Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.
Предки литовцев осели в Прибалтийском крае в середине II тыс. до н.э. В середине 13 в. угроза со стороны тевтонских рыцарей, которые покорили соседние балтийские народы — пруссов на западе (они были истреблены) и латышей на севере, заставила литовские племена объединиться под предводительством Миндаугаса.
Миндаугас и его семья приняли католичество, а в 1251 Миндаугас с благословения папы стал великим князем Литвы. В 1260 он разгромил войска Ливонского и Тевтонского орденов у оз. Дурбе, а в 1263 был вероломно убит удельными князьями. С середины 13 в. литовские князья начали присоединять опустошенные татаро-монголами восточно-славянские земли (Пинск, Волковыск).
Следующим выдающимся правителем Литвы стал великий князь Гедиминас (годы правления 1316-1341). Он продолжил захват восточно-славянских земель (Полоцк, Витебск, Минск), придерживаясь принципа политической и религиозной терпимости. Наместники великого князя вступали в брак с представителями восточно-славянской аристократии и принимали православное христианство.
ПРАВОСЛАВНЫЙ. КАТОЛИК. ПАПА РИМСКИЙ (Борисов, Липке)//12 сцена
После смерти Гедиминаса последовал короткий период междоусобной борьбы. Государство было разделено между двумя из 7 его сыновей. Восточная, преимущественно славянская, часть и титул великого князя перешли к Альгирдасу (годы правления 1345-1377), ему досталась и столица Гедиминаса — Вильнюс. Западной частью владел Кестутис (годы правления 1345-1382), который сделал своей столицей Тракай.
Альгирдас продолжал расширение страны на восток и юг, присоединив север нынешней Украины (включая Волынь и Киев в 1362). Кестутис, княжество которого состояло из земель, населенных этническими литовцами, вынужден был вести оборонительные войны против тевтонских рыцарей. Альгирдас передал свои владения старшему сыну Ягайле.
Однако в 1381 Кестутис изгнал Ягайлу из Вильнюса и принял титул великого князя. Спустя год Ягайла захватил в плен Кестутиса и его старшего сына Витаутаса. Кестутис был убит, а Витаутас бежал во владения тевтонских рыцарей. Угроза со стороны тевтонских рыцарей на западе и Золотой Орды на востоке заставила Ягайлу искать союзников за пределами страны. Выбор был между Москвой, что означало необходимость принятия православия, и Польшей, что означало принятие католичества.
Уния с Польшей. Ягайла отдал предпочтение Польше. В 1385 он вступил в соглашение с польской аристократией о присоединении своего королевства к Польше в обмен на польский трон. В начале 1386 Ягайла принял католичество и женился на польской королеве Ядвиге в Кракове, став королем Владиславом II. В 1387 он отдал приказ о принятии католической веры в Литве.
В 1392 было достигнуто примирение между Ягайлой и его кузеном Витаутасом, которому в качестве компенсации присвоили титул великого литовского князя. Правление Витаутаса продолжалось вплоть до 1430. В 1410 объединенная польско-литовская армия разбила тевтонских рыцарей в битве при Танненберге (Грюнвальде).
Что делать, если хочу уйти в католицизм? Отвечает священник Сергий Крейдич
На востоке и юге Витаутас расширил границы своего государства до окрестностей Москвы и побережья Черного моря. К концу 15 в. новую угрозу для Литвы создала Московия. С 1480 русский царь Иван III стал претендовать на земли бывшей Киевской Руси, большая часть которых в это время находилась под властью литовцев.
Борьба за контроль над этими землями продолжалась в течение двух следующих столетий. Вызов со стороны Москвы заставил укрепить отношения с Польшей. На заседании польско-литовского парламента (сейма) в Люблине 1 июля 1569 два государства образовали единое польско-литовское королевство с общим монархом и парламентом (Речь Посполитую). Новый союз (Люблинская уния) позволил выиграть войну у России и привел к культурной ассимиляции литовской аристократии, которая благодаря своим большим владениям на востоке начала играть доминирующую роль в новом государстве.
Российское правление. Речь Посполитая достигла наибольших военных успехов в начале 17 в., однако затем под натиском турок, шведов и русских стала ослабевать. После Северной войны (1700-1721), в которой государство показало свою слабость, Речь Посполитая пришла в упадок и в конце 18 в. стала объектом дележа крупнейших европейских держав.
Первый раздел был осуществлен в 1772 Россией, Пруссией и Австрией; второй — в 1793 Россией и Пруссией; третий — в 1795 Россией, Пруссией и Австрией. Основная часть литовских земель перешла во владение Российской империи. Литовцы принимали участие в польских восстаниях против российского правления в 1830-1831 и в 1863-1864. Подавление второго восстания было осуществлено особенно жестоко.
После восстаний последовала интенсивная русификация Литвы. Книги на литовском языке могли теперь публиковаться только на кириллице. Запрет латинского шрифта привел к широкому проникновению публикаций на латинице из литовского Клайпедского края, вошедшего в состав Восточной Пруссии. Русская революция 1905 вызвала рост национального самосознания.
Запрет на латинский алфавит был отменен еще в 1904. 4-5 декабря 1905 в Вильнюсе собрался Национальный съезд из почти 2000 делегатов, который принял резолюцию, требовавшую создания автономии из районов, населенных этническими литовцами.
Создание новой Литвы. К концу 1915 большая часть литовской территории была оккупирована германскими войсками. Новые власти санкционировали в сентябре 1917 созыв Литовской ассамблеи в Вильнюсе. Ассамблея учредила Литовский совет из 20 членов, который 16 февраля 1918 провозгласил независимость Литвы, а позже предложил литовский трон германскому принцу фон Ураху.
Немецкая оккупация Литвы продолжалась до ноября 1918. Затем в пределы Литвы вошла Красная Армия, а в феврале 1919 была провозглашена Литовско-Белорусская советская республика. В апреле 1919 поляки заняли Вильнюс, а затем и всю территорию Литвы. Договором от 12 июля 1920 Россия признала независимое Литовское государство и освободила Вильнюс от польских войск.
В 1921 Литва вошла в состав Лиги наций, однако камнем преткновения оставался спор с Польшей о Вильнюсе и Виленщине, которые были вновь захвачены польской армией в сентябре 1920. Другой территориальной проблемой стал портовый город Клайпеда (Мемель), единственный транспортный выход Литвы к морю.
Мемель и его окрестности входили в состав Германии, но после Первой мировой войны были оккупированы Антантой. Пролитовское восстание 1923 вынудило союзников передать Клайпедский край под контроль Литвы. В марте 1939, после ультиматума Гитлера, Литва была вынуждена передать этот край Германии. Конституция 1922 установила в Литве парламентскую республику.
Однако в декабре 1926 была установлена правая диктатура во главе с лидером партии таутининков Антанасом Сметоной, которая существовала вплоть до 1940. В 1938 была принята новая конституция, которая формально восстановила некоторые демократические атрибуты, но оставила большинство полномочий за президентом.
Потеря независимости. Согласно пакту, заключенному между нацистской Германией и Советским Союзом в августе 1939, Литва была признана входившей в советскую сферу влияния. Вильнюс, оккупированный Красной Армией при разделе Польши в сентябре 1939, был возвращен Литве.
В октябре 1939 Советский Союз принудил Литву подписать договор о взаимопомощи, и на территории страны были созданы советские военные базы. 15 июня 1940 СССР оккупировал Литву. В июле были проведены выборы в Народный сейм, который провозгласил советскую власть и обратился с просьбой о вступлении Литвы в состав Советского Союза.
3 августа 1940 Литва была включена в состав СССР как Литовская Советская Социалистическая Республика. Советизация всех сфер жизни включала в себя национализацию собственности и преобразование системы образования и культуры. 15 июня 1941 началась массовая высылка репрессированных литовцев в другие районы Советского Союза. Немецкое вторжение подтолкнуло население к восстанию.
Уже 23 июня 1941 было создано временное правительство, которое, однако, было распущено немцами в августе. Под немецким контролем была организована местная администрация, которая занималась реквизицией имущества и набором рабочей силы для военной промышленности. За период трехлетней немецкой оккупации в стране было уничтожено ок. 500 тыс. человек.
После Второй мировой войны. Партизанское движение «лесных братьев», базировавшееся в лесах и сельской местности, боролось против советского режима до середины 1950-х годов. В конце 1940-х годов началась коллективизация сельского хозяйства, которая сопровождалась несколькими волнами массовых депортаций на север России, в Сибирь и Среднюю Азию.
Общее число депортированных достигло 230 тыс. человек. После смерти Сталина в 1953 началась постепенная либерализация советского режима. В местной коммунистической элите стали преобладать литовцы, а некоторые сферы полностью перешли под местный контроль. В 1970-е годы возникло движение диссидентов, в основном опиравшихся на католическую церковь. В эти годы Литва получала из-за границы больше диссидентской литературы на душу населения, чем любая другая республика Советского Союза.
Восстановление независимости. Попытки Генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева укрепить Советский Союз с помощью политики гласности и перестройки позволили создать в Литве массовое национальное «Движение за перестройку» («Саюдис»). Кандидаты, поддержанные «Саюдисом», одержали победу на выборах в Верховный Совет Литвы в феврале 1990.
11 марта 1990 новый состав Верховного Совета провозгласил независимость страны и избрал президентом Витаутаса Ландсбергиса, председателя «Саюдиса». Советское руководство в Москве отказалось признать независимость Литвы и начало экономическую блокаду Литвы. Однако блокада оказалась неэффективной и была отменена в июле 1990. Литовское и союзное правительства начали переговоры.
Пытаясь предотвратить отделение Литвы, в январе 1991 советские войска захватили несколько зданий в Вильнюсе, включая телевизионный центр, убили 13 человек и ранили сотни людей, вышедших на защиту независимости. Эта военная акция только усилила движение за независимость. На референдуме, проведенном в феврале 1991, более 90% его участников (ок.
84% населения) проголосовало за независимость Литвы. В сентябре 1991 новые власти Литвы начали выдачу свидетельств о реабилитации для тысяч литовцев, осужденных в прошлом за «антисоветскую деятельность». В 1992 было принято законодательство, согласно которому кандидаты на высокие посты в государстве должны были сообщать, не сотрудничали ли они в прошлом с КГБ.
На выборах 1992 Демократическая партия труда, состоявшая в основном из коммунистов с реформистскими взглядами, получила более 70% голосов и более половины мест в сейме. Лидер партии Альгирдас Бразаускас, бывший первый секретарь литовской компартии, был избран президентом страны. Однако на местных выборах 1996 победили правые и центристские партии. Наибольший успех достался партии «Союз отечества», новой партии Витаутаса Ландсбергиса, бывшего лидера «Саюдиса» и главы государства. В 1998 президентом Литвы был избран Вальдас Адамкус, реэмигрант из США.
Источник: sanstv.ru
В литве было принято католичество
Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ.
Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США.
Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья.
Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).
Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
Исторія Русской Церкви.
Часть вторая.
Отъ нашествія монголовъ до раздѣленія Русской митрополіи.
Православіе и католичество въ Литвѣ.
Л итовцы, особый народъ въ индоевропейскомъ семействѣ народовъ, ближайшій между другими народами семейства къ нашему славянскому, жилъ по южному и восточному берегамъ Балтійскаго моря въ нынѣшней сѣверо-восточной Пруссіи (начиная на западѣ отъ рѣки Вислы) и въ будущихъ русскихъ губерніяхъ курляндской, частію лифляндской, а потомъ внутрь отъ моря — въ губерніяхъ ковенской и частію виленской, сувалкской, минской и гродненской. (Голубинскій). Главными племенами были: собственно Литва, Жмудь, Пруссы, Ятвяги [1].
Литовцы отстали отъ славянъ въ ростѣ своего общественнаго быта и государственности. Еще болѣе отстали они на пути къ вѣрѣ христіанской. Литовцы обожествляли солнце, луну, звѣзды; главнымъ богомъ почитали Перкуна, бога грома. Были у нихъ священныя рощи, въ которыхъ горѣлъ огонь или «Зничь», почитаемый и въ домахъ. Почитали нѣкоторыхъ птицъ, особенно аистовъ, даже ужей.
Были у нихъ идолы и капища, жрецы-гадатели, называвшіеся «вайделотами». Происходили у литовцевъ столкновенія съ русскими. Св. Владиміръ и Ярославъ ходили войной на ятвяговъ (въ б. Гродненской губ.). На границѣ Литвы Ярославъ построилъ Новгородъ (Новгородокъ), впосл. названный Новогрудкомъ.
Особенную силу въ Литвѣ пріобрѣли князья Романъ Мстиславичъ и сыновья его, Даніилъ и Василько.
Н ачало Литовскому государству положилъ около 1238 г. кн. Миндовгъ, современникъ Св. Александра Невскаго и Даніила Галицкаго. Онъ захватилъ большую часть т. н. Черной Руси, племянники его утвердились съ 1262 г. въ Полоцкѣ. Стольнымъ городомъ его сталъ, выше упомянутый, Новгородокъ Литовскій.
Миндовгу пришлось вести упорную борьбу съ рыцарскими орденами: ливонскимъ (меченосцами) и тевтонскимъ, обосновавшимся въ землѣ пруссовъ. Папа, намѣреваясь крестить язычниковъ литовцевъ, благословилъ эти ордена соединиться для борьбы съ Литвой (ок. 1237 г.). Миндовгъ — хитрый, коварный и умный — постарался задобрить главу ордена меченосцевъ (магистра) и обѣщалъ креститься.
Это онъ и выполнилъ въ 1252 г. въ Новгородкѣ, а затѣмъ папа прислалъ ему и королевскую корону, какъ христіанскому государю. Но по настоящему онъ продолжалъ быть язычникомъ. Когда нѣмецкіе рыцари довели угнетеніе Литвы и Жмуди до поголовнаго возстанія народа въ 1260 году, то Миндовгъ открыто отрекся отъ христіанства, сталъ во главѣ возставшихъ и нанесъ рыцарямъ жестокое пораженіе.
Одного изъ рыцарей онъ принесъ въ жертву богамъ, сжегши его на кострѣ вмѣстѣ съ конемъ. Видя возрастающую силу Даніила Галицкаго, Миндовгъ отправилъ къ нему сына своего Войшелка, княжившаго въ Новгородкѣ.
Переговоры заключились тѣмъ, что дочь Миндовга, сестра Войшелка, послѣ крещенія ея, была выдана замужъ за сына Даніила, Шварна, а другому сыну Даніила, Роману, Войшелкъ уступилъ княжество Новоградское, съ оставленіемъ его подъ верховной властью Миндовга. Вслѣдъ за этимъ произошла назидательная перемѣна съ Войшелкомъ.
Русскій лѣтописецъ такъ повѣствовалъ о немъ до этого: «Войшелкъ каждый день убивалъ по три и по четыре человѣка, въ который день не убивалъ никого, то бывалъ печаленъ и смутенъ, а какъ убьетъ кого, такъ и развеселится». Теперь этотъ язычникъ, проѣхавъ къ кн. Даніилу въ Холмъ, зажился тамъ, полюбилъ русскихъ, ихъ вѣру, и принялъ крещеніе.
Учителемъ его въ святой вѣрѣ былъ праведный игуменъ Полонинскаго монастыря Григорій. Внимая ему, Войшелкъ такъ сокрушался, что принялъ монашество, жилъ три года въ Полонинскомъ мон., пытался проѣхать на Аѳонъ, но вернулся, встрѣтивъ препятствія въ пути. Онъ основалъ монастырь въ Лаврашевѣ на Нѣманѣ, вблизи Новгородка.
Миндовгъ гнѣвался за все это на сына, самъ же, гордый своими успѣхами, сталъ самоуправствовать надъ удѣльными князьями Литвы и Жмуди. Овдовѣвъ, онъ отобралъ отъ князя Нальщанскаго Довмонта жену, сестру своей покойной супруги. Тогда Довмонтъ составилъ заговоръ съ ближайшими родственниками Миндовга, и въ 1263 г. послѣдній былъ убитъ.
Сынъ его, Войшелкъ, сбросивъ монашескую рясу, началъ жестокую расправу съ врагами отца. Триста семействъ литовскихъ бѣжало въ Псковъ. Въ числѣ ихъ былъ и Довмонтъ. Войшелкъ, воздавъ дань языческому обычаю мести, черезъ три года снова облекся въ рясу, и замаливалъ свои грѣхи въ Угровецкомъ Даниловскомъ монастырѣ.
Вмѣстѣ съ тѣмъ, защищая Литву, Войшелкъ заботился о просвѣщеніи ея христіанствомъ. Для этого онъ вызвалъ священниковъ изъ Пскова и Новгорода, знакомыхъ съ литовскимъ языкомъ. Позднѣе онъ вмѣшался въ смуты русскихъ князей и былъ убитъ въ 1269 году.
В ъ Литвѣ воцарился Тройденъ, послѣ кн. Шварна Даниловича правившаго ею одно время. Жестокій язычникъ, онъ былъ врагомъ православной Руси и преслѣдовалъ христіанъ. Три же брата его были православными и, по волынской лѣтописи: «жили въ любви, кротости и смиреніи, храня правую вѣру христіанскую, пламенно любя вѣру и нищихъ».
Сынъ Тройдена, Римонтъ, во крещеніи Лавръ или Лаврентій, умеръ инокомъ Елисеемъ, въ новоградскомъ Лаврашевскомъ мон. Язычниками были возстановители литовскаго государства, при нихъ начавшаго быть литовско-русскимъ, Витенсъ (1293-1316) и Гедиминъ (1316-1339). Послѣдній подчинилъ себѣ всѣ русскія княжества отъ Полоцка до Кіева и подготовилъ присоединеніе Волыни. Границами его земель съ востока были Смоленская и Черниговская, съ юга Волынская губерніи. Онъ управлялъ изъ города Трокъ, потомъ изъ Вильны, построенной имъ на р. Виліи, притокѣ Нѣмана (Платоновъ).
Г едиминъ, будучи язычникомъ, съ уваженіемъ относился къ Православію. Двѣ послѣднія его жены были православными. Изъ семи его сыновей четыре — Коріатъ-Михаилъ, Любартъ-Димитрій, князь Волынскіи, Явнутъ-Іоаннъ, князь заславскій, Наримундъ-Глѣбъ — были православными. Дочь его, Анастасія, была женою вел. кн. московскаго Симеона Іоанновича, другая, Марія — тверскаго кн.
Дмитрія Михайловича. Двѣ другія были тоже православными.
С пособнѣйшій изъ сыновей Гедимина, Ольгердъ (1341-1377), утвердился въ Вильнѣ и сталъ великимъ княземъ. Какъ онъ, такъ и дружественный ему братъ, Кейстутъ, были язычниками. Ольгердъ еще болѣе увеличилъ государство за счетъ русскихъ земель. Онъ присоединилъ Смоленскую и Сѣверскую землю съ Черниговомъ. Кіевъ и Волынь были ему окончательно подчинены.
На княженіе въ Кіевѣ онъ поставилъ сына своего Владиміра. Собственная коренная Литва къ этому времени составляла меньшую часть Литовско-Русскаго государства.
Въ главной части его — коренныхъ русскихъ земляхъ, — въ которыхъ искони жилъ русскій народъ, господствовали русскій языкъ, грамота, образованность, православная вѣра и Церковь съ храмами, епископами, прочимъ духовенствомъ, подъ общею властью одного митрополита. Русское вліяніе было очень сильно въ государствѣ. Въ Вильнѣ сооружены были православные храмы, изъ которыхъ древнѣйшимъ былъ имени Св. Николая.
П ервой супругой Ольгерда была княжна Марія Витебская, православная; ей приписывается построеніе въ Вильнѣ древней церкви Св. Параскевы. «Ради жены», еще при жизни отца, Ольгердъ крестился и дозволилъ построить въ Витебскѣ двѣ православныя церкви. Дѣти ихъ были православные. Но, вступивъ на престолъ, онъ рѣшилъ опереться на язычниковъ и самъ сталъ таковымъ.
Д уховникомъ Маріи былъ священникъ Несторъ. Онъ обратилъ въ Православіе, въ числѣ другихъ литовцевъ, двухъ знатныхъ придворныхъ, любимцевъ Ольгерда Кумеца и Нежило, родныхъ братьевъ. Христіанскія ихъ имена были Іоаннъ и Антоній. Они перестали приносить жертвы огню «Зничу» въ капищѣ Перкуна. Это озлобило языческихъ жрецовъ.
Не было уже въ живыхъ кн. Маріи. Ольгердъ, считаясь со значеніемъ жрецовъ, велѣлъ бросить братьевъ въ темницу. Годъ томились они тамъ, но оставались твердыми въ исповѣданіи вѣры. Затѣмъ старшій братъ, Іоаннъ, поколебался и отрекся отъ христіанства.
Ольгердъ освободилъ обоихъ братьевъ. Антоній продолжалъ утверждать вѣрность христіанству. Его вновь заточили и жестоко мучили. Смиренное спокойствіе, съ какимъ онъ переносилъ страданія, сила вѣры его возбудили такое удивленіе въ народѣ, что толпы спѣшили къ темницѣ повидать подвижника. Вернулась совѣсть къ Іоанну. Онъ заявилъ Ольгерду: «Государь!
Открыто сознаюсь, что я опять христіанинъ — дѣлай со мною, что хочешь, но болѣе не измѣню я святой вѣрѣ». Его вернули въ темницу. Къ ихъ тюрьмѣ началось еще большее паломничество, многіе тайно принимали христіанство. Испуганные жрецы рѣшили покончить съ ними. Послѣ сильныхъ пытокъ братья были повѣшены на дубѣ, стоявшемъ на горѣ въ концѣ города. 14 апр.
1347 г. умерщвленъ былъ Антоній, 24 апр. Іоаннъ. Разсчитывая поколебать его, страдальца, мучили дольше. Ихъ родственникъ, Круглецъ, тоже придворный, пораженный вѣрой мучениковъ, крестился съ именемъ Евстаѳія, и мужественно исповѣдывалъ христіанство. Онъ былъ подвергнутъ страшнымъ мукамъ. Въ концѣ концовъ ему переломали ноги, отрѣзали носъ и уши, содрали съ головы кожу.
13 дек. его повѣсили. На крови Св. муч. Іоанна, Антонія и Евстаѳія созидалась православная церковь въ Литвѣ.
В ъ 1350 г. Ольгердъ женился на княжнѣ Іуліаніи Александровнѣ Тверской. Благочестивая княгиня стала привлекать мужа къ христіанству. Ольгердъ подарилъ христіанамъ землю, на которой пострадали Святые и самъ построилъ церковь Пресвятой Богородицы (Пречистенскую) въ Вильнѣ; тамъ уже существовали храмы свят. Николая и Св.
Троицы (у послѣдней были погребены Святые), гдѣ потомъ создался извѣстный монастырь. Онъ не препятствовалъ тому, что всѣ 12 сыновей отъ Іуліаніи были православными. При концѣ жизни и онъ крестился. Передъ самой кончиной духовникъ Іуліаніи, архим. Кіево-Печерской обители Давидъ, постригъ Ольгерда-Александра въ схиму съ именемъ Алексія.
Погребенъ онъ былъ въ Пречистенской церкви, воздвигнутой незадолго передъ этимъ. Католическое вліяніе, хотя и проникало въ Литву, но не могло осилить православнаго. Оно, къ тому же, имѣло скверныхъ представителей въ лицѣ рыцарей тевтонскаго и ливонскаго орденовъ, которые были ненавидимы въ Литвѣ за ихъ жестокость. Половина жителей Вильны ко времени воцаренія Ягайлы была православная.
П оложеніе въ Литовско-Русскомъ государствѣ существенно измѣнилось при преемникѣ Ольгерда, его сынѣ Ягайло-Іаковѣ (1377-1434), не мужественномъ, коварномъ, достигавшимъ власти всѣми способами. Онъ велѣлъ удавить дядю своего, Кейстута, заключеннаго имъ въ тюрьму; готовилъ ту же участь сыну послѣдняго, Витовту, спасенному супругой Анной Святославной, дочерью князя Смоленскаго, сумѣвшей переодѣтымъ вывести его изъ заключенія.
Ягайло принялъ планъ польскихъ пановъ и епископовъ о супружествѣ съ молодой польской королевой Ядвигой, внучатой племянницей Казиміра Великаго. Прекратилась мужеская линія древняго королевскаго дома Пястовъ. Паны разсчитывали соединеніемъ коронъ Польши и Литвы въ лицѣ Ягайло усилить Польшу. Латинское же духовенство надѣялось окатоличить Литву, а затѣмъ и западную Россію.
Ягайло легко согласился не только промѣнять Православіе на латинство, но перевести въ католичество литовцевъ. Ядвига долго не соглашалась на этотъ бракъ, будучи обвѣнчанной съ Вильгельмомъ, герцогомъ австрійскимъ. Но ее убѣдили совершить богоугодное дѣло, ибо Ягайло тогда приметъ латинство и окатоличитъ Литву. Въ 1386 г. бракъ этотъ состоялся.
Ягайло отрекся отъ православія и принялъ католичество съ именемъ Владислава. Онъ, исполняя обѣщанное, прежде всего крестилъ въ католическую вѣру язычниковъ. Новые христіане получали отъ Ягайлы бѣлые, суконные кафтаны. Въ Жмуди самоуправство ксендзовъ вызвало возстаніе народа, которое было жестоко подавлено. Затѣмъ начались стѣсненія православныхъ.
Литовцамъ католикамъ разрѣшалось вступать въ бракъ только съ тѣми русскими, которые переходили бы въ латинство. Казнены были два литовца, занимавшіе видныя мѣста, за отказъ отречься отъ Православія. Изданъ былъ законъ о предоставленіи правъ чиновной службы только католикамъ. Наибольшія насилія производились въ Галиціи.
Унижались православные епископы и возвышались католическіе. Въ Перемышлѣ переданъ былъ католикамъ православный соборъ. Но повсюду русскій народъ оставался вѣренъ Православію. Не отреклись отъ него братья и другіе родственники Ягайло. Оставались православными: князья Андрей Кейстутовичъ Полоцкій, Димитрій-Корыбутъ Ольгердовичъ Брянскій (оба участвовали въ Куликовской битвѣ), другіе Ольгердовичи — Владиміръ Кіевскій, Скиригайло Трокскій, двоюродный братъ Ягайлы — Ѳеодоръ Любартовичъ Волынскій.
С ынъ Кейстута, Витовтъ, ставъ почти самостоятельнымъ вел. княземъ литовскимъ (1392-1430), хотя, изъ политическихъ видовъ, и сталъ католикомъ, отличался терпимостью въ отношеніи православныхъ. Дочь его, Софія, была супругой сына Дмитрія Донского, вел. кн. Василія I. Большое число подданныхъ Витовта были православные.
Желая побольше оторвать ихъ отъ Москвы, гдѣ пребывалъ православный митрополитъ, онъ старался добиться поставленія константинопольскимъ патріархомъ самостоятельнаго главы православной Церкви въ Литвѣ, что, какъ мы увидимъ ниже, ему и удавалось. Держаться католичества заставляло Витовта желаніе получить королевскую корону отъ папы или отъ католическаго германскаго императора. Послѣдній на это согласился, но дѣло это сорвали польскіе паны, опасавшіеся независимости Литвы. Преемникъ Витовта, Свидригайло († 1452), сынъ Ольгерда, былъ ревнителемъ Православія и выгналъ многихъ католическихъ духовныхъ лицъ изъ княжества. Въ это время католичество вырабатывало унію на Флорентійскомъ соборѣ 1439 г.
Источникъ: Н. Тальбергъ. Исторія Русской Церкви. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1959. — С. 108-114.
Источник: russportal.ru
ПЕРВЫЕ ЛИТОВСКИЕ КНЯЗЬЯ ВКЛ
Итак, как было выяснено в предыдущей главе курсовой работы, Великое княжество Литовское — государство, существовавшее в северной части Восточной Европы в 1230-1569 гг. Основателем Литовского княжества стал в 1230 г. князь Миндовг. Используя тяжелую обстановку, сложившуюся на Руси из-за нашествия Батыя, он начал захватывать западнорусские земли (Гродно, Берестье, Пинск и др.) Политику Миндовга продолжили князья Витень (1293-1315 гг.) и Гедимин (1316-1341 гг.). К середине XIV в. власть литовских князей распространилась на земли находящиеся между реками Западная Двина, Днепр и Припять, т.е. практически на всю территорию нынешней Белоруссии. При Гедимине был построен город Вильно, ставший столицей Великого княжества Литовского [11, с. 275].
Между Литовским и русскими княжествами существовали древние и тесные связи. Со времен Гедимина большая часть населения Великого княжества Литовского состояла из русских. Русские князья играли большую роль в управлении Литовским государством. Литовцев не считали на Руси чужестранцами. Русские спокойно уезжали в Литву, литовцы — в русские княжества.
В XIII-XV вв. земли Литовского княжества входили в состав Киевской митрополии Константинопольского патриархата и подчинялись митрополиту Киевскому, резиденция которого с 1326 г. находилась в Москве. На территории Великого княжества Литовского существовали и католические монастыри.
Наивысшей силы и могущества Великое княжество Литовское достигло во второй половине XIV — начале XV вв. при князьях Ольгерде (1345-1377 гг.), Ягайло (1377-1392 гг.) и Витовте (1392-1430 гг.). Территория княжества к началу XV в. достигла 900 тыс кв. км. и простиралась от Черного до Балтийского морей. Помимо столицы Вильно важными политическими и торговыми центрами были города Гродно, Киев, Полоцк, Пинск, Брянск, Берестье и др. Большинство из них ранее были столицами русских княжеств, были завоеваны или добровольно присоединились к Великому княжеству Литовскому. В XIV — начале XV вв., наряду с Москвой и Тверью, Великое княжество Литовское выступало одним из центров возможного объединения русских земель в годы монголо-татарского ига [6, с.317].
В 1385 г. в замке Крево недалеко от Вильно на съезде польских и литовских представителей было принято решение о династическом союзе между Польшей и Великим княжеством Литовским (так называемая «Кревская уния») для борьбы с Тевтонским орденом. Польско-литовская уния предусматривала брак великого князя литовского Ягайло с польской королевой Ядвигой и провозглашение Ягайло королем обоих государств под именем Владиславом II Ягелло. Согласно договору король должен был заниматься вопросами внешней политики и борьбой с внешними врагами. Внутреннее управление обоих государств оставалось раздельным: каждое из государств было правомочно иметь своих должностных лиц, собственное войско и казну. Государственной религией Великого княжества Литовского объявлялось католичество.
Ягайло принял католичество с именем Владислава. Предпринятая Ягайло попытка обратить Литву в католичество вызвало недовольство русского и литовского населения. Во главе недовольных встал князь Витовт, двоюродный брат Ягайло. В 1392 г. польский король был вынужден передать власть в Великом княжестве Литовском в его руки.
До смерти Витовта в 1430 г. Польша и Великое княжество Литовское существовали, как независимые друг от друга государства. Это не мешало им время от времени совместно выступать против общего врага. Так произошло во время Грюнвальдской битвы 15 июля 1410 г., когда объединенное войско Польши и Великого княжества Литовского наголову разбило армию Тевтонского ордена [3, с.149].
Грюнвальдская битва, состоявшаяся близ селений Грюнвальд и Танненберг, стала решающим сражением в многовековой борьбе польского, литовского и русского народов против захватинической политики Тевтонского ордена.
Магистр Ордена Ульрих фон Юнгинген заключил соглашение с венгерским королем Зигмундом и чешским королем Вацлавом. Их объединенное войско, насчитывало 85 тыс. человек. Общая численность объединенных польско-русско-литовских сил достигала 100 тыс. человек. Значительная часть войска литовского великого князя Витовта состояла из русских воинов.
Польскому королю Ягайло и Витовту удалось привлечь на свою сторону 30 тыс. татар и 4-х тысячный чешский отряд. Противники расположились у польского селения Грюнвальд.
Польские войска короля Ягайло стояли на левом фланге. Командовал ими краковский мечник Зындрам из Мышковец. Русско-литовское войско князя Витовта защищало центр позиции и правый фланг.
Сражение началось с атаки легкой конницы Витовта против левого крыла войск Ордена. Однако немцы встретили атакующих залпами пушек, рассеяли их, а затем сами перешли в контратаку. Конники Витовта начали отступать. Рыцари запели победный гимн и стали их преследовать. Одновременно немцы потеснили и польское войско, стоявшее на правом фланге.
Возникла угроза полного разгрома армии союзников. Спасли положение Смоленские полки, стоявшие в центре. Они выдержали яростный натиск немцев. Один из Смоленских полков был почти полностью уничтожен в жестокой сече, но не отступил ни на шаг.
Два других, понеся большие потери, сдержали натиск рыцарей и дали возможность перестроиться польскому войску и литовской коннице. «В этом сражении, — писал польский хронист Длугош, — лишь одни русские витязи Смоленской Земли, построенные тремя отдельными полками, стойко бились с врагом и не приняли участия в бегстве. Тем заслужили они бессмертную славу».
Поляки перешли в контрнаступление против правого фланга армии Ордена. Витовту удалось нанести удар по отрядам рыцарей, возвращавшихся после успешной атаки на его позиции. Положение резко изменилось. Под натиском противника орденское войско отступило к Грюнвальду. Через некоторое время отступление превратилось в паническое бегство.
Многие рыцари были убиты или утонули в болотах.
Победа была полной. Победителям достались большие трофеи. Тевтонский орден, потерявший в Грюнвальдском сражении почти все свое войско, был вынужден в 1411 г. заключить мир с Польшей и Литвой. Польше возвращалась недавно отторгнутая от нее Добжинская земля. Литва получила Жемайте.
Орден был вынужден выплатить победителям большую контрибуцию.
Витовт оказывал большое влияние на политику великого князя московского Василия I, который был женат на его дочери Софье. С помощью дочери Витовт фактически управлял своим слабовольным зятем, с трепетом относившимся к могущественному тестю. Стремясь укрепить свою власть, литовский князь вмешивался и в дела православной церкви. Пытаясь освободить русские области, входившие в состав Литвы, от церковной зависимости от московского митрополита, Витовт добился учреждения киевской митрополии. Однако в Константинополе не стали назначать особого самостоятельного митрополита Западной Руси.
В первой пол. XV в. резко возрастает политическое влияние поляков и католического духовенства на литовские дела. В 1422 г. в Городке было подтверждена уния Литвы и Польши. В литовских землях вводятся польские должности, учреждаются сеймы, литовское дворянство, принявшее католичество, уравнивается в правах с польским.
После смерти Витовта в 1430 г. в Литве начинается междоусобная борьба за великокняжеский престол. В 1440 г. его занял Казимир, сын Ягайло, являвшийся одновременно польским королем. Казимир хотел объединить Литву и Польшу, но этому всячески противились литовцы и русские.
На целом ряде сеймов (люблинский 1447 г., парчевский 1451 г., серадский 1452 г., парчевский и петраковский 1453 г.) соглашение так и не было достигнуто. При наследнике Казимира Сигизмунде Казимировиче (1506-1548 гг.) сближение двух государств продолжилось. В 1569 г. была заключена Люблинская уния окончательно оформившая слияние Польши и Великого княжества Литовского. Главой нового государства стал польский король Сигизмунд Август (1548-1572 гг.). С этого момента самостоятельную историю Великого княжества Литовского можно считать оконченной.
Далее мы рассмотрим более подробно, какой же вклад внес каждый из литовских князей в развитие и разрушение Великого княжества Литовского.
Миндовг — князь, основатель Литовского княжества, правитель Литвы в 1230-1263 гг. Летописцы называли Миндовга «хитрым и коварным». К объединению под его властью племена Литвы и Жемайтов подтолкнула возросшая необходимость борьбы с натиском немецких рыцарей-крестоносцев в Прибалтике.
Кроме того, Миндовг и литовская знать стремились расширить свои владения за счет западных земель Руси. Используя тяжелую обстановку на Руси во время ордынского нашествия, литовские князья с 30-х гг. XIII в. стали захватывать земли Западной Руси, города Гродно, Берестье, Пинск и др. Вместе с тем Миндовг нанес два поражения отрядам ордынцев при их попытке проникнуть в пределы Литвы.
С крестоносцами Ливонского ордена литовский князь в 1249 г. заключил мирный договор и 11 лет соблюдал его. Он даже передал ливонцам некоторые литовские земли. Но в 1260 г. против господства Ордена вспыхнуло народное восстание. Миндовг поддержал его и в 1262 г. разбил крестоносцев у озера Дурбе.
В 1263 г. литовский князь погиб в результате заговора враждебных ему князей, которых поддержали крестоносцы. После смерти Миндовга, созданное им государство распалось. Между литовскими князьями начались усобицы, которые продолжались почти 30 лет.
Витень (Витенес) — великий князь литовский в 1293 — 1315 гг. Происхождение его легендарно. Есть сведения, что Витень был сыном литовского князя Лютивера и родился в 1232 г. Существуют и другие версии его происхождения.
Некоторые средневековые хроники называют Витеня боярином, имевшим большие земельные владения в жмудских землях, а одно из преданий считает его морским разбойником, занимавшимся пиратским промыслом у южных берегов Балтики. Витень был женат на дочери жмудского князя Викинда. Этот брак позволил ему объединить под своей властью литовцев и жемайтов.
Витень стал великим князем после длительной междоусобной войны, начавшейся в Литве после смерти Миндовга. Он сумел укрепить Литовское княжество и возобновил борьбу с Тевтонским орденом. Вооруженные столкновения с немецкими рыцарями во время правления Витеня происходили постоянно. В 1298 г. литовский князь с большими силами вторгается во владения Ордена.
Взяв большой полон литовцы попытались уйти домой, но были настигнуты отрядом рыцарей. В бою войско Витеня потеряло 800 человек и всех пленных. Вскоре литовцам удается отомстить за свое поражение. Они захватывают город Динабург (Двинск), а в 1307 г. — Полоцк. В Полоцке литовские воины перебили всех немцев и разрушили построенные ими католические церкви.
В 1310 г. войско Витеня совершает новый поход в земли Тевтонского ордена. Военные действия продолжаются и все последующие годы. В 1311 г. литовцы терпят поражение в сражении с рыцарями у крепости Рустенберг. В 1314 г. немцы пытаются взять Гродно, но, в свою очередь отступают, понеся большие потери.
Последний военный поход Витеня был направлен против немецкой крепости Христмемель, построенной на границе с Литвой и постоянно угрожавшей ее безопасности. Он был неудачен. Тевтонские рыцари отбили нападение. Вскоре после этого, в 1315 г. Витень умирает. По одним сведениям он был убит своим же конюхом Гедемином, овладевшим затем престолом Витеня.
По другим — умер собственной смертью и был погребен по литовскому обычаю: в полном вооружении, княжеском облачении и с парой охотничьих соколов.
Гедимин — великий князь литовский в 1316-1341 гг. В легендарном «Родословии Литовского княжества» указывается, что Гедимин был слугой («рабом») литовского князя Витеня. После смерти Витеня, Гедимин женился на вдове литовского князя, и сам стал князем.
При Гедимине начинается расцвет Литвы. Он распространяет свою власть на земли между Западной Двиной и Припятью, почти на всю территорию современной Белоруссии. Заботами Гедимина был построен город Вильно, куда он переехал со своим двором.
В его правление к Великому княжеству Литовскому присоединяются многие русские княжества: некоторые из них Гедимин завоевывает, но большинство переходит под его власть добровольно. В правление Гедимина в политической жизни Великого княжества Литовского резко возрастает влияние русских князей. Некоторые сыновья Гедимина женились на русских княжнах и принимали православие. Сам же великий литовский князь, хотя и оставался язычником, но не выступал против русских обычаев и православной веры. Дочь его Августа была замужем за московским князем Симеоном Гордым.
Самой большой угрозой для Великого княжества Литовского в это время был Ливонский орден. В 1325 г. Гедимин заключает договор с польским королем Владиславом и предпринимает совместно с поляками ряд удачных походов против крестоносцев. Тяжелое поражение ливонцы потерпели в битве под Пловцами в 1331 г. В дальнейшем Гедимин постоянно вмешивался во внутренние распри Ордена, способствуя его ослаблению.
Гедимин был дважды женат, второй женой его стала русская княжна Ольга. Всего у Гедемина было семь сыновей. Наиболее известные — сыновья от второго брака Ольгерд и Кейстутю
Великий литовский князь умер в 1341 г. Так как в Литве не существовало определенного порядка престолонаследия, его смерть чуть было не привела к распадению великого княжества на самостоятельные уделы. Междоусобицы между сыновьями Гедимина продолжались в течение 5 лет, пока власть не захватили Ольгерд и Кейстут.
Ольгерд (лит. Альгирдас, в крещение — Александр) — великий князь литовский в 1345-1377 гг. Старший сын Гедимина от второй жены, русской княжны Ольги. После смерти отца принял участие в междоусобной борьбе со своими братьями за великокняжеский престол. Победили в этой войне двое — Ольгерд и Кейстут.
Братья поделили литовские земли пополам: первый получил их восточную часть с большинством русских земель, второй — западную. В правление Ольгерда русские князья стали пользоваться в Литве особенно сильным влиянием. Все помыслы великого князя были направлены на присоединение к своему государству новых русских земель.
Ольгерд присоединил к литовскому государству Брянскую, Северскую, Киевскую, Черниговскую и Подольскую русские земли. В 1362 г. он разгромил татарское войско в битве у реки Синие воды. Ольгерд воевал и с московскими князьями, поддерживая тверских князей в их борьбе с Москвой и старался укрепить свое влияние в Пскове и Великом Новгороде. В 1368, 1370 и 1372 гг. он возглавлял походы на Москву, но овладеть столицей Московского княжества ему не удалось.
В 70-е гг. XIV в. Ольгерд ведет долгую и кровопролитную войну с Польшей из-за Волыни. В 1377 году он присоединяет ее к Великому княжеству Литовскому, но вскоре умирает.
Ольгерд был дважды женат на русских княжнах: в 1318-1346 гг. на Марии, дочери витебского князя, с 1349 г. на Ульяне, дочери тверского князя. Принял православную веру — в крещении взял имя Александр. В двух браках Ольгерд имел 12 сыновей и 9 дочерей. Мужьями двух его дочерей были суздальский и серпуховской князья.
Многие сыновья стали основателями русских и польских княжеских родов: Трубецких, Чарторыйских, Бельских, Слуцких, Збаражских, Воронецких. Старший сын от второго брака Ягайло стал основателем польской королевской династии Ягеллонов.
Андрей Ольгердович (до принятия крещения — Вигунд) — князь полоцкий, трубчевский и псковский. Четвертый сын Ольгерда и его первой жены Марии, старший брат Ягайло. В 1341 г. по просьбе псковитян и повелению отца стал князем псковским. Здесь крестился в православную веру под именем Андрея.
В 1349 г. псковичи отказались признавать его своим князем, потому что Андрей жил в Литве, а в Пскове держал наместника. В 1377 г. после смерти Ольгерда Андрей получил княжества Полоцкое и Трубчевское, вступил в борьбу с младшим братом Ягайло за литовский великокняжеский престол, но в 1379 г. был вынужден бежать в Москву.
С согласия великого князя московского Дмитрия Ивановича псковичи вновь пригласили его на княжение. В 1379 г. Андрей Ольгердович участвовал в походе против Литвы, а в 1380 г. в Куликовской битве. Позже вернулся в Литву и вновь стал полоцким князем. В 1386 г. Андрей выступил против Кревской унии с Польшей.
В 1387 г. он был захвачен князем Скиргайлом и 6 лет сидел в тюрьме, но в 1393 г. бежал и вновь княжил в Пскове. Последние годы жизни Андрей Ольгердович служил у литовского великого князя Витовта. Погиб в битве с татарами на реке Ворскле в 1399 г.
Ягайло (лит. Йогайла) — великий князь литовский в 1377-1392 гг. с перерывами, с 1386 г. король польский под именем Владислава II Ягелло, родоначальник династии Ягеллонов.
Сын великого князя литовского Ольгерда и его второй жены, тверской княжны Ульяны. В 1377 г., после смерти отца, занял великокняжеский престол. Вступил в управление Великим княжеством Литовским совместно со своим дядей Кейстутом. В 1381 г. Ягайло был свергнут с престола своим дядей, но в 1382 г., по приказу Ягайло, Кейстут был задушен.
В 1385 г. на съезде польских и литовских представителей в замке Крево в 80 км от Вильно было принято соглашение о династическом союзе между Польшей и Великим княжеством Литовским («Кревская уния»). Польско-литовская уния предусматривала брак великого князя Ягайло с юной наследницей польского престола королевой Ядвигой и провозглашение Ягайло королем обоих государств, в ведении которого находились все иностранные сношения и оборона. Внутреннее управление обоих государств оставалось раздельным: каждое из государств могло иметь своих должностных лиц, отдельные войска и особую казну. Государственной религией Великого княжества Литовского было объявлено католичество.
Вскоре Ягайло принял католичество с именем Владислава и на люблинском сейме был избран польским королем под именем Владислава II Ягелло, оставаясь одновременно великим князем литовским.
Попытки Ягайло ввести католичество в Литве вызывали протест населения княжества — жители русских областей и литовцы, уже принявшие православие, категорически отказались от католицизма, несмотря на угрозы. Негодование литовцев-язычников вызывали миссионеры, которые погасили священный огонь в виленском замке, истребили священных змей и вырубили заповедные рощи, чтобы продемонстрировать этим бессилие языческих богов. Остальное население осуждало попытки Ягайло ввести в Литве польские порядки и обычаи. Скоро недовольство Ягайлом стало всеобщим. Борьбу с Ягайло возглавил его двоюродный брат князь Витовт.
Протесты против унии со стороны литовцев вынудила Ягайло в 1392 г. передать власть в Литве Витовту. С 1401 г. ему же был передан титул великого князя литовского. Ягайло сохранил за собой лишь формальный титул «верховного князя Литвы». С этого времени и вплоть до смерти Витовта в 1430 г. великое княжество Литовское существовало, как самостоятельное государство фактически независимое от Польши.
Раздельное существование Польши и Литвы, объединенных лишь формальным договором и родственными связями правителей не мешало вести совместную борьбу против Тевтонского ордена, окончившуюся победой в Грюнвальдской битве в 1410 г.
В первой четверти XV в. возрастает политическое и культурное влияние поляков и католического духовенства на литовские дела. В 1422 г. в Городке было подтверждена уния Литвы и Польши. В литовских землях вводятся польские должности, учреждаются сеймы, литовское дворянство, принявшее католичество уравнивается в правах с польским. В 1434 г. Ягайло умирает, но его деятельность, направленная на укрепление унии достигает своей цели.
Ягайло был четырежды женат: в 1386-1399 гг. на польской королеве Ядвиге; в 1402-1416 гг. на Анне, дочери графа цельского и польской королевы; в 1417-1420 гг. на Эльжбете, дочери сандомирского воеводы; с 1422 г. на Сонке-Софии, дочери киевского наместника. Только в последнем, четвертом браке у Ягайло появились наследники — два сына: Владислав и Казимир (Анджей).
Владислав стал королем польским в 1434 г. после смерти отца. Казимир в 1440 г. занял престол великого князя Литовского, а в 1447 г. одновременно стал польским королем.
Витовт (лит. Витаутас, польск. Витольд, нем. Witowd, в крещение — Александр) — великий князь литовский в 1392-1430 гг.
Сын правителя Западной Литвы князя Кейстута и его жены Бируты. С малых лет Витовт был знаком с походной, боевой жизнью. В 1370 г. был в походе Ольгерда и Кейстута на немцев, в 1372 г. участвовал в походе на Москву. В 1376 г., — опять на немцев. После того, как Кейстут был задушен по приказу собственного племянника Ягайлы, Витовт долго скрывался во владениях Тевтонского ордена.
Заручившись поддержкой немцев, он в 1383 г. начинает борьбу за литовский великокняжеский престол. Потерпев ряд поражений Ягайло решает примириться со своим двоюродным братом. Витовт заключает союз с Ягайлой и разрывает свои отношения с Орденом. В 1384 г. он принимает православие под именем Александра.
К заключению в 1385 г. унии Литвы и Польши Витовт отнесся отрицательно, и возглавил борьбу за независимость Литвы. Стремясь заручиться поддержкой Московского княжества, Витовт выдал замуж за московского великого князя Василия I свою дочь Софью. Ягайло вынужден был уступить: в 1392 г. Витовт стал наместником Ягайло в Великом княжестве Литовском с титулом великого князя.
Добившись независимости, Витовт продолжил борьбу за присоединение к Литве русских земель, начатую в свое время Гедимином и Ольгердом. В 1395 г. Витовт захватил Смоленск. В 1397-1398 гг. литовские войска под его предводительством совершили поход в Причерноморские степи и овладели низовьями Днепра.
В 1399 г. Витовт не только предоставил убежище изгнанному из Золотой Орды хану Тохтамышу, но и предпринял попытку военной силой вернуть ему потерянный трон. В битва с войсками Крымского ханства в августе 1399 г. на реке Ворскле потерпел поражение. Оно приостановило литовское наступление на русские земли, но ненадолго. В 1406 г. литовские войска напали на Псков. Началась двухлетняя война Витовта с Василием I.
Вскоре, однако, он вынужден был подписать мир с Москвой, так как самой Литве стала угрожать агрессия Тевтонского ордена. 15 июля 1410 г. состоялась Грюнвальдская битва, в которой польско-русско-литовское войско одержало победу. Союзные войска захватили несколько орденских замков и освободили польские города Гданьск, Торунь и др. ранее захваченные рыцарями. В 1411 г. близ Торуни был подписан мирный договор, по которому Литве и Польше возвращались все захваченные у них рыцарями земли и была выплачена большая контрибуция.
При Витовте границы Великого княжества Литовского настолько раздвинулись, что на юге оно получило выход к Черному морю (от устья Днепра до устья Днестра), а на востоке достигло районов Оки и Можайска. Неравноправные союзы с Витовтом заключили рязанский и пронский князья.
Витовт ликвидировал уделы, ввел во многих городах магдебургское право, в частности право на самоуправление. Несмотря на попытки усилить центральную власть, Великое княжество Литовское при Витовте более походило на союз отдельных земель. Власть в этих землях находилась в руках местных правителей. Великий князь почти не вмешивался в их внутренние дела.
Витовт стремился освободить русские области, входящие в состав Литвы от церковного влияния московского митрополита. Для этого он добивался учреждения Киевской митрополии. Однако его хлопоты в Константинополе о назначении особого самостоятельного митрополита Западной Руси не имели успеха.
Положение Литвы при Витовте настолько упрочилось, что в 1429 г. встал вопрос о принятии им королевского титула. Практически это означало превращение Великого княжества Литовского в самостоятельное королевство. Уже был подготовлен акт коронации.
На торжества сначала в город Троки, а потом в Вильно съехались московский и рязанский князья, митрополит Фотий, ливонский магистр, представители византийского императора и ордынского хана. Но в 1430 г. Витовт умер. После его смерти в Литве началась междоусобная война за великокняжеский престол между новыми претендентами. С 1440 г. его занимали потомки Ягайло. Одновременно они же являлись и королями Польши.
Свидригайло (в католическом крещении — Болеслав) (1355-1452 гг.) — великий князь литовский в 1430-1432 гг. Младший, седьмой сын великого князя литовского Ольгерда и его второй жены, тверской княжны Ульяны Александровны. В раннем детстве был крещен по православному обряду, но в 1386 г. вместе со старшим братом Ягайло перешел в католичество под именем Болеслава. В своей деятельности всегда опирался на поддержку русских земель, входивших в Великое княжество Литовское.
Первоначально его уделом был Полоцк. В 1392 г. Свидригайло на некоторое время захватил Витебск, но вскоре был выбит оттуда Витовтом. В 1408 г. воевал на стороне великого князя московского Василия Дмитриевича против Витовта. Боевые действия Свидригайло вел неудачно, не выиграл ни одного сражения. Возвратившись в Литву, князь оказался в тюрьме, где и просидел 9 лет. После освобождения Свидригайло получил в удел Новгород-Северский и Брянск, где и княжил до 1430 г.
В 1430 г. умер Витовт, и Свидригайло был избран русскими и частью литовских бояр на великокняжеский престол. Ягайло признал это избрание. Свидригайло стал проводить самостоятельную политику, чем настроил против себя поляков. В 1432 г. он был изгнан с великокняжеского престола Сигизмундом Кейстутовичем.
Свидригайло, опираясь на русские земли, входившие в состав Великого княжества Литовского, сопротивлялся еще 5 лет. Но его недальновидная политика, оттолкнула него многих сильных союзников. В 1435 г. войско Свидригайла было разбито на берегу реки Святой близ г. Вилькомира. После этого князь бежал в Венгрию. В 1440 г. он вновь был призван на литовский великокняжеский престол.
Но вследствие старости уже ничего не мог сделать. Умер Свидригайло в 1452 г.
Источник: studbooks.net