27 июля «колхозному панку» Юрию Хою исполнилось бы 55 лет.
Возможно, вы заметили, что один из трех музыкальных китов конца 1980-х — начала 90-х, группа «Сектор Газа» (два других кита — «Кино» и «Ласковый май»), переживает сегодня настоящий ренессанс. Ее музыка появляется в саундтреках фильмов о том времени, в ремейках на радио. А из заниженных «приор» она и не переставала звучать.
«Сектор Газа» принято относить к низкому, «стыдному» жанру. При этом группу довольно высоко оценивал музыкальный критик Артемий Троицкий («Сектор Газа» нравится мне гораздо больше, чем «Гражданская оборона», жалко Юру Хоя, вот это был хороший парень»); хотя, например, коллеги по цеху, Горшок и Князь из «Короля и Шута», терпеть не могли («Хой вообще не понимал музыки. Взял группу Queen, написал сверху «х…» — и всё!»). Но повторимся, «Сектор Газа» был одной из тех групп, которые могли на любом стадионе страны давать аншлаговые концерты хоть месяц кряду.
27 июля 2019-го лидеру группы Юрию Хою исполнилось бы 55 лет. По этому случаю мы решили рассказать его историю — глазами участников и очевидцев. Вдобавок это еще и история нашего шоу-бизнеса 30-летней давности — когда Игорь Николаев, Анжелика Варум и «колхозный панк» Юра Хой стояли на сцене плечо к плечу.
Мария Клинских, мама Юрия
— С мужем мы познакомились в цехе. Я работала клепальщицей, самолеты клепала, а он — мастером. Вместе работали на заводе (в Воронеже), квартиру строили два года, а потом и Юра на свет появился.
Эстония.Сколько стоит жизнь в Таллинне?Закупка продуктов в Maxima,Lidl.Цены,состав продуктов.Влог
Вот у него часто про мат спрашивали. А он отвечал: в автобусе мат стоит, в троллейбусе мат, везде мат. Он честный был, никого не старался охаять, а кто не знал его, считали Юрку уркой каким-то. А ведь он совсем другой. Он дома и слова не мог сказать матом. Не любитель он ругаться.
Вспоминаю, как он пел, года четыре ему было. Мы с мужем спим еще, а он вокруг нас бегает и поет: «Синий-синий иней лег на провода».
Николай Клинских, отец
— Когда Юрик пришел с армии, мы ему полную свободу предоставили. Он мне говорит: «Батя, я в милицию пойду служить». И приняли его в этом же 1984 году. Служил он гаишником, то в центре города на посту стоял, то на Левом берегу. А спустя несколько месяцев его чуть не выгнали.
Он Шабашку — нашего губернатора (Ивана Шабанова, на самом деле в то время — председателя исполкома Воронежского облсовета), остановил, тот на красный свет ехал.
И как он хотел от этой милиции избавиться! На службу ходил, как на каторгу, все заявления об уходе писал. Но у него контракт на три года был. А как ему увольнение дали, он пришел с милиции и как стал с себя форму сдирать! Топтал ее ногами, рвал, швырял!
Менты эти, показали — кто ты такой есть и как себя надо там вести, а ему не по характеру это все было.
Мы с ним любили выпить. Приходит ко мне и говорит: «Пап, ну ты доволен мной — как я пробился?» Ну, мы возьмем бутылочку, а одна у него с собой всегда была — чтобы не бегать лишний раз. Ну, сядем. Он кассету со своими песнями в магнитофон воткнет, а сам смотрит — нравится мне или нет. Я ему иногда говорил: «Юр, вот ты Лермонтова читал?» А он: «Да не читал я твоего Лермонтова.
Эстония.Сколько стоит жить в Таллинне?Цены на продукты 2022.Обзор продуктов,состав,калорийность.Влог
Все тебе этот Лермонтов!» А ведь он, Юрик, и писал похоже на Лермонтова. Вот послушай: «Ты, подруга, выходи-ка на крыльцо. Ты не слушай ругань матерную матери с отцом». Как музыкант он, конечно, слабоват. А вот песни писал — да!
Мария Клинских
— Юра-то женился в 21 год — рано, конечно. Вот недавно он мне сказал: «Мама, рано ты меня женила». А они ругались часто. Вот, Юра любил есть горячее — борщ. Он даже часто сам готовил, а Галя готовки терпеть не может. Приедет Юра вечером с концерта, а она ему: есть нечего!
Да приготовь ты заранее! Нет, у нее этого не было.
Николай Клинских
— Он хотел было развестись, но мать его отговорила. Дети у него все-таки… А потом еще напасть приключилась. Он эту свою любовницу московскую — Олю — привел, век бы ее не видеть. Хотя Олю эту мы встретили с любовью — сын все-таки привел. Хоть она мне и не понравилась сразу. Не успела зайти, сразу же: «мамулечка», «папулечка».
Ты меня видишь в первый раз — какой я тебе «папуля»?!
Галина Клинских, жена Юрия (две дочки в браке)
— Поженились, нормально жили… Дочь, Ирина, родилась в 1984-м. Он пришел в роддом такой смешной, такой растерянный. Я ему в окошко дочку показываю. Он аж от радости весь засветился! Он тогда еще в милиции служил. В ГАИ. Хотя милицейская служба не по его характеру была. От него требовали каждый день определенное количество штрафов выписывать. А он не хотел.
Говорил, что не может человека штрафовать просто так. В грузчики пошел и стал параллельно музыкой заниматься. Группу свою собрал.
Про любовницу его я как узнала — он тогда из Германии приехал и все сам рассказал. Хотя я и раньше догадывалась. Он меньше дома стал бывать. Раньше приезжал с гастролей и сразу домой. А потом стал задерживаться в Москве, все дольше и дольше, стал выпивать много. А потом приехал и все сказал. Когда я узнала об Оле, то сама сказала: давай разведемся, она молодая, она тебе ребенка родит.
Сказал: «Вы для меня семья, как я вас брошу? Я без вас не смогу жить. Это так, временно, пройдет. Ты, Галя, меня подожди чуть-чуть».
Александр «Ухват» Кочерга, основатель воронежского рок-клуба
— Юрка Клинских в рок-клуб часто приходил, нам помогал. Ну, он еще тогда в милиции работал, и я его попросил: Юр, ты на концерт в форме приходи — для острастки. Вообще, его милицейская форма нас часто выручала. Например, приезжают артисты, нужно их встречать. А где автобус взять?
Ну, Юрка в форме выйдет, автобус какой-нибудь остановит и договорится за полтинник смотаться на вокзал и обратно.
А так мы с ним случайно познакомились. Он стоял на посту у гастронома.
«Сектор Газа» собрался в клубе накануне второго рок-фестиваля. Это чисто рок-клубная команда, они все друг друга в рок-клубе нашли. А название «Сектор Газа», кстати, я придумал. Дело как было: стоим с друзьями на трамвайной остановке, а я и говорю: «Ну, и вонища! Как в Секторе газа!» У нас же тут на Левом берегу предприятия химические, дышать невозможно. Ну, все заржали.
А я говорю: «О, хорошее название». Но я название Юрке отдал, хоть он вообще сначала называться никак не хотел. Они и выступать-то стеснялись — играли так, что даже по воронежским меркам ни в какие ворота не шло.
А в Москве был клуб им. Курчатова, где директором работал Саша Скляр, вокалист «Ва-Банка». Вот я ему кассеты и отдал: послушай, может, и пройдет по тусовкам. И в этом же 1989 году меня и Крюка вызывают в горком комсомола. Приходим, а нам говорят, что пришла телеграмма: «Сектор Газа» просят выступить на фестивале в Череповце, посвященном годовщине смерти Александра Башлачева. Я в панике.
Кто поедет-то? Играть ведь толком никто не может.
Вернулись домой, а потом уже пошли концерты. Они на хорошие инструменты деньги собирать стали. Всей группой устроились работать грузчиками на завод «Видеофон», в то время там неплохо платили. Потом грузчиками на рынке работали. Юра себе и гитару купил, у Майка Науменко педаль для гитары приобрел.
А я все время, когда концерты устраивал, «Сектор» пихал на «разогрев». Договорились с Кинчевым выступить. «Алису» сюда не пустили, поэтому в Воронеж только Кинчев с бас-гитаристом приехал, квартирный концерт дали. Мы и Кинчеву кассет с собой дали, чтоб он в Питер отвез. Выступали и со «Звуками My», Пете Мамонову они очень понравились.
Последний раз мы с Юркой нормально посидели году, наверное, в 1995-1996, не помню уж точно. Тогда я его немного покритиковал за то, что альбомы штампует, как «Ласковый май». А музыка-то однотипная. Говорю: «Юр, твои первые два альбома перекроют все остальные твои московские записи». Ну, он помрачнел, долго мы с ним сидели, пили…
Игорь Кущев, гитарист «Сектора Газа»
— В ноябре, короче, нас забирала Москва, ну, а до этого мы здесь, в Воронеже, давали концерты. На стадионе «Буран» вместе с «Гражданской обороной» в 1989 году, как раз после выхода «Колхозного панка». И семь тысяч человек пришли на «Сектор», хотя дождь тогда шел просто сумасшедший. Менты отключили провода — просто испугались, что толпа разнесет все.
Хой стал говорить, что «Сектор газа» — это его личный проект, что Хой это и есть «Газ». А музыканты — это так, на подхвате. Ну да. Что бы он без нас делал?! Кто его музыке учил, он же играть на гитаре никогда толком не умел?! Кто ему музыку нормальную давал слушать?!
Да ты послушай альбомы «Газа»: самые первые «Плуги-вуги» и «Колхозный панк» — это самый настоящий панк-рок. Это потом у него пошла попса — три аккорда, прямо Антонов какой-то. А вот на той панк-волне Хой и стал популярен. Музыку ко всем первым хитам мы сочиняли все вместе, потому что Хой ничего тогда в музыке не соображал.
А что сделал Хой? Он взял Жирнова, неплохого гитариста, который и писал ему альбомы. Но Жирнову все равно — он в «Рондо» работает, и «Газ» для него всего лишь халтура.
Сергей Кузнецов, директор отдела артистов и репертуара компании «Gala Records»
— О Юре я услышал году в 1990-м, кто-то дал послушать кассету с записью их первого альбома. Мне все это понравилось — этот его народный корневой юморок плюс злобная ненависть ко всему совку. Первый раз мы с ним встретились летом 1991 года на нашей студии.
Я тогда еле-еле уговорил его записываться на студии «Гала». У Юры всегда такая позиция была — «А нафиг! Для «Сектора» чем хуже, тем лучше!»
Сначала он все-таки по-прежнему сидел у себя в Воронеже. Говорил, что дома и стены помогают. Но альбомы «Колхозный панк», «Наркологический университет миллионов» и «Восставший из ада» записывались в нашей студии.
Происходило это так. Юра записывал «болванки» дома на Roland D20 — для тех времен это был нормальный инструмент. А потом он еще какую-то «самоиграйку» купил с автоаккомпанементом. Чтобы, значит, не самому набивать аранжировки, а включил — и готово. Скидывал «болванки» в студийный компьютер и звонил Игорю (Жирнову).
Приезжал Игорь и писал гитару — фактически за одну-две смены он записывал партии на весь альбом. А потом Юра пел. Тоже быстро — весь альбом за одну-две смены. И все.
Он, в отличие от многих современных авторов, писал песни целиком и сразу — не стихи отдельно, музыку отдельно, а все сразу.
Он как-то мне рассказал, как он песни писал: просто водяры стакан наливаешь, пьешь, ложишься спать, просыпаешься, и песня готова. Шутка.
Вообще, программные директора считали, что ставить «Сектор Газа» — это дурной тон, это непотребная музыка, пробуждающая низменные чувства. Но я помню, как, например, Игорь Матвиенко сказал, что стихи Юры — это истинно народная поэзия. А есть анализы экспертного совета членов Союза писателей, которые признавали, что поэзия Хоя по своему построению нечто самобытное и гениальное.
Ни одному поэту не удавалось втиснуть в стихотворный размер такие слова, как «генеральный секретарь ЦК КПСС Горбачев». А Юре удалось. (Речь о песне «Плуги-вуги»: «Пусть «плугами» зовут нас городские чуваки, Нам на это наплевать, они сами дураки, Мы все механизаторы и нам живется очень даже клево. Мы все за перестройку, мы дадим стране хлебца, Мы поддерживаем речи от начала до конца Генерального секретаря ЦК КПСС Горбачева».)
Я помню его самый грандиозный концерт. В 1994 году к нам обратились организаторы фестиваля RockSummer в Таллине и пригласили именно «Сектор Газа», почему-то в Прибалтике «Сектор Газа» сверхпопулярная группа. Наверное, из-за негативного отношения прибалтов ко всему прокоммунистическому. Ребята очень много рассказывали об этих гастролях.
Они в Таллинне стали единственной группой, кого публика просто не хотела отпускать со сцены. На «бис» спели 5–6 песен. А вообще на фестивале просто легендарные группы выступали, Simple Minds, например.
Перед нами-то Юра всегда старался показаться нормальным. Чистым. Эта тема (наркотиков) никогда не звучала. А когда я приехал в Воронеж на похороны, то узнал совершенно другое. Оказывается, подсадила его на это дело подруга Оля: она начала первая нюхать героин в ночном клубе, куда ее Юра устроил работать официанткой. И Юре дала попробовать.
Но, если начинаешь с такого сильного наркотика, то потом обязательно скатываешься ко всякой дряни.
Сергей Савин, экс-продюсер и директор «Сектора Газа»
— Первое мое впечатление о Хое: провинциальный парень, голодный, нищий, в чужих кроссовках приехал, короче, классический образ. Мы когда встретились, он сразу сказал: «Все, ****** (конец)! ******* (достала) меня ваша Москва, ни денег, ни *** (ничего) нет, жить негде!» А у меня тогда две квартиры было. В одной я жил, а другая, на улице Трубной, пустая стояла. Вот ее я и отдал Хою с ребятами.
С Хоем я познакомился через Фиделя. Ну, того самого Фиделя, который потом ездил по стране с фальшивым «Газом» и выступал под «фанеру», а тогда Фидель был у них вроде концертного администратора. Познакомил он меня с ними через Вадима Цыганова, мужа Вики Цыгановой. И Вадим дал мне кассету послушать — с двумя первыми альбомами. Ну, мне понравилось.
Самобытный такой коллектив. Не рок и не попса. Что-то посередине. Совершенно безбашенные ребята.
После первого концерта в Москве я выставил Хою два железных условия. Первое — до концерта ни капли спиртного. Штраф — концертная ставка. То есть если они выпивали, то я им за выступление ничего не платил. Второе — на сцене матом не ругаться!
Ну, они мои условия кое-как, скрепя сердце, приняли. Хотя назло мне и нарушали. И матом крыли ради чистого хулиганства, и выпивали. Я вот помню, как Ушаков, когда я вошел в примерку, спрятал рюмку с водкой в карман штанов. А рюмка там и перевернулась.
Помню, как они все просили: «Николаич, разреши хоть бутылку пива!» Еще помню, как мы Тупикина (гитарист «Сектора Газа») по стадиону в Сочи ловили. Он до того допился, что голым стал бегать по стадиону, пока мы аппаратуру готовили. Причем заметили его не мы, а директор стадиона: «Ребята, а чего это ваш там голяком бегает?» Всей группой ловили. Поймали, скрутили, в душ отволокли. И он к началу концерта еле-еле протрезвел.
Большая проблема была с девками, которых часто в гостиницу не пускали. Ребята им и инструменты давали: мол, это технический персонал группы, и по веревкам в окна затаскивали.
Юра очень негативно относился к моей работе с Анжеликой Варум. Я ее тоже тогда продюсировал. И хотя у «Сектора» с Варум совершенно разные слушатели, Хой просто дико ревновал меня, считал, что я деньги, заработанные на «Секторе», вкладывал в «раскрутку» Варум. Ну, и что с того? Это же мои деньги!
Андрей Дельцов, звукорежиссер «Сектора Газа»
— Первое впечатление: Юра — человек не от мира сего. Он не подходил ни под ни какую тусовку. Все тогда тяготели в сторону калькирования московских групп. Вернее, Москва копировала с Запада, а Воронеж — с Москвы. В результате у всех получалось нечто третьесортное.
А тут вышел Хой, который явно не подражал вообще никому.
Фидель был изначально заражен вирусом коммерции по типу «Ласкового Мая». И когда он понял, что денег заработать с Юрой не удается, он решил «клонировать» Хоя по типу «Мая» — пустить по стране несколько «Секторов». Но был тут же послан Хоем.
Сидим мы как-то в студии «Гала Рекордз». И приходит человек, корреспондент SNC — Центра Стаса Намина. А мы сидим в предбаннике студии и курим. Чувак у нас спрашивает:
— А где тут «Сектор Газа»?
Ну, мы ему показываем — направо, потом налево. А в это время Хой пел в студии и ему дела вообще ни до кого нет. Ну, он этого страдальца назад послал. Чувак проходит опять все эти коридоры и к нам, но уже с долей агрессии:
— Где здесь, блин, «Сектор Газа»?
— Ну, ладно, садись… Что такое? Что хотел-то?
А он говорит:
— Да там сейчас «Сектор» будет выступать…
— Где?!
Ну, мы «бычки» тушим, кричим: «Юра, кончай петь, там сейчас «Сектор» выступать будет!» Он натурально не врубается: «Как выступать будет? Я же здесь!» Поймали такси, поехали. Зеленый театр. Парк Горького. Афиши висят — «Сектор Газа». На сцене — четыре человека и Фидель с микрофоном.
А рядом — «Ночные волки» в качестве секьюрити. У Юры, естественно, глаза кровью наливаются, он бежит на сцену и нет бы вокалиста ****** (ударить) в лицо, а он взял и ударил по микрофону. И прежде, чем эти тупорылые быки смогли осознать, что они бьют того самого Хоя, Юра получил несколько тяжелых увечий. Когда его стали бить, на сцену ломанулась вся наша тусовка, ввязалась в побоище, а избитый Юра убежал. Потом он рассказал, что в полубессознательном состоянии пробрался через какие-то пруды и огороды к станции метро, там сказал, что за ним гонятся бандиты, упросил кондуктора пустить его в вагон, еле доехал до дома, открыл дверь и рухнул без сознания.
Самый смешной случай был в Риге, когда группу поставили перед необходимостью выступать во что бы то ни стало, даже без солиста. К сожалению, нет видеозаписи этого концерта. Представь себе «ДДТ» без Шевчука, «Аквариум» без Гребенщикова, «Алису» без Кинчева. Кто пел? Пели все, по нотам. Ушаков (клавишник) вообще не умел петь.
Перед концертом он выпил 400 грамм водки, это для него равносильно смертельной дозе. Но благодаря адреналину он от этого не умер, а начал петь.
Алексей Ушаков, клавишник «Сектора Газа»
— В первый год мы очень серьезно подошли к гастролям. И к своему шоу и внешнему виду. Сами смастерили себе форму: джинсы разорванные, нашивки разные, прибамбасики, бантики.
Вообще, очень много энергии тратилось на эпатаж и прочие потуги. Был один момент интересный… Мы поехали выступать в Сочи. А Вадик Глухов (гитарист) до этого отдыхал на своей даче и серьезно ногу поранил — вены разрубил, но там вроде все срослось, он с пластырем ходил.
И вот Вадик прыгал по сцене, стойку какую-то задел, рана у него разошлась — и кровь такой струйкой веселой, фонтанчиком — на первые ряды зрителей! А Вадик ни хрена не замечает. У народа шок! А он всю сцену своей кровью залил. Местные газеты потом писали: вот приехал «Сектор Газа», совсем безбашенные отморозки!
Игорь Аникеев, клавишник «Сектора Газа»
— Я работал с «Ласковым Маем». А потом меня все это просто достало, ну, ты представь себе — за неделю мы с Шатуновым по 18 концертов давали. То есть по три концерта в день. Конечно, все это дело шло под «фанеру», но и с ней устаешь! Кстати, и «Сектор» так работал — как конвейер, только живьем.
Хотя сейчac думаешь — тогда другие времена для шоу-бизнеса были: народ на кого угодно валом шел.
По большому счету Юра Хой не музыкант. И не певец. И, если уж брать совсем большой счет, Хой и на поэта не тянет. А вот в совокупности все выходило классно! То есть по отдельности он — никто и ничто, а все вместе — гений!
Куда ни приедем, поклонники кричат: «Мужики, вы лучше всех! Кроме вас нам никого не нужно!»
Самые запоминающиеся гастроли у нас были на Дальнем Востоке. Юра заехал в Благовещенск, он в этом городе в армии служил. Заглянули и в его родную часть. Офицеры его по части провели, даже майоры с полковниками выправку держали: им по кайфу было, что сам Хой у них когда-то служил. Мы, короче, концерт дали, а потом зависли в этом Благовещенске на целую неделю.
И все это время мы привели в китайском ресторане, хозяин которого был преданным фанатом «Газа». Он, когда увидел живого Хоя, чуть от радости не умер и каждый день таскал нас в этот ресторан и чуть ли не насильно кормил. На халяву, разумеется. Вот, представляешь, 9 часов утра, мы с перепою просыпаемся, а хозяин нас уже в ресторан тащит — завтракать пора. И понеслось — до самого вечера.
Когда мы уезжали, мне, блин, уже эти креветки с водорослями поперек горла стояли.
Вадим Глухов, гитарист «Сектора Газа»
— В музыке «Сектора Газа» не было никакого новшества, никаких особо сложных мелодий, ничего, что могло бы заинтересовать музыканта. Однообразная музыка. Я, например, на концерте песни путал. Вот есть три песни — «Туман», «30 лет» и еще какая-то… А! «Взял вину на себя». Они же одинаковые, в копейку просто.
И я часто их путал. Короче, в «Секторе» не на музыку делался упор. Дело в другом: Юра нес людям такую информацию… он, наверное, даже сам не подозревал, как эта информация воздействует на людей.
А Юра умер от гепатита. Накануне смерти (4 июля 2000 года) он вечером зашел ко мне домой: они же квартиру снимали в соседнем доме. И по дороге он купил 4 шоколадки и все съел. А у него — гепатит. И печень он забил. А утром у него было отравление желчью: он же говорил, что кровь жжет… Ему нужно сразу было бы в больницу под капельницу, а он к товарищу поперся…
Юрий Хой
— Кто много гастролирует, у того постоянно какие-то смешные случаи. Их было завались. Буквально где-то две недели назад был концерт в одном городе, в цирке. Когда мы отыграли где-то песен пять, подходит дядя мент и говорит: «Именем УВД я запрещаю концерт». А тут толпа ревет.
Я ему микрофон даю и говорю: «Вот ты им сам и скажи!» А я пойду погуляю (смеется).
Пою так, потому что это наша жизнь. Потому что вот на улицу выйди, и тебя сразу же обложат матюком. Просто если взять хотя бы армию, я там прослужил два года, я после нее просто не мог, я даже при матери, при отце ругался, у меня вылетало. Потому что два года непрерывного мата, там и генералы, все поголовно два года ругались матом — чисто мужской коллектив. Это образ нашей жизни — мат.
Нам еще, хочу сказать, очень трудно пролезть на телевидение. У всех создается сразу впечатление, что сейчас будет сплошной мат, ни одного хорошего слова. Я не платил ни разу (за показ по ТВ). Нас или брали так, или я не рыпался.
В тексте использованы отрывки из книг «Хой! Эпитафия рок-раздолбаю», В. Тихомиров, ООО «Антао», Москва, 2001 год; «Сектор Газа» глазами близких», Р. Гноевой, ООО «Антао», Москва, 2004 год; «Говорит Хой: прямая речь Юрия Клинских», А. Курбанов, Москва, 2015 год.
Источник: nationmagazine.ru
Как Лариса Долина похудела на 21 кг, поругалась с Валей Карнавал и снова стала популярной: биография одной из самых титулованных певиц России
В этом году популярная советская и российская в этом году отпразднует свое 67-летие. Рассказываем, какой путь ей пришлось пройти, чтобы стать звездой эстрады.
Лариса Долина является одной из самых титулованных певиц на российской сцене, и мало кто сможет сказать, что она этого не заслуживает. Звезда, чей талант заметили еще в раннем детстве, сегодня продолжает оставаться кумиром миллионов.
Детство и юность
Лариса Долина родилась в Баку 10 сентября 1955 года. Стоит сразу сказать, что ее настоящая фамилия – Кудельман. Сама певица никогда не скрывала этого, однако признавалась, что считает родную фамилию слишком длинной и неподходящей для сцены, и именно поэтому взяла как псевдоним девичью фамилию матери.
Ее родители были обычными людьми и практически не имели отношения к эстраде. Отец – Александр Маркович Кудельман, работал строителем и стекольщиком на заводе, а ее мать, Галина Израилевна, была машинисткой.
Лариса Долина в детстве
Когда девочке было 3 года, семья была вынуждена переехать в Одессу, откуда они были родом. Правда, условия жизни там заметно ухудшились – около трех лет они жили в тесной коммунальной квартире, что явно не могло сравниться с роскошным домом в Азербайджане. Из-за того, что в новом жилище часто гуляли сквозняки, Лариса стала часто болеть. Она даже перенесла коклюш, который спровоцировал хронический бронхит.
Родители еще в раннем возрасте заметили у дочери талант к музыке. У нее был абсолютный слух, хорошая музыкальная память и сильный голос. Именно поэтому в 6 лет ее отдали в музыкальную школу, где она играла на виолончели, параллельно занимаясь на курсах иностранных языков. В тот момент талантливая девочка хотела стать либо певицей, либо переводчиком.
Но к 12 годам она все же сделала окончательный выбор в сторону музыки. На лето ее отправили в пионерский лагерь, где она впервые вышла на сцену вместе с ВИА «Магелланы», которые сразу же заметили ее потенциал и предложили сотрудничество, на которое она с радостью согласилась.
Уже к 9 классу она проходит несколько прослушиваний и ее приглашают работать в ансамбль под названием «Волна». Ей даже пришлось окончить школу экстерном, чтобы была возможность продолжать заниматься музыкой.
Через три года она покидает ансамбль и начинает работать в ресторане-гостинице «Черное море». Долина становится настолько популярной в Одессе и даже за ее пределами, что получает приглашение в Ереван, петь вместе с коллективом «Армина». Несмотря на протест родителей, певица соглашается и уезжает.
Начало карьеры Ларисы Долиной
В Армении Лариса провела четыре года, которые нельзя было назвать легкими – она осталась без поддержки родителей и порой ей даже не хватало денег на существование. Но все же история получила счастливый конец, когда она получила приглашение поработать в Государственном эстрадном оркестре Армении под руководством Константина Орбеляна.
Позже она стала вокалисткой Государственного эстрадного ансамбля Азербайджана и работала с оркестром «Современник», которым руководил Анатолий Кролл. Именно он заметил то, насколько хорошо Ларисе удаются джазовые ноты. Он даже приготовил для нее специальную программу, которая получила название «Антология джазового вокала», благодаря которой юная певица смогла раскрыться по-настоящему и начать гастроли по всей стране.
В 1979 году она даже приняла участие в конкурсе эстрадной песни, который проходил в Таллине, где получила специальный приз, а уже в 1981 в Чехословакии заняла первое место на фестивале.
Дальнейшая карьера
В 1985 году Лариса Долина начала сольную карьеру и ушла от джаза в сторону эстрадной песни. Она самостоятельно ставит программы «Затяжной прыжок» и «Контрасты» и начинает снова гастролировать. Спустя два года в свет выходит фильм-концерт певицы, а позже она записывает еще 7 видео-альбомов. Начинают продаваться диски, на которых записаны не только ее песни, но и клипы.
Тому, сколько работает певица в то время, остается только восхищаться. Уже в 1989 году на телевидении транслируется ее концерт «Льдинка», который приковывает к экранам огромное количество человек. Через год она снова продемонстрировала свои творческие способности, представив проект «Маленькая женщина».
В 1992 она отметила 20-летие на сцене, а в 1993 выпустила альбом «Льдинка», с теми песнями, которые прозвучали на том концерте, а также стала заслуженной артисткой России.
Лариса Долина.1986 год
Оглушительный успех
Действительно большая известность пришла к Ларисе Долиной в середине 90-х годов, когда она выступила в концертном зале «Россия» с лиричной песней «Погода в доме». В скором времени композиция получила еще и свой клип, где Алексей Булдаков настолько хорошо исполнил роль супруга, что начали появляться слухи о его романе с певицей.
В 1996 году она еще и выпустила альбом «Прощай, нет, до свиданья», песни из которого стали настоящими хитами. Накануне 2000-х она исполняет песню «Стена», и, кажется, что ее таланту нет предела – у нее получается буквально все, от «дворовых» песен до сложнейших композиций.
Но звезда не останавливается на достигнутом, и записывает несколько альбомов для англоязычной аудитории, например: «Hollywood mood», «Route 55», «No comments» и «LARISA».
Другие проекты Ларисы Долиной
Она активно участвует в телевизионных программах, причем как в составе жюри, так и в качестве конкурсантки. Благодаря ее участию в программе «Народный артист» было раскрыто множество талантов, а в шоу с похожим названием – «Универсальный артист» — она стала победительницей.
Несмотря на то, что Лариса, как говорят, «уже не школьница», она не теряет жизненной активности и ни капли не утратила свое трудолюбие. В 2016 году певица даже приняла участие в шоу «Маска», где скрывалась за маской Оленя.
В том же году она стала завкафедрой эстрадно-джазового пения Московского государственного института культуры, где выступала против заочного обучения.
Съемки в различных фильмах
Помимо карьеры певицы, Долина еще и отличная актриса. В далеком 1982 году ее пригласили исполнить композицию «Три белых коня» в фильме «Чародеи», что стало первым и сразу же удачным опытом связи с кинематографом. Спустя год Карен Шахназаров пригласил ее сыграть в картине «Мы из джаза», а в 1997 она даже сыграла роль черепахи в «Новейших приключениях Буратино».
И хоть «послужной список» фильмов Ларисы нельзя назвать огромным, каждая лента, в которой она снималась, находила своего зрителя и добивалась успеха. А сама Долина помимо этого занималась еще и озвучкой мультфильмов.
Награды и премии Ларисы Долиной
Долина по праву считается крайне успешной и достойной певицей, которая может быть эталоном для начинающих вокалистов. Это подтверждают и ее награды, которые она получила за годы карьеры:
Титул «Лучшая певица страны» в 1991 году на конкурсе «Профи», звание заслуженной артистки России, «Хрустальный дельфин» в 1994 году и «Овация» в номинации «Лучшая рок-певица».
Также она получала «Овацию» за лучшую солистку года и лучший альбом. Помимо этого, она удостоена награды «Золотой граммофон» за песню «Погода в доме», а также стала лауреатом премии МВД России.
Но это далеко не все титулы звезды, за ее плечами также: награды «Стопудовый хит» за песни «Случайный прохожий» и «Не надо», еще один «Золотой граммофон» за песню «Цветы под снегом» и орден почета за большой вклад в развитие музыкального искусства.
Лариса Долина. Золотой граммофон». 2005 год
Доход Ларисы Долиной
Доподлинно неизвестно, сколько зарабатывает столь именитая певица. Известно, что цена за концерт начинается от 800.000 рублей, а пригласить ее на частную вечеринку будет стоить около миллиона.
Сама она заявляет, что зарабатывает прежде всего своим голосом, хотя, по слухам, у нее был бизнес с бывшим мужем Ильей Спицыным.
Лариса Долина на встрече с Борисом Ельциным. 1998 год
Личная жизнь Ларисы Долиной
Несмотря на насыщенную творческую биографию, певица всегда находила время на личную жизнь. Первым ее мужем стал певец Анатолий Миончинский, в браке с которым появилась дочь Ангелина. Девочка была вынуждена расти в неполной семье, так как родители не смогли найти взаимопонимания. Сама Лариса объясняет тот развод чрезмерной ревностью и банальной завистливостью мужа к ее успеху, и если через первое она смогла с трудом переступить, стерпеть зависть уже не смогла.
Вторым избранником звезды стал гитарист Виктор Митязов, из-за неудачного первого замужества Долиной пара долго жила в гражданском браке, но в итоге их отношения не сложились. Причиной этого стал роман Ларисы с другим мужчиной.
Третьим партнером стал Илья Спицын. Было множество факторов, которые, казалось бы, могли помешать союзу этой пары. Мужчина был на тот момент женат и воспитывал маленького сына, а разница в возрасте составляла 13 лет. Однако он все же сумел добиться руки и сердца возлюбленной. Стоит сказать, что хоть брак и продлился 18 лет, совместных детей у них так и не появилось.
В последнее время ходили слухи о новом романе Ларисы Долиной. Многие говорили, что после трех неудачных браков она закрутила роман с танцором из ее коллектива, но сама певица заявила следующее: «Я этого не исключаю. Отсюда и мой внешний вид», так и не дав четкого ответа, тем самым заставив своих фанатов сгорать от любопытства.
Скандалы Ларисы Долиной
Певица хоть и редко, но попадала в неприятные ситуации и была замешана в скандалах с другими звездами. Так, например, она долгое время конфликтовала с Виктором Рыбиным – солистом группы «Дюна».
Причиной тому стала песня «Страна Лимония», авторство которой принадлежит Сергею Катину, стоявшего у истоков музыкального коллектива. Но через какое-то время композиция зазвучала по радио в исполнении Ларисы, которая считала, что музыкальное произведение было написано специально для нее. Они долгое время скандалили, нелестно отзывались друг о друге, но в итоге все же помирились и стали вспоминать эту ситуацию с улыбкой.
Неоднократно в сторону Долиной высказывалась и блогер Лена Миро, обвиняя ее в слишком откровенных нарядах и в том, что певица излишне «фотошопит» свои фотографии.
Одним из последних скандалов можно назвать конфликт на шоу «Музыкалити», которое ведет Максим Галкин, на котором она появилась вместе с тик-токершей Валей Карнавал. С самого начала Лариса обвинила ее в отсутствии музыкального образования, непопадании в ноты и плохих выступлениях. На протяжении всего выпуска она скептически относилась к музыкальной карьере девушки и, в частности, к ее высказываниям на эту тему.
Лариса Долина. 2021 год
Лариса Долина: пластические операции, похудение
Совсем недавно ходили слухи о том, что у певицы проблемы с лишним весом, но в последнее время она явно преобразилась – за полгода смогла сбросить 21 кг, а при росте в 169 см она старается держать свой вес в пределах 54 кг. Как заявила артистка, для этого ей пришлось отказаться от любой вредной пищи.
Не обошлось и без пластических операций – по словам самой Долиной, за изменения в своей внешности она заплатила миллион долларов. К тому же, ей помогла работа с профессиональными диетологами и тренерами, которые подобрали ей не только программу физической активности, но и питания.
Лариса Долина. Russian Woodstock Rock Festival. 2020 год
Лариса Долина сегодня: последние новости
Недавно артистка отметила свое 66-летие, а также представила клип на песню «Ночь счастливых надежд», в котором появилась ее внучка. В свои годы она продолжает вести активный образ жизни, следить за собой и участвовать в различных проектах. Она делилась фотографиями из своей жизни в Instagram, но затем удалила страницу. Лариса Долина по сей день регулярно появляется в различных шоу как на телевидении, так и на YouTube,
Хоть ей и приходится до сих пор отбиваться от различных нападок и обвинений, например, в излишнем «фотошопе» снимков или коротких «не по возрасту» юбках, она продолжает радовать своих фанатов новостями о себе.
Еще больше эксклюзивов и самых актуальных новостей — в нашем Telegram, ВКонтакте и Яндекс.Дзен.
Источник: radiokp.ru
nord_ursus
В конце октября я посетил Хельсинки, совместив его в одной поездке с Таллином. Финская столица расположена всего в трёхстах километрах от Петербурга, на берегу всё того же Финского залива Балтийского моря. Граница с Финляндией — и того ближе, но возле неё стоят города поменьше, вроде Лаппеэнранты. Мой рассказ про Хельсинки будет из нескольких частей, и в первой я постараюсь описать колорит города, а также покажу его центр — наиболее старую часть города, с множеством памятников имперского Гельсингфорса. Начнём от вокзала — и дальше к Рыночной площади на берегу залива.
Сначала немного о дороге туда. Из Питера в Хельсинки я ехал на скоростном поезде «Аллегро», который преодолевает весь путь всего за три с половиной часа: в 6-40 я уехал из Питера с Финляндского вокзала, а в 10-10 уже вышел на вокзале Хельсинки, тогда как на автобусе ехать приходится часов пять-шесть. Поезд идёт быстро, и, к тому же, не стоит долго на границе — пограничный контроль с обеих сторон проводится прямо на ходу, что сильно экономит время. Меня, кстати, удивило то, что в российском пограничном штампе написано «Санкт-Петербург» — я думал, что будет «Выборг».
2. Фото «Аллегро» на хельсинкском вокзале. Вообще обычно он дорогой, но в низкий сезон по выходным билет в одну сторону стоит чуть больше 2 тысяч рублей (29 евро, а там от курса зависит): это всё равно дороже автобусов, но куда быстрее и комфортнее.
3. В пути, правда, я как-то совсем не снимал интерьеры поезда и пейзажи за окном. Вот разве что заснял станцию Лахти.
Что примечательно в железных дорогах Финляндии — здесь с времён Российской империи сохранилась русская колея 1524 мм (причём не уменьшенная до 1520, как в России и постсоветских странах), и это сильно облегчает железнодорожное сообщение России и Финляндии, так как поездам не нужно менять тележки. А вот сообщение с остальной Европой, напротив, это осложняет, но для Европы у Финляндии полу-островное расположение, поэтому грузоперевозки по ЖД — в основном на паромах, а единственная сухопутная линия в Швецию используется очень слабо.
4. Фото с вокзала. Обратите внимание на двухэтажный поезд слева. В Финляндии их довольно много.
5. Вокзал в Хельсинки тупиковый, как и большинство вокзалов Питера и Москвы. Часть путей под дебаркадером. Слева виден электропоезд «Штадлер», какие ходят здесь в пригородном сообщении. Вокзал и его перроны многолюдны. При этом пассажирское сообщение в Финляндии почти полностью внутреннее (но и страна по площади довольно большая).
6. Интерьер вокзала:
7. Железная дорога в столицу Финляндии пришла во второй половине XIX века: в 1862 году открылась линия Гельсингфорс — Тавастехус (ныне Хямеэнлинна), а в 1870 году была построена магистраль Петербург — Выборг — Гельсингфорс, связавшая Финляндию со столицей Российской империи; несколько финских вокзалов на ней сохранилось и на российской территории. Но нынешний вокзал в Хельсинки построен уже в 1919 году по проекту Элиэля Сааринена (он же построил похожий вокзал в Выборге, который не сохранился).
8. Северный модерн. Здание суровое, но красивое.
9. Интерьер центрального зала. Виден выход в город, а на переднем плане — эскалаторы для спуска в метро, на станцию «Раутатиентори» (Железнодорожная площадь).
10. Один из боковых залов, занятый «Бургер кингом», с панно на тему финской природы.
Итак, оставляем позади вокзал и направляемся в город. Хельсинки, хоть и столица, но, по нашим меркам, — город не огромный (впрочем, и страна по населению небольшая), и с размеренным, как мне показалось, ритмом жизни. Живёт в нём 650 тысяч человек, но население агломерации (в которую входят города-спутники Эспоо и Вантаа) превышает миллион.
Так что из 5 с половиной миллионов жителей Финляндии (во всей стране народу живёт как в одном Питере) пятая часть живёт в столичной агломерации. А кроме того, половина населения страны проживает на примерно 15% её территории. Север — он и в Европе север.
11. Что первым делом бросается в глаза на привокзальной площади в Хельсинки — много оттенков серого и тёмно-коричневого, под серым октябрьским небом 🙂 Современная финская архитектура довольно невзрачна, но и по-своему интересна.
12. А вот это уже здание 1925 года. В общих чертах, архитектура XX века и современная в Финляндии скорее западноевропейские. Как, наверное, и в целом в Скандинавии. В общем, можно сразу сказать, что пейзаж привокзальной местности как раз примерно отражает облик Хельсинки в целом.
13. Здание художественного музея 1867 года постройки. Такое легко представить и в Петербурге (да и Москве и многих других российских городах). Хельсинки местами сильно похож на Питер, и это тоже заметно с первых же шагов по привокзальной площади.
14. Напротив музея — Финский национальный театр (1902 год). Это северный модерн — тоже узнаваемый стиль.
Взглянем на карту города (кликабельно). Что сразу заметно в географии Хельсинки — она сильно привязана к Финскому заливу. Центр города — на юге (на карте можно увидеть вокзал), на мысу, выдающемся в залив, и он, в общем, не очень большой. Но другие районы довольно широко разбросаны по территории города, и часто отделены друг от друга то проливами или кусочками леса, то промзонами или железной дорогой, то вообще на островах находятся.
15. Центр Хельсинки имеет исторически сложившееся деление на множество маленьких районов (хочется сказать «микрорайонов», но не подходит этот термин). Например, вокзал и ближайшие кварталы входят в район Клууви. На фото — улица Миконкату.
16. Улица Алексантеринкату (Александровская). Мне показалось, что пульс города лучше всего ощущается именно на ней. Среди прохожих здесь, конечно, много и иностранцев (в том числе и наших соотечественников — русская речь на улицах Хельсинки слышна хоть и не так часто, как в приграничной Лаппеэнранте, но вполне регулярно). Также нередко можно услышать и, например, английскую речь. И кстати, арабов и африканцев в Хельсинки тоже хватает (хотя, наверное, и не как в Швеции).
17. Слева виден универмаг «Стокманн» (1930 год). Сейчас это известная сеть, которая присутствует также в России и странах Прибалтики, но именно это и есть самый первый её магазин.
18. Конный памятник Карлу Густаву Маннергейму на проспекте его имени. Официально он в Финляндии считается национальным героем, но, насколько я знаю, в финском обществе к нему не вполне однозначное отношение. Левее памятника виден Парламент Финляндии (ближе не заснял, к сожалению).
19. А вот это. памятник Юхо Кусти Паасикиви — президенту Финляндии в 1946-56 годах. В общем, в какой именно ипостаси этот загадочный «арт-объект» изображает финского политика, я понять так и не смог. Вообще, финны странные памятники любят (да и вроде, вообще в Европе это не редкость). Некоторые из них интересные (как памятник Сибелиусу, который будет в одной из следующих частей), но иные лично я могу лишь описать словосочетанием «непонятная фигня», и вот один из примеров 🙂
20. Торговый центр «Камппи» (назван по историческому району). Внешне ничем не примечателен, но зато там в подземном этаже находится автовокзал. А ещё прямо внутри ТЦ есть вход на одноимённую ему станцию метро.
21. Кстати, что касается торговых центров. У большинства из них (и у «Камппи» в том числе) примерно вот такой режим работы. Обычное дело, когда в выходные ТЦ закрываются уже в 6-7 вечера, что в России выглядело бы очень странно. Круглосуточные магазины — крайняя редкость. Но один такой был в первом этаже дома, где хостел, в котором я жил.
22. Вернёмся на улицу Алексантеринкату:
Хельсинки основан в 1550 году, и, как и большинство городов Финляндии, основали его шведы, на языке которых он до сих пор называется Helsingfors — и в русском языке назывался Гельсингфорс вплоть до 1917 года. Однако в шведской Финляндии он был не самым важным городом: центром Герцогства Финляндского был Або (нынешний Турку), а вот Гельсингфорс стал столицей Финляндии уже в период её нахождения в составе Российской империи — в 1812 году. Кроме того, до второй половины XVIII века в городе не было каменного строительства.
23. И самая старая застройка в Хельсинки — как раз периода Российской империи, что, повторюсь, делает центр города похожим на Петербург. Это — Сенатская площадь. Видно много туристических автобусов.
24. Здание Сената, построенное в 1822 году. Сейчас принадлежит Государственному совету Финляндии.
25. Доминанта площади — огромный лютеранский собор святого Николая, построенный в 1830-52 годах в стиле классицизма по проекту архитектора Карла Людвига Энгеля, который создавал весь ансамбль этой площади. Это один из символов города, и его даже называют иногда «Финским Исаакием» — тем более, что сходство с Исаакиевским собором преднамеренное.
26. А перед собором стоит памятник российскому императору Александру II, поставленный в 1894 году (и улица Александровская названа в честь него же). Именно при нём в 1863 году существенно расширилась автономия Великого княжества Финляндского, которое получило собственные валюту и таможню. Есть мнение, что с этого момента Финляндия уже не столько была частью Российской империи, сколько состояла с ней в личной унии. По крайней мере, точно можно считать, что государственность Финляндии зародилась уже в тот период.
А ещё исторически примечательно то, что именно тогда, в 1863 году, финский язык впервые получил в Финляндии официальный статус, так как до этого его имели только шведский и русский. Большинство финляндской знати и чиновничества, и вообще городского населения, составляли именно шведы (да и само слово Финляндия — изначально шведское). Финны же долгое время оставались преимущественно крестьянским народом, став пробиваться в высокие сословия как раз во второй половине XIX века, и тогда же начался их национальный подъём. Шведов в Финляндии сейчас около 6% населения (и примерно такой же процент и в Хельсинки), и шведский язык по-прежнему является вторым государственным (не в пример некоторым постсоветским странам, имеющим русское население). Шведскую речь на улицах Хельсинки мне несколько раз доводилось слышать.
27. В Хельсинки на шведском дублируется вся городская навигация. Например, таблички с названиями улиц на номерах домов. Вся топонимика существует в двух вариантах, и шведские названия в большинстве случаев отличаются от финских. Зачастую (но не всегда) финское и шведское названия буквально обозначают одно и то же.
Кстати, обратите внимание на созвучие финского слова «Katu» (улица) со шведским «Gatan». Это заимствование из шведского.
29. Дорожные указатели — тоже все на двух языках.
30. Вернёмся на Сенатскую площадь. Это — Национальная библиотека Финляндии.
31. Соседние улицы. Местами просто не отличишь от центра Петербурга.
32. С Николаевским собором соседствует православная церковь Святой Троицы, построенная в 1826 году тоже по проекту К. Л. Энгеля.
33. Национальный архив Финляндии (конец XIX века):
34. А это так называемый Дом сословий (1891 год):
35. А это Банк Финляндии (1882 год). Перед ним памятник Йохану Вильгельму Снелльману — финскому государственному деятелю XIX века. Что означает синяя повязка с ключом на шее — я так и не выяснил. В те дни такие висели на довольно многих памятниках.
36. Улица Лийзанкату — Елизаветинская, названная в честь императрицы Елизаветы Алексеевны (жены Александра I). В доме 1905 года постройки находится православная церковь святого апостола Иакова. Ну опять же, не отличишь от Питера!
37. Лошади. Скульптуры животных финны тоже любят (но чаще это обитатели леса) — это, кстати, и по Выборгу заметно.
38. По соседству с Сенатской площадью находится Рыночная (Кауппатори), которая выходит к берегу Финского залива. На фото — городская мэрия. Здание построено в 1833 году, и изначально там была гостиница.
39. Тут на заднем плане видно посольство Швеции, а обелиск посвящён императрице Марии Фёдоровне — жене Николая I, и поставлен в память о её (вместе с самим Николаем) визите в Гельсингфорс в 1833 году. Есть и Двуглавый орёл. В общем, имперского наследия в Хельсинки побольше, чем в иных старых российских городах.
40. Рядом с Рыночной площадью — мост на остров Катаянокка (шведское название — Скатудден), по которому я подробно не ходил. В начале острова стоит православный Успенский собор 1868 года постройки.
41. Прямо на площади находится пристань, откуда ходят паромы в Суоменлинну (Свеаборг) — островной пригород Хельсинки. Там я тоже был, но расскажу о нём отдельно.
42. А лучший вид на Рыночную площадь открывается как раз с воды. Надо сказать, Петербургу (не считая пригородов) очень не хватает такой открытости берегу Финского залива.
43. Пример дублирования на русский язык. В Хельсинки это хоть и редкость, но несколько раз попадалось. В том числе, кстати, и в моём хостеле.
44. Ещё один пример. Это рядом с вокзалом.
45. А вот тут перевод неправильный:
46. Немного о трамваях. Их в Хельсинки много, и они красивые и ламповые. Ездил я на них часто. Все трамваи в городе имеют вот такую зелёно-жёлтую расцветку. Такие трамваи, как на фото, — более старые, производились в 1970-80-е годы.
47. Интерьер трамвая. На поручнях — валидаторы, где надо отмечать проездной. Правда, обычно почти никто, кроме меня, этого не делал — наверное, у местных жителей другие проездные, которые отмечать не нужно. Кондукторов, как у нас, здесь нет, но бывают контролёры (я их не видел). Впрочем, об оплате проезда в Хельсинки я чуть подробнее скажу в рассказе о метро.
48. Так выглядят более новые трамваи. Ширина трамвайной колеи в Хельсинки — 1000 мм (метровая колея).
Что радует, трамваи в Хельсинки ходят по самым центральным площадям и улицам (включая Сенатскую и Рыночную площади) и украшают их пейзаж, тогда как в наших городах давно сложилась практика освобождать такие улицы от трамваев в пользу машин. Кроме того, почти везде здесь трамваи ходят по выделенной линии. Хотя и это однажды (когда я уже покидал Хельсинки и ехал на трамвае в Западный терминал на паром) не спасло меня от ситуации, когда пришлось выходить и идти пешком из-за ДТП на трамвайных путях.
52. Автобусы в Хельсинки тоже все одного цвета — тёмно-голубые. Но я на них не ездил.
53. Немного вечерних фотографий. Сенатская площадь:
54. Мэрия на Рыночной площади:
55. Софийская улица, вымощенная брусчаткой. Названа она в честь императрицы Марии Фёдоровны — жены Павла I (в данном случае, скорее как матери Александра I), которая до принятия православия носила имя София.
56. Табличка, стилизованная под старину. Обратите внимание: сначала шведский язык, а потом уже финский. Как я понимаю, до революции так здесь обычно и было.
57. Александровская улица. Эти фотографии делались около половины восьмого вечера, так что ещё относительно людно. А вообще жизнь вечером здесь замирает рано (недаром и магазины и ТЦ рано закрываются).
И на этом пока прервёмся. В следующий раз продолжим осматривать исторический центр финской столицы.
При желании вы можете поддержать этот журнал:
Карта Сбербанка: 4276 5500 8564 0756
Яндекс-кошелёк: 4100 1993 8952 030
Источник: nord-ursus.livejournal.com