В Риге какая нация

История евреев Латвии

Говоря о евреях в Латвии, хотелось бы сначала коснуться богатой и разнообразной еврейской истории нашей страны, насчитывающей уже около 450 лет.

Первые евреи появились в Латвии в середине 16-го века – это были выходцы из немецких и польских земель, которые поселились в Курземе. Абсолютное большинство из них жило в сельской местности и занималось торговлей, некоторые становились поставщиками, финансовыми агентами и мелкими чиновниками на герцогской службе.

В Латгалии первые евреи появились в середине 17-го века. Выходцы из белорусских и литовских земель, они занимались в основном мелкой торговлей, ремеслом, некоторые — сельским хозяйством. Значимым центром к середине 18-го века стала Краслава, к которой были приписаны все живущие в Латгалии евреи.

В Риге с середины 16-го века евреи играли важную роль в торговле лесом, сплавлявшимся по Даугаве, а также выполняли роль посредников и торговых агентов состоятельных аристократических семей. В 18-ом веке ограниченому количеству «привилегированых евреев» стало предоставляться право постоянного нахождения в городе, причём место их проживания обыкновенно ограничивалось Московским форштадтом.

Подполье Риги, где скрывались евреи

В конце 18-го века право жительства евреев в Российской империи было ограничено так называемой чертой оседлости, в которую попала также и Латгалия. В Курземе было разрешено жительство ограниченному количеству евреев, в Видземе же пребывание и поселение евреев было запрещено, кроме Слоки и Риги. В те же годы евреям было предписано селиться в городах, и к середине 19-го века в большинстве городов Курземе и Латгале евреи составляли значительную часть населения.

Во второй половине 19-го века евреям – купцам первой гильдии, врачам, а позже и ремесленникам, было разрешено селиться вне черты оседлости, лиц с высшим образованием стали принимались на работу в государственные учреждения. Евреи способствовали развитию крупных промышленных и торговых предприятий и банковской системы, заметно стало присутствие евреев в так называемых «свободных профессиях».

Несмотря на усиление антиеврейской политики царской власти в конце 19-го века, массовые выселения евреев, ограничения при приеме в учебные заведения, положение евреев в Латвии было во многом лучше, чем в других регионах Российской империи. Хотя антисемитские настроения начали получать распространение в консервативной части латышского общества, демократически настроенные латышские национальные деятели — Кришьянис Валдемарс, Аугустс Деглавс, Рудолфс Блауманис, Райнис и другие — относились к евреям с симпатией и старались бороться с антисемитизмом.

Первая мировая война стала катастрофой для латвийских евреев. В апреле 1915 года по приказу царского командования из прифронтовой зоны, в которую попали Курземе, Земгале и Рига, по надуманному обвинению в потенциальной лояльности в пользу Германии, во внутренние губернии России были высланы десятки тысяч евреев, множество, вместе с жителями Латвии других национальностей, стали беженцами. Всего за время войны Латвию вынужденно покинуло более половины из проживавших там накануне войны почти 190 тысяч евреев. По окончании войны только незначительной части из них удалось вернуться на родину, большинство осталось в России.

Открытие IKEA в Риге #MIXTV

После провозглашения Латвийской Республики в боях за независимость в 1918-1920 годах приняло участие более тысячи еврейских солдат и офицеров. Четверо их них за исключительное мужество были удостоены высшей воинской награды — ордена Лачплесиса, одиннадцать — ордена Трех Звезд.

Будучи гражданами независимой Латвии, евреи проявляли большую политическую активность: действовало несколько еврейских партий, депутаты от них избирались в Саэйму. Несколько лет должности Государственного контролёра и министра труда в правительстве Латвии занимал видный юрист Пауль Минц, а раввин Мордехай Нурок был выдвинут одним из кандидатов на пост премьер-министра. В городские самоуправления тоже избирались депутаты — евреи, и в некоторых городах их доля была довольно значительна.

В Латвийской Республике национальным меньшинствам, в том числе и евреям, было гарантировано право на национально-культурную автономию. При Министерстве просвещения был создан Еврейский отдел, руководивший широкой сетью школ с обучением на идише и иврите.

Неоценим вклад евреев в культурную жизнь Латвии. В 1920-1930-х годах в Риге работала Еврейская Народная консерватория, два театра — самодеятельный Еврейский рабочий театр и профессиональный Еврейский театр.

Широко известны были многие еврейские музыканты: главным дирижёром Национальной оперы был Эмиль Купер, класс скрипки Латвийской консерватории вёл профессор Адольф Мец — его ученица Сара Рашина в семнадцатилетнем возрасте стала лауреатом международного конкурса в Брюсселе. Далеко за пределами Латвии звучали мелодии танго Оскара Строка, музыку к первому латышскому звуковому художественному фильму написал Марк Лаври, рижские канторы Герман Ядловкер и Михаил Александрович наряду со службой в синагоге пели в опере и давали концерты. Около семидесяти зданий Риги в различных архитектурных стилях было построено по проектам выдающего еврейского архитектора Пауля Мандельштама. В Латвийском университете преподавали химик Мечислав Центнершвер, биолог Наум Лебединский, на Русских Университетских курсах читали лекции философ Марк Вайнтроб и юрист, депутат Саэймы профессор Макс Лазерсон. В спорте достойное место занимали еврейские спортивные общества «Хакоах» и «Маккаби», несколько футболистов входили в состав сборной Латвии.

Несмотря на светский характер общины, религиозная жизнь была весьма активной. По всей стране работало около 200 религиозных общин. В одном только Даугавпилсе было 40 синагог и молельных домов, в Риге – 30, в Резекне – 10.

Значительную роль сыграли евреи в становлении и развитии финансовой системы Латвии, во введении национальной валюты – лата – участвовал известный финансовый специалист и банкир Исидор Фридман.

После прихода к власти Карлиса Ульманиса в 1934 году все политические партии, включая еврейские, были запрещены, закрыто множество общественных организаций, национально-культурная автономия и экономическая активность евреев были ограничены. Следствием этого стала утечка еврейского капитала за границу и отъезд предпринимателей и специалистов. В то же время, во второй половине 1930-х годов Латвия приняла несколько тысяч евреев из Европы, бежавших от нацизма.

Всего в Латвии на конец 1930-х годов жило более 93 тысяч евреев, из них 43 тысячи – в Риге. После включения Латвии в состав Советского Союза в 1940 году были ликвидированы все еврейские организации, а принадлежавшая им религиозная и общественная собственность была национализирована. В числе более чем 15 тысяч граждан Латвии, депортированных в Сибирь 14 июня 1941 года, было почти 1800 евреев.

В начале июля 1941 года Латвия была оккупирована германскими войсками. Только нескольким тысячам евреев удалось эвакуироваться либо вступить в Красную армию. В первые же дни были изданы специальные указы, ограничивавшие права евреев, а позже в Риге, Лиепае и Даугавпилсе были организованы гетто. За короткий срок десятки тысяч евреев были убиты. Всего на территории Латвии за годы нацистской оккупации погибло более 70 тысяч латвийских евреев, а также 24 тысячи евреев, депортированных сюда из других европейских стран.

После окончания войны в Латвию из ссылки вернулись депортированные, из эвакуации — беженцы, с фронта — солдаты, из Германии — узники лагерей, а также стали переселяться евреи из других регионов Советского Союза. К 1959 году общая численность еврейского населения составила более 36 тысяч человек.

В советское время еврейская жизнь была ограничена несколькими синагогами, а попытки проводить культурные мероприятия пресекались властями. В то же время евреи Латвии оставили яркий след в различных областях общественной деятельности: историки Йоэль Вейнберг, Иосиф Штейман, Пётр Крупников, медики и учёные, академик Анатолий Блюгер, академик Юлий Аншелевич, Зелик Черфас, Макс Беленький, химик, академик Соломон Гиллер, физик Иосиф Эйдус, театральные режиссёры Тина Херцберг, Феликс Дейч, Адольф Шапиро, Аркадий Кац, графики Иосиф Эльгурт, Александр Дембо, скульптор Лея Новоженец, художник по металлу Хаим Рысин, искусствовед Герберт Дубин, писатели Гунарс Цирулис, Анатолий Имерманис, чемпион мира по шахматам Михаил Таль, композитор и музыковед Макс Гольдин, пианист Герман Браун, дирижёр и композитор Мендель Баш, дирижёр Товий Лифшиц, кинорежиссёр-документалист Герц Франк, историк кино Валентина Фреймане и многие другие.

В 1960-1970-х годах Латвия стала одним их центров подпольного сионистского и еврейского национального движения в Советском Союзе. Еврейские активисты боролись за право выезда в Израиль, за возможность чтить память жертв Холокоста, издавали нелегальную литературу, подпольно изучали иврит и историю еврейского народа, многие из них подвергались арестам. В 1970-е годы более трети латвийских евреев эмигрировало в Израиль.

С либерализацией общественно-политической жизни в СССР стало возможным возрождение еврейской общественной жизни. В 1988 году в Риге было организавано Латвийское общество еврейской культуры (ЛОЕК), позже преобразованное в Рижскую еврейскую общину, в 1989 году в Риге была открыта еврейская школа — первая в Советском Союзе. С восстановление независимости Латвии были воссозданы еврейские общины в Даугавпилсе, Лиепае, Резекне, Юрмале, Вентспилсе, Екабпилсе, Лудзе и Елгаве, начали свою деятельность различные еврейские общественные и культурные организации.

В 2003 году был создан Совет еврейских общин Латвии, объединяющий 13 общин в девяти городах, его председателем является Аркадий Сухаренко. Цели Совета и его Попечительского комитета – развитие всех форм еврейской общественной, социальной и религиозной жизни, помощь нуждающимся членам общины, а также участие в интеграционных процессах латвийского общества. Совет еврейских общин представляет интересы латвийских евреев перед государством и на международном уровне. У руководства страны сложились позитивные отношения с еврейской общиной, оно участвует в общинных мероприятиях и поддерживает различные проекты.

В настоящее время еврейское население Латвии составляет около 10 тысяч человек, являясь самой многочисленной в странах Балтии. В Риге открыты две еврейские школы и детских сада, при общине действует Социальный центр, Молодёжный центр, Общинный центр, Центр развития карьеры, а также широкая сеть различных организаций и групп по интересам, осуществляющих благотворительные, образовательные и культурные программы для всех возрастов.

В Латвии также работает единственная на постсоветском пространстве Рижская еврейская больница “Бикур Холим”. С богатой историей латвийских евреев можно познакомиться в акредитованном государством музее “Евреи в Латвии” и музеях при общинах Даугавпилса и Лиепаи. В 1998 году при Латвийском университете был создан Центр изучения иудаики. Еврейская община осуществляет также немало проектов, знакомящих с историей, традициями и культурой латвийских евреев людей всех национальностей и конфессий. Представители еврейской общины Латвии вносят заметный вклад в культуру, образование, науку, экономику и политику страны.

Хотя большинство евреев Латвии являются светскими, в Риге и Даугавпилсе действуют синагоги, особенно много людей приходят туда в еврейские праздники.

В последние годы еврейской общиной Латвии, наряду с другими, был осуществлен ряд важнейших проектов.

В первую очередь – это сохранение памяти о жертвах Холокоста и увековечивание имён тех, кто спасал евреев в годы нацизма. В Латвии насчитывается более двухсот мест массового уничтожения евреев. Совет еврейских общин поставил памятные знаки на более 50 ранее не отмеченных местах массовых могил по всей территории Латвии, включая мемориалы в Румбульском и Бикерниекском лесах в Риге и Шкеде в Лиепае. В 2007 году возле сожжённой нацистами Большой Хоральной синагоги в Риге был установлен монумент Жанису Липке и всем спасителям евреев в Латвии.

В 2007-2009-х годах еврейской общиной при поддержке Европейского Союза и Латвийского государства был осуществлён грандиозный проект реновации единственной синагоги Риги “Пейтав-шул” – памятника культуры государственного значения и одного из красивейших зданий югендстиля.

Одним из приоритетов Совета еврейских общин является поддержка качественного образования для детей. Руководство общины благодарно Рижской думе за отремонтированное за счёт самоуправления и предоставленное для Еврейской средней школы им. Ш. Дубнова здание в центре города, в котором осенью 2010 года начались занятия. Сейчас важнейшая задача Совета — сделать еврейскую школу одной из лучших в стране.

Для еврейской общины Латвии актуальной остаётся задача реституции собственности, до 1940 года принадлежавшей еврейским организациям. Община надеется на понимание необходимости решения этого вопроса со стороны государства.

Источник

Национальность – «штамп» на всю жизнь 5

Национальность – «штамп» на всю жизнь

Русскоязычные родители выбрали для своего новорожденного ребенка интернациональное имя. Планируют отдать его в латышский сад и в латышскую же школу. Но в ЗАГСе при регистрации ему в графу «национальность» записали: «русский». Потому что русскими в Регистре жителей значатся мама и папа. Оказывается, они имели право оставить эту графу незаполненной.

О данном случае газете рассказала даугавпилчанка, которая сегодня живет в Риге и ребенка регистрировала там же. Сложно установить, был ли то профессиональный промах сотрудника столичного ЗАГСа, или же молодые родители неправильно его поняли.

Но руководитель Даугавпилсского отделения ЗАГС Инесе Эйсане утверждает: «Сотрудник ЗАГСа обязан спросить, указывать ли национальность ребенка и, если у родителей национальности разные, какую именно национальность указывать».

Эти данные пропечатывают в свидетельстве о рождении ребенка и направляют в Регистр жителей. Многие родители не осознают, насколько важным может быть их решение об указании той или иной национальности для их ребенка. Ведь это, как имя и фамилия, – «штамп» на всю жизнь.

Поменять имя, фамилию и национальность можно лишь раз в жизни по достижении 15 лет. Что касается конкретно смены национальности, то человек может выбрать этническую принадлежность своих прямых предков в пределах двух поколений (родители и бабушки с дедушками), доказав документально национальность того самого предка. Вдобавок к заявлению и доказательным документам на смену национальности нужно заплатить еще и госпошлину – 71,14 евро.

Заявление нужно подавать в отделение ЗАГС. Инесе Эйсане указывает, что в прошлом году в Даугавпилсе было подано и удовлетворено одно такое заявление. Причины, по которым подросший ребенок или взрослый человек чувствует свою принадлежность к другой национальности, нежели та, что указана о нем в Регистре жителей, могут быть разными. Важно понимать, что у него есть такое право – выбирать национальность или вовсе отказаться от ее указания.

Руководитель Даугавпилсского отделения ЗАГС информирует, что родители вправе оставить графу «национальность» незаполненной, предоставив ребенку право самому выбрать, что в нее вписать по достижении сознательного возраста. Также родители могут определить национальность для своего ребенка позже, при оформлении для него паспорта.

Возможно, ребенок русских родителей, с истории о котором началась данная публикация, получив образование на латышском языке, почувствует свою принадлежность к латышской нации. Но записать себя «латышом» он сможет уже, только если кто-то из его бабушек или дедушек принадлежал к этой нации.

А используй его родители право на отсутствие записи о национальности в Регистре жителей, их ребенок мог бы вообще не выбирать для себя национальность. Закон «О регистре жителей» (ст. 10) предусматривает такой вариант указания национальности, как «не выбрана» или «неизвестна».

Как правило, при оформлении нового паспорта сотрудники Управления по делам гражданства, миграции и натурализации спрашивают нас, желаем ли мы, чтобы в документе была указана наша национальность. Надо понимать, что, независимо от этого нашего выбора, данные в Регистре жителей о человеке остаются. Мы можем не указать национальность в паспорте, но изменить запись о ней в Регистре жителей можно только описанным выше путем. Если хоть какая-то национальность указана, стереть данные о ней и поставить «не выбрана» или «неизвестна» уже нельзя. Можно только взять национальность одного из предков.

Никто из нас не знает, какую роль будет играть в жизни жителей Латвии их национальность десять, двадцать и более лет спустя. Кто-то может дорожить и гордиться своей национальностью, другие, возможно, пожелают ее не афишировать.

Факт в том, что пока спекуляции на этнической принадлежности жителей Латвии продолжаются, особенно на политической арене. И ввиду этого обстоятельства некоторым, возможно, будет полезна осведомленность о том, что нынешние латвийские законы предусматривают возможность человеку жить без указанной национальности. Но об этом должны позаботиться его родители. Поэтому вопрос о выборе и вообще указании национальности как таковой следует рассматривать также, как о выборе имени для ребенка. Ведь это – на всю жизнь.

Источник

«В Латвии ее выставляли как цирковую обезьянку»: почему Чулпан Хаматова рвется назад в Россию

В жизни Чулпан Хаматовой явно настал нелучший период. Актриса с громкими заявлениями покинула Родину после начала спецоперации, но теперь рискует крупно об этом пожалеть.

«Экспресс газета» в Google Новостях

46-летняя уроженка Казани серьезно разочаровала поклонников около двух месяцев назад. Тогда выяснилось, что звезда переехала из России в Латвию, где тут же принялась раздавать интервью местной прессе, в которых осуждала действия наших властей.

Кроме того, Чулпан позволила себе весьма резкие высказывания. В частности, она заявила, что горько сожалеет, что не покинула Родину еще восемь лет назад.

Видимо, в тот момент Хаматова была уверена, что ее ждет безбедное будущее. Она устроилась в труппу Нового Рижского театра, а квартирой в Риге обзавелась еще очень давно. Однако, как выяснилось накануне, артистка столкнулась с неожиданным развитием событий. Ей платят крохотную по местным меркам зарплату, принуждая при этом ругать все российское. По словам актера Ивара Калныньша, теперь Чулпан обдумывает пути для отступления – она мечтает вернуться обратно в нашу страну.

Поведение звезды оценил опытный психолог Сергей Ланг. По словам эксперта, Хаматова проявила себя импульсивным и не слишком осознанным человеком.

«Если проанализировать поведение Чулпан, то явно можно сказать о том, что она действовала на эмоциях, абсолютно не обдумав стратегию, не просчитав последствия. В России она известная актриса, у нее был статус и стабильная зарплата от государства – это позволяло ей жить комфортно, не задумываясь о будущем. И в Латвию она приехала с мыслью, что ее здесь будут встречать с цветами, но ее местам не суждено было сбыться. В прибалтийской стране есть свои актрисы, которые хотят получать хорошую зарплату, иметь съемки в кино и роли в театре. Для российской актрисы на этом празднике жизни места нет», – пояснил специалист.

Как пояснил Ланг, за рубежом решили просто воспользоваться недальновидным поступком Чулпан в своих целях. И никакого другого интереса Хаматова, скорее всего, и не представляла.

«Ее использовали как девочку для битья на всех ток-шоу. Выставляли как цирковую обезьянку для оголтелой европейской публики, еще и обвиняли в том, что она недостаточно часто извиняется, а теперь, когда она перестала быть интересной, ее просто выкинули на свалку истории.

Поэтому сейчас у нее произошла переоценка ценностей, тот самый дивный мир рухнул, она переживает о том, что потеряла то, что позволяло ей всю жизнь жить безбедно. Чулпан сейчас испытывает очень серьезные психоэмоциональные проблемы, преобладает страх потери и страх за свое будущее.

В таком состоянии человек может понаделать еще много разных ошибок, чем испортит еще сильнее и без того шаткое положение. Мало того, на психосоматике могут открыться хронические заболевания. Актрисе нужно следить в этот момент за своим здоровьем гораздо пристальнее, чем обычно. Также ей срочно нужно продумать стратегию дальнейшего социального адаптирования, принести извинения за свои слова перед страной и лично президентом, и постараться начать строить жизнь в той стране, которая сделала из нее знаменитость», – заключил Ланг.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...