Югендстиль
Югендстиль — (нем. Jugendstil), принятое в немецком искусствознании и художественной критике и применяемое обычно к немецкому и австрийскому искусству наименование стиля «модерн».
В 1896 году в Мюнхене начал выходить еженедельный журнал «Югенд». Именно этому слову обязано происхождение немецкого варианта названия модерна — «югендстиль».
Архитектуру этого направления отличает непринятие прямых линий и углов. Им предпочитаются более «естественные» формы, а также применение таких материалов, как стекло, бетон и металл. Их внедрение позволило значительно увеличить этажность зданий, расширить масштаб витрин (арок и окон).
В югендстиле преследуется интерес не только к декору, но и к практической составляющей. Например, проектируются лифты и центральное отопление. Примечательно, что югендстиль уходит своими корнями в эклектические направления архитектуры, а также стили, возрождающие старину.
Сама идея создания югендстиля обязана желанию выявить индивидуалистические составляющие в европейских архитектурных обликах. Ключевой деталью в развитии югендстиля служит включение местных особенностей строительства. Ярким примером такого внедрения является рижский югендстиль.
Рижский Югендстиль
Таким образом, исходя из анализа содержания Югендстиля могут быть выделены следующие признаки соответствующего понятия:
- югендстиль – модерн австрийского и немецкого искусства;
- в зданиях такого стиля основополагающими элементами являются сталь, железобетон и стекло;
- югендстиль берет свои истоки у эклектических направлений архитектуры;
- окна и двери зданий имеют форму арки.
Рисунок 1. Образед дома, построенном в югендстиле.
Рижский югендстиль
Европейские архитекторы внесли серьёзный вклад в развитие югендстиля латвийской столицы – Риги. На начало XX века треть построенных зданий центральной части города можно отнести к построенным в югендстиле. Это характеризует столицу Латвии как один из городов с наибольшей концентрацией архитектурного модерна в мире.
Готовые работы на аналогичную тему
Большинство рижских зданий в югендстиле 1904—1914 годов постройки. Как правило это многоэтажные многоквартирные дома с явным акцентом на функциональную составляющую. Они характеризуются богатым декором наружной части здания, а именно – продолговатой формы окна со скруглениями верхней части, балконов и фасадов с лепниной. Примером рижского югендстиля может служить улица Алберта в центре Риги, она по праву является самым концентрированным собранием зданий в стиле ар-нуво.
Рисунок 2. Дом на ул. Алберта, Рига.
Разновидности югендстиля
Эклектичный. Эклектичный югендстиль – это одна из первых появившихся ответвлений ар-нуво. Изначально декоративный модерн представлял собой адаптацию эклектизма, не привнося ничего в структуру зданий. Строения, выполненные в этом стиле, могут быть с резко разделенными фасадами. При этом обязательным условием является наличие лепнины и других декоративных элементов.
Рижский модерн. Югендстиль в Риге.
В этом виде югендстиля наиболее сильно прослеживается влияние иностранных архитекторов, в частности, германских, отмечается также и влияние символизма. Одни из самых известных рижских зданий, возведённых в стиле эклектичного югендстиля, находятся в центральной части города, на улице Альберта. Многие из этих домов выполнены по проекту Михаила Эйзенштейна. Примечательно, что эти здания очень популярны у туристов, хотя и не являются самыми характерными примерами ар-нуво.
Вертикальный. На смену декоративному модерну пришёл более рациональный стиль, называемый «вертикальным». Такое название он получил за свою преимущественно вертикальную ориентацию фасадов, а также геометрической формы орнаментов на них. Структура зданий стала истинно модернистской. Это выражается в соответствии внешней части интерьеру.
Ранее в европейских зданиях данной корреляции не наблюдалось. В стиле вертикального югендстиля был построен ряд универсальных магазинов, поэтому данную разновидность югендстиля иногда называют «магазинной».
В стиле национального романтизма. Национальное возрождение, начавшееся в Латвии в XIX столетии, послужило толчком к формированию особой латвийской культурной идентичности.
В результате революционных событий начала XX века (в особенности российской революции 1905 года) возникла потребность в создании культурных ценностей, акцентирующих внимание на местных особенностях европейских государств. Направление в стиле национального романтизма иногда выбивается из югендстиля, но в контексте латвийского югендстиля обычно считается одним из его вариантов. Данный стиль существовал относительно недолго — с 1905 по 1911 год. В нем нашли отражение фольклорно-этнические мотивы наружного и внутреннего декора. При этом здания в стиле национального романтизма характеризуется сдержанным украшением строений, монументальным видом зданий и использованием натуральных строительных материалов.
Неоклассический. Неоклассический югендстиль — последняя стадия развития ар-нуво в Риге, по совместительству является одной из самых малочисленных ответвлений югендстиля. Архитекторы при создании такой направленности вдохновлялись архитектурным классицизмом, который был распространён в России в XIX веке. Этот новый монументальный вид югендстиля был в основном использован при строительстве нескольких европейских банков.
Югендстиль сегодня
Югендстиль, имеющий условные временные границы: конец 1880-х – 1914 год – начало Первой мировой войны, прервавшей естественное развитие искусства в Европе. Однако на сегодняшний день существует и функционирует большое количество зданий, запроектированных в Югендстиле. В период модерна происходило переосмысление старых художественных форм и приемов, сближение и слияние различных видов и жанров искусства.
Резюмируя ряд отличительных особенностей югендстиля можно отметить следующее:
ИсточникИнтересная Прибалтика. Рижский югендстиль
Кто-то из блогеров написал в своем фотоотчете о Риге, что все, «что находится за границами средневековой части Риги искушенному туристу, да и неискушенному тоже — точно не понравится. Там стоят дома типовой советской постройки, которые напоминают окраину какого-нибудь российского городка».
Могу ли я себя назвать искушенным туристом? Наверное, да.
Так вот: то, что находится за «границами средневековой части Риги» мне совершенно точно очень даже нравится. Взять хотя бы «эпицентр» рижского югендстиля — улицы Alberta и Elizabetes.
Надо ли пояснять, что такое «югендстиль»? На всякий случай сделаю это.
Рижский югендстиль (также рижское ар-нуво, рижский модерн) — распространённый в Риге архитектурный стиль; около трети зданий в центре города выполнено в этом стиле, что делает латвийскую столицу городом с наибольшей концентрацией архитектурного модерна в мире. Большинство зданий в югендстиле датируются периодом 1904—1914 годов, обычно это многоэтажные многоквартирные дома. (Из Википедии).
Улица Alberta (Алберта) названа в честь немецкого епископа-миссионера, который пришел на живописные берега Даугавы вместе с крестоносцами и в 1201 году заложил Домский собор.
(Восковая фигура Алберта из музея барона Мюнхгаузена в Дунте).
Когда Рига насчитывала уже 700 лет, предприимчивые русские и еврейские купцы выкупили землю из-под находившихся тогда в этом районе огородов и пустырей бывшего Петербургского форштадта, и в течение нескольких лет была построена улица длиною всего 255 метров. На ней находятся здания, которые, во-первых, признаны памятниками архитектуры, и, во-вторых, взгляд от которых отвести просто невозможно.
Автор большинства этих зданий с роскошным декором фасадов — Михаил Осипович Эйзенштейн, архитектор и корифей рижского модерна, фамилия которого совершенно неслучайно совпадает с известной на весь мир фамилией кинорежиссера Сергея Эйзенштейна.
Все просто: Михаил Эйзенштейн приходится Сергею Эйзенштейну отцом, и если бы будущий реформатор советского киноискусства пошел по стопам родителя, то, возможно, вместо «Броненосца Потемкина» мы бы восторгались архитектурными шедеврами талантливого отпрыска. В воспоминаниях кинорежиссера есть такие строчки: «Я ориентировался всегда на папеньку. С пеленок рос для того, чтобы стать инженером и архитектором».
Но, что выросло, то выросло, как говорится, а про отца его знаменитый сын написал в своих мемуарах: «мой папенька сделал себя сам».
Я не буду здесь подробно останавливаться на биографии Эйзенштейна-старшего, хотя она, безусловно, заслуживает самого пристального внимания.
Скажу только, что его коллеги, адепты северного модерна, считали, что некоторые постройки архитектора просто позорят Ригу, а сегодня наиболее экзальтированные гиды называют его «рижским Гауди».
Дома на улицах Alberta и Elizabetes строились в период бурных отношений Михаила Эйзенштейна с супругой — Юлией Конецкой, дочерью влиятельного и зажиточного столичного купца. Пара сложилась без взаимной любви: молодому Михаилу отказал отец его возлюбленной, рижский богач Мертенс, избранника Юлии также не одобрили ее родители.
“Моя комната примыкала к спальне родителей. Ночи напролет там слышалась самая резкая перебранка. Сколько раз я ночью босиком убегал в комнату гувернантки, чтобы, уткнувшись головой в подушки, заснуть. И только я засыпал, как прибегали родители, будили и жалели меня. В другое же время каждый из родителей считал своим долгом открывать мне глаза на другого.
Маменька кричала, что отец мой — вор, папенька, что маменька — продажная женщина. Надворный советник Эйзенштейн не стеснялся и более точных обозначений. Первой гильдии купца дочь Юлия Ивановна обвиняла папеньку в еще худшем… С кем-то папенька стрелялся. С кем-то до стрельбы не доходило. ”, — такую картину происходившего в семье дал в своих мемуарах режиссер.
На фасадах зданий Эйзенштейна много женских масок, нежных, печальных и демонических. Вход в дом номер 2а по улице Alberta украшают загадочные сфинксы, а над проездом соседнего дома под номером 2 красуется необычный скульптурный декор — танцующие валькирии на головах маскаронов. Маскароны — это мужские маски, кто такие валькирии, думаю, объяснять не нужно.
В одной из женских масок на баллюстраде дома по адресу Elizabetes, 10б, которая искажена гримасой гнева, заметно сходство с женой архитектора.А чуть дальше, на торце — скульптурное изображение истерического маскарона. Выбор символов, прекрасно вписывающихся в эстетику югенстиля, всем, кто знал тогдашнюю ситуацию в семье автора зданий, был совершенно понятен.
9 мая 1912 года родители Сергея Эйзенштейна развелись после четырехлетней тяжбы. «…Потом маменька уехала. Потом увезли обстановку. Комнаты стали необъятно большими и совершенно пустыми. Я воспринимал это даже как-то положительно. Я стал спать и высыпаться».
После отъезда жены и организованной в прессе травли его творений, Михаил Эйзенштейн архитектуру оставил и больше к ней не возвращался.
О доме по улице Elizabetes, 33 с феерическим декором, один из современников Эйзенштейна, архитектор Александр Ванаг написал: «Жаль всего красивого района, жаль истраченной работы и материалов».
Но этот дом быстро заселили состоятельные рижане, а в годы Первой Латвийской независимости квартиры здесь стали снимать дипломаты из разных стран.
Ну как, заинтриговала я вас?
Не кажется вам «несредневековая» Рига окраиной российского городка?
Тогда добро пожаловать в мир рижского югендстиля, который не ограничивается, конечно, творениями Михаила Эйзенштейна и улицами Alberta и Elizabetes.
Есть еще улицы Krišjāņa Valdemāra и Antonijas, например, но о них расскажу как-нибудь в другой раз.
ИсточникПрогулка по Риге в югендстиле
Спасибо тебе, Рига, что вчера посоветовала мне остаться. Ночью была гроза, а утром ты была изумительно чистая и нереально красивая в своём новейшем весеннем наряде. Ты специально пригласила меня в это время, чтобы сразить наповал? Подтверждаю, что своей цели ты добилась. Можно сразу нескромный вопрос?
Как тебе удаётся ВСЕГДА быть исключительно чистой, идеально подстриженной, нереально стильной? Наверное, это вписано в твой генетический код и ты не можешь быть другой? Иначе, почему бы продавцы в любых кафе, магазинчиках и даже на рынках каждое утро ставили букетики свежих цветов на свои идеально чистые прилавки (не думаю, что им кто-то выделяет на это деньги, они просто НЕ МОГУТ по-другому). Ты меня поразила этим и 30 лет назад, и сейчас. Цветы — неотъемлемая черта твоего облика.
Извини, что с ходу засыпала тебя вопросами, просто потом будет столько впечатлений, что боюсь про них забыть… Теперь пойдём гулять! Маршрут не планируем, только выбираем направление — вдоль и справа от городского канала (слева — старый город, в котором мы гуляли вчера). Мы пошли из нашей гостиницы по улице Вальню, на которой мы жили, в сторону канала, и на углу я увидела очень необычный дом с атлантами. Два из них держали на плечах ажурный балкон, а трое на крыше — макет земли. Точный адрес: Улица Театра, дом 9. Здание построено в 1903 году, архитекторы Г. Шеель и Ф.Шеффель.
Далее выходим к зданию оперного театра. Здание, где ныне располагается Национальная опера и балет Латвии, было построено в центре города в 1863 году как 1-й городской (Немецкий) театр (архитектор Людвиг Бонштедт). Фасад театра украсил фронтон с изображением Аполлона и других мифологических персонажей.
Около театра 5 сентября 2014 года открыли очень странный памятник балетному танцору Марису Лиепе. Открытие произошло в рамках празднования 150-летнего юбилея здания Латвийской национальной оперы и балета. Семье танцора памятник не понравился, мне тоже. Все же современное искусство лучше воспринимается без привязки к конкретным людям, или, если бы назвать этот памятник «мысли об Андриесе Лиепе» (ну, автор так видел его танец, ведь нет ничего общего памятника с образом самого танцовщика).
А памятник человеку всё же должен быть более конкретным. Например, таким, как Джорджу Армистеду — лучшему градоначальнику Риги, руководившему городом с 1901 по 1912 от благодарных жителей. Видно, что и в те годы по этому городу было так же приятно гулять вместе с женой и собачкой. Он расположен через дорожку от предыдущего памятника, в том же сквере.
В центре сквера — фонтан «Нимфа» 1887 г. со скульптурой в виде женщины, держащей над головой большую раковину, а у её ног играют дети, восседая на морских животных. Вот она мне понравилась.
Вышли к Площади Свободы, слева — старый город на углу одного из зданий которого занявший все ключевые места Макдоналдс. Вы знаете, что основные активы этой компании — это здания в самых центральных точках городов по всему миру? У них все помещения в собственности, эта компания одна из крупнейших владельцев недвижимости.
На другом углу — часы Лайма. Они установлены в 1924 году. Поначалу это были просто городские часы, игравшие чисто практическую роль, чтобы жители города не опаздывали на работу, и лишь в 30-е годы прошлого века на часах появился логотип знаменитой кондитерской фабрики «Лайма». Я эти конфеты помню еще с советских времен. Они всегда считались особенно стильным подарком, и в этот раз мы мамочке купили самую большую коробку таких конфет.
Поворачиваемся спиной к старому городу и идем через площадь к Статуе Свободы. Это величественное сооружение из камня и металла, одетое в гранит и медь, символизирует собой государственность, единство народа, независимость, честь и свободу всей Латвии.
Памятник был возведен по проекту Карлиса Зале, в рамках проекта «Сияй, как звезда!», на народные пожертвования в память о павших в боях за свободу страны с 1918 по 1920 годы. Монумент был открыт 18 ноября 1935 года и сразу же стал главным символом страны и основной её достопримечательностью. Его высота составляет 42,7 метра. Всю композицию формируют 56 скульптур, объединенных в 13 скульптурных групп, размещенных на четырех уровнях, отражающих историю и культуру Латвии. А венчает весь обелиск некий образ Свободы — девятиметровая статуя молодой женщины, поднявшей высоко над головой три позолоченные звезды, которые символизируют единство трех культурно-исторических регионов Латвии.
С двух сторон от памятника вдоль канала расположена большая парковая зона Бастионная горка. Повернули налево в прекрасный сквер. Вверх идут дорожки к бывшим оборонительным сооружениям.
Мы туда не полезли, пошли вперед. Вокруг зелень, цветочки, симпатичные скульптуры, солнце светит, птички поют, кораблики по каналам плавают.
Очень хотелось посидеть тут подольше, но так бы мы ничего не успели.
Слева открылся вид на пороховую башню, расположенную в старом городе. Вчера мы до неё не дошли, поэтому решили завернуть сегодня. Почему нет? Ведь мы — свободные, а не групповые туристы, идём туда, куда хотим. Прекрасный вид на Пороховую башню и казармы Екаба.
Пороховая башня в старом городе Риги, является старейшей и единственной сохранившейся до наших дней башней подобного вида во всей Риге. Латышское название башни — Pulvertornis, дословно переводится как порошок. Ранее она служила элементом рижской крепостной стены, служившей городским укреплением. На башне постоянно дежурили часовые, на случай нашествия врагов.
Первоначально Пороховая башня называлась Песочной башней и датировалась 1330 годом постройки. Хотя точный год постройки башни до сих пор неизвестен, однако его (1330 год) приравнивают к первым упоминанием о башне в летописных источниках. А песочной башню называли вовсе не потому, что она была выполнена из песка или на его основе, а потому, что башня прикрывала собой вход в город со стороны Большой Песочной дороги.
В башне расположен Военный музей Латвии, в который мы решили не ходить, только сделала фото.
Прошли по улице вперед в старый город, где мне хотелось зайти в сувенирный магазин под маркой Elfu Fabrika (увидела эмблему чудесного эльфа на карте города и решила непременно заглянуть). Вообще-то это сетевой магазин, такой же есть недалеко от церкви Святого Петра.
В этом магазине представлены очень интересные стеклянные изделия художника, имени которого не запомнила, но его работы мне очень понравились.
Мы же ограничились стандартным набором сувениров — тарелка на стену, маленькая кружечка в коллекцию, магнитики, которые уже не знаю куда лепить, но всё равно покупаю. Удержаться нет сил. А ещё в качестве сувениров продаются разнообразные керамические домики — подсвечники, аромолампы. Их очень много во всех сувенирных магазинах, от маленьких за 5 евро до огромных дворцов. Конечно, домик с кошкой на крыше перегрузился в наш рюкзак.
А на улице нас окружали такие реальные дома, что хотелось фотографировать без перерыва. Именно на этой улочке есть несколько домов в югендстиле, которые считаются одними из самых интересных в городе, хотя по-моему, здесь почти каждый дом по-своему красив и уникален.
На одном из таких красивых домов я вижу вывеску «Бельгийский шоколад» и понимаю, что пора повысить уровень глюкозы в крови. Шоколад — это любимый продукт всей моей семьи. Без него мы просто не мыслим своей жизни. Шоколадки всегда лежат во всех моих сумочках, муж с сыном поглощают это лакомство плитками. Необходимо провести дегустацию в Риге.
Беру горячий шоколад и конфетки с разными начинками на вес. Всё оказалось замечательным (особенно понравились горячий очень густой и не приторный горячий шоколад и конфеты с блю-чиз).
Поворачиваем назад и мимо Пороховой башни и знакомого скверика проходим в другую сторону.
Нам надо к Академии художеств, которая расположена в очень красивом здании, которое было построено в 1905 году по проекту архитектора В. Бокслафа. Я вспомнила, как в один из предыдущих приездов пыталась вместить это здание в объектив, но оно никак не помещалось. Сейчас мне это удалось.
Около входа установлена скульптура Венера Виллендорфская 21 века, которая сделана в виде увеличенной во много раз древней фигурки, найденной при раскопках. Вот, что пишет про эту фигурку Википедия: Венера Виллендорфская (нем.
Venus von Willendorf) — небольшая статуэтка женской фигуры, обнаруженная в одном из древних захоронений граветтской культуры близ местечка Виллендорф в Вахау, посёлке коммуны Агсбах, в Австрии археологом Йозефом Сомбати 7 августа 1908 года. Вместе с гальгенбергской венерой экспонируется в венском Музее естествознания.
Статуэтка высотой 11 см вырезана из оолитового известняка, который не встречается в данной местности (что говорит, возможно, о передвижениях древних народов) и подкрашена красной охрой. По последним данным (2015 год) возраст статуэтки насчитывает 29 500 лет. Почти ничего не известно ни о месте, ни о методе изготовления, ни о культурном назначении данной статуэтки.
Красотка, в представлении жителей разных эпох, являющаяся символом плодородия. Ведь представления о красоте тоже имеют волнообразную природу. В тяжелые времена в почёте люди тучные, которым хватает средств не только на выживание. А в годы спокойствия и достатка ценят женщин, которые могут удержаться от соблазнов и сохранять стройность при обилии еды со всех сторон.
Значит, фигурку делали не в самые благоприятные годы. Вот, что написала про эту скульптуру её автор: «Венера Виллендорфская 21-го века — это мой поиск глубины женской идентичности. Представляет собой [скульптуру высотой] 4,5 м из клееных рифленых листов и покрыта частичками зеркального пластика, создана как своеобразная реплика шедевра каменного века.
Венера Виллендорфская 21-го века является концептуальной работой, позволяющей женщинам в наше время блистать в ее отражении, в то время как Венера светит для себя. Она удивительна с ее женскими формами. Возможно, она даже шокирующа для некоторых. Эта работа о женщине, но не о феминизме.» (http://www.saatchionline.com/art/Sculpture-Mixed-Media-Venus-of-Willendorf-21st-Century/160013/101112/view)
Проходим по площади мимо памятника латышскому поэту Яйнису Райнису.
Справа от Академии художеств через сквер сверкают позолотой Рижского кафедрального собора Рождества Христова, построенного 1877—1884 гг. в нововизантийском стиле. Снимаю его с разных ракурсов, с каждого он открывается по-своему.
ИсточникЮгендстиль в Риге это
- Введенное Ваше имя, город, страна, регион и комментарий будет виден всем.
- Помимо этих данных, сохранится следующая информация о Вашем комментарии:
- Ваш IP адрес (не отображается)
- Время и дата добавления комментария (отображаются)
- С административной целью, если понадобится связаться с Вами.
- Для информирования Вас о новых комментариях, если вы оформили подписку.
Эта политика может измениться в любой момент без предварительного предупреждения.
«Правила пользования порталом» содержат правила размещения комментариев на портале Cita Rīga. Добавляя свой комментарий, Вы подтверждаете, что согласны со следующим:
- Хотя модератор и будет пытаться проверить комментарии, невозможно оперативно проверить все добавленные комментарии.
- Все комментарии содержат мнения и суждения соответствующих авторов, но ни в коем случае не администратора или авторов портала Cita Rīga.
- Вы соглашаетесь не размещать в своих комментариях заведомо ложный, незаконный, содержащий угрозы, оскорбительный, порнографический материал, а также разжигающий ненависть или нарушающий частную жизнь других.
- Администратор сохраняет за собой право без предупреждения редактировать, перемещать или удалять любой комментарий, если он не соответствует данным Правилам пользования порталом.
Нарушение данных Правил может привести к лишению возможности добавления комментариев в дальнейшем.
Источник