В каком году латвия вошла в евросоюз

Зачем Прибалтика Евросоюзу?

Вопрос, зачем Германии и Франции, которым и так есть куда потратить деньги, нужна нищая, не способная себя содержать Прибалтика, мне задают с пугающей регулярностью, особенно после единогласного голосования по вопросу, нужна ли Прибалтика России.

Надо что-то сказать. Сразу предупреждаю, что это мое мнение и я не смогу, изложив его, сослаться на правительственные документы или материалы съездов правящих партий. Так вот Прибалтика — это не члены ЕС, несмотря на общую валюту и отсутствие границ. Прибалтика — это коллективный англосаксонский представитель в ЕС, задачей которого является донесение до ЕС, а также до всего мирового сообщества, мнения наиболее радикального политического крыла Америки, заточенного на применение силы даже там, где можно обойтись убеждением, и на истерику там, где можно вообще было не обращать внимания.

Евросоюз это прекрасно понимает и, делая вынужденные громкие заявления о нерушимой солидарности и политические книксены в сторону новочленов, тихо Прибалтику поддушивает. Например агросубсидии для прибалтийских фермеров в 8 раз ниже, чем субсидии для их западноевропейских коллег. А троллинг прибалтиийских политиков в евроструктурах становится уже просто правилом хорошего тона.

Как Польша попала в Евросоюз? Хронология событий и краткие итоги.

В пору немецкого правления Рига была немецким городом, построенным немцами и для немцев. Латыши имели право приходить в этот город на работу в дневное время суток и обязаны были покидать его, когда стемнеет. Вот примерно в таком же режиме функционируют сегодня и Евросоюз для Прибалтики.

Латыши это понимают и ломятся подальше от «оазиса счастья». С 1990 из Латвии уже слиняла половина населения. Причем слиняли в основном в англосаксонию. И процесс продолжается. А вы представьте себя, что тут будет твориться, если всех эммигрантов вдруг внезапно вернуть на Родину. Представляете, какой социальный взрыв последует?

И это ведь будет взрыв внутри ЕС! Очень удобный неоколониальный инструмент для приведения к повиновению ту самую обезьяну, на глазах котоой режут петуха. А вы как считаете?

Источник

Информация о ЕС

С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства. Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Девятнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.

Будучи субъектом международного публичного права, Союз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют представительства в Организации Объединённых Наций, ВТО, Большой восьмёрке и Группе двадцати. Делегации ЕС возглавляются послами ЕС.

Евросоюз. Сравниваем Страны Евросоюза.

ЕС — международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственность) и государства (надгосударственность), однако формально он не является ни тем, ни другим. В определённых областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других — осуществляются посредством переговоров между государствами-членами. Институты ЕС включают в себя Европейскую комиссию, Совет Европейского союза, Европейский совет, Суд Европейского союза, Европейскую счётную палату, Европейский центральный банк и Европейский парламент. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами ЕС. В 2012 году Европейскому союзу присуждена Нобелевская премия мира.

Государства-члены

В Европейский союз входят 28 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.

Количество стран, участвующих в союзе, выросло с начальных шести — Бельгии, Германии, Италии, Люксембурга, Нидерландов и Франции — до сегодняшних 28 путём последовательных расширений: присоединяясь к договорам, страны ограничивали свой суверенитет в обмен на представительство в институтах союза, действующих в общих интересах.

Для вступления в Европейский союз страна-кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям, принятым в июне 1993 года на заседании Европейского совета в Копенгагене и утверждённым в декабре 1995 года на заседании Европейского совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства. Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

Ни одно государство не покидало союза, однако Гренландия, автономная территория Дании, вышла из состава Сообществ в 1985 году. Лиссабонский договор предусматривает условия и процедуру выхода какого-либо государства из союза.

В настоящий момент 6 стран имеют статус кандидата: Албания, Македония, Сербия, Турция и Черногория, при этом Албания и Македония ещё не начали переговоров по присоединению. Босния и Герцеговина входит в официальную программу расширения. Косово также входит в эту программу, но Европейская комиссия не относит его к независимым государствам, так как независимость страны от Сербии признана не всеми членами союза.

Три государства Западной Европы, которые предпочли не присоединяться к союзу, частично участвуют в союзной экономике и следуют некоторым директивам: Лихтенштейн и Норвегия входят в общий рынок через Европейскую экономическую зону, Швейцария имеет сходные отношения, заключив двусторонние договоры.Карликовые государства Европы, Андорра, Ватикан, Монако и Сан-Марино, используют евро и поддерживают отношения с союзом через различные договоры о кооперации.

Экономика

С момента учреждения ЕС на территории всех государств-членов был создан единый рынок. На данный момент единую валюту используют 18 государств Союза, образуя еврозону. Союз, если рассматривать его как единую экономику, произвёл в 2009 году валовой внутренний продукт в объёме 14,79 триллиона международных долларов в расчете по паритету покупательной способности (16,45 трлн $ по номинальному значению), что составляет более 21 % мирового объёма производства. Это ставит экономику Союза на первое место в мире по номинальному значению ВВП и второе — по объёму ВВП по ППС. Кроме того, Союз — крупнейший экспортёр и самый большой импортёр товаров и услуг, а также важнейший торговый партнёр нескольких крупных стран, таких как, например, Китай и Индия.

Головной офис 161-й из пятисот крупнейших по выручке мировых компаний (по рейтингу Fortune Global 500 в 2010-м) находится в ЕС.

Уровень безработицы в апреле 2010-го составлял 9,7 %, в то время как уровень инвестиций составлял 18,4 % от ВВП, инфляция — 1,5 %, дефицит государственного бюджета — −0,2 %. Уровень дохода на душу населения варьируется от государства к государству и находится в диапазоне от 7 до 78 тыс. $

Источник

Можно радоваться? Что получили Латвия, Литва и Эстония от ЕС по семилетнему бюджету

Семилетний план ЕС был сверстан и согласован давно, а главные разногласия на минувшем саммите в Брюсселе были по Фонду восстановления (спасения) после пандемии, который составил 750 миллиардов евро. Эти деньги Европейская комиссия будет занимать на финансовых рынках от имени ЕС, и они будут распределяться в форме субсидий (390 миллиардов евро) и кредитов (360 миллиардов евро).

Главная интРига была, сколько денег из этого фонда будет распределено за счет кредитов, а сколько — за счет субсидий. Страны доноры ЕС — Дания, Нидерланды, Австрия и Швеция выиграли борьбу, снизив долю субсидий с 500 до 390 млрд.

Выделено больше денег, чем за прошлые семь лет

Прибалтийские лидеры пока лучатся удовлетворением.

Так, премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш сообщил, что страна получит из утвержденного бюджета ЕС почти 10,5 млрд евро, что на 39% больше, чем было выделено за предыдущий семилетний период с 2014 по 2020 год. Кроме того, при необходимости, у Латвии будет возможность занять еще около 2,5 млрд евро «на очень выгодных условиях».

Кариньш заметил, что несмотря на то, что объем фондов сплочения после из-за выхода Великобритании из ЕС сокращается, Латвии будет выделено из него больше средств, чем в прошлом периоде. Латвия по-прежнему будет получать из общего бюджета ЕС больше, чем вносит — в среднем 3,6 евро за каждый внесенный евро, подчеркнули в бюро премьер-министра.

Литовский президент Гитанас Науседа, который возглавлял делегацию республики на переговорах, отметил, что многолетний бюджет ЕС позволит стране реализовать путь развития «государства всеобщего благосостояния». По сравнению с прошлым финансовым периодом, Литве удалось получить из фондов ЕС на 1,7 миллиарда евро больше — 14,5 млрд евро, отметил он. Как утверждается в сообщении пресс-службы президента, за каждый заплаченный евро в бюджет ЕС Литве возвратится четыре евро помощи ЕС.

Из фондов сплочения Литве выделено 6,2 млрд евро и 5 млрд евро- из фондов по сельскому хозяйству. Остальные деньги выделяются на закрытие Игналинской АЭС, Калининградский транзит и развитие инфраструктурных транспортных проектов.

Премьер-министр Юри Ратас заявил, что Эстония к 2027 году получит 6,8 млрд евро из бюджета ЕС. Из них три миллиарда евро — на «политику сплочения», при этом уменьшится требование доли софинансирования проектов — с 45% до 30%, что уменьшит в целом потребность госучастия примерно на миллиард евро. На каждый уплаченный в бюджет ЕС евро Эстония в последующие семь лет получит 2,8 евро. А если учесть и план восстановления экономики ЕС после пандемии, то 3,5 евро.

Фермерам — прямые субсидии

Все прибалтийские лидеры отмечают увеличение прямого финансирования фермеров с 66% до 76%, а к 2027 году до 80% от среднего по ЕС. Эстония получит на эти цели 1,35 млрд евро, что на 35% больше, чем за прошлый период. Литва — 400 миллионов евро. С 2022 года прибалтийские фермеры будут получать 200 евро субсидий за гектар обрабатываемой земли, к 2027 году платежи постепенно увеличатся, как минимум, до 215 евро за гектар.

Мечты сбываются

Еще один общий прибалтийский проект также получил финансирование — «Rail Baltica». «Мечта Эстонии, Латвии и Литвы о быстром и экологичном железнодорожном сообщении с Европой осуществится. Дополнительное финансирование на переговорах для всего проекта выросло в текущих ценах на 1,56 млрд евро», — сказал Ратас.

Общая ситуация не внушает оптимизма

Оптимизма, однако останется не так много, если посмотреть на текущие проблемы ЕС и стран Прибалтики в отдельности. Так, последним надо платить по кредитам взятым ранее, при этом ВВП всех стран в текущем году существенно снизится.

Например, по данным минфина Эстонии — самой благополучной экономически страны региона, ее ВВП в 2020 году снизится на 7-9%, а доходы бюджета также будут на 600 млн-1,5 млрд евро ниже запланированных. В общей сложности министерство ищет дополнительно 1,8 млрд евро для реализации приоритетных мер в бюджете 2021 года. При этом долговая нагрузка на государство возрастет в 2021 году до 499 млн евро (за четыре года возросла более чем в 29 раз).

Деньги строго регламентируются

При этом ничего из выделенных ЕС средств нельзя просто взять и потратить на зарплаты бюджетникам или на выплату госдолга. Ни фермерские деньги, ни деньги из фонов сплочения ( самые финансируемые фонды), не говоря уже о средствах из фонда на исполнение «мечты» для этого не годятся.

Только несколько областей будут в значительной степени финансироваться: оцифровка экономики, инновации и «зеленая» энергетика. Это очень специфические области реформ, которые страны должны будут осуществить и очень строго отчитаться перед ЕС.

Самые неприятные вещи, как уже говорилось, случились в новом Фонде восстановления ЕС. Литва субсидирована на 2,4 млрд евро, Эстонии выдали свыше полутора млрд евро, Латвии — около 3 миллиардов. Но, например, первоначальный план, предусмотренный для Литвы, составлял 3,9 млрд. Можно, конечно, брать «выгодные кредиты» в соотношении 1 ( субсидия) к 1,5 ( кредит), но их все равно надо отдавать.

Кроме того, помощь из фондов сплочения для развития более бедных регионов стран Прибалтики, будет уменьшаться по мере приближения экономических показателей к среднему значению по ЕС. Для Литвы это снижение составит 24%.

Латвия радуется, что получит 3,6 евро из фондов ЕС на каждый перечисленный туда евро, но в предыдущем периоде она получала 4,2 евро. То есть, субсидии в абсолютных цифрах, возможно, и увеличиваются, но не в относительных.

Основные приоритеты ЕС изменились

Прибалтийские страны пока не хотят понять, что основные приоритеты ЕС изменились — он больше не подтягивает отстающих, а поставил задачу не отстать от США и Китая в области искусственного интеллекта, стать крупным экономическим игроком. Маловероятно, что большинство государств-членов ЕС, как и страны Прибалтики, смогут быстро подстроится под этот курс, если вообще смогут при потере населения, особенно интеллектуально развитого.

Жизнь людей не станет лучше

Пока можно сказать, что очень хорошо, что в ЕС в следующие семь лет будет много денег (напечатано), но, кроме их строгой подотчетности для вложения в непопулярные в бедных странах вещи, есть риск, что только очень малая часть попадет в экономику, потому что в мае годовые депозитные остатки жителей еврозоны были выше, чем в 2019 году. И за этот месяц выросли на 6,4 процента.

Это самый быстрый рост с 2009 года, и это означает, что люди, получившие пособия по коронавирусу, помещают их на счета, а не тратят, и, тем самым, не симулируют экономику.

С другой стороны, очевидно, что бизнес в ЕС в ожидании второй и так далее волн пандемии, не будет спешить с созданием новых рабочих мест. Поэтому валовой внутренний продукт прибалтийских стран, может быть и будет расти по причине получения субсидий ЕС (1-3% от ВВП), но реально жизнь людей не улучшится.

Так что слова Науседы о создании в Литве государства «всеобщего благосостояния» — это не более чем пропаганда.

Присоединяйтесь к телеграм-каналу Правды.Ру с возможностью высказать ваше собственное мнение)

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google,.

Источник

Почти 10 лет в ЕС — опыт Литвы

Флаг Литвы и Евросоюза

Литовская Республика в этом полугодии стоит у руля объединенной Европы, председательствуя в Совете Европейского Союза (ЕС). Это не только большая ответственность, но и испытание политической зрелости страны. В связи с этим актуально окинуть взглядом тот путь, который Литва преодолела в ходе европейской интеграции, и обсудить то, какие плюсы эта страна смогла извлечь из присоединения к ЕС.

Вильнюс — Литовская Республика в этом полугодии стоит у руля объединенной Европы, председательствуя в Совете Европейского Союза (ЕС). Это не только большая ответственность, но и испытание политической зрелости страны. В связи с этим актуально окинуть взглядом тот путь, который Литва преодолела в ходе европейской интеграции, и обсудить то, какие плюсы эта страна смогла извлечь из присоединения к ЕС.

Не такая долгая дорога

В советское время популярностью пользовался латвийский телесериал «Долгая дорога в дюнах». Если применить эту метафору к пути Литвы и двух других стран Балтии в Европейский Союз, то надо отметить, что дорога эта вышла не столь и долгой, особенно в масштабах истории. Литва первой из советских республик объявила о восстановлении независимости.

Это событие состоялось 11 марта 1990 года. С того момента Литовская Республика начала восстанавливать (и отчасти формировать заново) независимые ветви власти, социальную и политическую систему страны. Через подобный процесс впоследствии прошли все бывшие советские республики, и можно отметить, что данный процесс вовсе не прост.

Реальную и полную независимость Литовская Республика обрела осенью 1991 года. К тому моменту ее суверенитет официально признало большинство иностранных государств, а 17 сентября Литва стала полноправным членом ООН. Преимущество Литвы (как, в данном случае и Латвии с Эстонией) по сравнению с прочими постсоветскими республиками во многом заключалось в том, что после восстановления независимости у страны ни на секунду не было сомнений в выборе вектора своего развития. Восстановление независимости и крах Советского Союза означал для Литвы возвращение на карту Европы, с которой она вопреки своей воле исчезла летом 1940 года. Однако стране еще предстояло доказать, что ее возвращение не случайно.

Официальную заявку на вступление в Европейский Союз Литва подала 8 декабря 1995 года. На тот момент членство в ЕС казалось перспективой крайне отдаленного будущего. В 1997 году стало ясно, что ЕС запускает процесс расширения на Восток, но имя Литвы не упоминалось в списке стран, которые должны были оказаться в первой волне расширения, зато в этом списке значилась Эстония, а также Чехия, Польша, Словения и Венгрия. Однако усиленные реформы и решимость сделать все необходимое, чтобы приблизиться к критериям Европейского Союза, позволили Литве успеть вскочить на подножку «европейского поезда». Хорошие показатели продемонстрировала не только Литва, и в 1999 году стало ясно, что к пяти ранее озвученным кандидатам в ЕС примкнуло еще пять стран.

Литва начала официальные переговоры о вступлении в Европейский Союз 15 февраля 2000 года. Данные переговоры были успешно завершены 13 декабря 2002 года. Последним этапом на пути Литвы в ЕС был общенациональный референдум, на котором свое мнение о предстоящем членстве в Европейском Союзе должны были высказать жители страны. Он состоялся 10—11 мая 2003 года.

Тем не менее, были определенные опасения. Некоторые политики пытались разыграть карту евроскептицизма, однако результаты референдума, пожалуй, превзошли ожидания даже самых заядлых оптимистов — из 63% принявших участие в голосовании жителей Литвы 91% высказался за членство страны в ЕС.

Литва официально вступила в Европейский Союз 1 мая 2004 года (за месяц до этого — 29 марта Литва также стала членом НАТО, что ознаменовало еще одну важную геополитическую победу в процессе евроатлантической интеграции страны). Таким образом, с момента подачи официальной заявки до момента вступления Литвы в ЕС прошло меньше десяти лет, хотя в 1995 году вряд ли кто-нибудь поверил бы, что интеграция в Европейский Союз может осуществиться столь ускоренными темпами.

Первое европейское десятилетие

В мае следующего года Литва сможет отметить свое первое десятилетие в ЕС. Это повод подвести определенные итоги, тем более, что и для самого Европейского Союза это десятилетие оказалось непростым — мировой кризис больно ударил по странам Южной Европы. По последним статистическим данным, жители Литвы и сегодня продолжают положительно оценивать ЕС и членство своей страны в этой организации. Результаты комплексных исследований общественного мнения за прошлый год, которые провело бюро статистики Европейской комиссии Eurobarometer, показали, что гражданами не только Литвы, но и Евросоюза себя полностью или частично ощущают 64% жителей страны (22% не в полной мере ощущают свою связь с ЕС и 13% не ощущают никакой связи). В целом этот показатель совпадает с общеевропейским.

Результаты опроса позволяют говорить и о том, какие плюсы жители Литвы видят в членстве страны в ЕС, а также какие надежды они связывают с этим членством. Так 67% опрошенных в качестве самого большого плюса Европейского Союза назвали принцип свободного передвижения людей и товаров в пространстве объединенной Европы.

38% опрошенных довольны тем, что вузы Литвы включены в общеевропейскую программу студенческого обмена Erasmus (студенты, участвующие в этой программе, имеют возможность провести один семестр в университете другого государства ЕС). Для 37% опрошенных жителей Литвы важным является то, что формат ЕС обеспечивает стабильность и мир в Европе. Экономическую мощь Европейского Союза в качестве положительного фактора отметили 23% опрошенных, а 22% указали, что членство в ЕС позволяет обеспечивать высокий уровень стандартов в сфере социальной защиты. Среди прочих положительных факторов Европейского Союза жители Литвы отметили роль ЕС в международной политике, общеевропейское регулирование сферы сельского хозяйства (для Литвы это важная отрасль экономики) и единую европейскую валюту евро. Стоит отметить, что лишь 5% опрошенных придерживались мнения, что членство Литвы в ЕС не принесло стране никаких положительных результатов.

Важным подспорьем для Литвы оказались деньги европейских структурных фондов, которые выделяются на проекты, связанные с развитием инфраструктуры и человеческих ресурсов новых членов ЕС. С 1 января следующего года Литва будет участвовать уже в третьем с момента ее вступления в Европейский Союз этапе распределения средств, которые в народе нередко называют просто «европейскими деньгами». Например, в текущем периоде 2007—2013 года на разнообразные проекты, осуществляемые в Литве, из европейских структурных фондов выделено более 6 млрд евро. Важно отметить, что «европейские деньги» распределяются на конкурсной основе, за их использованием осуществляется жесткий контроль не только со стороны Литвы, но и со стороны Брюсселя. По существующим правилам обычно выделяемые деньги покрывают большую часть затрат на осуществление задуманного проекта, но часть средств для его реализации должно выделить и государство или же курирующая проект организация.

Однако если для части жителей Литвы разговоры о «европейских деньгах» могут звучать все еще довольно абстрактно, то другой плюс членства в Евросоюзе куда более очевиден — это свобода передвижения. Конечно, и раньше, до вступления в ЕС, литовский паспорт позволял беспрепятственно путешествовать в западном направлении, но мало что может сравниться с удобством Шенгенского пространства. Литва присоединилась к этой системе, отменяющей контроль на внутренних границах ЕС, в 2007 году. Удобство путешествий по Европе в первую очередь оценило молодое поколение жителей Литвы, которое мобильно и во многом европейски ориентировано.

Капля евроскептицизма в бочке меда

Конечно же, необходимо понимать, что членство в ЕС не является панацеей от всех проблем. В Литве можно встретить людей, которые не в восторге от нахождения страны в Европейском Союзе. Пожалуй, это и будут те вышеупомянутые 5%, которые считают, что вступление в ЕС не принесло Литве никаких положительных результатов. Аргументы этой части общества также достойны внимания.

После вступления в Евросоюз Литва столкнулась с феноменом трудовой миграции: немалый процент жителей страны отправился на заработки в Великобританию, Ирландию и тогда еще вполне успешную Испанию. Это можно назвать существенной проблемой для демографического положения страны, однако упомянутый феномен также можно рассматривать с точки зрения свободы выбора людей и, что более важно, возможности реализовать этот выбор. Важно и то, что эти люди работают в странах ЕС легально, обеспечены социальными гарантиями и наделены равными правами с прочими жителями Европейского Союза.

По соглашению с ЕС Литве пришлось закрыть и свою атомную электростанцию в Игналине, что выглядит нерационально — особенно на фоне стремления страны обеспечить свою энергетическую независимость. Пожалуй, это наиболее весомая причина для недовольства членством в Евросоюзе, которую в своих речах часто используют евроскептики.

Противников ЕС в Литве немало и в среде маргинальных групп — таких, как, к примеру, националисты, которые ратуют за сохранение «самобытности», мечтают о самоизоляционных тенденциях в политике и не приемлют девиза объединенной Европы «Единство в разнообразии».

Идея ЕС, вероятно, не вполне понятна и старшему поколению жителей Литвы, которые большую часть жизни прожили в рамках иного союза. Иногда прослеживаются явные попытки проводить параллели между ЕС и СССР, но в целом они несостоятельны, поскольку слишком уж очевидно: Брюссель (или Страсбург — город, в котором проходят выездные сессии Европейского парламента) не Москва советского образца. Разочарование среди старшего поколения в большей мере связано не с ЕС, а с не сбывшимися полностью ожиданиями. После восстановления независимости Литвы была популярна фраза: «Лет через пять будем жить, как в Швеции». Следует признать: шведского уровня благополучия Литва пока не достигла, однако и Швеция шла к этому не пять (и не двадцать) лет, а столетиями.

Несмотря на все это, я уверен, что если бы гражданам Литвы сегодня вновь пришлось принимать решение о членстве страны в Европейском Союзе, подавляющее большинство так же, как и десять лет назад, отдало бы свой голос в пользу ЕС и сделало бы это сегодня во многом более сознательно и рационально.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...