В каком году основали Ригу

История Риги

Человеческие поселения в устье Даугавы (Западная Двина) появились с приходом финно-угорского племени ливов.

С середины XII века в нижнее течение Западной Двины (нем. Düna ) до речки Риги (нем. Riege ), от которой и происходит название города регулярно заходили готландские торговцы. В Хронике Генриха Латвийского упомянута locus Riga, представлявшая собой естественную гавань. В позднейшие времена эта речка была засыпана, и в настоящее время место, где она протекала, можно представить себе лишь по направлению некоторых улиц старой части города.

К язычникам, населявшим эти места, неоднократно направлялись миссионерские христианские экспедиции, которые, однако, оставались безрезультатными до 1201 года, когда Альберт Буксгевден вошёл в устье реки с группой немецких рыцарей-крестоносцев. После закладки крепости Рига стала хорошо укреплённым военно-торговым центром. Впоследствии город стал главным христианским и торговым центром Ливонии.

В «Историческом атласе России» Н. И. Павлищева (1873) основание Риги рассматривается как территориальная уступка со стороны России: [1]

СРОЧНО! ДЕНЬ ПОБЕДЫ РИГА ЛАТВИЯ 09.05.2022 г. Памятник освободителям Риги. Новости Риги. Рига 2022г.

Мы позволили немцам построить на нашей земле [крепость] Ригу и церковь для крещения тамошних язычников.

В свой начальный период, когда Рига была членом немецкой торгово-купеческой Ганзы, город переживал экономический расцвет при относительно небольшом (не более 10 тыс. чел.) населении. Важную роль здесь сыграло и выгодное положение Риги в устье Даугавы на пересечении сухопутных дорог север-юг и запад-восток, приносивших прибыль от транзита.

Немецкие поселенцы, в основном мужчины, с самого начала взяли курс на полную изоляцию от автохтонного населения, которая была закреплена сводом сегрегационных законов. Долгое время Рига представляла собой «немецкий остров» в море окрестного латышского населения. Строгая административная сегрегация в самой Риге (латыши не имели право селиться внутри крепостных стен и были обязаны покидать город после заката) начала ослабевать, когда немцам понадобились союзники в борьбе с польскими и российскими войсками. Но демографические изменения и усиление Российской империи привели к новым сдвигам в городе, который стал по-настоящему космополитичным [2].

Новое время

С XIX века в Риге жили представители многих национальностей, повлиявших на городские уклад и культуру: латыши, ливы, немцы, евреи, русские, белорусы, поляки, литовцы, эстонцы и другие. Однако немецкие традиции городского управления наделили Ригу духом вольного города, который существовал в своём мире. Особую роль в становлении самосознания средневековых рижан сыграла особая форма управления и особый статус города в решении различных вопросов — Рижская ландфогтия. Латыши практически никогда не составляли в городе абсолютного большинства населения.

Основная хронология

  • 1201 — основание Риги епископом Альбертом.
  • 1215 — пожар Риги, в котором погибла значительная часть городской застройки. — Рига, Любек и Висбю вступили в Ганзейский торговый союз.
  • 1330 — перенос орденского замка на северо-западный участок города.
  • До 1561 года городом управляли архиепископы Рижские, всего 20 человек.
  • В период с 1561 по 1581 годыРига была вольным городом. —1621 — в составе Речи Посполитой.
  • 1621—1721 — в составе Швеции (с 1710 захвачена русскими войсками).
  • 1721—1918 — в составе Российской империи:
  • 1713—1783 — центр Рижской губернии.
  • 1783—1796 — центр Рижского наместничества.
  • 1796—1918 — центр Лифляндской губернии.

Примечания

  1. ↑Уступки и Пріобрѣтенія Россіи. // Историческій атласъ Россіи: Обзоръ историческихъ картъ, Лѣтопись и Родословныя росписи. — 2-е изд. — Вильна, 1873. — Ч. 1 — С. XIII.
  2. ↑История Риги

Литература

  • Круминь А. К.Рига / Акад. архитектуры СССР. Ин-т истории и теории архитектуры; Под общ. ред. акад. В. А. Веснина. — М.: Изд-во Акад. архитектуры СССР, 1947. — 48, [56] с. — (Сокровища зодчества народов СССР). — 20 000 экз.
  • Рига: Очерки по истории города / Сост. Я. Сколис; Под ред. проф. д-ра ист. наук М. Степерманиса. — Рига: Лиесма, 1967. — 320 с. — 10 000 экз.
  • Васильев Ю. М.Рига: Памятники зодчества. — Рига: Лиесма, 1971. — 288, [8] с.
  • Цауне А. В.Рига под Ригой: Рассказ археолога об исчезнувших постройках древней Риги = Rīga zem Rīgas / Пер. с латыш.; АН ЛатвССР. Институт истории. — Рига: Зинатне, 1989. — 136, [8] с. — ISBN 5-7966-0015-X.

Ссылки

Что такое wikipedia.pp.ru Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.

В Риге хотят снести памятник советским воинам

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. wikipedia.pp.ru является независимой компанией и не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).

Источник

Рига забыла царя-освободителя

Если бы не Петр I, столица Латвии была бы сегодня заштатным шведским городком

В Москве, Калининграде, Риге, Вильнюсе, Таллине прошла презентация сборника очерков 34 авторов «Прибалтийские русские: история в памятниках культуры (1710−2010)». Книга издана Институтом европейских исследований (Латвия) под редакцией его руководителя, доктора экономических наук Александра Гапоненко.

В сборнике описывается 224 памятника культуры, созданных в период 1710—2010 гг. г. русскими Прибалтики. Материал сгруппирован в пять глав, каждая из которых предваряется обзором общественных событий рассматриваемой эпохи. Очерки иллюстрированы фотографиями или рисунками объектов культуры, разделы снабжены картами.

«Памятники материальной культуры в методическом плане рассматриваются как инструмент строительства нации. Книга предназначена всем тем, кто интересуется прошлым и озабочен будущим русской нации», — сообщил А. Гапоненко корреспонденту «Свободной прессы».

Один из авторов сборника, доцент Вильнюсского университета Павел Лавринец рассказал корреспонденту «Свободной прессы» о том, как сложно было определить объекты для описания в книге, ведь какие-то из них, на первый взгляд, являются чисто национальными прибалтийскими, но архитектором является русский специалист. Так было, например, с вильнюсским стадионом «Жальгирис», который спроектирован русским архитектором Виктором Аникиным и в итоге попал в сборник.

Издание фиксирует, какие в это время строились памятники культуры, начиная от крепостей и церквей и заканчивая жилыми домами, учреждениями культуры и другими объектами, сказал П.Лавринец. И вот на что он обратил особое внимание: «В книге памятники культуры трактуются как носители символических ценностей и важный связующий элемент для самосознания русских». А по мнению А. Гапоненко, памятники, описанные в сборнике, вполне могут быть отнесены к памятникам общероссийского значения и свидетельствуют о мощном и качественном слое присутствия русских в Прибалтике в течение столетий. Их исследование дает возможность квалифицированно ответить на попытки местных властей и европейских бюрократов сформировать мнение о том, что якобы местные русские — люди «пришлые».

Почему отсчет идет с 1710 года? В том году войска Петра Первого вступили в Ригу, отвоеванную у шведов. Необычный сборник приурочен к 300-летию присоединения Лифляндии и Эстляндии к России. Если бы не итоги Северной войны, которую Петр Первый вел со Швецией за возвращение выхода к Балтийскому морю, то, например, Рига не была бы столицей нынешней независимой Латвии, а являлась бы обычным шведским городом. Так что ревнители латвийской государственности, в том числе из числа латышских националистов, должны быть благодарны за Ригу Петру Первому, хотя, впрочем, этого чувства у них не наблюдается.

Кстати, 4 июля 1910 года в честь двухсотлетия со дня вступления в Ригу армии Петра Первого здесь была открыта его бронзовая конная статуя, о которой рассказывается и в книге. Монумент попытались эвакуировать в 1915 году под угрозой вторжения кайзеровской армии, но судно было торпедировано в Финском заливе геманской подводной лодкой и затонуло. В 1934 его нашел местный водолаз, однако статуя так и не нашла места в Риге, хотя вопрос о ее возвращении обсуждался.

«В независимой Латвии с инициативой восстановить на личные средства конную статую императора выступил президент фирмы „Тейкас нами“ Евгений Гомберг, — говорится в очерке. — Предварительно получив на это согласие собственника — городской Думы, он привез в Ригу специалистов из Русского музея Петербурга».

Художники по фотографиям фрагментов воссоздали недостающие детали. Их отливали в Санкт-Петербурге. Реставрационные работы закончились летом 2001 года в преддверии 800-летия основания Риги. 17 августа памятник выставили в парке возле здания управления рижского свободного порта.

«В течение трех дней праздника к Петру Первому шел народ, и не только русские, — свидетельствует автор очерка. — Все признавали, что в Риге подобного монумента нет. Это вызвало яростную истерику в националистически настроенной латышской прессе. Против установки конной статуи российского самодержца выступили правящие партии…»

В итоге власти убрали памятник. 28 мая 2003 года в Стрельне под Питером открыта его точная копия, а оригинал ждет своей судьбы в Риге.

Не будем перечислять все объекты, ставшие предметом исследования авторов необычного сборника, — их слишком много. По словам А. Гапоненко, книга будет размещена в интернете и все желающие прочитают ее. Но пока над ней по сути продолжается работа: авторы собирают замечания, пожелания.

Ну а следующий шаг — рассказ о русских памятниках культуры в Прибалтике, начиная с глубокой древности. В Литве, например, археологи находят немало признаков материальной культуры — точно таких же, как в Древнем Новгороде…

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

Источник

«Последние новости из Риги»: Шахназаров озвучил космические цены на гречку в Латвии

Михаил Шахназаров

Журналист Михаил Шахназаров в программе «Полный абзац» рассказал о последних новостях из Латвии, где у него много знакомых и друзей.

«Последние новости из Риги. В торговых центрах сокращено время работы. Килограмм гречки стоит как килограмм мяса. Семь евро. Это пятьсот рублей».

По словам Шахназарова, лайт-боксы на торговых центрах выключены. «Освещение в некоторых торговых центрах работает так: датчики стоят. Появляются люди — и свет включается. Люди исчезают — электричество становится меньше», — заявил Шахназаров.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «Звездная пыль».

Напомним, что Латвия — одна из стран, куда россияне всегда любили приезжать в отпуск. Недавно Ассоциация туроператоров России сообщила, что Латвия больше не собирается выдавать россиянам визы.

Источник

Латвийский актер Андрис Лиелайс: Я настоящих русских в стране не вижу

Латвийский актер Андрис Лиелайс: Я настоящих русских в стране не вижу

Сбежавший из России латвийский актер Андрис Лиелайс, всеми силами рвется во власть – 1 октября выборы в Латвии в Сейм! Тут уж все средства хороши! А средства такие – облить грязью прошлое, уничтожить память былых времен, и, конечно, оскорбить русских.

Интервью средненького актера усилились с новой силой, потому как, выборы в парламент уже не за горами… А, что может для кандидатов в депутаты быть «самым сладким» — пройтись по многострадальному памятнику Освободителям Риги от немецко-фашистских захватчиков…

«Я вообще настоящих русских в Латвии не вижу, я вижу таких сторонников советского, потому что этот памятник с русскими вообще не связывается. Он был построен через 40 лет после войны, чтобы укрепить советскую Латвию.

И на этом памятнике построена вся эта теория советской Латвии, ведь его строительство было завершено в 1985 году, лишь потому, чтобы напакостить памятнику Свободы, чтобы установить его выше, чтобы у русских был свой памятник. Вот вы говорите – «не забуду! Не прощу!» Что вы не забудете? Оккупацию Латвии? Депортации?

Грабеж? У русских нет стыда, они не видят боль местных!» — заявил Андрейс Лиелайс.

Я понимаю, что «разговоры разговаривать» — дело нехитрое! Но мне не совсем ясно, а какого рожна среднестатистический актер жил в Москве, зарабатывал там и ненавидел все русское? Почему носился в Сейм и упрашивал депутатов, чтобы они проголосовали за его двойное гражданство – Латвии и России? Или только сегодня Лелайс «прозрел»? Он не видел памятника Освободителям Риги ранее?

Да, мне это непонятно! Если тебе претит все это, то зачем ты живешь в сердце «врага»? Получается, что ты шпион?

Если мемориал Освободителям так действует на ранимую психику националистов, то почему же тогда столько лет молчал, а спокойно принимал деньги из России, где сладко ел, спокойно спал?

И какое отношение имеет памятник Освободителям Риги от немецко-фашистских захватчиков к так называемой «оккупации» 1940 г?

Да вы, батенька, нацист! Вы в трауре, что Адольф Гитлер пустил себе пулю в лоб! А Ригу освободил советский солдат, и дал вот таким, как Лиелайс, получить хотя бы образование.

Но главное! Открою страшную тайну!

Есть НАЦИЯ, а есть национальность… Русский народ – НАЦИЯ! А нации свойственна широта души, благородство, прощение, помощь обездоленным… Это я к тому, что у нации и в помине нет такого момента, как «пакостить». Это вы, г-н актер, меленько пометили-напакостили, как и русскому человеку, так и своим латышам. У вас нет позиции, ума, щедрости души, таланта… Вы обычный приспособленец! В 1946 году памятник Свободы пожалели, и не снесли, потому что широта души скульптора Веры Мухиной остановила демонтаж Милды.

Впрочем, объяснить подобным людям ничего не возможно, потому как недоразвитое мышление, узкий кругозор, ненависть и комплексы неполноценности, не дают объективно смотреть на историю и современность…

Источник
Рейтинг
Загрузка ...