Сколько латышей в латвии

Сколько латышей в латвии

Исторически, именно, латыши — оккупанты в Латвии!

То что латыши говорят и пишут что это их земля и русскоязычные здесь оккупанты — это всего лишь наглая ложь или подтасовка фактов истории.

На землях нынешней Латвии жили очень много народностей, и принадлежала она очень многим. На Латвию имеют такие же права. и скандинавы и прибалты, и немцы, и русские и поляки и много других наций. Итак, немного из истории Латвии..

В VII веке в западной Латвии (Курляндия) учреждается скандинавская колония.

В период с конца XII до середины XIII века территория нынешней Латвии была завоёвана крестоносцами и стала частью, сначала Ливонского ордена, получив название по указанию немецкого епископа основана — Рига.

И где тут Латвия? Даже названия такого не было.

В составе Речи Посполитой и Швеции (1561—1721)

В составе Российской империи (1721—1917)

Латыши почему-то забыли, что Пётр I купил их со всеми землями, хуторами и даже домашними животными, и скотом, у шведской королевы Ульрики Элеоноры. Любой историк подтвердит, что сделка была заключена 10 сентября 1721 года.

ЛАТВИЯ.Национальный состав.Этнический состав населения Латвии.Статистика.Инфографика.Топ народов

…за себя и своих потомков и наследников свейского престола и королевство Свейское Его Царскому Величеству и Его потомкам и наследникам Российского государства в совершенное и НЕПРЕКОСЛОВНОЕ И ВЕЧНОЕ ВЛАДЕНИЕ И СОБСТВЕННОСТЬ в сей войне, чрез Его Царского Величества оружие от короны свейской завоеванные провинции: Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию и часть Карелии с дистриктом Выборгского лена, который ниже сего в артикуле разграничения означен, и описан с городами и крепостями: Ригою, Дюнаминдом, Пернавою, Ревелем, Дерптом, Нарвою, Выборгом, Кексгольмом, и всеми прочими к помянутым провинциям надлежащими городами, крепостями, гавенями, местами, дистриктами, берегами с островами: Эзель, Даго и Меном и всеми другими от Курляндской границы по Лифляндским, Эстляндским и Ингерманландским берегам и на стороне оста от Ревеля в фарватере и Выборгу на стороне зюйда и оста лежащими островами со всеми так на сих островах, как в вышеупомянутых провинциях, городах и местах обретающимися жителями и поселениями.

Это текст Ништадтского Договора 1721 года, подписанный королём Швеции о передаче в собственность России Прибалтики, Карелии с Ингерманландией и прочих земель Швеции. Россия заплатила Швеции два миллиона талеров (ефимков), причем только полновесной серебряной монетой — цвейдрительштирами — и точно в срок (февраль 1722 года, декабрь 1722 года, октябрь 1723 года, сентябрь 1724 года).

Историки утверждают, что по сегодняшнему это составляет 350 миллиардов долларов. Деньги были уплачены и деньги немалые. Кстати, Пётр I мог просто за бесплатно забрать у побежденной Швеции эти земли,но для полной законности приобретения этих земель, выкупил их, ещё и вернул большую часть Финляндии. Не пора ли латышам, заплатить по счетам?

А если учесть, что в советский период Россия полностью построила инфраструктуру Прибалтики, восстановила республики из руин после Второй мировой, то сумма будет значительно больше.

В средневековых европейских городах существовал обычай преподносить ключи от города победителю. В 1710 году, после сдачи Риги, два символических ключа, от города, были преподнесены фельдмаршалу Б.П. Шереметеву. Петр Первый позволил Шереметеву оставить и у себя. Это был поистине царский подарок. Ключи были золотые и весили 3 фунта (почти полтора килограмма).

Сейчас они хранятся в Оружейной палате, в Москве.

Купив всего за 700 рублей билет, вы можете самолично их лицезреть. Они находятся на втором этаже, в зале номер 4, витрина номер 29. В самом её центре.

Средневековые ключи от Риги

По желанию нац. озабоченных скрыть данный факт, были изготовлены поддельные ключи, в преддверии празднования 810-летнего юбилея Риги.

Ратушной площади был размещен сундук, в который каждый желающий мог бросить ненужный ключ – как материал для изготовления большого городского ключа. Все собранные горожанами ключи 21-го августа, во время праздничного шествия, были доставлены на набережную 11-го ноября, где была установлена плавильная печь. Под руководством художника по металлу Карлиса Алайниса, создался новый ключ от города.

В 1772 г к России в результате раздела Речи Посполитой были присоединены Латгалия (восточная Латвия) и Земгалия (южная Латвия), а в 1795 Курляндия (западная Латвия).

То есть на протяжении многих веков тут была либо Шведская земля либо Российская, но ни как не Латвийская.

Всё это бред сивой кобылы, что земли нынешней Латвии всегда принадлежали латышам. не было такой нации даже.

Затем в 1917-1918 году куча нац. озабоченных жителей создали полит. партии и отсоединились самовольно, что бы хозяйничать над тем что понастроили немцы и российская империя в нынешней Латвии.

1934 года, глава правительства Латвии Карлис Улманис совершил Государственный переворот в Латвии 15 мая 1934 года, установив авторитарный режим, который можно охарактеризовать как консервативную модернизацию. Он распустил парламент в бессрочный отпуск, часть депутатов временно арестовали, были запрещены все политические партии, стала проводиться ярко выраженная национальная политика.

То есть получается, что латыши самовольно оккупировали территорию Латвию и провозгласили независимость, хотя это земля принадлежала не им и жили тут люди разный национальностей.

Латыши имеют прав на Латвию не больше и не меньше, чем живущие тут столетиями русские, белорусы, и даже цыгане.

Латыши вообще не имеют никакого права, называть здесь кого либо оккупантами, ибо по факту истории сами оккупировали земли которые им никогда не принадлежали.

Поэтому, можно смело называть каждого латыша оккупантом и это будет чистая историческая правда.

Двинск (Даугавпилс), Витебская губерния (Латгалия) сейчас находится в оккупации нынешней Латвии, если придерживаться строгих исторических канонов, на которые так любят ссылаться политики Латвии. Но почему то у них память коротка, и с какого перепуга они рассматривают историю только с 1918 года (так как им выгодно) на не за последнее тысячелетие? Это же не честно по отношению к жителям страны.

Конечно, возникает закономерный вопрос: «Куда пропали немцы?» Оказывается, в 1934 году национально настроенный премьер-министр Латвии Карлис Улманис осуществил государственный переворот. Он распустил парламент и ликвидировал все неугодные политические партии.

Ульманис в 1934 году, вёл себя не лучше чем Сталин — пресекал вообще всякое инакомыслие. То есть захватил земли Витебской губернии, Земгалии, Курляндии, Лифляндии и т.п., оккупировал эти земли и начали самовольно править.

В Латвии была введена жесткая латышская диктатура. Английские историки П. Дэвис и Д. Линч прямо написали, что власть получил «фашистский Крестьянский союз», а Улманиса они назвали диктатором.

Однако латыши им гордятся, потому что именно при нём выгнали ненавистных немцев-эксплуататоров. Так, согласно переписи населения 1935 года в Латвии проживало 62 тысячи немцев. А в результате массовой депортации в 1939 году в Германию республику покинули свыше 51 000 этнических немцев.

Более того, немцы владели и землей. А вот латыши были безземельными крестьянами, но постепенно им удалось захватить власть в свои руки. Тут помогла и революция 1917 года. А после развала СССР они постарались избавиться уже и от русских «оккупантов». Так они называют всех, кто приехал после войны.

Хотя исторически Рига всегда была немецким городом. Они составляли большинство её жителей ещё с момента основания. Такая ситуация сохранялась и во времена Российской империи. Вплоть до 1891 года немецкий язык был основным в учреждениях Риги.

Латышам об оккупации якобы другими, нужно молчать в «тряпочку» ибо они точно такие оккупанты, только более жестокие если на оккупированной земле, лишают людей гражданства, гражданских прав и проводят нечестную дискриминационную политику по отношению к жителям страны.

Одно не понятно, почему латыши выёживаются с оккупацией и кто им дал право на это, если они есть исторические оккупанты?

Источник

Когда Рига стала латышской

Когда Рига стала латышской

Перепись населения – великая вещь. Её обмануть можно, но сложно

Согласно её данным, в Риге в 1881 году более 33% населения назвали себя прибалтийскими немцами. 30% жителей города отнесли себя к латышам. Русские, в том числе старообрядцы, составляли 19% населения. Самой немногочисленной группой оказались евреи – 8,5%. Впрочем, тоже немало.

И вот наступает последний тучный предвоенный 1913 год. За тридцать два года многое может поменяться. Даже радикально. Как вы думаете, каков был процент латышей, проживавших в главном городе Лифляндской губернии? Сорок процентов. На второе место вышли русские с двадцатью процентами.

А вот немцы, составлявшие большинство населения Риги в течение семи веков, опустились на третье место с тринадцатью процентами. И семь процентов – евреи. Замыкали пятёрку поляки, которых к началу Первой мировой войны стало немного больше.

Итак. Стоит сделать вывод. Вывод прост. Последние тридцать лет пребывания в составе Российской империи сделали Ригу в чём-то латышским городом. Особенно резко увеличилось количество латышей-домовладельцев и землевладельцев, чего ранее никогда не было (а немцам и в страшном сне не могло присниться).

Доказательства? Погуляйте по улицам Чака, Блауманя, Тербатас, Валдемара, Авоту, Барона, Стабу, Лачплеша. Что вас окружает? Образцы так называемого Heimatstil. То есть национального романтизма. Часто именуемого латышским национальным романтизмом.

И небезосновательно. Узоры на фасадах – местные, сельские, огородно-полевые. В каждом миллиметре проглядывает щемящее чувство ностальгии по родному хуторку. Правильно. Сыновья и внуки некогда бесправных пахарей подались в города и основали своё дело.

Разбогатели и купили себе участочек земли. На котором построили дом. Шикарный шестиэтажный доходный дом. С которого можно было много иметь. На каждом этаже по две-три квартиры, за каждую из которых исправно платили жильцы.

Сотни рижских латышей к Первой мировой войне стали рантье, а это, как показывает практика, весьма ощутимый источник дохода. Для кого-то – дополнительный, для кого-то – основной.

Может, всё это само собой так случилось? Вера в случайности – самый простой способ уйти от ответа. Администрация Прибалтийского края на рубеже прошлого и позапрошлого веков занималась созданием бизнес-среды. Город имел порт. И покажите мне хоть один бедный город, который имеет порт?

Рига была далеко не исключением, а подтверждением правила. Железнодорожные артерии пролегли через Лифляндию и Курляндию, связав приморские области с промышленно развитыми (Виндаво-Рыбинская) и богатые чернозёмом (Либаво-Ромненская) внутренние области России. А там, где дороги – сухопутные и морские – там торговля. Где торговля, там и ремесло.

А с учётом индустриального прогресса, ещё и инженерное дело. А где много профессий, там всегда нужны люди. Теперь давайте подумаем – хорошо было латышскому пареньку из небогатой крестьянской семьи сидеть на хуторе в семье из пяти-десяти ртов? Перспектив никаких, кроме корчмы и плуга. А тут – Рига, свободная, легкодоступная и открытая для всех.

Как Москва сегодня. Имей только волю и охоту к перемене мест.

Помимо бизнес-среды был и национально-политический фактор. Ведь что немцы для Прибалтики? Многовековые угнетатели и притеснители. А о чём думали русские цари? О мире, равноправии и справедливости. В 1860-е годы главными мыслями российской администрации было как бы не обидеть латыша. Кто о них только не писал – даже Достоевский в «Преступлении и наказании».

Надо было решать проблему произвола. Отсюда и многочисленные просьбы латышской младоинтеллигенции о развитии русской системы образования в противовес немецкой. И Александр Третий пошёл на уступки. А умный латыш всегда может проявить себя лучше, чем неумный. И умному латышу в городе устроиться проще.

А если он умеет читать и писать, а ещё и чувствует, что его чем-то обделяют, что ему что-то недодают – то пожалуйста, вот тебе социалистическая идеология в утешение. Отсюда и горячее (в прямом смысле) поведение латышских «боевиков» (они так сами себя называли) в 1905-1907 годы. В общем, всё к вашим услугам, даже революция.

Как следствие, когда в Прибалтийском крае грянули революционные перемены, городские латыши с удовольствием поучаствовали в установлении новой власти. Их было много, они были молоды, активны, энергичны и знали, за что боролись. За землю, за свободу от вечных поработителей – немцев, за идею своей, советской, социалистической Латвии. И не только Латвии.

О роли латышских красных стрелков в советизации бескрайних просторов России написаны огромные тома, сняты фильмы, защищены диссертации. След латышей обнаруживается даже на Кавказе и за Уралом, не говоря уже о Петрограде, Москве, Украине и Крыме. Везде отличились комбатанты.

Что было с демографией у латышей в советскую эпоху, тоже особенно рассказывать не надо. А вот сейчас, хотя и число латышей в Риге прибывает, но их общее количество по Латвии уменьшается. Несмотря на абсолютно этнический характер власти. В Прибалтийском крае Российской империи ведь административные функции исполняли в основном немцы и русские.

И при них Рига стала, скажем так, социально значимым городом для латышей. А сейчас, когда нелатыша редко когда увидишь в чиновничьем кабинете, почему-то не сидится простому человеку на Родине. Уже с начала 2010-х годов можно смело говорить о формировании ирландской и английской диаспор, а в последние годы – и шведской.

Как вернуть обратно мигрантов – вопрос тонкий и сложный, и правительство Латвии отмахивается от него как от надоедливой мухи. Уж коли выбрали для себя чужбину – оставайтесь-ка там по-хорошему. Потому что в нынешних условиях Латвии не хватит ни ума, ни ресурса принять обратно своих сынов и дочерей. Да и самим сынам и дочерям не особо хочется возвращаться.

Хотя со всех сторон ситуация ненормальная. Ведь Латвия – это единственная страна в мире, где латышский язык и латышская культура могут развиваться и чувствовать себя в безопасности. Однако для исторической правды здесь требуется внести уточнение.

Советская Латвия и Прибалтийские губернии Российской империи были единственными землями, где латышский язык и латышская культура могли развиваться и чувствовать себя в безопасности. Доказательств тому множество. И мы все их отлично знаем.

Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен, а также Телеграм-канал FRONTовые заметки

Источник

Латгальцы — простые и веселые

Латгальцы являются малочисленным народом и проживают на территории Латвии.

Численность

Народность всего насчитывает около 200 тысяч человек. Большая часть живет в Латвии (155–160 тысяч человек). В России на 2010 год было зафиксировано примерно 1100 человек. В других странах латгальцев живет не более нескольких десятков. Проблема подсчета заключается в отсутствии как таковой национальности.

В Латвии латгальцев не записывают, а указывают общенациональный признак.

История

Латгальцев относят к потомкам латгалов, живших на востоке современной Латвии. Эта территория была подконтрольна Польше вплоть до 1772 года. В те годы существовали междоусобицы из-за разных религиозных взглядов. Латыши в своей основе были протестантами, а латгальцы всегда оставались приверженцами католицизма. Усилению разрыва способствовала поздняя отмена крепостного права, что было связано с вхождением Латгалии в состав Российской империи.

Отмена крепостного права как важное событие произошло с латгальцами значительно позднее, чем с остальными латышами. Разница составила примерно 40 лет. Это способствовало росту предпринимательской активности среди последних. Латгальцы же оставались неграмотными до конца 19 века. Правительство Российской империи старалось искоренить латиницу заменяя ее кириллическим письмом.

Дети латгальцев должны были посещать русские школы. Проводилась пропаганда православия.
Русификация латгальцев в целом носила негативный характер, способствуя их культурному упадку. Культурные различия между латгальцами и латышами оказались настолько велики, что первые должны были остаться в составе России, однако этому воспрепятствовало два важных процесса. Первым стала революция, начавшаяся в 1905 году. Ее активными деятелями стали учителя, представители культурных сообществ. В результате подавления революционного движения многие из них оказались в Латгалии, что стало причиной нового революционного витка.

Второй процесс был инициирован самими латышами, которые обращались в православие и получали в знак поощрения от Российской империи земли в Латгалии. При этом большинство латышей желало присоединить регион к Латвии. С восстановлением независимости Латвии латгальцы стали ее полноправной диаспорой. Сейчас этот малочисленный народ старается активно показать свою национальную принадлежность, акцентируя внимания на различиях между другими латышами.

Культура

Культура латгальцев невероятно богата. В первую очередь она понравится всем обожателям архитектуры. Латгальцы создали много церквей и соборов, есть целые городские ансамбли, которые восхищают туристов со всего света. Латгальцев ценят многие религиоведы за трепетное отношение к иконам, сохранившимся в идеальном виде.

Латгалия является одним из немногих регионов в мире, где сосредоточено невероятное количество объектов культурного наследия. В общей сложности их насчитывается более 600.

Ценность построек велика не только в культурном смысле, но и экономическом. Каждый год в Латгалию пребывают туристы со всего мира, которые посещают замки, церкви и другие архитектурные объекты. Латгалия может порадовать прекрасно сохранившимися парками, которым насчитывается несколько сотен лет. В регионе есть постройки, которые были возведены еще в 13 веке. Самые живописные расположены в Прейли и Краславе.

Древние захоронения, места культового значения находятся в районе Даугавы. Перечислить все интересные объекты в Латгалии практически невозможно, ведь их количество приближается к сотне, а то и превышает ее.

В Вишках расположен римско-католический костел, который был построен в начале двадцатого века. Являясь относительно новой постройке, он уже удостоен государственного значения. Уникальность постройки заключается в использовании колотых камней, из-за чего создается впечатление, будто костел сложен из каменных блоков, словно конструктор.

Для всех любителей замков и неоготики обязателен к посещению замок Червонка, построенный в 1870 году.

Если вы хотите воочию увидеть деревню старообрядцев, стоит отправится в Слутишки, которые относятся к памятнику культуры.

Все значимые достижения в изобразительном искусстве находятся в центре Марка Ротко, который стал одним из первых открывателей экспрессионизма абстрактного характера.

Поистине монументальным сооружением является Даугавпилсская крепость. Это во всех смыслах зрелищный комплекс, поражающий своей эпичностью и размахом.

Культура латгальцев — это не только архитектурные шедевры, есть в ней место и музыке, которую играют в концертном зале Дома единства.

Традиции

У Латгальцев сформировались свои традиции, которые имеют специфику, которая особенно хорошо прослеживается во время свадебных торжеств. При подготовке к свадьбе невесте следует связать носки, а мужу наколоть дрова для дома, в котором они проведут ночь после окончания свадьбы. Жених и невеста должны будут вместе разжечь очаг с помощью свечи. Свечку положено хранить как можно дольше, зажигая только в годовщину и при рождении каждого ребенка.

Огонь является олицетворением жизни в браке и символизирует домашний очаг. Молодые обязательно должны зажигать его вместе, ведь это обеспечит им взаимопонимание в браке. Обряд бракосочетания длится довольно долго — обычно целых семь дней и заканчивается в следующее воскресение. В течение всех дней жениху и невесте предстоит выполнить много ритуалов, посетить баню, а заканчивать процесс нужно в доме родителей невесты.

Есть и другие важные традиции, которые сейчас обретают все большую популярность. Одной из таких является празднование стропила. Он связан с окончанием возведения дома и вешанием венка на кровле. Венок должны плести все участники строительства, хотя раньше этим занималась жена хозяина дома. Праздник обязательно сопровождается пиршеством.

Раньше хозяину, который не успел подготовить застолье, вешали на кровлю штаны.

У Латгальцев принято зажигать большие костры — эта традиция тоже уходит корнями в давние времена. Раньше латгальские племена считали, что всему, что попадет в поле освещения костра, он принесет счастье. Поэтому костер должен гореть ночью и до самого утра. Прежде всего, такую традицию ввели для призыва урожая. Позже она стала использоваться в несколько ином ключе: вокруг костра бегали дети, а их родители верили, что тепло огня принесет им здоровье.

Традиции проникли и в пивоварение. Это ремесло имеет давнюю историю, ведь латгальцы очень любят пиво. Одной из традиций пивоваров является выдержка напитка в течение двух недель. Существуют и банные традиции. Например, каждый банщик должен знать, что дубовые и еловые ветки используются для лечения простуды, веники из ольхи помогают при возникновении чувства ломоты.

Вопрос о самостоятельности латгальского языка считается спорным. Одни языковеды придерживаются мнения, что латгальский — отдельный язык. Другие же включают его в состав латышского. Следует одновременно различать говоры, являющиеся диалектами. Для латгальского характерны следующие особенности:

  • Сохранение древних черт, что связано с самостоятельностью племен;
  • Присутствие земгальского и куршского лексиконов;
  • Уникальный литературный язык, сформированный на основе диалектов (используется в азбуках, сборниках, собраниях с проповедями).

Сейчас латгальский вызывает активный интерес в связи формирующейся самобытностью народа. Латышский, несмотря на то, что знаком большинству населения, редко используется в повседневной жизни. Этот язык не преподают в школах, хотя активно изучают в ряде университетов Европы.

Внешность

Одежда

Как и жители других регионов, латгальцы имеют свой стиль одежды. Он характеризуется наличием ярких цветов, пестрой гаммой, необычными орнаментами, которые перекликаются с промежуточными полосами. Уникальность одежды латгальцев заключается в наличии лентообразных манжетов, создающих особый шик. Эти кисточки могут образовывать косички. Иногда ленточки имитируют зубчики.

Сами латгальцы зачастую недоумевают, когда у них спрашивают о латгальской кухне. Кулинарные традиции сильно смешались, поэтому испробовать пищу, характерную только для Латгалии можно разве что на фестивале культур. С давних времен сохранился рецепт каши, которую готовят на костре и добавляют свежее масло. Каша эта больше всего похожа на русскую перловку.

Супы варили из квашеной капусты с добавлением рыбы и ячменя. Из этой же культуры делают лепешки. Самым же известным блюдом, которое представляет Латгалию, является одноименный салат. Готовят его из огурцов, лука, укропа с добавлением уксуса, сахара и соли. В итоге латгальская кухня предельна проста, а сами латгальцы чаще едят латышские блюда.

Латгалец, как и латыш, может питаться похлебкой, правда довольно жирной, заправленной салом. В качестве напитка часто выбирают простоквашу, а излюбленным десертом является творог с сахаром. Очень интересное блюдо, которое едят на Рождество, представляет собой колбасу, политую брусничным вареньем. Удивительное блюдо, которое позволяет раззадорить аппетит.

Поэтому такое яство является скорее закуской. Студень латгальцы делают из телятины, подражая латышам, а пиво варят непременно из ячменя.

Культурная связь с русским народом прослеживается в напитках. Латгальцы любят березовый сок, но их национальным напитком признана шмаковка. Это особая вода, характеризующаяся рядом полезных свойств. В России есть курорт, расположенный в Приморском крае, где тоже производят эту чудодейственную воду.

Жилище

Традиционным жилищем латгальцев была истаба. Это жилье мало чем отличалось от латышского и было популярно до конца 19 века. Латгальцы и латыши жили в рядовых и кучевых деревнях. Постепенно началось преобладание сеней, которые латгальцы называли намс. Еще одним типом постройки была клеть, характерной особенностью которой стала постройка торцом к дороге.

Клети строили так, чтобы между ними образовывался двор. В итоге получалась своеобразная постройка, двор которой имел ворота, выходящие на улицу.

Латгальцы не стали уникальным народом, однако сумели сохранить самобытность благодаря особым чертам. Их уникальность скорее прослеживается в мелочах. Например, когда почти во всех регионах Латвии носили шерстяные кофты, латгальцам это было не нужно. Они только в последние годы стали понимать, что являются особым этносом и стараются всеми силами свою самобытность подчеркивать.

Одновременно существуют и танцы, которые выделяют латгальцев на фоне остальных латышей. Латгальский народный танец ежегодно демонстрируется в городе Даугавпилс и отличается яркой манерой исполнения. Край латгальцев полон красивой природы, архитектурных шедевров, деревень, где люди живут в соответствии со старинным укладом. Очевидно, что в поисках ресурсов для определения самобытности латгальцы будут обращаться к истории предков. Для этого у них есть все необходимое.

Видео

Источник

Премьер Латвии: за 10 лет из страны уехали 300 тыс. латышей

Рига, Латвия

Большинство латышей не хотят искать постоянную работу у себя на родине. Зачастую молодые люди предпочитают жить на пособие, а те, кто желают получить перспективную должность, уезжают в экономический локомотив ЕС – Германию. В итоге за последние 10 лет Латвию покинули 300 тыс. местных жителей. Если власти не возьмут ситуацию под контроль, то к 2100 году население страны сократится вдвое, предупреждают эксперты.

В Латвии слишком много бездельников, которые не ищут постоянную работу. К такому выводу пришел советник премьер-министра республики по вопросам демографии Имантс Парадниекс.

По его словам, в стране много безработных, но по документам они таковыми не являются. Латыши уверены, что ходить на постоянную работу и вовсе не нужно. «Большая часть людей считают, что им невыгодно работать, что это нормально. Пока у нас десятки тысяч безработных, говорить не о чем, это намного больше, чем должно быть. Некоторые мамы после полуторагодичного отпуска по уходу за ребенком решают продолжить уход и оформляют статус безработного. Это неправильно — только потому, что система работает неправильно», — сказал журналистам Парадниекс.

При этом в данный момент страна переживает демографический кризис.

За последнее десятилетие из двухмиллионной Латвии за рубеж уехали более 300 тыс. местных жителей трудоспособного возраста.

«А та часть, которая осталась, сидит дома вместо того, чтобы искать вакансии», — сетует Парадниекс.

Между тем число тех, кто в состоянии работать, год от года уменьшается. По данным статистического агентства ЕС Eurostat, в 2018 году самый высокий отрицательный рост среди стран Евросоюза зафиксирован именно в Латвии. За год население сократилось на 7,5%. Для сравнения: еще в 2017 году этот показатель находился на уровне 5,5%.

Если власти не предпримут экстренных мер по повышению рождаемости, то уже к началу 2100 года население страны сократится почти в двое: с нынешних 2 млн до 1,1 млн местных жителей. Такие данные значатся в свежем докладе ООН.

Впрочем, столь негативная динамика наблюдалась в стране не всегда. Например, на протяжении послевоенного периода население постоянно росло. Самый большой прирост наблюдался в 1961 году. На советский период приходится и пик числа заключенных браков — 1978 год. Совсем иной демографическая ситуация стала после распада СССР.

В 1994 году в Латвии был зафиксирован рекордный за всю историю страны спад рождаемости. Кроме того, самое большое число разводов пришлось на перестроечный 1992 год.

Часть граждан просто уезжают из страны, что негативно сказывается на демографической ситуации, указывает в беседе с «Газетой.Ru» аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев. «Продолжение оттока населения из страны может привести к тому, что государство окажется в значительной степени населено людьми пожилого возраста, а экономика продолжит стагнировать», — не исключает эксперт.

За лучшей жизнью

В первом квартале текущего года рост экономики Латвии сократился на 0,1% — до 3%. Этот показатель меньше, чем в прошлые два года, когда рост ВВП достигал 5%. При этом еще в середине 2000-х годов параметр находился на уровне 6,2%.

«Сейчас наблюдается отток молодого населения из страны, который также связан с большим количеством эмигрантов, готовых работать «в полцены». Молодежь, не найдя применения своим амбициям за желаемую плату, уезжает, отчего появляются демографические проблемы», — отмечает в разговоре с «Газетой.Ru» первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

Столь негативная производственная динамика связана с падением производственных мощностей страны, указывает Коренев. Индекс деловой активности страны (Parex index) снижается уже четвертый год подряд и в 2018-м сократился на 6,6 пункта — до 42,2 пунктов. «Промышленный потенциал республики, сформированный еще во времена СССР, в значительной степени утрачен. Кроме того, одно из базовых направлений экономики Латвии — сельское хозяйство, тоже заметно отстает от мировых стандартов и не является центром притяжения для молодежи трудоспособного возраста», — подчеркивает аналитик.

Нестабильная ситуация в экономике приводит к постоянному росту безработицы, которая и так выше аналогичного показателя в других странах ЕС. По данным Eurostat,

в мае 2019-го года безработных латышей насчитывалось порядка 6,4% от общего числа экономически активного населения.

Это самый высокий показатель среди стран Балтии. Даже в соседней Литве уровень безработицы за аналогичный период времени не превысил 5,8%. В итоге латыши вынуждены покидать родину в поисках работы — в 2017-м году из страны уехали на заработки 18,8 тыс. человек, а в 2018-м — 14,2 тыс. человек.

Однако проблема оттока кроется не только в безработице, но и в низкой заработной плате, указывает аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов. Средняя зарплата в Латвии составляет примерно 600-800 евро, в то время как в Германии — 2,5-3 тыс. евро.

«Уровень жизни в Латвии по сравнению с другими странами ЕС не такой высокий. Поэтому трудоспособное население, которое занято в деловой сфере, сравнивая возможный доход в той же Германии или Испании, принимает решение переезжать за лучшей жизнью, а государству сложно их удержать, так как альтернативы по сути нет», — заметил Павел Сигал.

В ближайшем будущем ситуация с работоспособным населением рискует только ухудшиться. Дело в том, что ЕС сокращает дотации в экономику страны. Финансовые вливания могут окончательно прекратиться после выхода Великобритании из Евросоюза. Королевство ежегодно делало взнос в бюджет ЕС в размере 12 млрд евро, которого теперь не будет.

«В итоге ЕС урежет дотации, на которые эти страны сейчас живут, что станет дополнительным драйвером роста оттока населения. Для того, чтобы остановить миграцию, властям необходимо принимать ряд мер для изменения ситуации в экономике государства: пересматривать социальную политику, принимать поправки к законам, привлекать инвесторов и создавать условия для формирования высокодоходных рабочих мест. Но пока дальше разговоров дело не идет», — заключает Алексей Антонов.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...