Сколько сейчас стоит бензин в латвии

В Латвии средняя цена на бензин растет уже пять недель

Минувшая неделя стала пятой подряд, когда средняя цена на бензин 95-й марки продолжала расти, а цена на дизельное топливо — падать, свидетельствуют данные, собранные Европейской комиссией.

Еврокомиссия еженедельно собирает данные о средних ценах на топливо в государствах-членах. Средняя цена на бензин 95-й марки выросла на прошлой неделе на 1,4%, в очередной раз достигнув рекордного уровня, а цена дизельного топлива снизилась на 1,5%.

Опубликованная на этой неделе Еврокомиссией информация за предыдущую неделю показывает, что литр бензина 95-й марки в Латвии на неделе с 24 по 30 мая стоил в среднем 1,944 евро за литр, неделей ранее — 1,918 евро за литр, а с 10 по 16 мая — 1,861 евро.

Средняя цена дизельного топлива на прошлой неделе составляла 1850 евро за литр. Неделей ранее она достигала 1,879 евро за литр, а еще одной неделей раньше дизельное топливо стоило 1,895 евро за литр.

В последний раз рекорд средней цены на 95-й бензин был установлен на неделе с 17 по 23 мая, когда она составляла 1,918 евро за литр. Рекордная стоимость дизельного топлива последний раз была зафиксирована на неделе с 3 по 9 мая и была равна 1,90 евро за литр.

СКОЛЬКО СТОИТ ЕДА В ЛИТВЕ | закупаемся на неделю | цены в магазинах Литвы

Источник

Сколько сейчас стоит бензин в латвии

На прошедшей рабочей неделе цены на бензин в Вильнюсе росли, а в Риге и Таллине снижались 13.08.2022, Sputnik Латвия

Рига, 13 авг — Sputnik. В конце рабочей недели самый дорогой бензин был в Таллинне, самый дешевый — в Вильнюсе. В Риге была самая низкая цена на дизельное топливо, а в Вильнюсе и Таллине оно стоило одинаково.На АЗС Circle K в Риге на ул. Краста цена бензина 95-й марки в пятницу составляла 1,834 евро за литр, что на 2,1% меньше, чем неделей ранее, а цена дизтоплива уменьшилась на 3,8% до 1,774 евро за литр.На АЗС Circle K в Вильнюсе на проспекте Саванорю цена бензина 95-й марки составила 1,809 евро за литр, что на 0,6% больше, чем неделей ранее, а цена дизтоплива сохранилась на уровне 1,799 евро за литр.На АЗС Circle K в Таллине бензин 95-й марки в пятницу стоил 1,899 за литр, что на 1,4% меньше, чем неделей ранее, а цена дизельного топлива не изменилась — 1,799 евро за литр.Цены автогаза в Риге и Вильнюсе в течение недели не изменились — соответственно 0,825 и 0,722 евро за литр, а в Таллине его цена выросла на 10,3% до 0,86 евро за литр.

Источник

Бак на вес золота: топливо в странах Балтии дорожает, а власти закрывают глаза

Фото из архива

7 июня, Минск /Корр. БЕЛТА/. Моторное топливо в странах Балтии становится все большей роскошью, однако местные власти не торопятся принимать какие-то срочные действия, чтобы исправить ситуацию, пишет Baltnews.

Цена на топливо в Латвии | ШОК 08.03.2022

Стоимость бензина на эстонских заправках с приходом лета выросла до рекордных отметок. Чтобы заправиться бензином АИ-95, в Таллине потребуется заплатить 2,119 евро за литр, за АИ-98 водители платят 2,169 евро, за дизель — 1,949 евро.

Похожая ситуация наблюдается и в соседних балтийских странах. В Латвии цена бензина АИ-95 составила 2,004 евро за литр. К слову, это не разовый скачок, а устойчивая тенденция. Весь май стоимость уверенно росла от 1,8 до 1,9 евро за литр. В Литве весь май цена тоже колебалась на весьма неприятных для потребителей отметках — с 1,779 до 1,879 евро за литр, дизельного топлива — от 1,69 до 1,869 евро за литр.

Для сравнения: в мае прошлого года в Латвии стоимость бензина составляла 1,187 евро, в Литве — 1,289 евро, в Эстонии — 1,389 евро за литр.

Можно сколько угодно винить во всем руководство России, которое проводит спецоперацию в Украине, и даже санкции Евросоюза против нефтегазового сектора РФ. Однако факты остаются фактами — топливо в странах Балтии начало расти задолго до этих событий. Процесс стартовал еще летом 2021 года и серьезно ускорился осенью, подчеркивает Baltnews.

Важно отметить, что вся хронология подорожания бензина и дизтоплива в Балтии почти полностью совпадает с динамикой роста цен на моторное топливо во всем Евросоюзе и даже в США.

Разучились управлять

Как отметила в комментарии для Baltnews латвийский экономист Евгения Зайцева, у правительства Латвии нет реально действующих инструментов, чтобы как-то серьезно оказывать влияние на ситуацию с топливным рынком. Это же можно сказать и про руководство соседних балтийских республик.

За последние 30 лет сложилась своего рода традиция: чиновники и министры государств этого региона вообще не трогают рынок в надежде, что он сам себя регулирует, а баланс спроса и предложения топлива, как и его адекватная стоимость, будут сами по себе формироваться в приемлемых пределах для покупателей.

«В Латвии банально нет никаких нормативных документов, которые могли бы гарантированно на долгий срок заморозить и уж тем более сбить цены на топливо вниз. В целом вся Балтия столкнулась с проблемой ахиллесовой пяты макроэкономической теории стран Запада, у которой главное правило — «невидимая рука рынка» сама исправит любой кризис», — рассказала Зайцева.

Латвия, Литва и Эстония слишком рьяно отнеслись к исполнению такой модели экономики, считает экономист. «Зато если мы посмотрим на Францию, Германию, США или Великобританию, мы увидим, что там далеко не совсем свободный рынок, в том числе и топливный. В государствах работает смешанный тип, где госрегулирование играет, порой, весьма ощутимую роль, а у действующих властей есть элементы регулирования: использование стратегических резервов, законы, ограничивающие экспорт/импорт нефтепродуктов, добычу углеводородов, если она присутствует в стране и так далее», — объясняет эксперт.

Единственное, что сделало правительство Латвии в этом отношении за последнее время, — это отказалось от постепенного увеличения в обязательном порядке различных биодобавок в дизельное топливо, которые делают его экологически чище (правда, заодно и дороже). «Были разговоры о создании дополнительных резервов, но в последний месяц от правительства об этом ничего не слышно. То же самое касается и корректировки акцизного налога на топливо», — указала Евгения Зайцева.

Эксперт добавила, что в перспективе в Латвии стоимость топлива будет несколько выше, чем в Литве и Эстонии. Последняя, конечно, может иногда демонстрировать более высокую цену бензина и дизеля, но лишь ситуативно (за счет специфики малого рынка и более высоких цен в стране по сравнению с Литвой и Латвией). Латвийский экономист считает, что весь регион Балтии будет просто плыть по течению в силу политическо-теоритической концепции экономического управления государства, где главный принцип — «рынок сам все решит».

Примерно такого же мнения придерживается и другой эксперт — эстонский экономист Леонид Цингиссер. «У нас рыночная экономика. Власти в Эстонии в лице «Партии реформ», конечно, несколько раз говорили о возможной необходимости госрегулирования в отдельных отраслях, но это были рядовые сообщения, а не начало реализации масштабной стратегии. В целом же руководство страны не приветствует вмешательство государства в работу рынка — хоть топливного, хоть энергетического», — рассказал эксперт.

Отдельные прецеденты были в области поставок и оплаты электричества. Из-за пандемии правительство Эстонии выдавало населению субсидии на один из пунктов оплаты за энергию (за ее доставку), однако теперь эти льготы отменили, более того, стоимость «сетевой оплаты» еще и поднялась на 17%.

«С топливным рынком в Эстонии все еще хуже. Стратегических резервов, чтобы как-то менять баланс спроса и предложения, влияя на цену, в стране нет. Конечно, какие-то запасы должны быть, но они слишком незначительные и существуют в виде специального резерва, скажем, для машин МЧС и тому подобного», — указал Цингиссер.

Правительству, если оно хотело снизить стоимость бензина, логично было бы «играть», увеличивая или уменьшая, с акцизами на топливо. «Но мы видим, что этого никто не делает. У нас вообще в этом плане царит некая апатия. Да, некоторые инструменты в других странах тоже не всегда дают эффект (использование резервов в США, к примеру), а отдельные методы выглядят даже слишком уж странными и жесткими, как желание Венгрии ограничить продажи бензина машинам с номерами из других стран. Но там хотя бы пытаются что-то предпринять», — заключил эксперт.

Слишком масштабный кризис, чтобы на него влиять

Проблема в том, что «невидимая рука рынка» уже почти год как ничего сама решить не может, а ситуация становится все хуже. Более того, в некоторых странах правительства открыто вмешиваются в работу топливного рынка, чтобы сбить высокие цены на бензин и дизель, но нужного результата нет.

В ноябре 2021 года администрация президента США Джо Байдена инициировала «распаковку» нефтяных резервов из Стратегических запасов Америки (SPR) в объеме 50 млн баррелей. Для сравнения: ежедневная обыча нефти в США — 11 млн баррелей в сутки.

Идея Белого дома была в том, чтобы вбросить дополнительные объемы углеводородов на рынок, которые помогут снизить цену нефти, следовательно, уменьшить и стоимость бензина на АЗС. Однако в итоге это не помогло. В марте Вашингтон выпустил из SPR еще 30 млн баррелей. Эффекта ноль. В апреле Байден анонсировал «распаковку» 160 млн баррелей.

Увы, но и это ничего не дало, а бензин и дизель в США продолжают дорожать.

Байден даже одобрил закон по разрешению массовых продаж бензина E15, который, хоть и экологичнее, но имеет больший расход, да еще и вызывает поломки в двигателях машин. Это тоже не помогло, топливо на АЗС продолжает расти.

Сегодня становится понятно, что весь нефтегазовый сектор в США попросту запуган зеленой повесткой. Байден с 2021 года начал отменять субсидии для нефтегазовой отрасли, вводить новые налоги и обязательства платить за выбросы СО2. Из-за этого компании тратят заработанные сверхприбыли на выплату долгов и дивидендов своим акционерам, а не на увеличение добычи и восстановление мощностей заводов, производящих бензин и дизель.

Сыграл роль и COVID-19, из-за которого в 2020 году почти не было инвестиций в нефтегазовый сектор. В том же году в США закрылись навсегда нефтеперерабатывающие заводы, общая мощность которых составляла 1 млн баррелей в сутки. При этом в 2022 году планируется увеличить мощность лишь на 350 тыс. баррелей в сутки.

Из-за пандемии катастрофически снизились объемы производства даже в африканских странах, где есть большие залежи нефти. НПЗ в странах Африки к югу от Сахары в совокупности могут перерабатывать 1,36 млн баррелей в сутки. Но на практике в 2021 году они работали лишь на 30% от своей мощности.

Причина — нефтегазовые компании из США и Европы, запуганные пандемией и политикой декарбонизации своих правительств, с 2020 года отказываются инвестировать в нефтепереработку Африки. Из-за этого многие НПЗ полностью закрылись в Камеруне, Гане, Сенегале и ЮАР. Западные компании сегодня де-факто тратят только на то, чтобы выкачивать нефть из Африки, а не развивать ее добычу и нефтепереработку. В итоге в странах к югу от Сахары появляются очереди на заправках, а топливо дорожает рекордными темпами.

В Европе цена топлива росла еще до начала спецоперации России в Украине примерно по тем же причинам, что и в США. Компании нефтегазового сектора попросту боялись из-за «зеленой сделки» вкладывать в добычу и переработку нефти. Из-за ввода эмбарго против российской нефти, нехватка черного золота стала еще более серьезной.

Вскоре европейским НПЗ придется переходить на легкие сорта нефти (ближневосточные, африканские и американские), которые с мая подорожали в среднем на $8-15 за баррель. А ведь европейским НПЗ еще и придется закупать легкой нефти намного больше, чем прежде. Это нужно, чтобы компенсировать исчезновение российской тяжелой нефти Urals, под которую были заточены многие заводы в ЕС. В таких условиях правительства даже самых благополучных стран Евросоюза ничего не могут сделать с высокой ценой на бензин и дизель.

Растет цена топлива и в Латинской Америке, причем даже в Бразилии, где уровень добычи нефти увеличивался в 2020 коронакризисном году. Есть проблемы в Азии. В Китае и ряде других стран правительство даже ограничивает продажу бензина и дизеля в другие государства, лишь бы топливо «оставалось дома». Отчасти это дает положительный эффект. Однако Азия ничего не может сделать с растущей ценой на нефть, поскольку является больше потребителем, чем добытчиком.

В итоге многие страны в мире лихорадит от роста цен на моторное топливо из-за того, что государства Европы, Америки и страны, выступающие их союзниками, слишком сильно заигрались в зеленую энергетику. Они нанесли серьезный урон нефтегазовому сектору, причем еще и в момент пандемии, когда отрасль и так страдала от сильного экономического потрясения.

Теперь быстро исправить эти проблемы и восполнить дефицит мощностей по производству топлива (причем в условиях блокировки нефтянки России) не получается даже у крупнейших экономик мира, включая США.

«Очевидно, что раз уж у нефтедобытчиков Африки, Южной и Северной Америки, а также у крупнейших потребителей вроде Германии, Китая, Индии, Великобритании не получается справиться с растущей ценой на бензин и дизель, куда уж там Прибалтике. Руководству Эстонии, Латвии и Литвы в этом шторме остается просто смириться и плыть по течению», — резюмирует Baltnews.-0-

Источник
Рейтинг
Загрузка ...