Улица в Риге где снимали 17 мгновений весны

Улица в Риге где снимали 17 мгновений весны

Если у вас не работает один из способов авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке

Вначале немного предисловия. Фильм «17 мгновений весны» уже давно перестал быть просто фильмом, он является одной из вех в культуре своего времени, эпизоды из него растащены на цитаты, созданы целые коллекции анекдотов.

Но меня в этот раз интересует то, что множество эпизодов фильма снималось в моем родном городе — в Риге. Вот что об этом пишут в Интернете:

Начались съемки 11 апреля 1971 года в Берлине. В течение двух лет съемочной группе пришлось поколесить по свету, ведь снимали в Германии, Прибалтике, Грузии. http://www.levdurov.ru/show_arhive.php?&id=939

Кинематографическое начальство пожалело денег на зарубежные командировки, и в Берлине Лиознова снимала не так много. Цветочную улицу (Берн) нашли в Риге, границу между Германией и Швейцарией — на Кавказе, невыездного тогда Льва Дурова, получившего после роли провокатора Клауса кличку «главный бандит республики», пришлось пристрелить в подмосковном лесу — так дешевле.

Место съемок фильма “17 мгновений весны”. Снегопад в Риге. Самая узкая улица.


http://www.levdurov.ru/show_arhive.php?year=2003&month=9&id=925

Впервые картинки тыловой жизни немцев были представлены в фильме Татьяны Лиозновой так обстоятельно, с любовью к деталям и даже с нескрываемым любованием. Свой досуг и деловые свидания герои сериала проводят под звуки приятной музыки в небольших уютных «подвальчиках» с неповторимыми, запоминающимися названиями «Пухлый Готлиб» или «Элефант» за кружкой пива, чашкой кофе, рюмкой коньяка или за партией в шахматы. Эти телекартинки — не что иное, как отражение обобщенно-притягательного образа западной жизни, уже сложившегося к тому времени в сознании переживших свою «революцию потребностей» советских людей, в особенности тех, кому удалось тогда побывать в Европе.
http://www.levdurov.ru/show_arhive.php?year=2003&month=9&id=762

Описание у Юлиана Семенова:

Он шел на конспиративную квартиру, адрес которой ему дал Штирлиц, по пустынной улице.

Плейшнер пошел к дому, где помещалась явка, и, взглянув в окно, увидел высокого хозяина явки и черноволосого. Они стояли, беседуя о чем-то, между ними торчал большой цветок — сигнал провала. (Русский разведчик, почувствовав за собой слежку, успел выставить этот сигнал тревоги, а гестаповцы так и не смогли узнать, что этот цветок означает: «все в порядке» или «явка провалена». Но поскольку они были убеждены, что русский не знает об охоте за ним, они оставили все как было, а так как Плейшнер по рассеянности зашел сюда первый раз, не обратив внимания на цветок, гестаповцы решили, что на явке все в порядке.)

Плейшнер стоял возле окна в парадном — большого, немытого. Он выпрыгнул из окна — ногами вперед. Он хотел закричать, но не смог, потому что сердце его разорвалось, как только тело ощутило под собой стремительную пустоту.

Cinema Run: Filming Locations in Riga, Latvia — 17 мгновений весны

Улица в наши дни

Когда в этом фильме крупным планом показывают уличную табличку на Цветочной улице, то все забывают, что швейцарский немецкий отличается тем еще, что в нем отсутствует «эс-цет» и слово «улица» пишется через честное «ss».

Несколько лет назад я поехал в Берн, чтобы найти Цветочную улицу. Я знал, конечно, что знаменитый фильм снимался в Риге, на улице Яуниела, кажется, но все же поехал. Нужно мне было отчего-то посмотреть — как там? Стала для меня Цветочная улица символом отношений маленького человека и массовой культуры.

Итак, я все-таки пошел искать Цветочную улицу.
Цветочной улицы не было.

Был какой-то Цветочный переулок, вполне современной, послевоенной застройки. Я осмотрелся и неподалеку от нужного номера обнаружил кафе. Несколько разноплеменных людей сидели за пластмассовыми столиками. Эта пластмасса и строительные опилки в полиэтиленовых мешках вокруг подчеркивали правильность места.

Получалось, что Плейшнер должен был погибнуть в реальности точно так же, как герой «Пепла и алмаза» — среди какого-то мусора и прочих негероических предметов.

Я произнес перед ними речь о значении Плейшнера, и разноплеменный люд радостно согласился выпить за великого человека. Мы выпили, хотя один из моих новых знакомцев решил, что я — внук Плейшнера. И вот теперь внук, как наследник жертвы нацизма, приехал проведать памятное и скорбное место.

В те времена, когда в Риге снимали «заграницу», Яуниела превращалась в лондонскую Бейкер-стрит, по которой прохаживались Шерлок Холмс и доктор Ватсон (Василий Ливанов и Виталий Соломин).
Еще раз эта улочка Старой Риги прославилась в качестве Цветочной улицы в Берне, куда Штирлиц направил на явку профессора Плейшнера. Здесь он попал в гестаповскую западню и выбросился из окна, чтобы не попасть в застенки.
http://www.chas-daily.com/win/2006/01/04/g_002.html?r=32&

На самом деле, это не только швейцарская Цветочная улица из «Семнадцати мгновений весны», где падал из окна профессор Плейшнер, а также Фридрихштрассе в Берлине, по которой ездил Штирлиц, Бейкер-стрит из сериала о Шерлоке Холмсе. Богатая история у этой улицы, не правда ли?
http://www.mvs.gov.ua/sht/33_5.shtml

Пройдемся по бернской Блюменштрассе. Улица Тиргоню (здесь ошибка – это ул. Яуниела, прим. мое – Рената), что в Старой Риге, плавно изгибается, вот и дом, из окна которого в фильме выбросился профессор Плейшнер. Цветка, конечно, сейчас в окне нет, внутри квартируют какие-то бизнес-конторы. Нет на этой улице и милого зоомагазинчика с канарейками из фильма, зато в наличии пара-тройка дорогущих баров и ресторанов для интуристов. http://rus.delfi.lv/news/press/mklat/article.php?id=10775133

Вот в достоверности этих сведений я сомневаюсь, больше похоже на прикол:

Сердечно простившись с фирменными проводницами фирменного же поезда «Латвия» и водворившись в забронированные номера отеля «Рига», московские гости в моем сопровождении тут же отправились выбирать подходящий уголок Берна, где нашел свой конец профессор Плейшнер. Такая спешка была вызвана тем, что Евгений Евстигнеев спешил на гастроли, и съемки с его участием надо было уложить в первые же два-три дня.

— Где же видано, чтобы немецкий профессор со шведским паспортом в столице Швейцарии курил «Беломор» фабрики имени Урицкого? — пояснил Евстигнеев свои приобретения. И действительно, если хорошенько вглядеться, то можно увидеть, что в портсигаре у Плейшнера лежит «Рига». Это, конечно, не относится к той цигарке, которая лежала отдельно и с ядом, если под ядом не подразумевать табак вообще.

Оптимальное место для съемок мы отыскали довольно скоро – вблизи всемирно знаменитой Домской площади, на улочке Яуниела, которую с тех пор иногда называют Блюменштрассе или даже Штирлицштрассе. Некоторые сложности вызвало то, из какого окна должен выбрасываться Плейшнер, чтобы это выглядело достаточно убедительно с эстетической точки зрения. Пока главный оператор снимал ракурсы, я предложил на всякий случай подстелить под окном соломки.
— Не надо, — беспечно махнула рукой Татьяна Лиознова. — Евгений Александрович только примет яд, а прыгать из окна будет каскадер.

А это — злые гестаповцы, поджидающие бедного профессора Плейшнера в окне рядом со злополучным цветком.

Это окно находится на 4-м этаже вот этого дома, находившегося действительно на той же самой улице Яуниела

А вот тот самый момент, когда профессор Плейшнер выпадает из окна. Вот где в Риге такие витражи, что-то я и не припомню. Может, это в Таллинне? Или даже в павильоне «Мосфильма».

И — печальный финал профессора Плейшнера, лежащего на булыжной мостовой Блюменштрассе.

Источник

Съемки картины Семнадцать мгновений весны

«Семнадцать мгновений весны» — Берн, Цветочная улица, дом 9. Окна на 2 этаже — та самая конспиративная квартира, где была устроена гестаповская засада «на живца». Цветок, предупреждавший о провале советского разведчика, должен был стоять на подоконнике окна справа.
Настоящий адрес — Рига, улица Яуниела, дом 25/27. Здание хорошо отреставрировано.
«Цветочная улица». Левый крайний дом — именно там, на углу, был магазин, где продавали птиц, которыми любовался профессор Плейшнер после того, как не проверившись, он передал шифровку Штирлица гестаповской подставе.
Ресторан «Алекс» — назван в честь оперативного псевдонима руководителя разведки НКВД в Москве, который курировал работу советского разведчика Исаева-Штирлица. Напротив — знаменитый дом с конспиративной квартирой.
В центре Риги фактически увековечена память о двух корифеях советской разведки — «Юстасе» (Штирлице) и «Алексе» (шеф разведки НКВД).

Съемки картины «Семнадцать мгновений весны» проходили в разных частях СССР и за границей.
Неразрушенный Берлин снимали в столице ГДР, точнее в ее восточном секторе.
Швейцарскую границу пастор Шлаг переходил на съемках в Грузии.
Явка советского разведчика в Берне на Цветочной улице была «провалена» в Риге, где ее до сих пор показывают как одно из самых достопримечательных мест столицы Латвии.
Зоологический музей (музей природы), где Штирлиц ждал Бормана, снимали в Ленинграде.

Убийство подлеца Клауса (невыездного тогда актера Льва Дурова) произошло в подмосковном лесу.

За несколько часов до провала Профессор Плейшнер начинает идти в Майнсе (правильно: Мейсене) в Германии, затем смотрит на медвежат в Тбилисском зоопарке, доходит до Блюменштрассе и выбрасывается из окна в Риге.
И все это не скрывается от зрителя. Ведь главное — не единство места.

Советские кинематографисты успешно снимали кино о Западной Европе на рижской улице Яуниела.
На ее четной стороне Игорь Масленников снимал Бейкер-стрит.
Нечетную сторону Татьяна Лиознова выдала за Цветочную улицу Берна в фильме «Семнадцать мгновений весны».

Рига. Цветочная улица:

Самая кинематографичная улица Риги, на которой снимали 17 мгновений весны (Базель) и Шерлока Холмса (Бейкер-стрит). Узнать улицы из кино довольно сложно, придется потрудиться.

Источник

Где снимали «17 мгновений весны»: места съемок, история создания фильма

Едва успев выйти на телеэкраны страны 11 августа 1973 года, многосерийный фильм «Семнадцать мгновений весны», снятый режиссером Татьяной Лиозновой, произвел эффект разорвавшейся бомбы. Все советские зрители, позабыв о других делах, на двенадцать дней прильнули к экранам своих телевизоров, затаив дыхание, наблюдая за героическими буднями разведчика Максима Исаева, больше запомнившегося как штандартенфюрер СС Макс Отто фон Штирлиц, исполненного замечательным советским и российским актером Вячеславом Тихоновым.

История создания

Своим появлением на страницах книг Штирлиц обязан писателю Юлиану Семенову, написавшему роман-трилогию о советских разведчиках в годы Великой Отечественной войны. Первая книга, имевшая название «Пароль не нужен», вышла еще в 1966 году. За ним в течение следующих трех лет последовали «Майор Вихрь» и, собственно, роман «Семнадцать мгновений весны», фильм по которому был вскорости снят по личной инициативе председателя Комитета государственной безопасности Юрия Андропова.

В том же году, в котором был написан и сам роман, руководство киностудии «Ленфильм» выкупило у Юлиана Семенова одноименный сценарий, в срочном порядке его утвердило и назначило режиссера. Уже были начаты подготовительные работы к съемкам, проходили пробы первых претендентов на роли. Внезапно в ситуацию вмешалась Татьяна Лиознова, до того момента успевшая зарекомендовать себя блестящей режиссерской работой в только что вышедшем кинофильме «Три тополя на Плющихе».

Режиссер Татьяна Лиознова

Спустя длительное время ей все же удалось убедить Семенова отозвать сценарий у «Ленфильма» и продать его Киностудии имени Горького, в которой она работала.

Вопрос места съемок

Поскольку будущий телефильм был посвящен подвигу советских разведчиков, рискующих жизнью в самом логове фашисткой Германии — городе Берлине, кроме подбора актеров, максимально отражающих видение этой истории самим режиссером Лиозновой, успевшей к началу съемок практически полностью откорректировать и дополнить весь авторский сценарий, потребовалось решить и другой, не менее важный вопрос. Он состоял в том, что каким-то образом нужно было передать атмосферу Берлина, швейцарского Берна и других мест фронтовой Европы, но при этом умудриться не выйти за рамки выделенного бюджета.

Татьяне Лиозновой пришлось применить всю свою смекалку и фантазию. Она придумала решить этот вопрос за счет географических имитаций, выдавая на экране одни города и государства за совсем иные.

В итоге мест, где проходили съемки фильма «Семнадцать мгновений весны», оказалось множество. Они были и за границей, и внутри страны, а иногда одна единственная сцена, видимая зрителю у телеэкрана как единое целое, на самом деле представляла собой целое лоскутное одеяло. В качестве примера можно привести сцену провала профессора Плейшнера, в которой он сначала начинает свой путь в германском Мейсене, любуется медвежатами уже в зоопарке Тбилиси, и заканчивает свою жизнь на мостовой латвийской столицы Риги.

Швейцарская граница, которую переходил пастор Шлаг, находилась в Грузии. Берлинский зоологический музей, в котором Штирлиц ожидал Бормана, был снят в Ленинграде. Съемки «Семнадцати мгновений весны» в Бутырской тюрьме с легкостью отобразили ужасы застенков фашистского гестапо (на фото ниже).

Застенки фашисткого гестапо

Остановимся же подробнее на местах съемок этой легендарной киноленты, на протяжении сорока пяти лет не теряющей ни своей актуальности, ни любви телезрителей.

После окончания всех организационных тягот, весной 1971 года, наконец началась работа над фильмом.

Съемочная группа вместе со всем реквизитом и актерами отправилась в дружественную Германскую Демократическую Республику, первое из мест, где снимали «17 мгновений весны». Там планировалось отснять убийство Штирлицем фашистского провокатора, исполненного актером Львом Дуровым, а также все натурные сцены фронтового Берлина.

Однако Дурова из отечества не выпустила выездная комиссия. Причиной этому послужила аполитичность артиста. На заданный вопрос о том, как выглядит флаг Советского Союза, Лев Дуров ответил:

Он выглядит очень просто: черный фон, на нем белый череп и две перекрещенные берцовые кости. Называется флаг «веселый Роджер».

Его фамилия была тут же вычеркнута из списков отъезжающих.

Итак, какие же именно достопримечательности ГДР стали теми самыми местами, где снимали «17 мгновений весны»?

Их было достаточно много. Во-первых, в Германии были сняты виды швейцарского Берна, города, в который приехал профессор Плейшнер, роль которого сыграл блистательный актер Евгений Евстигнеев. Появившись в Берне, профессор гуляет по его улочкам и знакомится с городом. Телезрители видят непривычные советскому глазу старинные дома, черепичные крыши, булыжные мостовые и городской собор с двумя симметричными колокольнями.

Собор Мейсена, Германия

В действительности же эти съемки производились на улице Шлоссбрюкке восточно-германского города Мейсена.

Вторым объектом для съемок стал дом Штирлица, по сценарию расположенный в Бабельсберге, районе города Потсдама.

Дом Штирлица по сценарию

На самом же деле этот дом находится в районе Панков, северной части Берлина. Именно здесь и проживал советский разведчик.

Еще одним местом, где снимали «17 мгновений весны», в частности, больницей, в которой родился экранный ребенок радистки Кэт, стала самая настоящая берлинская университетская клиника «Шарите».

Клиника Шарите в Берлине

Эта лечебница была основана в 1710 году и является старейшим медицинским учреждением не только Германии, но и Европы.

«Элефант»

Это заведение, любимый пивной ресторан Штирлица, известно любому патриоту телефильма.

В реальной жизни «Элефант» называется Zur Letzten Instanz, что переводится как «Последняя инстанция». Ресторан является не только одной из достопримечательностей Берлина, но и старейшим заведением в мире, поскольку первое упоминание о здании, в котором он расположен, датируется еще 1561 годом. Сама же «Инстанция» ведет свое летоисчисление с 1621 года.

В разные годы посетителями этого ресторана становились такие знаменитости и исторические личности, как Наполеон Бонапарт, Клара Цеткин, Вильгельм Раабе, Чарли Чаплин. А в новой истории гостями «Инстанции» стали Михаил Горбачев, Дмитрий Медведев и Владимир Путин.

Знаменитый пивной ресторан в Берлине

Нас же это заведение интересует прежде всего как еще одно место, где снимали «17 мгновений весны». Именно здесь, в пивной, носящей по фильму название «Элефант», у Штирлица однажды произошло немое пятиминутное свидание со своей женой, устроенное советскими службами внешней разведки.

В этом же ресторане Максим Исаев ужинал с пастором Шлагом, роль которого исполнил знаменитый актер Ростислав Плятт. Правда на этот раз заведение уже носило другое название — Zum groben Gottlieb, что переводится с немецкого, как «У грубого Готлиба».

Сама же знаменитая и трогательная встреча Штирлица с женой, образ которой воплотила актриса Элеонора Шашкова, снималась уже не в этом ресторане, а в Москве, в павильоне киностудии.

Киностудия имени Горького

Через месяц работы в ГДР съемочная группа вернулась в Москву, практически сразу же приступив к работе в специально созданных для фильма павильонах киностудии имени Горького.

К их приезду художники-декораторы успели проделать серьезный объем работы, воссоздав в своих декорациях обстановку явочной квартиры Штирлица, коридоров ведомства рейхсканцлера Германии и кабинета начальника тайной государственной полиции Генриха Мюллера, образ которого стал практически первой знаковой работой в кино актера Леонида Броневого. Сшитый костюмерами китель с непривычки натирал Леониду Сергеевичу шею, поэтому он постоянно нервно дергал подбородком в сторону. Это его движение было замечено режиссером Лиозновой и впоследствии оставлено в картине.

Работа в павильонах продолжалась почти все лето, после чего съемочная группа отправилась в Латвийскую ССР.

Латвия

Съемки в Риге «Семнадцати мгновений весны» стали одними из самых ключевых в картине. В столице Латвии было отснято множество эпизодов, подаривших телезрителям атмосферу как Берлина, так и Берна.

Одной из достопримечательностей города, использованной в фильме, стал рижский Дом с черными котами, который можно увидеть на фото ниже.

Дом с черными котами в Риге

Это здание в центральной части Старого города Риги, построенное в 1909 году, для целей киноленты стало на время Берлинской гостиницей, у которой состоялась встреча советского разведчика Исаева с личным секретарем Гитлера Мартином Борманом, роль которого после некоторых колебаний исполнил советский автор-исполнитель и поэт Юрий Визбор.

Следующим объектом для съемок стала лютеранская церковь Креста, являющаяся памятником архитектуры города Риги.

Лютеранская церковь Креста

Это здание для нужд фильма стало церковью пастора Шлага, причем ее внешней оболочкой. При этом пастор занимался починкой органа и проведением богослужений в помещении рижской церкви Святого Павла, внутренний интерьер которой был также использован в картине.

Рижская церковь святого Павла

Явка советского разведчика в Берне была провалена в здании доходного дома, построенного в 1903 году архитектором Вильгельмом Людвигом Николаусом Бокславсем.

В правом окне на фото ниже должен был стоять цветок как условный сигнал, предупреждающий о провале явочной квартиры Штирлица.

Окна явочной квартиры Штирлица

Профессор Плейшнер по оплошности не обратил на это внимание.

Чтобы не попасть в руки головорезов группенфюрера Мюллера, он свел счеты с жизнью, выбросившись из окна подъезда на брусчатку примерно в том месте, которое отображено на фото ниже.

Мостовая улицы Яуниела в Риге

Эпизод гибели профессора Плейшнера стал одним из самых драматических в фильме.

Цветочная улица

Это место, настоящее название которого звучит как улица Яуниела, за долгие годы стало самой знаменитой советской кинематографической улицей Старой Риги.

В «Семнадцати мгновениях весны» она называлась Блюменштрассе. В другой же знаменитой киноленте, «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», улица Яуниела стала той самой Бейкер-стрит.

Знаменитая улица Яуниела

На самом же деле Цветочной улицы в Берне, по сценарию ставшем последним пристанищем для несчастного профессора Плейшнера, никогда не было и нет.

Грузия

В январе 1972 года были начаты съемки «Семнадцати мгновений весны» в Грузии. Целью поездки съемочной группы фильма был Тбилиси, в зоопарке которого снят эпизод посещения профессором Плейшнером якобы Бернского зверинца.

В горах же Боржоми снимался переход пастора Шлага через Баварские Альпы, а местом, в котором пастор стал на лыжи, стал горнолыжный курорт Бакуриани.

Главным же приветом из солнечной Грузии в фильме стала та самая немая сцена свидания Штирлица со своей женой в кафе «Элефант», идею которой подал Татьяне Лиозновой один из главных консультантов «Семнадцати мгновений весны», грузинский полковник КГБ Георгий Пипия, почерпнувший эту историю из личного опыта.

Москва

Уже к марту съемочная группа вернулась в Москву. Мест, где снимали этот фильм, здесь также было достаточно много.

В первых же кадрах картины можно увидеть Штирлица, прогуливающегося в пригороде Берлина с фрау Заурих по берегу красивого пруда. В действительности этим местом стала бывшая барская усадьба Архангельское-Тюриково, расположенная в Северо-Восточном административном округе Москвы.

Зданием спецведомства США в Берне послужила городская усадьба Чертковых, особняк восемнадцатого века на Мясницкой улице города Москвы.

Домом с конспиративной квартирой, в которой нацисты издевались над ребенком радистки Кэт, стал особняк Соловьева на пересечении Хлебного и Малого Ржевского переулков.

Рижский вокзал города Москвы, являющийся памятником архитектуры, был задействован в картине дважды.

Рижский вокзал в Москве

В первый раз Рижский вокзал был использован в качестве образа приграничного вокзала, из которого профессор Плейшнер отбывает в швейцарский Берн. В последней же серии фильма он уже «исполнил роль» вокзала самого города Берна, с которого Штирлиц провожал радистку Кэт в Париж.

Для отеля «Горные лыжники», в котором к Штирлицу приставала дама подшофе, было выбрано некогда популярное среди молодежи кафе «Лира», на месте которого впоследствии был построен первый в Советском Союзе ресторан «Макдоналдс» (на фото ниже).

Первый в стране

Вместо послесловия

С 11 по 24 августа 1973 года состоялась премьера «Семнадцати мгновений весны», на целых двенадцать дней приковавшая внимание телезрителей и даже резко снизившая уровень преступности, согласно официальным милицейским сводкам.

Такая же реакция зрителей наблюдалась и в Венгрии, Болгарии, на Кубе, да и везде, где когда-нибудь транслировался этот замечательный фильм.

Существует легенда, согласно которой после просмотра этой картины расчувствовавшийся Леонид Ильич Брежнев приказал немедленно разыскать и наградить настоящего Штирлица.

Однако вымышленный персонаж Максим Исаев был всего лишь красивой кинолегендой о подвиге советских разведчиков и пережитых страной тех далеких временах страшной войны, о которых никогда нельзя забывать.

Источник

Самая знаменитая киношная улица в Старой Риге.

Куда ведут всех гостей Риги? Конечно, в Старую Ригу! А там – на главную советскую киношную улицу: Яуниела (Новая улица). Она же — Блюменштрассе, она же – Бейкер-стрит. Давно обещал немного рассказать о ней. 39 лет назад, по вечерам, в СССР все поголовно прилипали к голубым тогда еще экранам и запойно смотрели «17 мгновений весны» (с 11 по 24 августа показали все 12 серий).

Кто из молодежи не смотрел – рекомендую. Причем, черно-белую, оригинальную версию. О советском разведчике полковнике Исаеве — штандартенфюрере СС Штирлице, весной 45-го срывающем вместе со своими помощниками сепаратные переговоры англо-американцев с представителями руководства фашистской Германии…

вот она — Цветочная (Блюменштрассе) из фильма «17 мгновений весны». (shukach.com)

и она же, но Бейкер-стрит — в «Шерлоке Холмсе и доктора Ватсоне». (tripevent.ru)

она же — в минувшее воскресенье. Улица не пешеходная, редкие вагончики с экскурсантами и автомобили (в Старую Ригу въезд платный и ограничен) как-то протискиваются между кафеюшками. Не в сезон их убирают и Яуниела как-бы становится шире, доходя до своего привычного киношного формата.

Но начнем мы с первого похода профессора Плейшнера (замечательного Евгения Евстигнеева) на Цветочную. Сейчас здесь в гостинице «Юстус» (хотя в сериале псевдоним Штирлица — Юстас) находится ресторан «Алекс» (псевдоним руководителя в аппарате советской разведки в Москве):

справа — то самое здание, в котором находилась явочная квартира.

В 7-й серии Плейшнер в Берне подписывает международную телеграмму. Голос Ефима Копеляна за кадром: «Плейшнер выполнил первое задание Штирлица. Через день в Москве прочтут это сообщение «Гиммлер через Вольфа в Берне вышел на переговоры с Даллесом. Юстас.» Плейшнер шел на конспиративную квартиру по адресу, который ему дал Штирлиц. До встречи ему оставалось еще полчаса….»

На 50-й минуте серии Плейшнер добрался до Цветочной.Ему бы пройти до конца этого здания, в котором с краю находился птичий магазин:

вот в этом окне, в котором в фильме были расставлены клетки с птицами, и сейчас отражается то самое окно напротив, на подоконнике которого справа от женской головы стоял горшок с розами — знак провала.

эти окна крупным планом — цветка, как видим, нет ни в одном. Явка вновь работает!))

Сейчас здесь под окнами конспиративной квартиры, как и в советское время, ресторан. Но — другой. Тот, который назывался «У Кристапа», славился своим разливным пивом, рыбными деликатесами и крокетами из лосятины.

Плейшнер должен был посмотреть на окно, но он напрочь забыл об этом. (кадр из фильма, источник — progulka.lv)

подъезд, куда направился связной.

. Плейшнер заходит в явочную квартиру, не дождавшись отзыва на пароль… «Это была уже вторая его ошибка, — звучит голос Копеляна за кадром. — Пьяный воздух свободы сыграл с профессором Плейшнером шутку. Явочная квартира советского разведчика была провалена фашистами. И сейчас здесь ждали гостей. Первым гостем оказался связной Штирлица профессор Плейшнер.»

В 9 серии при втором походе на Блюменштрассе на Плейшнера взнезапно находит озарение, и он вспоминает, что не исполнил предписаний Штирлица…

короткий ролик на 29 секунд – явка провалена.

На 22 минуте 12 серии Штирлиц (мудрый Вячеслав Тихонов) приезжает на Цветочную, узнав в пансионате, в котором останавливался Плейшнер, что тот погиб, выбросившись из окна подъезда. Штирлиц заходит в птичий магазин и видит сквозь окно цветочный горшок. А «падал» Плейшнер, раскусивший перед этим ампулу с ядом, сюда, на мостовую:

Но внутренности подъезда снимались совсем на другой улице Старой Риги — Пилс (Замковой):

Возвратимся однако на Яуниела, которая появилась в Риге, несмотря на свое название — Новая — в 1599 году. Длина ее — 230 метров. Посмотрим на нее со стороны Домской площади:

А теперь пройдемся уже по Бейкер-стрит. Сейчас здесь выставлены столики от ресторанов, а не в сезон картинка почти такая же, как в фильме «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон». Они и ходили по этой улице, и ездили в кэбах:

кадр из фильма (archdesignfoto.com)

Но жили друзья в совершенно ином доме, который находится в крохотном дворике сразу за «птичьим магазином»:

А это — входная дверь, которую частенько отворяла миссис Хадсон:

Эта же дверь в фильме была выкрашена в другой цвет и обзавелась львами и ажурными заборчиками по бокам. Здесь запечатлен эпизод, когда Стемфорд приводит Ватсона к Холмсу, где доктор впервые знакомится со своим будущим другом и напарником. (lioracompany.com)

А теперь я вам покажу еще несколько мест, где снимались «17 мгновений».

угол Амату (Ремесленной) и МЕйстару (Мастеровой) – Штирлиц идет на встречу с Борманом (на заднем фоне здание Малой Гильдии) (progulka.lv)

здесь ракурс чуть другой, и деревья заслоняют Малую Гильдию, и на каменном ограждении возвели металлический забор.

это знаменитый «Кошкин дом» (с кошками на башенках). У этого здания Штирлиц садился в машину к Борману.

Вход в «музей природы», в котором Штирлиц ждал, подъедет ли Борман на встречу

А так это выглядело в фильме (на кадре на заднем плане видна надпись по-латышски — «ремонтная матсерская»)). Снимок прислала подруга по ЖЖ Рената, как и два последующих кинокадра:

На 28 минуте в 11 серии по ЗИргу (Лошадиной) идут ополченцы на фронт, а Кэт выходит из арки с двумя детьми на руках и смотрит на солдат — пожилых и юнцов. Кэт ждет более минуты, пока не пройдет последний мальчишка в форме не по росту и со шмайсером в руках:

Кэт с детьми появляется в проеме арки.

так эта улица выглядит в наши дни.

вот эта арка, в которой стояла русская радистка, которую потом вывезет из Германии Штирлиц. На дальнем плане виднеется Домский собор.

здесь, у здания монастыря (госпиталя в фильме), примыкающего к Домскому собору, Штирлицу с Кэт и детьми придется притормозить и ждать, пока из санитарных машин будут вытаскивать носилки с ранеными. Когда один из грудничков заплачет, а военный-постовой вперится в машину взглядом, Штирлиц сдаст назад, развернется и уедет. Памятник немецкому просветителю Гердеру в фильме завалят мешками с песком по самую голову. Любопытно, что рижский бюст сделан в свое время со слепка верхней части памятника Гердеру в Веймаре.

Любимые фразы из фильма:

А вас, Штирлиц, я попрошу остаться… еще на одну минуту. (Мюллер)
Мы все под колпаком у Мюллера. (Штирлиц)
Да будет вам, Штирлиц, и так в ушах звенит. (Мюллер, в ответ на «Хайль Гитлер!»)
Верить в наше время нельзя никому, даже самому себе. Мне — можно. (Мюллер)
В любви я — Эйнштейн! (дама с лисой)
Эта травка хорошо помогает от почек. У вас не болят почки? Жаль. (фрау Заурих)

Впрочем, этих фраз гораздо-гораздо больше. Но в конце хотелось бы поделиться следующим. У моей белорусской
подруги Ольги прочитал о том, чего прежде не знал о фильме:

«Композитор Микаэл Таривердиев вспоминал, что для знаменитых «Семнадцати мгновений весны» было написано несколько песен, но в фильм вошло только две: знаменитые «Мгновения» и «Песня о далёкой родине».
По первоначальной задумке в кафе «Elefant» Штирлиц должен был встретить жену с сыном. У мальчика в руках была игрушка — клоун с металлическими тарелочками. Одна из тарелочек отвалилась. Штирлиц незаметно подобрал её и сделал брелок.

Понимая, что в этой сцене всё внимание зрителей будет обращено на ребёнка, режиссёр Татьяна Лиознова изменила сценарий. Исчезла сюжетная линия, и пришлось отказаться от одной песни. В первых сериях фильма остался лишь брелок, который Штирлиц постоянно вертит в руках. А от песни сохранилась пронзительная мелодия «Дороги»

Вот эта песня (источник: eugeneeu

ЗЫ. Моя подруга irka_brigadirka в комментах написала:
У нас балет «Анна Каренина» начинался в 19, а заканчивался в 20 часов.)) Двухчасовой! Гнали так по приказу примы, которая прямо в гриме прыгала в машину после спектакля и ехала смотреть Штирлица.)

Источник
Рейтинг
Загрузка ...