Продолжаем знакомиться с эстонскими городами, и сегодня у нас на очереди Кунда — небольшой промышленный центр на берегу Финского залива. Больше всего он известен своим цементным заводом.
Уже на подъезде к городу из-за леса появляются многочисленные трубы
Производство цемента в Кунда началось в 1870 году, когда местный землевладелец Иоганн Жирар де Сукантон основал здесь первый завод. На тот момент это было одно из самых современных предприятий подобного рода в мире. В качестве сырья использовалась местная глина и болотные отложения — гажа. В 1883 году на заводе уже трудилось 336 рабочих, а производство цемента доходило до 19 тысяч тонн.
Вообще этих Жирар де Сукантонов было много, легко запутаться. Их род происходил из Франции, первым в Российской Империи в 1770 году поселился дед Иоганна — Иоганн Карл Жирар (1732―1799). У него было несколько детей и у них, в свою очередь, тоже. Многие из них тоже стали купцами и промышленниками.
В 1893 году была запущена гидроэлектростанция на реке Кунда с турбиной мощностью 260 л.с. Она сохранилась до наших дней, но сейчас, конечно, уже не работает.
9 лучших замков Литвы замки и крепости Европы/
Поворачивая в сторону этой электростанции, встретил любопытный дорожный знак. В красном круге надпись — «частная дорога, въезд под свою ответственность» 🙂 Видимо ее строительство профинансировал Кундаский порт и не захотел отдавать городу 🙂
Красивое здание рядом с электростанцией — городской клуб. Где-то читал, что раньше это было административное здание ГЭС. Хотя для такой маленькой станции, по-моему, как-то слишком?
Оставив машину у клуба, по тропинке пролез к электростанции
Вид с плотины на речку и лес
По плотине можно пройтись до другого берега
Можно рассмотреть старинные механизмы, поднимавшие затвор
А стоя внизу, можно порелаксировать на бегущую через плотину воду:)
А в начале XX века завод в Кунда продолжал расширяться, и в 1913 году здесь уже было около 1 тысячи рабочих, а производство цемента достигло 100 тысяч тонн.
В советское время цементный завод в Кунда был национализирован и стал называться Punane Kunda — «Красный Кунда». Расширение производства продолжилось, и к 1975 году здесь вырабатывалось уже более 1 млн тонн цемента. Число занятых составило 1300 человек. И это при населении города всего лишь в 4800 человек.
Правда у такого мощного производства была и своя обратная сторона — загрязнение окружающей среды. Помню, в годы Перестройки ходил такой анекдот —
Жители города N пожаловались в горком партии, что металлургический завод так дымит, что зимой снег из белого становится черным. Из горкома пришел ответ — «По вашей жалобе приняты меры. Скоро в городе начнется строительство четырех цементных заводов. Снег снова станет белым» 🙂
10 лучших замков Эстонии замки и крепости Европы/
Вот и в Кунда было так же. Я тогда учился в Таллинском Политехническом Институте и регулярно ездил на автобусах из Нарвы в Таллин. Обычно они ходили по прямому маршруту, но как-то раз я случайно попал на автобус, шедший с заездом в Кунда. Как сейчас помню — въезжаем в город, а там листья на деревьях все белые — покрыты толстым слоем цементной пыли. Ужос 🙂
Еще при СССР была запланирована модернизация, но провести ее не успели, советская власть закончилась, и завод приватизировали. Сейчас он называется Kunda Nordic Tsement, владельцами 75% акций являются шведы, а 25% — голландцы. Модернизацию провели уже они. Выбросы заметно снизились, так что теперь листва в городе опять зеленая.
Правда этому есть и другая причина — по сравнению с временами СССР производство упало в несколько раз. И падает каждый год еще больше из-за одержимости Евросоюза выбросами углекислого газа. Квоты на него сейчас продаются по настолько бешеным ценам, что делают невыгодным любое производство.
Вот сейчас смотрю Википедию — по состоянию на 2019 год на заводе работало 175 человек. Однако на эстонском языке прочитал более свежую новость — в 2020 году там закрыли производство клинкерной плитки (как раз из-за дороговизны квот на углерод) и сократили 80 человек. Вот и прикиньте, сколько осталось. Фото — Википедия.
Источник: www.tourister.ru