Автомобили с пробегом в Москве и Санкт-Петербурге
Когда работает профессионал, всегда есть сотни шансов купить автомобиль нужной модели, года выпуска, комплектации, цвета. Автопарк Major Expert – это 3500 автомобилей в 13 автосалонах Москвы и двух – в Санкт-Петербурге. Впечатляющие масштабы возникли не просто так: услугой по продаже подержанных иномарок ежегодно пользуются тысячи клиентов, большинство сегодня понимает разницу между сотрудничеством с частным продавцом или компанией-однодневкой и титулованным лидером, у которого ни единого нарекания по поводу плохого обслуживания.
ИсточникМаршрут вокруг Ладожского озера — лучший летний роудтрип
В Европу на машине из Санкт-Петербурга. СПБ-Латвия-Литва-Польша-Чехия-Австрия. ЧАСТЬ 1
Пляжи, история, безлюдные острова, шхеры и хорошие отели!
Организовать крутой роудтрип в России всегда сложно: расстояния большие, а чем дальше от городов, тем хуже инфраструктура. Хороших круговых маршрутов в стране и вовсе почти нет. Редкое исключение — это Карелия. Здесь вы можете собрать себе поездку хоть на четыре дня, хоть на две недели.
Мы давно планировали и по результатам двух экспедиций собрали больщущий маршрут вокруг Ладожского озера. Тут будут и заброшенные кирхи, и песчаные дюны, и хорошие гостиницы, и пустынные острова с пляжами, и симпатичные города, включая один из трех лучших городов в списке малых городов России по мнению редакции. Но самое главное — интересные места будут встречаться буквально каждый час, ведь их концентрация вокруг озера запредельна.
Этот маршрут мы подготовили совместно с Toyo Tires. Это знаменитый японский бренд шин с широким диапазоном предложений под любые нужды — от оффроад-приключений до поездок между городами по трассам. Мы в редакции много перемещаемся на автомобиле и уже несколько лет используем шины Toyo и его дочернего бренда Nitto.
Для путешествия вокруг Ладожского озера мы выбрали шины модели Proxes TR1. Они великолепно держат дорогу даже на снятом асфальте в условиях перманентных российских ремонтов, ассиметричный протектор здорово отводит воду при поездке в дождь, боковые края специально крепкие, чтобы можно было не бояться обтереть бордюр.
Но в первую очередь Proxes — шины для асфальта: сразу чувствуется плавность хода и надежное сцепление при поворотах на скорости. А еще вы заметите, что сократился расход топлива. Кстати, именно эта модель шин заслужила любовь автовладельцев. На «Яндекс.Маркете» только отличные отзывы и многие пишут, что за 20 лет это первые шины, которые их полностью устроили.
Маршрут вокруг Ладожского озера. Как составить?
Выезжать вы, скорее всего, будете из Санкт-Петербурга. Остановитесь в нем на пару дней, погуляйте по любимым кафе и барам, докупите всякие мелочи типа газа для горелки и отправляйтесь в путь.
Мы специально разбили маршрут на участки, а не на дни. Уместить все места в один день не получится, да это не очень-то и нужно.
- Петербург — Приозерск: Шлиссельбург, «Разорванное кольцо», станция Ладожское Озеро, Осиновецкий маяк и пляж рядом с ним, каменный финский мол в бухте Далекая, кирхи в Мельникове и Севастьянове, Приозерск.
Совет. На эту часть можно заложить день или два, но имейте в виду, что за день все места вы либо не успеет посмотреть, либо очень устанете.
Общее расстояние — 420 километров, есть участки без асфальта.
- Приозерск — Сортавала: остров Койонсаари, кирха Луумиваара, парк природы «Долина Водопадов», форелевое хозяйство «Акуловка», кирха и катание на лодке по шхерам в Лахденпохье, экотропа «Лаапинлинна», Сортавала.
Совет. Это тоже насыщенная часть, заложите на этот участок минимум два дня.
Общее расстояние — 180 километров, есть бездорожье.
- Сортавала — Олонец: городище Паасо, Дача композиторов, Рускеала, водопад Белые Мосты, устье Тулоксы.
Совет. На этот участок достаточно одного дня, если вы не поедете в Рускеалу, и двух, если поедете. Поездка на водопады отнимет много сил, потому что там семь километров небыстрого грейдера и три километра откровенного бездорожья, по которому придется ползти со скоростью 10 километров в час.
Общее расстояние — 270 километров, есть ремонт дорог и бездорожье.
- Олонец — Петербург: Олонец, Стороженский маяк, «Старая Ладога».
Совет. На этот отрезок маршрута можете закладывать один день, большую часть которого стоит провести в отличном музее-крепости «Старая Ладога».
Общее расстояние — 370 километров до Санкт-Петербурга. Есть бездорожье.
Чем хорош круговой маршрут? На нем все в порядке с инфраструктурой!
- Прекрасная дорога три четверти пути вокруг Ладожского озера и активный ремонт еще на одной четверти. В июне на это были выделены дополнительные средства и дорогу Олонец — Питкяранта обещают скоро закончить.
- Огромное количество жилья, а ведь именно жилье — главная проблема поездок по стране. В Карелии турбазы представляют собой отличные домики по берегам мелких озер или Ладожского, часто с собственными мангалами, лодками и даже кафе.
- Здесь множество интересных занятий, при этом, помимо известной Рускеалы, в Южной Карелии постоянно открываются природные парки, есть малоизвестные водопады, а на острова можно приезжать жить хоть на неделю.
- Так как вы на севере, то световой день у вас будет очень длинным. Солнце встает часа в четыре, а в 10–11 вечера еще светло. Это позволяет максимально насытить день событиями и осмотром достопримечательностей.
Часть первая. Петербург — Приозерск
Захватите из города перекус и отправляйтесь на южную часть Ладожского озера. Здесь есть сразу несколько важных общероссийских достопримечательностей разных эпох и стилей.
Шлиссельбург
Для начала доезжайте до видов на крепость Шлиссельбург. Самые классные будут из села Шереметьевка. Ставьте в «Яндекс.Картах» точку 59.952843, 31.025929, не пугайтесь легкого бездорожья и ухабов, проезжайте по первой линии, останавливайтесь там, где нравится! В конце этого проезда — причал поселка имени Морозова, от которого каждые 15 минут отправляются катера к крепости Орешек.
Переправа работает в дневное время, стоимость на одного взрослого человека — 350 рублей за поездку туда-обратно. Подробности ищите на удобном сайте petrokrepost.ru.
«Разорванное кольцо»
Следующая остановка в 20 минутах пути на автомобиле. Монумент «Разорванное кольцо» посвящен Дороге жизни — единственному пути, который связывал блокадный Ленинград и остальную страну. Две арки символизируют блокаду, а просвет между ними — ту саму дорогу, которая спасала город в войну.
Рядом уже появляются хорошие пляжи, если не терпится искупаться, делайте это в Коккореве. Но мы рекомендуем проезжать этот заполненный людьми пляж и поехать дальше.
«Разорванное кольцо»
Координаты: 60.081490, 31.067375
Из Петербурга в Крым на автомобиле. Как доехать и сколько это стоит?
Лето вступило в свои права, и жители российских регионов потянулись на юг. Поскольку пересечение границ проблематично, то особой популярностью в нынешнем сезоне пользуются курорты Чёрного моря – Сочи и Крым.
Собственно говоря, уже в начале июня крымские власти отрапортовали: «сезон состоялся!».
Тем менее, сохраняется возможность остановиться в частном секторе. Многие едут в Крым на машинах с палатками. Да и часть туристов, зарезервировавших номера в крымских отелях, предпочитают отправиться на отдых на личном автомобиле.
И в этом есть резон – Крым удивительное место, со множеством достопримечательностей и природных красот, и чтобы познакомиться хотя бы с частью из них, лучше приехать сюда на своем автомобиле.
Ко многим достопримечательностям Крыма можно добраться только на автомобиле (на фото — Массандровский дворец) Фото: АиФ
Однако из Петербурга в Крым дорога дальняя, и этот материал должен помочь вам определиться со способом передвижения на курорт.
Сколько ехать?
Расстояние от Петербурга до Симферополя составляет примерно 2500 километров. Если верить навигатору, то без остановок это расстояние реально преодолеть за 30 часов.
Однако сразу надо учесть – даже если в вашем экипаже несколько водителей (скажем, и у мужа, и у жены есть водительские права), а автомобиль – очень комфортный, такое расстояние все равно будет проехать очень утомительно. Другими словами, без ночёвки не обойтись. В «жёстком» варианте самой логичной выглядит остановка в районе Воронежа – половина пути, 1200 километров за спиной, и если выехать из Петербурга рано утром, то есть шанс добраться до столицы российского Черноземья, к вечеру. Ну, и на следующий день, рано утром, выехать в Крым.
Автор этих строк, тем не менее, предпочёл более легкий вариант – с двумя остановками на ночь по дороге.
Таким образом, маршрут делится на три участка: Петербург-Москва (или Подмосковье, 700-800 километров, в зависимости от того, в каком населенном пункте заночевать), Москва – Ростов-на-Дону (1000 километров), и, наконец, Ростов-на-Дону-Симферополь (еще 700 километров). Достаточно комфортно, позволяет перевести дух, глазеть по дороге на красоту меняющихся пейзажей, и не рисковать на трассах, насилуя движок автомобиля.
Обратный путь – такой же, поэтому в целом на дорогу уходит от 4 до 6 дней. Если время вашего отпуска не слишком велико, то, увы, лучше выбирать самолет.
Какова стоимость проезда?
В целом на дорогу туда было потрачено около 4 полных 50-литровых баков автомобиля. А-95 на данный момент стоит около 50 рублей (в Крыму – дороже, 52-53). Нетрудно посчитать, что это примерно 10 тысяч в одну сторону, и, соответственно, 20 тысяч в общей сложности только на бензин.
Плюс необходимо учесть затраты на платные трассы. Вы можете, конечно, двигаться по альтернативным бесплатным дорогам – но это долго (а время в пути и без того потратится прилично), не очень комфортно – тогда как на М-11 «Нева», к примеру, официально можно разогнаться до 130 километров в час, и, главное, не факт, что в конечном итоге обойдется намного дешевле. Бесплатные трассы идут через города и деревни, со множеством ограничений, видеокамерами и постами ГИБДД.
Стоимость передвижения по «платным» трассам составляет примерно 3-3,5 тысяч, из которых 2 тысячи уйдут как раз на проезд по М-11, от Петербурга до Москвы. То есть, туда-обратно выходит порядка 7 тысяч рублей. Плюс питание по дороге, затраты на ночевку в гостиницах, и в целом получается порядка 40 тысяч рублей только на дорогу.
Но надо учесть, что это затраты, условно, на автомобиль, в котором может находиться и 3-4 человека.
Как сэкономить?
Во-первых, можно по той же М-11 добраться только до Твери. В районе этого города платная трасса прерывается, и примерно 70 километров приходится ехать по старой-доброй М-10. Если навигатор покажет, что впереди нет «пробок», то на платник можно не возвращаться, и докатиться до Москвы по Ленинградскому шоссе. А вот если «пробки» есть – то рекомендуем не скупиться: потеряете деньги, зато сэкономите силы, время и нервы.
Во-вторых, стоит приобрести «транспондер» — стоимость прибора начинается от 1000 рублей, он дает скидку на проезд, и в случае столь дальнего переезда аппарат в любом случае себя окупит. Кроме того, он пригодится и в Петербурге, при проезде по ЗСД или выезде на «Скандинавию».
В-третьих, если есть палатка, то её можно взять с собой, и ночевать по дороге не в мотелях, а на природе. При этом рекомендуется разбивать импровизированный лагерь вблизи постов ГИБДД или ориентироваться на места ночевок дальнобойщиков – ради безопасности.
Какие неприятности могут ждать?
Прежде всего, надо учесть, что не получится избежать «пробок» — российские дорожники почему-то начинают чинить трассы в самый пик сезона. Поэтому не исключено, что постоять придется на выезде из Петербурга, а также в Воронежской и Ростовской областях.
Кроме того, в районе Москвы нужно будет выезжать на МКАД, чтобы с трассы М-11 (или М-10) перебраться на трассу М-4 («Дон»). Расстояние в 60 километров можно ехать и 3, и 4 часа.
Ну и по-настоящему королевские пробки могут ждать в Краснодарском крае и при въезде на трассу «Таврида» и Крымский мост. Вся страна сливается здесь на двухполосниках, чтобы попасть на юг, и «пробки» растягиваются на десятки километров. Вот это видео было снято в середине июня – поток автомобилей в сторону Крыма.
Можно, конечно, пойти на хитрость – и как раз после выезда из Ростова-на-Дону, в Краснодарском крае попробовать проехать проселками. Благо, на юге хороший асфальт даже на дорогах между казачьими станицами. Правда, есть опасность упереться в медленно пыхтящий зерновоз и тащиться за ним десятки километров.
Но даже в этом случае вы все-таки будете ехать, а не стоять в беспощадной пробке. Примерную схему проезда в этом случае вам предлагают наши ростовские коллеги. Смотрите здесь.
Кроме того, часть платных трасс мало оборудована автозаправками. Канистра в багажнике, в которой плещется хотя бы 10 литров бензина, поэтому не будет лишней.
Что учесть на отдыхе в Крыму?
Крым стремительно меняется. Если несколько лет здесь еще были не в ходу банковские карты, и надо было обязательно вести с собой «наличку» — то теперь уже всё по-другому. Почти везде принимают карты (заправки, магазины), а без комиссии деньги можно снять с карточек Сбербанка, ВТБ и еще ряда российских банков в большинстве банкоматов полуострова.
Есть проблемы с интернетом – и при бронировании место проживания этот момент нужно уточнять, не надеясь, что Wi-Fi будет в номере по умолчанию.
Поскольку российские мобильные операторы, похоже, так и не признали Крым – российским, то попадая на полуостров вы оказываетесь в роуминге, с соответствующими затратами на сотовую связь. Вариантов два – либо заранее подключить функцию роуминга, выбрав какой-либо из пакетов своего оператора, либо купить на месте местную СИМ-ку крымского оператора.
Также надо понимать, что сервис в большинстве крымских гостиниц и пансионатов далек от идеального. Крымчане – стараются, но пока в своей основной массе, это еще вполне постсоветские горничные и администрация. «Вас много, а я – одна», «не ходите по помытому», и «доплатите 50 рублей за полотенце» — те хиты, с которыми почти неизбежно сталкиваешься на крымских курортах. Поэтому совет простой — будьте снисходительными, и наслаждайтесь прекрасной, неповторимой природой и достопримечательностями полуострова.
В остальном же – вода в кране есть, электричество не отключают, море в июне холодное, но стремительно прогревается.
Фрукты и овощи не сказочно дешевые, однако даже на ЮБК (Южном берегу Крыма) стоят дешевле, чем в Петербурге.
ИсточникСхема ЦКАД на карте и стоимость проезда в 2022 году
ЦКАД – это аббревиатура от центральной кольцевой автомобильной дороги. По сути, так называется скоростная магистраль.
ЦКАД – это аббревиатура от центральной кольцевой автомобильной дороги. По сути, так называется скоростная магистраль. Её протяженность около 336.456 км. Строили дорогу в течение почти 8 лет, начиная с 2014 года, поэтапно открывая участки, чтобы снизить нагрузку. Рассмотрим, как именно выглядят эти участки и их особенности, согласно официальному плану.
Какие участки ЦКАД открыты
На рассматриваемой карте показаны участки, что на 2022 год открыты и полностью готовы к работе. На них можно проехать без каких-либо проблем или ограничений.
ЦКАД на карте Московской области
Как уже говорилось, автомагистраль открывается не полностью. Она разделена на четыре участка, которые вводятся в эксплуатацию в разное время. На карте показана не просто общая схема, а подробная расшифровка. Эта информация представлена на платформе Стройкомплекса Москвы. Там же с ней могут ознакомиться все желающие.
Участок ЦКАД-1
Это первый участок, который проходит в регионе «Новая Москва» и М4 «Дон». В частности проезд по цкад начинается на М4 «Дон», проходит по трассе А107 и затрагивает приличную часть «Новой Москвы». Трасса достаточно широкая – 2 полосы для каждой стороны движения. Кстати, в документах указано, что движение не будет предусматривать установку на этом участке светофоров. Одним из главных назначений этого участка трассы является возможность соединения магистралей (Киевской, Симферопольской и Калужской).
Участок ЦКАД-3
Центральная кольцевая автомобильная дорога на участке 3 затрагивает практически весь северо-восток региона. Она пересекается с авто-дорогой М-11 и М-7 «Волга». Дорога рассчитана на четыре полосы. Она будет проходить сразу через несколько районов, включая Пушкинский и Дмитровский.
Участок ЦКАД-4
Двигаясь по ЦКАД, оплата проезда обязательна. Проезд нужно оплатить вне зависимости от того, какой автомобильный участок дороги проезжаете. В частности, продолжительность участка ЦКАД-4 составляет 96,6 км, и проплатить его проезд можно дистанционно. Вне зависимости от того, выехали ли вы на трассу в районе автодороги М-7 «Волга» или добрались до магистрали М-4 «Дон». Трасса проходит через Домодедово и Раменский район.
Участок ЦКАД-5
Если проверить цкад 5 по карте, заметно, что рассматриваемый участок проходит через Наро-Фоминский район, Одинцово, а также некоторые округа области. Участок средней продолжительности – 76,4 км. Он проходит от М11 «Москва – Санкт-Петербург» до одиннадцатого километра трассы А107.
Двигаться по дороге можно с высокой, но все же ограниченной скоростью. Расчётная скорость на ЦКАД составляет 140 км/ч, а движение (как уже говорилось), будет двухполюсное для каждого направления по всей территории трассы.
Открытие ЦКАД в Московской области
Проезд на ЦКАДплатный, общая стоимостьцкад зависит от многих факторов, но оплатили вы его или нет, будут проверять. Иначе появится задолженность. Пока открылись не все участки. Третий участок был открыт только 11 ноября, но отдельные магистрали (точнее их части) уже работают. Можете сами проверять.
В скором времени откроются все, и центральныйкольцевой участок будет полностью рабочим.
Стоимость проезда по ЦКАД
ЦКАД – это платная центральная кольцевая автомобильная дорога, стоимостью которой перекроют услуги по обслуживанию трассы. Пока мало у кого сформировались задолженности за проезд. Оплатить цкад нужно за километраж, который автомобиль проедет. Получается, что один километр стоит 2,4 руб., а за всю трассу легковой автомобиль должен заплатить 255 рублей. Если трассу проезжает грузовик, проезд выйдет дороже – 840 рублей.
Но задолженность цкад не возникнет, только если работает тариф «Автодора», предусматривающий скидку на оплатупроезда в 50%. Если скидка на грузовик не распространяется, ему придется заплатить 1660 руб. только для проезда по участку ЦКАД-3. Кстати, другие операторы кроме Автодора также предлагают скидки на оплату, но их размер заметно меньше. Чтобы убедиться, все ли хорошо и оплачено, после поездки по цкад проверитьзадолженность не помешает. Особенно важно проверять задолженности, если это первый подобный опыт.
Оплата за проезд по кольцевой дороге проводится по принципу free-flow. Сначала автомобиль проезжает через рамку, что зафиксирует проезд. Дальше сигнал об этом поступает на лицевой счет человека и с него списывается нужная сумма. Если этого не произойдет, формируются задолженности. Определить плательщика можно через систему распознавания номера или используя транспондер.
Если у водителя нет транспондера, он может оплатитьпроезд через сайт оператора, перейдя в личный кабинет системы и предупредив задолженность.
ИсточникНа автомобиле по прибалтике. Питер-Нарва-Тарту-Рига-Юрмала-Вентспилс и обратно через Псков
Расскажу коротко основное, в основном связанное с автомобилями.
Наш маршрут был такой:
Питер-Нарва-Тарту-Валга-Рига-Юрмала-Вентспилс-Рига-Псков-Питер.
Данные бортового компа:
Общий пробег — 1942 км.
Средняя скорость — 57 км/ч
Средний расход топлива — 7,7 л на 100км.
Наша итальянская турбо-телега неожиданно оказалась весьма экономичной машиной на трассе и в городах с реальным ограничением скорости в 50 км/ч. В России в целом и в Питере в частности подобного расхода в смешанном режиме достичь нереально с нашим ядерным движком.
Финская виза у нас была только-только получена и неоткрыта. Но, несмотря на это, решили сразу ехать в Эстонию, минуя Финляндию. Вообщем, купили гринкарту, залили полный бак бензина в Иван-Городе, помыли машину там же и встали в небольшую очередь на границе, которую рекордно преодолели за 30 минут. Да, всегда бы так в Нарве преодолевалась граница, подумали мы, повспоминав свои 7-8 часовые стояния тут же год назад и отстойник на обратном пути. Дорога от Питера до Нарвы, кстати, в весьма неплохом состоянии.
КПП со стороны Нарвы. Видимо, Фиаты весьма нечастые гости в Эстонии — vin-номер нашей машины эстонские погранцы долго искали всем КПП, используя всякие подручные средства:) Нашли таки, но заставили попереживать.
Нарвский замок, если кто не видел.
Водопад недалеко от Нарвы.
До Тарту мы доехали довольно быстро, благо Эстонские дороги и почти полное отсутствие других машин позволяют влючить круиз-контроль на пределе разрешенной скорости и спокойно ехать, разглядывая окрестности. Вообще, были опасения, что остальные эстонские дороги, кроме автобана до Таллина, будут не особо высокого качества, но они, к счастью, не оправдались. Дорога до Тарту по российским меркам почти идеальна, хоть и всего двухполосная. Плохие дороги встречаются только в городах. Например, в той же Нарве, хотя в Тарту они были более-менее.
Въезд в Тарту.
Увидели в Тарту вот такую вот табличку на остановке, с предупреждением о том, что даже в общественном транспорте нужно пристегиваться. Мда, уж кровищи то могли бы и поменьше нарисовать:))) Тем более, с их то скоростями в черте города вообще сложно чего-либо бояться.
Вообщем, городок нам понравился, но пора уже было двигаться дальше в сторону Риги. Круиз-контроль включить, левую руку на левый подлокотник, правую на правый, ноги с педалей снять и вперед, до Риги:) Хорошую мы машину купили и хорошие дороги в Эстонии.
Город Валга, который разделен на две части границей между Латвией и Эстонией. Дорога до него от Тарту тоже вполне приличная.
А это КПП на границе Эстонии и Латвии в Валге. Не работает, конечно.
Дороги в Латвии сразу напомнили родину:) Ямы, колейность, заплатки-заплатки-заплатки. Правда, надо отдать должное — очень уж больших ям и чтобы без заплатки — почти нет и разметка более-менее присутствует везде. Но круиз уже включаешь реже. И манера езды латышских водителей точно также напомнила русскую, хоть и все равно гораздо безопаснее.
Превышают, обгоняют, но более-менее в рамках разумного. Под Ригой нас через сплошную обошел мерс S-класса с гелендвагеном охраны на скорости под 200. Мда, как никуда и не уезжали. И как апофеоз всего этого я в Риге словил такую яму левым передним колесом, что аж получил шишку на шине:(
Еще старая Рига.
Небольшая пробка на мосту в Риге.
На парковке в Юрмале.
Въезд в Юрмалу, как оказалось, платный. Стоит 1 лат. В автоматы опускаете лат, а получаете взамен бумажку, которую нужно положить под стекло и везде в Юрмале бесплатно парковаться.
Пляж в Юрмале. Километры чистых песчаных пляжей.
Вид Юрмалы из машины.
В Юрмале мы пробыли недолго. Погуляли по пляжу и поехали дальше в Вентспилс. Пару сотен километров пролетели довольно быстро. Несмотря на неровную дорогу, встречных или попутных машин было очень мало, потому ехалось быстро и спокойно.
Порт Вентспилса. Стоит нынче почти без работы, ибо Россия нефть зажала:)
Море, дюны, пляжи под Вентспилсом.
Замок Ливонского ордена.
Ну, а это мы засняли наш бравик на фоне близжайшего родственника — альфы ромео 147 в Вентспилсе перед уездом обратно в Россию. Вышедший хозяин альфы возражал несильно:)
Дорога от Вентспилса до Российской границы в Шумилкино заняла на удивление мало времени. Ехали через Ригу, без напряга долетели за полдня. На границе купили у местных мошенников место в очереди за 500р., чем сэкономили себе 2-3 часа стояния и потому преодолели границу всего за час.
Да, стыдно за финансовую поддержку продавцов очередей, но еще более стыдно должно быть начальству таможни в Шумилкино, которые в будний день, в середине рабочего дня исхитряются создавать многочасовые очереди на границе.
Видели мы, как они работают — даже наши погранцы на финской границе делают это раза в 2 быстрее.
Мы почти первые в очереди перед КПП.
Дальше были уже Псков и домой в Питер.
Вообщем, поездка удалась. Если сравнивать Эстонию и Латвию, то я бы сказал, что на пути между совком и цивилизованной европой Эстония уже прошла бОльшую часть пути в этом направлении. Точнее, даже в направлении Финляндии. Они не придумывают ничего нового — почти всё, что они сейчас делают — делается по примеру финских соседей. Т.е. очень неплохо, в том числе и дороги.
Про Латвию же вот не могу сказать такого. Ничем особым от России она не отличается, кроме надписей на другом языке. Почти такие же плохие дороги. Меньше, чем в России, но тоже есть водятлы-гонщики. Старая Рига великолепна, но вокруг унылые спальные кварталы, явный недостаток кафешек и ресторанов, плохая инфраструктура даже по сравнению с Питером.
С парковкой в Риге, правда, легче, чем в Таллине. Много где можно по часу стоять бесплатно. И пробки не чета питерским — так, затрудненное движение, не более того. А в Вентспилсе вообще нет платных парковок. Все трассы, по которым мы ездили, имели ограничение скорости 90 км/ч.
Похоже, трасса Нарва-Таллин это единственная трасса в прибалтике, где разрешено 110 или даже 120.
Ни в Латвии, ни в Эстонии нам не встретился ни один человек, который пусть с жутким акцентом, но не разговаривал бы с нами по русски. По крайней мере, в магазинах, в кафе, на заправках и т.п. по русски говорят все.
Английский тоже понимают — поначалу мы с ними на инглише общались, пока не поняли, что выглядим несколько глупо посреди русскоговорящего населения и они прекрасно видят, что мы сами русские:) Цены в Эстонии и Латвии примерно одинаковые и на продукты и на бензин. Литр 95-го стоит примерно 40-45 рублей.
Еда в магазинах стоит примерно как в Питере. Что в Эстонии, что в Латвии — очень развит бесплатный беспроводной интернет. Он там повсюду даже в небольших городках.
Вообщем, поездка была довольно познавательной, я доволен. А уж жена довольна вдвойне — посмотрела места своего детства.