Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги. —>
- Высшее экономическое образование.
- 15 лет работы в банке.
- Независимый эксперт.
- Финансовый аналитик.
- Обладает сертификатами от ЦБ РФ. . Facebook. .
Международный или внешний долг страны — это все обязательства государства перед другими странами, фондам и субъектами международного права. В него входят задолженность по ценным бумагам, зарубежным кредитам, гарантии под займы, выданные национальным компаниям, а также обязательстве по внешнеторговым операциям бюджетных учреждений. В мире практически не встречаются страны без внешнего долга и РФ не исключение.
- Как в РФ появился внешний долг
- Как выплачивался долг СССР
- Внешняя задолженность РФ в 2019 году
- Почему Россия так быстро рассчитывается с долгами
- Внешний долг мировых держав, спрогнозированный МВФ
- Состояние долга России на сегодня
Откуда появился внешний долг России, и какова его структура на сегодняшний день, расскажет специалист сервиса Бробанк.
МВФ одобрил то, как Эстония расходует выделенные средства
Информация обновлена 21.01.2021 года.
Как в РФ появился внешний долг
В 1991 году СССР распался, а Российской Федерации достался «по наследству» долг союзных республик. Такой решение обосновано тем, что остальным республикам было предложено официально отказаться от своих долей в зарубежных активах Союза.
На тот момент обязательства иностранным государствам состояли из общей задолженности Союза. Но с 1992 по 1998 год Россия ее увеличила, тем что взяла 8 кредитов у МВФ на общую сумму 22 млрд долл. США. Внешний долг продолжал расти, а после обвала в 1998 году он достиг в общей сложности 188 млрд долл.
С этого времени Россия стала понемногу выплачивать задолженность. С 2000 года РФ ни разу не просила в МВФ новые транши. К 2005 году РФ погасила обязательства перед МВФ, а к 2006 году полностью рассчиталась с Парижским Клубом. Сумма государственного долга после этого составил 53 млрд долл., ровно столько, сколько державе досталось после развала Союза.
В рамках расчетов по долгам бывшего СССР Россия выплатила задолженность Уругваю, Чехии, Болгарии, а также Словении и ОАЭ на сумму 1,104 млрд долл. Финляндии и Черногории — еще на 3,65 млрд долл. КНР — 0,4 млрд швейцарских франков, а Кувейту — 1,72 млн долл. Последняя выплата прошла в 2017 году странам Боснии и Герцеговине в сумме 125 млн долл. Не все долги выплачивались деньгами.
Часть расчетов производили товарами, сырьем, технологиями или научными разработками.
К 2002 году РФ уже была должна 146 млрд долл. И зарубежные обязательства долгий период времени росли, вплоть до суммы в 0,5 трлн долл. После экономического кризиса в 2008 году внешний долг страны перестал увеличиваться, но уже через год темпы возросли и к 2012 году сумма задолженности достигла докризисного размера. Максимальную сумму долга Россия набрала к 2014 году, размер задолженности тогда превысил 0,7 трлн долл.
Эстония: МВФ посоветовал Эстонии оставить вторую пенсионную ступень обязательной
В связи с запретом предоставлять резидентам РФ кредиты сумма задолженности стала постепенно уменьшаться. С декабря 2014 до весны 2015 года Россия смогла выплатить 0,1 трлн долл. Общий долг снизился, но в стране произошел валютный кризис и резко обрушился курс рубля. В период моратория на кредитование за рубежом Россия сумела снизить внешний долг на 0,2 трлн долл., но при этом снизились и золотовалютные запасы страны.
Как выплачивался долг СССР
План Российской Федерации был такой: страна берет на себя все долги СССР за отказ бывших союзных республик от заграничных активов. Предполагалось, что объем активов превысит долги СССР. Но расчет оказался неверным.
Некоторые развивающиеся страны должны были Российской Федерации около 150 млрд долл. на момент вступления РФ в 1997 году в Парижский Клуб. Но по уставу Клуба новая страна-участница была обязана списать должникам долги за поставку вооружения. А именно эта статья составляла до 80% от общего размера активов.
Кроме этого Россию обязали списать задолженности всем бедным и развивающимся странам. По итоговым вычислениям оказалось, что другие страны должны России всего 8 млрд долларов. Что в общей структуре долга покрывало не больше 5% от общего размера задолженности СССР.
После таких изменений российская экономика оказалась не в состоянии выплачивать задолженность по указанному графику. Парижский и Лондонский клубы предоставляли отсрочки по выплатам очередных сумм, а в 1992 году РФ предложили пакет помощи от Европы на 24 млрд долл. Однако из этой суммы Россия получила только 13,6 млрд. Но кроме этого в пакет помощи входили и отсрочки по уплате задолженностей на сумму около 7 млрд долл. Поэтому почти 1/4 суммы фактически получена не была, а ушла на обслуживание текущих обязательств.
России удалось договориться с Парижским Клубом о предоставлении реструктуризации на 10 лет с пятилетним льготным периодом. По итогам соглашения Россия должна была выплатить 45% общей задолженности до 2020 года, а оставшиеся 55% — до 2115 года. Это при условии, что выплаты начнутся сразу после окончания льготного периода.
Лондонский Клуб также реструктуризировал выплаты долга. Льготный период по задолженности составлял 6 лет. Россия отдавала долги СССР некоторым странам не только деньгами, но и строительными, высокотехнологичными товарами и другими активами.
В 2017 году Россия вернула последнюю задолженность Советского Союза. Министерство финансов перечислило Боснии и Герцеговине 125 млн долл. за товары, которые Югославия давала еще Советскому Союзу. Этот платеж был совершен 8 августа 2017 года. РФ потребовалось 26 лет, чтобы закрыть «унаследованный» долг.
Внешняя задолженность РФ в 2019 году
С 2014 года чистый долг России снизился до отрицательных показателей. Со второй половины 2019 года задолженность Российской Федерации полностью покрылась ликвидными активами расширенного правительства. Это означает, что если бы стране пришлось немедленно выплатить всю сумму долга, она сделала бы это только за счет депозитов государственных органов в ЦБ и коммерческих организациях.
В период с 2014 по 2019 год Россия соблюдала строгую дисциплину в макроэкономике. Но у такого подхода есть и отрицательная сторона — возникает недостаток внутренних стимулов для улучшения экономического состояния страны.
- Размер задолженности федерального правительства, регионов и муниципалитетов на 01.08.2019 года составила 16,2 трлн руб. РФ.
- Ликвидные государственные активы, которые включают депозиты Банка России и в других банках в национальной и инвалюте, на 01.08.2019 г. составила 17,6 трлн руб.
- Чистый долг расширенного правительства — около 17 трлн руб. В 2018 году этот показатель снизился до 14,6% ВВП, а госактивы увеличились до 13,4% ВВП.
- Государственные депозиты на сумму 6,5 трлн рублей и валюта, которую приобрело Министерство финансов в январе-августе по бюджетному правилу — 2,1 трлн руб. Эти деньги еще не переведены в ФНБ.
- В Пенсионном Фонде и на депозитах в Казначействе и банках — 0,6 трлн руб.
На увеличение показателей повлияли два обстоятельства. Первое — из-за санкций и закрытия внешних рынков государству пришлось накапливать деньги для покрытия собственных расходов. Второе обстоятельство — кризис 1998 года вынудил Россию вести политику, когда краткосрочные займы оказались недоступными, и обслуживать их стало сложно.
Почему Россия так быстро рассчитывается с долгами
По темпам уменьшения внешнего долга Россия вышла на 1 место среди стран Европы, Африки и Ближнего Востока. Чуть больше, чем за 4 года России удалось снизить долг на 36%. В 2014 году задолженность составляла более 700 млрд долларов, а в 2019 году — 467 млрд долларов. Для сравнения, Венгрии на сокращение долга на 27% понадобилось 8 лет.
Россия активно снижала задолженность с 2014 года, но последний этап уменьшения охватил не только финансовый сектор. В первой половине 2019 года увеличились вливания в облигации федерального займа (ОФЗ). Это компенсировали выплатами государственных организаций, которые погашали обязательства перед другими странами.
Первое место по выплате долгов Россия заняла вынужденно. Это произошло в основном из-за закрытия рынков капитала. Занимать деньги теперь либо очень дорого, либо вообще невозможно. С одной стороны резкое сокращение внешней задолженности России усиливает давление на российский рубль, а с другой стороны влияние внешнего долга на рубль в целом заметно уменьшается.
Прогнозы UBS — в дальнейшем сокращение задолженности может вызвать отток капитала частного сектора. А это в свою очередь отрицательно скажется на курсе российского рубля.
Внешний долг мировых держав, спрогнозированный МВФ
Для сравнения внешнего долга РФ с долгами других стран следует пояснить, что экономика каждой страны уникальна, как и методика ведения учета. Так, например, долг Японии на 2015 год достигал 250% годового ВВП, что означает, что все японцы могли бы 2,5 года работать только на исполнение внешних обязательств. Но при этом Япония один из главных кредиторов США.
А если бы все страны потребовали возврат своей дебиторской задолженности, еще неизвестно какое из государств оказалось бы в самом критичном положении. Поэтому, когда говорят о внешнем долге государства, всегда привязывают значение к показателю ВВП для наглядности и сопоставимости показателей.
Кроме реальных данных внешнего долга стран мира МВФ составляет еще и прогнозируемые показатели, которые приведены в процентах к годовому ВВП государства:
Страна | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
Австралия | 38,74 | 36,12 | 34,18 | 32,24 |
Беларусь | 49,63 | 47,49 | 46,12 | 43,22 |
Канада | 81,16 | 78,68 | 74,41 | 74,26 |
Китай | 57,56 | 60,45 | 63,05 | 65,45 |
ЕС | 76,76 | 74,63 | 72,41 | 70,16 |
Россия | 19,95 | 20,01 | 20,14 | 20,35 |
Украина | 71,68 | 66,92 | 63,05 | 59,37 |
Великобритания | 85,18 | 84,52 | 83,62 | 82,51 |
США | 111,26 | 113,12 | 115,23 | 116,87 |
Япония | 232,29 | 231,43 | 230,71 | 229,65 |
Из приведенных прогнозируемых данных, которые составил МВФ видно, что Россия находится в одном из наиболее выгодных положений по сравнению с другими странами по внешнему долгу. Прогноз был составлен и опубликован еще в 2017 году по 185 странам, поэтому текущие показатели могут значительно отличаться от прогнозируемых, но для наглядности их достаточно.
Состояние долга России на сегодня
В таблице приведена структура внешнего госдолга России на 1 января 2021 года по официальным данным Минфина РФ:
Категория долга | млн долларов США |
Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) | 56 478,0 |
Задолженность двусторонним кредиторам — не членами Парижского клуба | 349,5 |
Задолженность многосторонним кредиторам | 473,8 |
Долги по внешним облигационным займам | 38 257,7 |
внешний облигационный заем с погашением в разрезе по годам в: | |
2022 году | 2 000,0 |
2023 году | 3 000,0 |
2025 году | 2 148,1 |
2026 году | 3 000,0 |
2027 году | 920,6 |
2027 году | 2 404,6 |
2028 году | 2 499,9 |
2029 году | 3 000,0 |
2030 году | 2 250,1 |
2035 году | 4 000,0 |
2042 году | 3 000,0 |
2043 году | 1 500,0 |
2047 году | 7 000,0 |
Задолженность по ОВГВЗ | 2,7 |
Прочая задолженность | 22,6 |
Госгарантии РФ в инвалюте | 17 679,7 |
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ в состав внешнего госдолга России включены обязательства в инвалюте.
Посмотреть какой внешний долг у России в режиме реального времени можно по этой ссылке. Там видны данные только по общей задолженности, но и в пересчете на душу населения, на год и на текущий момент.
Источник: brobank.ru
Размер внешнего долга и государственного долга Эстонии
Последние данные по Государственному долгу к ВВП в Эстонии (%)
Какое соотношение госдолга Эстонии к ВВП?
- Государственный долг к ВВП в Эстонии упал до 18.1 % в 2021. Максимальный уровень достигал 18.2 %, а минимальный 3.8 %
- Данные публикует Ежегодно Евростат.
История данных (%) по годам
18.1 | 2021 | 02.04.2022 |
18.2 | 2020 | 27.03.2021 |
8.4 | 2019 | 22.04.2020 |
8.4 | 2018 | 23.04.2019 |
9 | 2017 | 24.04.2018 |
9.5 | 2016 | 11.08.2017 |
История по Государственному долгу к ВВП по президентам (%)
Государственный долг к ВВП в Эстонии по президентам
Керсти Кальюлайд | 10.10.2016 — | 9.5000 | 9.0000 | 9.5000 | 9.0000 | -5.26% |
Последние данные по Международной инвестиционной позиции в Эстонии (EUR млн.)
Какой внешний долг Эстонии?
- Объем международной инвестиционной позиции в Эстонии вырос до 29780 EUR млн. (29.365 млрд. USD) во втором квартале 2022. Максимальный объем достигал 25919 EUR млн., а минимальный 883 EUR млн..
- Данные публикует Ежеквартально Центральный Банк.
История данных (EUR млн.) по годам
29780 | 2 кв./22 | 10.09.2022 |
27908 | 1 кв./22 | 11.06.2022 |
26351 | 4 кв./21 | 12.03.2022 |
25756 | 3 кв./21 | 18.01.2022 |
26254 | 2 кв./21 | 11.09.2021 |
25919 | 1 кв./21 | 12.06.2021 |
24099 | 4 кв./20 | 13.03.2021 |
24010 | 3 кв./20 | 12.12.2020 |
История по Международной инвестиционной позиции по президентам (EUR млн.)
Международная инвестиционная позиция в Эстонии по президентам
Керсти Кальюлайд | 10.10.2016 — | 18935.0000 | 19424.3000 | 19424.3000 | 18935.0000 | 2.58% |
Другие бюджетные показатели в Эстонии
Индикатор | Период | Факт. значение | Пред. значение |
Бюджетные расходы | мар. 2022 | 3.143 млрд. USD | 3.686 |
Государственный бюджет от ВВП | 2021 | -2.4 % | -5.6 |
Военные расходы | 2021 | 0.764 млрд. USD | 0.718 |
Государственный долг к ВВП в других странах
Страна | Период | Факт. значение | Пред. значение |
Австрия | 2021 | 82.8 % | 83.3 |
Ирландия | 2021 | 56 % | 58.4 |
Люксембург | 2021 | 24.4 % | 24.8 |
Испания | 2021 | 118 % | 120 |
Исландия | 2021 | 75 % | 77.4 |
Норвегия | 2021 | 43.2 % | 45.9 |
Беларусь | 4 кв./21 | 33.5 % | 37.3 |
Бельгия | 2021 | 108 % | 113 |
Болгария | авг. 2022 | 20.7 % | 20.7 |
Хорватия | 2021 | 79.8 % | 87.3 |
Кипр | 2021 | 104 % | 115 |
Чехия | 2021 | 41.9 % | 37.7 |
Дания | 2021 | 36.7 % | 42.1 |
Эстония | 2021 | 18.1 % | 19 |
Еврозона | 2021 | 95.6 % | 97.2 |
Европейский Союз | 2021 | 88.1 % | 90 |
Финляндия | 2021 | 65.8 % | 69 |
Франция | 2021 | 113 % | 115 |
Германия | 2021 | 69.3 % | 68.7 |
Греция | 2021 | 193 % | 206 |
Венгрия | 2021 | 76.8 % | 79.6 |
Италия | 2021 | 151 % | 155 |
Латвия | 2021 | 44.8 % | 43.3 |
Литва | 2021 | 44.3 % | 46.6 |
Македония | 2021 | 51.8 % | 51.9 |
Мальта | 2021 | 57 % | 53.4 |
Молдова | 2021 | 32.1 % | 34 |
Черногория | 2020 | 103 % | 74.91 |
Нидерланды | 2021 | 52.4 % | 54.7 |
Польша | 2021 | 53.8 % | 57.1 |
Португалия | 2021 | 127 % | 135 |
Румыния | 2021 | 48.8 % | 47.2 |
Россия | 2021 | 18.2 % | 17.7 |
Сербия | 2021 | 56.5 % | 57 |
Словакия | 2021 | 63.1 % | 59.7 |
Словения | 2021 | 74.7 % | 79.8 |
Швеция | 2021 | 36.7 % | 39.6 |
Швейцария | 2021 | 41.4 % | 42.6 |
Турция | 2021 | 42 % | 39.7 |
Украина | 2021 | 48.9 % | 60.8 |
Великобритания | 2021 | 95.9 % | 93.9 |
Албания | 2021 | 78.1 % | 75.7 |
Босния и Герцеговина | 2021 | 24.8 % | 25.5 |
Республика Косово | 2021 | 23.34 % | 22.44 |
- Стратегии Торговля по скользящим средним.15 основных правил
- Фундаментальный анализ Как торговать на новостях?
- Торговая стратегия Торговля на пробоях
Источник: take-profit.org