Сколько латышей проживает в латвии

Латыши, латгальцы

В Красноярском крае до настоящего времени сохранились латышская деревня Нижняя Буланка, три небольших латгальских поселения в Большеулуйском районе, деревня Сухоной в Уярском районе.

Латыши (латвиеши, латвиетис) — народ, основное население Латвии. За пределами Латвии живут в Канаде, США, Австралии, Украине, Швеции, Литве. В Российской Федерации территориями преимущественного проживания латышей являются Красноярский край, Москва и Омская область. По данным переписи населения 2010 г., в России проживают 18 979 латышей.

В качестве этнической группы выделяют латгальцев (латгалиетис), которые отличаются по языку, хозяйственному укладу, вероисповеданию, одежде и др. Существует точка зрения о самостоятельности латгальского этноса. Перепись 2010 г. зафиксировала в России 1089 латгальцев.

Латышский язык относится к балтской группе индоевропейской языковой семьи. Различают диалекты: среднелатышский, легший в основу литературного языка, верхнелатышский (латгальский) и с недавнего времени — ливонский. Письменность с XVI в. на основе латинской графики. Верующие латыши — в основном лютеране, латгальцы — католики.

ЛАТЫШИ — от кого они произошли? И как образовалось их государство???

Предки латышей (балтские племена) поселились на территории современной Латвии еще во тыс. Здесь и происходило в дальнейшем этническое становление латышского народа. Балтоязычные курши, земгалы и латгалы соседствовали с финноязычными ливами.

В сюда проникают шведы и славяне. С конца XII в. эти территории подверглись немецкой колонизации и вошли в состав Ливонского ордена и других немецких княжеств. На территории Латвии распространилось католичество, а с первой половины XVI в. — протестантизм. В 1561 г. большая часть Латвии стала зависимой от Великого княжества Литовского, позднее — Речи Посполитой.

Западные районы Латвии в XVII в. отошли к Швеции. В XVIII в. в результате Северной войны и разделов Польши Латвия была присоединена к Российской империи. Из новых земель были образованы Курляндская и Лифляндская губернии, а Латгалия вошла в Витебскую губернию.

В 1920 г. Латвия становится независимой республикой. В 1940 г. она входит в состав Советского Союза на правах Латвийской ССР, а в 1990 г. вновь обретает независимость.

Основные традиционные занятия латышей: земледелие (рожь, пшеница, ячмень, овес, гречиха, конопля, бобовые, картофель, в Латгалии — лен), животноводство (молочный скот, овцы, свиньи, лошади), а на побережье Балтики — рыболовство.

Были распространены различные ремесла: обработка дерева, кожи, металла, янтаря, ткачество, вязание, вышивка, керамика, плетение лозы. И сегодня эти виды прикладного искусства широко развиты в латышской среде.

Срубный дом на фундаменте из дикого камня является традиционным жилищем латышей. Крыша делалась двускатной, крылась соломой, тростником или дранкой. Жилые помещения располагались по обе стороны сеней с кухней. В гг. распространение получили сельские дома типа коттеджей.

Латышский женский костюм — длинная туникообразная рубаха, полосатая или клетчатая юбка, наплечная накидка (виллайне). Имелись местные различия в покрое, расцветке и украшении одежды. У латышек рубахи украшались мережкой, поверх одежды набрасывалась белая накидка. Головной убор девушек — красный венок, расшитый бисером, у замужних женщин — белый вышитый чепец. На голове носили металлические или тканевые на твердом каркасе вышитые бисером венки.

Латгальский женский костюм состоял из рубахи с красным браным или вшитым узором, клетчатой юбки, белой накидки с вышивкой, льняного наплечного покрывала (снатене). Замужние женщины носили полотенчатый головной убор, девушки — красный, вышитый бисером венок.

Мужская одежда была более однообразна. Она состояла из кафтана (белого, серого или синего), штанов (одного цвета с кафтаном или клетчатых), рубахи, пояса, шарфа, шапки, перчаток. Штаны заправлялись в носки с цветным отворотом, обувь — сапоги или постолы. По праздникам обязательно надевалась черная или серая шляпа (ратене). У мужчин и женщин рубахи закалывались у ворота металлической пряжкой.

В основе традиционной пищи латышей — ржаная мука, крупы, горох, бобы, капуста, картофель, конопляное масло, молоко. Типичные блюда: похлебки из круп (путра) и овощей (капости), рыбный суп на молоке, каши, клецки из гороха или бобов; в праздники — пироги, печенье, мясные блюда. Например, на Рождество и Новый год — свиная голова с кислой капустой, на Пасху — яйца и студень, на Янов день (Лиго) — «янов сыр» из творога. Традиционные напитки: сбитень из ржаной муки, ячменное пиво, березовый сок и квас на его основе.

И сегодня у латышей Красноярья, особенно сельчан, популярны такие национальные блюда, как домашние колбаски, тминный сыр, свиной пятачок, особое печенье с перцем и корицей (пипаркукас), пирожки со шпеком, домашнее ячменное пиво и др.

Устное народное творчество латышей включает сказки, предания, анекдоты, загадки, пословицы, поговорки. Богат песенный фольклор — дайны (песни трудовые, сатирические, бытовые, календарные). Основные музыкальные инструменты — цитра, кокле (тип гуслей), смуйгас (волынка), скрипка, свирель и др. Народные песни являются важнейшей частью репертуара регулярно проводимых с 1873 г. вселатышских праздников песни.

Латыши в праздничной одежде. Иллюстрация из книги Паули Густав-Федора Христиановича «Этнографическое описание народов России». Издательство: Тип. Ф. Беллизард, Санкт-Петербург, 1862 г. Латыши в праздничной одежде. Иллюстрация из книги Паули Густав-Федора Христиановича «Этнографическое описание народов России».

Издательство: Тип. Ф. Беллизард, Санкт-Петербург, 1862 г.

В Сибири первые латыши появились в начале XIX в. Это были ссыльнопоселенцы, для которых создавались специальные лютеранские колонии. В Енисейской губернии такой колонией стала Нижняя Буланка Минусинского уезда (1858). В 1881 г. здесь был образован самостоятельный приход, и для приезжающих пасторов был построен дом. В Нижней Буланке к 1926 г. проживало почти 1200 человек.

В пореформенный период в Сибирь хлынул поток добровольных переселенцев из Латвии. В 1897 г. в Енисейской губернии проживало уже В Минусинском уезде образуется село Крославка (1891), а в Ачинском уезде — село Бороковка (1898), ставшие со временем самыми крупными латгальскими поселениями.

В период столыпинской аграрной реформы в Енисейскую губернию потянулись тысячи переселенцев из Прибалтики. Именно тогда в Ачинском уезде появились деревни Двинка (ныне Тюхтетский район) и Ченстаховка, поселок Варшавский, а также сотни латышских и латгальских хуторов. Так, знаменитые Борисовские хутора Уярского района объединяли на 1926 г. и латгальских хуторов, Каменогорновский сельсовет —, Томнинский сельсовет — 136 хуторов.

В годы Первой мировой войны и революций 1917 г. в Россию попало около 700 тыс. беженцев и эвакуированных из Латвии. После образования Латвийской Республики и заключения двусторонних договоров с Советской Россией начинается репатриация латышских переселенцев на родину, которая растянулась по времени до 1926 г. В рамках этого процесса Красноярск становится одним из крупных перевалочных пунктов по формированию и отправке эшелонов в Латвию. Уже в конце 1921 г. красноярцы рапортовали в Москву, что в Енисейской губернии из 4,5 тыс. зарегистрированных латышских оптантов 3,9 тыс. было реэвакуировано на родину.

Однако основная масса все же осталась в Сибири. Перепись населения 1926 г. зафиксировала в Енисейской губернии 10,7 тыс. латышей и 5,6 тыс. латгальцев. Они проживали преимущественно в Красноярском и Ачинском округах, предпочитая хуторскую форму поселения. По этому показателю латыши вместе с латгальцами превзошли другие народы Балтии, на их долю пришлось 40% всех хуторских хозяйств региона. В местах компактного проживания на их основе было образовано 5 национальных сельсоветов.

В начале гг. при органах государственной власти Енисейской губернии и ряде уездов действовали секции. К 1926 г. по линии народного образования и политпросвета функционировало 4 пункта ликвидации неграмотности, 4, 4 красных уголка и 15 школ, единственная на всю Россию латгальская в селе Крославка.

Из Новосибирска, Москвы и Ленинграда в Енисейский регион поступали национальные газеты, литература и учебники. На базе Ачинского педагогического техникума стали готовить латгальских учителей. Там же действовал единственный на всю страну театр, который ставил постановки на латгальском наречии. Драматические, музыкальные, литературные и другие кружки работали при всех сельских очагах культуры, здесь же широко отмечались национальные и религиозные праздники.

Источник

Из-за чего депортировали в Сибирь жителей Прибалтики, и как это переселение помогло советской власти

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Памятник жертвам депортации в Латвии. / Фото: www.bessmertnybarak.ru

В конце марта 1949 года началась массовая депортация жителей прибалтийских республик в Сибирь и в дальние северные районы. Больше 90 тысяч человек были насильно выселены из своих домов и перевезены на новое место жительства. Переселяли целыми семьями, вместе с детьми и стариками, разрешая взять с собой только личные вещи и продукты. Что послужило причиной для проведения Большой мартовской депортации, получившей название операция «Прибой» и что стало с депортированными жителями Прибалтики?

Национальный вопрос

Депортация с хутора Сапасе в Вана-Каристе, Вильяндимаа. / Фото: www.estonica.org

Согласно историческим данным решение о проведении массовой депортации принимал лично Иосиф Сталин. Руководителя СССР категорически не устраивали темпы коллективизации в прибалтийских республиках, потому и увидел свет план, согласно которому необходимо было очистить Латвию, Литву и Эстонию от сомнительных элементов. К ним изначально были отнесены националисты, кулаки и коллаборационисты.

Главная цель, которой требовалось достичь, это избавление от бандитов и националистов, а также сочувствующих им граждан и членов их семей. Сюда же были отнесены семьи пособников бандитам, которые уже были репрессированы и отбывали наказание.

Жертвы принудительной депортации. / Фото: www.ytimg.com

В первую очередь, по мнению руководства СССР, следовало избавиться от прибалтийских националистов, так называемых «лесных братьев». Они пользовались довольно большим влиянием в обществе, так как пытались отстаивать независимость своих республик, чего бы это им не стоило. При этом избавление от коммунистического строя казалось «лесным братьям» естественным проявлением патриотизма, а лишение республик Прибалтики возможности самоопределения и независимости рассматривалось националистическими формированиями, как оккупация.

Операция «Прибой» проводилась быстро, с привлечением большого количества людей и техники. / Фото: www.f12.pmo.ee

Операция «Прибой» проводилась быстро, с привлечением большого количества людей и техники. / Фото: www.f12.pmo.ee

Одной из самых опасных для советской власти организаций была «Relvastatud Voitluse Liit», участники которой практически открыто заявляли о своей готовности к сотрудничеству с европейскими странами в освободительной борьбе против коммунистического строя. «Союз вооруженных сил» как раз и пострадал от проведения операции «Прибой» больше всего. Но вместе с «лесными братьями» пострадало множество самых простых граждан, которые в одночасье лишись всего, что они имели. Зато коллективизация после депортации действительно пошла гораздо быстрее.

Результат депортации

Операция «Прибой» началась в 4 утра 25 марта 1949 года. / Фото: www.dw.com

Мирные граждане Прибалтики испытали на собственном опыте всё то, что пришлось пережить русским кулакам ещё в начале ХХ века. В результате полного и безоговорочного частного права на землю в Сибирь и отдалённые районы Севера были депортированы тысячи граждан.

В Эстонии от мартовской депортации пострадала почти 21 тысяча человек, из Латвии было депортировано около 43 тысяч людей, в Литве депортация коснулась почти 32 тысяч человек.

Депортировались целые семьи, вместе с маленькими детьми. / Фото: www.delfi.ee

Изначально предполагалось, что депортированные поселятся на новых местах навечно. Вариант возвращения на родину операцией «Прибой» не предусматривался. Для осуществления этой операции были задействованы тысячи людей, в том числе оперативники, военнослужащие, партийные активисты. Во время составления списков на депортацию использовались многочисленные доносы соседей, родственников, знакомых. Люди пытались заслужить себе индульгенцию и спасти собственные семьи, принося в жертву чужие.

Операция «Прибой» была проведена одновременно во всех странах Балтии и затронула около 90 000 человек. / Фото: www.delfi.ee

Операция «Прибой» была проведена одновременно во всех странах Балтии и затронула около 90 000 человек. / Фото: www.delfi.ee

Операция «Прибой» началась одновременно: в столицах прибалтийских республик ровно в 4 часа утра, в провинциальных районах – в 6 часов утра. Завершена была операция чуть больше, чем через трое суток: в ночь с 28 на 29 марта 1949 года.

Согласно приказу 0022 людей к новому месту жительства надлежало перевозить в оборудованных железнодорожных вагонах, с полной медицинской помощью и наличием необходимых лекарств. На деле подавались часто вагоны для скота, которые не были приспособлены к перевозке людей. Медицинская помощь тоже часто отсутствовала, поэтому нередки были смертельные случаи в пути.

Судьбы переселенцев

Памятник эстонцам, жертвам политических репрессий на Томской земле. / Фото: www.nkvd.tomsk.ru

Спустя время после смерти Иосифа Сталина депортированные получили право вернуться на родину. Кто-то этим правом воспользовался, но некоторые насильно перевезённые в Сибирь и на Север граждане успели заново выстроить свою жизнь и остались там, куда их забросила судьба. Они просто не в силах были снова начинать свою жизнь с нуля.

Акция памяти жертв депортации в Эстонии. / Фото: www.estonianworld.com

Уже после распада СССР многие партийные активисты и военные предстали перед судом и получили реальные сроки за участие в депортации. При этом в тюрьму отправлялись даже те, чей возраст превышал 80 лет, а состояние здоровья было очень плохим. Даже почти обездвиженные и слабовидящие отправлялись в заключение.

Примерно в этот же период сами депортированные и их наследники, вернувшиеся на родину, могли вернуть часть утраченного имущества, доказав своё право собственности на него.

В СССР неразвитые территории предпочитали поднимать быстро. Для этого требовалась лишь рабочая сила, причем добровольное согласие трудящихся было делом десятым. В 20 веке Казахстан превратился в пристанище ссыльных народов всевозможных национальностей. Сюда были насильственно высланы корейцы, поляки, немцы, кавказские этносы, калмыки и татары.

Источник

Резекне и Лудза — как живет латвийская провинция

Резекне — крупнейший город на востоке Латвии, если не считать Даугавпилс. Проживает здесь на сегодняшний день 27 тысяч человек. Для сравнения — по последней советской переписи в Резекне было 42 тысячи жителей. 36% убыли за годы независимости — нормально, да?

Латышей среди нынешних жителей — 47 процентов, что несколько больше, чем в 1989 году, тогда было 37 процентов. Понятно, что среди уехавших было больше русских, плюс еще сколько-то латышей переехало за это время из деревень.

До революции город назывался Режица, уже тогда он стал значительным промышленным центром, чему способствовало то, что здесь пересекались железные дороги Петербург-Варшава и Москва-Рига. Но наивысшего развития промышленность достигла в советское время. Кстати, о том, что в Латвии есть такой город — Резекне — я узнал еще в детстве, читая надписи на знаменитых советских банках со сгущенкой. Эту сгущенку тогда производили на многих заводах, но конкретно к нам в Эстонию обычно поставлялась сгущенка с завода в Резекне:)

С тех пор, конечно, большая часть промышленных предприятий обанкротилась и развалилась. Но что-то, как можно видеть, еще работает. Дымящая труба — это деревообрабатывающая фабрика Latvijas Finieris. Основной продукцией у нее значится фанера, но судя по огромным кучам опилок, скорей всего, они производят древесные пеллеты, в Евросоюзе это сейчас модная тема, типа их сжигание дает меньше выбросов углерода.

Самым современным зданием в Резекне является культурно-концертный комплекс «Латгальское посольство», сокращенно — GORS (от латг. gors — «дух»). Внутри там несколько концертных залов, кинотеатр, ресторан, еще ряд вспомогательных помещений. И нам там даже предложили устроить экскурсию, за деньги, конечно же. Отказались, потому как что за интерес — смотреть на новодел:)

А дальше мы пошли искать местные достопримечательности. В путеводителе, вроде бы, упоминался какой-то замок, но его было никак не найти.

Как и обычно в латвийской глубинке, в городе вперемешку стоят советские пятиэтажки и старые деревянные дома

В центре возвышается белый двуглавый римско-католический костел, построенный в 1936 году

На площади перед костелом установлен памятник в честь объединения лютеранской Латвии и католической Латгалии. Изначально памятник был поставлен одновременно со строительством церкви, но в советское время его убрали. Восстановлен в 1992 году.

Ой, что это? Он же сейчас упадет:)

Наконец нашли замок, а точнее то, что от него осталось. Забрались наверх.

Резекнеский замок, или по-немецки — замок Розиттен — был основан немецкими крестоносцами в 1285 году. Эх, жалко, что не хватило у русских в свое время сил, чтобы не допустить немцев в Прибалтику, стольких войн можно было бы избежать:)

Немецкое владычество в Латгалии закончилось в ходе Ливонской войны. Сначала немцев оттуда изгнали войска Ивана Грозного, но потом шведы и поляки, объединившись, изгнали русского царя, а затем принялись делить захваченное между собой. Спустя еще некоторое время снова ненадолго вернулся русский царь, теперь уже Алексей Михайлович. Вобщем, замок всех этих войн не пережил. И когда произошел раздел Польши, царице Екатерине II достались уже совершеннейшие руины:)

Зато с замковой горы открывается неплохой вид на город и на католический кафедральный собор Пресвятого Сердца Иисуса. К нему мы уже не пошли, и так неплохо получился:)

А кривой дом, что выглядывал из-за холма — это оказался недавно возведенный арт-центр. Я уже заметил у нас такое правило — если не знаешь, как развивать территорию, строй центр современного искусства, не ошибешься:) И ведь находятся же деньги на все это.

Резекне и Лудза — как живет латвийская провинция

Вобщем, вот таким запомнился город Резекне. Но это еще не все.

Дальше мы поехали за город, где обещала быть еще одна высокая смотровая вышка. Если, конечно, клещи не помешают:)

На вершине холма, куда через лес ведет пешеходная тропа, и правда виднелась вышка — Ančupāni Observation Tower

По высоте она была визуально чуть-чуть пониже, чем вышка в Краславе. Но все равно гораздо выше того, что я привык видеть в Эстонии.

Вообще латыши очень мало в чем лучше эстонцев, но вот смотровые вышки у них получаются гораздо внушительнее, надо это признать:)

Резекне и Лудза — как живет латвийская провинция

Чтобы подняться наверх, надо преодолеть очень много ступенек, но сколько точно, я уже забыл:)

Вот и вершина. Вышка возвышается над деревьями, так что обзору они не мешают. Сверху видно и город, и окружающие его промышленные предприятия. Некоторые из которых даже работают. Кстати, на Викимапии удалось обнаружить развалины того самого молочно-консервного комбината, что производил сгущенку:)

Вид в другую сторону, на сельскую местность

Ууух, вот это высота!

А с объездной дороги Резекне уже недалеко и до Москвы. Или, как говорят латыши — до МаскАвы:)

Но в наши планы на сегодня Москва не входит, мы едем в Лудзу. Это еще один из 26 бывших советских райцентров на востоке Латвии.

Вставлю еще раз старую карту из детства, на ней Резекне значится под № 21, а Лудза под № 22

Сейчас в Лудзе проживает 8 тысяч жителей, а при СССР жило 12 тысяч. Депопуляция имеет место и здесь.

В советское время латыши составляли 48% населения города, сейчас стало больше — 58%

До революции город назывался по-русски — Люцин, а большую часть населения составляли евреи.

Главная достопримечательность нынешней Лудзы — развалины замка Ливонского ордена. Пока мы искали к нему подход, пришлось обходить многочисленные деревянные дома.

Идешь, а они все никак не кончаются:)

Замок в Лудзе (нем. Ordensburg Ludsen) был основан рыцарями Ливонского ордена предположительно в 1433 году. Он был призван укрепить границу Ордена с возрождающимся после татаро-монгольского нашествия Русским государством.

Дальнейшая история замка похожа на историю замка в Резекне. Сначала войны ливонцев с русскими, потом войны русских с поляками и шведами, затем войны поляков и шведов между собой. Как итог — опять одни руины:)

Замок стоит на холме, на берегу озера

Католической церкви, построенной рядом, тоже постоянно не везло. То она сгорала, то ее разрушали вместе с замком. Предыдущая деревянная церковь, построенная на этом месте в 1742 году, простояла около 200 лет. В 1939 году в Лудзе началось строительство новой церкви, уже каменной. Понятно, что достроить не успели.

К строительству вернулись уже после вторичного обретения Латвией независимости, и в 1995 году церковь была наконец освящена.

Замковый холм от Церковного отделяет глубокий ров. Перебираемся на ту сторону.

Да, удивительно, а ведь на первый взгляд и не скажешь, что церковь — новодел. Хорошо вписалась в антураж.

Резекне и Лудза — как живет латвийская провинция

А дальше по ул. Церковной спускаемся от костела и идем к центру города

Выходим на главную площадь Лудзы. Вокруг клумбы, плиточка, фонари — красота.

Посреди площади возвышается недавно отреставрированная православная Свято-Успенская церковь (1845)

Вот только народу вокруг — никого. Видимо, все жители разъехались по заграницам:)

Удалось побеседовать лишь с каким-то не очень трезвым жителем, только уж не помню, о чем. Он увидел, что я с фотоаппаратом хожу, и ему захотелось пообщаться:)

А в заключение еще пару слов хотелось бы сказать про латвийские дороги. Я не могу сказать, что их нет, они конечно есть, и даже большинство из них заасфальтировано. Но почему даже магистральные дороги между райцентрами в таком ужасном состоянии? Неровные, все в заплатах, с обвалившимися обочинами, причем такое ощущение, что заплаты ставили, просто набросав асфальта в ямы и затоптав сапогами:)

Вот казалось бы, Эстония и Латвия находятся рядом, состоят в одном и том же Евросоюзе, так же получают от него дотации, но при этом в Эстонии мы про такие ужасные дороги уже забыли, а в Латвии за прошедшие 15 лет ситуация почти не изменилась. Дорогие такие же, как и были — на «троечку». Да, ремонты регулярно идут, но все равно, в каждую поездку по Латвии обязательно попадешь на такую «трясучку», а то и вообще на грунтовку.

И я с тех пор, кстати, успел уже поездить и по Калининградской области, и по собственно России, и знаете что скажу — в России дороги лучше, чем в Латвии! Даже трасса до райцентра Волосово лучше, чем большинство дорог Латвии:)

Как обычно, вставлю карту с показанными достопримечательностями. А то без нее вышку в лесу вряд ли найдете:)

А на этом про ту поездку все. Много тогда успели посмотреть всего лишь за два дня:)

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании Туров на Travelata.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...