. Впереди были Крестовые походы.

Гарант свободы

Рыцарь Роланд стал интернациональным героем. Огромную популярность он получил в Германии. Подобно тому, как у каждого человека был свой святой покровитель, многие города, особенно в центральной и северной Германии, стали считать Роланда местным, городским покровителем. И речь шла не столько о защите от внешних враждебных сил, сколько о гарантиях гражданских свобод и сохранении независимости города от посягательств сюзерена. Роланд символизировал фигуру императора, а горожане предпочитали власть далекого императора властным претензиям местного феодала.

Символ германской агрессии

Что же Гамбург, крупнейший ганзейский центр? Здесь, как и полагается, был поставлен памятник Роланду, едва ли не первый в Германии. Он упоминается в 1342 году, то есть до бременского. Но потом дело у рыцаря не заладилось. Горожане свободного и ганзейского всегда славились своим буйным нравом.

Что-то им не понравилось, как Роланд их патронировал, они и сбросили его статую в набежавшую волну Альстера. Стали жить без него. Время шло, но, видимо, плохо спалось гамбуржцам: у этого никудышного (но вечного) конкурента – Бремена в самом центре стоит хранитель города, а у них – нет! И вот, вышел случай.

В 1898 году умер Бисмарк, в последние годы жизни проживавший в своем имении вблизи Гамбурга. Гамбуржцы поставили ему памятник, выбрав самый большой из 219 проектов. Получилось, ну не восьмое чудо света, но что-то близкое к тому. Фигура рыцаря Роланда в латах, опирающаяся на меч, но с головой Бисмарка – изваяние на грани карикатуры. Каменный колосс высотой с цоколем 34 метра и весом 625 тонн стоит на бывшем бастионе крепостной городской стены, почти на 100 м возвышаясь над Эльбой и портом – это самый большой памятник и Бисмарку, и Роланду.

Гамбуржцы были прежде всего деловыми людьми. Они рассчитали, что поставленный Роланд-Бисмарк символизирует их верноподданнические чувства и национальный экстаз. Каменного «железного канцлера» развернули к вечному другу/врагу – Англии. Получился эдакий Роланд всего рейха.

Он был частью патриотической пиаркампании гамбургской элиты перед всесильным кайзером, в результате которой в город потекли госзаказы и деньги на строительство кораблей. О самом Бисмарке думали меньше всего. А ведь старый канцлер, пока был во власти, железной рукой сдерживал растущий национализм и агрессию опьяненной своей мощью и успехами объединенной Германии (парадокс: Бисмарк сам способствовал их возникновению). Конечно, пару его подходящих высказываний нашли и успешно превратили в лозунги, например: «Крупные вопросы времени решаются не речами и резолюциями большинства, но железом и кровью». На них позже ссылались и нацисты, чтобы утверждать: Бисмарк наш!

Трудно поверить, что автором каменного монстра был тот же скульптор Гуго Ледерер, который через шесть лет создал прекрасный памятник Гейне – обращенного в себя, меланхоличного, человечного. Он и ныне стоит на ратушной площади в Гамбурге.

Символ принадлежности к Европе

Первое сообщение о статуе Роланда в ганзейской немецкой Риге относится к 1474 году. В 1896 году был поставлен новый памятник высотой 6,3 метра. Он пережил обе мировые войны, но в 1945 году большевики не потерпели Роланда как символ принадлежности города к Западу, к Европе, и разрушили памятник. В 2000 году копия снесенной статуи была вновь поставлена на ратушной площади. В 2004 году Латвия вступила в ЕС.

Источник

Статуя Роланда

Советы — это отзывы пользователей об опыте посещения отелей, ресторанов, магазинов и достопримечательностей. Вы тоже можете внести свой вклад, поделившись впечатлениями из поездки или написав об интересных местах своего города.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Покровителю средневековых городов

Статуя Роланда возвышается в центре Ратушной площади Риги, в окружении красивых сооружений – Дома Черноголовых, Рижского дома и др. Установлен был этот, третий по счету, Роланд, в 1896 году. Роланд – это некий символ свободного города. Подобные статуи устанавливались когда-то и их до сих пор можно увидеть во многих европейских городах. Светлая статуя Роланда в Риге стоит на высоком постаменте, обязательно сфотографируйте его на фоне Дома Черноголовых.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей — платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь Трипстер? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид — горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. — точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

Трамваем №№ 2, 4, 5, 10 до остановки «Grecinieku iela»
Троллейбусом №№ 9, 27 до остановки «Grecinieku iela»
Автобусом №№ 3, 4, 4z, 7, 8, 10, 21, 22, 23, 25, 26, 30, 32, 35, 38, 39, 54, 55 до остановки «11.novembra krastmala»
Далее пешком

Источник
Рейтинг
Загрузка ...