Уния Польши и Литвы ⇐ Общие вопросы истории
УНИЯ ПОЛЬШИ И ЛИТВЫ
Существо отношений Польши и Литвы до середины XV века. Обширному литовскому государству грозила смертельная опасность со стороны Ордена крестоносцев, когда последний после завоевания Пруссии оказался па границе Литвы (1283).
Крестоносцы стремились прежде всего к захвату Жемайтии, которая могла служить мостом между прусскими землями и Лифлянди- сй. Агрессивную политику крестоносцы мотивировали, разумеется, целями христианизации языческой Литвы.
Союз Польши с Литвой и связанное с ним принятие католицизма литовцами должны были лишить крестоносцев предлога для нападения на Литву, усилить иольско-литовский блок, направленный против Ордена, и, с другой стороны, облегчить литовским панам сохранить господство над численно преобладающим православным населением, проживающим в пределах Великого Княжества. Названием польско-литовской унии принято обозначать ряд государственно-правовых актов и мер — от попытки инкорпорации Литвы и до союза между двумя независимыми государствами: Польшей и Литвой.
Білет 7. №1. Люблінская унія, Статут ВКЛ 1588 г.
Основой этого союза был Кревский акт 1385 года, в котором великий князь Литовский Ягайло обязался, получив в жены Ядвигу и вместе с ней польский престол, принять со своими братьями и подданными христианство по латинскому обряду, а также присоединить (applicare) к Короне земли Литвы и Руси. Малопольские паны увидели в Кревском договоре основание для инкорпорации, но встретились с сопротивлением литовских панов, которые стремились к сохранению политической обособленности Литвы и нашли себе вождя в лице двоюродного брата Ягайло Витовта.
Литовская оппозиция против инкорпорации привела в 1392 году к компромиссу, в результате которого Витовт получил из рук Ягайло власть над собственно Литвой, а также над удельными княжествами, правители которых незадолго до того принесли вассальные присяги Ягайло, Ядвиге и Польской Короне. Витовт осуществил ликвидацию большинства удельных княжеств, но не уничтожил обособленности русских земель, которые управлялись своим собственным правом.
На съезде, происходившем на острове Салин (1398), Витовт был провозглашен самостоятельным правителем Литвы. Однако вскоре поражение в битве с татарами на реке Ворскле (1399) побудило Литву к повторному заключению союза с Польшей. Следствием этого была Вилен- ско-Радомская уния 1401 года.
В соответствии с поста новлениями унии Витовт должен был управлять Литвой как самостоятельный правитель, оставаясь с Ягайло в отношениях, близких к ленным. Это состояние должно было продолжаться до смерти Витовта, после чего власть над Литвой переходила к Ягайло как великому князю.
Позднее Витовт принял титул великого князя, а Ягайло — иаивысшего князя Литвы, чем подчеркивалось его верховенство. Заключение виленской унии стало исходным пунктом победы над орденом под Грюнвальдом (1410). Новое укрепление связей с Польшей произошло благодаря унии в Городле, заключенной в 1413 году.
Понасенков о причинах нелюбви Польши к России
Горо- дельская уния, признав самостоятельность Великого Княжества, сохраняла в Литве великого князя, возводимого в это достоинство польским королем с ведома и общего согласия литовских панов и коронной рады. Уния вводила совместные польско-литовские сеймы и съезды для решения общих дел.
В целях упрочения унии 47 семей можновладцев и польской шляхты приняли в свои гербы 47 семей литовских панов и бояр. Одновременно с тем Городельская уния имела характер земской привилегии, пожалованной литовским панам и боярам.
Они получили подтверждение прав на наследование и распоряжение вотчинными владениями, а также выдачи замуж дочерей без предварительного согласия великого князя. Городельская привилегия— как и более ранняя виленская 1387 года — относилась только к католическим панам и боярам. По польскому образцу в Литве были введены уряды воевод и каштелянов.
Польско-литовская уния поколебалась после Мельницкого договора с крестоносцами (1422), когда Литва окончательно получила Жемайтию и Орден перестал представлять для нее серьезную угрозу. Стремление к ликвидации Унии нашло тогда выражение в незавершенных планах коронации Витовта. После смерти Витовта (1430) литовские паны провозгласили князем Свидригайла.
Стремясь к разрыву Унии с Польшей, он нашел себе опору у православных князей, панов и бояр, которые не пользовались земскими привилегиями и не имели доступа к высшим урядам. В разгоревшейся гражданской войне Свидри- гайле противопоставили великого князя Сигизмунда Кейстутовича, получившего поддержку католических литовских панов.
Великое Княжество de facto раздели лось на два: литовское под властью Сигизмунда и западнорусское под властью Свидригайла. Литовские паны во главе с Сигизмундом, добиваясь польской помощи, согласились на укрепление Унии с Польшей (1432— 1434).
Было решено, что после смерти Сигизмунда Литва вернется под верховенство Ягайло или его сыновей, а новый великий князь литовский будет избран совместно литовскими и польскими панами. Однако, когда после смерти Сигизмунда Кейстуто- вича в 1440 году великим князем литовским был избран младший сын Ягайло Казимир Ягеллончик, Уния Польши и Литвы была временно расторгнута.
Литовские паны в то время защищали государственную независимость и территориальную целостность Великого Княжества. Неизменность границ Княжества подтвердил привилей 1447 года. Избрание Казимира Ягел- лончика на польский престол восстановило связь Литвы с Польшей. С этого времени до Люблинской унии (1569) она имела характер личной унии.
Польская шляхта почти неизменно (с перерывом в 1492—1501 гг.) призывала на польский престол очередных великих литовских князей. Оба самостоятельные государства объединяла личность общего монарха.
Отправлено спустя 41 минуту 42 секунды:
Источник: history-forum.ru
Московско-польско-литовская уния — была ли возможность?
Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.
- Ответы 26
- Создано 16.02.2017, 21:07:40
- Последний ответ 14.03.2017, 19:06:57
- Просмотры 2714
Лучшие авторы в этой теме
Популярные дни
Лучшие авторы в этой теме
Аорс 1 сообщение
Zdrajca 9 сообщений
Александрович 3 сообщений
Korkut 3 сообщений
Alek 4 сообщений
enot1980 2 сообщений
Olgard 1 сообщение
Asdas 1 сообщение
Volchenock 1 сообщение
Cain 1 сообщение
RatHive 1 сообщение
Популярные дни
Популярные сообщения
Случайно наткнулся на интересный исторический факт, который(якобы) мог повлечь за собой серьезную альтернативу. Известно, что ещё во времена правления последнего отпрыска линии Ивана Калиты Федора Иоа
Volchenock
В Польше правит сейм и шляхта, им по фигу кто король, это у них ничего не меняет. Так что абсолютно по фигу. У них и французы правили, Польша же не стала частью Франции.
Korkut
И это тоже, верно, насколько я помню, еще ко всему прочему, незадолго до выборов Иван устроил диспут с одним из известных протестантов, где продемонстрировал свою непримиримость по религиозным вопроса
Zdrajca
С Рокитой чехом.
Korkut
Вот по Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. ссылке можно, кстати, с текстом письма ознакомиться, которое Иван отправил вдогонку.
А можно что нибудь почитать по польским источникам, про то что «у Ивана 4 было много сторонников в коронных землях» в делах избрания королем. А то про страну ,которая была за три-девять земель
Olgard
Была возможна только под рукой Москвы. Что собственно история и доказала.
Источник: www.strategium.ru
lsvsx
16 сентября (6 сентября ст. ст.) 1658 года несостоявшийся князь Русский, ставший гетманом после смерти Б. Хмельницкого писарь Войска Запорожского И. Выговский изменяет данной присяге и заключает в Гадяче договор. Согласно Гадячскому договору, Гетмнщина под названием «Великого Княжества Русского» в качестве третьего равноправного члена присоединялась к двусторонней унии Польши и Литвы.
«Клятвопреступничество — постоянный принцип» — поляки о своем новом вассале Выговском.
В сентябре 1658 года под городом Гадяч был подписан договор, который погрузил территорию нынешней Украины в пучину кровавых междоусобиц и превратил в итоге половину Малороссии в Руину. Инициатором Гадячского договора выступил гетман запорожцев Иван Выговской, взявший курс на разрыв с Москвой и сближение с Польшей. Говоря современным языком, это была самая первая крупная «зрада» по отношению к «москалям». Мазепа был уже потом.
Выговской предлагал Гетманщине под названием «Великое Княжество Русское» войти в состав разваливающейся к тому моменту Речи Посполитой. Один из пунктов договора гласил: «Гетману не искать других иностранных протекций, кроме польской; он может быть в дружбе с ханом крымским, но не должен признавать над собою власти государя московского, и козаки все должны возвратиться в свои жилища».
Польский Сейм ратифицировал договор в сильно урезанном виде, лишив «Великое Княжество Русское» главных атрибутов автономности. Это вызвало недовольство среди части запорожских казаков, закончившееся братоубийственной войной, гибелью многих тысяч русских и расколом. Такова была цена предательства.
История вопроса: на Запад и обратно
С XII века в Древнерусском государстве резко усилились центробежные тенденции. Население Среднего Поднепровья массово мигрировало на северо-восток, в бассейн Оки. В XIII столетии Литва развернула экспансию на территорию современной Белоруссии.
На западе Руси временно укрепило свои позиции Галицкое княжество, влияние которого распространялось на Галичину, Волынь, Буковину и, частично, на центральную часть Руси. Однако продержалось оно недолго. В XIV веке литовцы захватили Поднепровье, вытеснив оттуда татар и галичан. А основные земли Галицко-Волынского княжества на территории современной Западной Украины были поделены между Польшей и Литвой.
Великое княжество литовское некоторое время пыталось соперничать за влияние в Восточной Европе с северо-восточной Русью, Польшей и германскими рыцарями, однако вскоре начало уступать могущественным соседям. Сначала великий князь литовский Ягайло, отдавая себе отчет в том, что контролирует земли, являющиеся наследием Рюриковичей, согласился уйти под власть Москвы. Однако затем он решил заключить династический союз, известный как Кревская уния, с Польшей.
В XVI веке Литва ослабела окончательно, и, опасаясь покорения Москвой, объединилась с Польшей в единое государство Речь Посполитая, уступив в прямое управление Кракову земли юго-западной Руси, будущую Украину. Поляки развернули против русского населения, относящегося к православной вере, жестокие репрессии, направленные на то, чтобы его ассимилировать и принудить к переходу в католицизм.
С этой целью в 1596 году была заключена Брестская уния, которой православные епископства юго-западной Руси пытались заставить уйти под власть Рима. Православных христиан фактически объявили вне закона. Их безнаказанно убивали, пытали и грабили, лишали права осуществлять религиозные обряды, однако основная масса народа не желала отказываться от веры и языка предков. Из-за жестокого польского гнета запорожские казаки стали поднимать одно восстание за другим.
В 1648 году началась успешная национально-освободительная война, в ходе которой судьба ее вождя Богдана Хмельницкого переплелась с судьбой шляхтича Ивана Выговского.
Выговский и война
Иван Выговский принадлежал к влиятельному православному шляхетскому роду. Его отец Остап служил известному защитнику православного населения — Петру Могиле, и боролся с польским давлением. Иван получил блестящее образование, однако позицию своего отца, очевидно, не разделял. В 1630-е годы он устроился на службу в польскую армию, и стал делать в ее рядах успешную карьеру. Выговский воевал против татар, а потом в качестве писаря комиссара Речи Посполитой Яцека Шемберкова участвовал в переговорах с запорожцами и познакомился с Богданом Хмельницким.
Дослужившись до ротмистра, Выговский был привлечен к участию в карательной операции против восставших казаков. В мае 1648 года он попал в плен к татарам, бывшим на тот момент союзниками повстанцев. Однако Хмельницкий пожалел своего старого знакомого, и не допустил, чтобы его угнали на юг, привязанным к лошади. Казацкий вождь выкупил Выговского у татар, отдав за него коня.
Тот быстро сообразил, куда ветер дует, и стал личным писарем Хмельницкого, а также — главой генеральной канцелярии. На этой должности он смог создать работоспособные ведомства, отвечающие за международные отношения, внутренние дела и разведку. В ходе войны Выговский стал сторонником воссоединения юго-западной Руси с Россией, которое состоялось в 1654 году. Чтобы защитить выбор Войска Запорожского, Россия вступила в войну с Польшей.
Русские войска нанесли несколько тяжелых поражений полякам и заняли восточную часть Речи Посполитой. Этим воспользовались шведы, атаковавшие Польшу с другой стороны и захватившие ее центральную часть. Москва оказалась перед сложным выбором — покончить с Речь Посполитой и допустить резкое усиление Швеции или пойти на перемирие со старым врагом. Российские власти выбрали второе.
Тем временем Хмельницкий теряет на войне сына Тимоша, которого готовил себе в преемники, и сам умирает после продолжительной болезни. Казаки объявляют своим новым вождем несовершеннолетнего Юрия Хмельницкого. А регентом при нем стал Иван Выговский, рассказывавший всем вокруг, что лишь выполняет волю народа. Но реальной целью писаря была полная и абсолютная власть.
И вскоре он уже был объявлен временным гетманом. При этом Выговский стал искать вариант, который бы помог ему приобрести максимум влияния, полностью игнорируя при этом волю народа. Временный гетман решил, что союз с Россией может стать ставкой для торга, и начал сепаратные переговоры с Польшей.
Представители старшины, верные своему выбору, массово выступили против Выговского и стали отправлять сигналы о предательстве гетмана в Москву. Однако царские власти в первое время наивно посчитали, что имеют дело с внутренними дрязгами, и предоставили Выговскому разбираться во всем самому. Тот, воспользовавшись случаем, перебил значительную часть старшины, но вызвал этим только еще более яростный протест у казаков Левобережья.
Гадячский договор
16 сентября 1658 года Выговский подписал с поляками Гадячский договор. В нем было закреплено преобразование Речь Посполитой в тройственную федерацию Польши, Литвы и «Княжества Русского», а также — ликвидация унии и ряд других послаблений для представителей русской православной шляхты. Однако Выговский просчитался. Причем со всех сторон сразу.
Сейм и король не ратифицировали текст, подписанный гетманом. Вместо этого они утвердили договор, не предусматривающий ни автономии для русских земель, ни ликвидации унии. Казаки в свою очередь категорически отказались договариваться с Польшей на любых условиях.
В 1659 году приведенные Выговским татары смогли разбить отряд запорожцев, московской кавалерии и стрельцов в Конотопской битве, но на этом политические успехи гетмана закончились. Левобережье все поднялось в поддержку Москвы, а на Правобережье развернулась кровопролитная война всех против всех с участием поляков, турок, окружения Юрия Хмельницкого и различных мелких группировок.
Увидев, что игра «по-крупному» закончена, Выговский отказался от гетманства запорожского, и, сохранив формального звания воеводы киевского и сенатора Речи Посполитой, бежал на контролируемые Польшей территории. Однако в 1664 году поляки, разгневанные тем, что им не удалось реализовать свои планы по захвату всех русских земель, обвинили Выговского в предательстве и расстреляли без суда и следствия.
В 1667 году Польша вынуждена была заключить мир с Россией, уступив ей Левобережье и Киев, и оставив за собой разоренное войной Правобережье, где ещё около двадцати лет было неспокойно. Русское население с правого берега Днепра в этот период массово бежало в Россию, и получало от царских властей земли (в том числе — на Слобожанщине).
Неудачника Выговского историки иногда называют «малым Мазепой». Он стал первым деятелем на землях современной Украины, совершившим крупное предательство, чрезвычайно дорого обошедшееся его соотечественникам. Из-за Выговского погибли многие тысячи невинных людей, а Правобережье на столетие «задержалось» под властью Польши, из-за чего и возникли предпосылки для раскола, мучающего Украину по сей день…
Источник: lsvsx.livejournal.com
ЛЮБЛИНСКАЯ УНИЯ
Соглашение 1569 г. об объединении в одно государство («Речь Посполитую обоих народов», см. Речь Посполита) Литовского великого княжества (далее ВКЛ) с Польским королевством. Если ранее 2 государства объединяла только особа монарха, то теперь создавался общий парламент — Сейм, который должен был принимать важные общегосударственные решения и издавать для нового государства единые законодательные акты. Лица, занимавшие высокие государственные должности, должны были войти в состав высшего государственного органа — Сената, хотя в каждом из государств сохранялись особая система управления, вооруженные силы, действовало и прежнее законодательство.
В новом государстве, в Сейме и Сенате доминирующая роль принадлежала представителям Польского королевства. Исследователи указывают 2 основные причины, побудившие литовскую сторону согласиться на это решение. ВКЛ было не в состоянии противостоять начавшемуся русскому наступлению (в 1563 был потерян Полоцк) и нуждалось в военно-политической поддержке. Поэтому для него было важно, чтобы части Речи Посполитой имели единую внешнюю политику и в случае начала войны совместно участвовали в военных действиях. Кроме того, дворянство ВКЛ стремилось к заключению унии, рассчитывая приобрести «права» и «вольности», которыми пользовалась польск. шляхта (в частности, речь шла об установлении юридического равенства всех членов дворянского сословия).
Важной частью заключенных соглашений было отделение от ВКЛ и включение в состав Польского королевства ряда западных и юж. территорий этого гос-ва (Подляшье, Волынское, Брацлавское и Киевское воеводства). Такое решение не встретило сопротивления со стороны местного дворянства, которое рассчитывало на защиту Польши от русского наступления. Польская знать надеялась использовать плодородные и малозаселенные укр. земли ВКЛ для своей феодальной колонизации.
В актах унии не затрагивался вопрос о религиозной принадлежности жителей ВКЛ и Польши, однако он был поднят на Сейме в Люблине, когда обсуждались условия вхождения в Польское королевство юж. воеводств ВКЛ. Выступая от имени представителей Волыни, кн.
К. К. Вишневецкий указал на необходимость определенных гарантий для православных «греков», чтобы их из-за религиозной принадлежности не принижали и не заставляли принимать др. веру. Эти пожелания были учтены при подготовке привилеев, оформлявших включение Волыни и Киевщины в состав Польского королевства.
Так, в привилеях, где говорилось о распространении на новых жителей Польского королевства положения об освобождении от налогов и повинностей в соответствии с польск. «вольностями», отмечалось, что всем этим должна пользоваться и шляхта и «duchowne stany t rymskiego i greckiego zakonu» (Akta unji. S. 303, 314).
Здесь же указывалось, что шляхтичи земли как «греческой», так и «римской» веры сохраняют все свои права, в т. ч. право занимать разные должности («уряды»). Привилеи содержали также обязательство полностью сохранять на территории земли все должности, светские и духовные, великие и малые, «римские» и «греческие» (Ibid. S. 306, 316).
Тем самым власть поддерживала традиционно сложившиеся на этих землях межконфессиональные отношения. Именно так понимали установление правосл. полемисты — противники унии,- которые видели в действиях королевской власти, предпринятых после заключения Брестской унии, нарушение этих обязательств. Ближайшие и более отдаленные последствия Л. у. имели для судеб Православия на укр. землях разное значение.
Последние десятилетия XVI в. на землях, вошедших в состав Польского королевства, оцениваются как время, благоприятное для Православия. В условиях, когда связи с ВКЛ, где господствовала литов. католич. знать, были разорваны, а связи с Польским королевством только устанавливались, главной силой на этих землях стала местная (большей частью православная) знать во главе с кн.
Константином Константиновичем Острожским, к-рая в лице своих лучших представителей оказывала активную поддержку правосл. Церкви. Но на рубеже XVI и XVII вв. обстановка изменилась к худшему. Владения местной знати постепенно переходили в собственность польских магнатов, к-рые все чаще занимали важные адм. посты на этих территориях. Королевская власть в их лице получала социальную опору для своей политики распространения и насаждения унии.
Ист.: Дневник люблинского сейма 1569 г.: Соединение великого княжества Литовского с королевством Польским. СПб., 1869 (на польск. и рус. яз.); Akta unji Polski z Litwą, 1385-1791 / Wyd. S. Kutrzeba i W. Semkowicz. Kraków, 1932.
Лит.: Halecki O. Dzieje unii Jagiellońskiej. Kraków, 1919. Warsz., 2013. T. 2; Pelenski J. The incorporation of the Ukrainian Lands of Old Rus into Crown Poland // American Contributions to the 7th Intern. Congr. of Slavists. The Hague; P., 1973. Vol.
3. P. 51-52; Яковенко Н. М. Украïнська шляхта з кiнца XIV до сер. XVII ст.: Волинь и Центр. Украïна. К., 1993, 20092.
Источник: www.pravenc.ru