Русские в Латвии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 марта 2021 года; проверки требуют 47 правок.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 марта 2021 года; проверки требуют 47 правок.
Русские [1] (латыш. krievi ) — крупнейшее национальное меньшинство в Латвии (26,9 % населения, или 557 тыс. человек, по данным переписи 2011 года [2] ).
По данным текущей статистики, на 1 января 2022 года численность русских в Латвии составляла 454 350 человек из 1 875 757 человек населения Латвии, что соответствует 24,22 % населения, из них 302 230 человек — граждане Латвии (66,52 %), 120 205 человек — неграждане Латвии (26,46 %) и 31 915 человек — граждане других стран (7,02 %) [3] [4]. По состоянию на 1 июля 2022 года в Латвии проживало 50 820 граждан России [5].
По данным за 2022 год, из всех городов Латвии самая высокая доля русских в Даугавпилсе — 47,8 %, а среди всех самоуправлений Латвии самый высокий процент русских в бывшем Зилупском крае — 53,4 % [6]. Несмотря на социальные, экономические и политические изменения со времён СССР, по состоянию на 2022 год в Латвии и соседней Эстонии, русское меньшинство наиболее многочисленное в процентном отношении среди всех стран мира.
Латышский язык в русских школах | БАЛТИЯ. НЕДЕЛЯ
История
Ранние восточнославянские поселения существовали на территории современной Латвии во времена раннего Средневековья. К IV—VI векам н. э. славянские племена кривичей частично ассимилировали местные финно-угорские и балтские племена. В культуре полоцко-смоленских кривичей наряду со славянскими элементами украшений присутствуют и элементы балтского типа. Балтские элементы присутствуют также в погребальном обряде.
Латышские названия русских (krievi) и России (Krievija) происходят от наименования древних славянских племён кривичей, соседствовавших с балтскими племенами латгалов и селов [7].
Русское население на территории нынешней Латвии присутствовало в Кукенойском и Ерсикском (Герцикском) княжествах (вассалах Полоцкого княжества) ещё в XI—XII веках; также оно отмечается в Риге, начиная с XIII века, и в польско-литовских инвентарях Латгалии конца XVI века [8]. В 1205 году в ходе католической колонизации Прибалтики князь Кукейноса Вячко становится вассалом рижского епископа Альберта. В 1209 году князь Ерсикский Всеволод попадает в плен к рижскому епископу и вынужденно признаёт себя его вассалом.
До 1220 года Ерсика была частью Литвы, однако в 1270 году она была захвачена Ливонской конфедерацией и присоединена к Ливонии. В XIII веке русское влияние на территории Ливонии не исчезает: в Риге русские купцы учреждают подворье.
11 августа 1577 года русский царь Иван Грозный во время Ливонской войны занимает Динабург [9].
1 августа 1656 года, при царе Алексее Михайловиче, русские войска взяли принадлежавший шведам Динабург, город был переименован в Борисоглебов [9] [10]. Затем русские войска заняли Кокенгузен.
РУСОФОБИЯ В ЛАТВИИ?! ЛАТЫШИ ПРОТИВ РУССКИХ?
В 1660 году на территории Латвии в Борисоглебове (ныне Даугавпилс) появились русские старообрядческие общины, которые были основаны переселенцами из России, спасавшимися от церковной реформы патриарха Никона. Тем более, что в середине XVII века нынешние восточные территории Латвии (Латгалия, входившие с 1581 года в состав Речи Посполитой, и вассальное ей же Курляндское герцогство), обезлюдели в результате польско-шведских войн и эпидемии чумы, с 1657 по 1661 год свирепствовавшей в Курляндии. Это побудило польского короля Яна Собеского в интересах землевладельцев, заинтересованных в притоке работников, издать указ «О свободном жительстве раскольников в польских пределах…» [11].
Крупное поселение появилось в Якобштадте — первом русском городе в Курляндии, которому такие права даровал в феврале 1670 года при его посещении владетель Курляндского герцогства Якоб фон Кетлер [12]. В грамоте герцога указывалось, что полноправными жителями нового города, названного Якобштадтом в честь давшего ему городские права герцога, могут быть только русские: «…so geben und gönnen Wir der guten gemeine die von Reussischen Nation eincig und alleine». Из их среды должны были избираться должностные лица, горожанам разрешалось исповедовать свою религию, строить храмы и школы («daher sie auch ihre Priester und Schuhldiener mit Auferbunning einer Kirche un Schulen ihrer Religion auf ihre Unkosten zu bestellen…») [12].
Русское старообрядческое население Латвии росло и к 1940 году составляло уже 90 тыс. человек [13].
В 1710 году русские войска взяли Ригу, а в 1721 году большая часть Латвии (без Курляндии и Латгалии) вошла в состав России как Рижская (позднее Лифляндская) губерния. В 1772 году в состав России вошла Инфлянтия (Инфлянты Польские или Латгалия) [9].
В 1789 году в Риге была учреждена первая русская школа.
В 1795 году к Российской империи было присоединено и Курляндское герцогство, выкупленное императрицей Екатериной II у его последнего правителя Петра Бирона за 500 тыс. червонцев и ежегодную пенсию в 50 тыс. рублей [14].
Вхождение бывших остзейских земель в состав России не привело к их немедленной русификации, поскольку немецкое дворянство сохранило свои привилегии.
В 1867 году доля русскоязычного населения в Риге составляла 25 %, в 1913 году удельный вес рижан с родным русским языком составил 21 %, тогда как на всей территории современной Латвии, по данным Первой Всероссийской переписи населения 1897 года, их проживало 12 % [15]. Известной русской, родившейся в Риге на рубеже веков, была скульптор Вера Мухина (1889—1953).
Первая мировая война и последующая эвакуация заводов привели к сильному сокращению доли русских: после провозглашения независимости Латвии была проведена перепись населения (1920 год), показавшая удельный вес русских в 7,8 %. Но в это время в Латвии стали появляться эмигранты из Советской России, что способствовало увеличению численности русских до довоенного показателя в 10,6 % (1935 год). Главными центрами сосредоточения русских жителей, как и прежде, оставались Рига (7,4 %) и Латгалия (29 %) [15].
После образования Латвийской Республики русские составляли 10 % населения страны. Незначительное количество русских владело латышским языком [16]. Когда во время нацистской оккупации русских стали призывать в Латышский легион СС, выявилось, что у многих из них три или четыре класса образования, некоторые совсем безграмотны, кто-то ничего не понимает по-латышски и нем более не говорит, что вызвало возмущение латышских офицеров [17].
Основными регионами проживания русских в довоенной Латвии были Рига и Латгалия. Русские пользовались правами культурной автономии (русская речь звучала в Сейме, издавались газеты, работали русские школы) до переворота К. Улманиса в 1934 году, когда был провозглашен лозунг «Латвия для латышей» [18]. Известным русским депутатом Сейма того времени был Мелетий Каллистратов.
После присоединения Латвии к Советскому Союзу численность русских неуклонно возрастала: в 1959 году — 26,6 %, в 1979 году — 32,8 %. [19]. По данным переписи 1989 года, русские составляли 34 % населения в Латвийской ССР [19] [20], будучи крупнейшим национальным меньшинством в республике. В то же время родным русский язык был у 42 % жителей Латвийской ССР, то есть не только у этнических русских, но и у большинства белорусов, евреев, поляков и почти половины украинцев [15]. 73 % русского населения Латвии проживало в городах, 22,2 % — владели латышским языком [19]. Доля русских среди населения Риги составляла 47 %, Даугавпилса — 58,3 % [19].
После распада СССР и восстановления независимости Латвии статус гражданина получили только те, кто являлся гражданином Латвии до 1940 года, либо прямые потомки этих граждан.
По данным переписи 2000 года, 95 % русских в Латвии назвали родным языком русский, 4 % — латышский. Латышским языком владело 52 % русских, английским — 11 % [21].
В 2004 году латвийское правительство провело реформу, направленную на увеличение пропорции преподавания латышского языка в школах. Организацией, которая позиционирует себя как «организатор защиты русского образования в Латвии», является Штаб защиты русских школ.
В 2012 году в Латвии прошёл референдум за придание русскому языку статуса государственного. Против предоставления русскому языку статуса государственного проголосовало 74,8 % или 821 722 избирателя, за предоставление статуса проголосовало 273 347 человек или 24,9 % избирателей Латвии [22] [23].
В 2020 году в Риге действовало 3 школы национальных меньшинств, 50 смешанных школ с латышским языком и языками национальных меньшинств и 55 школ с латышским языком обучения [24].
Статистика
По состоянию на 2022 год численность русского населения Латвии составляла 454 350 человек (24,22 % жителей Латвии), из них 302 230 человек являются гражданами Латвии (66,52 % от общего числа русских), а 120 205 человек — негражданами Латвии (26,46 % от общего числа русских) [4]. По состоянию на 2022 год в Латвии проживало 39 206 граждан России [25].
По оценке социолога А. Солопенко, русские граждане на протяжении всех выборов до 2012 года преимущественно голосовали либо за движение «Равноправие» (позднее — ЗаПЧЕЛ) либо за Партию народного согласия, позже ставшую Центром согласия и партией «Согласие» [26].
Озабоченность
19 ноября 1999 года Государственная дума России приняла заявление «В связи с принятием Сеймом Латвийской Республики 8 июля 1999 года Закона Латвийской Республики «О государственном языке»», в котором, в частности, говорилось, что Государственная дума выражает озабоченность в связи с дискриминацией русского народа в Латвии, в том числе в связи с признанием латышского языка единственным государственным языком на территории Латвии и приданием русскому языку статуса иностранного [27].
Социальные особенности
По данным Центрального управления статистики Латвии, на 28 февраля 2013 года русские среди безработных составляли 28,1 %, что на 1,2 % выше их доли в населении Латвии [28].
Также отмечалось, что средний доход среди русского населения в среднем был ниже, чем у латышского, а доля лиц, занятых физическим трудом, выше [29].
Демография
В советский период демографические показатели русского населения Латвии были несколько лучше, чем у латышей (имевших отрицательный естественный прирост уже в 1980 году) [30], в первую очередь за счет более высокой рождаемости у молодых волн переселенцев из европейских республик СССР. В целом русские в Латвии как до, так и после восстановления независимости, демонстрируют гораздо худшие демографические показатели, чем русские в Эстонии [30].
Демограф В.А. Козлов отмечает, что с 1990-х годов в Латвии началось старение русской диаспоры и её постепенное сокращение. Если в 2011 году доля латышей в общем составе населения составляла 60,5 %, а среди младенцев до 4 лет 65 %, то в 2021 году соотношение изменилось соответственно до 62,7 % и 74,9 %. Козлов объясняет «парадокс низкой продолжительности жизни» русских тем, что «… в [Латвии и Эстонии] социально-экономический кризис в большей степени затронул русских и русскоязычных, так как они были заняты в основном на крупных государственных предприятиях, остановившихся из-за экономических проблем. Многие не знали местного языка и не могли интегрироваться в изменяющийся социум. Это вело к увеличению стресса и, как следствие, злоупотреблению алкоголем и росту смертности, особенно среди трудоспособного населения» [31].
ИсточникО нас
Русское Общество в Латвии — общественная организация, действующая на основе добровольного объединения людей, решивших безвозмездно тратить свое личное время, интеллект, энергию, креативность и другие личностные ресурсы, на общую цель: сохранение в Латвии русского языка, культуры и образования.
Дата регистрации — 17 июня 1996 года.
Девяностые годы оказались очень трудными для большинства русских людей, поэтому была высокая потребность в сплочении, и организация работала интенсивно. В те годы нас поддерживала русская пресса, где были освещены большинство наших активностей.
В 2006 году мы решили создать свой информационный сайт в интернете, для того, чтобы рассказывать о своей деятельности, в архиве сайта представлено большинство материалов о нас. О нашей деятельности в первое десятилетие — с 1996 по 2006 года представляем краткую справку:
- Организовывались открытые лекции по русской культуре, отмечались юбилейные даты деятелей русской культуры, как классиков, так и современных.
- Проводится активная концертная деятельность ансамбля “Родник” (г. Рига). Ансамбль и сейчас много выступает на разных мероприятиях, концертах, фестивалях, организованных как Русским Обществом, так и другими национально-культурными организациями, часто посещает со своими концертными программами пансионаты для престарелых. Ансамбль также участвует в праздниках и фестивалях, проводимых в Латвии на государственном уровне.
- Проводились совместно с другими обществами различные творческие конкурсы для детей: конкурсы сочинений, конкурсы рисунков, детские команды РОвЛ участвовали в течение ряда лет в детских спортивных праздниках, организованных Олимпийским комитетом.
- Проводился ежегодный Рождественский фестиваль организаций нацменьшинств и школьных хоров и ансамблей, а также Славянский фестиваль.
- Организовывались для малообеспеченных и пожилых людей праздничные концерты и литературно-музыкальные представления, в связи с культурными датами.
- Проводились, с 1998 года по 2010 год, курсы латышского языка для малообеспеченных и пожилых, проводились курсы подготовки к натурализации. — С 1996 года и по настоящее время организация работает с молодежью: в Учебном центре РОвЛ, старшеклассникам, планирующим получение высшего образования в России, предоставляется дополнительное обучение по учебным программам российских средних школ. Проводились консультации старшеклассников по выбору высших учебных заведений в России. — Была организована и до настоящего времени действует программа раннего обучения дошкольников с 4-х лет чтению и счету, по передовым авторским методикам.
- Был создан клуб общения для пожилых людей “Дружба”, в котором проводились интересные лекции, занятия с психологом (1996 — 2012 годы). Проводились курсы компьютерной грамотности для пожилых людей (1999 — 2012 годы), имевшие огромную популярность.
- С 2006 года, по инициативе краеведа А.Ржавина, создавалась Книга Памяти Латвии, собранные материалы выложены на сайте http://voin.russkie.org.lv. В центре внимания – имена погибших воинов, описание мемориалов, а также материалы об освобождении Латвии от нацистских завоевателей. На территории Латвии находятся около 360 советских воинских кладбищ, где увековечены имена более чем 155 тысяч красноармейцев.
- Русское Общество в Латвии с 2002 года является членом Международного Совета Российских Соотечественников (МСРС), включающем в своем составе представителей общественных организаций соотечественников из 53 стран мира. С 1996 года, в течение ряда лет, представитель РОвЛ участвовал в работе соборов православной организации Всемирный Русский Народный Собор. Также РОвЛ активно участвует в круглом столе латвийских общественных организаций — Совете Общественных организаций Латвии (СООЛ), с момента создания этого объединения в 1998 году. Представитель Русского Общества также представлен в Координационном Совете организаций российских соотечественников при посольстве России, в комиссии по образованию.
РУССКОЕ ОБЩЕСТВО В ЛАТВИИ СРЕДИ ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
4-го августа 2008 года — дата создания уникальной общественной структуры – Координационного Совета общественных организаций Латвии (КСОО).
Как все начиналось?
Весной 1998 года произошла серия встреч и дискуссий представителей русских общественных организаций, в том числе Русского общества в Латвии (Т.Фаворская), Русской общины Латвии (Г.Астахов), Балто-славянского общества (В.Попов), Русской общины г.Юрмалы (В.Юрков), Даугавпилсской РОЛ (П.Лашков). Было решено создать объединение реально работающих русских организаций, как постоянно действующий «круглый стол», без юридической регистрации и без выборов руководства. Название этому объединению было придумано: «Русский Общественный Совет» (РОС). Этот факт был освещен в прессе, которая нас поддержала, под этим названием было сделано несколько публичных заявлений и обращений. Все шаги и действия по консолидации обсуждались на заседаниях правления Русского Общества.
При анализе результатов очередной акции и обсуждении проблемы подготовки к выборам в Сейм, было принято решение выйти за рамки критерия национальной принадлежности, и создать КСОО. В течение примерно 2-х месяцев проводились переговоры, консультации, согласования. В ходе дискуссий было разработано краткое, на одной странице, положение о Совете, где были определены цели, задачи, членство, регламент заседаний.
4-го августа 1998 года состоялось первое заседание КСОО, на котором присутствовали представители 16 организаций, в том числе, национально-культурных, творческих, ветеранских, правозащитных, гуманитарных, молодежных. Назовем некоторых из них:
- Г.Астахов (РОЛ),
- Т.Фаворская (РОвЛ),
- В.Богданов (Фонд защиты репрессированных),
- Н.Кузьмин (ЛАБАК),
- Н.Волков (Ассоциация ветеранов Афганистана),
- И.Пименов (ЛАШОР),
- С.Гущина (ЛАПРЯЛ),
- В.Бузаев (ЛКПЧ),
- В.Попов (БСО),
- И.Путятин (Юрмальская РОЛ),
- В.Ильяхова (Союз украинцев Латвии),
- Н.Бурый (Белорусское общ. «Прамень»),
- О.Пухляк (Риж.славянское историч.общ.),
- В.Акис (Движение нанимателей за свои права).
Все заседания Совета проходили в помещениях Русского Общества, до момента открытия Дома Москвы в Риге в 2004 году, когда нам была предоставлена возможность собираться там. Было решено не регистрировать КСОО как юридическое лицо, не выбирать руководство. Был принят Меморандум о необходимости объединения для защиты общих интересов.
Заседания Совета по очереди вели представители всех организаций-членов в порядке ротации по списку. Первым пунктом повестки дня традиционно являлся обмен информацией. Далее обсуждалась ситуация в стране, подготовка или итоги совместных мероприятий. Совет активно участвовал в подготовке к выборам в Сейм, призывая граждан голосовать за созданное тогда объединение трех партий – Равноправия, Соцпартии, Партии народного согласия (распавшееся затем в 2003 году).
Первый же год работы КСОО показал, что форма “круглого стола” независимых организаций, основанная на общности интересов по ключевым вопросам, оказалась весьма жизнеспособной. Положение и Регламент заседаний были незначительно усовершенствованы, и стали основой стабильной работы Совета.
Заседания проводились не реже, чем один раз в месяц, первые годы даже чаще, раз в две-три недели. В конце 1999 года в составе Совета было уже 25 организаций, в 2007 году – около 40. К моменту 10-ти летнего юбилея, в середине 2008 года Совет насчитывал около 60-ти организаций, в настоящее время — более 90. На заседания Совета приходили депутаты Сейма, самоуправлений, с сообщениями о своей работе, Совет принимал самое активное участие во всех проходящих в стране выборах. Организации совместно готовились к святому для всех дню 9 мая, договаривались о совместных культурных мероприятиях, выступали с критикой ассимиляционной политики правящих политических сил, делали совместные заявления о притеснениях ветеранов, о нарушении прав человека в Латвии, проводили совместные акции протеста.
Для решения конкретных задач организации совместных акций, или подготовки документов, Совет избирал рабочие группы из представителей тех организаций, которые были компетентны по данным проблемам. В течение нескольких лет работал Аналитический центр и Дискуссионный клуб. В апреле 2003 года по предложению молодежных организаций был создан Штаб защиты русских школ, также, как рабочая группа из пяти человек, для подготовки акций протеста против ассимиляционной школьной реформы. В очень короткие сроки Штаб мощно разросся, и в 2004 году в Латвии прошли самые массовые акции протеста за всю историю независимости. Впоследствии Совет был переименован в Совет общественных организаций Латвии (СООЛ).
Совет всегда очень внимательно относился к жизни и развитию политической ситуации в России, делегировал своих представителей в Совет соотечественников при Госдуме, а затем во Всемирный координационный совет организаций российских соотечественников (КСОРС). Организации соотечественников, входящие в Совет, были участниками Конгрессов соотечественников, и других общественных мероприятий, проводимых в России и других странах.
В Совете в 2007 году прошла дискуссия о возможности регистрации в статусе юридического лица, формировании управленческой структуры и выборов руководства. Была создана рабочая группа, которая представила Совету проект Устава, однако регистрация была отложена, а впоследствии было решено отказаться от этой идеи, чтобы сохранить концепцию «круглого стола» и полного равенства всех входящих в Совет организаций.
ПОЖЕРТВОВАНИЯ
За более чем двадцатилетний период разнообразных испытаний на прочность, мы сумели сохранить костяк организации, активное интеллектуальное ядро, работающее на общественных началах. Кроме публичных мероприятий, существует и ежедневная, рутинная организационная работа, которая невозможна без наличия своего офиса.
Мы пишем проекты на проведение культурных мероприятий, и отправляем их в различные фонды. Наши проекты были поддержаны целым рядом разных фондов: Латвийским фондом интеграции, Фондом «Русский мир», Правительством г. Москва, Московским домом соотечественника, Международным советом российских соотечественников (МСРС), Посольством России в Латвии. О проведенных фестивалях, концертах, встречах можно прочитать на нашем сайте.
Но проекты — это разовые, тематические, конкретные мероприятия, а вместе с тем, аренду офиса, в котором проводится организационная работа, необходимо оплачивать каждый месяц регулярно. Поэтому мы собираем пожертвования, на которые имеем право, согласно латвийскому законодательству, не только от юридических, но и от физических лиц. Любое, небольшое и скромное пожертвование (5 EUR), поможет нам продолжить работу.
С помощью PayPal:
Наши реквизиты в Сведбанке:
ИсточникKrievu Sabiedrība Latvijā
Reģ.Nr. 40008013662 Swedbanka, filiāle Centrs banka kods HABA LV 22 IBAN: LV75HABA000140J051825 С пометкой: “ziedojums”
Русских — в резервации!
СПРАВКА. Государство Латвия появилось в результате неимоверных усилий партии большевиков после успешной Октябрьской революции 1917 года. 18 ноября 1918 года Народный Совет Латвии провозгласил Латвийскую Республику, а уже 22 декабря 1918 года В.И. Ульянов (Ленин) подписывает декрет Совета Народных Комиссаров о признании независимости Советской Республики Латвии.
В Латвии проходит акция по сбору подписей за размещение жителей страны со статусом неграждан (в основном это этнические русские — около четверти миллионов человек) в специально выделенные резервации. В интернете собирают подписи под петицией, которая призывает размещать неграждан Латвии на отдельных территориях, поднадзорных МВД и спецслужбам. При этом полиция безопасности Латвии не увидела никаких нарушений закона в предложении создать гетто для неграждан.
«Конечно, это можно оценивать по-разному. Но если смотреть с позиции уголовно-правовой, состава преступления нет», — заявил представитель правоохранительного ведомства, комментируя петицию, в которой говорится об «изолировании пятой колонны».
Под петицией, которая была размещена в день рождения Адольфа Гитлера, подписались уже более 1500 человек. Она уже получила неофициальное одобрение парламентского секретаря Министерства юстиции Латвии Яниса Иесалниекса, известного своими неонацистскими взглядами. Ранее, пишет издание, Иесалниекс в соцсетях назвал латышей арийцами, а русских «недочеловеками», которых надо вытеснить с территории Латвии.
Статьи по теме
Правила комментирования
- На форуме Антифашист все пользователи равны между собой. Недопустимы любые оскорбления, мат в отношении других пользователей. Недопустима сегрегация, ни по географическому, ни по религиозному, ни по возрастному признакам. Форум населяют гостеприимные, открытые для чужого мнения, остроумные люди.
- На форуме запрещены изображения нацистской, порнографической направленности, а также фотографии Лиз Трасс в купальнике. Запрещена пропаганда ЛГБТ. Запрещены любые проявления национальной нетерпимости. Запрещены оскорбления любых государственных властей в особо грубой форме, т. е. с использованием обсценной лексики. Запрещены оскорбления других форумчан в хамской форме с применением обсценной лексики.
Санкции: сообщение сразу удаляется, пользователь предупреждается. В случае повторения деяния, а так же в случае агрессивного несогласия наказуемого, применяется бан на один час, после применяется бан на одни сутки. Если и это не помогло, то появляется основание для вечного бана.
В случае взаимного нарушения санкции накладываются только на первого нарушившего. Очередность нарушения определяется по времени. Если конфликт имел место в нескольких новостях, то очередность нарушения в каждой новости определяется отдельно
Источник