Содружество Независимых государств (СНГ, если коротко) было организовано в 1991 году и за неполные 30 лет по своему составу мало изменилось: только Грузия (позже всех присоединившаяся к Содружеству) вышла официально из него, да Украина, подписавшая первоначальную Декларацию о целях и принципах создания СНГ, так официально и не вошла в состав СНГ.
В настоящий момент (начало 2019 года) членами СНГ считаются 10 стран, одна из которых имеет статус ассоциированного члена-наблюдателя (это Туркменистан), а одна (Молдова) так и не подписала и не ратифицировала Устав организации, но членом числится. В общем, СНГ включает.
Уже настал 2019 года. Многие хотели бы знать, какие страны входят в СНГ в 2019 году. Их список никак не изменился по сравнению с прошлым годом. Их так же остается такое же количество. Украина имеет спорный статус. Туркменистан имеет ассоцированный статус.
А список полный я привела ниже.
Какие страны входят в СНГ на 2019 год?
Состав стран, которые входят в СНГ в 2019 году не поменялся.
Страны, входящие в СНГ #shorts #география #снг #ссср
В состав СНГ входят девять стран, которые имеют постоянные полномочия.
Это: Россия, Беларусь, Армения, Азербайджан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Молдавия, Казахстан.
Также Туркменистан является ассоциативным членом СНГ.
А вот такое государство как Украина имеет спорный статус.
После того, как распался Советский Союз, появилось СНГ.
На нынешний момент, две тысячи девятнадцатый год в состав СНГ входит 9 государств такие, как
В мае прошлого года членство Украины в СНГ стало под вопросом, так как Петр Порошенко не подписал устав о вхождении в СНГ.
По поводу Туркмении можно сказать, что она является ассоциированным членом.
Достаточно спорный вопрос, но могу точно сказать, что за 2018 год количество стран, которые входят в СНГ не изменился, на начало 2019 году их десять. Список стран, которые входят в состав СНГ представлен в ответе ниже.
Считается, что Туркмения является ассоциированным членом СНГ, так как не ратифицировала устав СНГ.
Под большим вопросом остается Украина, даже весьма спорный вопрос по Украине получается.
Подведя итоги, скажу так в СНГ по состоянию на начало 2019 года входит 9 стран с постоянными полномочиям, одно государство является ассоциированным членом (Туркмения) и одно государство носит весьма спорный статус (Украина).
Когда три нехороших человека Ельцин, Кравчук, Шушкевич развалили СССР в 1991 году, они же подписали документ о создании СНГ — Содружества Независимых государств. Но не все бывшие советские республики вошли в эту конфедерацию. Основной состав такой: Россия, Беларусь, также из Закавказья Азербайджан, Армения, из Средней Азии Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, а также Молдова. Грузия была, но вышла.Туркменистан так называемый ассоциативный член.
Наступил 2019 год, по численности стран, которые входят в СНГ ничего с того года не поменялось, их осталось столько же — десять.
При этом хочу отметить тот факт, что Турменистан является ассоциативный членом, но он все равно в списке значится, а вот Украина носит спорный статус в СНГ. На официальном сайте она включена в список Государств-участников СНГ, но среди постоянных полномочных представителей СНГ Украины нет. Если считать и Украину, тогда получается одиннадцать стран.
Начиная уже со 2 января 2019 года представительство в СНГ принял Туркменистан. Туркменский лидер Бердымухамедов Г.М. будет представителем СНГ до 31 декабря 2019 года.
Обобщая все вышесказанное, ответ такой: 9 стран имеют постоянные полномочия, 1 ассоциированный член (Туркмения) и 1 спорный статус (Украина).
Источник: millioner-otvet.ru
Содружество Независимых Государств
Содру́жество Незави́симых Госуда́рств (СНГ) — межгосударственное объединение большинства бывших союзных республик СССР.
Члены Содружества Независимых Государств [ править | править код ]
СНГ основали Белоруссия, Россия и Украина. В Соглашении о создании СНГ, подписанном 8 декабря 1991 в Минске, [Источник?] эти государства констатировали, что СССР в условиях глубокого кризиса и распада прекращает своё существование, и заявили о стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях.
До ратификации парламентами действительного членства Азербайджан (до сентября 1993) и Молдавия (до апреля 1994) были ассоциированными членами СНГ.
В октябре 1993 действительным членом СНГ стала Грузия.
В августе 2005 Туркмения вышла из действительных членов СНГ и получила статус ассоциированного члена-наблюдателя.
Молдавия и Украина, как и Туркмения, не ратифицировали Устав СНГ. Это означает, что формально они членами Содружества не являются, хотя при этом Украина остаётся государством-основателем [Источник?] и участником СНГ.
В ряде структур СНГ (координационные комитеты аппаратов президентов, по статистике, железным дорогам и др.) в качестве наблюдателя участвует Монголия.
В августе 2009 года Грузия официально перестала быть членом Содружества независимых государств.
В разные годы заявляли о своём намерении войти в СНГ власти ряда непризнанных самопровозглашённых государственных образований, автономных регионов, а также самостоятельных государств. Такие декларации, однако, до сих пор не имели продолжения в виде практических шагов. Заявления самопровозглашённых государственных образований, по всей вероятности, следует рассматривать как элемент борьбы этих государственных образований за получение самостоятельности, поскольку о реальной возможности осуществления такого шага говорить не приходится. Согласно Уставу СНГ, для принятия нового члена этой организации с самостоятельным статусом требуется согласие уже существующих участников, что фактически означало бы поощрение сепаратизма на территории государств-партнёров и могло привести к непредсказуемым последствиям.
Такие декларации делали:
- декабрь 1991 и август 1992 (парламент), январь 1996, май 2006 — президент Республики Абхазия,
- август 1993 — парламент НКР,
- декабрь 1991, май 1992, январь 1993 (парламент), январь 1994 и май 2006 — президент ПМРПриднестровье,
- декабрь 1996 (президент), июль 1998 — парламент и президент Чеченской республики Ичкерия, 1991 — Татарстан («Декларация о вхождении Республики Татарстан в СНГ»),
- декабрь 1991 и май 1992 (парламент), март 1994 — президент Республики Крым,
- февраль 1995 — президент Республики Сербская Краина в Хорватии, 1999 — президент Союзной Республики Югославия.
Население стран СНГ на начало 2006 года составило 280 млн. человек.
Устав СНГ [ править | править код ]
В 1993 принят Устав СНГ, который предусматривает сферы совместной деятельности государств:
- обеспечение прав и свобод человека,
- координация внешнеполитической деятельности,
- сотрудничество в формировании общего экономического пространства, в развитии систем транспорта и связи,
- охрана здоровья населения и окружающей среды,
- вопросы социальной и иммиграционной политики,
- борьба с организованной преступностью,
- сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ.
Согласно Уставу, наряду с действительными членами в СНГ могут быть ассоциированные члены, участвующие в отдельных видах деятельности СНГ, а также могут быть государства, представленные на заседаниях совета глав государств СНГ как наблюдатели.
Согласно Уставу, приём в СНГ новых членов осуществляется при их обязательствах исполнять все решения СНГ и при согласии уже имеющихся членов СНГ.
Органы СНГ [ править | править код ]
Созданы органы СНГ:
Председатели Совета глав государств [ править | править код ]
Пост председателя СНГ переходит по очереди от одного главы государства к другому.
Постоянно действующий орган СНГ — Исполком СНГ в Минске (Белоруссия). [Источник?]
Исполнительные секретари СНГ [ править | править код ]
(должность введена в 1993 г.)
-
(1993-1998 гг.) (1998-1999 гг.) (1999-2004 гг.) (с 2004 г.)
Альтернативные интеграционные формы [ править | править код ]
СНГ как надгосударственное образование имет слишком небольшое количество «точек соприкосновения» между его членами. Это заставляет лидеров стран Содружества искать альтернативные интеграционные варианты. На пространстве СНГ сформировалось несколько организаций с более конкретными общими целями и проблемами:
- Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан (готовятся документы для вступления Узбекистана).
- — Благодаря этой организации, созданной 7 октября2002, Россия сохраняет своё военное присутствие в Центральной Азии. Задача ОДКБ — координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
- — Приоритетные направления деятельности — наращивание товарооборота между странами-участниками, интеграция в финансовой сфере, унификация таможенных и налоговых законов. ЕврАзЭС начинался в 1992 с Таможенного союза, образованного для снижения таможенных барьеров. В 2000 Таможенный союз перерос в сообщество пяти стран СНГ, в котором Молдавия и Украина имеют статус наблюдателей.
- — Договорённость о перспективе создания Единого экономического пространства, в котором не будет таможенных барьеров, а тарифы и налоги будут единые, достигнута 23 февраля2003, но создание отложено до 2005. (Об отношении нового руководства Украины к участию в этом объединении государств см. Внешняя политика Украины).
Во всех этих организациях Россия фактически выступает в роли лидирующей силы (только в ШОС она делит эту роль с Китаем).
Своего рода прозападной альтернативой российскому влиянию в СНГ считается организация ГУАМ, созданная в октябре 1997, названная по первым буквам названий её участников — Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия. ГУАМ практически бездействовал с момента подписания устава в 2001 и до середины 2005.
2 декабря 2005 было объявлено о создании так называемого Сообщества демократического выбора (CДВ), в которое вошли Украина, Молдавия, Литва, Латвия, Эстония, Румыния, Македония, Словения и Грузия. Инициаторами создания Сообщества стали Виктор Ющенко и Михаил Саакашвили. В декларации о создании сообщества отмечается: «участники будут поддерживать развитие демократических процессов и создание демократических институтов, обмениваться опытом в укреплении демократии и уважении прав человека, а также координировать усилия по поддержке новых и возникающих демократических обществ».
СНГ — военные организации [ править | править код ]
На сентябрьском (2004) саммите СНГ в Астане (Казахстан) принято решение реформировать структуры СНГ — в частности, создать Совет безопасности СНГ по борьбе с терроризмом.
В настоящее время в рамках СНГ существуют две параллельные коллективные военные структуры.
Одна из них чисто военная — Совет министров обороны СНГ, созданный в 1992 для выработки единой военной политики. При нём существуют постоянный секретариат и Штаб по координации военного сотрудничества СНГ (ШКВС).
Вторая — антитеррористическая — Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В рамках ОДКБ созданы коллективные силы быстрого развёртывания в составе нескольких батальонов мобильных войск, вертолётной эскадрильи, фронтовой авиации.
В 2002 — 2004 реальное сотрудничество в военной области развивалось лишь в рамках ОДКБ, поскольку у её членов имеется общий противник — международный терроризм. В рамках ОДКБ регулярно проводятся совместные учения, в качестве координирующего штаба действует единый Антитеррористический центр.
Военные структуры СНГ свою задачу построения общей военной организации стран Содружества выполнить не смогли, поскольку государства СНГ не смогли прийти к единому пониманию военной угрозы, так что отмирание и ликвидация Совета министров обороны СНГ и его военных структур — лишь вопрос времени.
В феврале 2005 стало известно, что Россия всё же согласилась с предложением Казахстана ликвидировать Штаб по координации военного сотрудничества СНГ (ШКВС). Казахстан вообще предлагает ликвидировать и Совет министров обороны, и ШКВС, создав вместо них Совет безопасности государств СНГ. Это предложение частично поддержано Белоруссией, предлагающей ликвидировать лишь ШКВС.
Единственная структура, которая может быть сохранена — это Объединённая система ПВО СНГ. В 2005 году в рамках СНГ утверждены ассигнования на ПВО в размере 2,3 млрд. руб. против 800 млн. руб. в 2004 году.
Россия и СНГ [ править | править код ]
В июле 2004 на заседании Совета безопасности РФ, посвящённом политике России в СНГ, президент Владимир Путин признал: «Мы подошли к определённому рубежу в развитии СНГ. Либо мы добьёмся качественного укрепления СНГ, создадим на его базе реально работающую, влиятельную в мире региональную структуру, либо нас неизбежно ждёт „размывание“ этого геополитического пространства и, как следствие, окончательное падение интереса к работе в Содружестве среди его государств-участников».
В марте 2005, после того как российское руководство потерпело целый ряд ощутимых политических провалов в отношениях с бывшими республиками СССР (Грузия, Украина, Молдавия), и в самый разгар кризиса власти в Киргизии, Владимир Путин высказался уже более категорично: «Все разочарования — от избытка ожиданий… Если кто-то ожидал от СНГ каких-то особых достижений в экономике, политике или в военной сфере, естественно, этого не было, так как и быть не могло. Цели программировались одни, а на деле процесс после распада СССР проходил по-другому…». Как выразился Путин, СНГ создавалось для «цивилизованного развода» постсоветских стран, а всё остальное — «политическая шелуха и болтовня». Реальными же интеграционными инструментами, по его мнению, сейчас являются такие объединения, как ЕврАзЭс и создаваемое Единое экономическое пространство (ЕЭП). Что же касается СНГ, то оно, по словам Путина, играет роль «весьма полезного клуба для выявления взглядов руководителей государств на имеющиеся проблемы гуманитарного и экономического характера».
В связи с нарастанием центробежных процессов в СНГ, в последние годы неоднократно поднимался вопрос о необходимости его реформирования. При этом отсутствует единство мнений о возможных направлениях этого процесса. В июле 2006 на неформальном саммите глав государств Содружества президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил свой вариант — он считает, что СНГ следует сосредоточиться на следующих областях сотрудничества:
- согласованная миграционная политика,
- развитие единых транспортных коммуникаций,
- взаимодействие в научно-образовательной и культурно-гуманитарной сферах
- сотрудничество при борьбе с трансграничной преступностью.
Как отмечали некоторые СМИ, в 2006 году скептицизм в отношении жизнеспособности и эффективности СНГ был связан ещё и с торговыми войнами между Россией, с одной стороны, и Грузией, Молдавией, Украиной — с другой, но особенно — с резким обострением отношений между Россией и Грузией (см. Российско-грузинский шпионский скандал (2006)). Последние события, по мнению некоторых наблюдателей, поставили СНГ на грань выживания, поскольку российские санкции против страны, которая входит в СНГ, оказались беспрецедентными.
Кроме того, как отмечают многие обозреватели, к концу 2005 года политику России в отношении стран СНГ (и вообще постсоветских государств) стала «формировать» российская газовая монополия «Газпром», как бы заменившая собой Министерство иностранных дел. Цены на поставляемый природный газ превратились в действенный инструмент поощрения и наказания стран СНГ в зависимости от их политики в отношении России:
- В июле 2005 было объявлено о постепенном увеличении цен на газ для прибалтийских государств до общеевропейского уровня — 120—125 долл. В 2005 году цена 1 тыс. куб. м газа составляла 92-94 долл. для Латвии, 85 долл. — для Литвы, 90 долл. — для Эстонии.
- В сентябре 2005 было объявлено об увеличении цены на газ для Грузии в 2006 с 62,5 до 110 долл. На 2007 год «Газпром» предлагает газ Грузии уже по 235 долл.
- В ноябре 2005 было объявлено об увеличении цен для Армении до 110 долл. (контракт на 2005 год предусматривал поставку 1,7 млрд. куб. м по 54 долл.). Руководство Армении — стратегического союзника в России в Закавказье — высказало опасение, что республика не сможет позволить себе покупать газ по такой цене. Россия предложила предоставить Армении беспроцентный кредит для компенсации возросших цен на газ. В качестве альтернативного выхода было предложено передать в собственность России один из энергоблоков Разданской ТЭС и всю газотранспортную систему республики. Несмотря на предупреждения армянской стороны, что подобные шаги могут иметь негативные последствия для армяно-российских отношений, удалось лишь добиться отсрочки повышения цен до 1 апреля 2006.
- В ноябре 2005 было объявлено об увеличении цен для Молдавии в 2006 году до 160 долл. В 2005 году «Газпром» поставлял Молдавии газ по 80 долл. за 1 тыс. куб. м. На 2007 согласовано увеличение цены российского газа уже до 170 долл.
- В декабре 2005 «Газпром» и Азербайджан договорились о переходе на оплату поставок и транзита газа по рыночным ценам. В 2006 году Азербайджан получал газ «Газпрома» уже по 110 долл. за тысячу кубометров (в 2005 — по 60 долл.). В 2007 году «Газпром» хочет поставлять газ уже по 235 долл.
- В декабре 2005 разгорелся конфликт в отношении цен на газ на 2006 для Украины. Россия потребовала с 1 января 2006 повысить цену с 50 долларов за 1 тыс. куб. м до 160 долларов, а затем, поскольку переговоры не привели ни к каким результатам, — до 230 долларов. Соглашение о поставках газа в 2006 году (по цене 95 долл.) было подписано лишь 4 января 2006 (см. Внешнеэкономическая политика Украины). Верховная Рада, однако, использовала факт его подписания для обострения отношений с президентом Виктором Ющенко, отправив правительство Юрия Еханурова в отставку — см. Политический кризис на Украине (2006). Новому премьер-министру Виктору Януковичу удалось договориться о сохранении этой цены до конца 2006 года, что он считал своей главной политической и экономической победой.
- Белоруссия в этом отношении, можно считать, занимает привилегированное положение. В марте 2005 было объявлено о повышении тарифов на газ для Белоруссии, однако уже 4 апреля Владимир Путин пообещал сохранить отпускные цены на прежнем уровне, а 19 декабря была достигнута окончательная договоренность о поставке в Белоруссию в 2006 году 21 млрд. куб. м газа по 46,68 долл. США за 1 тыс. куб. м (то есть цена осталась неизменной с прошлых лет). Сразу же после президентских выборов в Белоруссии вновь объявил о намерении повысить цену на газ. После длительного выяснения отношений цена на 2007—2011 годы была установлена на уровне 100 долл. за тысячу кубометров.
После того как Россия перешла на рыночные цены на газ, поставляемый партнёрам по СНГ, Содружество лишилось главного объединяющего фактора — низких цен на газ и нефть. Одновременно на протяжении всего 2006 года российское руководство предпринимало усилия по формированию на базе СНГ некоего союза государств, связанных системой нефте- и газопроводов и признающих лидирующую и ключевую роль России как монопольного поставщика энергоресурсов в Европу со всего постсоветского пространства.
Сопредельные государства в этой структуре должны играть роль либо поставщиков своего газа в российские трубопроводы (Туркмения, Казахстан, Узбекистан), либо транзитных стран (Украина, Белоруссия). Залогом энергетического союза должна была стать продажа энергетических и энерготранспортных активов или обмен ими.
Так с Туркменией была достигнута договорённость об экспорте её газа через «Газпром». В Узбекистане российские компании осваивают местные месторождения энергоресурсов. В Армении «Газпром» получил в собственность магистральный газопровод из Ирана. С Молдавией достигнута договорённость о том, что «Молдовгаз», 50 % которого принадлежит «Газпрому», проведёт дополнительную эмиссию акций, которую Молдавия оплатит, внеся в компанию газораспределительные сети, а «Газпром» — денежные средства.
Межпарламентская ассамблея СНГ [ править | править код ]
В состав МПА входят члены парламентов стран-членов СНГ — России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Армении с 1995, Азербайджана, Молдовы, Грузии с 1997, Украины с 1999.
Председатель Ассамблеи — Сергей Миронов, председатель Совета Федерации Федерального собрания РФ.
МПА СНГ заседает в Таврическом дворце в Петербурге, т.е. там, где до революции 1917 года проходили заседания Государственной думы Российской империи.
Источник: traditio.wiki
Список стран, входящих в Евразийский экономический союз
В конце мая 2014 года был подписан документ, согласно которому был создан таможенный союз – объединение страны, обладающих отдельной правоспособностью в рамках подписанного договора. Целью создания было решение отдельных вопросов.
Как создавался: история, предпосылки
Предвестником ныне действующего таможенного союза стало соглашение между Белоруссией, Россией и Казахстаном. Объединение трёх государство произошло в 2010 году. В ноябре 2011 году главы вышеперечисленных государств приняли Декларацию о евразийской экономической интеграции. В документе отражалось решение о переходе к следующему этапу – созданию Единого экономического пространства. В начале 2012 года получил юридическую силу документ, являющийся основой для формирования ЕЭП.
Решение о подписании договора о создании Евразийского экономического союза было принято в марте 2012 года. В начале 2015 года соглашение было подписано.
Структурные составляющие ЕАЭС
Изначально странами ЕАЭС считались лишь 3 государства, которые изначально приняли решение о создании единой зоны экономической и таможенной интеграции. Через некоторое время присоединилось ещё 2 страны. Теперь странами участниками ЕАЭС являются 5 держав.
Кто является членами
Сегодня странами, входящими в ЕАЭС, являются:
- Россия – с 01.07.2010 года.
- Казахстан – с 01.07.2010 года
- Беларусь – с 06.07.2010 года.
- Армения – с 10.10.2014 года.
- Кыргызстан – с 23.12.2014 года.
Каждое государство – участник имеет республиканский строй формирования государства, кроме России. В рамках единого экономического и таможенного пространства действуют несколько межгосударственных соглашений. Главный из них – Таможенный Кодекс.
Поставленные цели и достигаемые перспективы
Когда создавался таможенный союз, странами – членами ЕАЭС были намечены основные цели. Это:
- общая межгосударственная интеграция, модернизация, кооперация, повышение конкурентоспособности национальных экономик;
- создание таких условий, чтобы они давали возможность экономического роста каждому государству – участнику;
- повышение жизненного уровня населения каждой державы, входящей в объединение.
Важной задачей является не только достижение уже поставленных целей, но и формирование перспектив на будущее. В перспективе к 2025 году является достижение и реализация «четырёх свобод». К ним относятся:
- полное устранение барьеров, которые мешают свободно обороту товаров, услуг, рабочей силы и капитала между странами – участниками;
- создание единого рынка энергоресурсов.
К 2030 году планируется:
- обеспечить устойчивость экономик на микроуровнях;
- создание благоприятных условий для роста деловой активности национального населения, роста инвестиционной привлекательности каждой страны;
- применение инновационных методов развития и модернизации экономик;
- развитие транзитного потенциала;
- развитие кадрового потенциала;
- развитие и реализация внешнеторгового потенциала;
- межрегиональное и пограничное сотрудничество.
Флаг таможенного союза
Официального флага у Евразийского объединения стран не существует, но было разработано несколько рисунков. Сегодня предпочтение отдаётся классическому рисунку – прямоугольное полотнище глубокого ярко фиолетового цвета. В левой верхнем углу располагается восьмиконечная звезда золотого цвета.
Существует ли единый орган. регулирующий работу ЕАЭС
Несколько структур регулируют деятельность Евразийского союза. Это:
- Высший Евразийский Экономический Совет – это наднациональный орган, в состав которого входят главы государств – участников. Каждый проходит заседание, на котором решаются вопросы, касающиеся экономического развития стран союза ЕАЭС. Принятые общим голосованием решения должны выполняться всеми членами. Также здесь решаются структурные вопросы.
- Евразийская комиссия по экономике. Работает постоянно, выполняет регулирующие функции. Решает общие вопросы, а также те, что касаются регулирования на таможне и международной торговли. Разрабатывает меры, регулирует, обеспечивает условия для нормального развития стран – участников.
Какие страны подписали соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС
Довольно много государств не входят в зону таможенного союза, но выступают в роли наблюдателей или ратифицировали соглашение о создании Зоны свободной торговли. К таковым относятся:
- Молдавия – выступает в роли наблюдателя с 2018 года.
- Вьетнам – входит в ЗСТ с 2015 года.
- Сербия – входит в ЗСТ с 2019 года.
- Иран – ратифицировал в 2018 году соглашение о ЗСТ на некоторое время.
- Китай – ратифицировал соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве в 2018 году.
- Куба – подписан Меморандум о взаимопонимании в 2018 году.
- Египет – в 2015 году подал заявку на вступление ЕАЭС.
- Таиланд – с 2016 года ведутся переговоры о создании ЗСТ.
- Монголия — с 2016 года ведутся переговоры о создании ЗСТ.
- Индия — с 2017 года ведутся переговоры о создании ЗСТ.
- Сингапур – 01.10.2019 года подписано соглашение о создании ЗСТ.
Преимущества участия
Каждая держава, уже ставшая участником ТС, или только планирующая, должна понимать, что существуют определённые преимущества, к которым можно отнести общий экономический рост всех стран – участниц. ЕАЭС это:
- Рынок – почти 176 млн человек.
- ВВП — 2 411 млрд $.
- Лидер по добыче газа в мире – 20,9% мирового рынка.
- Лидер по добыче нефти в мире – 14,6% от мировой доли.
- 6 место в мире по добыче угля – 5,8%.
- 3 место в мире по выработке электроэнергии.
- Производство стали находится на 5 месте – 4,5%.
- 2 место по производству минеральный удобрений.
- Лидирующие позиции в сельском хозяйстве.
Сегодня, нельзя сказать, что цели, ради которых создавалось экономическое объединение стран, достигнуты. Сейчас товарооборот между державами – участниками значительно упал. Роста экономики не наблюдается, если сравнивать с тем периодом, когда договор создании ещё не был подписан.
Плюс в том, что и падения тоже нет. Экономическая ситуация во всех странах находится в стабильном положении. Некоторые эксперты считают, что, если бы ТС не был создан, в каждой державе начался бы кризис на фоне мирового.
Ниже представлен список распределения долей таможенных пошлин (показатель приводится в процентом соотношении к общей сумме):
- Россия – 85,9%.
- Казахстан – 7,1%
- Беларусь – 4,59%.
- Кыргызстан – 1,9%.
- Армения – 1,11%.
Из списка видно, что именно 3 страны, которые стали первыми участницами (и зачинщицами) образования ТС, имеют больше прочих преимуществ по таможенным пошлинам. Без выплаты пошлин можно реализовать автомобили, выпущенные в одной из держав Союза.
Налогообложение в ЕАЭС
Юридические лица, занимающие импортом товара среди держав – участников, уплачивают:
Взимают налоговые органы. Исключение – акцизы по маркированным товарам. Их взимают таможенные органы. Даже применение систем льготных система налогообложения не предусматривает освобождение от уплаты косвенных налогов.
Налоговая база для уплаты НДС рассчитывается как стоимость везённых товаров. Акцизы, подлежащие уплате по подакцизным товарам, входят в общую сумму по уплате НДС.
Предусмотрены случаи освобождения от уплаты косвенных налогов. Это:
- На основании ст. 150 НК РФ – товары, которые освобождены от налогообложения при ввозе их в РФ.
- Товары, которые ввозятся гражданами для личных, а не для предпринимательских целей.
- Товары, передача которых осуществляется в пределах одного юридического лица.
При экспорте товаров применяется ставка НДС, равная 0%. От уплаты акцизов также полное освобождение. Право применения нулевой ставки по НДС должно быть подтверждено документами:
- Договорами.
- Заявлениями.
- Транспортными документами.
Противоречия в Евразийском Таможенном Союзе
Когда таможенный союз создавался, у держав, подписавших договор, экономическое положение было примерно одинаковым. Но спустя почти 10 лет ситуация несколько поменялась.
Когда был СССР, каждому государству было отведено определённое место в союзной экономике. За каждой державой была «закреплена» обязанность лидерства в определённой отрасли экономики. После распада каждая страна испытала «стресс» — пришлось вливаться в мировую экономику.
Когда было принято решение о создании единого союза, единственное, что объединяло будущих членов – географическое положение. Державы находятся в близком соседстве друг с другом, что упрощает перевозку товаров. По остальным показателям взаимные интересы полностью отсутствовали. Но нашлись такие вопросы, которые требовали совместного решения. Товарам был нужен российский рынок сбыта, а Россия нуждалась в этих товарах.
Иногда главам держав участниц Союза приходится идти на компромисс, потому что Россия занимает в нём лидирующее положение. Но пока не наблюдается единого мнения. Пример тому – «продовольственная война» между Россией и Белоруссией. Полная картина относительно того, не зря ли создавался союз, будет ясна, когда все государства будут беспрекословно соблюдать нормы подписанных договоров.
Как применяются нормы таможенного соглашения
Не стоит категорично относится к созданию ТС. Некоторые эксперты считают, что создавать его не нужно было. Но есть и достигнутые результаты:
- Упрощена бюрократическая система ввоза и вывоза товаров через границы ТС.
- Качество товаров стало значительно лучше, благодаря межгосударственной конкуренции.
- Увеличен товарооборот.
- Граждане государств – участников могут свободно работать в любом государстве ЕАЭС.
Вопросы, часто задаваемые о ЕАЭС
Беларусь является ли членом Союза? Если да, то, когда вступила?
Беларусь изначально вошла в состав ЕАЭС. Вместе с Россией и Казахстаном ратифицировала соглашение 01.01.2015 года.
Существующий единый орган, отвечающий и регулирующий деятельность Евразийского союза?
Такие полномочия возложены на Евразийскую экономическую комиссию. Работает постоянно, отдельные заседания не проводит. Решает общие вопросы экономического развития стран – участниц.
Если председатель Союза? Если да, то кто?
Есть председатель, меняется каждый год. В 2019 году главенствовала Армения, соответственно Председателем был Президент этой республики – Никол Пашенян. В 2020 году главенствовала Беларусь, соответственно председательствовал Президент этой Республики – Александр Лукашенко. В 2021 году главенствует Казахстан, соответственно Председатель – глава страны Касым-Жомарт Токаев.
Что такое принцип «четырёх свобод», который желают к 2025 году реализовать державы – участники?
Принцип таков: свободное движение товаров (первая свобода), услуг (вторая), рабочей силы (третья) и капитала (четвертая). К реализации этого принципа «прикладывают усилия» все державы, входящие в состав Союза. Также этот принцип навязывают тем, кто желает присоединиться.
Краткие выводы
- Таможенный союз – соглашение, по которому участники могут снизить или вовсе убрать таможенные пошлины за перевозку товаров. Цель создания – единое комфортное таможенное пространство.
- Основная цель – увеличение товарооборота между участниками, защита рынков каждой державы, выпуск конкурентоспособных товаров.
- Первое соглашение между Россией, Белоруссией и Казахстаном были подписаны в 1995 году.
- В 2020 году 5 государств входит в ЕАЭС. Изъявляли желание на присоединение Тунис, Узбекистан, Сирия.
- Одновременно действует Зона Свободной Торговли. Сюда входит дополнительно входит Вьетнам, Иран, Сингапур, Сербия.
- До сих пор много противоречий между странами – участниками. Основная причина – различие национальных интересов. Не каждый участник выполняет нормы ранее подписанных договоров.
Не смотря на конфликты, тенденции к достижению поставленных целей и перспектив имеются. Но это станет возможным только тогда, когда все будут предписанные нормы будут исполнятся совместно.
Источник: zagran.expert
Таджикистан в Содружестве Независимых Государств
Содружество Независимых Государств создано в декабре 1991 года в целях оказания содействия в решении важнейших задач в период формирования независимых государств, сохранения исторически сформировавшихся связей. СНГ в настоящее время является эффективной площадкой для ведения диалога между странами участниками по обсуждению политических, экономических, социальных и гуманитарных вопросов.
Республика Таджикистан с первого дня создания Содружества Независимых Государств является его полноправным членом, признает его принципы, основополагающие документы и является активным участником интеграционных процессов.
Во внешнеполитической деятельности Республики Таджикистан особое значение придается развитию и укреплению двусторонних и многосторонних связей со странами-членами СНГ. С момента образования Содружества государства-участники создали прочный организационно-правовой фундамент, позволивший за короткий промежуток времени преодолеть системный кризис, повысить темпы экономического роста и увеличить объемы взаимной торговли.
Республикой Таджикистан подписано около 2 тысяч документов, принятых в рамках СНГ. В деятельности Совета постоянных представителей государств-участников СНГ Республика Таджикистан участвует с момента его создания (20 июня 2000 года).
Регулярно в Душанбе проводятся заседания высших уставных органов СНГ.
5 октября 2007 года состоялось заседание Совета глав государств Содружества Независимых Государств в г. Душанбе. Именно на душанбинском саммите был принят ряд значимых документов, включая Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и План основных мероприятий по ее реализации.
В сентябре 2011 года в рамках председательствования Республики Таджикистан в Душанбе состоялось очередное заседание Совета глав государств СНГ под Председательством Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона. Данный саммит также стал знаковым, в ходе которого было принято Заявление Совета глав государств, в связи с 20-летием образования Содружества и Межгосударственная программа «Культурные столицы Содружества».
В 2018 году Республика Таджикистан приняла на себя председательствование в Содружестве в очередной раз. 28 сентября 2018 года в г.Душанбе прошло заседание Совета глав государств Содружества Независимых Государств. В ходе Особое внимание было уделено вопросам дальнейшего углубления взаимодействия стран участниц СНГ в области обеспечения безопасности и стабильности на пространстве Содружества, торгово-экономической кооперации, энергетики, транспорта и коммуникации, в том числе вопросам свободного передвижения товаров, инвестиций, услуг и культурно-гуманитарного сотрудничества.
В многогранном партнерстве стран Содружества важную роль играет сотрудничество в гуманитарной сфере. Таджикистан принимает активное участие в гуманитарном взаимодействии государств – участников СНГ.
На заседании Совета глав правительств в мае 2006 года в Душанбе, был создан Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества. По инициативе Таджикистана в 2008 году было принято Заявление глав государств — участников СНГ об активизации сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Таджикистан активно поддерживает деятельность Совета по гуманитарному сотрудничеству государств – участников СНГ (СГС) и Правления Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ (МФГС). Из 13 совместных заседаний СГС и Правление МФГС два прошли в Душанбе.
Предложение об объявлении 2008 года Годом литературы и чтения в СНГ было инициировано Республикой Таджикистан.
При поддержке МФГС в рамках празднования 1150-й годовщины основоположника таджикско-персидской литературы А.Рудаки издано его наследие на трех языках, направленное в библиотеки стран СНГ. Кроме того, изданы обновленные учебники по русскому языку для школ стран СНГ, в том числе и для Таджикистана. Из серии «Классика литератур СНГ» МФГС изданы два тома по Республике Таджикистан.
В ходе заседания Совета глав государств СНГ 28 сентября 2018 года было принято «Решение о реализации в 2021 году Межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества». 22 ноября 2020 года эстафета Культурной столицы Содружества 2021 года передана Душанбе.
Таджикистаном был разработан и реализован План мероприятий по имплементации данной межгосударственной Программы.
Таджикистан в рамках СНГ, как региональной организации придает особое значение укреплению добрососедских отношений между государствами-участниками, основанных на принципах уважения, реализации основных направлений экономического сотрудничества.
Источник: www.mfa.tj