Великое княжество Литовское существовало на территории сразу нескольких современных держав Восточной Европы: Литвы и Белоруссии полностью, а Латвии, Украины, Польши и России — частично.
Конечно, в Средневековье не было принято национальное деление, хотя балты и славяне в ВКЛ очень серьезно отличались друг от друга уровнем культуры и государственности. При этом создание ВКЛ было делом именно литовской знати, долгое время выполнявшей роль правящего сословия.
До недавних пор вопрос о преимущественно «белорусской» государственности в ВКЛ вообще не стоял. Он закономерно возник в начале 90-х гг., когда белорусские националисты приступили к переосмыслению средневековой истории. Фактическим «отцом» версии стал писатель Николай Ермолович, не имевший исторического образования, но одержимый идеей полностью нивелировать вклад иных народов в историю ВКЛ.
Для того, чтобы ответить на вынесенный в заголовок вопрос, необходимо не только изучить политическую историю данного государственного образования, но и оценить роль каждого народа в его историческом развитии.
История Великого княжества Литовского. Часть 4 (1392-1408 годы).
При этом в разные периоды истории Великое княжество Литовское не было однородным в культурном и религиозном отношении. Во многом это сыграло роковую роль в XV-XVI веках, когда внутренние противоречия привели к фактической ликвидации местной государственности и ее растворению в польской по своему характеру Речи Посполитой.
Роль «литовской» и «белорусской» элиты в создании ВКЛ
Белорусско-литовская летопись 1446 года определенно свидетельствует о том, что основание ВКЛ было осуществлено балтскими князьями с территории современной Литвы.
На момент создания литовской государственности (XIII век) все земли, на которых проживают современные белорусы, находились в состоянии глубокой феодальной раздробленности. Полоцкое княжество, даже в пору своего наивысшего могущества находившееся на второстепенных ролях, при потомках Всеслава Чародея (ок. 1029—1101) окончательно распалось на ряд уделов, неизменно продолжавших дробиться в последующее время.
В XII-XIII веках мы не встречаем среди полоцких Рюриковичей сильных личностей, способных объединить страну. Более того, некоторое время Полоцком правит смоленская династия.
Возникает резонный вопрос: на каком основании создание ВКЛ приписывается западнорусским князьям?
Внятного ответа на него у создателей «белорусской» идентичности ВКЛ нет. Вместо этого они пытаются локализовать историческую Литву в пределах современной Белоруссии, а ее население отнести к славянам.
Вместе с тем непредвзятому историку очевидно, что основатель первой династии литовских князей Миндовг и последующие литовские князья белорусами не могли быть в принципе. Они носили балтские имена, открыто называли себя язычниками, их интересы на первоначальном этапе были локализованы прежде всего в балтских землях. А в середине XIV века Ольгерд и Кейстут, сыновья основателя самой известной династии великих князей литовских Гедимина, даже разделили государство на славянскую и балтскую части, чтобы упростить управление разнородными регионами.
Белорусское или литовское наследие Великого княжества Литовского (ВКЛ) / Дамова
Собственно говоря, летописцы однозначно свидетельствуют, что в западнорусских (белорусских) землях Миндовг и его дружина появились после гражданской войны в Литве. Воспользовавшись полной беспомощностью местной династии Рюриковичей, они взяли на себя роль правящей элиты и начали захватывать местные земли, неспособные оказать им сопротивление. При этом местная западнорусская элита чаще всего сохранила некоторые права в прежних владениях, а часть ее поступила на службу к литовским князьям.
К середине XIII века все западнорусские земли были крещены по православному обряду.
Разумеется, вся западнорусская знать (без исключения) также была православной. Если бы именно она выступила создателем ВКЛ, то государство с самого начала было бы целиком православным.
Однако ничего подобного в Великом княжестве Литовском мы не наблюдаем. От Миндовга до Витовта все литовские князья являются язычниками.
Учитывая значимость религиозного вопроса в то время, мы вынуждены констатировать, что балтская знать настолько чувствовала себя хозяином положения, что не находила нужным уважать религиозные чувства на подчиненных ей территориях. В данном случае мы имеем совершенно уникальную для средневековья ситуацию, когда христианами управляли язычники, а местная знать с этим мирилась.
Литовцы оставались язычниками вплоть до Кревской унии 1385 г., когда сын Ольгерда великий князь Ягайло крестил их по католическому обряду. Это был еще один удар по самолюбию западнорусской знати, так и не сумевшей до конца ассимилировать пришельцев.
Действия литовских князей красноречиво свидетельствуют о том, что православные подданные для них были все-таки покоренным народом. Да, покорение проходило не в форме жестокого противостояния, однако строить свою государственность на наследии полоцких Рюриковичей литовские князья не стремились.
Более того, иногда они (как Ольгерд) даже казнили своих православных подданных за защиту веры.
Отмечу также, что когда принятие христианства стало насущной необходимостью для политических целей, то все литовцы крестились в одночасье по католическому обряду. То есть принятие веры западнорусских земель (православия) для правящей элиты не являлось обязательным. Понятное дело, что ни о каком западнославянском аспекте государственности в таких условиях говорить не приходится.
Сфера культуры ВКЛ наиболее подвержена мифотворчеству, поскольку является единственной областью, где западнорусский элемент сыграл решающую роль.
Балтские племена на середину XIII века не имели собственной письменности и сформированной государственности. Их элита, утвердившаяся в западнорусских землях, была вынуждена перенимать культурные достижения местного населения, чтобы эффективно управлять им. Однако, как сказано выше, это не приводило к ассимиляции литовцев и превращению их в часть западнорусского народа.
Здесь уместно привести пример с маньчжурской династией, в свое время утвердившейся в Китае. Ее правящая верхушка заимствовала у покоренных народов язык и некоторые обычаи, однако при этом продолжала считать себя маньчжурами. То есть четко отделяла себя от местного населения, хотя и использовала его культурные достижения.
Принятие определенных культурных навыков и практик не привело к ассимиляции. Литовская знать предпочитала просто быть правящим сословием. Именно поэтому в Великом княжестве Литовском православная культура так и не стала господствующей.
Разумеется, были и обратные примеры, в том числе среди потомков правящих литовских князей. Так, дети Ольгерда от витебской княжны Марии Андрей и Дмитрий были убежденными сторонниками православия и защитниками местных традиций. Впрочем, они скорее ассоциировали себя с западнорусской знатью, чем с литовской элитой.
Часть западнорусской знати, допущенной в окружение литовских князей, пыталась влиять на характер государственности, однако не преуспела в этом. Позже из нее стала формироваться оппозиция правящей династии.
Отношения ВКЛ и Москвы — еще одно яркое свидетельство литовского происхождения местной государственности.
Дело в том, что уже при первых успехах московских князей по объединению русских земель интересы почти всех православных феодалов западнорусских земель начинают вращаться вокруг нового центра объединения Руси.
Это свидетельствует о том, что именно православная московская государственность была для православной знати белорусских земель своей, и как этнически русская и как религиозно православная.
Позже это приведет к массовым переходам западнорусских князей под крыло Москвы. До тех пор, пока литовские князья были язычниками, они не слишком преследовали православие, однако с переходом в католичество начались настоящие гонения.
Согласно Городельской унии 1413 года, лишь католические феодалы могли занимать ключевые государственные посты. Если бы государственность ВКЛ была «белорусской», то ничего подобного не могло бы произойти.
Таким образом, уже в XIV веке литовская правящая династия не только не ассимилировалась с местным населением, но и приняла другую веру, которую распространила на литовскую часть своих подданных. А население западнорусских земель, входивших в состав ВКЛ, было вынуждено терпеть гонения на веру и находило спасение в бегстве в московские пределы.
Построение Гедимином столицы в литовских, а не западнорусских землях также не было случайным.
Дело в том, что изначально столица была еще и языческим центром государства. Именно здесь находилась резиденция главного жреца литовских племен, перенесенная из покоренной крестоносцами Пруссии.
Христианские церкви в Вильно присутствовали, но не играли определяющую роль. Как я уже писал выше, литовские князья даже казнили наиболее ретивых православных, пытавшихся христианизировать местное население.
Языческий характер столицы был изжит лишь после того, как литовцы массово перешли в католичество. То есть приняли веру не западнорусских земель, а польских.
По той же самой причине в современном Вильнюсе много памятников литовской и польской культуры, но православные святыни практически отсутствуют.
Коренные литовские земли, входившие в состав Великого княжества Литовского, так и не стали по своему характеру западнорусскими.
Более того, всю историю княжества сохранялся определенный антагонизм между ними и белорусско-украинскими территориями.
Правящая литовская династия никогда не делала каких-либо попыток сблизить эти земли. Они и до настоящего момента не имеют ничего общего с Белоруссией и Украиной.
Из вышеприведенных тезисов можно сделать следующие выводы:
1) ВКЛ управлялось чуждой западнорусским землям иноземной династией, не разделявшей религиозных воззрений восточных славян.
2) Ближайшее окружение литовских князей состояло из балтской знати, позже крещенной в католичество. Подавляющее большинство магнатских родов ведут свое происхождение из коренной Литвы. Западнорусская знать представлена лишь небольшим количеством родов.
3) Столица государства располагалась в центре литовских, а не западнорусских земель, там же находился и языческий, а позднее католический ее центр.
4) Использование славянской письменности, а также западнорусской культуры носило вынужденный характер, не влиявший на самоидентификацию.
5) Западнорусская знать в XIV веке связывает свои надежды с единоплеменной Москвой, а не с Литвой.
6) Литовцы оставались в государстве особым этносом, не связанным с западнорусским населением.
Таким образом, нет никаких оснований считать ВКЛ «белорусским» государством. Предки современных белорусов лишь частично приняли участие в государственном строительстве этой державы. Западнорусские земли всегда сохраняли второстепенный характер по сравнению с Литвой.
В конце XIV века начинается борьба между западнорусской знатью и литовцами. Она вылилась в две большие войны — Ягайло с Андреем Полоцким, а позже Сигизмунда Кейстутовича со Свидригайло. Поражение православной партии резко ухудшило положение западнорусского населения. Отныне и до конца существования ВКЛ многие его представители не просто находятся в дискриминационном положении, но и участвуют в противостоянии Москвы с Вильно.
В конечном счете ВКЛ из полуязыческой страны превращается в католическую, а государство перенимает польскую культуру и продолжает свое существование в русле польской государственности.
Источник: news.rambler.ru
Великое Княжество Литовское
Великое Княжество Литовское, Руское и Жемойтское – феодальное европейское государство, занимавшее территорию современных Беларуси и Летувы, а также Украины (Киевщина, Черниговщина и Волынь до 1569 года), России (Смоленщина и Северщина к середине XVII века) и Польши (Подляшье до 1569 года). Первая столица – Новогрудок, с 1323 года – Вильня.
Возникло в середине XIII в. на беларуских землях верхнего и среднего Понемонья (Литва древняя) и землях в верховье реки Вилия. В 1569 году образовало союзное государство с Королевством Польским – Речь Посполитую Обоих Народов. Прекратило свое существование в результате его третьего раздела в 1795 году между Россией, Пруссией и Австрией.
- Столица: Новогрудок, Вильня
- Площадь: 132 000 км²
- Государственный гимн: Богородица
- Правительство: Монархия
- Дата раздела: 1795 г.
История
Название и титул
Название Великого Княжества и титул правителя менялся с течением времени в зависимости от его границ и государственной строения.
В середине XIII — начале XIV веках государство называлось только Литвой. Так, в грамоте великого князя Миндовга (1254) он значится «королем Литвы». По присоединении к ВКЛ Киевской и других украинских земель хозяин назывался «король литвинов и многих русинов»). По присоединения части Латвии великий князь Гедимин начал называться «король литвинов и русинов, повелитель и князь Зэмгалии».
По присоединению Жемайтии (современной центральной и западной Летувы) в середине XV в. великий князь титулуется как «великий князь . всее Литовское земли и Жомойтское и многих Руских земель». В Статуте 1529 года значилось «Права писаныя даны панству Великому князьству Литовскому, Рускому, Жомойтскому и иныя через наяснейшого пана Жикгимонта, з Божее милости короля полского, великого князя литовского, руского, пруского, жомойтского, мазовецкого и иных».
Однако по составлению Люблинской унии (1569) и присоединении Украины к Польше страна начала называться только Великим Княжеством Литовским, хотя сам князь продолжал титуловаться великим князем литовским, русским, прусским, жмудским, мазовецким, а по присоединению в 1561 году Инфляндии — и инфляндским.
В официальных документах для обозначения государства использовались названия: «Великое Княжество Литовское», «государство», «барство», «Речь Посполитая»; последняя применялась как при обозначения только Княжества, так и совместного с Польшей конфедеративного государства.
Образование
Истоки беларусской государственности восходят к возникновению Полоцкого и Туровского, а поздней Гродненского, Новогрудского, Смоленского и других княжеств, а созданная в то время материальная и духовная культура легла в основу государствообразующих процессов в XIII—XIV веках. Подобные процессы были проявлением и органической частью мирного балто-славянского взаимодействия в биэтничном регионе верхнего Понеманья.
Переход балто-славянского симбиоза на новый этап эволюции был обусловлен разрушением политической системы Восточной Европы (агрессия Инфлянтского и Тевтонского орденов, монголо-татарское нашествие). Образование Великого Княжества Литовского дало населению региона возможность защитить свою независимость и создать условия для дальнейшего социального, политического, экономического и культурного развития.
Великое Княжество Литовское с центром в Новогрудке основано около 1240-х годов, когда по приглашению местных бояр здесь начал править Миндовг. Обороной региона руководил сильнейший, испытанный в боях военачальник, этническая принадлежность которого не имела большого значения, особенно в регионе, где два этноса веками жили вперемешку. До прихода Миндовга центр Гродненского княжества переместился в Новогрудок, где правил князь Изяслав, который, скорее всего, мирно передал власть и какое-то время принимал участие в походах Миндовга на польские земли.
Процесс формирования нового государства был довольно длительным и происходил посредством династических браков, соглашений (в редких случаях захватов) между отдельными княжествами с сохранением льгот, привилеев и некоторого самоуправления (согласно принципу «старое не рушить, новое не вводить»). Впервые этот механизм был применен в отношении Полоцка в 1307 году при вхождении Полоцкого княжества в состав ВКЛ, хотя до вхождения княжества в нём и раньше правили литовские князья (Товтивил). В отношении Понеманья принцип подобной автономии не известен.
Вскоре в состав Великого Княжества Литовского добровольно вошли остальные удельные княжества на территории современной Беларуси: Полоцк — в 1307 году; Витебск — 1320 году; Брест, Минск, Туров и Пинск — в 1320—1330 годы; Мстиславль — в 1358 году. Наиболее успешно процессы объединения беларусских земель проходили во времена правления Гедимина (1316—1341). Его важным достижением стало создание независимой от Москвы Литовской православной митрополии с центром в Новогрудке. В то же время Гедимин заложил основы русского вектора политики Великого Княжества Литовского, который развивался в последующие десятилетия.
Расширение
Великое Княжество Литовское получило значительные территориальные приобретения во время правления Альгерда (1345–1377). При нём в состав государства вошли Чернигово-Северская, Подольская, Волынская и Киевская земли, Смоленское княжество и Жемайтия. В результате земли современной Беларуси заняли центральное место, что обеспечило рост их экономики, развитие культуры и укрепление беларусского (исторического русского или литовского) языка как государственного.
В течение XIV века не прекращалась борьба с Тевтонским орденом, однако она имела переменный успех. Между тем, в результате разгрома татар в битве на Синих Водах (1362) надолго удалось отвести угрозу их набегов с южной части государства. Чтобы Московия не помешала объединению земель современной Беларуси, великий князь Альгерд совершил на неё три похода — в 1368, 1370 и 1372 годах.
После смерти Альгерда обострился конфликт между Кейстутом, его сыном Витовтом и новым великим князем Ягайло. Это сильно ослабило государство, чем воспользовались крестоносцы, которым в 1382 году Ягайло был вынужден уступить земли Жемайтии.
С целью противостояния внешней опасности, которая также угрожала соседнему Королевству Польскому, и укрепления своей власти, великий князь заключил личный союз с Польшей — Кревскую унию (1385). Получив польский престол, он должен был присоединить Великое Княжество Литовское к Королевству Польскому.
Однако против подчинения Польше выступил Витовт, который возглавил внутреннюю борьбу. Междоусобная война между Витовтом и Ягайло закончилась Островским соглашением (5 августа 1939 г.), согласно которому Великому Княжеству Литовскому была гарантирована независимость в политическом союзе с Польшей (независимое правительство, казначейство, армия), а Витовт был провозглашен великим князем. Соглашение также запрещало полякам приобретать или наследовать землю в Великом Княжестве. Однако Витовт желал полной независимости, для этого он стремился получить королевский титул и корону.
В целях укрепления своей власти Витовт ликвидировал несколько удельных княжеств (в Полоцке, Витебске, Новгород-Северском, Киеве, Волыни и Подолии). В отношениях с Тевтонским орденом ему, как и его предшественникам, приходилось использовать Жемайтию в качестве разменной монеты (известно, что Витовт четыре раза — в 1384, 1390, 1398 и 1404 годах передавал её крестоносцам). Только после Грюнвальдской битвы (1410), до которой большая часть современной Летувы была оккупирована крестоносцами, эти земли окончательно вошли в состав Великого Княжества.
К 1430 году Великое Княжество Литовское достигло максимальной мощи и территориальных границ «от моря до моря»: самой восточной точкой государства была Тула, на побережье Чёрного моря появился ряд укрепленных замков — Дашев, Коцюбеев, Чорный город и другие.
После смерти Витовта началась ожесточенная борьба за власть между его братом Сигизмундом и новым великим князем Свидригайлом. В 1432 году разразилась гражданская война, продолжавшаяся до 1439 года и завершившаяся победой Сигизмунда. Эта война охватывала только высших феодалов, носила династический характер и была борьбой за политическую власть.
Со второй половины XV в. усилилась угроза со стороны Крымского ханства, непрекращающиеся набеги которого значительно переместились к северным границам государства. В 1506 году армия Великого Княжества Литовского разгромила татар под Клецком, так что крупные набеги татар на Беларусь не повторялись.
В конце XV в. отношения с Московским государством обострились, что привело к непрекращающимся военным конфликтам (в 1492—1494, 1500—1503, 1507—1508, 1512—1522, 1534—1537 годах). С обеих сторон были победы и поражения. Москва также инспирировала внутренние конфликты в государстве.
Вся захватническая политика Московского государства проводилась под эгидой защиты православия.
Люблинская уния
В результате Кревской унии Великое Княжество Литовское и Польша объединились на основе династически-персональной унии при сохранении ими определённой независимости во внутренней и внешней политике. Неоднократное обновление и реорганизация этого союза (в 1401, 1413, 1446, 1501) свидетельствовали, с одной стороны, о его нестабильности, а с другой — о наличии факторов, подтолкнувших два государства к сближению. В XV—XVI веках наметилась следующая тенденция: чем сильнее обострялись отношения Великого Княжества с Москвой, тем больше оно стремилось к объединению с Польшей.
Кульминация московско-литовского противостояния наступила в 1558 году, когда московский государь Иван Грозный начал войну с Инфлянским орденом и захватил ряд важных укреплений, что создало угрозу для беларусского Подвинья. По этой причине великий князь Сигизмунд Август принял Инфланты под свой протекторат, в результате чего земли ордена перешли в совместное владение Великого Княжества Литовского и Королевства Польского. Однако предыдущие войны вытянули все средства из государственной казны: великолитовское войско потерпело ряд неудач, и вскоре Москва захватила всю северо-восточную часть Беларуси, открыв путь к Вильне. Само существование государства оказалось под угрозой, что вынудило правящие круги Великого Княжества искать союз с Польшей в обмен на военную помощь.
10 января 1569 года начался Люблинский сейм, продлившийся почти 6 месяцев. Польская шляхта настаивала на принятии статей, ставивших Великое Княжество Литовское в зависимость от Польши. Когда послы Великого Княжества увидели угрозу принудительного создания унии на неприемлемых для них условиях, то 1 марта 1569 года они покинули сейм. Однако польские феодалы воспользовались тяжелым военно-политическим положением своего соседа и добились от Сигизмунда Августа издания незаконного приказа о присоединении к Польше Брацлавского, Волынского, Киевского и Подляшского воеводств. В таких условиях представителям Великого Княжества должны были вернуться за стол переговоров.
1 июля 1569 года появился акт Люблинской унии, по которому было создано новое государство — Речь Посполитая Обоих Народов.
Результаты Люблинской унии
Речь Посполитая была конфедерацией соседних государств, в составе которой Великое Княжество Литовское существовало до конца XVIII века — времени раздела Речи Посполитой Российской империей, Австрией и Пруссией. Оба государства-члена конфедерации сохранили отдельный административный аппарат, законодательство и судебную систему, финансы, таможенную систему, вооруженные силы, титул, герб и государственную печать.
Борьба за независимость
Несмотря на условия унии, в 1570—1580-х годах в Великом Княжестве Литовском регулярно проводились общегосударственные сеймы, а с 1582 года начал действовать Главный трибунал.
Однако самым большим проявлением борьбы за государственную независимость Великого Княжества Литовского стало принятие Статута 1588 года, который фактически отменял ряд статей Люблинской унии. Согласно с этим законодательным актом, действовавшему в Беларуси до 1840 года, Великое Княжество Литовское было самостоятельным государством со своей территорией, аппаратом, армией и финансами. Более того, статья 1 раздела IV Статута закрепляла, в отличие от Польши, где языком правовых документов была латынь, государственность беларусского языка.
В дальнейшем при благоприятных обстоятельствах влиятельные круги Великого Княжества Литовского неоднократно пытались восстановить полную независимость: в 1650-е годы — Радзивиллы, в конце XVII в. — Сапеги. В результате правительству Речи Посполитой пришлось пойти на определенные уступки: с 1673 года каждый третий сейм Речи Посполитой должен был проводиться на территории Великого Княжества в беларусском городе Гродно под председательством одного из местных депутатов.
Кризис
В XVII—XVIII веках в социально-экономическом развитии Речи Посполитой и Великого Княжества Литовского в особенности обозначились докризисные тенденции: отсутствие национального единства, социальные, этнические, религиозные противоречия, феодальные междоусобицы привели к экономическому упадку. Многие войны приводили к разрушению городов, местечек и деревень, физическому уничтожению населения.
Государственная и политическая система
В государстве господствовали феодалы центральных (беларусских) земель, так как Великое Княжество сформировалось на беларусской территориальной, этнографической и культурной основе, а беларусский язык был государственным. Здесь было сосредоточено большинство великокняжеских и государственных имений, а также основные поместья крупных феодалов. Отсюда набиралась основная часть армии, собирались основные доходы в государственную казну. Крупные феодалы из беларусских этнографических земель Олельковичи, Друцкие, Глебовичи, Гольшанские, Кишки, Радзивиллы, Сапеги и другие занимали руководящие посты в государственном аппарате.
Великое Княжество Литовское возглавлял великий князь (господар), являвшийся носителем верховной власти. Его Господарский суд был высшей инстанцией. До XV века государственную деятельность осуществлял только сам великий князь, выполнявший все функции управления государством. В связи с необходимостью организации дворового хозяйства и решения задач внутренней и внешней политики появились высшие должностные лица — сначала маршалок, подкоморий, подчаший, чашник, кравчий, стольник, мечник, кухмистер и другие, в середине XV века — должности общегосударственной администрации (подскарбий земский, канцлер и гетман великий).
Законодательная функция великого князя была ограничена Сеймом — съездом делегатов от региональных собраний феодалов (собраний) — и великокняжеская Рада (с XVI века её называли Паны-Рада).
Административно-территориальное деление
На раннем этапе своего существования Великое Княжество Литовское было разделено на судебно-административные округа (княжества и наместничества), границы которых сложились исторически. На территории Беларуси было около 20 княжеств и наместничеств, которые являлись основными административно-территориальными единицами. Они были разделены на более мелкие волости, которые постепенно распадались в процессе перехода земель к феодалам.
В XV—XVI веках сформировалась двухуровневая административно-территориальная система: высший уровень составляли воеводства (с 1413 года — Виленское и Трокское, 1471 — Киевское, 1504 — Полоцкое, 1507 — Новогрудское, 1508 — Смоленское, 1511 — Витебское, 1513 — Подляшское) и земли (Жемайтская и Волынская), которые в свою очередь делились на княжества и наместничества.
В 1565–1566 годах в соответствии с административно-территориальной реформой образовалось новое деление территории Великого Княжества:
-
(без деления на поветы) (поветы: Брестский, Пинский) (поветы: Винницкий, Брацлавский) (поветы: Кременецкий, Луцкий, Владимирский) (поветы: Ошмянский, Браславский, Виленский, Вилкомирский, Лидский) (поветы: Оршанский, Витебский) (поветы: Житомирский, Киевский, Мозырский, Овручский, Черкасский, Чернобыльский) (поветы: Минский, Речицкий) (поветы: Волковыскский, Новогрудский, Слонимский) (поветы: Бельский, Дорогичинский, Мельницкий) (без деления на поветы) (поветы: Гродненский, Ковенский, Трокский, Упицкий) (фактически имела статус воеводства)
По условиям Люблинской унии 1569 года Брацлавское, Волынское, Киевское (кроме Мозырского повета), Подляшское воеводства включены в состав Королевства Польского. В 1611 году войска Речи Посполитой вернули в состав Великого Княжества Смоленское воеводство (Смоленский и Стародубский поветы).
В 1667 году по условиям Андрусовского перемирия Смоленск и Стародуб перешли под власть Москвы, с тех пор административно-территориальное деление государства не менялось более века (до 1772 года).
Города
В XIII—XIV веках на территории современной Беларуси насчитывалось около 40 городов. В XV в. черты торгово-ремесленных центров приобрели бывшие крепости, феодальные замки, некоторые господарские дворы. С конца XIV века городские поселения стали обретать самоуправление по Магдебургскому праву.
В XV—XVI веках в Великом Княжестве Литовском возникло большое количество самобытных городских поселений — местечек. В источниках XVI—XVIII веков термины «место» и «местечко» употреблялись рядом по отношению к средним и малым городам. Существуют разные подходы к их разграничению.
По классификации Залмана Копысского большими считались города, которые имели 10 и более тысяч жителей, средними — более 5 тысяч, малыми — 2-5 тысяч жителей. В местечках проживало от нескольких сотен до 1500 жителей.
В середине XVII в. в Великом Княжестве было 757 городов и местечек, в том числе 42 города и 425 местечек в Беларуси.
Во второй половине XVIII в. на территории современной Беларуси было 39 городов и около 250 местечек, где проживало около 250 тысяч человек. (около 11% населения), но городское население так и не смогло достичь уровня XVII в. (до Потопа).
Источник: ru.davedka.com
Великое княжество Литовское
Великое Княжество Литовское, Русское и Жемайтское (ВКЛ) — государство, существовавшее с первой половины XIII века по 1795 г. на территории современных Литвы, Белоруссии (до 1795 г.) и Украины (до 1569 г.) С 1386 г. находилось с Польшей в персональной, или личной унии, известной как Кревская уния, а с 1569 г. — в сеймовой Люблинской унии. Прекратило существование после третьего раздела Речи Посполитой (Польско-литовского государства) в 1795 г. Большая часть княжества была присоединена к Российской империи.
Большинство населения княжества было православным (предки современных белорусов и украинцев), однако с 1387 г. (крещение литовцев по католическому обряду) официальной [Источник?] была католическая вера. Языком официальных документов был западнорусский письменный язык (например, Литовская метрика, Статут Великого княжества), с 1696 г. официальным языком стал польский. В XIV—XVI веках Великое княжество Литовское — реальный соперник Московской Руси в борьбе за господство в Восточной Европе.
Возникновение государства [ править | править код ]
Название «Литва» (Lituae) впервые упомянуто в Кведлинбургских летописях в 1009. Зарождение государства относят к X—XIII векам. По мере становления феодального строя у балтов формировались отдельные хозяйственные территории — земли, управляемые князьями (уделы). Соседние земли этнически родственных литовских племён объединялись в политические и военные союзы.
Свидетельством существования таких догосударственных объединений считается договор 1219 между галицко-волынскими князьями и 21 литовским князем. В договоре среди 5 старших князей упоминается Миндовг (лит. Mindaugas; 1238—1263). Унаследовав власть в своём уделе от отца [Источник?] , он ок.
1240 уничтожил или изгнал соперников и объединил под своей властью часть земель балтов. Так в начале XIII века на территории нынешней Литвы и части Белоруссии образовалось Великое княжество Литовское.
Первый правитель Великого княжества Литовского Миндовг (1236 [Источник?] —1263) [1] принял католическое крещение в 1251 и был коронован 6 июля 1253. Согласно сведениям польских историков Мацея Стрыйковского (XVI в.) и Войцеха Виюка-Кояловича (XVII в.), коронация состоялась в городе Новогрудке [2] [3] [4] , который в то время, видимо, был одной из основных резиденцией Миндовга и принадлежал его сыну Войшелку.
Согласно предположениям некоторых современных литовских историков коронация могла иметь место в Вильне или Латаве [5] .Некоторые современные белорусские историки предполагают, что коронация могла иметь место в Литовке — резиденции первых литовских епископов, что невдалеке от Новогрудка. [6]
Консолидация ВКЛ проходила на фоне сопротивления крестоносцам Тевтонского ордена в Прибалтике. Одновременно шла экспансия в юго-западном и юго-восточном направлении, в ходе которой Миндовг отобрал у Галицко-Волынского княжества земли по Неману [Источник?] .С середины XIII века — первой половины XIV века ВКЛ охватило белорусские земли, а в 1363—1569 годах охватывало и большую часть украинских. При князе Гедимине (правил в 1316—1341), основателе династии Гедиминовичей, Великое княжество Литовское значительно укрепилось экономически и политически. Гедимин, ведя ожесточённую борьбу с немецкими рыцарями, продолжал присоединение восточнославянских и балтских земель.
Расцвет: Правление Ольгерда и Витовта [ править | править код ]
При Ольгерде (правил в 1345—1377) княжество фактически стало доминирующей державой в регионе. Особенно позиции государства укрепились после того, как в 1362 г. Ольгерд разбил татар в битве при Синих водах. Во время его правления в состав государства входили современная Литва, вся территория современной Беларуси со Смоленской области, частьУкраины. Для всех жителей западной Руси Литва стала естественным центром сопротивления традиционным противникам — Орде и крестоносцам. Кроме того, в Великом княжестве Литовском в середине XIV века численно преобладало православное население, с которыми язычники литовцы уживались довольно мирно, а иногда случавшиеся волнения быстро подавляли (например, в Смоленске).
Земли княжества при Ольгерде простирались от Балтики до Причерноморских степей, восточная граница проходила примерно по нынешней границе Смоленской и Московской областей.
Литовские князья самым серьёзным образом претендовали на объединение под своей властью других восточнославянских княжеств (и в частности, Тверского, Московского, Псковской земли). В 1368—1372 гг. Ольгерд, который был женат на сестре великого князя тверского Михаила, поддержал Тверь в её соперничестве с Москвой. Литовские войска подступили к Москве, но в это время на западных рубежах Ольгерд воевал с крестоносцами, а потому не мог долго осаждать город. Крестоносцы, в отличие от призрачных надежд на все русские земли, виделись Ольгерду более серьёзной угрозой, и в 1372 г. он, уже подступив к Москве, развязал себе руки, неожиданно предложив Дмитрию Донскому «вечный мир».
В 1386 г. великий князь Ягайло (правил в 1377—1434) заключил союз (т. н. Кревская уния) с Польским королевством — принял католичество, женился на наследнице польского престола и стал королём Польши, оставаясь при этом великим князем литовским. Это усилило позиции обоих государств в противостоянии с Тевтонским орденом. В 1387 г. Ягайло официально крестил Литву.
Ягайло передал великокняжеский престол своему брату Скиргайло. Двоюродный брат Ягайло — Витовт, при поддержке Тевтонского ордена, привлекая на свою сторону антипольски настроенных князей и бояр ВКЛ вёл долгую войну за престол. Только в 1392 г. между Ягайло и Витовтом было заключено Островское соглашение по которому великим князем литовским становился Витовт, а Ягайло оставлял себе титул «верховный князь Литвы». В 1399 году Витовт (правил в 1392—1430 гг.) поддержавший ордынского хана Тохтамыша против ставленника Тамерлана Тимур-Кутлука, потерпел от последнего тяжелое поражение в битве на Ворскле. Это поражение ослабило ВКЛ, и в 1401 г. оно было вынуждено заключить новый союз с Польшей (т. н. Виленско-Радомская уния).
В 1405 г. Витовт начал военные действия против Пскова, и тот обратился за помощью к Москве. Однако Москва объявила войну ВКЛ только в 1406 г., крупные военные действия фактически не велись и после нескольких перемирий и стояния на р. Угре в 1408 г., Витовт и великий князь московский Василий I заключили вечный мир. В это время на западе ВКЛ вело борьбу с Тевтонским орденом, в 1410 г. соединённые войска Польшы и ВКЛ нанесли поражение Тевтонскому ордену в Грюнвальдской битве. Следствием этой победы, и после ещё нескольких войн, стал окончательный отказ Тевтонского ордена в 1422 г. от Жемайтии и окончательная ликвидация Ордена по Второму Торуньскому миру в 1466 г.
Витовт вмешался в дела Великого княжества Московского, когда там в 1427 началась династическая распря между внуком Витовта Василием II Тёмным и дядей Василия Юрием Звенигородским. Витовт, опираясь на то, что великая княгиня московская, его дочь, Софья вместе с сыном, людьми и землями, приняла его защиту, претендовал на господстсво над всей Русью.
Витовт вмешивался и в политику европейских стран и имел значительный вес в глазах европейских государей. Император Священной Римской империи дважды предлагал ему королевскую корону, но Витовт отказывался и принял только третье предложение императора. Коронация была намечена на 1430 г. и должна была состояться в Вильне, куда собрались многочисленные гости.
Признание Витовта королём и, соответственно, ВКЛ королевством не устраивало польских магнатов которые надеялись на инкорпорацию ВКЛ. Ягайло был согласен на коронацию Витовта, но польские магнаты перехватили королевскую корону на территории Польши. Витовт в то время болел, по легенде он не вынес известия о утрате короны и умер в 1430 г. в своём Трокском (Тракайском) замке на руках у Ягайло.
Источник: traditio.wiki
«Великое княжество Литовское — это часть российской истории»
Великое княжество Литовское — это одно из самых крупных государственных образований средневековой Европы, простиравшееся от Черного до Балтийского моря и объединявшее под своей крышей предков современных народов: литовцев, русских, украинцев, белорусов и поляков. О том, в чём заключался феномен Великого княжества Литовского, портал RuBaltic.Ru поговорил с известным российским специалистом в области Средневековья, доктором исторических наук, профессором Высшей школы экономики и главным научным сотрудником Института всеобщей истории РАН Игорем ДАНИЛЕВСКИМ:
— Игорь Николаевич, что собой представляет Великое княжество Литовское как государственное образование? Как можно его охарактеризовать?
— Во-первых, это одно из самых крупных образований на территории Восточной Европы, потому что в период расцвета это государство занимало территорию от Балтики до Черного моря и от Можайска до Карпат. Во-вторых, это полиэтническое и поликонфессиональное государство, которое было построено на принципах конфедерации. В-третьих, это государство, которое, несмотря на свою конфедеративность, невероятно устойчиво. И даже когда оно делится на какие-то части, то его правители очень быстро восстанавливают целостность страны. В-четвертых, это государство с потрясающей веротерпимостью, потому что там 9/10 населения — это русскоязычное православное население.
И границы между православными и католиками там не ощущаются вплоть до Брестской унии.
Хотя специалисты отмечают, что даже после Брестской унии определенное время там была более или менее приличная ситуация.
— До революции в российской историографии была популярна концепция, в рамках которой Великое княжество Литовское рассматривалось как «другая Русь». Вы разделяете эту концепцию?
— В принципе, да, потому что его полное название — Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское. И да, это Русь. Это государство, которое в значительной степени было продолжателем государственных традиций древнерусского государства, поскольку там складывались паритетные начала между элитой и правящими династиями. То есть это очень интересное государство с сильными традициями и богатой историей, которую мы, к сожалению, не знаем.
А ведь это история в том числе и нашего государства.
Когда говорят о нашей истории, то часто забывают, что наша история — это не только прошлое Северо-Восточной Руси, Новгорода и т. д., но также и история великой Монгольской империи, потому что значительная часть Монгольской империи — это территория современной России, и история Великого княжества Литовского, потому что туда входили современные российские территории. Ну, например, тот же Смоленск.
У нас до сих пор у студентов возникает легкий шок, когда они видят карту Великого княжества Литовского. В их сознании, да и в общественном, это всё еще современная Литва, а не Великое княжество Литовское. Мы, к сожалению, очень часто проецируем современные представления на прошлое. Это беда. Это надо как-то выправлять, постепенно, аккуратно объяснять.
— А с кем себя идентифицировало славянское русскоязычное население Великого княжества Литовского?
— Они идентифицировали себя с русскими. Собственно говоря, это русины, которые говорили на русском языке. Я недавно смотрел очень интересную работу, которая скоро должна выйти в печать в Болгарии. Там хорошо представлена эволюция языка — русского, русинского и т. д.
— Современная историография Великого княжества Литовского представляет собой яблоко раздора между литовскими, белорусскими, часто и российскими историками, которые пытаются присвоить наследие литовского средневекового государства. Вы согласны с такой формулировкой?
— В определенной степени — да. Понятно, что в Великое княжество Литовское входили территории современной Украины, Белоруссии, России, но эти споры беспочвенны. Это то же самое, если б я начал спорить со своим двоюродным братом, чьи это предки, мои или его, а это же общие предки.
— Вы сказали, что одной из особенностей Великого княжества Литовского является его устойчивость. Тогда почему оно было поглощено Речью Посполитой?
— Для начала надо отметить, что оно было поглощено Польшей не просто так и это был долговременный процесс. Первоначально были личные унии, потом государственные.
И союз этих объединений возник не случайно. Великому княжеству Литовскому и Польше приходилось сражаться на два фронта.
С одной стороны это была Орда, с другой стороны это были крестоносцы. И в итоге совместными усилиями они отбились как от крестоносцев, так и от татарского владычества.
А почему дальше этот процесс пошел? Прежде всего это связано с окатоличиванием этой территории после Брестской унии. С момента, когда начинает усиливаться влияние католицизма, вот эта православная основа, которая стала идеологической основой Великого княжества Московского, потом Московского царства и, соответственно, Российской империи, — она была утрачена. Конфессиональный вопрос в XVI–XVII в. играет колоссальную роль.
Этот фактор сыграл большую роль в контексте того, что Великое княжество Литовское в составе Речи Посполитой постепенно теряет свое влияние на русскоязычное население.
— А если немного пофантазировать, что было бы, если б Великое княжество Литовское не объединилось с Польшей и не пошло по пути окатоличивания?
— Вообще было три центра, которые могли претендовать на объединение русских земель: это Тверь, Москва и Литва. У нас, к сожалению, очень плохо изучалась Тверь, потому что за 100 лет вышло всего две монографии, посвященные ее истории. По Литве вообще долгое время ничего не выходило. Есть монография известного советского ученого В. Т. Пашуто, есть ряд монографий, освещающих историю пограничных земель, которые переходили то туда, то туда, а нормальной истории Великого княжества Литовского в России не написано.
Монография литовского историка Э. Гудавичюса на русском языке является единственным солидным обобщающим трудом по истории Великого княжества Литовского.
Во всяком случае, в российской историографии я подобных обобщающих трудов по истории Великого княжества Литовского не встречал. В связи с чем у нас имеется множество лакун. Например, у нас практически не изучены вопросы, которые касаются истории взаимоотношений между Великим княжеством Литовским и княжеством Тверским.
Источник: naspravdi.info