Правда ли, что в СССР мотоциклы и мотороллеры стоили в несколько раз дешевле, чем сейчас: изучаю что можно было купить и сравниваю цены
В советские времена парень на мотоцикле – мечта любой девушки. Поэтому когда к моей уже и так влюблённой маме, отец приехал на мотоцикле, она сдалась без боя. Своего первого железного коня папа приобрёл ещё в 18 лет, а последнего в начале 90-х.
К тому же, я часто встречала мнение, что тогда мотоциклы стоили чуть ли не в десять раз дешевле, чем сейчас.
Мне стало интересно, почему мотоциклы были так популярны, все ли могли себе их позволить? И почему сейчас нет такого ажиотажа на это транспортное средство. Давайте разберёмся во всём по порядку.
Самые популярные мотоциклы СССР, сколько они стоили
Поисковик сразу же выдал ТОП мотоциклов и мотороллеров СССР. Я ознакомилась с характеристиками каждого, и из них выделила 5 самых популярных. Делюсь с вами своими выводами.
Вятка ВП-150 — прародитель современных мопедов и скутеров. Это первый советский мотороллер, Вятско-Полянского машиностроительного завода.
Мопед РИГА-3 1966 года! История приобретения. Обзор и запуск после долгого простоя !
Годы его выпуска датируются концом 50-х началом 60-х. Цена его на момент юности моих родителей, а это 80-е годы, достигала 150-200 рублей.
Урал – это тяжёлый мотоцикл. Считался настолько мощным для 60-70-х годов прошлого века, что на нём разрешалось ездить только с коляской. Был распространён среди милиционеров.
Они даже имели право гоняться за преступниками без прицепной люльки. Такую технику купить мог только весьма зажиточный гражданин. Стоила она 1750-1900 рублей.
Минск ММВЗ-3.112 — лёгкий и манёвренный. Выпускалась модель с 1980 года и имела объём двигателя в 128 кубов. Минск был популярен среди молодёжи, ведь являлся одним из самых доступных мотоциклов. Его стоимость составляла около 600 рублей.
Иж Юпитер-5 — один из любимцев отца. Выпускался с 1985 г. Что о нём сказать? Надёжный, красивый, скоростной, среднемощный (около 350 кубических сантиметров).
Позволить себе его мог не каждый, нужно было немного подкопить. Цена транспортного средства слегка переваливала за 1000 рублей.
Ява 350 — мегапопулярный мотоцикл не только периода совка, но и последующие 15 лет. Первый железный конь моего отца, за которого он вывалил 900 рублей. Гордость, сила, крутизна. Количество кубиков, как у «ижака», а народной любви ещё больше.
На заметку! Из приведённых марок мототехники в настоящее время выпускаются только «Минск» и «Урал».
Какая была средняя зарплата в СССР
На момент рождения моих родителей (1960 г.) зарплата рядового гражданина Советского Союза составляла 71 рубль. За последующие 30 лет она выросла на 230 рублей.
Стоимость мотоциклов возрастала пропорционально росту зарплаты. Поэтому доступность транспортного средства была примерно одинаковой, что в 60-х, что в конце 80-х гг.
Исходя из полученных сведений, можем посчитать, сколько зарплат нужно было потратить советскому человеку для приобретения популярной мототехники.
А сколько стоят мотоциклы сейчас и какая средняя зарплата россиянина
Сейчас рынок мототехники обширен и разнообразен. Аналогии проводить трудно, но всё же я это сделала. Для примера привожу цены на современные модели «Минска», «Урала» и популярных марок зарубежных производителей.
Как видим, хороший мотоцикл стоит недёшево. Даже на отечественные модели придётся раскошелиться. Доступным остаётся всё тот же «Минск» с посредственными характеристиками.
По официальным данным, средняя заработная плата россиянина в 2020 году составляет 49 500 рублей. Нетрудно посчитать, что с такими зарплатами собирать на приличный мотоцикл приходится в 2 или 3 раза дольше.
Вывод
Теперь мне стало понятно, почему в СССР мотоциклы пользовались таким спросом:
- На то время автомобильное производство ещё было слабенькое, а вот железные кони продавались повсюду.
- Мотоциклы были надёжными. На них запросто отправлялись на отдых, дачу, в другой город к тёще и т. д.
- Стоила мототехника действительно дешевле.
Сегодня хороший мотоцикл стоит от 400–500 тысяч рублей. Это в 3 раза дороже, чем 30 лет назад. За такие деньги уже и машину приобрести можно.
Что касается моего папы, первый мотоцикл он приобрёл на деньги, отложенные бабушкой на его сберегательную книжку. На момент 18-летия накопленная сумма составила 1000 рублей.
Как раз хватило на новенький Иж. Это был самый лучший подарок для молодого человека.
ИсточникСколько стоила советская мото-техника и как она до сих пор сплачивает людей
Усть-Наровский клуб энтузиастов «Сlassic Riders». Фото: classicriders.eu
В 1970-1978 годах в Усть-Нарве каждое лето проводился мотокросс. В те годы люди не были избалованы подобными шоу, поэтому на такое событие стекалось огромное количество зрителей как из самой Нарвы, так и из её окрестностей. Сами спортсмены приезжали за три дня до начала соревнований, жили в палатках, тренировались на природе. А мы с утра до ночи наблюдали за мотоциклами и их хозяевами – мы не смогли остаться равнодушными. Это был один из тех факторов, которые послужили толчком к основанию своего клуба.
В те годы у нас, усть-нарвской молодежи, стала появляться различная двухколесная мототехника. В основном это были мопеды, реже мотоциклы. Было выбрано даже несколько «штаб-квартир» клуба, по совместительству — гаражей. Там мы пропадали долгими вечерами. Заполучить раритетную технику, к сожалению, было просто невозможно — не позволяла материальная база.
Но если вдруг случалось увидеть что-то подобное, будь то мотоцикл или автомобиль, мы сразу же бежали полюбоваться этой красотой. Старая техника стала для нас приоритетом, она влекла к себе и манила.
В 1979 году многие из нас занимались мотокроссом в Нарвском клубе, которым руководил Антс Пихельгас. Это было единственное место в городе, где можно было заниматься мотоциклами, поэтому оно стало одним их этапов нашей двухколесной жизни.
В 1983 году Алексей Юлле организовал в училище имени Александра Гривцова мастерские по проектированию и сбору мотоциклов и трайков, начал прививать любовь к ним. Сейчас Алексей обладает эксклюзивной коллекцией техники, созданной им самим, а так же продолжает создавать и радовать людей своими новыми шедеврами.
В 1987 году, когда появились возможности, стали заниматься только старой техникой. Примерно тогда же начали делать первые выезды. Сначала по городу, а затем и за его приделы. Но клуб не останавливался только на мотоциклах. Анатолий Лавреньтев первым восстановил ЗАЗ -965. С этого момента у многих членов клуба зародилось желание заниматься не только мото-, но и автотехникой.
Поэтому на сегодняшний день в клубе есть солидный парк автомобилей.
Classic Riders на добровольных основах принимает участие на различных праздниках (Дни города, 9 мая), делает выезды на встречи c другими ретро-клубами, проводит традиционный день ретро-техники в Нарве в рамках фестиваля Narva Bike.
У основ клуба стояли Анатолий и Дмитрий Лаврентевы, Павел Петраш, Михаил Мегерян, Валерий Кепласт, Андрей Пальянов, Томас Репманк. Большинство членов клуба являются ветеранами мото-движения города Нарвы. На сегодняшний день клуб пополняется как техникой, так и энтузиастами. Это свободные художники, артисты и реставраторы, дополняющие друг друга, нашедшие себя в ретро.
В свое время у меня тоже был мопед «Рига-13». Покупал в 1984 году новеньким в масле в нарвском магазине «Динамо», что располагался по соседству с магазином «Океан» на улице Зеленой. Стоил он 145 рублей. Удивился, узнав из нижеследующей статьи от одного из ностальгирующих по той технике, что и предыдущая модель «Рига-11» тоже стоила 145 рублей. Вот что значит стабильность!
Давайте узнаем остальные цены на мототехнику тех лет.
Сколько стоила советская мототехника?
Ещё мальчишкой, в 70-е годы я любил зайти в магазин «Динамо». От товаров на витринах глаза разбегались. Тут тебе и гантели, и спиннинги, палатки и компасы, велосипеды, мопеды и даже мотоциклы. И каждый раз, когда я приходил в магазин, я видел очередного довольного покупателя мототехники, ассортимент которой был очень даже не плох. Деревянную упаковку с мотоциклов покупатели снимали прямо у магазина.
Когда был подростком то здесь и купил себе мопед. Долго приходил и приценивался к разным моделям. Купил «Ригу — 11». Цены 70 — 80 годов помню прекрасно. На одну и ту же модель цена могла отличаться.
Например велосипед или мопед с хромированными ободами и крыльями, стоил дороже.
На цену влиял и тип установленного на мопед или мотоцикл двигателя и комплектация. Естественно мотоцикл с коляской стоил дороже, чем эта же модель без коляски. Коляски, кстати, можно было купить и отдельно. Я помню, они были в продаже.
Кадр из фильма Берегись автомобиля
Мопеды, которые были в продаже:
Самый простой и дешёвый был мопед (такие называли мотовелосипедом) «ПВЗ». Это аббревиатура Пензенского велосипедного завода. Помню ещё одно название мопедов этого завода — ЗИФ (завод имени Фрунзе). Мопеды ПВЗ (ЗИФ) стоили 105 —115 рублей. Но такой мопед не хотелось.
Хотелось Ригу. Рижский завод выпускал в разные годы много различных марок мопедов. Я помню мопеды «Рига — 5», «Рига — 7», «Рига — 11».
Мопеды Рига-11 с баком под багажником и спереди.
Были и переходные модели. Я как раз и купил такой. «Рига -11», но бак был не сзади под багажником, а спереди. Стоила моя «Рига — 11» 145 рублей. В продаже были бело-красные и сине-белые «Риги -11». Более крутые были мопеды Львовского мотозавода «Верховина» и «Карпаты».
Это были уже двухскоростные мопеды. «Верховина — 6» стоила 226 рублей, а «Карпаты» ещё дороже.
Выбор мотоциклов был тоже большой:
Мотоцикл «Минск» — 330 руб.
Мотоцикл «Восход-2М» — 420 руб.
Мотоцикл «Иж Планета-3» — 560 руб.
Мотоцикл «Иж Юпитер-3» — 750 руб.
Мотоцикл «Ява-350», производство Чехословакия — 1000 руб.
Для нас, мальчишек того времени «Ява» была самым крутым мотоциклом. Новая «Ява», потому что была ещё и «старая Ява».
Ещё был мотоцикл «Чезет». Тоже чехословацкий и стоил примерно так же как Ява.
Может я и ошибаюсь, но у моего знакомого был мотоцикл, который мы называли «Ява-Чезет». Но наверное Čezet 350 и Jawa 350 — это всё-таки разные мотоциклы.
Jawa 350 с коляской
Мотоцикл «Урал» стоил 1250 рублей. На таких мотоциклах, но без коляски в то время ездили гаишники. Мы называли такие мотоциклы перехватчиками. Ну и с колясками тоже были.
Мотоциклы Днепр разных моделей. Стоили примерно 1400 рублей
Ещё помню мотороллер «Вятка-электрон» — 270 руб.
Добавлю, что зарплата в то время у моей мамы, работающей инженером в НИИ была — 110 рублей. А отец на заводе зарабатывал 140 — 170 рублей.
Отмечу и то, что практически вся мототехника, за редким исключением, была своя. То есть производилась в СССР, а это значит, что были заводы и рабочие места.
А в деревнях практически у всех парней и взрослых мужчин были мотоциклы.
Что касается мопеда молодежного по-нарвски. Обязательно сразу снималось седло и шилось чаще из дерматина и поролона «седлуха» по типу мотоциклетной. Монтировалась она («седлуха») в ущерб багажнику, зато можно было посадить позади себя девчонку и прокатить. Ну и конечно внешний вид мопеда в разы улучшался.
Педали тоже часто демонтировались и вставлялась железная труба, чтобы тоже как у мотоцикла. Из глушителей вынималась часть начинки, чтобы было громче. Некоторые глушители и вовсе укорачивали и задирали вверх. Ну вы поняли, для чего. Все для того же — чтоб круче смотрелось. Гараж был прямо в подвале дома.
Самое проблемное было, еще слабыми ручонками школьника, туда его завозить и вывозить по крутым лестницам. В Интернете пишут, что весил он всего 42 кг., тогда казалось что все 100.
ИсточникСколько стоила советская мототехника?
Ещё мальчишкой, в 70-е годы я любил зайти в магазин «Динамо». От товаров на витринах глаза разбегались. Тут тебе и гантели, и спиннинги, палатки и компасы, велосипеды, мопеды и даже мотоциклы. И каждый раз, когда я приходил в магазин, я видел очередного довольного покупателя мототехники, ассортимент которой был очень даже не плох. Деревянную упаковку с мотоциклов покупатели снимали прямо у магазина.
Когда был подростком то здесь и купил себе мопед. Долго приходил и приценивался к разным моделям. Купил «Ригу — 11». Цены 70 — 80 годов помню прекрасно. На одну и ту же модель цена могла отличаться.
Например велосипед или мопед с хромированными ободами и крыльями, стоил дороже.
На цену влиял и тип установленного на мопед или мотоцикл двигателя и комплектация. Естественно мотоцикл с коляской стоил дороже, чем эта же модель без коляски. Коляски, кстати, можно было купить и отдельно. Я помню, они были в продаже.
Кадр из фильма Берегись автомобиля
Мопеды, которые были в продаже:
Самый простой и дешёвый был мопед (такие называли мотовелосипедом) «ПВЗ». Это аббревиатура Пензенского велосипедного завода. Помню ещё одно название мопедов этого завода — ЗИФ (завод имени Фрунзе). Мопеды ПВЗ (ЗИФ) стоили 105 —115 рублей. Но такой мопед не хотелось. Хотелось Ригу. Рижский завод выпускал в разные годы много различных марок мопедов.
Я помню мопеды «Рига — 5», «Рига — 7», «Рига — 11».
Мопеды Рига-11 с баком под багажником и спереди.
Были и переходные модели. Я как раз и купил такой. «Рига -11», но бак был не сзади под багажником, а спереди. Стоила моя «Рига — 11» 145 рублей. В продаже были бело-красные и сине-белые «Риги -11». Более крутые были мопеды Львовского мотозавода «Верховина» и «Карпаты».
Это были уже двухскоростные мопеды. «Верховина — 6» стоила 226 рублей, а «Карпаты» ещё дороже.
Выбор мотоциклов был тоже большой:
Мотоцикл «Минск» — 330 руб.
Мотоцикл «Восход-2М» — 420 руб.
Мотоцикл «Иж Планета-3» — 560 руб.
Мотоцикл «Иж Юпитер-3» — 750 руб.
Мотоцикл «Ява-350», производство Чехословакия — 1000 руб.
Для нас, мальчишек того времени «Ява» была самым крутым мотоциклом. Новая «Ява», потому что была ещё и «старая Ява».
Ещё был мотоцикл «Чезет». Тоже чехословацкий и стоил примерно так же как Ява.
Конечно, выбор был Витринные образцы не продавались, а запись на Яву была чуть меньше чем на машины.
Без особых проблем можно было мопедик купить и ИЖи, а что бы купить Урал или Днепр, так ещё и не всем продавали
Угу. Ява, Чиза, ПС, Днепр и Урал — сколько помню, всегда были по открыточкам.
«Минск» стоял в магазинах всегда и кто-то из мотороллеров, «Восходы» — выкидывали, а «Планеты» и «Юпитеры» надо было отслеживать.
В детстве, как и всех наверное, из «Спорттоваров» и авто-мото магазина было палкой не выгнать. Поглядеть-потрогать-помечтать. Потом вернуться к своим «ЗиФ-ам» и «Ригам» с «Верховинами».
Был у меня мопед 2-скоростной «верховина» Выглядел как Ява. В 1975 году в марте купил Восход-2. Не 420 рэ он стоил, 430 с чем то, так мне помнится. Мотоциклов ИЖ, а уж тем более Урал в свободной продаже не было. По записи в очередь.
Явы привозили из Москвы и Питера, у нас на Урале их так же не было в магазинах. В 1978 году покупал новую Яву с рук у спекулянта за 1200 рублей. Ява 634-8.00, ещё 6-вольтовая, но уже морковного цвета. Отхромировал крылья, дуги, налепил ГДРовских переводок и был первым парнем на «деревне»
Да ладно, Минск стоил 450 руб, восход 3м 550 руб. Я на севере жил, так это была зарплата за пол месяца (у водителей лесовозов) Ява стоила 750 руб.
Может я и ошибаюсь, но у моего знакомого был мотоцикл, который мы называли «Ява-Чезет». Но наверное Čezet 350 и Jawa 350 — это всё-таки разные мотоциклы.
Jawa 350 с коляской
Мотоцикл «Урал» стоил 1250 рублей. На таких мотоциклах, но без коляски в то время ездили гаишники. Мы называли такие мотоциклы перехватчиками. Ну и с колясками тоже были.
Мотоциклы Днепр разных моделей. Стоили примерно 1400 рублей
Мотоцикл Днепр
Днепр МТ-10-36, согласно мануалу(кстати, мануал был в нескольких версиях) мог эксплуатироваться без бокового прицепа (но не рекомендовалось)
запрещена эксплуатация моцыков предназначенных для катания с коляской. т.к у этих моцыков на задней вилке стояли резиновые сайлентблоки для смягчения боковых ударов от коляски, у моцыков без коляски там предполагалось шариковые подшипники, что улучшало управляемость на скорости, а то из-за сайлентблоков получалась болтающийся задний маятник, что с большой долей вероятности могло привести к дтп
Эх, женщины.
Нам фотографии — не «Днепр», а «Урал». У моего отца такой имеется, куплен был в 1981 году, ещё на Дальнем Востоке жили тогда. Сколько он поколесил! Мы на нем с «7-го километра» (это рядом с пос. Ольга) в Сандагогу за минеральной водой ездили не раз. Потом, когда в Крым переехали — объездили на нем пол-Крыма! Батя любил полихачить на нем.
Разок даже чуть не привело к трагедии (он побился, но — не сильно, без переломов и увечий).
Так что данный мотоцикл-трудяга мне знаком не понаслышке.
как раз таки Днепр. МТ-11. Точно такой же есть и у меня. Чуть выше есть кадр из «Берегись автомобиля», на нём Урал. Почувствуй разницу.
Ещё помню мотороллер «Вятка-электрон» — 270 руб.
Мотороллер Вятка
Завершающая
Отмечу и то, что практически вся мототехника, за редким исключением, была своя. То есть производилась в СССР, а это значит, что были заводы и рабочие места. А в деревнях практически у всех парней и взрослых мужчин были мотоциклы.
И это, замечу, не от того, что они байкеры были дохуя, а от того, что машина в 4 раза дороже и очередь 5 лет, а ездить надо.
Ну » Рига» двухскорстные тоже выпускала.Рига -12,Рига -16,Рига-22. Мопедов было в детстве много.Начинал с велосипеда с Д-5. Потом Рига-7,Рига-12,Верховина-5,Верховина-6,Карпаты и даже одно время мокик Стелла. Потом в 16 лет получил права и купил Яву -634. потом Чезет-472. А в зрелом возрасте даже мопед ЗиФ был. отдали даром,починил и ездил,пока не украли. Всё детство и юность прошли на двух колёсах.
Ну наверно и в мотокросс поэтому подался.
Помню от деда досталась «Верховина». Потом был «Минск», потом батин «Урал». Эх, вернуть бы то время.
Размещено через приложение ЯПлакалъ
Батя году в 83-84 покупал ИЖ Ю-4, что-то около 1300, Уралы Днепры тогда стоили около 2000 руб. Пипец дорого было. ))
у меня были карпаты-2, ох блять эти поршневая, коробка, зажигание ))), ну а ИЖаки — это была отдельная тема ))
иж ПС..эта уже без раздельной смазки и без японского оборудования. светотехники и карбюратора
Блин я еще в школе когда у4ился, и брат купил ПС, стилизованный под эндуро, он абсолютно был не такой.
японец у друга щас стоит, восемь лет собирал один в один по книжке, чистый оригинал. Зверюга аппарат! На нем реально страшно ездить! страшнее чем на 600-кубовой Африке!
он не зря ПС.. высокооборотистый двигатель..как выражались мотокроссмены -его надо крутить…нажал поехал там нету.. всё с перегазовками..а какие красивые поворотники..задний фонарь..а сигнал -вообще пестня.
об чом и речь!))) после 15 лет езды на турындах (сузучка др-600 вообще дакаровская была, лютая на подрыв) сесть на пса — и охренеть!! он ведь валит!
В 1986 году «Ява» 638 стоила 1200 руб. Точно. Неделю жил на Апрашке, чтоб купить. Ибо очередь, отмечали списки и чтобы без очереди не влезли. Считали во время разгрузки, сколько привезли мотоциклов и сколько продали «на лево».
Тогда это обосновывали, что продали «афганцам».
Размещено через приложение ЯПлакалъ
ШГС
Цитата |
Ну » Риги» двухскорстные тоже были.Рига -12,Рига -16,Рига-22. |
Рига-22 вообще красивая была, как будто из будущего
а еще в СССР поставлялись Pannonia
С какого перепуга? Панония долго еще была в цене, в основе оне с коляской продавались. Мне в то время пес зашел, ПС от ИЖа !
сам ездил, или «Мойша по телефону напел»?
1. Цепь в глухом кожухе — один раз смазал и.. забыл)
2. Система зажигания — переменник. Катушки зажигания нет — вместо неё магдино (генератор и магнето в одном). Т.е. заводится и едет без аккумулятора
3. Передняя вилка типа мопедной — «сухая, необслуживаемая»
4. цилиндр один, чугуниевый (растачивали вплоть до ижевских размеров)
5. Колёса на 19″ — отсюда проходимость
6. моторчик был на 15 лошадей, но благодаря тому самому магдино и здоровенному коленвалу, имел очень неплохой крутящий момент на низах
7. На коробке — указатель включенной передачи. Кстати — коробку можно было починить не разбирая двигатель (снять крышки и лючок сверху)
8. Беспроблемный карб (который не ссался под себя даже при заводке на холодную)
Реальные недостатки
1. Слабый генератор: 35 ватт и 6 вольт (что даже тогда было «ни о чём». Но умельцы выбрасывали из магдино катушку
зарядки аккумулятора и колхозили вместо неё вторую освещения. Становилось просто зашибись)
2. По жизни перекаленные вилки переключения передач — лечилось ввариванием в них специальны распорок и коробка становилась вечной)
3. Обрыв ротора магдино на фланце — какой-то «мудрый» венгр придумал крепить ротор (желесяка килограмма на 3) ко фланцу на 6 алюминиевых(!) заклёпок. После первого обрыва менялись на железные и проблема уходила навсегда.
В целом — надёжный, мягкий и беспроблемный мотоцикл при минимальных затратах труда
ЗЫ Кстати — у них были двухцилидровики в производстве. Много веселее «явы», но в СССР не поставлялись (ибо «звери» были).
ИсточникКакая была стоимость мотоциклов в СССР
Мото
И по сей день не утихают споры о том, что же лучше — автомобиль или мотоцикл. Но эти споры в 20-ом веке по большей мере касались развитых капиталистических стран, где уровень заработка позволял выбирать между четырехколесным или двухколесным средством передвижения.
В Советском Союзе картина была более простой — если можешь, покупай автомобиль, благо выбор велик, если не хватает денег, то бери мотоцикл.
Без прав и с ветерком
Кроме относительно дешевой цены, мотоциклы привлекали внимание еще и большей степенью свободы — на многие модели не требовались права, поэтому оседлать железного коня мог любой желающий, был бы навык и время.
Кроме этого, большой популярностью пользовались мото и в сельской местности, из-за хорошей проходимости по советскому бездорожью и какой-никакой возможности перевозить урожай или другой товар.
И как же можно забыть о романтической составляющей — каждый видный парень в селе стремился приобрести себя такого моторизированного спутника чтобы завоевать сердце возлюбленной. Благо, что долго копить не приходилось.
Мотоцикл “Урал”. Не из дешевых
Из-за того, что “Урал” продавался в комплекте с коляской, его стоимость была ощутимо выше обычных моделей. В среднем, разница составляла от 300 до 900 рублей, в зависимости от года.
В 1961-ом году, один экземпляр стоил ровно 900 деревянных, что на тот момент составляло круглую сумму. Чтобы купить один мотоцикл, обычному работяге пришлось бы не тратить почти 10 месячных зарплат. В 67-ом и 71-ом стоимость “Урала” только увеличилась — 1250 рублей. Но из-за подъема уровня зарплаты, разница оказалась не такой уж и заметной — теперь требовалось отложить не 10, а 11 зарплат.
В дальнейшем стоимость только росла. В 76-ом и 80-ом он стоил 1540 и 1750 рублей соответственно.
А вот пик цен пришелся на 1988-ой — 1870 р. Но ситуация вышла немного парадоксальной — из-за параллельного повышения уровня зарплаты, советскому человеку требовалось наименьшее количество времени, чтобы накопить на “Урал” — чуть более 9-ти зарплат.
Мотоцикл “Иж-Юпитер”. Все доступней и доступней
Если предыдущая марка в основном только росла в своей стоимости, то “Иж-Юпитер” ждала совершенно другая судьба. В 1961-ом году цифры на его ценнику остановились на сумме в 905 рублей. В дальнейшем, она немного выросла — 911 в 71-ом и 1040 в 76-ом. Пик цены пришелся на 1984-ый год — тогда за “Иж-Юпитер” требовали 1450 рублей.
Но ситуация тут сложилась похожая с “Уралом” — по затратности для человека, получающего среднюю зарплату, версия 84-го была дешевле, по сравнению с версией за 61-ый. Тогда, в начале 60-ых, чтобы купить один мотоцикл серии, нужно было копить 11 зарплат, а в 84-ом — не более 9-ти. В 88-ом цена стала еще более доступной — 1050 рублей, что было эквивалентно 5,25 обычного месячного заработка.
“Иж-Планета”. Дешево и сердито
Этот мотоцикл продавался уже без коляски, поэтому цена была соответствующе ниже. В 60-ых годах, за один экземпляр “Планеты” нужно было отдать от 550 до 650 р. В 70-ых цена оставалась примерно на одном и том же уровне, лишь слегка колебаясь — от 624 р. до 670.
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
Пик же подорожания пришелся на 80-ые. Тогда, чтобы купить “Планету”, нужно было выложить не менее 750, а то и все 900 деревянных.
Но по аналогии с вышеописанными моделями, на деле он оказался доступнее для покупателя. В 60-ых требовалось положить на прилавок магазина 7 зарплат, то под конец существования СССР — не более 5-ти.
“Восход”. Легенда
Один из самых знаковых советских мотоциклов за все время своего существования отличался крайне демократическими ценами для населения.
В 1967-ом году за один “Восход” требовали 465 рублей, при среднем доходе в 100. В дальнейшем ценник менялся только раз — в 1976-ом “Восход” стал стоить 450 р., и сохранил эти цифры до самого распада СССР. А учитывая то, что зарплаты росли, то в конце 80-ых за один мотоцикл просили не более 2,5 зарплат обычного советского гражданина.
Заключение
Мотопарк в Советском Союзе был крайне широк и разнообразен. Каждый покупатель мог найти что-то свое. И пускай цены не всегда были щадящими, но по сравнению с автомобилем, мотоциклы были живой возможностью прикоснуться к прогрессу и даже оседлать его.
Источник