С кем учился барышников в Риге

Рижские адреса Михаила Барышникова

Он так и не вернулся в Ленинград… Там он учился в Вагановском училище и танцевал в Мариинском после — с того времени, как в четырнадцать оставил Ригу, и до 1974-го, когда совершил побег в Торонто. «Это всего десять лет моей биографии!» — говорит артист. А вот на родину возвращается в последние годы с завидным постоянством. Начиная с октября 1997 года, когда он выступил с концертами памяти матери в Латвийской опере, сейчас это его уже восьмой официальный визит, а ведь были и неофициальные приезды…

Собственно, первый адрес Михаила Николаевича в латвийской столице — здание на улице Сколас, 36 a (прежде — улица Упиша). Дом, где он родился и вырос. Внешне нарядное югендстильное здание прежде внутри являло собой скопище коммунальных квартир, в одной из которых и жил его отец Николай, подполковник Советской армии, и мама Александра Киселева. Сам Барышников, вспоминая ту свою квартиру, с усмешкой цитирует строки Владимира Высоцкого: «На тридцать восемь комнаток всего одна уборная». На самом деле там было четыре семьи, что и по тем временам было тесновато.

Михаил Барышников — Как живет танцор в Доминикане — Танец длиною в жизнь

Как рассказал «СУББОТЕ» Андрис Витиньш, одноклассник Барышникова по Рижскому хореографическому училищу и единственный настоящий друг детства, оставшийся в Риге еще с той поры, в свой первый визит на родину Михаил туда так и не пришел. Тяжелое место для воспоминаний. Но прошло двадцать лет, и во время гастролей в 2016-м в Опере со спектаклем Роберта Уилсона «Письмо человеку» он все же пришел на Сколас. И даже прошел во двор здания, но внутри была железная дверь с кодовым замком. Можно было бы дождаться кого-нибудь, но артист решил не ждать. Но планирует вернуться сюда еще раз…

По сути, это трагический адрес, потому что именно тут, пока отец был в отъезде, а сам Миша в пионерском лагере, покончила жизнь самоубийством его мама. Причина этого непонятна, в свидетельстве о смерти написано: «Временное помутнение рассудка». И оставшись практически сиротой (отец ушел к другой женщине), Миша прямиком пришел в дом Витиньшей, который жил в кирпичной хрущевке буквально за углом, в минуте ходьбы — на улице Стабу, 2 (прежде Фридриха Энгельса). Два года юный танцовщик жил в Риге на два адреса: у Витиньшей, а также на улице Матиса, 62 (тогда Революцияс), у другого своего одноклассника, ныне всемирно знаменитого виолончелиста Миши Майского.

Другой адрес Михаила — в Старой Риге, где некогда находилось Рижское хореографическое училище, — на улице Маза Смилшу, 8. На протяжении нескольких лет он сюда ходил пешком. В 1997-м посетил уже новое здание училища, которое сейчас в Пардаугаве на улице Калнциема. Пришел сюда с условием: «Только не надо в честь меня пионерские линейки устраивать!» Кстати, в 22-й рижской средней школе на Бруниниеку (тогда Сарканармияс) учил общеобразовательные предметы маленький Барышников.

Другой постоянный рижский адрес Барышникова — Новый Рижский театр, в котором ровно три года назад Алвис Херманис поставил уже нашумевший спектакль «Бродский/Барышников». Тогда постановка в два захода игралась по две недели подряд в здании на улице Лачплеша. Сейчас спектакль играли восемь раз в новом здании на улице Миера, где прежде находилась сигаретная фабрика. И, наверное, именно потому сейчас, начиная спектакль, великий артист выходил на сцену с чемоданчиком, из которого доставал книгу стихов, бутылочку спиртного и сигарету из кармана. Правда, так и не закурил — не было огонька…

После каждого спектакля артист сейчас выходил из служебного входа на улице Миера, где его уже ждали поклонники на предмет автографа и совместной фотографии. Надо сказать, сумасшедшего ажиотажа не было… В автографе он никому не отказал, но пару раз говорил: «Только очень быстро!»

Поскольку все в шаговой доступности, Михаила Николаевича можно было неоднократно видеть в ресторане Osiris, что на углу Лачплеша и Кришьяна Барона. Здесь он встречался со своими рижскими коллегами. Ужинал в Верманском парке, в ресторане «Библиотека номер 1», где его, конечно, узнавали и просили сфотографироваться. Михаил Николаевич интеллигентно просил обождать, когда он отужинает, — его терпеливо ждали в гардеробе. Проходил пешком мимо солидного дома на углу Кришьяна Барона и Блауманя, где в детстве посещал частные уроки у учительницы танцев Мухатовой.

Кстати, когда спектакль играли на улице Лачплеша, для удобства артиста театр снял ему квартире в соседнем доме. А обычно в свои приезды артист останавливался в Hotel de Rome или в Hotel Bergs.

Уникальный адрес — улица Раунас в районе Дворца культуры ВЭФ, где находится частный дом художника и предпринимателя Владимира Гусева. Именно тут в октябре 1997 года Барышников встречался со своими рижскими одноклассниками и артистами латвийского балета, а также с учителем Юрисом Капралисом. И именно здесь на стене гостиной запечатлен автограф Барышникова — в виде бегущего куда-то человечка. Увы, господин Гусев не разрешает фотографировать этот раритет.

Михаилу Николаевичу в Риге очень комфортно, он часто прогуливался по родному городу пешком. С друзьями он может зайти в дорогой ресторан, но не удивляйтесь, если вдруг вы встретили бы его в затрапезном шалмане на улице Авоту… Кстати, великий артист весьма уважает латвийское пиво. Прежде несколько раз он был в Риге буквально на пару часов транзитом — например, перелетая из Хельсинки в Испанию… Звонил другу Витиньшу и говорил: «Ну, по пивку?»

Но все же основной адрес Барышникова в Риге — могила его любимой мамы Александры Киселевой на 1-м Лесном кладбище. «Это вообще отдельное для меня место на земле, отдельное от города», — говорит Барышников. Сюда он приходит всегда, будучи на родине, — обычно на второй день. За могилой в его отсутствие ухаживают. Этой осенью он посетил могилу матери в последние дни своего нового пребывания в Риге; задержка объяснилась тем, что внезапно приехала в латвийскую столицу супруга Михаила балерина Лиз Рейнхардт, которая не видела мужа более месяца: он был на гастролях со спектаклем «Бродский/Барышников» в Праге и Грузии. Сам артист говорит, что своим последним земным прибежищем выберет все же не Латвию и даже на кладбище — он завещает себя кремировать.

Но не будем заканчивать на грустном. Давайте лучше по пивку! За нынешний приезд Барышникова на родину! И за следующий тоже!

«Михаилу Николаевичу в Риге очень комфортно, он часто прогуливался по родному городу пешком. С друзьями он может зайти в дорогой ресторан, но не удивляйтесь, если вдруг вы встретили бы его в затрапезном шалмане на улице Авоту…

Источник

Биография Михаила Барышникова

Михаил Барышников

Когда Михаил Барышников эмигрировал из СССР, вернее, стал «невозвращенцем», США получили возможность называться балетной державой мира. В стране это был единственный стопроцентно узнаваемый русский. Как сложилась жизнь величайшего артиста балета? Почему мужчина категорически отказывается посещать страну детства, даже с коротким визитом? Об этом и многом другом читайте в полной биографии Михаила Барышникова.

Семья, детство и образование

Михаил Николаевич Барышников родился в 1948 году 27 января, в советской Риге. Отец мальчика был кадровым офицером Советской Армии и переехал в «освобожденную» Латвию вместе с женой Александрой Григорьевой, домохозяйкой. Отец был крутого нрава, требовал полного подчинения жены и сына.

Миша больше был привязан к маме. Женщина любила искусство и пыталась приобщить к нему сына: посещала с ним музеи Риги, ходила на концерты и спектакли. Папа по-своему занимался воспитанием ребенка, что навсегда отвратило Мишу от отца.

В 10 лет мальчик твердо решил стать артистом балета, о чем поставил перед фактом родителей: ребенок уже записался на экзамены. Мальчика приняли в хореографическую школу, но педагог Хелена Тангиева сказала ученику, что придется «дорасти», чтобы солировать на сцене. Каждый день мальчик выполнял физические упражнения, висел на шведской стенке и добился своего. Его рост увеличился на 4 см.

Михаил Барышников в детстве

Михаил Барышников в детстве

Когда Мише было 12 лет, случилась трагедия. Мама отвезла сына к бабушке на Волгу, а сама вернулась в Ригу, где покончила с собой. Причины суицида остались невыясненными. Самоубийство любимой мамы сказалось на психике подростка. Сын еще больше отдалился от отца.

Миша некоторое время пытался жить вместе с папой. Но тот женился вторично, и мальчик ушел из дому. Подростка приютила семья одноклассника Андриса Витиньша. Там Миша прожил два года. С отцом ребенок больше не общался.

Образование

Окончив хореографическую школу, Барышников перешел в училище. Там педагогами юноши стали Валентин Блинов и Юрис Капралис. Последний оказал на молодого артиста огромное влияние, и ставил для Барышникова и другого ученика, ставшего впоследствии знаменитым, Александра Годунова, первые номера, в том числе и совместные.

Общее образование подросток получал в средней школе № 22 Риги. В 1964 году Латвийский театр оперы и балета поехал на гастроли в Ленинград. Юрис Капралис настоял на том, чтобы ученик отправился с труппой и прошел пробы в Вагановское хореографическое училище.

Александр Пушкин, бывший наставник знаменитого Рудольфа Нуриева, взял талантливого ученика в класс. Три года учебы у такого педагога не прошли даром: стоило Барышникову получить диплом, перед выпускником распахнула двери прославленная «Мариинка».

Михаил Барышников

Михаил в юности

Жизнь в СССР. «Невозвращенец»

С 1967 г., когда молодой артист балета вошел в состав труппы Мариинского театра, то сразу стал ведущим солистом, играя в таких постановках, как:

  • «Дон Кихот» (Базиль);
  • «Спящая красавица» (Дезире);
  • «Гамлет» (главная роль);
  • «Сотворение мира» (Адам).

В 1973 г. артисту позволили организовать сольный творческий вечер и самому выбрать репертуар. Барышников сделал подборку одноактных номеров и исполнил «Дафнис и Хлоя», «Блудный сын» и «Дивертисмент». Этот творческий вечер стал пиком славы артиста в СССР.

Впервые на зарубежных гастролях наш герой побывал в 1970 г. в Лондоне. Поездка была для Михаила Барышникова шоком, в том числе культурным. В СССР жестко пресекались все попытки новаторства. А в Великобритании артист увидел современный балет.

В 1974 г., находясь на гастролях в Канаде, Михаил Барышников принял нелегкое решение – не возвращаться на родину. Танцор попросил политического убежища. На таких людей в Советском Союзе вешали ярлык «невозвращенец».

Михаил Барышников на сцене

Михаил Барышников на сцене

Карьера в США

Барышников тут же получил приглашение от другого «невозвращенца» Александра Исааковича Минца и переехал в Соединенные Штаты, став членом труппы «Американского Национального театра». Артист дебютировал в Нью-Йорке в июле 1974 г. в постановке «Жизель», где партнершей выступила Н. Макарова.

Успех немедленно обрушился на великого артиста, начавшего экспериментировать. В 1974-1979 гг. Барышников был премьером труппы, а в 1980-1989 – руководителем. Артист переосмыслил и подал в новом видении постановки «Золушки», «Щелкунчика» и «Лебединого озера».

В 1990 г. Барышников ушел из классического балета. Совместно с хореографом и танцовщиком Марком Моррисом наш герой создал в штате Флорида проект «Белый Дуб», занимающийся продвижением современного бального танца.

Модерн прославил Барышникова на весь мир. В каждом танце артист через движения показывает исповедь души, эмоции на грани жизни и смерти.

Проект «Белый Дуб» артист возглавлял до 2002 г. После этого Барышников стал строить «Центр искусств» своего имени, где собрал произведения живописи и художественной фотографии. Галерея работает с 2005 г. на 37-й улице Нью-Йорка.

Фильмография

Культового артиста балета с удивительной пластикой не пропустили мимо режиссеры Голливуда. Барышников дебютировал в кино в 1978 г., сыграв звезду балета Юрия Копейкина в «Поворотном пункте», за что был номинирован на Оскар за «Лучшую мужскую роль второго плана».

Михаил Барышников в «Танцорах»

Михаил Барышников в «Танцорах»

В фильме «Поворотный пункт» Барышников продемонстрировал вокальный талант, исполнив песню «Дом хрустальный» из репертуара Владимира Высоцкого. Далее фильмография актера пополнилась ролями:

  • танцора Коли Радченко, сбежавшего из СССР, в ставшем культовым фильме «Белые ночи»;
  • Тони в драме «Танцоры»;
  • сомнамбулы Сезара в «Кабинете доктора Рамиреса»;
  • Петра Грушенко в «Деле фирмы»;
  • Александра Петровского, очередного любовника Кэрри Брэдшоу в 6-м сезоне «Секса в большом городе»;
  • Министра МВД РФ Сергея Сорокина в шпионском боевике «Джек Райан: теория хаоса».

Карьера в театре

Артист балета проявил себя на съемочных площадках и на подмостках драматических театров. Барышников был задействован в спектаклях:

  • «В Париже»,
  • «Старуха»,
  • «Письмо человеку».

В 2015 г. Михаил Барышников, категорически отказывающийся приезжать в правопреемницу СССР Российскую Федерацию, посетил малую родину – Независимую Латвию. В Риге знаменитость представила премьеру своего спектакля «Бродский / Барышников».

Личная жизнь

Касательно приватности артист очень сдержан. Мужчина не афиширует своих романов и немногословен, когда спрашивают о семейной жизни. За это Misha, как звезду называют в США, получил прозвище «Человек в футляре». Но что бы ни говорили русские СМИ о страданиях эмигрантов на Западе и в США, на новой родине артист чувствует себя гораздо лучше, чем на старой – и не только в карьерном росте, но и в личной жизни.

В 1976 г. на одной из пати мужчина познакомился с «девушкой Кинг-Конга» Джессикой Лэнг. В 1981 г. в гражданском браке актрисы и артиста балета появилась дочь Александра. В девушке проявились гены отца, теперь Александра – преподаватель хореографии.

Барышников и Джессика Лэнг

Барышников и Джессика Лэнг

Несмотря на скрытность Михаила Барышникова, папарацци постоянно ловили артиста в компании:

  • Изабеллы Росселлини,
  • Шэрон Стоун,
  • Умы Турман,
  • Лайзы Минелли.

Официальной супругой Михаила Барышникова стала балерина из Австрии Лиза Райнхарт. Женщина оставила сцену, чтобы посвятить себя семье. В этом браке между 1989 и 1994 гг. родилось трое детей: Питер, Анна и София.

Интересные факты

  • С первой (гражданской) супругой Джессикой Лэнг Михаил Барышников разговаривал на французском, поскольку в те годы знал английский плохо.
  • В 2016 г. подал документы на получение гражданства Латвии. Весной 2017-го Сейм этой страны единогласно проголосовал «за».
  • Артист до сих пор регулярно становится к балетному станку, чтобы поддерживать безупречную физическую форму.
  • Михаил Николаевич лично знаком с Жаклин Кеннеди и принцессой Дианой.
  • После распада СССР артиста неоднократно звали в Россию, но знаменитость отказался, уверяя, что к этой стране у него идиосинкразия. Когда же нашего героя упрекнули, что стоит посмотреть хотя бы, что изменилось, артист заявил, что некоторые вещи виднее издалека.

Барышников и Лиза Райнхарт

Барышников и Лиза Райнхарт

Частые вопросы о Михаиле Барышниковом

  • Кем стали дети знаменитости? Дочь от первого брака Александра – балерина и преподаватель хореографии. Анна Барышникова (1992) известна в мире фэшн-индустрии. Кроме создания нескольких модных брэндов, девушка снялась в фильме «Манчестер у моря».
  • Чем сейчас занимается 73-летний артист? Владеет рестораном русской кухни «Самовар», курирует завод по выпуску пуантов и одежды для артистов балета, запустил линию мужских парфюмов «Misha».
  • Какова гражданская позиция знаменитости? Выступает в защиту ЛГБТ-сообщества. Поддерживал Хилари Клинтон против Дональда Трампа на выборах. Последнего назвал тоталитарным политиком с риторикой времен СССР.
  • Кто Барышников по национальности? Хоть Михаил Николаевич и родился в Риге, оба родителя знаменитости были русскими, как он сам говорит, «со всеми вытекающими отсюда последствиями».

В США Михаила Барышникова называют «Богом танца», а в СССР артист был «самым успешным невозвращенцем». Но молодому дарованию лишь раз улыбнулась удача – в 1974 г., когда ему удалось вырваться из-за «железного занавеса». Всего остального наш герой добился сам. Он говорит о себе: «Я не стараюсь танцевать лучше других, а пытаюсь превзойти самого себя». И эта жизненная установка привела к вершинам славы.

Источник

«Я не стремлюсь танцевать лучше других, я хочу танцевать лучше самого себя»: жизнь и карьера Михаила Барышникова

Salt: главное здесь, остальное по вкусу - «Я не стремлюсь танцевать лучше других, я хочу танцевать лучше самого себя»: жизнь и карьера Михаила Барышникова

SALT-collage

О Михаиле Барышникове пишут книги и снимают фильмы. Он — один из самых успешных русских в Америке. Он — гордость России, хотя и дал себе обещание больше никогда не возвращаться. Барышников вывел американский балет на абсолютно новый уровень и поднял интерес широкой публики к этому виду искусства. К 72-летию знаменитого артиста вспоминаем, как складывалась его жизнь и карьера.

Детство, маленький рост и самоубийство матери

Родился Михаил Барышников 27 января 1948 года в Риге, в семье советского офицера. Его детство прошло в большой коммунальной квартире на улице Сколас. Отец Барышникова был жестким и властным человеком и участия в воспитании сына практически не принимал, а с мамой у Михаила сложились теплые, доверительные отношения.

Именно она прививала сыну любовь к искусству: вместе они ходили в театр, слушали классическую музыку и смотрели балет. В один прекрасный день Михаил заявил, что хочет поступать в балетную школу и уже даже записался на экзамен. Тогда ему было всего 10 лет.

Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Wikimedia

Преподаватели отметили талантливого мальчика с самого начала его обучения в Рижском хореографическом училище. Он мечтал солировать на сцене, но проблемой был его небольшой рост. По совету педагога Хелены Тангиевой Барышников каждый день выполнял сложнейшие упражнения, превозмогая боль в суставах, и подрос почти на 4 сантиметра!

Когда Михаилу было 12, мать отвезла его к бабушке на Волгу, а сама вернулась в Ригу и совершила самоубийство — причины ее поступка неизвестны. Скорее всего, всему виной психическое расстройство, которым она страдала долгие годы. Некоторое время Михаил пытался ужиться с отцом, но тот женился второй раз, и их отношения полностью разладились, поэтому несколько лет Барышников прожил в семье одноклассника.

Начало карьеры

Во время гастролей Рижского балета в Ленинграде в 1964 году Барышникову выпал отличный шанс показать себя — он исполнил импровизированный танец перед знаменитым балетным педагогом Вагановского училища Александром Пушкиным, у которого в свое время учился Рудольф Нуреев. Конечно, тот сразу же увидел потенциал мальчика и предложил ему поступать в училище, этим предопределив судьбу Михаила. Так Барышников переехал в Ленинград и стал учеником знаменитой русской балетной школы. Уже через два года, будучи в предвыпускном классе, он завоевал свою первую награду — золотую медаль на танцевальном конкурсе в Варне. А еще через год, в 1966, Барышников дебютировал на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (так тогда назывался Мариинский театр), где сразу же стал солистом.

В Кировском театре Барышников танцевал исключительно в классических постановках, таких как «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта», «Пламя Парижа», «Корсар» и «Коппелия». В 1973 году Барышникову позволили организовать творческий вечер и самостоятельно выбрать репертуар — в то время это было редкостью и означало признание. Он решил поставить одноактные балеты и на вечере исполнил «Блудного сына», «Дивертисмент», «Дафниса и Хлою» — совсем не те классические партии, к которым все привыкли.

Перемены и побег на Запад

Во время работы в Ленинграде Барышникову пришлось столкнуться с авторитарным стилем управления главного балетмейстера — Константин Сергеев удерживал театр в рамках строгого академизма и абсолютно не учитывал актуальных требований времени. Однако невероятным способностям Барышникова, его жажде экспериментов и стремлению к развитию стало тесно в пределах классического репертуара. Однажды Ролан Пети, один из лучших европейских хореографов двадцатого века, предложил театру поставить балет для Барышникова, но руководство ответило отказом.

В Советском Союзе у Барышникова было все для комфортной жизни — место в престижнейшей труппе лучшего театра страны, любовь публики, высокая зарплата, квартира в центре Ленинграда, новая «Волга», многочисленные встречи в кругах творческой интеллигенции и даже невеста — балерина из его труппы. Но Барышников задыхался. Через много лет его близкий друг, Иосиф Бродский, отвечая на вопрос, какая судьба ждала бы танцора в СССР, отметил очень коротко и емко: «Спился бы».

В 1974 Барышников принял решение кардинально изменить свою жизнь и после гастролей в Канаде не вернулся в СССР. В этом ему помогли танцор Александр Минц, который уехал из Советского Союза несколько ранее, и канадский балетный критик Джон Фразер — на официальном приеме после одного из спектаклей он передал Барышникову бумажку с нужными номерами телефонов. Танцор встретился с адвокатом и подписал все необходимые бумаги. После последнего выступления Барышников должен был выйти из театра и сесть в машину, которая ждала его неподалеку. План чуть не сорвался из-за толпы фанатов, жаждущих получить автограф и фото с кумиром, но артисту удалось добраться до автомобиля и навсегда уехать в неизвестное будущее.

Позже Барышников много раз подчеркивал, что в причинах его бегства не было ни капли политики — только личные мотивы

После эмиграции Барышников до сих пор так ни разу и не съездил в Россию. Сам танцор часто признавался в интервью, что не видит в этом особой необходимости: «У меня никогда не было такой привязанности к этому месту, как у Бродского. Я и прожил-то в России всего 10 лет. Я продукт латвийского воспитания, хотя родители у меня были русские со всеми вытекающими из этого последствиями. Но я никогда не чувствовал ностальгии — точнее, у меня есть ностальгия по русским людям и русской культуре, но не по этому месту на географической карте».

Признание и жизнь в Америке

Побег случился весной, а уже летом этого же года Барышников дебютировал в Нью-Йорке — в спектакле «Жизель» Американского театра балета. Он танцевал с бывшей балериной Кировского театра Натальей Макаровой, которая в 1970 году тоже осталась на Западе. Говорят, что после окончания спектакля на поклон Барышников выходил 24 раза!

Михаил вмиг стал премьером коллектива, а затем и его руководителем. Этому театру он посвятил пятнадцать лет и смог создать сильнейшую танцевальную труппу мира, поставил десятки знаменитых спектаклей. Американская публика боготворила Барышникова, а для именитых хореографов было честью ставить для танцора номера. Американский журнал Newsweek писал, что благодаря таким звездам, как Барышников, Америка, которая уже дала миру величайших боксеров и баскетболистов, становится ведущей державой в области балета.

В 1990 году Барышников решил уйти из классического балета — вместе с хореографом Марком Моррисом он создал проект «Белый дуб», который занимался модерном. Это направление в Америке ценится так же, как классический балет, поэтому и здесь Барышникова ждал невероятный успех. Он всегда хотел выступать с танцевальными монологами и в своем проекте исполнил эту мечту. Например, в одном из номеров, который назывался «Биение сердца», вместо музыки зрители слышали настоящий стук сердца Барышникова — к танцору были прикреплены датчики, которые с помощью усилителя передавали этот звук в зал.

Сольные балеты Барышникова — это философские размышления о творчестве и любви, исповеди, в которых на первый план выходят темы скоротечности жизни и неизбежности смерти

Сегодня Михаил Барышников руководит центром искусств Baryshnikov Arts Center. Также он является владельцем компании, которая занимается производством пуантов и одежды для балета. У танцора даже есть собственные духи — Mikhail Baryshnikov. Они продаются так же хорошо, как и билеты на его выступления. В 2012 году Барышников был награжден премией за вклад в культуру Соединенных Штатов, которую он получил из рук экс-президента США Билла Клинтона.

Дружба с Бродским

В 1974 году в Нью-Йорке, в гостях у общих друзей Барышников познакомился с Иосифом Бродским. Общение переросло в крепкую дружбу, которая продлилась 22 года — до самой смерти поэта. Бродский посвятил своему другу множество стихотворений, среди которых знаменитые «Классический балет есть замок красоты…» и «Раньше мы поливали газон из лейки».

Спустя десять лет после знакомства Барышников и Бродский открыли на Манхэттене культовый ресторан «Русский самовар». Танцор вложил туда деньги, которые накопил за время работы в театре, а поэт — часть своей Нобелевской премии по литературе. Насладиться великолепной русской кухней сюда в свое время приходили Булат Окуджава, Сергей Довлатов, Галина Вишневская, Лайза Миннелли и Барбра Стрейзанд. Ресторан расположен в доме, где ранее жил Фрэнк Синатра.

27 января 1996 года Бродский позвонил Барышникову и поздравил его с днем рождения, а на следующий день поэта не стало. В 2015 году на сцене Нового Рижского театра Барышников представил моноспектакль «Бродский/Барышников», в котором через стихи поэта вступает со своим лучшим другом в философский диалог невероятной глубины. Тогда на премьеру спектакля прилетела вся светская Москва — Александр Раппопорт, Анастасия и Сергей Рябцовы, Ксения Собчак, Максим Виторган, Дарья и Станислав Лисиченко.

Спектакль «Бродский/Барышников» показывают и сегодня, но билеты купить практически невозможно — они разлетаются примерно за 10 минут после старта продаж

Телевидение

Сам Барышников смеется над тем фактом, что большинство людей моложе 30 лет будут помнить его не как одного из величайших танцовщиков в истории, а как русского любовника героини Сары Джессики Паркер в сериале «Секс в большом городе». «Ну хотя бы они что-то помнят. Хотя на самом деле они не знают моего настоящего имени. Они говорят — ой, смотри, Александр Петровский!» Кстати, одна из сцен сериала была снята как раз в ресторане «Русский самовар»: по слухам, за девять часов работы в заведении продюсеры заплатили десять тысяч долларов.

Но роль в культовом сериале «Секс в большом городе» — далеко не единственная в фильмографии Барышникова. Он снялся в фильмах «Белые ночи», «Это танец!», «Танцовщики», «Динозавры», «Кабинет доктора Рамиреса» — играл в основном самого себя или роли танцовщиков.

С 1982 по 1987 год он выступал в специально созданных для него телепрограммах «Барышников на Бродвее», «Барышников в Голливуде» и «Барышников: танец и танцовщик». А в 1977 он даже был номинирован на «Оскар» и «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль второго плана в фильме Герберта Росса «Поворотный пункт». Награду Барышников так и не получил, но зато спел всему миру песню «Если я богат, как царь морской…» Владимира Высоцкого.

Женщины

О романах Михаила Барышникова ходят легенды, но часто они основаны только на слухах. Ему приписывали романы и с партнершами по сцене, такими как Гелси Киркланд, и с яркими представительницами американского шоу-бизнеса — Лайзой Минелли, Шэрон Стоун, Изабеллой Росселлини и Умой Турман. Сам же Барышников предпочитает не разговаривать с журналистами на личные темы, за что его прозвали «человеком в футляре».

Весной 1976 года Барышников познакомился с актрисой Джессикой Лэнг. Тогда он еще совсем плохо говорил по-английски, но языковой барьер не помешал развитию отношений, и в начале восьмидесятых у них родилась дочь Александра.

Их союз продлился недолго — в 1982 году Лэнг покинула Барышникова ради отношений с актером Сэмом Шепардом и забрала с собой дочь. Сейчас 39-летняя Александра Лэнг Барышникова занимается современной хореографией и преподает искусство танца в американских университетах.

Источник

Михаил Барышников — биография, новости, личная жизнь

Михаил Барышников

Михаил Николаевич Барышников (Mikhail Baryshnikov). Родился 27 января 1948 года в Риге. Советский и американский артист балета, балетмейстер, актер, сценарист, фотограф. Заслуженный артист РСФСР (1973).

Михаил Барышников родился 27 января 1948 года в Риге.

Отец — Николай Барышников, офицер Советской Армии.

Когда ему было 12 лет, мать покончила с собой. Эта трагедия сильно повлияла на подростка, утешение он находил в хореографии.

После самоубийства матери около двух лет Михаил прожил в семье своего одноклассника Андриса Витиньша.

Окончил Рижскую среднюю школу № 22.

С ранних лет занимался балетом. Начинал в Рижском хореографическом училище у педагогов Юриса Капралиса и Валентина Блинова. Вместе с ним начинал и другой известный танцор балета — Александр Годунов. Михаил Барышников с третьего по пятый класс обучался у Юриса Капралиса.

Капралис ставил для него и для Александра Годунова их первые танцевальные номера, в том числе и совместные, заложил основы его технической базы. Барышников поддерживал хорошие отношения с Капралисом на протяжении всей его жизни.

В возрасте 16 лет Михаил Барышников отправился в северную столицу, там он продолжил обучение в Ленинградском хореографическом училище в классе Александра Пушкина, у которого до этого учился Рудольф Нуриев. Стоит отметить, что переезд в Ленинград был для него очень непростым — пришлось расстаться с наставником Юрисом Капралисом. Но Капралис поддержал переход Барышникова в Вагановском училище.

С юности Барышников проявил себя как перфекционист, стремящийся к идеальному результату, ради чего он не щадил себя, упорством и трудолюбием добиваясь цели.

Михаил Барышников в молодости

Михаил Барышников в молодости

О своем ленинградском периоде жизни говорил: «Это были важные годы моего становления. Моя школа была удивительным учреждением, но и сам город, его театры и музеи прекрасны. Я часто ходил в театры и концерты, пересмотрел бесконечное количество балетных спектаклей и видел таких балерин, как например Наталья Макарова. Она танцевала «Жизель» каждую вторую неделю, и можно было наблюдать, как она изменяла не только рисунок, но даже и интерпретацию образа героини. Для молодого танцовщика эти уроки были бесценны».

В 1967-1974 годах был ведущим солистом в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова. Исполнял партии Базиля в балете Людвига Минкуса «Дон Кихот», Дезире в «Спящей красавице» Петра Чайковского, роль Гамлета в одноимённом балете Н. Червинского и роль Адама в балете «Сотворение мира» (постановка Н. Касаткиной и В. Василёва).

За рубежом Барышников впервые выступил в 1970 году, находясь в Лондоне на гастролях с труппой Театра им. Кирова. Об этом он говорил: «В училище мы изучали историю танца. Я знал, например, об Айседоре Дункан, жене русского поэта Есенина, и – по секрету – даже о скандале, связанном с их именами. Я знал о Марте Грэхем.

Мне было 16-17 лет, когда я увидел фотографии Мерса Каннингхэма, но ни «вживую», ни по телевизору мы, молодые танцовщики, никогда не видели современного западного танца. Впервые я увидел современный танец в 1970 году во время гастролей нашего театра в Лондоне. Это было моей драмой, потому что это знакомство изменило меня самого».

В июне 1974 года во время гастролей с труппой Большого театра в Торонто (Канада) Барышников отказался вернуться в СССР, руководствуясь скорее артистическими, нежели политическими побуждениями — он получил приглашение от своего давнего знакомого Александра Минца поступить в труппу «Американского театра балета».

29 июля 1974 он дебютировал в Нью-Йорке в спектакле «Америкен балле тиэтр» «Жизель», танцуя с Н. Макаровой. В течение последующих четырех лет Барышников исполнил множество ведущих партий в классических и современных балетах. Он работал также как хореограф и исполнял главные партии в собственных постановках «Щелкунчика» (музыка Чайковского) и «Дон Кихота» (музыка Л. Минкуса).

Михаил Барышников балет

В 1974-1978 годах — премьер труппы «Американский театр балета» (Нью-Йорк). Выступал в баланчинских постановках, в том числе в «Аполлоне» (музыка И.Ф. Стравинского), «Блудном сыне» (музыка С.С. Прокофьева), «Орфее» (музыка Стравинского) и «Арлекинаде» (музыка Р. Дриго), и в некоторых постановках Джерома Роббинса.

В 1980-1989 годах — художественный руководитель «Американ балле тиэтр» (АБТ). В 1990 году Барышников и хореограф Марк Моррис основали коллектив «Уайт оук данс проджект», который со временем превратился в большую передвижную труппу с современным репертуаром. Оставив АБТ, Барышников совершил уникальный поступок в истории балетного театра: он не просто покинул классический балет и на том завершил свою карьеру, но начал новый творческий этап – стал исполнителем танца-модерн. И до него классические танцовщики выступали в балетах модернистов, но только Барышников стал постоянно работать в этом направлении, сделался артистом другой школы, других эстетических идеалов. Оказал существенное влияние на американскую и мировую хореографию.

В 1978 году дебютировал в кино, снявшись в роли звезды балета в фильме «Поворотный пункт» с Энн Бэнкрофт и Ширли Маклейн в главных ролях. В одной из сцен фильма поёт под гитару фрагмент песни своего друга Владимира Высоцкого «Если я богат как царь морской. » («Дом хрустальный»). По сюжету две подруги, вместе когда-то начинавшие в балете, встречаются спустя много лет. Эмма Джеклин стала звездой, а Диди Роджерс — домохозяйкой и учительницей танцев, чья дочь теперь в свою очередь начинает балетную карьеру. За эту работу Барышников был номинирован на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана (всего фильм был представлен в одиннадцати номинациях, но не получил ни одной).

В 1985 году сыграл роль танцовщика, убегающего от советской власти, в кассовом фильме «Белые ночи». По сюжету советский танцовщик Николай Родченко (Михаил Барышников) бежит на Запад в поисках свободы. Однако во время очередных гастролей его самолет совершает аварийную посадку на военном аэродроме в Сибири. Родченко невольно вновь оказывается в Советском Союзе, где его считают изменником Родине. Танцовщик сразу попадает под опеку спецслужб, которые приставляют к нему «воспитателей» — степ-танцовщика Реймонда Гринвуда (Грегори Хайнс) и его жену Дарью (Изабелла Росселлини).

Михаил Барышников в фильме «Белые ночи»

Михаил Барышников Белые ночи

В 1987 году сыграл главную роль в драме «Танцоры» режиссёра Герберта Росса. Его герой — Тони (Антон Сергеев), звезда русского балета, который участвует в съёмках киноверсии знаменитой «Жизели», проводящихся в Италии. Он заводит небольшой флирт с молодой балериной Лизой Стрессер, но вскоре начинает понимать, что их отношения повторяют сюжет балета «Жизель».

Михаил Барышников в фильме «Танцоры»

Михаил Барышников в фильме Танцоры

В 1989 году дебютировал на Бродвее. Сыграл драматическую роль в спектакле «Метаморфозы» на Бродвее, был номинирован на премию «Тони» и специальную премию критиков драматического театра «Drama Critics Award».

В конце 1980-х Эльдар Рязанов собирался снимать фильм о солдате Чонкине. Автор культового романа Владимир Войнович и продюсер Эрик Абрахам хотели, чтобы Чонкина сыграл Барышников, и он с удовольствием согласился. Но режиссер счел танцовщика слишком рафинированным для этой роли, а скорее всего — поостерегся иметь дело с невозвращенцем.

В 1991-м последовала главная роль — Петра Грущенко — в комедийном боевике «Дело фирмы». По сюжету промышленный шпион старой закалки Сэм Бойд вдруг осознает, что его методы работы допотопны и не успевают за техническим прогрессом. Ему кажется, что он скоро может остаться без работы, но вдруг получает от ЦРУ ответственное задание и направляется в Берлин, где вступает в противостояние с агентами КГБ, колумбийской мафией.

Михаил Барышников в фильме «Дело фирмы»

Михаил Барышников Дело фирмы

Барышников является совладельцем ресторана «Русский самовар» в Нью-Йорке, который он открыл вместе с Иосифом Бродским. Барышников вложил в ресторан накопленные от выступлений деньги. В 1990 году совместно с фирмой Weekend Exercise Co запустил марку одежды для танцовщиков Baryshnikov, также выпускал мужской одеколон под собственным именем — Misha.

В 1990 году вместе с танцовщиком и хореографом Марком Моррисом организовал «Проект «Белый дуб»» во Флориде, занимавшийся постановками и изысканиями в области современного танца. Возглавлял его до 2002 года, когда проект был закрыт, чтобы сконцентрироваться на организации и строительстве Центра искусств Барышникова (Baryshnikov Arts Center). После открытия Центра в 2005 году на 37-й улице Нью-Йорка, неподалёку от Театрального квартала, является его художественным руководителем.

В начале 2000-х годов снимался в популярном телесериале «Секс в большом городе», исполнив роль очередного возлюбленного Кэрри Брэдшоу, художника Александра Петровского, в последних сериях последнего сезона.

Трижды получил премию «Эмми» за участие в посвященных его творчеству телевизионных передачах.

В 2014 году сыграл роль Сорокина в триллере «Джек Райан: Теория хаоса». По сюжету финансовый аналитик Джек Райан (Крис Пайн) переезжает в Москву для работы на некоего миллиардера. И именно этот нувориш обставит дела таким образом, чтобы на Райна пали все подозрения в организации террористического сговора с целью обрушить экономику США. И Джеку не остается ничего иного, как попытаться одновременно очистить свое имя, обезвредить заговор и спасти жену, взятую миллиардером в заложники.

Михаил Барышников в фильме «Джек Райан: Теория хаоса»

Михаил Барышников Джек Райан Теория хаоса

В 2015 году Михаил Барышников вернулся на родину, откликнувшись на предложение латвийского режиссёра Алвиса Херманиса поставить моноспектакль по поэзии Бродского, который стал сенсацией театрального сезона далеко за пределами Латвии.

21 декабря 2016 года обратился с письмом в латвийский парламент с просьбой стать гражданином Латвии. В апреле 2017 года сейм Латвии единогласно проголосовал за предоставление артисту латвийского гражданства.

Барышников поддерживал Хиллари Клинтон в предвыборной кампании против Дональда Трампа. Последнего он характеризовал как тоталитарного лидера с советской риторикой времён его молодости.

О себе говорил: «Я — часть русской культуры». В то же время отмечал, что в Россию его не тянет: «У меня никогда не было такой привязанности к этому месту, как у него. Я и прожил-то в России всего 10 лет. Я продукт латвийского воспитания, хотя родители у меня были русские со всеми вытекающими из этого последствиями. Но я никогда не чувствовал ностальгии – точнее, у меня есть ностальгия по русским людям и русской культуре, но не по этому месту на географической карте».

Михаил Барышников

Рост Михаила Барышникова: 168 сантиметров.

Личная жизнь Михаила Барышникова:

В СССР состоял в отношениях с балериной Татьяной Кольцовой. Она была его невестой, однако в США он почти сразу о ней забыл.

После бегства в Америку у него начались отношения с американской актрисой Джессикой Лэнг (Jessica Lange), с которой Михаил познакомился на съемках одного из фильмов. На момент их встречи он очень плохо владел английским языком, что создавало определенные сложности в отношениях.

Михаил Барышников и Джессика Лэнг

Михаил Барышников и Джессика Лэнг

В 1979 году Барышникова пригласили принять участие в мюзикле «Барышников на Бродвее», где его партнершей стала Лайза Минелли. Последняя не скрывала своей симпатии к талантливому танцовщику. Михаил тоже оказывал ей знаки внимания. У них начался бурный роман. Лайзе хотелось почаще выходить с ним в свет, но Барышников никуда ее не водил и был достаточно сдержан.

Это и стало причиной расставания с Минелли.

Михаил Барышников и Лайза Минелли

Михаил Барышников и Лайза Минелли

Охладев к Минелли, он вновь вернулся к Михаил вернулся к Джессике Лэнг, некоторое время они жили счастливо.

В 1981 году у пары родилась дочь Александра, она пошла по стопам отца, танцует и преподает хореографию.

Однако рождение ребенка не сохранило их семью. В СМИ очень бурно обсуждались их отношения, поводом к чему послужили несколько громких заявлений Джессики. Она обвиняла Барышникова в слишком авторитарном поведении, жаловалась на то, что он заставляет ее готовить русскую еду и часто приглашает в дом большие компании.

Некоторые издания даже писали о том, что русский танцовщик избивает свою американскую возлюбленную, но никакого подтверждения этому так и не поступило. На фоне скандалов пара распалась. Михаил заявил, что никогда больше не свяжет свою судьбу с американками, так как он не может их понять.

Жена — Лиза Райнхарт, уроженка Австрии, в прошлом артистка балета, она внучка знаменитого немецкого театрального режиссера Макса Рейнхардта. Михаил и Лиза познакомились, принимая участие в создании одного из мюзиклов.

У пары родилось трое детей: Питер (род. 1989), Анна (род. 1992) и София (род. 1994).

Дочь Анна известна в мире кино и моды, была лицом нескольких модных брендов, сыграла в фильме «Манчестер у моря» вместе с голливудскими актерами первой величины.

Михаил Барышников и Лиза Райнхарт

Михаил Барышников и Лиза Райнхарт

Занимается фотографией и коллекционированием живописи. Выставки его фоторабот и коллекций проводились различными музеями, в том числе ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Фильмография Михаила Барышникова:

1967 — Озеро лебединое (документальный)
1968 — Город и песня — танцор
1969 — Сказ о холопе Никишке (короткометражный) — Никишка
1969 — Молодой балет мира (документальный)
1971 — Фиеста (фильм-спектакль) — Педро Ромеро, матадор
1972-2009 — Великие представления (Great Performances) (фильм-спектакль)
1977 — Поворотный пункт (Turning Point, The) — Юрий Копейкин
1984 — Дон Кихот (Don Quixote) — Basilio
1985 — Белые ночи (White Nights / Sole a mezzanotte, Il) — Николай Родченко
1985 — Это — танец! (That’s Dancing!) (документальный)
1987 — Танцоры (Dancers) — Тони (Антон Сергеев)
1990 — Диснейленд (Disneyland)
1991 — Кабинет доктора Рамиреса (Cabinet of Dr. Ramirez, The) — Цезарь
1991 — Дело фирмы (Company Business) — Петр Грущенко
2003-2004 — Секс в большом городе (Sex and the City) — Художник Александр Петровский
2014 — Джек Райан: Теория хаоса (Jack Ryan: Shadow Recruit) — Сорокин

Сценарии Михаила Барышникова:

1991 — Кабинет доктора Рамиреса (Cabinet of Dr. Ramirez, The)

Награды и звания Михаила Барышникова:

— Заслуженный артист РСФСР (29.11.1973);
— Золотая медаль международного балетного конкурса в Варне (Болгария, 1966);
— Золотая медаль международного балетного конкурса в Москве (1969);
— Номинация на «Оскар» (1977) — Лучший актер второго плана («Поворотный пункт»);
— Трехкратный лауреат премии «Эмми» за участие в посвященных его творчеству телевизионных передачах;
— Номинация на премию «Тони» и специальную премию критиков драматического театра «Drama Critics Award» за роль в спектакле «Метаморфозы» на Бродвее;
— Премия «Kennedy Center Honor» (2000);
— Премия «National Medal of Arts» (2000).

Источник
Рейтинг
Загрузка ...