Самый большой орган в Риге

Реликвии и витражи Домского собора в Риге — главной достопримечательности Латвии

Нынешний наш рассказ и фоторепортаж о самой главной достопримечательности Латвии и Риги — знаменитом рижском Домском соборе, крупнейшем и одним из древнейших средневековых храмов в балтийских странах.

Карен Маркарян (текст и фото)

Именно с началом строительства собора в 1211 году название «Рига» зазвучало в Европе все шире, хотя сам город был заложен на десять лет раньше прибывшим сюда из Бремена епископом Альбрехтом (Альбертом) фон Буксгевденом. Потому что к 1200 году папа римский постановил торговать в этих местах только в устье речки Риги (Ридзене — лат., рукав Даугавы, обмелевший к концу 19 века и засыпанный).

Впрочем, здесь и раньше жили люди, о чем свидетельствуют хроники Генриха Латвийского. Голландские купцы и мореходы ходили сюда торговать по Даугаве. Но с началом строительства Домского собора (название от «Domus Dei» — «Дом Бога» и «D.О.М.»: Deo Optimo Maximo — «Всеблагому Величайшему Богу») здесь во множестве стали поселяться переселенцы из Германии, которым под это дело епископ «выбил» папскую буллу об индульгенциях.

Самый большой орган Европы!

Кроме того, приветствовались воины, они очень были необходимы созданному Ордену меченосцев, который позже вошел в Тевтонский орден. Так что собор не являлся городской церковью, а был храмом ордена. А главной церковью Риги был собор Св.Петра. Но это уже другая история, а мы пока заглянем все же в Домский.

Вот он — один из главных и старейших символов Риги. Сейчас собор является главным храмом Евангелическо-Лютеранской Церкви Латвии. Поэтому здесь нет роскошества, присущего католическим или иным христианским церквям с позолотой икон, богатством фресок или изумительной лепниной, как, например, в костеле святых Петра и Павла в Вильнюсе. Но зато в Домском соборе — совершенно грандиозные витражи высотой с двухэтажный дом, установленные здесь в конце 19 века в готических проемах окон.

Вид собора изнутри. Впереди – алтарная часть (восточная) с витражом с изображением Иисуса Христа:

Идет служба. Вход в собор со стороны башни (с запада). А под сводами — витраж розеточного типа, который следом покажу вблизи:

Это — кафедра собора, с которой в честь важных событий и праздников выступает с проповедью бессменный вот уже на протяжении 20 лет глава лютеранской церкви Латвии Янис Ванагс.

Кафедра украшена резными деревянными фигурами Христа и его апостолов. С мечом — Св. Павел.

Слева от входа в собор фигурки, по всей видимости, членов Братства Черноголовых — объединения иностранных купцов и судовладельцев Ливонии (на территории нынешних Эстонии и Латвии) с середины XIV века до 1940 года. Братство было основано как военно-торговая организация. Например, во время 25-летней Ливонской войны таллинские «черноголовые» участвовали во многих сражениях и помогали защищать город от русских войск, осаждавших Таллин в 1570–71 и 1577 годах.

Справа от входа в Домский, на одной из колонн красуется герб Братства, покровителем которого являлся чернокожий Св.Маврикий. Отсюда участники организации и стали называться «черноголовыми»:

Мокрая РИГА: секс туризм, самый старый орган и самый большой мост в Европе

А вообще старинных замысловатых родовых гербов представителей в основном немецкой знати в соборе хватает.

Ниже, например, три вариации одного и того же герба двух баронов и одного кёнига (как разобрал) Остзейского рода фон Менгденов — понятно, с разными датами рождения и смерти.

Есть в соборе и надгробные плиты, которые находятся в нефах прямо на полу или вмонтированы в стены. А есть и целые усыпальницы. Это — слева от алтаря, в северной части собора:

А вот за такой, словно кладбищенской, решеткой в уголке покоится один из епископов Ливонии:

Ангелочек с символической эпитафией.

Левее и выше усыпальницы с ангелочком — витраж с изображением самых почитаемых учеников Христа — апостолами Петром и Павлом:

Апостол Петр часто изображается с ключами в руках, а апостол Павел — с обнаженным мечом. Ключи — знак прощения грехов на пути к вратам в Царствие Небесное. Право, данное Христом своим ученикам, а через них — священникам.

Меч у апостола Павла — это Слово Божие (Еф 6. 17), проникающее до глубин человеческого сердца. Это — оружие воина Христова, отвоевавшего у темных духов души грешников и обративших их к Богу.

Ниже — три витража алтарной, закругленной части части храма. На левом из них — Христос со своими учениками, в центре, судя по всему, Сын Божий после Воскрешения (крупно — на заглавном снимке), а на третьем — Мария Магдалина вместе с Богородицей, пришедшие через некоторое время после Распятия в Эфес к Иоанну Богослову для того, чтобы помогать ему в его трудах.

А теперь разворачиваемся на 180 градусов и оказываемся лицом ко входу в собор. Движемся к его главному достоянию — органу, самому большому в странах Балтии и в бывшем Союзе:

Орган изготовлен мастерами компании «E.F.Walcker & Co» из города Людвигсбург и установлен в течение двух лет — в 1883-1884 годах. Прежний инструмент работал с конца XVI века.

Высота нынешнего инструмента — 25 метров (!), в нем 6 768 труб и трубочек (длиной от 13 мм и до 10 м) из сосны, ели, клена, дуба, бука, груши, а также из сплава олова и свинца.

У Домского органа четыре клавиатуры для рук и одна — для ног. На пульте — 124 регистра и 47 рычагов для включения различных механизмов. Шесть мехов подают воздух. Самый большой из них — 2,5 × 6 м. В 19 веке рижский орган был крупнейшим в мире.

Большая часть фасада органа изготовлена еще в 1599—1601 годы мастером Якобом Раабом в стиле раннего барокко. Правда, трубы проспекта (он и виден на снимках) старинного инструмента давно не звучат. Нынешний орган Валькера соорудили за прежним корпусом. Ференц Лист к освящению инструмента написал произведение для органа „Nun danket alle Gott”.

В 1981-1984 годах голландская фирма «Flentrop Orgelbouw Zaandam» отреставрировала орган. А сейчас идет реставрация старинного проспекта, поэтому здесь и сооружены строительные леса. Это не мешает проводить в соборе органные концерты по средам, пятницам и субботам в 12 или 19 часов (цена билета от 7 евро).

Продолжим экскурсию. Вот еще несколько интересных гербов. На первом из них удалось прочитать: Теодор Хейнрих фон Драйлинген, 1702-1766:

А вот доктор медицинских наук (если по нашему) Николай де Химсел. Насколько я понял, получил он ученую степень в Лондоне, а вот прожил всего 33 года.

Надпись под следующим гербом трудно разобрать:

Зато на нижнем снимке очень хорошо различимо имя некой Магдалены фон Бройцен:

В этой же части, справа от алтаря — еще один витраж: с посохом, скорее всего, апостол Иаков — покровитель паломников, а со свитком — Иоанн Креститель.

Балкон для хора, а под ним двери, ведущие в монастырские пенаты, которые некогда примыкали к собору, а теперь в них находится музей истории Риги и мореходства.

И еще несколько витражей из северного портала собора. На них изображены значимые события из жизни самого Домского собора и Риги. А в южной — витражи, на которых были запечатлены сцены из жизни Христа, не уцелели во время Второй мировой.

21 сентября 1525 года магистр ордена Вальтер фон Плеттенберг провозгласил свободу вероисповедания:

Торжественная встреча шведского короля Густава Адольфа – завоевателя:

Ниже Дева Мария с ребенком благословляет разные поколения Тизенгаузенов — один из первых крупных австрийских родов в Риге:

И, наконец, витраж целиком (крупный план на заглавном снимке), посвященный закладке первого камня в основание Домского собора епископом Альбрехтом (Альбертом):

Ежедневно в соборе служат службу. По воскресеньям — в 12:00, в остальные дни — в 8:00. Особое богослужение для семей с детьми проводится в первое воскресенье месяца в 17:00.

Источник

Орган Рижского Домского собора

Орган Рижского Домского собора, построенный фирмой E. F. Walcker & Co в 1883-1884 годах, — уникальный инструмент. Это пример достижения невероятных высот позднего романтизма в органостроении: сложно найти нечто подобное в других уголках Европы.

История этого инструмента началась 16 ноября 1881 года в Домском соборе города Риги, когда был подписан договор с органной фирмой E. F. Walcker & Co в Людвигсбурге. Фирма уже в то время была известна своими органами в Штутгарте, Франкфурте, Мюнхене, Улме, Таллине и Петербурге.

Администрация Домского заказала орган с 102 звучащими голосами, органостроители обещали за 18-20 месяцев изготовить и собрать инструмент за 75 000 марок. Органист и музыкальный директор Рижского Домского собора Вильгельм Бергнер (Wilhelm Bergner 1837–1907) сподвигнул собрать еще дополнительные 6300 рублей, чтобы в органе было 120 регистров. Органостроитель Карл Валкер (Karl Walcker) добавил еще 4 регистра, чтобы поднять престиж фирмы. В январе 1884 года в Рижском Домском соборе зазвучал в то время самый большой в мире орган с 124 регистрами, в котором были использованы самые совершенные технические решения: рычаг Баркера, crescendo валик, приготовленные и свободная комбинации.

Инструмент впервые представлен публике 19 января 1884 года (по новому стилю — 31 января). В вечернем концерте участвовал органист Домского собора Вильгельм Бергнер, органист церкви Св. Троицы в Елгаве (Mitau), а также ее музыкальный директор Рудольф Постел (Rudolf Postel 1820 – 1889) и заведующий органной кафедры Петербургской консерватории Луи Гомилиус (Louis Homilius 1845 – 1908). На концерте прозвучало произведение знаменитого венгерского композитора Ференца Листа «Теперь возблагодарите все Господа» (Nun danket alle Gott 1883), специально написанное для нового Домского органа. Оно может быть исполнено как одним только органом, так и вместе с хором и медными духовыми инструментами.

Грандиозная конструкция инструмента 25 м в высоту, 11 м в ширину и 10 м в длину. В органе 6718 труб, распределённых на 26 виндладах. Примерно половина труб изготовлена из дерева: сосны, клёна, дуба, груши, яблони; остальные трубы — из смеси свинца и олова. Всевозможные размеры труб: самые большие превышают 10 м в высоту, а самые маленькие — только 13 мм.

У инструмента широкий звуковысотный диапазон и тембровое разнообразие. Вслушиваясь в органные звуки, можно различить звуковые краски определенных оркестровых инструментов, которые отразились в названиях некоторых регистров: Viola di alta, Violine, Corn Anglais, Trompete, Oboë, Fagott&Oboe, Physharmonika. Некоторые регистры выделяются своими поэтическими названиями: Unda maris (морские волны), Vox celeste (небесный голос), Vox angelica (ангельский голос), Vox humana (человеческий голос).

У Домского инструмента есть две органные кафедры (Spieltisch, нем.), которые, как и органные трубы, расположены на двух балконах. На верхнем балконе у органной кафедры 4 мануала и педальная клавиатура. На нижнем — кафедра с одним мануалом, которая связана с регистрами четвёртого мануала (Schwellwerk). Игровая и регистровая трактура — механические; электромотор и 10 различных по размеру мехов обеспечивают нагнетание воздуха в трубы.

Уже в скором времени после постройки инструмент Walker Рижского Домского собора претерпел изменения. На рубеже XIX и XX веков разобрали нижний балкон, а в то время находившиеся там органные трубы перенесли на верхний балкон. Последний, в свою очередь, расширили с целью предоставить больше места музыкантам.

В таком виде инструмент сохранился и после ремонта, которым в 1959-1962 годах руководила немецкая фирма Hermann Eule из Баутцена (Beutzen). Была отремонтирована механика органа и изготовлены недостающие трубы. После многих годов концертной практики, в ожидании столетия органа, в промежутке между 1981 и 1984 годами голландская фирма Flentrop — Orgelbouw b.v. из Зандам (Zaandam) полностью реконструировала и отреставрировала инструмент, вернув расположение Домского органа на два балкона. Таким образом известный на весь мир орган принял свое первоначальное строение и звучание.

Орган Рижского Домского собора имеет великолепный проспект или, другими словами, переднюю видимую часть органа. Его композиция — три высокие башни с трубами, между которыми расположены ряды меньших труб, а также множество резных орнаментов и фигур, — сохранилась до наших дней еще с 1601 года, когда Якоб Раб (Jacob Raab † 1609) из Любека построил новый инструмент после пожара в 1547 году. Это один из стариннейших сохранившихся органных проспектов в Европе.

После Северной войны в 1721 году в Рижском Домском соборе произошли значительные ремонтные работы, во время которых был перестроен также и органный проспект. Реконструирована фигура ратмана, добавлены четыре больших резных фрагмента, и весь проспект перекрасили в синий цвет.

Последней перестройкой проспекта в 1773-1776 годах руководил органостроитель Генрих Андреас Конциус (Heinrich Andreas Contius 1708–1786), которого знаменитый композитор И. С. Бах рекомендовал одной из церквей Лейпцига как «значительного мастера из Галле». К проспекту Домского органа Конциус пристроил симметричные башни с педальными трубами, которые украшают орнаментальные мотивы в стиле рококо. Новые части проспекта покрасили в синие тона, стараясь стилистически согласовать с цветом синего мрамора его старинных деталей. Последняя реставрация проспекта была проведена в 2000-2018 годах.

Источник

p_i_f

201b

Гости древней Риги считают необходимым посетить главную достопримечательность города – знаменитый Домский собор. Поражают его изысканная, величественная архитектура и мощный орган. Согласно легенде в подвалах собора беглые тамплиеры зарыли свои огромные богатства. Однако их бдительно охраняет призрак епископа Альберта…

Магический крест

В июне 1211 года рижский епископ Альберт созвал на торжественную церемонию по освящению места для строительства нового церковного собора высшее духовенство, местную знать и рядовых обывателей. В ярких лучах солнца сверкали золотые узоры на ризе епископа, развевались хоругви с изображением святой Марии. Именно ей епископ Альберт решил посвятить славные победы войск, которые под его предводительством завоевали земли вокруг Риги. Ее именем он предполагал назвать и гигантский собор, который должен был олицетворять силу и мощь власти епископа.

– В этом соборе прихожане будут возносить молитвы святым покровителям города Риги и просить у них защиты в трудные времена! Уверен, что они откликнутся на наши молитвы и сберегут славный город от бед и нашествий неприятеля! – торжественно произнес Альберт.

2_епископ-Альберт-на-фасаде-домского-собора

Статуя епископа Альберта на фасаде собора

Публика с почтением внимала его словам. На лицах мастеровых появились улыбки. Гигантская стройка предполагала много новых рабочих мест и хорошие стабильные заработки. Это обещал им сам епископ, который не раз заявлял:

– Мы будем поощрять рвение и старание мастеровых людей. Также будет вознаграждено и выполнение всех намеченных работ в срок!

Альберт долго выбирал место для строительства собора. Он даже призывал на помощь астрологов и магов. Наконец, выслушав их рекомендации, сделал выбор. Собор решено было строить на территории бывшего рыбацкого поселка ливов. Поселок к тому времени уже не существовал.

Ветхие домишки сгорели годом раньше.

Для сооружения собора были привлечены сотни рижских каменщиков, плотников, каменотесов и представителей других профессий. Возводимое ими здание было во многих отношениях необычным для здешних мест. В плане оно имело форму гигантского креста. Мощные стены достигали двухметровой толщины. Полукруглые своды поддерживали высокие колонны.

Арки оконных ниш также были полукруглыми.

Для руководства стройкой Альберт пригласил опытных голландских и немецких мастеров. На оплату их услуг он отпускал большие средства, что не сказывалось на наполнении казны. Епископ прекрасно умел выкачивать богатства из завоеванных им прибалтийских земель и вел энергичную торговлю лесом, торфом, янтарем и прочими природными богатствами. Деньги и золото широким потоком текли в казну.

1421001312_snimok-ekrana-2015-01-11-v-20.33.21

Однако строительство собора неожиданно затянулось до середины XIII века, так что зачинатель доброго дела Альберт не дожил до дня торжественного открытия. Благодарные рижане захоронили прах епископа под каменными плитами собора.

За свою длительную историю великолепный Домский собор повидал и испытал многое. Страшный пожар случился в соборе летом 1547 года. Чтобы исправить разрушения, нанесенные огнем, собор был существенно реконструирован и расширен. Свой нынешний вид он приобрел лишь в конце XVIII века, после целого ряда перестроек. В нем представлены архитектурные стили почти всех прошедших со дня его основания культурно-исторических эпох.

Главной легендой собора всегда являлся знаменитый на весь мир орган. Его строительство началось в начале ХVI века и продолжалось 50 лет. Более мощный и современный орган был установлен в 1884 году. Изготовила уникальный инструмент немецкая фирма из города Людвигсбург. На тот момент инструмент был самым большим в мире.

Он состоит почти из семи тысяч труб, имеет высоту 25 метров, воздух подают шесть мехов.

Огромную художественную ценность представляет фасад органа, который выполнен мастером Якобом Раабом. Он украсил деревянные плиты и арки резьбой в виде фантастических животных, небесных ангелов, цветочных гирлянд. В верхней части органного проспекта нашлось даже место для скульптурных портретов «отцов города» – членов рижского магистрата. Они гордо взирали на прихожан, словно напоминая, кого те должны благодарить за красоту интерьеров.

Главный_зал_в_Домском_соборе_Рига

Неф Домского собора. На заднем плане – трубы знаменитого органа

В дальнейшем другие резчики по дереву дополнили художественное оформление органного проспекта довольно тяжеловесным орнаментом, по форме напоминающим вьющиеся диковинные растения. Все эти украшения сохранились и после того, как в 1884 году старый орган был заменен новым, обладавшим более мощным и богатым звучанием. Произведения для органа Домского собора писали многие известные композиторы.

Шпиль Домского собора украсил золотой петушок. Его хорошо видно из любой части Старого города. По преданию, петух был любимой домашней птицей епископа Альберта, поэтому его и решили увековечить в золоте. Для рижан собор – это не только памятник архитектуры. Это символ богатой истории латышского народа.

Именно Домский собор можно найти на многочисленных открытках и сувенирах из Латвии. Нужно отметить, что он всегда был открыт для посещения. Любой местный житель и гость латышской столицы мог прийти на службу и послушать орган.

В концертном зале Домского собора часто проходят концерты органной и духовной музыки. Уже первые слушатели отмечали необыкновенную мощь соборного органа. Наиболее впечатлительных под влиянием сочных аккордов посещали мистические видения, им чудились призраки, парившие под свободами собора, а некоторые экзальтированные дамы даже падали в обморок. Служители выносили их на свежий воздух, а срочно вызванный лекарь приводил в чувство.

Специалисты объясняли такие явления инфразвуком, излучаемым наиболее мощными трубами органа. Именно он оказывал сильнейшее воздействие на человеческую психику, кого-то приводил в транс, а некоторых лишал сознания.

r_24_organ

Интересно, что таинственное влияние инфразвука на зрителей с успехом используют современные эстрадные исполнители. Мощные колонки располагаются на сцене и гонят в зал магические волны, воздействующие на психику людей. Они буквально зомбируют зрителей и заставляют их снова и снова посещать концерты кумира. Вот так и у знаменитого органа Домского собора появилась группа фанатов-слушателей, которые не пропускают ни одного концерта.

Британец Барри Томсон регулярно посещает органные праздники и говорит:

– Когда я погружаюсь в волны музыки, то меня посещают видения детства. В мозгу возникают образы моих любимых родителей, давно покинувших этот мир. За такие минуты я готов платить любые деньги…

Клады тамплиеров

С давних лет упорно циркулировал слух, что в подвалах Домского собора спрятаны несметные сокровища, принадлежавшие рыцарям-тамплиерам. По данным некоторых исследователей, уцелевшие после разгрома ордена тамплиеров рыцари нашли приют на Балтийских берегах. Местные жители встретили беглецов весьма гостеприимно, предоставили им еду и кров.

В ответ на такое гостеприимство тамплиеры вложили часть привезенных драгоценностей в строительство новых замков и зданий как в самой Риге, так и по всей Латвии. За короткий срок были построены более 30 хорошо укрепленных замков и сотни каменных домов. Однако большую часть драгоценностей тамплиеры якобы спрятали в тайниках Домского собора.

3_Inside_Riga_Dome_Cathedral-0

В Домском соборе снимались многие советские фильмы, события которых по сюжету происходили в Европе

В поиски клада много усилий вложили сотрудники функционировавшей в рамках СС тайной организации «Аненербе». В годы Второй мировой войны фашисты организовали несколько поисковых экспедиций. Их работу курировал лично Альфред Розенберг, руководитель внешнеполитического управления НСДАП. Он был твердо уверен, что тамплиеры прятали свои несметные сокровища не только в Домском соборе, но и в других соборах Латвии.

В 1942 году после обследования одного из латвийских замков поиски были неожиданно прекращены по личному приказу Розенберга. Согласно некоторым данным, фашисты сумели найти часть драгоценностей. Однако в самом Домском соборе обнаружить тайники им не удалось. После 1945 года также предпринимались попытки найти клад в подвалах собора, но они закончились неудачей.

Сложность поисков заключалась в том, что часть подвалов собора была затоплена водами коварной реки Даугавы в период паводков. Особенно сильные наводнения случались в 1709 и 1744 годах. Те смельчаки, которые решались совершать погружения в затопленных подвалах, впоследствии признавались, что испытывали мистический неподотчетный ужас. Людьми овладевала паника, и они зачастую выскакивали из подвальных глубин, как пробки из шампанского.

После таких случаев смельчаков, которые бы решились ринуться в подвалы за кладами тамплиеров, не находилось. К тому же регулярно в стенах Домского собора появлялся призрак епископа Альберта, который пугал посетителей своим грозным видом. Встречавшие его утверждали, что епископ ясно давал понять, что не одобряет действия искателей кладов.

43138cea7ab140fd8c0eaf642824c909-1_994ba20eda155806df3749aae4de85da

Интересно, что и в наши дни Домский собор продолжает дарить неожиданные сюрпризы. Так, во время проведения реставрационных работ (они начались в 2011 году) открылись таинственные фрески времен крестоносцев, заштукатуренные в годы Реформации. Они включают в себя сюжеты «Коронация Девы Марии», а также изображения библейских пророков Даниила и Иезекииля.

Некоторые специалисты-эзотерики полагают, что фрески содержат ключ к той самой тайне рыцарей-тамплиеров и помогут найти путь к скрытым в недрах собора сокровищам. Но окончательные выводы специалисты сделают только после тщательного изучения таинственных изображений.

Но одно остается несомненным: еще долгие годы Домский собор будет привлекать гостей со всего света своими мифами и тайнами, а его могучий орган будет завораживать слушателей фантастическими звуками.

Источник

shumaiev

Дорогие друзья, сегодня я расскажу вам об одном из знаковых сооружений Риги, которое, по сути, стало визитной карточкой города – про Домский собор.

Домских соборов по миру несколько, так как слово это походит от латинских изречений «Дом Бога» и «Всеблагому Величайшему Богу» (Domus Dei и D.O.M. соответственно).
Собор был заложен в 1211 году рижским епископом, так как планы были огромные (особенно на то время), то стройка закончилась лишь в 1270 году.
Справа собор в 1300 году, слева — запланированные к строительству новые башни. О них ниже.

Домский собор3

В соборе планировалось возвести 2 башни, однако из-за отсутствия денег была построена одна. Изначально собор был католическим, он нес веру рижанам сквозь века и стоял незыблемым, пока в период реформации в 1524 году не начали менять его убранство, а в 1547 году и вовсе оно было потеряно в виду разрушительного пожара.
Собор до пожара.

Домский собор4

В 1595 году башня была перестроена и на ней выстроили деревянный шпиль, который был выше 123-метрового шпиля церкви Святого Петра и достигал 140 метров.

Гравюры из книги: W. Neumann «Das mittelalterliche Riga» Berlin 1892

Домский собор5

Данный шпиль требовал постоянного ремонта и поддержания, поэтому в виду его обветшания было решено его разобрать и в 1766 году вместо него возвели куполообразный шпиль, что уменьшило высоту собора почти на 50 метров и сейчас высота башни – 96 метров.
Собор во второй половине 19 века.

За счет перестроек собор выполнен в уникальном архитектурном стиле, который совмещает в себе и готику, и барокко, и ренессанс и еще несколько стилей.
Собор в советское время.

Домский собор-24

Интересный факт, Даугава часто выходила из берегов, поэтому, чтобы обезопасить собор – соборную площадь укрепляли естественным путем, поэтому сейчас есть чувство, что он находиться ниже самой площади, хотя изначально они были вровень.
Панорама части площади.

Домский собор-6

Рижский Домский собор – главный собор лютеранской церкви Латвии, а одной из главных его достопримечательностей является – орган! Он действительно шикарен и я рекомендую всем послушать его!

Первый орган был установлен в соборе в конце 16 века, он регулярно перестраивался и усовершенствовался, пока не было принято решение его поменять на нынешний. Новый орган был установлен в 1884 году. Его высота 25 метров, а количество труб – более 6700.
Орган в начале 20 века.

Домский собор6

Стоит заметить, что заменив орган – оставили нетронутым его фасад, который относится к 1601 году. Поэтому передний ряд труб выполняет скорее декоративную роль, так как они давно не играют, а новый орган, по сути, построен за старым корпусом.
Орган является самым большим в странах Прибалтики и одним из самых больших, выполненных немецкими мастерами. Специально для него писали известные композиторы, например, Франц Лист и Макс Регер.
Что касается интерьера собора, то он много перестраивался, а во время союза это был просто органный зал, а с обретением независимости опять лютеранский собор.
Внутреннее убранство — 1896 год.

Домский собор7

Советский органный зал

Собор — наши дни.

Домский собор-4

Домский собор-8

Домский собор-22

Сам же собор «возглавляет» монастырский комплекс, на территории которого находилась Домская школа и собственно монастырь.

Домский собор-10

Внутри собора находится очень красивый дворик (который мне напомнил, то ли Ватикан, то ли Хогвартс) и небольшая выставка артефактов, которые сохранились в соборе.
Тут были представлены и пушки, и старые часы, и части колонн.

Домский собор-11

Дворик очень понравился. Уютный.

Домский собор-12

Домский собор-13

Домский собор-14

Непонятные мне стальные сооружения, никто так и не объяснил — что это.

Домский собор-18

В общем, будете в Риге — не забудьте посетить это замечательное место!

Напоследок — концерт Вивальди, орган, Домский Собор!

Оставайтесь на связи!

Рига с Даугавы

Цесис

Cinevilla

Источник
Рейтинг
Загрузка ...