Технические характеристики мопеда Рига 13
Мопед Рига является одним из самых первых мопедов российского производства. Его начали выпускать аж в далеком 1958 году. На протяжении всего производства, вплоть до 90-х годов, аппарат совершенствовался, модернизировался двигатель, изменялась рамная конструкция. Многие заимствования брались у чешских производителей Jawa.
Изначальной проблемой Риги 13 было зажигание, которое постоянно сбивалось, что приводило к трудностям с запуском двигателя и его работой на холостых оборотах. Полностью устранить эту проблему производителям так и не удалось, поэтому новичкам бывает затруднительно самим выставить правильную работу системы зажигания.
К минусам можно отнести и слабенький двигатель. Максимальная скорость мопеда — около 50 км/ч. Его мощность составляет 2,2 лошадиные силы на 4900-5000 об/мин при объёме в 49,8 кубических сантиметров.
Среди плюсов, которых также не мало, можно отнести надёжность двигателя и коробки передач, и минимальное количество сбоев и неполадок за весь период эксплуатации.
Поменял КОЛЬЦА и он ПОЕХАЛ! Замер МАКСИМАЛКИ у мопеда РИГА 13!
Более подробные технические характеристики мопеда Рига можно наблюдать в таблице.
Максимальная скорость, км/ч | 40 |
Контрольный расход топлива, л/км | 2, 0/100 |
Масса (сухая), кг | 42 |
Тип двигателя | Д-8, одноцилиндровый, двухтактный (ТУ 37.004.176—81) |
Рабочий объем двигателя, см3 | 45, 4 |
Максимальная мощность, кВт | 0, 96 (1, 3 л. с.) |
Карбюратор | К-34 Б |
Система зажигания | от магнето |
Сцепление | двухдисковое, полусухое |
Передняя вилка | телескопическая с пружинными амортизаторами |
Подвеска заднего колеса | отсутствует |
Размер шин | 2, 25—19 |
Рига – мечта многие советских мальчишек, нестареющая классика и надежный помощник. Это одно из тех детищ советского мотопрома, которым можно и нужно гордиться.
По сравнению с современными байками она скорее похожа на велосипед с моторчиком. Тем не менее, любители тюнинга и реставрации мотоциклов делают с Ригой 13 настоящие чудеса!
Источник
Любимые мопеды советских пацанов – «Рига»
Мопеды появились в Советском Союзе достаточно поздно по сравнению с мотоциклами – только в середине 1950-х годов. Изначально это были простые велосипеды с моторами. Но благодаря низкой стоимости, такая техника быстро обрела популярность, особенно в сельской местности.
Самыми лучшими мопедами у советских пацанов всегда были «Риги» различных модификаций. В отличие от подобной техники Львовского мотозавода, на «Саркана звайгзне» выпускали более надежные и стильные модели.
Сегодня мы вспомним счастливое советское детство и юность и расскажем про все «Риги», от первой до последней.
Прежде чем начать, нужно понять отличие мопедов от мотовелосипедов. Первые могут быть как педальные, так и с кикстартерами. Что касается вторых – то это просто велосипеды с подвесными моторчиками. Современные модели с электро или кикстартерами, педальные версии давно уже не выпускаются.
«Рига-1»
Самый первый мопед рижского мотозавода «Саркана звайгзне» назывался «Spriditis», но серийным он не стал. Дело в том, что литовским конструкторам не удалось самостоятельно создать мопед, хотя двигатель на него ставился лицензионный – чешской фирмы Jawa. Модель «Spriditis» была выпущена в 1958 году.
«Рига-1» – стильный и красивый мопед. Фото: Youtube.com
Только в 1960 появилась опытная партия из 10 штук «Рига-1», которые прошли заводские и государственные испытания. В 1961 было выпущено уже 5 000 мопедов, а к 1965 году выпуск достиг 90 000 экземпляров.
«Рига-1» прославился на весь Советский Союз своей надежностью и беспроблемностью. Главное достоинство этой модели – двигатель Jawa. Основной недостаток – объем 50 кубических сантиметров, что требовало наличия водительских прав.
Мопеда «Рига-2» не существовало, зато был мотовелосипед «Гауя», который и считается этой самой моделью.
«Рига-3»
Мопед «Рига-3» создавали с учетом главного недостатка предыдущей модели – необходимости водительского удостоверения. От двигателя Jawa отказались, начали ставить мотор Ш-51 Шяуляйского завода «Вайрас» с рабочим объемом 49 см3. Первые партии оснащались силовыми агрегатами Ш-50.
Модель дебютировала в 1965 году и сразу раскупалась советскими гражданами, привыкшими к надежности рижской техники. Вот только по сравнению с чешским двигателем, мотор Ш-51 показал себя не слишком качественным.
Восстановить до идеала такой мопед сложно. Фото: Youtube.com
Основные отличия «Рига-3»:
- 👉 Мотор мощнее
- 👉 Вес меньше на 2 килограмма
- 👉 Максимальная скорость 50 км/ч
- 👉 Новые рама и сиденье
- 👉 Другая форма бака, спиц и тормозных барабанов
Несмотря на падение качества, мопеды все равно высоко ценились советскими пацанами. Уровень их сборки был выше чем у техники Львовского мотозавода.
«Рига-4»
В 1968 году появилась четвертая модель рижского мопеда. Она получила ряд изменений технического плана. Например, трансформатор, новые шестерни КПП и так далее.
«Рига-5»
На два года раньше, в 1966, появилась модель «Рига-5». Это легкий мопед, который выпускался до 1975. Техника ближе к велосипедам, но имеет в своей конструкции некоторые черты, не свойственные им, например, задние тормоза колодочного типа.
«Рига-4». Фото: Youtube.com
«Рига-6» выпущена в единственном экземпляре и в серию не пошла. На ее основе делали кроссовую малокубатурную технику для маленьких спортсменов.
«Рига-7»
Этот легкий мопед пришел на смену пятой версии. Вместо двигателя Д-5 на него устанавливали мотор Д-6. Внешне модель почти не отличается от предшественника. «Рига-7» стала последним легким мопедом, больше похожим на велосипед.
Кстати, малокубатурная техника без педалей называется правильно мокиком. Мопед – это агрегат с педалями, расшифровка в названии.
«Рига-11»
Новая версия «Риги» получилась стильной и современной. Она наконец избавилась от велосипедных черт. Почему 11? Предыдущие модификации были опытными или спортивными, это касается и следующих моделей, которые часто идут не подряд.
Изначально производитель планировал делать мопед с автоматическим сцеплением, но потом от этой идеи отказались.
«Рига-11» оказалась не очень надежной. Рама новой конструкции часто лопалась, расположение бензобака было неудачным, при движении в гору топливо могло не поступать в карбюратор, особенно если его было мало.
«Рига-11» похожа на велосипед. Фото: Youtube.com
«Рига-12»
Выпуская новую модель, производитель стремился избавиться от недостатков предыдущей, и это получилось. Раму усилили, бензобак разместили выше. Двигатель на «Ригу-12» ставили Ш-57. Привод все тот же педальный, но компоновка типично мопедная.
«Рига-13»
Модель начали выпускать в 1983 году. Этот мопед стал самым массовым в истории завода «Саркана звайгзне». Делали его до 1998 г.
Основное достоинство «Рига-13» — это низкая цена и простота конструкции.
«Рига-16»
Первый полноценный мокик. Наконец пропали педали, к огромной радости советских пацанов. Именно такие модели пользовались самым высоким спросом, а их владельцы – уважением всего двора. Это же почти настоящий мотоцикл!
«Рига-16» выпускалась с 1977 года. Сначала на них ставили двигатели S-58 и Ш-57, потом начали комплектовать мотором Ш-58.
«Рига-22»
В 1981 году на смену 16 модели пришла «Рига-22». Мокик получился более надежным за счет применения бесконтактного зажигания и новой КПП. Кстати, коробка передач на моделях первых лет выпуска не отличалась надежностью.
Заботливо отреставрированная «Рига-16». Фото: Youtube.com
После модернизации 1984 года КПП усилили, а двигатели Ш-62 и Ш-62М сменили на надежный V-50 с мощностью 1,8 л. с.
Воплощение мечты – «Рига-26 Мини»
Самым стильным мокиком в истории рижского мотозавода стал «Рига-26 Мини». Современный, сделанный по мотивам японской Honda Monkey, мопед поражал воображение советских подростков.
Несмотря на свои миниатюрные размеры, «Рига-26» весит около 50 кг. Модель можно было хранить дома на балконе, возить в багажнике легкового автомобиля.
«Рига-30» — это такой же мини-мокик, но усовершенствованный. У него пружинная задняя подвеска, а не жесткая. Дальнейшим развитием серии мини-мокиков стала «Стелла».
«Рига-30». Фото: Youtube.com
«Рига-Дельта»
Традиционную линейку мопедов рижского мотозавода продолжила модель «Дельта».
Мопед выпускался в нескольких модификациях.
Эта версия собиралась с 1986 года, оснащалась разными двигателями, от V-50 до V-50М. Этот мопед тоже пользовался высоким спросом и уважением советских пацанов. Достать «Дельту» было сложно – на всех их не хватало.
Кроме подростков, мопеды рижского завода «Саркана звайгзне» любили пенсионеры, живущие в сельской местности и городские рыболовы. Техника позволяла перемещаться на значительные расстояния и не зависеть от общественного транспорта. Права были не нужны, так что можно ездить даже под небольшим «градусом».
Цена на мопеды в СССР была небольшой – около 240-250 рублей. Интересно, что «Рига» и «Карпаты» стоили одинаково, серьезно отличаясь качеством.
Завод «Саркана звайгзне» давно обанкротился. После развала Советского Союза фирма пыталась продавать свою технику в Европу, но там все было занято, и двухтактные мопеды оказались никому не нужны.
«Рига-Дельта». Фото: Youtube.com
Ситуация усугубилась появлением потомка бывшего владельца завода, который отсудил половину предприятия, да так все и бросил.
Но мопеды ездят до сих пор, хотя их осталось немного.
Мопед Рига 13 — подробный обзор советского мотороллера
Производство мопедов «Рига» серийно началось 59 лет назад. Тогда был 1958 год. Первым мопедом была модель «Рига-1». Производство этой мотоциклетной техники полностью закончилось в 1998 году. А что касается мопеда Рига 7, то его серийное производство началось в 1969 году.
Все модели оснащались бензиновыми одноцилиндровыми двигателями разной мощности. Это были надежные односкоростные и двухскоростные транспортные средства. Кстати рабочий объем этих моторов доходил до 50 см³. Максимальная скорость движения последних моделей мопед Рига 13 составляла 60 км/ч.
Особенности мопеда
Выпуск мопедов Рига 7 осуществлялось вместе с моделью «Рига-5», которая в то время еще не была снята с серийного производства. Однако ее полностью прекратили выпускать в 1971 году. Определенная примечательность мопеда Рига 7 заключалось в двигателе «Д-6», у которого хватало мощности на длительные поездки, на переднюю фару, а также стоп-сигнал. В отличие от предыдущих моделей, эта выпускалась с взаимозаменяемыми колесами, хромированным глушителем и бардачком для инструментов.
Технические характеристики изделия:
- Длина – 186 см.
- Ширина – 65 см.
- Высота – 105 см.
- Рама трубчатая.
- Мощность двигателя составляет 1,2 лошадиные силы.
- Пружинные амортизаторы.
- Телескопическая передняя вилка.
- Расход бензина на 100 км – не более двух литров.
- Максимальная скорость движения – 40 км/ч.
Технические и эксплуатационные характеристики мопеда Рига 11
Односкоростная модель Рига 11заменила «Ригу-7». Ей придали более стильный внешний вид и снабдили мощными колесами. Двигатель остался тот же – «Д-6». Однако модель оказалась довольно тяжелой, а рама – не совсем прочной. Кроме того, оригинальный топливный бак доставлял определенные неудобства при езде в гору.
Если в нем оставалось мало бензина, то он не поступал в камеру сгорания.
- Длина – 197 см.
- Ширина – 75 см.
- Высота – 150 см.
- Амортизаторы пружинные.
- Телескопическая передняя вилка.
- Максимальная скорость движения – 40 км/ч.
Мопед Рига 12
Двухскоростная модель оснащена двигателем «Ш-57», в котором присутствуют педали велосипедного типа. Они помогают владельцу мопеда Рига 12 въезжать на крутую гору. Модель оснащалась топливными баками разных форм. Этот мопед отличался от «Риги-16» укороченным сиденьем и багажником меньшего объема.
Технические характеристики модели Рига 12:
- Длина – 197 см.
- Ширина – 74 см.
- Высота – 116 см.
- Мощность одноцилиндрового двигателя – 2,2 лошадиные силы. Рабочий объем – 49,8 см³.
- Более современный усовершенствованный руль.
- Максимальная скорость движения – 50 км/ч.
- Вес – 75 кг.
Технические характеристики и особенности мопед Рига 13
После появления облегченной модели Рига 13, сразу выявился ее главный недостаток: постоянно сбивалось зажигание. Это было самой серьезной проблемой, поскольку двигатель никогда не запускался сразу, поэтому приходилось долго катиться на мопеде под гору с включенной передачей. Кроме того, мотор часто отключался при работе на холостых оборотах. Эту проблему производители частично устранили.
Технические характеристики мопед Рига 13:
- Мощность одноцилиндрового двухтактного двигателя – 1,3 лошадиные силы. Рабочий объем – 45,4 см³.
- Охлаждение – воздушное.
- Максимальная скорость движения – 40 км/ч.
- Расход бензина на 100 км – 2 литра.
- Зажигание при помощи магнето.
- Сцепление – двухдисковое.
- Передняя вилка – телескопическая.
- Амортизаторы – пружинные.
Модель Рига 13 мечтали заполучить многие советские подростки. Именно этот мопед стал самой удачной и надежной разработкой рижских инженеров. Поскольку смазка трущихся деталей двигателей мопедов всех моделей «Рига» не была системной, то в бензин добавляли моторное масло в определенной пропорции, и эта смесь смазывала трущиеся детали. Без смазки двигатель выходит из строя моментально.
Отличительной чертой этой модели был качественный яркий свет фары. Проблемы, связанные с катушкой зажигания, были устранены при помощи нового высоковольтного трансформатора. А что касается сбоев в работе двигателя, то причиной был материал, из которого изготавливали молоточки прерывателей. Они быстро изнашивались и не доставали до кулачка магнето. Это и было причиной сбоев в пуске двигателя.
Особенности модели мопеда Рига 16
Производство мопедов этой серии не закончилось на модели Рига 16. Еще были мопеды: «Рига-17С», «Рига-22», «Рига-26», «Рига SZ-80», а также «Дельта», которая тоже из этого модельного ряда. Мопед Рига 16 запустили в серийное производство 40 лет назад. Эта двухскоростная модель была оснащена глушителем мотоциклетного типа, кикстартером, задним стоп-сигналом, а также усовершенствованным рулем и новыми обвесами.
Технические характеристики мопеда:
- Длина – 197 сантиметров.
- Ширина – 74 сантиметра.
- Высота – 116 сантиметров.
- При рабочем объеме двигателя в 49,8 см³, его мощность составляла две лошадиные силы.
- Сцепление – двухдисковое.
- Двухступенчатая трансмиссия с ручным приводом.
- Расход бензина на 100 км – всего 1,6 литра.
Двигатель мопеда Рига 16 запускался кикстартером или как его первые предшественники. Человек садился за руль и крутил педали, благодаря чему, в работу вступало магнето, и мотор запускался. Кроме того, можно было мопед приподнять за сиденье, и заднее колесо лишалось зацепки с асфальтом. В таком положении нужно было свободной рукой крутить педали, благодаря чему, двигатель запускался. После этого выставлялась нейтральная передача, заднее колесо ставилось на дорогу, и двигатель мог работать на холостых оборотах.
Эта модель была оборудована прочной надежной рамой, более широкими устойчивыми колесами и усовершенствованным сиденьем. Мопед «Рига-16» характеризовался оптимальным сочетанием грузоподъемности и собственного веса. Производство этой модели закончилось несколько десятилетий назад. Несмотря на это, многие россияне и рижане помнят все мопеды этой серии.
И сегодня мопед Рига 13 эксплуатируется небольшим количеством людей. Это показатель надежности серии мопедов «Рига».
Источник