Закон о статусе граждан бывшего СССР не имеющих гражданства латвии или иного государства

Депутат ЕП: у Евросоюза есть инструменты для воздействия на Латвию по вопросу неграждан

Татьяна Жданок

European Union 2020 — Source: EP / Fred MARVAUX

О том, что может сдвинуть с мертвой точки ситуацию с негражданами Латвии, Baltnews поговорил с депутатом Европарламента Татьяной Жданок.

Тридцать лет назад, 15 октября 1991 года, был принят один из самых позорных законов в истории Латвии – «О восстановлении прав граждан и основных условиях натурализации». В результате него 30% процентов жителей страны стали «чужими», получив уникальный статус неграждан.

По данным Регистра жителей, в республике по-прежнему проживают 209 007 неграждан, что составляет около 10,1% населения. Приблизительно 65,5% из них – этнические русские.

Эти люди лишены большинства политических прав, в том числе активного и пассивного избирательного права, включая возможность баллотироваться в Сейм и Европейский парламент, а также принимать участие в общенациональных референдумах.

ГРАЖДАНСТВО ЕС – НЕ ПРИВИЛЕГИЯ ДЛЯ ИЗБРАННЫХ

Неграждане поражены в правах по сравнению с гражданами Латвии и в 80 неполитических позициях, таких как размер пенсий, пособия по безработице, возможность быть адвокатами, полицейскими, епископами и т.д.

Паспорта гражданина и негражданина Латвии

Во многих случаях даже кратковременно проживающие в Латвии граждане других стран Евросоюза имеют больше преференций, чем неграждане. В частности, у таких иностранцев есть право голосовать и быть избранными на муниципальных выборах.День предательства: 30 лет назад что-то в Латвии сломалось навсегда

Чтобы получить латвийский паспорт, негражданам нужно пройти процедуру натурализации, которая предусматривает экзамен по латышскому языку и истории. Но количество желающих получать гражданство в стране ежегодно снижается. Сокращение неграждан в последние годы происходит в основном за счет естественной убыли этой категории населения и миграционного оттока.

Почему в Европейском союзе, который любит учить окрестные страны основам демократии, происходит такая абсурдная ситуация, в интервью Baltnews рассказала депутат Европарламента от Латвии Татьяна Жданок.

– Татьяна Аркадьевна, какая цель была у властей Латвии, когда они решили разделить население страны на граждан и неграждан?

– Задача была ослабить возможности представительства русских в структурах власти и управления, а также попытаться «выдавить» из страны часть из них, тем самым радикально изменив национальный состав населения.

– Накануне выборов в Верховный Совет (ВС) Латвийской ССР 1990 года активисты Народного фронта (НФЛ) обещали, что русскоязычные, которые постоянно проживают в Латвии, смогут наравне с латышами получить гражданство, однако этого не произошло. Почему?

– Политику латвийских властей в отношении нацменьшинств можно разделить на три этапа.

Пенсия для российских пенсионеров проживающих заграницей: что необходимо делать пенсионеру?

До выборов в Верховный Совет 1990-го года это была политика «заигрывания» с нацменьшинствами. Тогда цель состояла в том, чтобы НФЛ, намеревавшийся принять Декларацию о независимости, получил конституционное большинство в ВС и тем самым мирным путем осуществил свои цели.

Как через несколько лет в ходе дискуссии, в которой я лично участвовала, признался один из лидеров Народного фронта, они уже тогда не собирались предоставлять всем гражданство и сознательно шли на обман.

В составе НФЛ были и более радикальные силы: Движение за национальную независимость Латвии, гражданские комитеты, – которые, в отличие от лидеров Народного фронта, без всякого стеснения озвучивали концепцию реконструкции совокупности довоенных граждан. Именно она в итоге и была реализована – постановлением от 15 октября 1991 года «О восстановлении прав граждан Латвийской Республики и об основных принципах натурализации».

Второй этап «восстановительного» законодательства был осуществлен в том же месяце: 30 октября 1991 года были приняты законы «О денационализации домовладений в Латвийской Республике» и «О возвращении домовладений законным собственникам».

Тогда и был осуществлен переход к политике выдавливания, появления неграждан и искусственного создания нелегалов. К августу 1993 года, когда завершилась регистрация населения, насчитывавшего 2,5 миллиона, примерно треть из них не была признана гражданами Латвии. При этом 715 тыс. были зарегистрированы как постоянные жители, а еще 160 тыс. оказались нелегалами – так называемыми «круглопечатниками». Слово это возникло потому, что в советский паспорт ставился круглый штамп, подтверждавший то, что человек пришел на регистрацию, но получил отказ.

В декабре 1992 года мы создали Латвийский комитет по правам человека. Наши юристы разработали схему судебного обжалования непризнания различных категорий людей в качестве постоянных жителей. Мы разъясняли людям, как составлять заявления в суд, и получили тысячи решений в их пользу. Тем самым политика «выдавливания» была сорвана.

Параллельно мы с фракцией Народного фронта все-таки достигли компромисса. Было решено, что вопрос статуса тех, кто не был этим постановлением признан гражданами, будет решаться с помощью специального закона. Ведь НФЛ, следуя эстонскому примеру, предлагал сделать этих людей субъектами закона об иностранцах, то есть установить для них необходимость получения вида на жительство, а вид на жительство можно отобрать по разным причинам.

Но мы добились принятия отдельного закона для постоянных жителей, не признанных гражданами (12 апреля 1995 года Сейм принял закон «О статусе граждан бывшего СССР, не имеющих гражданства Латвии или другого государства» – прим. Baltnews).

Фактически в самом названии обозначено, что это закон о гражданах несуществующего государства. Случай уникальный.

Сейчас в отношении меньшинств уже проводится третий этап – насильственная ассимиляция тех, кого не удалось выдавить. Он был начат в нулевых, когда были приняты законы о языке и образовании.

– Как вообще могла быть реализована идея о негражданах, если она противоречит демократическим ценностям?

– Реализована она была благодаря слабости центральной власти в СССР. Здесь можно провести мысленно мостик между нынешним президентом Латвии и бывшим президентом Советского Союза. В то время юрист Эгилс Левитс, представитель диаспоры из Германии, был консультантом Народного фронта Латвии.

Они рассматривали два плана провозглашения Декларации о независимости. Первая версия была умеренной, она предполагала суверенитет и хозяйственную самостоятельность, а другая, жесткая версия – восстановление довоенной Латвийской Республики. Об этом можно прочитать в учебнике для латвийских студентов-юристов.

Они внимательно наблюдали, как будет реагировать Москва на действия литовского Сейма, который в марте принял жесткую версию, подразумевающую восстановление довоенного государства. Президент СССР Михаил Горбачев очень вяло на это отреагировал. Латвийские стратеги поняли, что могут провернуть этот подход, и выбрали жесткий вариант, который лег в основу Декларации о независимости Латвии, провозглашенной Верховным Советом Латвийской ССР 4 мая 1990 года.

– Почему нынешняя правящая элита Латвии не решает проблему неграждан?

– Во-первых, речь до сих пор идет о боязни потерять власть. Хотя все международные структуры выдвигали латвийским властям рекомендации о предоставлении негражданам избирательного права на местных выборах, изменений не происходит. А ведь об этом говорилось еще в резолюции Европарламента 2004 года о готовности вступления Латвии в Европейский Союз.

Дело в том, что в Эстонии в начале 90-х состоялись местные выборы, в которых возможность избирать была предоставлена всем постоянным жителям. Тогда русскоязычные получили сильное представительство в Таллине и смогли избрать своего вице-мэра. Это очень напугало латвийские правящие круги. Увидев результат, они решили эстонский опыт не повторять. Участвовать в выборах самоуправлений Латвии 1994 года могли уже только граждане.

Правящая элита Латвии понимает, что, если неграждане получат право голоса, они вряд ли ее поддержат. Поэтому тут совершенно четкий интерес.

Во-вторых, общественное мнение тоже подверглось определенному воздействию. Если говорить каждый день, что черное – это белое, то люди начнут действительно в это верить.

Согласно данным опроса общественного мнения, которые были в моем распоряжении, когда я была депутатом Верховного Совета и членом рабочей группы по подготовке Закона о гражданстве, только 10% населения республики придерживались радикальной концепции восстановления гражданства довоенной Латвии. Такой опрос проводился в период между выборами в Верховный Совет 1990 года и событиями августа 1991-го.

Подавляющее большинство поддерживало концепцию, существовавшую в законе «О подданстве», принятом в 1919 году, то есть в Первой Латвийской Республике. Тогда, кстати, все проживавшие на территории создававшегося нового латвийского государства граждане большой страны – Российской империи – были автоматически признаны гражданами Латвии. А для вновь приехавших устанавливался пятилетний ценз проживания в Латвии. Никаких требований знания языков, истории и Конституции – только ценз проживания.

Но если сейчас проводить такой опрос, то подавляющее большинство латышей уже поддержит концепцию реконструкции. Это проявляется во всех дискуссиях, особенно в молодежной среде. Многие молодые латыши вообще не задумываются о том, что в их стране есть неграждане.

Людям смогли навязать совершенно противоположный подход к этой проблеме. Поэтому мы как сторонники единовременного изменения ситуации – объявления безусловного признания права на гражданство для всех неграждан – оказались, к сожалению, в меньшинстве.

– С чем связано то, что с каждым годом уменьшается число неграждан, желающих пройти процесс натурализации?

– Уверена, что сохраняющие статус негражданина – это в первую очередь люди, принципиально не желающие смириться с нанесенным оскорблением и идти просить гражданство.

Наши оппоненты любят говорить, что у неграждан по сравнению с гражданами есть привилегии, например, они могут ездить без визы в Россию. Это действительно стало возможно благодаря специальному Указу Президента Российской Федерации. Принят он был после того, как мне в 2006 году удалось добиться включения неграждан в визовый регламент Евросоюза, что дало им право свободно пересекать границы стран-участниц общей визовой политики ЕС.

Да, кто-то именно по этой «безвизовой» причине остается в статусе неграждан, но она не главная. Тем, кто считает, что это их основная мотивация, я предлагаю проверить свое утверждение на практике: предоставить людям право получить латвийский гражданский паспорт без всяких условий и тем самым проверить, как они такой возможностью воспользуются. Иначе мы ничего никогда друг другу не докажем.

– Очевидно, что натурализация больше не является методом решения проблемы неграждан. А что все-таки может изменить ситуацию?

– Ситуацию может изменить добрая воля латвийского правительства. Оно имеет достаточно полномочий, чтобы, даже не меняя внутренние латвийские законы, устранить самые вопиющие различия в правах наших постоянных жителей. Для этого правительство Латвии должно направить декларацию в европейские структуры, содержащую просьбу уравнять неграждан Латвии с гражданами во всех вопросах, входящих в компетенцию Европейского Союза.

Речь идет о предоставлении негражданам права участвовать в местных и европейских выборах, а также о возможности работать в другой стране ЕС.

Согласно Договору ЕС, гражданин страны Евросоюза может участвовать в местных и европейских выборах в любой другой стране ЕС. Получается, что негражданин Латвии не может выбирать тех, кто будет распоряжаться его налогами, но приехавший сюда гражданин любой другой страны Евросоюза – может. А ведь практически все неграждане прожили в Латвии как минимум 30 лет.

Вопиющая несправедливость. Она бьет в глаза всем. Ее, как шило в мешке, никак не утаить.

Наши власти, когда Латвия вступала в Евросоюз, смогли убедить европейских чиновников, что проблема неграждан краткосрочная, что она «рассосется» очень быстро. Прошло 30 лет с момента создания неграждан, 17 лет со времени нашего нахождения в Евросоюзе. По нашим расчетам, должно пройти еще как минимум 13–16 лет до того момента, когда значительно снизится число неграждан.

Мы, представители Русского союза Латвии (РСЛ), прекрасно понимаем, что нынешние латвийские власти не способны на тот шаг, что мы предлагаем. И поэтому идею такой односторонней декларации продвигаем на площадке ЕС. Ведь у еврочиновников есть много инструментов влияния на страну.

– Получается, Евросоюз не может напрямую вмешаться и устранить проблему нарушения прав, которая происходит в одной из его стран? Не может оказать давление, чтобы латвийские власти автоматически обеспечили неграждан латвийскими паспортами?

– Понимаете, определить совокупность своих граждан – это действительно компетенция государства.

Но одновременно происходит нарушение прав человека, дискриминация людей по признаку их происхождения. Однако и тут загвоздка – в Хартию фундаментальных прав ЕС по настоянию нескольких государств ухитрились записать, что ее можно применять только в вопросах, относящихся к компетенции Евросоюза.

К сожалению, для нас, для представителей национальных меньшинств, для русских Латвии, в частности, самые болезненные вопросы – гражданство, язык, образование – остались в компетенции государства. Поэтому приходится долго доказывать Евросоюзу, что эта проблема есть и что это – дискриминация.

Очень интересная высветилась ситуация в связи с решением Конституционного суда Польши, который на днях объявил, что национальное право имеет приоритет над законодательством Евросоюза. Ведь даже в этом случае Евросоюзу будет трудно наказать Польшу, потому что несколько стран наверняка будут выступать против, и может не набраться достаточного большинства в Совете ЕС.

– В то же время Евросоюз часто указывает на нарушения прав человека в России.

– Учит весь остальной мир, как себя вести. Не только Россию. В частности, сильным нападкам подвергается Казахстан. Есть, конечно, обоснованная критика. Но право участвовать в выборах там есть у всех, в отличие от Латвии.

Источник

Профилактика апартеида ЦИК Латвии займется референдумом о статусе неграждан

В Латвии собраны 12 тысяч подписей за проведение референдума в поддержку местных неграждан (сокращенно их иногда называют «неграми») — на плебисцит вынесен вопрос об автоматическом предоставлении им латвийского гражданства. В ближайшее время подписи передадут в Центризбирком. Если комиссия признает действительными не менее 10 тысяч из них, подписи начнут собирать по второму кругу, только займутся этим уже не активисты, а члены ЦИК. Чтобы референдум состоялся, в его поддержку должны высказаться 150 тысяч человек, то есть 10 процентов от общего количества латвийских избирателей, коими неграждане не являются.

Когда в 1991 году Латвия получила независимость, она автоматически предоставила гражданство жителям страны, чьи предки жили еще в первом независимом Латвийском государстве с 1918 по 1940 годы. Те же, кто приехал в республику после Второй мировой войны, а также их дети получили статус неграждан. С таким статусом в Латвии сейчас проживают 319 тысяч человек — 16 процентов от всего населения республики.

Если права граждан прописаны в Конституции, то для неграждан в Латвии существует закон от 12 апреля 1995 года («О статусе граждан бывшего СССР, не имеющих гражданства Латвии или иного государства»), который и прописывает их юридически обособленный статус. Помимо того, что неграждане не могут участвовать в выборах и референдумах, они ограничены в профессиональной деятельности — не могут служить в армии, правоохранительных органах, охране тюрем, работать чиновниками, адвокатами, нотариусами, фармацевтами, судебными заседателями, работниками Службы государственных доходов, ЗАГСов и так далее. Также на них действуют ограничения в приобретении недвижимости, в праве ношения оружия и в возможности обучаться в некоторых вузах. От лиц, не имеющих государственной принадлежности, неграждане отличаются тем, что могут рассчитывать на дипломатическую защиту Латвии за рубежом, кроме того, у них есть латвийские паспорта (отличные от тех, которые выдают гражданам).

Юридическая комиссия Сейма Латвии 28 августа 2012 года одобрила ко второму чтению поправки, согласно которым дети неграждан будут получать гражданство одновременно с регистрацией. Процедура будет проводиться с согласия родителей, которые должны будут подтвердить, что помогут ребенку выучить латышский язык и привить уважение и верность Латвии. Планируется, что данные поправки начнут действовать с 1 января 2013 года.

Подавляющее большинство неграждан Латвии русскоязычные. У них есть возможность пройти процедуру натурализации — сдать экзамен по латышскому языку и истории, а также заплатить госпошлину. В среднем, этим правом пользуются около двух тысяч человек в год.

Вопрос об ущемлении прав неграждан неоднократно поднимался в стране на протяжении последних 20 лет. Их (неграждан), в частности, требовали допустить к участию в выборах. По информации общественных активистов, депутаты от национальных меньшинств 37 раз безуспешно пытались отменить соответствующее ограничение.

Высказывались также идеи о создании параллельного парламента, который бы представлял интересы данной группы. Самую значительную попытку в этом направлении предприняла левоцентристская партия «За права человека в единой Латвии» (ЗаПЧЕЛ), представляющая интересы русскоязычных жителей страны. Весной этого года она анонсировала референдум по подготовленным ею же поправкам. Согласно им, с 1 января 2014 года латвийское гражданство (а значит и соответствующие права) получат все неграждане, которые «до 30 ноября 2013 года не подадут в установленном кабинетом министров порядке заявление о сохранении своего статуса».

Сбором подписей в поддержку референдума занялось движение «За равные права». О том, что первый этап подготовки к плебисциту завершен, активисты заявили в конце минувшей недели. За выходные они дополнительно собрали две тысячи подписей, опасаясь, что Центризбирком забракует часть из них при проверке. Лидер движения Юрий Петропавловский 27 августа поблагодарил всех сторонников референдума за активную гражданскую позицию, напомнив, однако, что сбор подписей проходил за счет собственных средств организации. «За равные права», по данным Петропавловского, задолжала нотариусам несколько тысяч латов, из-за чего стала нуждаться в финансовой помощи.

Во сколько именно обошлась движению подготовка к референдуму, Петропавловский не уточнил. Но если учесть, что нотариусы берут за заверение одной подписи чуть больше двух латов (114,5 рубля), процедура эта затратная. По латвийским законам, второй — расширенный — этап сбора подписей в поддержку плебисцита ляжет на плечи государственной казны.

В латвийском ЦИКе уже посчитали, что он обойдется в 450 тысяч латов (900 тысяч долларов). Эту цифру 23 августа назвал глава Центральной избирательной комиссии Арнис Цимдарс. Комментировать ее он не стал, ведь практически столько же власти республики потратили на подготовку к февральскому референдуму о повышении статуса русского языка до второго государственного (наравне с латвийским), который в итоге провалился.

Референдум в Латвии о присвоении русскому языку статуса второго государственного, 18 февраля 2012 года. Фото Антона Лысенкова для
Референдум в Латвии о присвоении русскому языку статуса второго государственного, 18 февраля 2012 года. Фото Антона Лысенкова для «Ленты.ру»

На то, что выяснение воли народа требует значительных затрат, не раз обращали внимание депутаты из правящего блока «Единство», которые, кстати, резко отрицательно отнеслись к идее проведения референдума о негражданах. Чтобы решить проблему, они предложили усложнить процедуру подготовки плебисцита, а именно — обязать его инициаторов самостоятельно, а главное, за свой счет собирать необходимые 150 тысяч подписей в поддержку голосования. Один из авторов поправок, депутат от «Единства» Андрей Юдин утверждал, что у парламентариев нет цели ограничить демократию. «У нас есть цель не тратить несоразмерные деньги на то, чтобы протестировать какую-то идею. Для этого есть другие методы — можно ходить на демонстрации и писать статьи», – заявил он Русской службе BBC News. Президент эти поправки пока не подписал.

Помимо финансового вопроса противники референдума активно продвигали мысль о том, что он опасен для «латвийской государственности», а также противоречит Конституции страны (правда, не уточняли, какой именно статье). Министр юстиции республики Янис Борданс в интервью MixTV назвал сбор подписей в поддержку референдума «провокационным», а самому голосованию предрек провал. «Искусственное расширение круга граждан невозможно, поэтому я уверен, граждане Латвии не проголосуют за это.

Опять будут впустую потрачены деньги. Но сама установка — изменить круг граждан простым голосованием — пошла бы во вред Латвии, потому что это изменило бы основы и идентичность государства», — подчеркнул он. В свою очередь, спикер Сейма республики Солвита Аболтиня заявила, что референдум о гражданстве организовывают некие силы, цель которых — вызвать недовольство людей.

Президент Латвии Андрис Берзиньш ранее также высказался против этой инициативы, заметив, что изменять закон было бы нечестно по отношению к тем негражданам, которые уже успешно прошли процедуру натурализации. Более радикальные заявления звучали от латышских националистов. В частности, экс-депутат Верховного совета республики Велта Чеботаренок утверждала, что неграждане, получив избирательное право (вместе с гражданством), проголосуют «против существования государства, стерев его с лица земли».

Из заявления властей следует, что проблема латвийских неграждан надуманна. Более чем 20-летнее существование подобного статуса руководство страны оправдывает заботой о ее целостности. При этом даже не рассматривается мнение о том, что избавление от огромного числа неграждан, наоборот, послужит делу укрепления республики. Столь резкую реакцию властей можно объяснить также опасениями за свою политическую судьбу. Ведь в случае, если латвийские неграждане, наконец, изменят свой статус, они вряд ли поддержат нынешнюю правящую элиту.

Впрочем, референдум вряд ли изменит нынешнее положение вещей. Даже если он состоится, большинство экспертов предсказывают ему судьбу голосования о статусе русского языка. В лучшем случае, он в очередной раз привлечет внимание к проблеме латвийских «негров».

Источник

Когда могут отказать в выдаче вида на жительство в Латвии?

Подать заявление на получение вида на жительство в Латвии достаточно просто, но несмотря не на что, есть причины, по которым могут отказать. В наших материалах чаще всего упоминаются проблемы с документами, туберкулёз или служба в государственных или военных учреждениях иностранного государства. В этом материале мы рассмотрим вопрос подробнее.

Так почему могут отказать в получении ВНЖ?

Во-первых, это проблемы с документами. Самая обыденная ошибка – иностранец или приглашающий его в страну, не предоставили всех необходимых документов. В этом случае вынесение решения по заявлению будет отложено, с тем, чтобы была возможность подать необходимые документы дополнительно.

Так же отказ будет в случае предоставления недостоверных данных или фальшивых документов, или документов полученных незаконным путем. Ещё одна документальная причина – подача пакета документов с недействительным или отсутствующим паспортом.

Далее, причиной может стать отсутствие финансов, т.е. требуемого латвийским законом прожитоного минимума для проживания в Латвии. Так же, если иностранец получил компенсацию за выезд из Латвии за рубеж. Исключение для несовершеннолетних и тех, кто вернул компенсацию.

Ещё одна причина – расстройства и болезни угрожающие безопасности Латвийского общества, кроме случаев, когда иностранец прибывает для лечения и имеет согласие от Министерства здравоохранения. Прежде всего, это туберкулез в открытой форме.

Нарушения законов тоже могут стать причиной отказа. В частности, если иностранец незаконно превысил срок пребывания на территории Латвии или других стран Шенгена или помогал другим незаконно проникать на территории этих стран. При приеме заявления паспорт иностранца тщательно изучается – по штампам о пересечении границы считаются дни, которые он провел в Шенгенской зоне за последние полгода.

Также Иностранца не пустят, если он признан виновным в преступлении (в Латвии или за её пределами) за которое и в Латвии предусмотрено наказание – лишение свободы на срок не менее 3-х лет, и это преступление не погашено.

К той же области можно отнести заключение фиктивного брака или фиктивного усыновления; работа без разрешения (в данный момент или в течение последнего года).

Помимо этого, иностранец может по каким-либо причинам находиться в «черных» списках Латвии или Шенгена. Списки эти разуемется не являются общедоступной информацией и находятся в ведении спецслужб.

Далее, иностранцу будет отказано в случаях, если он находится на военной или государственной службе иностранного государства; иностранец нарушил сроки пребывания на территории Латвии, кроме случая, когда может доказать уважительность причины. Так же, иностранцу будет отказано, если он находится под опекой или на попечении иностранного лица, въезд которого в Латвию запрещен.

Ещё один блок запретов связан с приглашающей стороной. Во-первых, случится отказ, если само приглашающее лицо лишается права пребывания в стране. Во-вторых, если это лицо письменно отзывает свой вызов. В-третьих, может утратить дееспособность или попросту умереть.

Ещё один вариант – приглашающий более шести месяцев в году находится за пределами Латвии, исключая моряков, служащих Национальных вооруженных сил или находящихся на гражданской службе за границей или у иностранца и приглашающей персоны есть несовершеннолетний ребенок. Так же не может приглашать лицо, находящееся под следствием и пребывающее в местах лишения свободы, кроме случая, если приглашается супруг и есть общий несовершеннолетний ребёнок.

Вопросы безопасности. Например, компетентные органы могут сообщить информацию, которая станет основанием для отказа иностранцу в получении разрешения на въезд и пребывание в Латвии. Так же заботятся, чтобы иностранец был устойчиво связан со страной своего проживания и не создавал риск нелегальной иммиграции.

Если иностранец предоставил документы для получения синей карты Европейского Союза, то отказать смогут, если одновременно с этим он:

  • Получил статус беженца, альтернативный статус или временную защиту в Латвии. Другой случай – запросил убежище и окончательного решения ещё нет.
  • Имеет статус жителя Европейского союза в другой стране ЕС.
  • Пребывает в Латвию на основании международных договоренностей об облегчении въезда на основании торговли и инвестиций.
  • Физически находится в другой стране ЕС как сезонный рабочий.
  • Выдворение из страны временно отложено.
  • В Латвии находится как поставщик неких услуг.
  • Есть какие-либо основания полагать, что цель пребывания иностранца в Латвии не соответствует указанной в документах.

Ещё стоит рассмотреть случай об иностранных гражданах, которые ранее являлись гражданами или негражданами Латвии. Им может быть отказано по одной из следующих причин:

  • Обе стороны (иностранец и/или приглашающая сторона) не предоставили всех документов.
  • Были предоставлены недостоверные сведения.
  • Документы получены незаконным путем либо фальшивые.
  • Документы поданы вместе с недействительным проездным документом.
  • Иностранец находится в черных списках Шенгена и Латвии.
  • Иностранец получил компенсацию за проживание за пределами Латвии. Кроме аналогичных случаев, указанных выше.
  • Иностранец не предоставил документы для получения ПМЖ в течение 30 дней после получения гражданства иного государства. Кроме случаев, если может доказать обоснованность задержки.
  • Служба в военных или государственных структурах иностранного государства.
  • Если до этого запроса имелось основание лишить человека статуса латвийского гражданина или негражданина, согласно Закону о гражданстве или «О статусе граждан бывшего СССР, не имеющих гражданства Латвии или иного государства».

В случае если иностранец совершил административное нарушение на территории Латвии, то пока штраф не будет уплачен (а если был просрочен, со всеми процентами), заявка на вид на жительство рассматриваться не будет. Кроме случаев, когда действие административного акта приостановлено или решение суда ещё не вступило в силу.

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА ИЗ ЛАТВИИ ДМИТРИЯ ПЕТРОВА

«Огромное преимущество Латвии в том, что критерии получения ВНЖ очень четко определены в законе. Среди них практически нет «гутаперчевых», субъективных критериев и норм, зависящих от произвола чиновника. Поэтому, если вы собрали и предоставили все требуемые документы, неоспоримо свидетельствующие о вашем соответствии статусу претендента, то можно быть уверенным, что ваше заявление будет одобрено. Кроме того, если заявление было все-таки отвергнуто или рассмотрение его было отложено, то закон предоставляет вам право на оспаривание такого решения чиновника в вышестоящий орган, а если и это не помогает – то на обжалование в суде».

Источник
Рейтинг
Загрузка ...