Срок давности штрафа в Эстонии

Истечение срока давности по требованию, регулируется законом об общей части гражданского права глава 10 (закон TsÜS доступен по ссылке : https://www.riigiteataja.ee/akt/106122010012?leiaKehtiv ).

Право требовать от другого лица совершения действия или воздержания от него (требование) утрачивает силу за давностью в течение установленного законом срока (срок давности). По истечении срока давности по требованию обязанное лицо может отказаться от исполнения своих обязанностей. Истечение срока давности не означает само по себе прекращение обязанности, однако дает право лицу отказаться от исполнения.

Срок давности по требованию, (например договор займа) вытекающему из сделки, составляет три года и (десять лет, если обязанное лицо нарушил свои обязательства умышленно). Течение срока давности начинается с момента, когда требование становится взыскиваемым (Закон об части гражданского права ст. 147 ч.1).

В отношении истечения сроков давности существуют так же и отличия : например течение срока давности по требованию о выплате оговоренного вознаграждения начинается с окончания того года, когда требование становится взыскиваемым; если требование становится взыскиваемым с предъявления счета, то течение срока давности по требованию начинается с окончания календарного года, когда управомоченное лицо вправе предъявить счет.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ ЗА ЛИШЕНИЕ ВОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ. ПЛАТИТЬ ИЛИ НЕТ. СРОКИ ДАВНОСТИ ЕГО ИСПОЛНЕНИЯ.

Срок давности по требованию, вытекающему из закона , составляет десять лет со дня, когда требование становится взыскиваемым, если законом не установлено иное (см. дополнительно отличие в настоящем законе ст.150 и в отношении неосновательного обогащения и cт. 151 т.д.).

Срок давности по требованию, признанному вступившим в законную силу решением суда , а также по требованию, вытекающему из судебного соглашения или иного исполнительного документа, составляет 10 лет (до 2011 года срок составлял 30 лет). cт. 157 п 1.

Срок давности прерывается и возобновляется признанием требования обязанным лицом и предъявлением исполнительного документа к исполнению. Признание требования может состоять например в частичном погашении задолженности, уплате процентов, предоставлении гарантии или совершении иного действия.

Течение срока давности приостанавливается предъявлением управомоченным лицом иска (а также подача заявления в ускоренное производство по платежному поручению) об удовлетворении или признании требования.

NB! Суд или иной разрешающий спор орган, учитывает применение истечения срока давности по требованию, только по ходатайству лица. Если ответчик не ходатайствует о применении истечения срока давности, то суд может присудить требование с истекшим сроком давности.

Поправки к закону от 1 апреля касаются прежде всего срока давности по решениям суда в гражданских делах . Суд по гражданским делам рассматривает споры, связанные, например, с невыплатой по кредитному договору, арендной платой или коммунальными платежами, счетами на оплату мобильной связи и т.д.

Срок давности требований: руководство по освобождению от долга

Сколько действует неоплаченный штраф ГИБДД? Срок давности

5 апреля 2021 впервые наступит тот день, когда исполнится 10 лет находящимся в производстве решениям суда, в части которых можно ходатайствовать о наступлении срока давности. Срок давности начинается с того дня, когда взыскатель подает решение суда для взыскания судебному исполнителю и заканчивается по истечении 10 лет.

Источник: www.juristaitab.ee

Лишили прав в нетрезвом состоянии и штраф 30 000 р. Прошло 2 года. Могу ли я не платить штраф и забрать права? Могут ли они быть аннулированы, или срок давности прошёл?

Главная Вопросы и ответы Административное право Лишили прав в нетрезвом состоянии и штраф 30 000 р. Прошло 2 года. Могу ли я не платить штраф и забрать права? Могут ли они быть аннулированы, или срок давности прошёл?

Здравствуйте. Лишили прав в нетрезвом состоянии и штраф 30 000 р. Прошло 2 года. Могу ли я не платить штраф и забрать права? Могут ли они быть аннулированы, или срок давности прошёл?

Адвокат Антонов А.П.

Согласно ст. 31.9 Кодекса об административных правонарушениях, постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.
Течение срока давности, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное взыскание.
В случае отсрочки или приостановления исполнения постановления о назначении административного наказания в соответствии со статьями 31.5, 31.6, 31.8 настоящего Кодекса течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки или срока приостановления.
случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки.
Согласно ст. 31.1 Кодекса об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:
1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;
2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;
3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.
Согласно ст. 32.7 Кодекса об административных правонарушениях, течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права.
В течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права лицо, лишенное специального права, должно сдать документы, предусмотренные частями 1 — 3.1 статьи 32.6 настоящего Кодекса, в орган, исполняющий этот вид административного наказания, а в случае утраты указанных документов заявить об этом в указанный орган в тот же срок.
В случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов срок лишения специального права прерывается. Течение прерванного срока лишения специального права продолжается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов, а равно получения органом, исполняющим этот вид административного наказания, заявления лица об утрате указанных документов.
Течение срока лишения специального права в случае назначения лицу, лишенному специального права, административного наказания в виде лишения того же специального права начинается со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, примененного ранее.
Таким образом, штраф может быть аннулирован судом, однако срок давности исполнения лишения специального права так и не начал течь, поэтому Вы все еще считаетесь лишенным водительского удостоверения.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Дата актуальности материала: 02.04.2020

Всего комментариев: 26

Здравствуйте, я иностранец машин меня выписанные, я отдал машину другу по кататься ,он отказался МО там штраф 30000 лишения права(штраф на водителя) , 10 мес прошёл ещё не оплатил, я скоро домой иду у меня будут проблемы,

Добрый день лишили прав год назад штраф не оплатила ,прислали повторно т е вместо 30 тысяч я должна заплатить 60 как обжаловать чтоб не платить лишнее ?

Добрый день! Согласно ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, — влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Таким образом, т.к. Вы не уплатили административный штраф в срок, то Вас, очевидно, привлекли к административной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ. Для ответа на вопрос об обжаловании, необходимо ознакомиться с материалами дела

Добрый день,ву меня такой, меня лишили прав на 1,5 и 30000 штрафа дали, я не хочу сдавать вод удостоверение и платить штока, правлильно я понимаю что если я за два года это не сделаю , наказание аннулируется?

Согласно ч.1 — 2 ст. 32.7 КоАП РФ, течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права.

В течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права лицо, лишенное специального права, должно сдать документы, предусмотренные частями 1 — 3.1 статьи 32.6 настоящего Кодекса, в орган, исполняющий этот вид административного наказания, а в случае утраты указанных документов заявить об этом в указанный орган в тот же срок.

В случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов срок лишения специального права прерывается. Течение прерванного срока лишения специального права продолжается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов, а равно получения органом, исполняющим этот вид административного наказания, заявления лица об утрате указанных документов.

Таким образом, в случае, если Вы не сдадите права, срок течения лишения прав будет приостановлен и возобновлен, когда Вы сдадите права

Вопрос такой, был лишен ст.12.26 ч.1 в 2013 году, права сдал, штраф оплатил после срока 1,6 мес., перездал,права вернул. в 2020г переехал в соседний регион, сегодня вызвали в гибдд сказали штраф в 30000 незакрыт, я так понял ошибка в базе данных гибдд,.

Добрый вечер. Лишали прав за езду в не трезвом виде. Прошло 8 лет, штраф не платила. У приставов нет моего дела. Как мне действовать, чтоб вернуть права.

Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1191 (ред. от 10.10.2018) «Об утверждении Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами», изъятое водительское удостоверение возвращается лицу, подвергнутому административному наказанию в виде лишения права на управление транспортными средствами (далее — лицо, лишенное права на управление), по истечении срока лишения этого права, успешно прошедшему в подразделении Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — подразделение Госавтоинспекции) по месту исполнения постановления суда по делу об административном правонарушении проверку знания им правил дорожного движения (далее — проверка), при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, при наличии в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах информации об уплате в установленном порядке наложенных на него административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения либо представлении указанным лицом документов, свидетельствующих об уплате таких административных штрафов, а лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26 и частью 3 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также после прохождения ими медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством (далее — обязательное медицинское освидетельствование).

Таким образом, чтобы получить водительское удостоверение, Вам необходимо оплатить штраф. Далее обратиться в ГИБДД и приложить необходимые документы, включая документ, подтверждающий оплату штрафа.

В 2016 году лишили прав за отказ от мед. , освидетельствования, права сдал, сейчас оказалос, что отметки осдаче не было и срок не шел, что можно сделать?

Добрый день! Вам необходимо доказать, что Вы сдавали права в ГИБДД

Добрый день, лишили прав в 2016 году, штраф не платила. Штраф висел на госуслугах какое-то время, потом он исчез. Ходила в ФССП — говорят, что исполнительного производства на 30 000 тысяч не было. Права сдала в 2020 году, срок прошел — 1,5 года. В ГИБДД Права не отдают, экзамен сдан, все документы на руках. Говорят оплатите штраф, так как у них штраф в базе висит.

Написала заявление, чтоб предоставили письменный отказ на каких основаниях не отдают права. Пока молчат.
Подскажите, возможно ли вернуть права без оплаты штрафа? Что необходимо предоставить в ГИБДД, какие документы/справки, чтоб вернули мне права?

Согласно ч.4.1 ст. 32.6 КоАП РФ, По истечении срока лишения специального права за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 9.3 и главой 12 настоящего Кодекса, водительское удостоверение или удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, возвращаются после проверки знания им Правил дорожного движения и после уплаты в установленном порядке наложенных на него административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения, а за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26 и частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, также медицинского освидетельствования данного лица на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.

Таким образом, Вы должны оплатить штраф.

подскажите, лишили прав за отказ от МО , срок подходит к концу , была сделана справка ( будет действовать при окончании лишения) до нового закона 1 марта 2022 года с доп анализами, примут ли в гибдд мою старую справку или отправят сдавать доп анализы и получать новую?

Добрый день!
О каком новом законе идет речь?

Постановление суда 17.02.2019года о лишении прав и штраф 30 000, права в гбдд, но штраф не оплачен, могу ли я сечас оплатить штраф и забрать права и как это сделать?

Добрый день! Вы можете оплатить штраф. После оплаты штрафа обратитесь со всеми необходимыми документами в ГИБДД, где хранится Ваше водительское удостоверение

Прошел год как надо забрать права, и не могу сдать пдд. Что за это будет, какое наказание.

Добрый день! В описанной Вами ситуации, состав какого-либо правонарушения отсутствует

Лишили прав в 2019 году, срок лишения закончился больше года назад. Права я не сдавал, писал заявление об утере. И вот месяц назад меня снова задержали в нетрезвом состоянии. На суд я не ходил. В ГИБДД была повестка, но я не пошел, опасаюсь подхватить ковид. Квитанция о штрафе не приходит, на госуслугах тоже штрафа нет. Теперь не понятно, лишили меня прав, или нет.

Скажите пожалуйста, почему мне не приходит квитанция о штрафе?

Добрый день! Адвокат не может знать, по какой причине Вам не приходит квитанция о штрафе

Доброго дня! 2 года назад меня осудили по 12.8 часть 3 КоАП РФ. Назначили 30000р штраф. Штраф не оплачен и ушел на исполнение к судебным приставам. Подскажите, аннулируется ли штраф когда пройдет 2 года взыскания?

Был военсуд, по этому назначили штраф а не 15 суток.
На днях решением суда прекратили другие взыскания по штрафам ПДД.
Спасибо за ответ.

Добрый день! Согласно ч.1,2 ст. 31.9 КоАП РФ, 1. Постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.
2. Течение срока давности, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное взыскание.
Таким образом, если вы не уклонялись от выплаты штрафа, то штраф аннулируется, когда пройдет 2 года

Добрый день,лишили в.у 7 лет назад за управление в не трезвом виде на полтора года плюс штраф 30000 т.р.,штраф не оплатил и сейчас хочу вернуть в.у,у судебных нет информации даже в архиве на этот штраф,а гибдд требует постановление о прекращении админ.дела,отправили на участок к мир.судьям за постановлением а там говорят мы выдадим номер счета на оплату,законно ли это или есть срок давности?может писать жалобу на мир.судей в районный суд?

Добрый день! Согласно ст. 31.9 КоАП РФ, 1. Постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.
(в ред. Федерального закона от 21.04.2011 N 71-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Течение срока давности, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное взыскание.
3. В случае отсрочки или приостановления исполнения постановления о назначении административного наказания в соответствии со статьями 31.5, 31.6, 31.8 настоящего Кодекса течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки или срока приостановления.
4. В случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки.
Таким образом, срок исполнения постановления о назначении административного наказания истек

Здравствуйте у меня такой вопрос могут ли меня не допустить к экзамену в ГИБДД если у меня есть просроченные штрафы пятилетней давности по статье 1 часть 12.7 7
Езда без прав

Добрый день! Согласно Приказу МВД России от 20.02.2021 N 80 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений»,108. Основаниями для отказа в допуске к экзамену в соответствии с пунктом 23 Правил являются:
108.1. Обращение лица, не достигшего установленного статьей 26 Федерального закона о безопасности дорожного движения возраста, либо не имеющего медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами либо не прошедшего в установленном порядке соответствующего профессионального обучения.
108.2. Наличие сведений о лишении лица права на управление транспортными средствами.
108.3. Представление документов, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащих недостоверную информацию.
108.4. Представление документов, имеющих признаки подделки, а также находящихся в числе утраченных (похищенных).
108.5. Неуплата государственной пошлины в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
108.6. Наличие сведений об отсутствии у организации, осуществляющей образовательную деятельность, в период прохождения кандидатом в водители профессионального обучения в этой организации лицензии на осуществление образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения.
Таким образом, неуплата штрафа не является основанием для отказа в допуске к экзамену

Источник: pravo163.ru

КС выявил пробел в порядке исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности

Один из экспертов отметил, что на данный момент готовится проект нового КоАП РФ и важно, чтобы законодатель успел учесть в нем разъяснения, данные Конституционным Судом. По словам другого, рассмотренный КС вопрос имеет огромную практическую значимость, поскольку срок давности подлежит установлению абсолютно в каждом деле. Третий указал, что постановление в очередной раз подчеркивает особую роль КС РФ не только в толковании права, но и в прямом правовом регулировании правоотношений. Четвертая считает, что произвольное определение дня, с которого начинает исчисляться срок давности, влияет на судьбу привлекаемого к ответственности лица.

17 мая Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 19-П, в котором признал ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, регламентирующую вопрос давности привлечения к административной ответственности, не соответствующей Конституции.

Попытка оспорить привлечение к административной ответственности

22 декабря 2020 г. Ольга Мельникова, управляя автомобилем, создала помеху автобусу, водитель которого был вынужден резко затормозить. Ему удалось избежать столкновения, однако из-за резкого торможения в салоне автобуса упали пассажиры, один из которых сломал руку.

В соответствии с абз. 4 ст. 2 Закона о безопасности дорожного движения и абз. 15 п. 1.2 ПДД инцидент был квалифицирован как ДТП, произошедшее по вине Ольги Мельниковой. Постановлением мирового судьи от 22 марта 2021 г. женщина была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.

12.27 КоАП РФ, поскольку она покинула место ДТП. Ей было назначено административное наказание в виде лишения права управления ТС сроком на один год.

Не согласившись с этим, Ольга Мельникова оспорила его, указав среди прочего, что судебный акт был вынесен по истечении срока давности привлечения к административной ответственности. Однако районный суд оставил постановление мирового судьи без изменения. Отвергая довод жалобы о вынесении постановления за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, суд сослался на разъяснения ВС РФ о том, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам – со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. № 5). Вышестоящие инстанции также подтвердили законность постановления и решения по делу об административном правонарушении.

В связи с этим Ольга Мельникова обратилась с жалобой в Конституционный Суд, в которой указала, что срок давности привлечения к административной ответственности подлежит, как это непосредственно следует из ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, исчислению со дня совершения административного правонарушения. Вопреки этому суды, рассматривавшие дело, по ее мнению, ошибочно исчислили его со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения, в результате чего она была привлечена к административной ответственности по истечении трех месяцев и одного дня с момента инцидента, то есть за пределами установленного срока давности.

Таким образом, заявительница просила признать оспариваемое законоположение не соответствующим Конституции РФ, поскольку оно содержит неопределенность в вопросе об исчислении срока давности привлечения к административной ответственности, не позволяющую однозначно установить, с какого дня должно начинаться исчисление данного срока и, соответственно, в какой день он должен считаться истекшим.

КС проанализировал толкование и применение оспариваемой нормы

Изучив материалы дела, Конституционный Суд заметил, что истечение срока давности привлечения к административной ответственности является одним из обстоятельств, исключающих возбуждение производства по конкретному делу об административном правонарушении или влекущих его прекращение. Он подчеркнул, что, закрепляя сроки давности привлечения к административной ответственности и правила их исчисления, компетентные органы законодательной власти обязаны проявлять надлежащую заботу о качестве устанавливаемых ими правовых норм, с тем чтобы исключить их неоднозначную интерпретацию в правоприменительной практике (постановления от 16 октября 2020 г. № 42-П, от 6 апреля 2021 г. № 10-П, от 21 июля 2021 г. № 39-П и др.).

КС признал конституционными нормы КоАП о нарушении порядков и правил обеспечения транспортной безопасности

Суд также пояснил порядок исчисления срока давности привлечения к ответственности за непредставление результатов оценки уязвимости транспортных средств или разработанных планов, установленных законодательством об обеспечении транспортной безопасности

КС указал: ч. 1–4 ст. 4.5 КоАП РФ предусматривают, что днем, с которого должен исчисляться срок давности, является по общему правилу день совершения (обнаружения) административного правонарушения.

По истечении срока, отсчитываемого именно с этого дня, производство по делу об административном правонарушении исключается, вследствие чего оно не может быть начато, а начатое должно быть прекращено. Данный подход не опровергается ч. 1 ст.

4.8 «Исчисление сроков» КоАП РФ, согласно которой течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. В силу прямого указания, содержащегося в примечании к этой статье, ее положения не подлежат применению, если другими статьями названного Кодекса установлен иной порядок исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных наказаний. Как указал Суд, системный анализ взаимосвязанных предписаний, предусмотренных ч. 1 ст. 4.5, ч. 1 ст. 4.8 КоАП, свидетельствует о том, что их совместная интерпретация, по сути, означает: данный срок должен начинать исчисляться со дня совершения (обнаружения) административного правонарушения.

Вместе с тем, заметил КС, такое понимание правил исчисления срока давности привлечения к административной ответственности не находит поддержки у Верховного Суда. Так, в абз. 2 п. 14 Постановления Пленума № 5 разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности должен исчисляться по общим правилам исчисления сроков – со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). Согласно правовой позиции ВС РФ, в зависимости от категории административного правонарушения (оконченное или длящееся) или его объективной стороны (действия или бездействие) допускается возможность по-разному определять начало исчисления срока давности привлечения к административной ответственности. В отношении оконченного правонарушения – со дня, следующего за днем его совершения (за исключением административных правонарушений, совершаемых в форме бездействия, срок давности привлечения за которые должен исчисляться со дня его совершения), в отношении длящегося правонарушения – со дня его обнаружения. «Несмотря на то что непосредственно в КоАП РФ не содержится нормативных оснований для такой дифференциации начала течения срока давности, это не может не оказывать определенного негативного влияния на решение этого вопроса при рассмотрении судами дел об административных правонарушениях», – подчеркивается в постановлении.

Изучение судебной практики, складывающейся в связи с применением административной ответственности, свидетельствует, что она – даже после издания Постановления Пленума № 5 – не отличается устоявшимся единообразием в указанном вопросе определения начала исчисления срока давности, добавил КС. Он пояснил, что при привлечении физических и юридических лиц к данному виду публично-правовой ответственности не исключается произвольное определение дня, с которого начинается исчисление указанных сроков.

Анализируя существующие в административно-юрисдикционной деятельности подходы к исчислению сроков давности привлечения к административной ответственности, Суд обратился к правилам исчисления сроков давности привлечения к уголовной ответственности. Он пояснил, что данные виды ответственности, являясь самостоятельными правовыми инструментами, предназначенными для борьбы с теми или иными правонарушениями, обладающими общественной опасностью, имеют схожие задачи, базируются на рядоположенных принципах, преследуют общую цель защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности и правопорядка и, по сути, во многом дополняют друг друга.

КС указал, что в соответствии с ч. 2 ст. 78 «Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности» УК РФ сроки давности привлечения к уголовной ответственности так же, как это предусмотрено оспариваемым законоположением в отношении административной ответственности, подлежат исчислению со дня совершения преступления. Тем не менее ВС РФ придерживается отличающегося от интерпретации ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ подхода к разъяснению порядка исчисления сроков давности привлечения к уголовной ответственности, подчеркнул КС. Так, в п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2013 г. № 19 указано, что сроки давности привлечения к уголовной ответственности оканчиваются по истечении последнего дня последнего года соответствующего периода; при этом не имеет значения, приходится ли окончание сроков давности на рабочий, выходной или праздничный день.

Различный подход судов к определению дня, с которого должно начинаться исчисление сроков давности привлечения к административной и уголовной ответственности, особенно применительно к так называемым составам преступлений с административной преюдицией, – притом что ч. 1 ст. 4.5 КоАП и ч. 2 ст. 78 УК содержат в его отношении, по сути, идентичные формулировки, – отступает от конституционных принципов правовой справедливости и юридического равенства, заметил Конституционный Суд.

При этом Суд посчитал, что, несмотря на особенности рассматриваемых арбитражными судами и судами общей юрисдикции споров, законодатель может унифицировать процессуальные правила пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, предусмотрев для судов единый порядок действий

Обращаясь к Определению от 11 ноября 2021 г. № 2356-О, он пояснил, что судами общей юрисдикции и арбитражными судами допускается дифференцированное толкование условий прекращения течения сроков давности привлечения к административной ответственности. Такое толкование детерминировано существенной спецификой законодательного регулирования производства по делам об административных правонарушениях, предопределенной непосредственно правилами (нормами), установленными КоАП и АПК.

Суд обязал законодателя устранить выявленную неопределенность

По мнению КС, в такой ситуации наиболее корректным или даже единственно возможным способом выявления реального содержания и значения установленного законодателем правового регулирования является законодательное уточнение нормативных положений, неясность (неоднозначность) которых создает серьезные препятствия для полноценного обеспечения равенства перед законом и судом в процессе их применения.

КС: Наличие двух обоснованных, но противоречивых вариантов толкования нормы – повод признать ее неконституционной

Конституционный Суд указал, что в такой ситуации законодательное уточнение нормативных положений является едва ли не единственным вариантом устранения неопределенности

Неоднозначность, неясность, недосказанность и противоречивость правового регулирования, неустранимая даже с помощью разъяснений, данных Верховным Судом РФ, неизбежно препятствует адекватному уяснению установленных законом правил. Такая неопределенность допускает возможность неограниченного усмотрения публичной власти в процессе их применения, создает предпосылки для административного произвола и избирательного правосудия, чем ослабляет гарантии защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, убежден Конституционный Суд.

Он указал, что выявления в действующем законодательстве одного лишь нарушения требования определенности правовой нормы вполне может быть достаточно для признания такой нормы неконституционной (постановления КС РФ от 30 марта 2018 г. № 14-П, от 16 октября 2020 г. № 42-П, от 1 февраля 2022 г. № 4-П и др.)

Суд пояснил, что отсутствие в оспариваемом законоположении определенности в отношении дня, начиная с которого надлежит исчислять срок давности привлечения к административной ответственности, влечет за собой отсутствие необходимого единства в правоприменении, не поддающееся исправлению посредством юридического, в том числе конституционно-правового, истолкования. Это неизбежно вступает в противоречие с конституционными принципами правового государства, верховенства права и равенства всех перед законом и судом.

Таким образом, Конституционный Суд признал оспариваемую норму не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования неопределенность ее нормативного содержания порождает неоднозначное решение вопроса о дне, начиная с которого должен исчисляться срок давности привлечения к административной ответственности за совершение перечисленных в ней административных правонарушений. Данная норма допускает произвольное определение в качестве такого дня как дня совершения административного правонарушения, так и дня, следующего за днем совершения административного правонарушения.

КС отметил, что немедленное прекращение действия оспариваемой нормы может серьезно осложнить применение законодательства об административных правонарушениях. В связи с этим Суд обязал федерального законодателя незамедлительно принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ в вопросе о том, начиная с какого дня должен исчисляться предусмотренный ею срок давности привлечения к административной ответственности.

До внесения в законодательство соответствующих изменений исчисление срока давности должно осуществляться начиная со дня совершения административного правонарушения. Также КС постановил, что правоприменительные решения по делу Ольги Мельниковой подлежат пересмотру в установленном порядке.

Эксперты «АГ» прокомментировали позицию КС

Адвокат АП г. Москвы Артем Чумаков согласен с тем, что дело заявительницы было признано заслуживающим внимания КС РФ, поскольку благодаря этому был выявлен конституционно-правовой смысл спорного законоположения. Он отметил, что на данный момент готовится проект нового КоАП РФ, и он выразил надежду, что законодатель успеет исполнить, учесть разъяснения КС РФ, поскольку вопрос о сроках давности привлечения в административной ответственности очень важен. «Отрадно, что КС признал: все неустранимые сомнения в публичном праве должны толковаться в пользу гражданина или юридического лица, то есть сторон более слабых во властном правоотношении. Несмотря на то что данное разъяснение является истиной и “доктриной”, наши суды часто забывают об этом», – прокомментировал Артем Чумаков.

В документ, в частности, предлагается ввести новое положение о предоставлении лицам, подвергшимся административному аресту, бесплатной квалифицированной юридической помощи

Эксперт подчеркнул, что Конституционным Судом была проявлена скрупулезность и детальность при рассмотрении жалобы, и выразил надежду на то, что обращения и заявления в КС будут и впредь рассматриваться с такой же тщательностью. Он пояснил, что аналогичные актуальные сложные вопросы неоднократно ставятся перед КС. «Например, вопрос о разграничении состава мошенничества с электронными денежными средствами и кражи денег с банковского счета являлся предметом рассмотрения КС. Суд признавал, что противоречия существуют, но указывал, что они могут быть разрешены в том числе и толкованием ВС РФ», – рассказал Артем Чумаков.

Частнопрактикующий юрист Кирилл Кравченко подчеркнул, что вопрос, рассмотренный КС РФ, имеет огромную практическую значимость, поскольку абсолютно в каждом административном деле суд или административный орган обязан установить, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности. По его мнению, регулирование, которое ввел КС РФ до принятия необходимого закона, однозначно свидетельствует о соблюдении прав, законных интересов и гарантий для лиц, привлекаемых к административной ответственности, поскольку оспариваемая норма истолкована, по сути, в пользу таких лиц.

Вместе с тем эксперт полагает ошибочным признание и истолкование оспариваемого законоположения в пользу правильности исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности со дня, следующего за днем совершения правонарушения. «В таком случае непонятно, как вообще возможно пресечь административное правонарушение (например, если пресечение осуществляется со стороны сотрудников полиции, исходя из их полномочий, установленных п. 11 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции), если – по такой логике – правонарушения еще нет и пресекать нечего. На мой взгляд, исчисление срока давности, о котором идет речь в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, со дня фактического совершения административного правонарушения согласуется с примечанием к ст. 4.8 КоАП РФ», – считает Кирилл Кравченко.

Адвокат АП Санкт-Петербурга Никита Тарасов отметил, что поставленная перед КС проблема актуальна и была на повестке дня достаточно давно. «Многие практикующие юристы среди всех отечественных процессуальных кодексов отмечают КоАП РФ как самый неудачный. Например, в нем даже не закреплен принцип состязательности и равноправия сторон (по аналогии со ст. 15 УПК РФ), что на практике приводит к тому, что суд де-факто может осуществлять не свойственную ему функцию обвинения лица, привлекаемого к административной ответственности», – указал он.

Никита Тарасов особо отметил, что Конституционный Суд устранил имевшуюся правовую неопределенность в отношении дня, начиная с которого надлежит исчислять срок давности привлечения к административной ответственности, установив его, не дожидаясь внесения законодателем изменений в КоАП РФ. По его мнению, данное постановление в очередной раз подчеркивает особую роль КС не только в толковании права, но и в прямом правовом регулировании правоотношений.

Управляющий партнер КА «Минушкина и партнеры» Анна Минушкина указала, что рассмотренный КС вопрос действительно является спорным, поскольку, несмотря на разъяснения, данные в Постановлении Пленума № 5, единообразная судебная практика по вопросу исчисления сроков давности привлечения лиц к административной ответственности не сложилась. «Судами в отношении юридических лиц срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня совершения административного правонарушения, в то время как срок давности привлечения к административной ответственности физического лица исчисляется со следующего дня после совершения административного правонарушения», – заметила эксперт.

Анна Минушкина отметила, что произвольное определение дня, с которого начинает исчисляться срок давности привлечения к административной ответственности, влияет на судьбу привлекаемого лица. Так, отсутствие закрепленного в законодательстве конкретно определенного временного промежутка способствует неоправданно длительному пребыванию совершивших административное правонарушение лиц (как физических, так и юридических) под угрозой возможности административного преследования и применения административного наказания, пояснила эксперт.

Источник: www.advgazeta.ru

Срок давности штрафа в эстонии

Важные законодательные изменения в регуляции срока исковой давности требований

Кайри Туулмяги ,
адвокат,
адвокатское бюро Aivar Pilv

В соответствии с общим принципом части 1 § 146 Закона об Общей части гражданского кодекса (Tsiviilseadustiku üldosa seadus, далее – TsÜS), сроком исковой давности требований, вытекающих из сделки, считается 3 года. Более длительный срок исковой давности (10 лет) предусмотрен исключительно для определенных случаев, оговоренных законом. Основная цель сравнительно небольших сроков исковой давности – обеспечить незыблемость права.

Незыблемость права выражается, прежде всего, посредством принципа обеспечения определенности для должника, т.е. если кредитор в течение определенного времени не предъявил своих требований, значит, он не захочет предъявить их и позднее.

До сих пор исключениями из этого правила были требования, вытекающие из вступивших в силу решений суда или следующие из исполнительных документов. Законодатель стремился обеспечить кредитору большую защищенность на случай, если наличие или отсутствие обязательства было установлено судом либо если сам должник однозначно признал требование, например, в нотариальном соглашении. Таким образом, по действовавшему до 5 апреля 2011 года положению части 1 § 157 TsÜS, для требования, признанного вступившим в силу судебным решением, а также для требования, следующего из судебного соглашения или иного исполнительного документа, срок исковой давности составлял 30 лет. То есть, получив благоприятное решение суда, кредитор располагал достаточным временем для того, чтобы дождаться, когда финансовое положение должника улучшится, и не спешить с исполнением судебного решения.

С 5 апреля 2011 года вступила в силу поправка к части 1 § 157 TsÜS, согласно которой срок исковой давности требования, признанного вступившим в силу решением суда, а также требования, следующего из судебного соглашения или иного исполнительного документа (например, нотариального соглашения о немедленном принудительном исполнении), составляет 10 лет. Иными словами, законодатель существенно сократил время для реализации упомянутых требований.
Как следует из пояснительной записки к проекту Закона о преобразовании и защите долговых требований (вместе с этим законом изменили и рассматриваемое выше положение TsÜS), цель изменений – сократить непропорционально, с точки зрения должника, долгий срок исковой давности требования. Автор настоящей публикации разделяет точку зрения инициаторов законопроекта и считает, что такое изменение разумно и побуждает также кредитора более активно реализовывать свои требования, следующие из исполнительных документов. Теперь кредиторы вынуждены будут считаться с тем, что срок исполнения судебного решения вместо 30 лет составляет 10 лет. В связи с этим автор публикации рекомендует проявлять большую активность при взыскании долгов, в случае же, когда должник отказывается добровольно выполнять свои обязательства, не затягивать с обращением к судебному исполнителю для того, чтобы принудительно исполнить судебное решение или другой исполнительный документ.

В связи со вступившей в силу поправкой закона возникает правомерный вопрос: что же будет со сроками исковой давности требований, следующих из уже действующих исполнительных документов, до вступления в силу законодательного изменения?

В соответствии с Обязательственно-правовым законом, TsÜS и частью 4 § 9 Закона о применении закона о международном частном праве (Rahvusvahelise eraõiguse seaduse rakendamise seadus, далее – VÕSRS) новая регуляция (10-летний срок исковой давности) применяется к вытекающим из вступивших в силу судебных решений, судебных компромиссов и иных исполнительных документов требованиям, а также к требованиям без срока давности, возникшим до 1 марта 2011 года. Поскольку в части 1 § 157 TsÜS сокращается срок исковой давности вытекающих из исполнительного документа требований, то в соответствии с пояснительной запиской к проекту Закона о преобразовании и защите долговых требований на требования, вытекающие из исполнительных документов, вступивших в силу до изменения закона, распространяется оговоренное в Обязательственно-правовом законе, TSÜS и § 9 Закона о применении закона о международном частном праве.

Разночтения могут возникнуть относительно части 4 § 9 VÕSRS, не дающей однозначного ответа на вопрос: из каких принципов следует исходить, исчисляя срок исковой давности требований, следующих из принятых ранее (т.е. до внесения изменений в закон) исполнительных документов. То есть непонятно, к примеру:

  • заканчивается ли уже 1 января 2012 года срок исковой давности требования, признанного вступившим в силу 1 января 2002 года решением суда;
  • автоматически закончился ли на сегодняшний день срок исковой давности требований, следующих из прочих исполнительных документов, составленных в 2000 году.

Вероятно, законодатель не имел в виду такого подхода, поэтому автор публикации рекомендует в отношении требований по исполнительным документам, составленным до изменения закона, руководствоваться следующими принципами.
По мнению автора, следует по аналогии применять часть 2 § 9 VÕSRS. Из положений этой части следует, что если срок давности, в соответствии с TsÜS или Обязательственно-правовым законом, короче, чем по закону, действовавшему до 1 июля 2002 года, то срок исковой давности исчисляется с 1 июля 2002 года. Данный принцип применим также к требованиям, вступившим в силу на основании признания их судебным решением или следующим из судебного соглашения или иного исполнительного документа – то есть срок исковой давности в отношении них следует исчислять с 1 марта 2011 года. Это означает, что для исполнительных документов, вступивших в силу до 1 марта 2011 года, течение срока исковой давности заново начинается с 1 марта 2011 года. Таким образом, срок исковой давности упомянутых требований истекает 1 марта 2021 года независимо от того, когда были выданы исполнительные документы, в которых эти требования устанавливаются.

В то же время следует иметь в виду, что в части 4 § 9 VÕSRS также предусмотрено исключение: если срок давности, установленный в соответствии с частью 1 § 157 TsÜS, действовавшей до 1 марта 2011 года, заканчивается до 1 марта 2021 года, то на него распространяется положение той самой части 1 § 157 TsÜS, которая действовала до 1 марта 2011 года. То есть срок исковой давности требований, упомянутых выше, истекает, как правило, в тот же срок, что и без учета изменения закона.

В заключение можно сказать, что изменение закона не скажется сколь-нибудь заметно на ситуации для лиц, имеющих давние исковые требования, вступившие в силу по решению суда или иным исполнительным документам. Но особенно внимательными в отношении вступившего в силу изменения закона нужно быть тем кредиторам и должникам, в отношении которых судебное решение было принято или выдан исполнительный документ, начиная с 1 марта 2011 года, или для которых соответствующее судебное решение вступило в силу в последние годы. Требования к этим лицам по исполнительным документам теперь имеют значительно более короткий срок исковой давности – всего 10 лет.

Источник: ru.rup.ee

Рейтинг
Загрузка ...