Зачем цой поехал в латвию

День бессмертия: «На самом деле Цой жив!»

Рига, 16 авг — Sputnik, Андрей Татарчук. Тридцать лет назад на 35-м километре сельской трассы Слока — Талси под Тукумсом в автокатастрофе погиб лидер группы «Кино» Виктор Цой. Каждый год здесь у памятника на месте его гибели — люди и цветы, а в этом году в юбилей трагедии прошел восьмичасовой праздничный концерт. Как день смерти стал общенародным гуляньем, в беседе со Sputnik рассуждает музыкальный критик Артемий Троицкий.

«Мы собрались здесь с хорошим настроением. Играет музыка, жарится шашлык, и все это похоже на праздник. Хотя праздник стоило бы отмечать в день рождения Цоя 21 июня. Сегодня — день смерти, а такие даты как-то не принято праздновать. Как объяснить сочетание смерти и праздника? Я понял, что 15 августа — это день бессмертия.

На самом деле Цой — жив», — сказал Троицкий.

Артемий Троицкий на мероприятии, посвященном 30-летию гибели Виктора Цоя на 35-м километре шоссе Слока — Талси

Латвия,Плиеньциемс.Эти места помнят Цоя.

Алюминиевые огурцы на брезентовом поле

В этих словах российского эмигранта и музыкального, а также политического критика, живущего семьей в Эстонии, не так много необъяснимой мистики, как может показаться. Песни Цоя слушают и поют сегодняшние школьники вслед за своими отцами и дедами — собственно, на празднике на 35-м километре были представлены все три поколения.

Троицкий в качестве доказательства, что цоевские песни актуальны сегодня, привел пример двух белорусских диджеев, неожиданно поставивших 6 августа на городском празднике «Калейдоскоп творчества» в Минске песню Цоя «Мы ждем перемен!». Они задержаны. Статья — хулиганство. Впрочем, их уже выпустили.

На концерте на латвийском 35-м километре были творческие, певучие, народные песни, и тут зазвучала эта молотобойно-маршевая и не включенная в концертную программу песня — гимн сопротивления. Под эту песню в Латвии в конце 1980-х годов прошлого столетия даже русские рижане выходили на акции протеста против обветшавшего Советского Союза; ритм и слова этого трека разливались в черном жирном дыме горящих автомобильных покрышек и «коктейлей Молотова» на киевском Евромайдане в начале 2014-го; пожалуй, ничего более креативного так не появилось у всех и каждой русскоязычных оппозиций, явления столь же гротескного, сколь нервического, за все прошедшие тридцать лет. Все хотят стать эпическими последними героями, наверное.

Памятное мероприятие, посвященное 30-летию гибели Виктора Цоя, на 35-ом километре шоссе Слока — Талси

«Витя был бы рад, что за его песни людей, которые ждут перемен, сегодня винтят менты», — сказал с конкретной сцены Артемий Троицкий.

Впрочем, о политике — стоп. Ведь кто знает, какие эмоции испытывал бы вокалист советской перестроечной группы «Кино», доживи он до времени «цветных революций» конца второго десятилетия нового века? Кем бы он стал сегодня? Близнецом наполовину буддиста Бориса Гребенщиков, певшего за богатым столом в украинской ночи для першего побратима Михаила Саакашвили?

В Латвии Виктор Цой предпочитал жить в сарае

Вторым Макаревичем, потерявшим бизнес большинства своих магазинов «Батискаф» для дайвинга и рыбалки на Волге и в Риге, получающим все меньше заказов на корпоративы и все больше отказов от организаторов концертов? А может быть, он стал бы коммерчески очень успешен, играл даже на Первом канале, возглавил бы партию в Государственной думе РФ или стал лидером партии в казахстанском сенате или мажилисе? Всего этого, к счастью, с Цоем не случилось — ушел в вечность очень вовремя и зафиксирован в нашей памяти как последний герой.

Доброе утро — тебе и таким, как ты

Организаторами мероприятий в 30-летнюю годовщину гибели Виктора Цоя на 35-м километре в этом году стали политики одной из партий, выдвинувшихся на выборы в Рижскую думу. Партийной рекламы на концерте не звучало, все прошло вполне корректно. У этой партии очень современный маркетинговый и коммерческий подход к организации публичных мероприятий: на лугу, где была поставлена сцена и выступали до вечера с кавер-версиями Цоя пять латвийских групп, одна литовская и одна эстонская, была оборудована вся необходимая инфраструктура. Палатки с шашлыками с логотипом пива «Валмиерское поместье», гарнир, соус, холодные напитки, столы и мусорные баки, охрана, ящик для сбора пожертвований — пожалуй, это самый идеально и профессионально организованный концерт на месте, где 30 лет назад оборвалась нить жизни Виктора Цоя. Вечно молодого, вечного героя.

Александра из Таллина сделала весь видеоряд для концерта в день 30-летия гибели Цоя. Она родилась в то время, когда Цоя уже не было в живых — классический случай вневременности запроса на композиции группы «Кино».

На руке Саши от ладони до плеча недавно появилась целая и очень высокохудожественная картина цветной тушью — эта татуировка стоила девушке 1400 евро. На предплечье — темно-синий автомобиль «москвич», столкнувшийся с рейсовым автобусом, когда Цой ехал с рыбалки по деревенскому шоссе между Слокой и Талси; у локтя — концерт группы «Кино» со зрителями и сценой. На бицепсе девушки появилась ночная аллея из фильма «Игла» с Цоем в главной роли — это аллея в парке в Казахстанской ССР, где по сюжету его герой был заколот ножом; на трицепсе можно разглядеть лицо фронтмена анфас из того же культового кинофильма, из того момента, где звучал саундтрек:

Оглянись, это драка без права на отдых.

Лишний день — днем больше, днем меньше.

Ночь — окурок с оплавленным фильтром,

Брошенный тем, кто хочет умереть молодым.

Картиной на своем теле Саша очень довольна, потому что родившийся в застойном 1962 году и погибший в Латвии в перестроечном советском 1990-м Виктор Цой изменил ее личную судьбу. «Он полностью изменил мою жизнь и жизни многих людей. Сегодня не день гибели Цоя, а праздник — день рождения Легенды», — рассказала Sputnik Александра.

Памятное мероприятие, посвященное 30-летию гибели Виктора Цоя, на 35-ом километре шоссе Слока — Талси.

Вместо тепла — зелень стекла, вместо огня — дым

Артемий Троицкий в начале 1980-х организовал один из квартирных концертов группы «Кино» в послеолимпийской Москве.

«Цой начал писать песни в 1981 году, и большинство его лучших песен догероического периода написаны именно в те мрачные доперестроечные годы при Брежневе, Андропове и Черненко. В том же 1981 году я устроил его квартирный концерт в Москве, мы были знакомы, но я не могу назвать его другом.

Почему песни Цоя поют до сих пор? Они очень хороши в мелодическом отношении, они гимнообразные, и это увлекает. Причина номер два — личность Цоя, она героична и трагична, что само по себе будоражит и не дает о нем забыть. И третья причина — это не продюсер Юрий Айзеншпис, конечно. Это то, что песни Цоя актуальны до сих пор.

Перемены так и не наступили. А хочется перемен? Перемены — это не утопия, их хочется, но они никак не наступают, год за годом, десятилетие за десятилетием», — рассказал Троицкий.

На акустических концертах 80-х годов Цой, нередко отвечая на вопросы слушателей, говорил, что слова песни «Перемен!» не имеют политического смысла и контекста. Но эта песня стала гимном и флагом толпы.

По словам Троицкого, вера в перемены и вообще литературность как особенность русского рока и теперь рэп-культуры, где, в отличие от запада, текстовой смысл важен более чем музыкальная нагрузка, не пропала из жизни и творчества русских музыкантов первой величины его поколения. К таким критик относит БГ, Макаревича и Константина Кинчева, с политической позицией которого он не согласен — вокалист группы «Алиса» верен консервативным позициям, евразийству и православию. По словам критика, в русской музыке и поэзии, сейчас время свежести. А 1990-е годы были ужасным временем, когда ничего не появлялось, но и там был Цой. В этом смысле Цой все еще жив, конечно.

«…Или вот Сережа Шнуров, ушлый парень. Когда он мог успешно делать деньги на группе «Ленинград», он делал это, написав несколько талантливых песен, а сейчас в связи со своим музыкальным кризисом ушел в новые пахотные нивы, в политику. Сергей Михалок из «Ляписов» с 2014 года и даже чуть ранее стал рэпером-политипанком из русского и белорусского рокера, игравшего гопнический рок с элементами народности и суржика. Выписывает очень странную траекторию, сейчас, в отличие от ранних альбомов, Михалок вообще непонятно что играет. Я его альбом «Брутто» не смог слушать, какая-то ерунда.

Вот только Маргулис ведет отвратительную передачу про квартирники, но Юра Шевчук, Кинчев и все мои друзья-рокеры моего поколения до сих пор в очень хорошей форме и не стали попсовыми музыкантами. Я не могу найти среди них того, кто откровенно продался попсе. И я уверен, Витя бы не стал таким.

Среди сравнительно молодых групп — NoizeMC, Оксимирон, Хаски и Вася Обломов. Я не слушаю группу 25/17 и не разделяю политические взгляды некоторых русских рокеров, но я уверен, что вышеперечисленные не появятся на центральных телеканалах в жутких новогодних «Голубых огоньках».

Источник

Как погиб Виктор Цой

Как погиб Виктор Цой

[img] [/img]

Тот звонок, 15 августа, в дежурную часть Тукумского райотдела, как и любой подобный, ничего хорошего не предвещал. Житель хутора Дреймани А. Р. Нейманис взволнованно сообщил, что недалеко от его дома примерно в 11 часов 30 минут (по местному времени) легковой автомобиль темного цвета врезался во встречный «Икарус». Есть жертвы.

На место дорожно-транспортного происшествия, то есть к 35-му километру дороги Слока-Талсы, выехали Э. К. Ашмане и старший инспектор ДГТС отделения ГАИ Тукумского РОВД старший лейтенант милиции Янис Элмарович Петерсон. Жаркое солнце буквально плавило летний день. Было очень душно, парило, будто перед грозой. Как вспоминает Эрика Казимировна, каблуки вдавливались в размягченный асфальт, и трудно было дышать. Через полчаса прибыли на место трагедии.
Зрелище ужасное: «Икарус-250» снесло с дороги в небольшую речушку Тёитупе, за мост. Хорошо, не было пассажиров. Водитель Я. К. Фибикс, работающий в Таллинском отделении Латсель хозтехники, отделался легкими ушибами и испугом. Перед этим он отвез туристическую группу в аэропорт и возвращался обратно.
Новый «Москвич-2141» Я6832 ММ мощным ударом отброшен метров на 18 к мосту. Неповрежденным остался разве что задний бампер. При осмотре заметно, что удар по автомобилю пришелся слева направо, спереди назад. Видимо, передний бампер «Икаруса» прошел по капоту «Москвича» прямо в салон. Руль согнут со стороны водителя, сбиты сиденья, разломан щиток передней панели.

Капот отлетел, все остальное смято. Рядом с машиной лежал молодой черноволосый парень. Без сомнения, умер мгновенно. По документам, отыскавшимся в салоне, — Цой Виктор Робертович.
Чуть раньше подъехавшая «скорая» стояла на обочине. Медикам ничего не оставалось, как засвидетельствовать смерть и отправить труп на судебно-медицинское обследование. Оно показало, что алкоголя в крови погибшего не обнаружено. Смерть наступила в результате аварии от многочисленных травм тела.
Единственный очевидец — Нейманис пояснил, что видел лишь мчавшуюся по дороге с большой скоростью легковушку и слышал звук удара. Скорость движения «Москвича» точно определить, не удалось, но, несомненно, она была не меньше 100 километров в час. Об этом отчасти свидетельствовало положение автомобилей после столкновения и отлетевший далеко в сторону двигатель «Москвича». Чтобы
так далеко отбрасывала двигатель — Ашмане за свою практику не видела. На асфальте от удара остались выбоины, и следы юза, по которым место столкновения определить было несложно. Значит, легко было представить и процесс столкновения. Все параметры и данные тут же занесли в протокол, составили схему первичного осмотра места происшествия. В случае дальнейшего возбуждения уголовного дела, как известно, она берется за основу. В «Москвиче» нашли три удочки, другие рыболовные принадлежности, магнитофон, колонки, инструмент, запасное колесо, документы, деньги и две маленькие рыбешки…
Невдалеке шумел лес, перекликались птицы, журчала вода. Составив протокол, следователь уехала, а Петерсон остался дожидаться автокран. Здесь же остановились несколько проезжавших мимо водителей, покурили, обсудили случившееся. Дорога Слока-Талсы спокойная, лесная, машины проезжают изредка. На повороте деревянный дом, чуть дальше еще один, скорее всего довоенной постройки.

Места красивые, до моря рукой подать. Последние годы Цой приезжал сюда отдыхать, снимал дачу в поселке Плиеньциемс.
— По моему субъективному мнению, — рассказывает Э. К. Ашмане,- Цой задремал за рулем. Погода тому способствовала. Он возвращался с лесного озера, где с шести часов утра был на рыбалке. Это километрах в 14 от места столкновения. Ехал на высокой скорости.

А из-за поворота со скоростью 60-70 километров в час выехал автобус, которого он и не заметил.
Из Тукумса до места аварии дорога не такая уж и близкая. Петляет по лесу, огибает хутора. Мы не заметили, как за очередным поворотом — тем самым, с горки вниз, вынырнул этот мостик через Теитупе. Остановились. На мостике живые цветы, надписи, открытая пачка сигарет, спички, повязанные носовые платки женская перчатка, косынка, пустая бутылка, стакан, фотографии Виктора, еще цветы.

На асфальте до сих пор видны царапины, выбоины, на обочине прорытый автобусом песок. Трагедия случилась здесь. Я. Э. Петерсон снова показывает, как столкнулись автомобили. Вспоминает, что у автобуса был поврежден левый траверс. Значит, не лоб в лоб.
Чтобы осталось поменьше вопросов, проработаем три версии: убийство, самоубийство и несчастный случай. Насколько это получится по логике имеющихся фактов. Ибо уголовное дело следователь не возбуждала — с согласия прокурора — «в связи с отсутствием состава преступления в действиях водителей».

И, следовательно, судебно-медицинские, трассологические и прочие экспертизы не проводились. Версия первая — убийство. Не думаю, чтобы у Цоя были смертельные враги. А если бы, допустим, и нашлись, то способ и место подобраны не лучшие. Стоящий на повороте дом и распустившиеся позади его деревья заслоняют едущих друг другу навстречу водителей.

Практически водитель «Икаруса» не мог видеть стремительно приближающийся к повороту «Москвич». Даже если его кто-то, условимся, предупредил заранее, то ринуться навстречу неизвестному. Нормальный человек так делать не будет. Наоборот, Фибикс стремился уйти от столкновения, рискуя протаранить мост, деревья, не без угрозы для своей жизни.
Далее. На озере Цой рыбачил один, по крайней мере, других фактов нет. Следовательно, воздействия на него в виде яда, наркотиков и т. п. никто оказать не мог, что подтверждает и судебно-медицинское исследование крови.
Возможно ли самоубийство? Я бы на этот вопрос ответил отрицательно. Творческий взлет Виктора Цоя, конкретные планы на будущее — подготовка нового альбома, главная роль в художественном фильме, гастрольные турне по Южной Корее, Японии — отвергают эту версию. Ему было 28 лет — только начал жить, выбравшись из угольной ямы.

Не подтверждается версия о самоубийстве и по той причине, что он вряд ли видел приближающийся к повороту автобус. И, наконец, я не думаю, чтобы Цой сознательно подвергнул опасности пассажиров «Икаруса». Он был честен.
Обе вышеуказанные версии, конечно, оставляют какой-то мизерный процент вероятности. Но все же, на мой взгляд, наиболее приемлема третья версия — версия следователя Э. К. Ашмане: задремал за рулем, Конечно, не на скорости 130 километров в час (хотел бы я видеть водителя, который способен спать при такой скорости). К хутору Дреймани идет прямая ровная дорога.

Можно и расслабиться, путь знакомый, от озера до дачи в Плиеньциемсе около двадцати минут езды. На этой дороге разрешенная скорость — 90 километров в час. Перед поворотом метров за 100 установлен дорожный знак «Опасный поворот». Ясно, что водитель обязан тут сбавить скорость, чего Цой не сделал и что опять же свидетельствует о потере ориентации.

След протектора от правого колеса «Москвича» отмечен на правой обочине за 21 метр до мостика, от «кармана» автобусной остановки. Криволинейный. Через 11,5 метра после моста след круто выходит с обочины на асфальтированную часть дороги по направлению к точке столкновения., Следов торможения не обнаружено.

К тому же вспомним, что в новом переднеприводном «Москвиче» очень чувствительная рулевая система. Достаточно одного неверного движения на скорости (перестановка магнитофонной кассеты, например) и. все. Спидометр «Москвича» Я6832 ММ остановился на 3400 километрах. Как водитель Цой имел категорию В, то есть право управлять легковым автомобилем.

Водитель «Икаруса» Фибикс — опытный, со стажем профессионал, имеет все категории, работает на междугородных перевозках. Со своей стороны он сделал все возможное, чтобы избежать удара. Значит, несчастный случай.
Многих, наверное, интересует судьба автомобиля В. Цоя. Первую неделю он находился возле здания Тукумского РОВД и притягивал большое количество зрителей — поклонников певца, а то и просто зевак. Фанаты готовы были растащить «Москвич» по частям. Затем под свою крышу его взяло Тукумское автотранспортное предприятие № 29 — по просьбе родственников, до оформления страховки.

Но и сюда продолжали наведываться молодые люди — посмотреть, взять что-нибудь на память. Директор предприятия С. А. Конопиев добровольно исполнял роль гида, предварительно связываясь по телефону с женой Цоя Марианной Игоревной. Можно представить себе, какие душевные муки приносило ей это. У нас также поначалу было желание сфотографировать машину. Созвонились с Марианной Игоревной Цой, и вот что она ответила:
— Знаете, как мне все надоело! Лучше обойдитесь без этого. Не хочу, чтобы вы фотографировали например, его друг, он ответил бы так же.
Запомнился эпизод в подземном переходе возле Рижского вокзала. Сидел на земле молодой парень и с самодовольной улыбкой фальшивенько наигрывал на гитаре песни Цоя. Перед ним лежал открытый футляр для мелкой монеты. Давайте не будем так делать: открыто врать и убого побираться, спекулировать известным именем. Память Виктора Цоя заслуживает большего.

Источник

27 лет спустя. Последние дни Виктора Цоя

Автокатастрофу на трассе под Ригой вспоминают сегодня тысячи поклонников группы «Кино». Ровно 27 лет назад тёмно-синий «Москвич» вылетел на встречную полосу и врезался в пассажирский автобус. Водитель машины погиб на месте. Это был Виктор Цой. Кочегар из «Камчатки», рок-звезда, кумир миллионов. До сих пор фанаты повторяют: «Цой жив!»

27 лет спустя. Последние дни Виктора Цоя

Читайте нас в: Новости

13 июня 1990 года Диана Русова восстановила в памяти до мельчайших подробностей. Это был ее первый и последний поход на концерт группы «Кино».

«Ветром уносило звук в сторону. День был ветреный. Солнечный, но холодный и ветреный. И еще поезда и электрички ходили рядом – тут рядом железная дорога», – вспоминает Диана.

Впрочем, фанатам было все равно. Главное, что Виктор приехал. Час двадцать, пускай не идеального, но все же живого звука. Под занавес – песня «Группа крови». И обещание вернуться.

Рига приняла Цоя задолго до его невероятной популярности.

Впервые в Латвию Цоя пригласили в 1986 году. Музыкант не раздумывая согласился. Всего один концерт в актовом зале на 500 человек. И вот она – слава.

«Вот прямо здесь проходили концерты рижского рок-клуба. Он был второй на территории Союза после питерского. Помню, здесь стояло человек десять ребят – они стояли и пели: «Группа крови на рукаве…» – хором. Я был поражён. Я не представляю себе, чтобы так же хором пели «I can’t get no satisfaction» или «Smoke on the water».

Я понял, что это – ЯВЛЕНИЕ!» – рассказывает лидер группы «Цемент» и президент рижского рок-клуба Андрей Яхимович.

Все песни Виктора Цоя слушайте в сериале Пятого канала «Последний мент»

Гоша Куценко снова с нами по вечерам 4 дня в неделю в уже ставшее привычным для поклонников детектива время. Любимые эпизоды и новые серии смотрите с 22.30.

А вот хозяйка комнаты, которую Цой снимал под Юрмалой перед самой гибелью, и предположить не могла, что это за постоялец с гитарой. Она до сих пор живет в этом доме. Принимает отпускников. Но от общения с журналистами отказывается. Устала за четверть века.

Свой последний альбом кумир миллионов писал в этом сарайчике.

Фото: архив Пятого канала

«Черный альбом был представлен в рок-клубе сразу после записи. Весь зал плакал, так как понимал трагизм каждого слова. Мы вдруг ощутили и поняли, о чём Виктор пел. Что он чувствовал, что он предчувствовал», – говорит музыкант и звукорежиссёр Алексей Вишня.

В студии альбом записывали уже без Цоя. Работа далась музыкантам нелегко. Прежде всего, с психологической точки зрения. Десятки тысяч поклонников восприняли гибель, как личную утрату.

Цой жив! Что осталось в тени «Звезды по имени Солнце»?

15 августа 1990 года. Трасса «Слока-Талси», Латвия. Тёмно-синий «Москвич» мчит по пустой дороге. За рулём — кумир миллионов — Виктор Цой. Машина постепенно уклоняется к разделительной полосе, пересекает её, выруливает на «встречку» и… На полном ходу врезается в вывернувший из-за поворота автобус…

«Когда по новостям это передали, у меня было что-то вроде истерики. Несколько дней я вообще не понимала, что происходит», – делится поклонница группы «Кино» Наталья Фадеева. —>

На месте гибели всегда живые цветы. Фанаты группы «Кино» едут со всего мира. Кажется, никто уже и не помнит, как здесь появился памятник.

Коллаж: Пятый канал

Самый первый вариант был из гипса. Его установили в 2002 году. Потом отлили из металла. Авторам тогда было по 16 лет. Художник Руслан Верещагин позировал, скрестив руки на груди.

Его товарищ Амиран Хабелашвили лепил. Преподаватели в колледже были изрядно удивлены, узнав о таланте учащегося.

Коллаж: Пятый канал

«Преподаватели начали ко мне как к своему относиться. На уровне. Мол, слышали, видели – замечательно», – не без гордости вспоминает Амиран.

Фото: архив Пятого канала

Памятник стоит на том самом повороте, где «Москвич» Цоя выскочил на «встречку» и врезался в автобус. Исследователи творчества музыканта по часам и минутам расписали, как все было. Рано утром Виктор поехал на рыбалку. Так толком ничего и не поймав (в багажнике автомобиля нашли лишь пару мелких рыбешек) отправился домой, по пути уснул за рулем. Это официальная версия.

Раз в году движение на трассе «Слока–Талси» останавливается. 15 августа в 11.28 поклонники Цоя перекрывают дорогу, встают в круг, берутся за руки и под гитару исполняют песню «Легенда». Таким образом, фанаты, как бы пытаются остановить злосчастный автобус и тем самым, спасти своего героя.

Сергей Фирсов, заведующий фонотекой ленинградского рок-клуба, музыкальный продюсер и друг легендарного музыканта, в этот день всегда в знаменитой «Камчатке». Большой концерт как напоминание – Цой жив. И хоть сегодня он уже легенда. В воспоминаниях навсегда останется просто Витей.

«Веселились, слушали музыку, жили – ничего философского в наших разговорах не было. Именно поэтому и удивляют такие глубокие мысли в его стихах», – делится Сергей.

Песни Цоя дают дорогу молодым музыкантам. И хоть кто-то и обвиняет их автора в плагиате, настоящие ценители творчества группы «Кино» с большим удовольствием слушают композиции вживую – в исполнении уже последователей легендарного музыканта.

Цой до сих пор в первой десятке российского ТОПа. И, по-прежнему, радует поклонников новыми композициями. Чуть было не затерявшаяся песня «Атаман» была записана спустя 22 года после его гибели.

Виктор Цой, «Атаман»

И кто знает, когда и какой сюрприз преподнесет своим поклонникам легенда русского рока в следующий раз.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...