Русские в латвии когда появились

Русские в Латвии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 марта 2021 года; проверки требуют 47 правок.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 марта 2021 года; проверки требуют 47 правок.

Русские [1] (латыш. krievi ) — крупнейшее национальное меньшинство в Латвии (26,9 % населения, или 557 тыс. человек, по данным переписи 2011 года [2] ).

По данным текущей статистики, на 1 января 2022 года численность русских в Латвии составляла 454 350 человек из 1 875 757 человек населения Латвии, что соответствует 24,22 % населения, из них 302 230 человек — граждане Латвии (66,52 %), 120 205 человек — неграждане Латвии (26,46 %) и 31 915 человек — граждане других стран (7,02 %) [3] [4]. По состоянию на 1 июля 2022 года в Латвии проживало 50 820 граждан России [5].

По данным за 2022 год, из всех городов Латвии самая высокая доля русских в Даугавпилсе — 47,8 %, а среди всех самоуправлений Латвии самый высокий процент русских в бывшем Зилупском крае — 53,4 % [6]. Несмотря на социальные, экономические и политические изменения со времён СССР, по состоянию на 2022 год в Латвии и соседней Эстонии, русское меньшинство наиболее многочисленное в процентном отношении среди всех стран мира.

Латышский язык в русских школах | БАЛТИЯ. НЕДЕЛЯ

История

Ранние восточнославянские поселения существовали на территории современной Латвии во времена раннего Средневековья. К IV—VI векам н. э. славянские племена кривичей частично ассимилировали местные финно-угорские и балтские племена. В культуре полоцко-смоленских кривичей наряду со славянскими элементами украшений присутствуют и элементы балтского типа. Балтские элементы присутствуют также в погребальном обряде.

Латышские названия русских (krievi) и России (Krievija) происходят от наименования древних славянских племён кривичей, соседствовавших с балтскими племенами латгалов и селов [7].

Русское население на территории нынешней Латвии присутствовало в Кукенойском и Ерсикском (Герцикском) княжествах (вассалах Полоцкого княжества) ещё в XI—XII веках; также оно отмечается в Риге, начиная с XIII века, и в польско-литовских инвентарях Латгалии конца XVI века [8]. В 1205 году в ходе католической колонизации Прибалтики князь Кукейноса Вячко становится вассалом рижского епископа Альберта. В 1209 году князь Ерсикский Всеволод попадает в плен к рижскому епископу и вынужденно признаёт себя его вассалом.

До 1220 года Ерсика была частью Литвы, однако в 1270 году она была захвачена Ливонской конфедерацией и присоединена к Ливонии. В XIII веке русское влияние на территории Ливонии не исчезает: в Риге русские купцы учреждают подворье.

11 августа 1577 года русский царь Иван Грозный во время Ливонской войны занимает Динабург [9].

1 августа 1656 года, при царе Алексее Михайловиче, русские войска взяли принадлежавший шведам Динабург, город был переименован в Борисоглебов [9] [10]. Затем русские войска заняли Кокенгузен.

РУСОФОБИЯ В ЛАТВИИ?! ЛАТЫШИ ПРОТИВ РУССКИХ?

В 1660 году на территории Латвии в Борисоглебове (ныне Даугавпилс) появились русские старообрядческие общины, которые были основаны переселенцами из России, спасавшимися от церковной реформы патриарха Никона. Тем более, что в середине XVII века нынешние восточные территории Латвии (Латгалия, входившие с 1581 года в состав Речи Посполитой, и вассальное ей же Курляндское герцогство), обезлюдели в результате польско-шведских войн и эпидемии чумы, с 1657 по 1661 год свирепствовавшей в Курляндии. Это побудило польского короля Яна Собеского в интересах землевладельцев, заинтересованных в притоке работников, издать указ «О свободном жительстве раскольников в польских пределах…» [11].

Крупное поселение появилось в Якобштадте — первом русском городе в Курляндии, которому такие права даровал в феврале 1670 года при его посещении владетель Курляндского герцогства Якоб фон Кетлер [12]. В грамоте герцога указывалось, что полноправными жителями нового города, названного Якобштадтом в честь давшего ему городские права герцога, могут быть только русские: «…so geben und gönnen Wir der guten gemeine die von Reussischen Nation eincig und alleine». Из их среды должны были избираться должностные лица, горожанам разрешалось исповедовать свою религию, строить храмы и школы («daher sie auch ihre Priester und Schuhldiener mit Auferbunning einer Kirche un Schulen ihrer Religion auf ihre Unkosten zu bestellen…») [12].

Русское старообрядческое население Латвии росло и к 1940 году составляло уже 90 тыс. человек [13].

В 1710 году русские войска взяли Ригу, а в 1721 году большая часть Латвии (без Курляндии и Латгалии) вошла в состав России как Рижская (позднее Лифляндская) губерния. В 1772 году в состав России вошла Инфлянтия (Инфлянты Польские или Латгалия) [9].

В 1789 году в Риге была учреждена первая русская школа.

В 1795 году к Российской империи было присоединено и Курляндское герцогство, выкупленное императрицей Екатериной II у его последнего правителя Петра Бирона за 500 тыс. червонцев и ежегодную пенсию в 50 тыс. рублей [14].

Вхождение бывших остзейских земель в состав России не привело к их немедленной русификации, поскольку немецкое дворянство сохранило свои привилегии.

В 1867 году доля русскоязычного населения в Риге составляла 25 %, в 1913 году удельный вес рижан с родным русским языком составил 21 %, тогда как на всей территории современной Латвии, по данным Первой Всероссийской переписи населения 1897 года, их проживало 12 % [15]. Известной русской, родившейся в Риге на рубеже веков, была скульптор Вера Мухина (1889—1953).

Первая мировая война и последующая эвакуация заводов привели к сильному сокращению доли русских: после провозглашения независимости Латвии была проведена перепись населения (1920 год), показавшая удельный вес русских в 7,8 %. Но в это время в Латвии стали появляться эмигранты из Советской России, что способствовало увеличению численности русских до довоенного показателя в 10,6 % (1935 год). Главными центрами сосредоточения русских жителей, как и прежде, оставались Рига (7,4 %) и Латгалия (29 %) [15].

После образования Латвийской Республики русские составляли 10 % населения страны. Незначительное количество русских владело латышским языком [16]. Когда во время нацистской оккупации русских стали призывать в Латышский легион СС, выявилось, что у многих из них три или четыре класса образования, некоторые совсем безграмотны, кто-то ничего не понимает по-латышски и нем более не говорит, что вызвало возмущение латышских офицеров [17].

Основными регионами проживания русских в довоенной Латвии были Рига и Латгалия. Русские пользовались правами культурной автономии (русская речь звучала в Сейме, издавались газеты, работали русские школы) до переворота К. Улманиса в 1934 году, когда был провозглашен лозунг «Латвия для латышей» [18]. Известным русским депутатом Сейма того времени был Мелетий Каллистратов.

После присоединения Латвии к Советскому Союзу численность русских неуклонно возрастала: в 1959 году — 26,6 %, в 1979 году — 32,8 %. [19]. По данным переписи 1989 года, русские составляли 34 % населения в Латвийской ССР [19] [20], будучи крупнейшим национальным меньшинством в республике. В то же время родным русский язык был у 42 % жителей Латвийской ССР, то есть не только у этнических русских, но и у большинства белорусов, евреев, поляков и почти половины украинцев [15]. 73 % русского населения Латвии проживало в городах, 22,2 % — владели латышским языком [19]. Доля русских среди населения Риги составляла 47 %, Даугавпилса — 58,3 % [19].

После распада СССР и восстановления независимости Латвии статус гражданина получили только те, кто являлся гражданином Латвии до 1940 года, либо прямые потомки этих граждан.

По данным переписи 2000 года, 95 % русских в Латвии назвали родным языком русский, 4 % — латышский. Латышским языком владело 52 % русских, английским — 11 % [21].

В 2004 году латвийское правительство провело реформу, направленную на увеличение пропорции преподавания латышского языка в школах. Организацией, которая позиционирует себя как «организатор защиты русского образования в Латвии», является Штаб защиты русских школ.

В 2012 году в Латвии прошёл референдум за придание русскому языку статуса государственного. Против предоставления русскому языку статуса государственного проголосовало 74,8 % или 821 722 избирателя, за предоставление статуса проголосовало 273 347 человек или 24,9 % избирателей Латвии [22] [23].

В 2020 году в Риге действовало 3 школы национальных меньшинств, 50 смешанных школ с латышским языком и языками национальных меньшинств и 55 школ с латышским языком обучения [24].

Статистика

По состоянию на 2022 год численность русского населения Латвии составляла 454 350 человек (24,22 % жителей Латвии), из них 302 230 человек являются гражданами Латвии (66,52 % от общего числа русских), а 120 205 человек — негражданами Латвии (26,46 % от общего числа русских) [4]. По состоянию на 2022 год в Латвии проживало 39 206 граждан России [25].

По оценке социолога А. Солопенко, русские граждане на протяжении всех выборов до 2012 года преимущественно голосовали либо за движение «Равноправие» (позднее — ЗаПЧЕЛ) либо за Партию народного согласия, позже ставшую Центром согласия и партией «Согласие» [26].

Озабоченность

19 ноября 1999 года Государственная дума России приняла заявление «В связи с принятием Сеймом Латвийской Республики 8 июля 1999 года Закона Латвийской Республики «О государственном языке»», в котором, в частности, говорилось, что Государственная дума выражает озабоченность в связи с дискриминацией русского народа в Латвии, в том числе в связи с признанием латышского языка единственным государственным языком на территории Латвии и приданием русскому языку статуса иностранного [27].

Социальные особенности

По данным Центрального управления статистики Латвии, на 28 февраля 2013 года русские среди безработных составляли 28,1 %, что на 1,2 % выше их доли в населении Латвии [28].

Также отмечалось, что средний доход среди русского населения в среднем был ниже, чем у латышского, а доля лиц, занятых физическим трудом, выше [29].

Демография

В советский период демографические показатели русского населения Латвии были несколько лучше, чем у латышей (имевших отрицательный естественный прирост уже в 1980 году) [30], в первую очередь за счет более высокой рождаемости у молодых волн переселенцев из европейских республик СССР. В целом русские в Латвии как до, так и после восстановления независимости, демонстрируют гораздо худшие демографические показатели, чем русские в Эстонии [30].

Демограф В.А. Козлов отмечает, что с 1990-х годов в Латвии началось старение русской диаспоры и её постепенное сокращение. Если в 2011 году доля латышей в общем составе населения составляла 60,5 %, а среди младенцев до 4 лет 65 %, то в 2021 году соотношение изменилось соответственно до 62,7 % и 74,9 %. Козлов объясняет «парадокс низкой продолжительности жизни» русских тем, что «… в [Латвии и Эстонии] социально-экономический кризис в большей степени затронул русских и русскоязычных, так как они были заняты в основном на крупных государственных предприятиях, остановившихся из-за экономических проблем. Многие не знали местного языка и не могли интегрироваться в изменяющийся социум. Это вело к увеличению стресса и, как следствие, злоупотреблению алкоголем и росту смертности, особенно среди трудоспособного населения» [31].

Источник

О нас

Русское Общество в Латвии — общественная организация, действующая на основе добровольного объединения людей, решивших безвозмездно тратить свое личное время, интеллект, энергию, креативность и другие личностные ресурсы, на общую цель: сохранение в Латвии русского языка, культуры и образования.

Дата регистрации — 17 июня 1996 года.

Девяностые годы оказались очень трудными для большинства русских людей, поэтому была высокая потребность в сплочении, и организация работала интенсивно. В те годы нас поддерживала русская пресса, где были освещены большинство наших активностей.

В 2006 году мы решили создать свой информационный сайт в интернете, для того, чтобы рассказывать о своей деятельности, в архиве сайта представлено большинство материалов о нас. О нашей деятельности в первое десятилетие — с 1996 по 2006 года представляем краткую справку:

  • Организовывались открытые лекции по русской культуре, отмечались юбилейные даты деятелей русской культуры, как классиков, так и современных.
  • Проводится активная концертная деятельность ансамбля “Родник” (г. Рига). Ансамбль и сейчас много выступает на разных мероприятиях, концертах, фестивалях, организованных как Русским Обществом, так и другими национально-культурными организациями, часто посещает со своими концертными программами пансионаты для престарелых. Ансамбль также участвует в праздниках и фестивалях, проводимых в Латвии на государственном уровне.
  • Проводились совместно с другими обществами различные творческие конкурсы для детей: конкурсы сочинений, конкурсы рисунков, детские команды РОвЛ участвовали в течение ряда лет в детских спортивных праздниках, организованных Олимпийским комитетом.
  • Проводился ежегодный Рождественский фестиваль организаций нацменьшинств и школьных хоров и ансамблей, а также Славянский фестиваль.
  • Организовывались для малообеспеченных и пожилых людей праздничные концерты и литературно-музыкальные представления, в связи с культурными датами.
  • Проводились, с 1998 года по 2010 год, курсы латышского языка для малообеспеченных и пожилых, проводились курсы подготовки к натурализации. — С 1996 года и по настоящее время организация работает с молодежью: в Учебном центре РОвЛ, старшеклассникам, планирующим получение высшего образования в России, предоставляется дополнительное обучение по учебным программам российских средних школ. Проводились консультации старшеклассников по выбору высших учебных заведений в России. — Была организована и до настоящего времени действует программа раннего обучения дошкольников с 4-х лет чтению и счету, по передовым авторским методикам.
  • Был создан клуб общения для пожилых людей “Дружба”, в котором проводились интересные лекции, занятия с психологом (1996 — 2012 годы). Проводились курсы компьютерной грамотности для пожилых людей (1999 — 2012 годы), имевшие огромную популярность.
  • С 2006 года, по инициативе краеведа А.Ржавина, создавалась Книга Памяти Латвии, собранные материалы выложены на сайте http://voin.russkie.org.lv. В центре внимания – имена погибших воинов, описание мемориалов, а также материалы об освобождении Латвии от нацистских завоевателей. На территории Латвии находятся около 360 советских воинских кладбищ, где увековечены имена более чем 155 тысяч красноармейцев.
  • Русское Общество в Латвии с 2002 года является членом Международного Совета Российских Соотечественников (МСРС), включающем в своем составе представителей общественных организаций соотечественников из 53 стран мира. С 1996 года, в течение ряда лет, представитель РОвЛ участвовал в работе соборов православной организации Всемирный Русский Народный Собор. Также РОвЛ активно участвует в круглом столе латвийских общественных организаций — Совете Общественных организаций Латвии (СООЛ), с момента создания этого объединения в 1998 году. Представитель Русского Общества также представлен в Координационном Совете организаций российских соотечественников при посольстве России, в комиссии по образованию.

РУССКОЕ ОБЩЕСТВО В ЛАТВИИ СРЕДИ ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

4-го августа 2008 года — дата создания уникальной общественной структуры – Координационного Совета общественных организаций Латвии (КСОО).

Как все начиналось?

Весной 1998 года произошла серия встреч и дискуссий представителей русских общественных организаций, в том числе Русского общества в Латвии (Т.Фаворская), Русской общины Латвии (Г.Астахов), Балто-славянского общества (В.Попов), Русской общины г.Юрмалы (В.Юрков), Даугавпилсской РОЛ (П.Лашков). Было решено создать объединение реально работающих русских организаций, как постоянно действующий «круглый стол», без юридической регистрации и без выборов руководства. Название этому объединению было придумано: «Русский Общественный Совет» (РОС). Этот факт был освещен в прессе, которая нас поддержала, под этим названием было сделано несколько публичных заявлений и обращений. Все шаги и действия по консолидации обсуждались на заседаниях правления Русского Общества.

При анализе результатов очередной акции и обсуждении проблемы подготовки к выборам в Сейм, было принято решение выйти за рамки критерия национальной принадлежности, и создать КСОО. В течение примерно 2-х месяцев проводились переговоры, консультации, согласования. В ходе дискуссий было разработано краткое, на одной странице, положение о Совете, где были определены цели, задачи, членство, регламент заседаний.

4-го августа 1998 года состоялось первое заседание КСОО, на котором присутствовали представители 16 организаций, в том числе, национально-культурных, творческих, ветеранских, правозащитных, гуманитарных, молодежных. Назовем некоторых из них:

  • Г.Астахов (РОЛ),
  • Т.Фаворская (РОвЛ),
  • В.Богданов (Фонд защиты репрессированных),
  • Н.Кузьмин (ЛАБАК),
  • Н.Волков (Ассоциация ветеранов Афганистана),
  • И.Пименов (ЛАШОР),
  • С.Гущина (ЛАПРЯЛ),
  • В.Бузаев (ЛКПЧ),
  • В.Попов (БСО),
  • И.Путятин (Юрмальская РОЛ),
  • В.Ильяхова (Союз украинцев Латвии),
  • Н.Бурый (Белорусское общ. «Прамень»),
  • О.Пухляк (Риж.славянское историч.общ.),
  • В.Акис (Движение нанимателей за свои права).

Все заседания Совета проходили в помещениях Русского Общества, до момента открытия Дома Москвы в Риге в 2004 году, когда нам была предоставлена возможность собираться там. Было решено не регистрировать КСОО как юридическое лицо, не выбирать руководство. Был принят Меморандум о необходимости объединения для защиты общих интересов.

Заседания Совета по очереди вели представители всех организаций-членов в порядке ротации по списку. Первым пунктом повестки дня традиционно являлся обмен информацией. Далее обсуждалась ситуация в стране, подготовка или итоги совместных мероприятий. Совет активно участвовал в подготовке к выборам в Сейм, призывая граждан голосовать за созданное тогда объединение трех партий – Равноправия, Соцпартии, Партии народного согласия (распавшееся затем в 2003 году).

Первый же год работы КСОО показал, что форма “круглого стола” независимых организаций, основанная на общности интересов по ключевым вопросам, оказалась весьма жизнеспособной. Положение и Регламент заседаний были незначительно усовершенствованы, и стали основой стабильной работы Совета.

Заседания проводились не реже, чем один раз в месяц, первые годы даже чаще, раз в две-три недели. В конце 1999 года в составе Совета было уже 25 организаций, в 2007 году – около 40. К моменту 10-ти летнего юбилея, в середине 2008 года Совет насчитывал около 60-ти организаций, в настоящее время — более 90. На заседания Совета приходили депутаты Сейма, самоуправлений, с сообщениями о своей работе, Совет принимал самое активное участие во всех проходящих в стране выборах. Организации совместно готовились к святому для всех дню 9 мая, договаривались о совместных культурных мероприятиях, выступали с критикой ассимиляционной политики правящих политических сил, делали совместные заявления о притеснениях ветеранов, о нарушении прав человека в Латвии, проводили совместные акции протеста.

Для решения конкретных задач организации совместных акций, или подготовки документов, Совет избирал рабочие группы из представителей тех организаций, которые были компетентны по данным проблемам. В течение нескольких лет работал Аналитический центр и Дискуссионный клуб. В апреле 2003 года по предложению молодежных организаций был создан Штаб защиты русских школ, также, как рабочая группа из пяти человек, для подготовки акций протеста против ассимиляционной школьной реформы. В очень короткие сроки Штаб мощно разросся, и в 2004 году в Латвии прошли самые массовые акции протеста за всю историю независимости. Впоследствии Совет был переименован в Совет общественных организаций Латвии (СООЛ).

Совет всегда очень внимательно относился к жизни и развитию политической ситуации в России, делегировал своих представителей в Совет соотечественников при Госдуме, а затем во Всемирный координационный совет организаций российских соотечественников (КСОРС). Организации соотечественников, входящие в Совет, были участниками Конгрессов соотечественников, и других общественных мероприятий, проводимых в России и других странах.

В Совете в 2007 году прошла дискуссия о возможности регистрации в статусе юридического лица, формировании управленческой структуры и выборов руководства. Была создана рабочая группа, которая представила Совету проект Устава, однако регистрация была отложена, а впоследствии было решено отказаться от этой идеи, чтобы сохранить концепцию «круглого стола» и полного равенства всех входящих в Совет организаций.

ПОЖЕРТВОВАНИЯ

За более чем двадцатилетний период разнообразных испытаний на прочность, мы сумели сохранить костяк организации, активное интеллектуальное ядро, работающее на общественных началах. Кроме публичных мероприятий, существует и ежедневная, рутинная организационная работа, которая невозможна без наличия своего офиса.

Мы пишем проекты на проведение культурных мероприятий, и отправляем их в различные фонды. Наши проекты были поддержаны целым рядом разных фондов: Латвийским фондом интеграции, Фондом «Русский мир», Правительством г. Москва, Московским домом соотечественника, Международным советом российских соотечественников (МСРС), Посольством России в Латвии. О проведенных фестивалях, концертах, встречах можно прочитать на нашем сайте.

Но проекты — это разовые, тематические, конкретные мероприятия, а вместе с тем, аренду офиса, в котором проводится организационная работа, необходимо оплачивать каждый месяц регулярно. Поэтому мы собираем пожертвования, на которые имеем право, согласно латвийскому законодательству, не только от юридических, но и от физических лиц. Любое, небольшое и скромное пожертвование (5 EUR), поможет нам продолжить работу.

С помощью PayPal:

Наши реквизиты в Сведбанке:

Krievu Sabiedrība Latvijā
Reģ.Nr. 40008013662 Swedbanka, filiāle Centrs banka kods HABA LV 22 IBAN: LV75HABA000140J051825 С пометкой: “ziedojums”

Источник

Русских — в резервации!

Русских - в резервации!

СПРАВКА. Государство Латвия появилось в результате неимоверных усилий партии большевиков после успешной Октябрьской революции 1917 года. 18 ноября 1918 года Народный Совет Латвии провозгласил Латвийскую Республику, а уже 22 декабря 1918 года В.И. Ульянов (Ленин) подписывает декрет Совета Народных Комиссаров о признании независимости Советской Республики Латвии.

В Латвии проходит акция по сбору подписей за размещение жителей страны со статусом неграждан (в основном это этнические русские — около четверти миллионов человек) в специально выделенные резервации. В интернете собирают подписи под петицией, которая призывает размещать неграждан Латвии на отдельных территориях, поднадзорных МВД и спецслужбам. При этом полиция безопасности Латвии не увидела никаких нарушений закона в предложении создать гетто для неграждан.

«Конечно, это можно оценивать по-разному. Но если смотреть с позиции уголовно-правовой, состава преступления нет», — заявил представитель правоохранительного ведомства, комментируя петицию, в которой говорится об «изолировании пятой колонны».

Под петицией, которая была размещена в день рождения Адольфа Гитлера, подписались уже более 1500 человек. Она уже получила неофициальное одобрение парламентского секретаря Министерства юстиции Латвии Яниса Иесалниекса, известного своими неонацистскими взглядами. Ранее, пишет издание, Иесалниекс в соцсетях назвал латышей арийцами, а русских «недочеловеками», которых надо вытеснить с территории Латвии.

Статьи по теме

Правила комментирования

  1. На форуме Антифашист все пользователи равны между собой. Недопустимы любые оскорбления, мат в отношении других пользователей. Недопустима сегрегация, ни по географическому, ни по религиозному, ни по возрастному признакам. Форум населяют гостеприимные, открытые для чужого мнения, остроумные люди.
  2. На форуме запрещены изображения нацистской, порнографической направленности, а также фотографии Лиз Трасс в купальнике. Запрещена пропаганда ЛГБТ. Запрещены любые проявления национальной нетерпимости. Запрещены оскорбления любых государственных властей в особо грубой форме, т. е. с использованием обсценной лексики. Запрещены оскорбления других форумчан в хамской форме с применением обсценной лексики.

Санкции: сообщение сразу удаляется, пользователь предупреждается. В случае повторения деяния, а так же в случае агрессивного несогласия наказуемого, применяется бан на один час, после применяется бан на одни сутки. Если и это не помогло, то появляется основание для вечного бана.

В случае взаимного нарушения санкции накладываются только на первого нарушившего. Очередность нарушения определяется по времени. Если конфликт имел место в нескольких новостях, то очередность нарушения в каждой новости определяется отдельно

Источник
Рейтинг
Загрузка ...