Сколько весит мопед Рига 22

Мопед карпаты. Мопед «Карпаты»: технические характеристики и фото Двигатель мопеда Карпаты

Рига 22 — кто из нас в детстве не мечтал о такой «игрушке»? Однако цена его в то время, 245 рублей, все-таки для многих была большой суммой. Теперь же мопедов и мокиков отечественного производства увидеть на дорогах можно не часто. Все больше скутеры или легкие китайские мотоциклы, вроде Stels Orion 100. Но хватит о грустном, давайте вспомним, что представлял из себя этот самый мопед Рига 22.
Впервые он сошел с конвейера («Красная звезда») в 1981 году. Это был модернизированный вариант мопеда Рига 16. Отличие в первую очередь касались двигателя, на новую модель был установлен Ш-62, взамен прежнего мотора Ш-58. Ш-62 значительно отличался от предыдущих моделей коробкой передач и применением электронной бесконтактной системы зажигания.

Новая система значительно повышала легкость пуска двигателя и попутно и избавляла владельца мопеда от надобности регулировать зазор прерывателя и следить за его контактами. Блок электронного зажигания размещался в выемке топливного бака. Несмотря на такой прогресс, первые экземпляры не отличались большой надежностью коммутаторов и блоков шестерен.

Покупка мопеда рига -22 1987-го года.. Пробуем завести и прокатиться.

Поэтому в 1984 году были сделаны дополнительные изменения, после чего двигатель мопеда Рига 22 получил новый индекс «Ш-62М». Источником тока на мопеде является новый генератор переменного тока, мощностью 45 Ватт. Применение такого мощного генератора позволило оснастить мопед более сильным звуковым сигналом и задним фонарем со стоп-сигналом. Все эти модернизации двигателя потребовали изменения картера и схемы крепления к раме, отчего новый мотор не возможно установить на предыдущие модели, например на Рига -16 или Рига 12.

Рама трубчатая хребтового типа. Задняя подвеска маятниковая с пружинными амортизаторами, передняя вилка – телескопическая, также с пружинными амортизаторами. Колеса взаимозаменяемые с размером шин 2.50-16. Мопед имел двухскоростную коробку передач, с передаточными отношениями I — 1,64; II — 0,93 и многодисковое сцепление. Переключение скоростей – ручное.

Наибольшая скорость, в целях безопасности была принудительно ограничена до 40 километров в час. Мопед обладал привлекательным и нарядным внешним видом и неизменно двухцветной окраской, имеющей шесть разных комбинаций. Существовала спортивная кроссовая модель, унифицированная с Рига 22, которая имела наименование «Рига 20Ю». Она имела спортивную раму, ножное переключение скоростей и переднее колесо большего диаметра. Предназначалась эта модель для соревнований и тренировок молодых спортсменов.

Советские мотоциклы для ШКМГ, часть 26: Хай тек 70х — мопеды Рига серии С.

Новинкой 1971 года на гоночных трассах стал мопед Рига — 15С. Без преувеличения можно сказать, что это был настоящий прорыв в Советском мотоспорте. Ходовая 15С была настолько удачной, что продержалась в гонках почти двадцать лет, послужила основой для последующих моделей, достойно представлявших нашу страну в международных соревнованиях.

Ходовая мопеда была разработана и изготовлена на заводе Sarkanā zvaigzne, двигатель применен Серпуховский, ВНИИ Мотопром, ШК — 50, почти «квадратной» размерности 40Х39,6 мм, развивавший 13,5 л.с. Крутящий момент через сухое сцепление передавался на шестиступенчатую коробку передач. Применен золотниковый впуск.

Внешний вид Рига — 15С.

На мопеды, которые использовались в международных соревнованиях, устанавливались масляные насосы, на остальных 15С смазка осуществлялась через бензомасляную смесь.

Двигатель для GP с раздельной системой смазки.

На Ригах — 15С наши гонщики Эдуард Борисенко и Александр Смертин в 1972 году выступили на этапе ЧМ в ГДР и заняли седьмое и одиннадцатое место соответственно.

Эдуард Борисенко, 1972 год, Sachsenring GP.

Приведем данные по ходовой Рига — 15С. Эти цифры будут верны и для всех последующих моделей гоночных мопедов Рига, вплоть до 21С. Размеры: длина — 1848 мм; ширина (по рулю) — 450 мм; высота (по обтекателю) — 885 мм; база — 1280 мм; угол наклона передней вилки — 26°; максимальный угол крена влево и вправо — 50°; лобовая площадь — 0,286 м2; размер шин: переднего колеса — 2,00—18, заднего колеса — 2,25—18.

Рига — 15С на трассе.

За время производства 15С в ее конструкцию вносились изменения. Например, появились четырехколодочные, четырехкулачковые передние тормоза открытого типа.

Открытый передний двойной тормоз — образец инженерного искусства.

Рига — 15С с модернизированным передним тормозом.

Всего было выпущено около 20 мопедов Рига — 15С.

Следующей моделью стала Рига — 17С 1976 года. Основное отличие — двигатель с водяным охлаждением. Помпы в конструкции не было, система охлаждения построена на так называемом термосифонном принципе.

Классический вид Риги — 17С, термосифонная система охлаждения.

Мощность двигателя возросла до 16,5 л.с. при 15000 об/мин. Теперь давайте представим себе двигатель с литровой мощностью 330 л.с. и это в 1976 году! Потрясающее достижение, на уровне лучших мировых образцов. Степень сжатия 13 ед., топливо — смесь бензина АИ-98 и масла (25: 1); система зажигания — электронная бесконтактная.

Алюминиевый цилиндр, в него запрессована чугунная гильза. Проводились эксперименты с алюминиевым цилиндром, покрытым никасилем. На алюминиевом поршне одно плоское стальное кольцо. Шатунные подшипники игольчатые, в верхней головке насыпной или с алюминиевым сепаратором, нижний со стальным сепаратором. Трансмиссия: сцепление — сухое, многодисковое; передняя передача — цепная (3,47); коробка передач — шестиступенчатая (передаточные числа соответственно: I — 2,220; II — Г,650; III — 1,367; IV — 1,200; V—1,095; VI—1,045); задняя передача — цепная, передаточное число — 2,467, или 2,533, или 2,600, или 2,667, или 2,733.

Хвост, бак, обтекатель, выполнены из пластмассы. Сухая масса составила 62,3 кг. Максимальная скорость — 153 км/ч; тормозной путь со скорости 60 км/ч — 14 м. со 100 км/ч — 48 м; запас топлива — 8 л. Экипажная часть: рама — трубчатая, хребтовая; передняя вилка — телескопическая, с гидравлическим амортизатором; задняя вилка — рычажная, из стальных труб прямоугольного сечения; тормоза — барабанные.

Следующая модель — Рига — 19С 1978 года. Нет точных данных, в чем ее отличие от 17С, можно лишь предположить, что модернизирована система охлаждения, в конструкцию введен водяной насос, приводимый в действие электродвигателем.

Двигатель Рига — 19С. Видны масляный и водяной насосы.

Раздетая Рига — 19С. Передний тормоз закрытого типа, непонятно, как он здесь оказался. Еще раз оговорюсь,что разделение на 17С и 19С условное, так как точно неизвестно, в чем особенности и отличия этих моделей.

Рига серии С на Рижской трассе, гонщик Edvins Labeckis.

Рига С летит по трассе в глубоком наклоне. Надо быть отчаянным человеком, чтобы ездить под 150 км/ч на таком маленьком и легком мопеде.

Конечно, гоночная техника интенсивно модернизировалась как самим заводом, так и гонщиками в рамках существовавших правил. На старых фотографиях можно видеть мопеды с Шауляйскими моторами —

Рига серии С, двигатель V — 501М.

Еще один такой мопед, видна головка двигателя Vairas. Мопеды с такими двухскоростными моторами использовались в юниорских соревнованиях. Конечно, всем желающим таких мопедов не хватало, были и другие варианты,например, самодельные конструкции.

Пример такой самодельной конструкции, использованы детали от дорожных мопедов.

Рама типа «featherbed» сделана для мотора V — 501, оцените красоту конструкции и качество изготовления. А ведь это самодельный мопед, созданный энтузиастами.

Удивительный факт, но ходовая Рига — 15С так же использовалась и в классе 125 куб.см.

Мотоцикл с экипажной частью Рига — 15С и двигателем 125 куб.см.

Причем это был не первый такой мотоцикл. Сохранилось фото, на котором в ходовую Риги — 11С установлен двигатель 125 куб.см. неизвестного происхождения — самодельный или Серпуховский. Выступал на нем Эдуард Борисенко.

Мотоцикл с двигателем воздушного охлаждения 125 куб.см. в ходовой Рига — 11С.

В 1983 году в журнале «За рулем» начальник конструкторского бюро спортивных мотоциклов завода Саркана Звайгзне» В. Клейнберг анонсировал выпуск новой модели Рига — 21С. Внешне его можно отличить от предыдущей модели по литым колесам. Колеса из магниевого сплава отливались в Ленинграде, после чего обрабатывались на предприятии Vihur в Таллине и в готовом виде поступили в Ригу.

Рига — 21С. Судя по фото, женщины от такого мопеда были в восторге.

Мощность двигателя довели до 18 л.с./ 13.2 кВт.

Последним гоночным мотоциклом Sarkanā zvaigzne стал Рига- 23С. Была сделано три таких мотоцикла, один со стальной рамой и два с алюминиевыми.

Рига 23С с алюминиевой рамой…

Двигатель Рига — 23С.

Рига — 23С, за рулем Raimonds Aizstrauts, 1984 год.

Ainārs Karro и Raimonds Aizstrauts, 1987год.

Мощность 125 кубового двигателя Рига — 23С составила 41 л.с. при 14500 об./мин. Спортивные достижения Рига 23С — четыре чемпионских титула СССР с 1983 по 1986 год и серебро 1987 года. Противостоять на Чемпионате СССР приходилось нашим лучшим гоночным мотоциклам — Вихур с моторами Ротакс. На международных соревнованиях в борьбе с иномарками лучшее достижение — четвертое место по итогам 1987 года. Автор этих достижений — один из лучших гонщиков СССР из Риги Raimonds Aizstrauts.

Напоследок, как обычно, давайте посмотрим, какие из этих мопедов дожили до наших дней.

Рига 17С ценителя и коллекционера советской гоночной техники Martijn Stehouwer из Нидерландов. В отличной форме, до сих пор участвует в гонках.

Рига — 17С из Нидерландов, в данный момент продается на Ebay.

Рига — 15С из Японии. Каким ветром ее туда занесло, неизвестно.

Рига — 17С из коллекции MOMU Mootorispordi Muuseum из Риги.

Александр Смертев и Рига — 15С.

Kaspars Brigzne и его Рига — 15С на любительских гонках в Риге.

Еще один мопед Kaspars Brigzne — Рига — 21С.

Рига — 23С Raimonds Aizstrauts. Редкий кадр — на нем можно видеть оба 23С с алюминиевой рамой. Кстати, к гоночному сезону 2019 года Raimonds планирует восстановить свой мотоцикл и принять участие в гонках, спустя тридцать лет.

Оживший Рига 23С.

На этом все об этих замечательных гоночных мопедах. О грустной судьбе завода Sarkanā zvaigzne всем и так хорошо известно, об этом упоминать не будем.

В подготовке материала принимали участие Raimonds Aizstrauts,Kaspars Brigzne, Tony Laan, спасибо им.


Техническая характеристика Рига-22

Двигатель Бензиновый
Объём 49.8
Топливо Смесь бензина А-76 или А-72 с маслом (25: 1)
Степень сжатия 7,7-8,5
Карбюратор К-60
Пуск Кик-стартером
Мощность 2.0 л.с. при 5200-6000 об/мин
Коробка передач Двухступенчатая
Длина, мм 1850
Ширина, мм 750
Высота, мм 1060
База, мм 1250
Дорожный просвет, мм 140
Сцепление Многодисковое
Зажигание Электронное, бесконтактное
Наибольшая скорость 40 км.час
Сухая масса 54 кг.
Полезная нагрузка 100 кг.

Особенности

Несмотря на то, что как-то протюнинговать агрегат было практически невозможно, простота в его обслуживании и возможность самостоятельного ремонта абсолютно всех агрегатов, безусловно, сыграли ключевую роль в его популярности. Оригинальные запчасти на мопед «Карпаты» изготавливались из качественного металла, хотя техника того времени ломалась нередко из-за конструктивных и технических недочетов.

Багажник рассматриваемого транспортного средства мог выдержать не один центнер груза. Покрышки имели высокий протектор, что позволяло эксплуатировать технику в зимний период. Тормозов барабанного типа вполне хватало для массы и динамики маленького мотоцикла. Само устройство силового агрегата представляет собой обычный двухтактный мотор. Заменить кольца или поршень сможет практически каждый обладатель этого представителя мототехники.

Прочие параметры

Прочие характеристики, которые имеет мопед «Карпаты», выглядят следующим образом:

  • Электрооборудование — бесконтактная электронная система зажигания с генератором переменного тока.
  • Трансмиссия — многодисковое сцепление.
  • Запас топлива — 7 л.
  • Передаточный показатель моторной передачи — 4,75.
  • Аналогичное отношение от КПП на заднее колесо — 2,2.
  • Тип карбюратора — К60В.
  • Поставщик энергии — генератор с переменным током на 6 В мощностью 45 Вт.
  • Фильтрующий элемент — воздушного типа с бумажным фильтром.
  • Выпуск газов — глушитель, имеющий перегородки для дросселирования выхлопов.
  • Топливная смесь — бензин А-76-80 с маслом (соотношение — 100:4).

Сцепление мопеда «Карпаты» — это новаторское решение на то время. Это узел трехколодочного или многодискового типа. Для малосильных двухколесных машин такая конструкция была в диковинку.

Источник

Приобрел случайно мопед Рига 22 1984 года выпуска!

Всем привет!
Увидел на авито. Сторговались и договорились. Решил забрать, техника редкая. Запчастей у меня много. Да и ездить не надо документы ничего.

Сел и поехал. Поэтому решил забрать. Это у меня уже 9 мопед.
Косяков хватает, но есть и бонусы.
Резина родная в идеале. Протектор как новый. Не спускает.
Спидометр и фара родные и целые, пробег 1039 км. Скорей всего это так. Судя по резине.
Правая крышка отсутствовала, это уже стоит моя.
Седло с колхозом но от 22
Из минусов отломана подножка
самодельная подставка
нету тормозной педали
На руле 3 переключателя. Есть колхоз с проводкой
Ржавое переднее крыло
Подробно описывать не буду. Кому интересно смотрите фото.
Еще из интересного двигатель V-50 84 года это самый первый год выпуска этих моторов.
Буду готовить к восстановлению сразу 2 мопеда. Карпаты-1 и эту Ригу 22. Может даже зимой буду собирать на даче дома.
За зиму найду то, чего не хватает, а там буквально пару нишятков и можно собрать 2 мопедки в оригинале.

Источник

Мопед Рига 22

Хороший советский двухместный двухскоростной мопед Рига22. В 1992 году это было очень круто. сейчас я бы с большим удовольствием прокатился по городу. был у меня именно такой. приятно едет по любому дорожному покрытию.
— Плюсы:
лёгок в обслуживании
— Минусы:
надо возить с собой двухтактное масло

Голосовать против Против

26 янв. 2016 в 15:04

  • 2 оценка
  • Не рекомендую
  • Пожаловаться

К сожалению вынужден сказать о данной модели — полное г. Этот горький опыт я получил, в тот момент, когда только купил его. Если вы думаете что он экономичный это таки является правда. Но смысл заключается в том, что экономит он, когда вы толкаете его(((( если честно, я его больше протолкал, чем на нем поездил, все потому что он постоянно ломается.

И не потому что руки растут из этого места, а потому что он все время разваливается. Что касается характеристики, то она так себе. Мощность еще меньше, чем в карпатах, но зато скорость вполне приличная. Это пожалуй единственный плюс этого мопеда. Ничего хорошего о нем здорово сказать не могу(((
— Плюсы:
Скорость
— Минусы:
Качество, мощность (ее нету), педали вместо ножки
Время использования: 3 месяца
Год выпуска авто: 2014

Голосовать против Против

8 янв. 2016 в 16:01

  • Пожаловаться

Ещё в старые добрые времена этот мопед был отличной техникой на которой могли ездить дети и взрослые на нм можно было очень легко и быстро научиться ездить так как он прост в управлении. В детстве помню сам на таком учился ездить и не только на таком их подобных было множество и вот так собирались в свои 10 — 12 лет что бы вместе поездить пытались сами починить набирались опыта для детей этот мопед был как забава что — то крутое, а для взрослых техника для передвижения многие ездили на работу или же вот просто поехать на рыбалку что бы насладиться отдыхом. Каждый дед смотрел за мопедом берёг его но когда он попадал к детям то они не жалели просто не понимали что его нужно беречь и как по мне это отличное воспоминание о детстве и прошлом.
— Плюсы:
Простой в обучении, компактный, экономный
— Минусы:
Возможно минус в том что он не имел достаточной скорости но на те времена он был довольно быстр
Год выпуска авто: 1981

Голосовать против Против

23 ноя. 2015 в 19:04

  • Пожаловаться

Доброго времени суток всем читателям Рубрикатора.
Те кто родом из СССР поймут меня точно. Да и сейчас сельский мальчишка думаю не прочь пронестись по улицам своего села на мопеде Рига 22. Просто уже с производства снят давно.
Насколько помню себя, лет с 9 мне очень хотелось чтоб был у меня такой мопед. У моего друга как раз он был. мы катались на нем целыми днями, иногда по три человека.
Бензина было в доволь в то время помню. Если заливали целый бак. То нам хватало на неделю точно.
Экономичный двигатель. Мощностью был он около 2 лошадей, 1.7 -1. 8 что — то в этом ракурсе. Но на малый подростковый вес было достаточно.
Помню проблемки были с включением передач, коробка была не совсем доделаная. Постоянно мазутные руки после частых ремонтов, чаще всего в пути, но радости не было предела когда мы снова ехали.
Сравнив с современной техникой, конечно понимаешь что все подверглось модернизации. Но те года запомнились именно мазутными руками и мопед Рига все равно была самой лучшей на тот отрезок жизни.
— Плюсы:
Легкий,экономичный,не дорогой
— Минусы:
Коробка передач желает лучшего
Время использования: 4года
Стоимость: 2000 руб
Год выпуска авто: 1982

Голосовать против Против

22 ноя. 2015 в 17:42

  • Пожаловаться

Очень хороший дырчик. У меня было 3 мопеда карпаты, Рига — 16, Рига — 22. Последняя самая лучшая, очень приёместая быстрая и очень проста в обращении, как говорится можно починить в открытом поле на колене. Оценка 5 из 5.
— Плюсы:
Быстрая (для того времени такая скорость самое то), и очень очень проста в обращении
— Минусы:
Их нет и быть не может
Год выпуска авто: 1992

Голосовать против Против

18 ноя. 2015 в 19:58

  • Пожаловаться

В пору детства я ездил на мопеде Рига 13. Но в одну весну мой мопед внезапно и надолго встал. Умер двигатель. А так как запчасти приобрести в советские времена было проблематично, проще было через «Посылторг» Была такая организация высылавшая запчасти наложенным платежом.
Ну и на время ожидания деталей (а это могло и 2 месяца тянуться) остался я безлошадным. Сжалившись надо мной, мой дядя дал на временное пользование мне 2х скоростную Ригу — 22.
Для меня это было как приобретение мотоцикла, Уже не одна скорость, плюс комфорт от того что есть задние амортизаторы, что как оказалось очень нужная вещь, даже проходимость лучше из за большей устойчивости мопеда в отличии от Риги 13.
Еще большой плюс электронное зажигание, супер надежное по сравнению с контактным на Д — 8. Да и множество мелких плюсов в сумме дающих хорошую картину надежного и неприхотливого мопеда.
— Плюсы:
Хорошая,надежная техника
— Минусы:
Не помню уже. Но наверное были
Время использования: 1год
Стоимость: 200 руб
Год выпуска авто: 1986

Источник

Рига (мопед)

«Ри́га» — марка советских мопедов и мокиков, выпускавшихся на рижском мотозаводе «Саркана звайгзне» (в переводе с латышского «Красная звезда») с 1958 по 1998 год.

На заставке — «Рига-1» — первый в СССР двухскоростной мопед массового производства.

История

«Рига-1»

В 1958 году на заводе «Саркана звайгзне» (г. Рига) был выпущен первый мопед «Spriditis» [1]. Опыт оказался не совсем удачным, и конструкторы завода отправились на чешский завод Jawa для детального ознакомления с производством малокубатурной мототехники. После этого в 1960 году было выпущено 10 экземпляров «Рига-1» которые были направлены на испытания. За 50 дней экземпляры прошли 10 000 км и в следующем году выпустили 5000 штук, в 1962 году — 27 000, а в 1965 году — более 90 000 штук.

«Рига-3»

В 1965 году модель «Рига-1» была снята с производства и её сменила новая модель 1964 года (ТУ№ 821-64)— «Рига-3», оснащенная двигателем шауляйского производства Ш-51 (на первых партиях устанавливался двигатель Ш-50). Однако эти двигатели оказались не такими надёжными как чешские и популярность мопедов пошатнулась. Внешне мопед «Рига-3» не очень отличался от своего предшественника, если не считать изменённую форму тормозных барабанов и спиц, бака, сиденье подушечного типа и раму с удлиненной хвостовой частью. «Рига-3» оказалась мощнее «Риги-1» почти на 30 %, легче на 2 кг и разгонялась до 50 км/час.

«Рига-4»

С 1968 по 1974 год выпускались «Рига-4». Эта модель была очень похожа на «Ригу-3» и отличалась лишь малым изменением в облицовке корпуса и внесением в конструкцию новых технических решений: изменились электросхема (добавился высоковольтный трансформатор), конструкция щитков для колёс и цепи, конструкция шестерен коробки передач, багажник, установлены новые колеса меньшего диаметра, а привод спидометра осуществлялся от двигателя.

«Рига-5»

Лёгкий мопед «Рига-5» выпускался с 1966 по 1975 год и сильно отличался от предшественников серии «Рига» и от «Гауи», в которой для амортизации переднего колеса применялась не телескопическая вилка, а сжимающиеся пружины, позволяющие вилке изгибаться вперёд. Также был полностью изменён дизайн. Двигатель серии «Д-5» без передач, запускаемый педалями, делал мопед более лёгким в управлении, однако динамика мопеда ухудшилась.

«Рига-5» вначале имел на заднем колесе классическую велосипедную втулку, обеспечивающую торможение так же, как и торможение велосипеда. Но уже в 1968 году появилась модификация с тормозами колодочного типа и на заднем колесе, и некоторое время обе модификации выпускались параллельно, после чего колодочные тормоза полностью вытеснили заднюю втулку велосипедного типа. Также была укреплена рама (был удлинён угловой кронштейн), ибо рамы предшествующих моделей часто трескались при езде по плохим дорогам в месте, прилежащем к рулевой колонке.

При правильной регулировке двигателя «Рига-5» обеспечивала трогание с места без помощи педалей и точно таким же образом «брала» весьма крутые подъёмы в гору. Например, запустив двигатель непосредственно перед подъёмом примерно в 45°, можно было, плавно отпустив сцепление, без помощи педалями въехать на склон любой протяжённости при условии, что качество покрытия дороги не было слишком плохим.

Кроме того, для двигателей «Д-5» и «Д-6» было важно очень тщательно отрегулировать подачу топливной смеси так, чтобы на холостом ходу на максимальных оборотах двигатель как не глох, так и не «захлёбывался» топливом.

Модель производилась до 1971 года включительно, после чего ей на смену пришёл мопед «Рига-7».

«Рига-7»

Мопед «Рига-7» начали производить с 1969 года. К концу 1971 года он полностью вытеснил мопед «Рига-5». В отличие от «Риги-5» он снабжался двигателем «Д-6», который позволял подключить к нему фару и задний габаритный фонарь. Убрана декоративная защита приводных цепей.

В конструкции мопеда «Рига-7» имелась специальная рейка, устанавливаемая для предотвращения поломки рамы в случаях экстренного торможения. Работниками завода Х. Акерманисом (электрик) и Ю. Банковичем (механик) была предложена и испытана, как на стенде, так и в условиях практической езды, конструкция рамы с усиленной задней подвеской без рейки. Предложение было принято, в условленные законодательством сроки было выплачено авторское вознаграждение, но в 1976 году мопед «Рига-7» сняли с производства, заменив его на «Рига-11».

«Рига-11»

«Рига-11» вышла как гибрид «Риги-7», и, собственно, базовой модели «Рига-9». Предполагалось выпускать мопед, оснащённый двигателем с автоматическим сцеплением, но после испытаний от установки этого двигателя производитель отказался, изменив конструкцию рамы мопеда под двигатель «Д-6». Колёса меньшего диаметра, но с более толстыми шинами, оригинальный вид приманили к себе покупателей, но на практике оригинальный вид оказался не на пользу этой модели. Бак, расположенный под багажником, затруднял движение в гору, тем более, когда было мало бензина. А оригинальная рама оказалась непрочной.

«Рига-12»

Двухскоростной мопед с двигателем Шяуляйского завода — «Ш-57» с педалями велосипедного типа, применение которых позволяло помочь двигателю при преодолении сложных участков дороги, при подъёме в гору и тому подобного. Выпускался с разными вариантами крепления и форм топливного бака: с катушкой зажигания сверху рамы под баком, с катушкой зажигания снизу рамы под баком. Визуально от «Риги-16» отличался коротким седлом и меньшим багажником.

«Рига-13»

Лёгкий мопед «Рига-13» пришёл на смену «Риге-11». Мопед производился с 1983 года [2]. Он оснащался мотором 1,3 л. с. с максимальной скоростью 40 км/ч. Ранние модели оснащались двигателем Д-8 [3], самые распространённые двигатели — Д-8Э, Д-8М. Его отличительной чертой является хороший свет и установленный высоковольтный трансформатор, который устранил частые проблемы с катушкой зажигания.

Тем не менее, у модели часто сбивалось зажигание: ведь гетинакс материал молоточка прерывателя, касающийся кулачка магнита, при этом стирался, что было типичным явлением для двигателей серий «Д». В «Д-6», кроме того, «модернизировали» крепление магнитного ротора магнето, уменьшив глубину накатки, вследствие чего магниты часто срывались с центральной втулки, и зажигание переставало работать).

Эта модель производилась до 1998 года. «Рига-13» — самая массовая модель из мопедов «Рига». Один из недостатков — частая поломка крышки сцепления.

«Рига-16»

В 1977 году в производство была запущена двухскоростная модель «Рига-16» (были также экспериментальные модели 1976 года [4] ). Это уже был мокик с кикстартером, глушителем мотоциклетного типа, новым рулем и задним фонарем. На первых моделях «Рига-16» ещё стоял двигатель, «S-58», «Ш-57», впоследствии на мокике установили один из самых удачных двигателей Шяуляйского завода — «Ш-58». Это первая модель мокика на РМЗ, до этого были только мопеды (то есть с педалями), так же в этом году вышел первый мокик на ЛМЗ — «Верховина-6».

«Рига-17С»

С 1983 года на рижском заводе «Саркана звайгзне» в производство была запущена модель «Рига-17С». Поскольку на рижском мотозаводе нет собственного моторного производства и соответствующей экспериментальной базы, проектирование и изготовление двигателя для гоночного мопеда принял на себя ВНИИмотопром, а на «Саркана Звайгэне» разрабатывали экипажную часть и занимались доводкой машины в целом. Двигатель объёмом в 49,8 кубических сантиметров, мощностью в 16,5 л. с. позволял разогнать мопед до 100 км/ч.

«Рига-22»

В 1981 году с конвейера сошёл мокик «Рига-22», который стал усовершенствованной версией мокика «Рига-16». На этой модели, которая разгонялась до 50 км/час, устанавливали двигатель «Ш-62», «Ш-62М», «V-50».

Эти двигатели кардинально отличался от предыдущих моделей, прежде всего, мощным электронным зажиганием и коробкой передач, из-за чего пришлось поменять направление вращения коленвала. Применение электронного бесконтактного зажигания повышало надёжность пуска двигателя и надёжность работы системы зажигания в целом. Однако моторы Ш-62 и Ш-62М отличались ненадёжностью блока шестерен и сцепления. Поэтому через некоторое время была произведена модернизация двигателя и с 1984 года стали выпускать мокики с двигателем «V-50» мощностью 1,8 л. с. с новой коробкой передач и усиленным сцеплением. Вдобавок изменилась конструкция глушителя.

Кроссовой моделью, унифицированной с мокиком «Рига-22», стал мопед «Рига-20Ю», который оснастили спортивной рамой, передним колесом большего диаметра и ножным переключением скоростей — мотор V-501. Это был мелкосерийный мопед, предназначавшийся для тренировок и соревнований юных спортсменов [5].

«Рига-26» / «Рига-Mini»

В 1982 году был разработан мини-мокик «Рига-26» (он же — «Мини» РМЗ-2.126). Эта модель сочетала достоинства мопеда и мотороллера, была проста и удобна для хранения и притом не теряла сходств с традиционным мотоциклом. «Рига-26» занимала мало места: без труда помещалась на крыше или в багажнике легкового автомобиля, в лифте, на балконе или же в подсобном помещении жилого дома.

Однако при весе в 50 кг было весьма проблематично втащить такой мини-мокик по лестнице на балкон или лоджию. Колёса у этой модели были малого диаметра (как у мотороллеров «Вятка», «Турист», «Электрон», правда, шина была меньшего размера (3,00-10). На первых моделях шины были жёсткие, редко протыкались, можно было ездить на спущеных колесах. Рукоятки руля, если отпустить зажимные цанги, можно повернуть вниз для того чтобы засунуть мопед в машину, уменьшив почти вдвое высоту мопеда. С той же целью было предусмотрено устройство для опускания седла, также сиденье опускалось для регулировки под рост, для детей от 6 лет.

Однако к управляемости и манёвренности мини-мокика «Рига-26» предъявлялись определённые претензии. Например, шины были настолько жёсткими, что случайный прокол был просто незаметен, и владелец замечал повреждение лишь при накачивании шин. Немного позже на этот мокик стали устанавливать двигатели чехословацкого производства с горизонтальным положением цилиндра это была очень маленькая партия, намного более надёжные и работавшие практически бесшумно, а также имевшие ножной переключатель передач, «Рига-30» (РМЗ 2.130) отличалась пружинной задней подвеской против жёсткой у 2.126.

«Дельта»

В 1986 году вышел мокик «Дельта» (РМЗ 2.124) — это продолжение серии мопедов «Рига» с новой рамой, и двигателем «V-50», «V-501», «V-501M», «V-50M». Мокик имел модификации «Спорт», «Турист», «Люкс», «Кросс».

Первые выпуски мопеда отличались слабой рамой, позже этот дефект был устранён. С 1986 по 1989 год комплектовались моторами «V-50», «V-501», ручка багажника была хромированной, «барашки» на крышках бардачков металлические хромированные, фара круглая чёрная с хромированным ободком, цвета мопеда: красный, коричневый, голубой, зелёный.

С 1990 по 1996 годы багажник был покрашен в цвет мопеда, «барашки» на крышках бордачков заменили на черные пластмассовые, фару установили большую круглую, последние выпуски были с маленькой квадратной фарой. Ставили мотор «V-50M», «V-501M», цвета мопедов: красный, голубой, бежевый, белый. Также за дополнительную плату в 5 рублей можно было докупить зеркало: правое или левое, за 15 рублей багажную корзину. Цена Дельты в 1989 году с двигателем V-50 275 рублей, с двигателем V-501 — 280 рублей.

Также существовали «Дельты» с литыми колёсами и двигателем «Dezamet» с трёхскоростной коробкой передач польского производства (разошлись мелкой партией в самой Латвии).

«Рига SZ-80»

В 1983 году в ГДР была закуплена лицензия на мотор «Simson M531/541 KG-40», и в 1984 году на его основе был создан прототип «SZ-81» (аббревиатура от названия завода «Sarkanā Zvaigzne»). Как и большинство рижских прототипов, его разработали конструктор Валдис Клейнберг (Valdis Kleinbergs) и дизайнеры Гунар Глудиньш (Gunars Gludinš) и Янис Карклиньш (Janis Karklinš).

В 1988 году мотоцикл, а номинально «SZ-80» был экспонирован на выставке «Автодизайн ’88» в Москве. На мотоцикле были применены такие улучшения, какие на мопедах в СССР ранее не встречались: полноразмерное двухместное сиденье, литые разборные колёса, дисковый тормоз, гидравлические амортизаторы, центральный моноамортизатор Pro-Link, предполагаемая скорость выше 100 км/ч и тому подобные. Этот минимотоцикл был на уровне лучших образцов мирового дизайна и лучший в классе лёгких мотоциклов в СССР, но как и большинство прототипов, в серию не пошёл. Двигатель в варианте 50 см 3 под названием «ВП-50» впоследствии выпускался на заводе «Молот» в Вятских полянах. Мотоцикл находится в коллекции Алексея Попова и выставлен в постоянной экспозиции Рижского Мотормузея.

Закрытие производства

1990-е годы стали кризисными для завода «Саркана звайгзне» и последними в его истории. После распада СССР и выхода Латвийской республики из состава СССР повысились налоги, началась денационализация предприятий, сорвалось несколько крупных сделок, были разрушены все связи с сетью с магазинов СССР (население 15 республик на момент распада 294 миллиона человек), к тому же мопеды создавали конкуренцию в самой дешёвой категории на новом рынке, а также один из потомков Густава Эренпрейса (основателя велосипедного завода, на базе которого и развилась в советский период «Саркана звайгзне») отсудил у руководства часть заводской территории, а после бросил всё это хозяйство и убежал в Европу. Несмотря на все попытки удержаться на плаву, производство мопедов и мокиков в 1998 году было остановлено, а Рижский мотозавод со станками, технологиями, и так далее, стали распродавать по частям по цене металлолома, большой коллектив, который работал на заводе, был уволен. На момент развала завода было достаточно много новых разработок по мотору. Был создан 4-х скоростной мотор V-90, который выкупили китайские предприниматели.

Сейчас на месте этого предприятия, впрочем, как и на других передовых производствах того времени остались лишь старые заводские развалины. Но любители мототехники помнят мопеды «Рига» и объединяются в клубы любителей ретро.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...