Югендстиль в Риге это

Югендстиль

Югендстиль — (нем. Jugendstil), принятое в немецком искусствознании и художественной критике и применяемое обычно к немецкому и австрийскому искусству наименование стиля «модерн».

В 1896 году в Мюнхене начал выходить еженедельный журнал «Югенд». Именно этому слову обязано происхождение немецкого варианта названия модерна — «югендстиль».

Архитектуру этого направления отличает непринятие прямых линий и углов. Им предпочитаются более «естественные» формы, а также применение таких материалов, как стекло, бетон и металл. Их внедрение позволило значительно увеличить этажность зданий, расширить масштаб витрин (арок и окон).

В югендстиле преследуется интерес не только к декору, но и к практической составляющей. Например, проектируются лифты и центральное отопление. Примечательно, что югендстиль уходит своими корнями в эклектические направления архитектуры, а также стили, возрождающие старину.

Сама идея создания югендстиля обязана желанию выявить индивидуалистические составляющие в европейских архитектурных обликах. Ключевой деталью в развитии югендстиля служит включение местных особенностей строительства. Ярким примером такого внедрения является рижский югендстиль.

Рижский Югендстиль

Таким образом, исходя из анализа содержания Югендстиля могут быть выделены следующие признаки соответствующего понятия:

  • югендстиль – модерн австрийского и немецкого искусства;
  • в зданиях такого стиля основополагающими элементами являются сталь, железобетон и стекло;
  • югендстиль берет свои истоки у эклектических направлений архитектуры;
  • окна и двери зданий имеют форму арки.

Рисунок 1. Образед дома, построенном в югендстиле.

Рижский югендстиль

Европейские архитекторы внесли серьёзный вклад в развитие югендстиля латвийской столицы – Риги. На начало XX века треть построенных зданий центральной части города можно отнести к построенным в югендстиле. Это характеризует столицу Латвии как один из городов с наибольшей концентрацией архитектурного модерна в мире.

Готовые работы на аналогичную тему

Большинство рижских зданий в югендстиле 1904—1914 годов постройки. Как правило это многоэтажные многоквартирные дома с явным акцентом на функциональную составляющую. Они характеризуются богатым декором наружной части здания, а именно – продолговатой формы окна со скруглениями верхней части, балконов и фасадов с лепниной. Примером рижского югендстиля может служить улица Алберта в центре Риги, она по праву является самым концентрированным собранием зданий в стиле ар-нуво.

Рисунок 2. Дом на ул. Алберта, Рига.

Разновидности югендстиля

Эклектичный. Эклектичный югендстиль – это одна из первых появившихся ответвлений ар-нуво. Изначально декоративный модерн представлял собой адаптацию эклектизма, не привнося ничего в структуру зданий. Строения, выполненные в этом стиле, могут быть с резко разделенными фасадами. При этом обязательным условием является наличие лепнины и других декоративных элементов.

Рижский модерн. Югендстиль в Риге.

В этом виде югендстиля наиболее сильно прослеживается влияние иностранных архитекторов, в частности, германских, отмечается также и влияние символизма. Одни из самых известных рижских зданий, возведённых в стиле эклектичного югендстиля, находятся в центральной части города, на улице Альберта. Многие из этих домов выполнены по проекту Михаила Эйзенштейна. Примечательно, что эти здания очень популярны у туристов, хотя и не являются самыми характерными примерами ар-нуво.

Вертикальный. На смену декоративному модерну пришёл более рациональный стиль, называемый «вертикальным». Такое название он получил за свою преимущественно вертикальную ориентацию фасадов, а также геометрической формы орнаментов на них. Структура зданий стала истинно модернистской. Это выражается в соответствии внешней части интерьеру.

Ранее в европейских зданиях данной корреляции не наблюдалось. В стиле вертикального югендстиля был построен ряд универсальных магазинов, поэтому данную разновидность югендстиля иногда называют «магазинной».

В стиле национального романтизма. Национальное возрождение, начавшееся в Латвии в XIX столетии, послужило толчком к формированию особой латвийской культурной идентичности.

В результате революционных событий начала XX века (в особенности российской революции 1905 года) возникла потребность в создании культурных ценностей, акцентирующих внимание на местных особенностях европейских государств. Направление в стиле национального романтизма иногда выбивается из югендстиля, но в контексте латвийского югендстиля обычно считается одним из его вариантов. Данный стиль существовал относительно недолго — с 1905 по 1911 год. В нем нашли отражение фольклорно-этнические мотивы наружного и внутреннего декора. При этом здания в стиле национального романтизма характеризуется сдержанным украшением строений, монументальным видом зданий и использованием натуральных строительных материалов.

Неоклассический. Неоклассический югендстиль — последняя стадия развития ар-нуво в Риге, по совместительству является одной из самых малочисленных ответвлений югендстиля. Архитекторы при создании такой направленности вдохновлялись архитектурным классицизмом, который был распространён в России в XIX веке. Этот новый монументальный вид югендстиля был в основном использован при строительстве нескольких европейских банков.

Югендстиль сегодня

Югендстиль, имеющий условные временные границы: конец 1880-х – 1914 год – начало Первой мировой войны, прервавшей естественное развитие искусства в Европе. Однако на сегодняшний день существует и функционирует большое количество зданий, запроектированных в Югендстиле. В период модерна происходило переосмысление старых художественных форм и приемов, сближение и слияние различных видов и жанров искусства.

Резюмируя ряд отличительных особенностей югендстиля можно отметить следующее:

Источник

Интересная Прибалтика. Рижский югендстиль

Кто-то из блогеров написал в своем фотоотчете о Риге, что все, «что находится за границами средневековой части Риги искушенному туристу, да и неискушенному тоже — точно не понравится. Там стоят дома типовой советской постройки, которые напоминают окраину какого-нибудь российского городка».

Могу ли я себя назвать искушенным туристом? Наверное, да.

Так вот: то, что находится за «границами средневековой части Риги» мне совершенно точно очень даже нравится. Взять хотя бы «эпицентр» рижского югендстиля — улицы Alberta и Elizabetes.

Надо ли пояснять, что такое «югендстиль»? На всякий случай сделаю это.

Рижский югендстиль (также рижское ар-нуво, рижский модерн) — распространённый в Риге архитектурный стиль; около трети зданий в центре города выполнено в этом стиле, что делает латвийскую столицу городом с наибольшей концентрацией архитектурного модерна в мире. Большинство зданий в югендстиле датируются периодом 1904—1914 годов, обычно это многоэтажные многоквартирные дома. (Из Википедии).

Улица Alberta (Алберта) названа в честь немецкого епископа-миссионера, который пришел на живописные берега Даугавы вместе с крестоносцами и в 1201 году заложил Домский собор.

(Восковая фигура Алберта из музея барона Мюнхгаузена в Дунте).

Когда Рига насчитывала уже 700 лет, предприимчивые русские и еврейские купцы выкупили землю из-под находившихся тогда в этом районе огородов и пустырей бывшего Петербургского форштадта, и в течение нескольких лет была построена улица длиною всего 255 метров. На ней находятся здания, которые, во-первых, признаны памятниками архитектуры, и, во-вторых, взгляд от которых отвести просто невозможно.

Автор большинства этих зданий с роскошным декором фасадов — Михаил Осипович Эйзенштейн, архитектор и корифей рижского модерна, фамилия которого совершенно неслучайно совпадает с известной на весь мир фамилией кинорежиссера Сергея Эйзенштейна.

Все просто: Михаил Эйзенштейн приходится Сергею Эйзенштейну отцом, и если бы будущий реформатор советского киноискусства пошел по стопам родителя, то, возможно, вместо «Броненосца Потемкина» мы бы восторгались архитектурными шедеврами талантливого отпрыска. В воспоминаниях кинорежиссера есть такие строчки: «Я ориентировался всегда на папеньку. С пеленок рос для того, чтобы стать инженером и архитектором».

Но, что выросло, то выросло, как говорится, а про отца его знаменитый сын написал в своих мемуарах: «мой папенька сделал себя сам».

Я не буду здесь подробно останавливаться на биографии Эйзенштейна-старшего, хотя она, безусловно, заслуживает самого пристального внимания.

Скажу только, что его коллеги, адепты северного модерна, считали, что некоторые постройки архитектора просто позорят Ригу, а сегодня наиболее экзальтированные гиды называют его «рижским Гауди».

Дома на улицах Alberta и Elizabetes строились в период бурных отношений Михаила Эйзенштейна с супругой — Юлией Конецкой, дочерью влиятельного и зажиточного столичного купца. Пара сложилась без взаимной любви: молодому Михаилу отказал отец его возлюбленной, рижский богач Мертенс, избранника Юлии также не одобрили ее родители.

“Моя комната примыкала к спальне родителей. Ночи напролет там слышалась самая резкая перебранка. Сколько раз я ночью босиком убегал в комнату гувернантки, чтобы, уткнувшись головой в подушки, заснуть. И только я засыпал, как прибегали родители, будили и жалели меня. В другое же время каждый из родителей считал своим долгом открывать мне глаза на другого.

Маменька кричала, что отец мой — вор, папенька, что маменька — продажная женщина. Надворный советник Эйзенштейн не стеснялся и более точных обозначений. Первой гильдии купца дочь Юлия Ивановна обвиняла папеньку в еще худшем… С кем-то папенька стрелялся. С кем-то до стрельбы не доходило. ”, — такую картину происходившего в семье дал в своих мемуарах режиссер.

На фасадах зданий Эйзенштейна много женских масок, нежных, печальных и демонических. Вход в дом номер 2а по улице Alberta украшают загадочные сфинксы, а над проездом соседнего дома под номером 2 красуется необычный скульптурный декор — танцующие валькирии на головах маскаронов. Маскароны — это мужские маски, кто такие валькирии, думаю, объяснять не нужно.

В одной из женских масок на баллюстраде дома по адресу Elizabetes, 10б, которая искажена гримасой гнева, заметно сходство с женой архитектора.А чуть дальше, на торце — скульптурное изображение истерического маскарона. Выбор символов, прекрасно вписывающихся в эстетику югенстиля, всем, кто знал тогдашнюю ситуацию в семье автора зданий, был совершенно понятен.

9 мая 1912 года родители Сергея Эйзенштейна развелись после четырехлетней тяжбы. «…Потом маменька уехала. Потом увезли обстановку. Комнаты стали необъятно большими и совершенно пустыми. Я воспринимал это даже как-то положительно. Я стал спать и высыпаться».

После отъезда жены и организованной в прессе травли его творений, Михаил Эйзенштейн архитектуру оставил и больше к ней не возвращался.

О доме по улице Elizabetes, 33 с феерическим декором, один из современников Эйзенштейна, архитектор Александр Ванаг написал: «Жаль всего красивого района, жаль истраченной работы и материалов».

Но этот дом быстро заселили состоятельные рижане, а в годы Первой Латвийской независимости квартиры здесь стали снимать дипломаты из разных стран.

Ну как, заинтриговала я вас?

Не кажется вам «несредневековая» Рига окраиной российского городка?

Тогда добро пожаловать в мир рижского югендстиля, который не ограничивается, конечно, творениями Михаила Эйзенштейна и улицами Alberta и Elizabetes.

Есть еще улицы Krišjāņa Valdemāra и Antonijas, например, но о них расскажу как-нибудь в другой раз.

Источник

Прогулка по Риге в югендстиле

Спасибо тебе, Рига, что вчера посоветовала мне остаться. Ночью была гроза, а утром ты была изумительно чистая и нереально красивая в своём новейшем весеннем наряде. Ты специально пригласила меня в это время, чтобы сразить наповал? Подтверждаю, что своей цели ты добилась. Можно сразу нескромный вопрос?

Как тебе удаётся ВСЕГДА быть исключительно чистой, идеально подстриженной, нереально стильной? Наверное, это вписано в твой генетический код и ты не можешь быть другой? Иначе, почему бы продавцы в любых кафе, магазинчиках и даже на рынках каждое утро ставили букетики свежих цветов на свои идеально чистые прилавки (не думаю, что им кто-то выделяет на это деньги, они просто НЕ МОГУТ по-другому). Ты меня поразила этим и 30 лет назад, и сейчас. Цветы — неотъемлемая черта твоего облика.

Извини, что с ходу засыпала тебя вопросами, просто потом будет столько впечатлений, что боюсь про них забыть… Теперь пойдём гулять! Маршрут не планируем, только выбираем направление — вдоль и справа от городского канала (слева — старый город, в котором мы гуляли вчера). Мы пошли из нашей гостиницы по улице Вальню, на которой мы жили, в сторону канала, и на углу я увидела очень необычный дом с атлантами. Два из них держали на плечах ажурный балкон, а трое на крыше — макет земли. Точный адрес: Улица Театра, дом 9. Здание построено в 1903 году, архитекторы Г. Шеель и Ф.Шеффель.

Прогулка по Риге в югендстиле

Далее выходим к зданию оперного театра. Здание, где ныне располагается Национальная опера и балет Латвии, было построено в центре города в 1863 году как 1-й городской (Немецкий) театр (архитектор Людвиг Бонштедт). Фасад театра украсил фронтон с изображением Аполлона и других мифологических персонажей.

Прогулка по Риге в югендстиле

Около театра 5 сентября 2014 года открыли очень странный памятник балетному танцору Марису Лиепе. Открытие произошло в рамках празднования 150-летнего юбилея здания Латвийской национальной оперы и балета. Семье танцора памятник не понравился, мне тоже. Все же современное искусство лучше воспринимается без привязки к конкретным людям, или, если бы назвать этот памятник «мысли об Андриесе Лиепе» (ну, автор так видел его танец, ведь нет ничего общего памятника с образом самого танцовщика).

А памятник человеку всё же должен быть более конкретным. Например, таким, как Джорджу Армистеду — лучшему градоначальнику Риги, руководившему городом с 1901 по 1912 от благодарных жителей. Видно, что и в те годы по этому городу было так же приятно гулять вместе с женой и собачкой. Он расположен через дорожку от предыдущего памятника, в том же сквере.

В центре сквера — фонтан «Нимфа» 1887 г. со скульптурой в виде женщины, держащей над головой большую раковину, а у её ног играют дети, восседая на морских животных. Вот она мне понравилась.

Прогулка по Риге в югендстиле

Вышли к Площади Свободы, слева — старый город на углу одного из зданий которого занявший все ключевые места Макдоналдс. Вы знаете, что основные активы этой компании — это здания в самых центральных точках городов по всему миру? У них все помещения в собственности, эта компания одна из крупнейших владельцев недвижимости.
На другом углу — часы Лайма. Они установлены в 1924 году. Поначалу это были просто городские часы, игравшие чисто практическую роль, чтобы жители города не опаздывали на работу, и лишь в 30-е годы прошлого века на часах появился логотип знаменитой кондитерской фабрики «Лайма». Я эти конфеты помню еще с советских времен. Они всегда считались особенно стильным подарком, и в этот раз мы мамочке купили самую большую коробку таких конфет.

Поворачиваемся спиной к старому городу и идем через площадь к Статуе Свободы. Это величественное сооружение из камня и металла, одетое в гранит и медь, символизирует собой государственность, единство народа, независимость, честь и свободу всей Латвии.

Памятник был возведен по проекту Карлиса Зале, в рамках проекта «Сияй, как звезда!», на народные пожертвования в память о павших в боях за свободу страны с 1918 по 1920 годы. Монумент был открыт 18 ноября 1935 года и сразу же стал главным символом страны и основной её достопримечательностью. Его высота составляет 42,7 метра. Всю композицию формируют 56 скульптур, объединенных в 13 скульптурных групп, размещенных на четырех уровнях, отражающих историю и культуру Латвии. А венчает весь обелиск некий образ Свободы — девятиметровая статуя молодой женщины, поднявшей высоко над головой три позолоченные звезды, которые символизируют единство трех культурно-исторических регионов Латвии.

Прогулка по Риге в югендстиле

С двух сторон от памятника вдоль канала расположена большая парковая зона Бастионная горка. Повернули налево в прекрасный сквер. Вверх идут дорожки к бывшим оборонительным сооружениям.

Мы туда не полезли, пошли вперед. Вокруг зелень, цветочки, симпатичные скульптуры, солнце светит, птички поют, кораблики по каналам плавают.

Прогулка по Риге в югендстиле

Прогулка по Риге в югендстиле

Очень хотелось посидеть тут подольше, но так бы мы ничего не успели.

Прогулка по Риге в югендстиле

Слева открылся вид на пороховую башню, расположенную в старом городе. Вчера мы до неё не дошли, поэтому решили завернуть сегодня. Почему нет? Ведь мы — свободные, а не групповые туристы, идём туда, куда хотим. Прекрасный вид на Пороховую башню и казармы Екаба.

Пороховая башня в старом городе Риги, является старейшей и единственной сохранившейся до наших дней башней подобного вида во всей Риге. Латышское название башни — Pulvertornis, дословно переводится как порошок. Ранее она служила элементом рижской крепостной стены, служившей городским укреплением. На башне постоянно дежурили часовые, на случай нашествия врагов.

Первоначально Пороховая башня называлась Песочной башней и датировалась 1330 годом постройки. Хотя точный год постройки башни до сих пор неизвестен, однако его (1330 год) приравнивают к первым упоминанием о башне в летописных источниках. А песочной башню называли вовсе не потому, что она была выполнена из песка или на его основе, а потому, что башня прикрывала собой вход в город со стороны Большой Песочной дороги.

В башне расположен Военный музей Латвии, в который мы решили не ходить, только сделала фото.

Прошли по улице вперед в старый город, где мне хотелось зайти в сувенирный магазин под маркой Elfu Fabrika (увидела эмблему чудесного эльфа на карте города и решила непременно заглянуть). Вообще-то это сетевой магазин, такой же есть недалеко от церкви Святого Петра.

В этом магазине представлены очень интересные стеклянные изделия художника, имени которого не запомнила, но его работы мне очень понравились.

Прогулка по Риге в югендстиле

Мы же ограничились стандартным набором сувениров — тарелка на стену, маленькая кружечка в коллекцию, магнитики, которые уже не знаю куда лепить, но всё равно покупаю. Удержаться нет сил. А ещё в качестве сувениров продаются разнообразные керамические домики — подсвечники, аромолампы. Их очень много во всех сувенирных магазинах, от маленьких за 5 евро до огромных дворцов. Конечно, домик с кошкой на крыше перегрузился в наш рюкзак.

Прогулка по Риге в югендстиле

А на улице нас окружали такие реальные дома, что хотелось фотографировать без перерыва. Именно на этой улочке есть несколько домов в югендстиле, которые считаются одними из самых интересных в городе, хотя по-моему, здесь почти каждый дом по-своему красив и уникален.

Прогулка по Риге в югендстиле

На одном из таких красивых домов я вижу вывеску «Бельгийский шоколад» и понимаю, что пора повысить уровень глюкозы в крови. Шоколад — это любимый продукт всей моей семьи. Без него мы просто не мыслим своей жизни. Шоколадки всегда лежат во всех моих сумочках, муж с сыном поглощают это лакомство плитками. Необходимо провести дегустацию в Риге.

Беру горячий шоколад и конфетки с разными начинками на вес. Всё оказалось замечательным (особенно понравились горячий очень густой и не приторный горячий шоколад и конфеты с блю-чиз).

Прогулка по Риге в югендстиле

Поворачиваем назад и мимо Пороховой башни и знакомого скверика проходим в другую сторону.

Прогулка по Риге в югендстиле

Нам надо к Академии художеств, которая расположена в очень красивом здании, которое было построено в 1905 году по проекту архитектора В. Бокслафа. Я вспомнила, как в один из предыдущих приездов пыталась вместить это здание в объектив, но оно никак не помещалось. Сейчас мне это удалось.

Прогулка по Риге в югендстиле

Около входа установлена скульптура Венера Виллендорфская 21 века, которая сделана в виде увеличенной во много раз древней фигурки, найденной при раскопках. Вот, что пишет про эту фигурку Википедия: Венера Виллендорфская (нем.

Venus von Willendorf) — небольшая статуэтка женской фигуры, обнаруженная в одном из древних захоронений граветтской культуры близ местечка Виллендорф в Вахау, посёлке коммуны Агсбах, в Австрии археологом Йозефом Сомбати 7 августа 1908 года. Вместе с гальгенбергской венерой экспонируется в венском Музее естествознания.

Статуэтка высотой 11 см вырезана из оолитового известняка, который не встречается в данной местности (что говорит, возможно, о передвижениях древних народов) и подкрашена красной охрой. По последним данным (2015 год) возраст статуэтки насчитывает 29 500 лет. Почти ничего не известно ни о месте, ни о методе изготовления, ни о культурном назначении данной статуэтки.

Красотка, в представлении жителей разных эпох, являющаяся символом плодородия. Ведь представления о красоте тоже имеют волнообразную природу. В тяжелые времена в почёте люди тучные, которым хватает средств не только на выживание. А в годы спокойствия и достатка ценят женщин, которые могут удержаться от соблазнов и сохранять стройность при обилии еды со всех сторон.

Значит, фигурку делали не в самые благоприятные годы. Вот, что написала про эту скульптуру её автор: «Венера Виллендорфская 21-го века — это мой поиск глубины женской идентичности. Представляет собой [скульптуру высотой] 4,5 м из клееных рифленых листов и покрыта частичками зеркального пластика, создана как своеобразная реплика шедевра каменного века.

Венера Виллендорфская 21-го века является концептуальной работой, позволяющей женщинам в наше время блистать в ее отражении, в то время как Венера светит для себя. Она удивительна с ее женскими формами. Возможно, она даже шокирующа для некоторых. Эта работа о женщине, но не о феминизме.» (http://www.saatchionline.com/art/Sculpture-Mixed-Media-Venus-of-Willendorf-21st-Century/160013/101112/view)

Прогулка по Риге в югендстиле

Проходим по площади мимо памятника латышскому поэту Яйнису Райнису.

Справа от Академии художеств через сквер сверкают позолотой Рижского кафедрального собора Рождества Христова, построенного 1877—1884 гг. в нововизантийском стиле. Снимаю его с разных ракурсов, с каждого он открывается по-своему.

Источник

Югендстиль в Риге это

  • Введенное Ваше имя, город, страна, регион и комментарий будет виден всем.
  • Помимо этих данных, сохранится следующая информация о Вашем комментарии:
  • Ваш IP адрес (не отображается)
  • Время и дата добавления комментария (отображаются)
  • С административной целью, если понадобится связаться с Вами.
  • Для информирования Вас о новых комментариях, если вы оформили подписку.

Эта политика может измениться в любой момент без предварительного предупреждения.

«Правила пользования порталом» содержат правила размещения комментариев на портале Cita Rīga. Добавляя свой комментарий, Вы подтверждаете, что согласны со следующим:

  • Хотя модератор и будет пытаться проверить комментарии, невозможно оперативно проверить все добавленные комментарии.
  • Все комментарии содержат мнения и суждения соответствующих авторов, но ни в коем случае не администратора или авторов портала Cita Rīga.
  • Вы соглашаетесь не размещать в своих комментариях заведомо ложный, незаконный, содержащий угрозы, оскорбительный, порнографический материал, а также разжигающий ненависть или нарушающий частную жизнь других.
  • Администратор сохраняет за собой право без предупреждения редактировать, перемещать или удалять любой комментарий, если он не соответствует данным Правилам пользования порталом.

Нарушение данных Правил может привести к лишению возможности добавления комментариев в дальнейшем.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...