Когда в Эстонии вводили бесплатный общественный транспорт, одной из целей было снизить количество поездок на личных автомобилях. Однако достичь этого там не смогли, уровень организации очень разнится от уезда к уезду, а уровень бюджетных трат на общественный транспорт значительно вырос.
Согласно недавнему аудиторскому отчёту, даже несмотря на то, что спрос на общественный транспорт вырос, всё ещё более половины жителей эстонских уездов, в которых ввели бесплатный проезд на общественном транспорте, ездят на работу на автомобиле. В отчёте рассмотрели как экономические предпосылки реформы, так и подходы к транспортному планированию.
Введение бесплатного проезда в автобусах позволило на пару лет остановить отток пассажиров из общественного транспорта — однако новых пользователей это не привело. Количество поездок в 2019 году по сравнению с 2018-м действительно увеличилось, но в первую очередь — за счёт того, что те, кто и так пользовался общественным транспортом, стали ездить на нём ещё больше.
Не опять, а снова. На сколько хотят повысить цены на проезд в общественном транспорте
Всего, по статистике, в 2019-м для поездок на работу общественным транспортом пользовались 20,6% эстонцев — это даже на 2% меньше, чем в 2014-м. По сравнению с поездками на личных автомобилях, общественный транспорт Эстонии не так привлекателен: он может быть неудобным и более времязатратным.
Количество пассажиров не выросло, а вот бюджетные траты — практически удвоились. Если в 2017 году, до реформы, они составляли 21,9 миллионов евро (почти 2 миллиарда рублей), то в 2019-м они составили уже 43,1 миллиона евро. Прогнозы показывают, что такими темпами к 2024 году затраты на общественный транспорт Эстонии будут составлять 64,6 миллионов евро в год.
У аудиторов возникли претензии и к сетке маршрутов, которая не отражает потребностей людей. Впрочем, экономически выгодное планирование маршрутов в Эстонии затруднено из-за низкой плотности населения. Запуск регулярных маршрутов автобусов в таких условиях приводит к медленным длинным маршрутам и полупустым автобусам. Такие маршруты дорого обслуживать: средние затраты на одного пассажира на одном маршруте составляют 6,31 евро, а на некоторых — превышают 100 евро (то есть, чтобы вы доехали из пункта А в пункт Б, государство тратит более 100 евро).
Помочь общественному транспорту Эстонии, как следует из того же отчёта, могли бы новые маршруты, более соответствующие нуждам людей, иные варианты мобильности, более чёткие правила финансирования, а также общенациональная билетная система.
Эстонский опыт показывает, что бесплатный общественный транспорт — не панацея и не единственный способ сделать его привлекательнее. Если бесплатный автобус ходит из ниоткуда в никуда, он всё равно не будет популярным. Удобство маршрутов, комфорт подвижного состава, наличие выделенных полос — всё это такие же важные составляющие, которые влияют на успешность общественного транспорта.
Тему бесплатного общественного транспорта в своём видео разбирала Дарья Беседина, посмотрите, если ещё не видели:
Как изменилась стоимость проезда в общественном транспорте региона?
Источник: city4people.ru
С 1 июля общественный транспорт в Эстонии станет бесплатным
Эстония первой из стран мира отменяет плату за проезд в общественном транспорте для постоянных жителей страны. В Таллине абсолютно бесплатные автобусы, троллейбусы и трамваи курсируют уже пятый год, и власти признают этот эксперимент удачным. Однако эксперты по-прежнему сомневаются в том, можно ли за счет отмены платы за проезд сократить пользование личными автомобилями и вредные выбросы.
Эстония продолжает предъявлять претензии на звание самой продвинутой страны мира. У местных энтузиастов не задалось с национальной криптовалютой , но в других областях страна готова далеко уйти от конкурентов. С 1 июля все уезды Эстонии имеют право отменить плату за проезд в общественном транспорте. Они могут последовать примеру столицы. В Таллине общественный транспорт стал бесплатным еще пять лет назад, сообщает сайт Всемирного экономического форума.
В ходе проведенного тогда референдума 75% жителей столицы Эстонии высказались за отмену платы за проезд в городском транспорте. Вместо нее был введен единовременный сбор в размере 2 евро за регистрацию постоянного резидента.
Для приезжих из других городов и районов Эстонии и иностранцев общественный транспорт Таллина остался платным.
Несмотря на популярность нововведения, пока не все из 15 уездов Эстонии одобрили отмену платы за проезд в общественном транспорте. Однако с 1 июля он точно станет бесплатным на большей части территории страны. Как и в Таллине льгота будет действовать только для местных жителей — зарегистрированных в качестве постоянных резидентов того или иного муниципалитета.
Идея бесплатного общественного транспорта обсуждается во многих странах Евросоюза. Некоторые города Франции и Германии близки к введению такой системы, а в отдельных населенных пунктах Великобритании уже сейчас по выходным на городском транспорте можно проехаться бесплатно. Но до Эстонии коллегам по ЕС, не говоря уже о прочих регионах мира, далеко как до Луны.
Бесплатный общественный транспорт — сама идея звучит как фантастика. Что же касается ее реализации, то многие верить в нее отказываются. Однако власти Таллина уверяют, что эксперимент вполне удался .
Сайт мэрии столицы Эстонии сообщает, что бесплатный городской транспорт не только помог малообеспеченным горожанам. Более состоятельные жители Таллина стали больше перемещаться по городу и больше тратить в кафе и магазинах тех районов, где они не проживают. Кроме того, статус резидента, который дает право на бесплатный проезд, означает, что часть общенациональных налогов, которые платит такой гражданин, идут в казну города в качестве компенсации расходов на городской транспорт.
«Мы не только покрываем расходы [на транспорт], но и получаем дополнительный доход», — говорит Аллан Алакула, глава таллинского офиса Евросоюза.
Таллинские чиновники уверяют, что заработали на плате за статус резидента и дополнительных налоговых поступлениях вдвое больше, чем потратили на работу бесплатного городского транспорта.
Однако главной целью отмены платы за пользование общественным транспортом было сокращение пользования личными автомобилями, уменьшение пробок и сокращение вредных выбросов. Власти Таллина не предоставляют статистики на сей счет. Независимый анализ , проведенный в 2016 году учеными из Нидерландов и Швеции, показал что опыт Таллина на тот момент не свидетельствовал о том, что бесплатный общественный транспорт решает экологические проблемы. Напротив, он даже в известной мере навредил здоровью горожан.
За 2014 год (первый год эксперимента) пользование городским транспортом в Таллине выросло на 14%, а число личных автомобилей сократилось на 5%, что вроде бы свидетельствует об ошеломительном успехе нововведения. Но выводы экспертов разочаровывают.
Во-вторых, несмотря на уменьшения числа личного автотранспорта пробег оставшихся персональных авто несколько увеличился. Это означает, что выбросы CO2 остались примерно на том же уровне. А вот здоровье горожан из-за сокращения времени, потраченного на пешие прогулки, очевидно, ухудшилось. Самое неприятное, что меньше ходить и больше пользоваться автобусами, троллейбусами и трамваями стали пожилые люди и молодежь. Между тем, именно этим группам населения (по разным причинам) особенно показаны прогулки пешком.
Впрочем, эксперты признали, что у них недостаточно данных о негативном влиянии отмены платы за проезд на экологию и здоровье горожан. Они сделали крайне осторожный вывод о том, что «долгосрочные последствия бесплатного общественного транспорта по-прежнему еще предстоит оценить». Теперь полем для эксперимента и оценок станет целая, пусть и небольшая, страна.
Источник: hightech.plus
В Эстонии – бесплатный транспорт. А в России?
Как небольшой прибалтийской стране удалось сделать бесплатным практически весь общественный транспорт и возможно ли такое повторить в России, где во многих регионах цены на проезд регулярно повышают.
«Зеленая столица мира»
Бывшего мэра Таллина Эдгара Сависаара называют самым скандальным и противоречивым политиком Эстонии. Он прославился своими «народными» инициативами (оппоненты называют их популистскими), а также коррупционными связями то с русскими, то с неким швейцарским фондом, из-за которых он в итоге и ушел с поста таллинского градоначальника. Но у экс-мэра до сих пор немало ярых фанатов, которые считают, что Сависаара во всех грехах ложно обвинили политические конкуренты. Но его главное достижение не могут оспорить даже враги – Сависаар ввел в Таллине бесплатный общественный транспорт.
– Бесплатные социальные услуги – очень благодатная идея, мы впервые предложили сделать транспорт бесплатным еще в середине 2000-х годов, – рассказал «Собеседнику» эстонский политик, депутат городского собрания г. Силламяэ Олег Култаев. – Потом идея всплывала в разных вариациях. Многие не верили, многие критиковали. Но факт, что сегодня можно проехать всю Эстонию из конца в конец абсолютно бесплатно. Правда, придется совершить несколько пересадок и подстроиться под расписание городского транспорта.
В 2013 году мэр Таллина Эдгар Сависаар запустил первый бесплатный автобус.
– Этот новаторский шаг сделает нас уникальной зеленой столицей мира и поможет убить двух зайцев одним выстрелом. В первую очередь избежим большого количества машин, в том числе и пробок, и аварий. К тому же дороги будут изнашиваться меньше, – нахваливал мэр Таллина Эдгар Сависаар идею бесплатного транспорта.
Правда, сам городской глава только несколько раз прокатился на общественном транспорте под вспышки фотокамер, но потом все-таки предпочитал личный автомобиль, что подтверждают и несколько крупных автомобильных штрафов, выписанных политику. Но вот простые таллинцы по достоинству оценили подарок от мэрии.
Средняя поездка по городу стоила пол-евро, а по межгороду в ближайший населенный пункт – 1 евро. В месяц эстонец тратил на проезд около 50 евро – это 10% от минимальной зарплаты у нас. Так что теперь эстонцы ощутимо экономят, – рассказал Олег Култаев.
В Москве проезд в метро в 2001 году стоил 5 рублей, за 20 лет разовая поездка подорожала в 11 с лишним раз и стоит 57 рублей. Проезд в питерской подземке в 2001 году стоил 7 рублей, сейчас – 55 рублей.
Стоп, тариф. Рост цен на проезд начинает вызывать протесты в России
Далеко ли до Таллина
Вопреки опасениям скептиков отсутствие платы за проезд не подорвало эстонский бюджет, а даже, наоборот, дополнительно дало за первые 5 лет около 25 миллионов евро в казну страны. Городские власти ввели так называемые зеленые карты, которые стоят 2 евро и позволяют неограниченно бесплатно ездить по городу. Но для их получения нужно иметь регистрацию в Таллине и быть налоговым резидентом этого города. За
5 лет их число выросло на 25 тысяч человек, что для столицы с населением 400 тысяч очень ощутимо.
– Новые резиденты – это иногородние, которые работали в Таллине, но зарегистрированы были в других городах. То есть когда-то приехали в Таллин на заработки. С появлением бесплатного общественного транспорта они поменяли регистрацию на таллинскую, и соответственно стали платить налоги уже в столице, – объясняет Олег Култаев.
Позитивный опыт подхватили и другие эстонские города, а также целые уезды, которые ввели также бесплатное междугородное сообщение.
– В Риге и Вильнюсе люди стали спрашивать у своих властей, почему в Таллине смогли ввести бесплатный проезд, а у них нет. И требуют того же. На самом деле эстонский опыт заслуживает подробного изучения. Им удалось создать систему грамотного перераспределения финансов, в результате чего люди могут получать бесплатные социальные блага.
Что-то похожее было в Советском Союзе, когда проезд в трамвае стоил символических денег – 3 копейки при средней зарплате 120 рублей. Это было возможно благодаря тому же перераспределению – люди недополучали в зарплате, но зато имели бесплатные услуги от государства. В Эстонии это выглядит несколько иначе – там очень высокие цены на алкоголь, табак, большие поступления от туристической отрасли, благодаря чему у государства есть возможность давать населению дополнительные льготы, – поясняет президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич.
В эстонских регионах картина немного отличается от столичной.
– Наш город Силламяэ небольшой, и, конечно, нет таких налоговых поступлений в бюджет, как в Таллине, поэтому у нас бесплатный транспорт оплачивается из бюджета, – рассказывает Олег Култаев. – Но, я считаю, это нормально – и медицину, и образование частично дотирует государство, что абсолютно правильно. Реализуется это так: городские власти создают специальную некоммерческую организацию, которая координирует уездные перевозки, проводит конкурс для частных фирм.
Кто выигрывает, получает госконтракт. Это постоянное бюджетное финансирование, поэтому компании конкурируют за него. Система максимально прозрачна и автоматизирована, человеческое участие в торгах минимально, система назначает победителя. Но полностью очиститься от коррупционной составляющей не удается. Например, недавно были отменены торги после попытки одной из фирм смошенничать.
Пробок стало меньше, а отдаленные населенные пункты, ярмарки, магазины получили дополнительный импульс к развитию – пассажиропоток по отдельным направлениям увеличился от 20 до 90%. Товарооборот частного бизнеса вырос, транспортная доступность отдаленных мест улучшилась. Жители небольших поселков получили возможность чаще выбираться за пределы своего населенного пункта. А бедные слои теперь могут без ущерба для кошелька выезжать на обследования, учебу и лечение в большие города.
К хорошему привыкаешь быстро. И в Эстонии сегодня даже появилось обратное движение – инициатива вернуть плату за проезд!
– Такие мысли сегодня у нас уже периодически высказываются, – подтверждает Олег Култаев. – Логика очень простая. После отмены платы за проезд транспорт наводнили праздношатающиеся граждане, асоциальные элементы, нездоровые люди, которые просто катаются целыми днями. В итоге по ряду направлений автобусы битком, а комфорт ехать в одном салоне с бездомным – сами представляете, какой. Поэтому есть мысль ввести хотя бы минимальную плату – 10–20 евроцентов, чтобы просто отсечь публику, которая «живет» в бесплатном транспорте. Тогда тем, кто ездит по необходимости – на работу, учебу, – было бы проще.
Политик уже вносил такое предложение в городскую думу. Но его конечно же не поддержали.
Где еще в мире бесплатный проезд
В Хасселте (Бельгия) городской транспорт был бесплатным 16 лет, однако в конце концов пришлось снова ввести плату за проезд.
Бесплатный проезд также в небольших французских городах Обань и Дюнкерк.
В центре Мельбурна (Австралия) есть бесплатные трамваи, в Манчестере (Великобритания) бесплатно ходят специальные автобусы по центру города. В Акюрейри (Исландия) бесплатный весь городской транспорт. В Веленье (Словения) работают 5 маршрутов, на которые не нужны билеты. Линии без оплаты есть в Ливиньо (Италия), Куала-Лумпуре (Малайзия), Майами (США).
Опыт Эстонии сейчас изучают китайский город Чэнду (столица провинции Сычуань) и Бухарест (Румыния).
Идею отмены платы за проезд рассматривают Лейбористская партия Британии и мэрия Парижа.
Материал вышел в издании «Собеседник» №8-2020 под заголовком «Эстония поехала с ветерком!».
Источник: news.rambler.ru