Здание Рига что это

Прогулки по старой Риге

Продолжение. Предыдущая часть в репортаже «Старая Рига свежим взглядом».
Конечно, Рига началась не с Ратушной площади и не мы первые любовались её архитектурным ансамблем. Поэтому ограничусь парой снимков.

которое не выставляет напоказ свою современность, не кричит о ней, а тактично дополняет ансамбль Ратушной площади. Между этим зданием и домом Черноголовых расположено ещё одно строение- Склад Синей Гвардии.

Разного рода вооружённые отряды город содержал уже с середины 13века., которые с 14 получили название гвардии. Синяя Гвардия была основана в 1-й четверти 18 века приказчиками рижских купцов и названа по цвету мундиров. Синяя Гвардия имела славную военную историю, участвовала во всех значимых военный компаниях. Просуществовала Синяя Гвардия до конца 19 века, а вот её Склад и сейчас занимает достойное место даже с такими мэтрами Риги, как дом Черноголовых. Вот ещё один снимок этого дома, в котором одно время размещалось Рижское пожарное общество.

Рига: здание мэрии изнутри!

Такой современный вид общественное здание приобрело в 1999г.
От Ратушной площади отходит улица Тиргоню- торговцев- примыкает к Ратушной, торговой площади. На ней селились торговцы, были купеческие лавки.

На углу Маза Монету и Маза Яуниелу- Цветочный дом. В начале 20-го века в нём находилась аптека, наверное- гомеопатическая, судя по раскраске.

Бывшая аптека расположена на углу обычной улочки, каких пруд пруди в старых европейских городах.

И не про Маза Монету ли (Малая Монетная) В.Клопотовский, журналист, писал- КАК ЩЕЛЬ В КОПИЛКЕ ПЕРЕУЛОК, КРИВОЙ И УЗКИЙ-СТАРИНА!…
А эта улица значилась в моей рижской программе под № 1- Яуниела.

Она же- Цветочная, она же Бейкер стрит- героиня советского кинематографа.

Почти всё заграницу тогда в Риге снимали. Таллину тоже, правда доставались роли. В этом доме был зоомагазин, куда заходил профессор Плейшнер.

Тот, который одноэтажный, засыпанный снегом.
А из окна этого дома он и выбросился.

Хотя дом не только этим примечателен-это ещё один образец сочетания эклектики с модерном.

Украшение портала очаровательно- маскарон на фоне солнца. Всё здание совершенно асимметрично, хотя несколько тяжеловесно, особенно на фоне окружающей застройки.

Как и во всём городе, на Яуниелу-Цветочной- Бейкер-стрит — нескончаемый поток посетителей. Несмотря на зимнее, нетуристическое время

рижские гиды работают в поте лица. Им есть что рассказать и показать. Например этот дом, где останавливался Пётр I.

Или вот это строение. Очаровашка! А на коньке крыши не трубочист ли присел отдохнуть?

Конечно, негоже прилеплять московские названия иностранным улицам, но улица Калькю напомнила Арбат. Пешеходна. Шумна. Людна. Красива.

От неё отходит Калею-Кузнечная- пожароопасные кузницы были сюда перенесены в 17в. По сути Калею- набережная Ридзене

и повторяет путь её течения через Старую Ригу. К сожалению, реки больше нет, её русло давно засыпали.

Заброшенные здания Риги

Здание русского театра строилось для Третьего Рижского Общество Взаимного Кредита. Внимательный взгляд на предыдущем снимке заметит угол этого здания с надписью в медальоне. На этой улице- это самое выдающееся сооружение. Сильно перестроенное в советское время оно перекрывало соседнюю улицу Калею- Кузнечную. Та стеклянная галерея, соединяющая два здания и нависающая над улицей Калею как раз остаток пристройки.

Недавняя переделка и улочку освободила, и театру придала такой респектабельный вид.

У окна 2-го этажа здесь прикреплена подкова. Её потерял на скаку то ли конь Петра I, то ли

Карла XII. Интересно, что латышский путеводитель о Петре- ни сном, ни духом, там о Карле рассказана легенда. В вот Илья Дименштейн в книге «Русская Рига» (замечательное издание, читать легко, приятно и интересно) рассказывает, что это конь русского императора подкову потерял и возмущается, что современные гиды перевели акценты на шведского Карла. Наверное, Карлу они обязаны больше, чем Петру! Вот и сама подкова ( каюсь, снимок- не ах.)

Перпендикулярно Калькю отходит Мейстару (Мастеров)- это продолжение Калею, когда то была набережной реки Ридзене

На ней сохранилась средневековая застройка. Наверное, корова принесла немалый доход хозяевам, если они водрузили её скульптуру над входом.

Пройти мимо здания Малой Гильдии никак нельзя! Союз рижских ремесленников возвёл такой дворец. Сейчас в стенах Малой Гильдии- музей и у ворот стоит зазывала, одетый в костюм средневекового ремесленника.

Здание приобрело современный фасад в конце 19в. по проекту И.Д.Фельско в стиле эклектической английской готики.
Ул.Амату разделяет Малую и Большую гильдию, скрывая от глаз любопытствующих ещё один чудный дом, который башенкой

пытается подражать своим знаменитым собратьям. Или соперничать с ними!
Недостатка в башенках нет!

А эти кошки на шпилях знамениты тем, что заказчик дома поворачивал их то мордой, то хвостом

к зданию Большой Гильдии. Его не принимали в её членство- и кошка поворачивалась хвостом к Гильдии, меняли решение- и кошак благородно поворачивался мордочкой к зданию. Не нужно иметь палату ума, что бы догадаться, что дом так и называется, Кошкин дом.

В таком ракурсе заметно, что кошек — две, на обеих башенках. Собачку мы прошляпили, там где-то рядом и собачка на коньке здания, аккурат напротив кошек. Зато обратили внимание на украшение портала здания.

Маскарон над входом — персональная монограмма той короткой эпохи, 1907-1914г. В умной книжке написано, что такие личины выражают значительность труда в жизни каждого человека.
А вот и Большая Гильдия — здание союза торговцев и купцов. Перестроенное после пожара 1963г. её внутренний зал был переоборудован

в концертный зал Рижской филармонии.

Кажется, что дома на ул.Кению просто расступились, разошлись на время, чтобы освободить проход

и дать возможность пытливому взгляду рассмотреть все детали большого пазла, под названием Рига.

Задержались у простого домика на ул. Смилшу 8, не включённого ни в один путеводитель.

Да и где ему тягаться с блеском соседних. Конечно, он уступает отделке и окружению д.12 на ул.Вальню — улице магазинов и учреждений.

Опера была и Немецким, и Русским театром. Да разве в национальности дело?

Главное- искусство, и пусть оно будет вечным!
Рига совсем не даёт времени на передышку. Как картинки в калейдоскопе — одна ярче другой!

Не про этих ли атлантов поэт написал, что БЕЗ ПИТЬЯ И ХЛЕБА ЗАБЫТЫЕ В ВЕКАХ АТЛАНТЫ ДЕРЖАТ НЕБО НА КАМЕННЫХ ПЛЕЧАХ.

Глобус наверху сделан из стекла и цинка, в ночное время очень эффектно подсвечен.

Не повлияло ли занятие его владельца, торговца антиквариатом, на выбор декора? Балкон поддерживают статуи Афины и Гермеса, пытаясь помочь Атлантам удержать вес конструкции.
Ул.Вальню- 21. Наверное, из всего, что было лучшее в архитектуре рубежа веков Рига собрала ослепительную коллекцию,

яркие экспонаты выставив на всеобщее обозрение, похваляясь и гордясь ими.
Для ценителей же она приберегла свои сокровища в узких и тесных улочках.

И, как в настоящем музее, не всегда позволяя снимать артефакты. Но даже в таком ракурсе угадывается неординарность дома. На нём установлен Фонарь Счастья, так и подписано под ним, что бы не истолковали иначе. Ул.Глезнотаю.

Наверное, при Епископе Альберте над собором Св.Иоанна кружили те же вороны, хотя, он тогда выглядел совсем по другому.

Конечно, как часто бывает, на пернатых обратили внимание уже когда просматривали снимки. Свои знаменитые звездчатые своды храм приобрёл на рубеже 15-16в.

Но войдя в собор от этого свода уже невозможно оторвать взгляда. Поначалу храм был католическим. Принадлежал монахам доминиканцам, кот. в 1523г.устроили большой Крестный ход по Риге и её предместьям. Знали бы они, какой опрометчивый делают шаг! Горожане, настроенные к католикам очень враждебно заперли городские ворота и не пустили монахов назад.

На многие десятилетия собор стал лютеранским. Католикам её вернул Стефан Баторий, когда Польша овладела городом. Нам посчастливилось послушать великолепный концерт органной музыки в соборе. Слушателей там было столько, что яблоку было некуда упасть. Пастор перед концертом произнёс небольшую проповедь….на русском языке!
Свод собора так завораживал, что его хотелось фотографировать ещё и ещё.

Короток зимний день. На Ригу уже спускались сумерки, окутывая город своим таинственным светом. Кажется, что если ещё немного постоять на ул.Скарню, то скрипнет входная дверь и хозяйка, одетая в среднев. платье выпустит кошку и загремит засовом, поплотнее закрывая двери.

А в соборе св.Петра начнётся вечерняя служба и богобоязненные горожане ручейком потекут к его резным порталам, боясь опоздать к началу мессы:

А из-за угла дома 4 по улице Марсталю выскочит всадник и пришпорит свою лошадь. Да мало ли что может ещё произойти в канун Нового года!

Праздничным обед совсем не планировался, это был подарок от Риги!

В уютном кафе Провинция на улице Кунгу мы были последние допущенные посетители и трапеза получилась действительно праздничной!
Окончание в следующей части: «Рига в свете и с высоты птичьего полёта»

Источник

lorien22

В этом городе тишины
хочется остановиться
На улицах древние дома
сверкают бликами счастья
Каждый дом — особенный
Ветер овевает их
и наделяет вечной силой
Пока камни шепчут на ухо
историю прошлого
Завлекая в окна и двери тех,
кто постоянно в движении.

1

Я уже писал в прошлом, как я люблю дома — http://lorien22.livejournal.com/166549.html. В этом посте речь пойдет о домах латвийской столицы.

DSCF7381

Такое ощущение, что в Риге столько красивых домов, что не хватит и месяца, что бы их все осмотреть. В столице Латвии причудливо переплетаются Ганзейская архитектура, югендстиль (арт-нуво), готика и классицизм, модерн и даже соцреализм (так называемый сталинский ампир). Сочетание буйное, не всегда удачное, но в основном вызывающее лирические эмоции и неподдельный интерес.

DSCF7449

Как это не банально, но начнем мы с самой известной улицы города — Елизаветес — и с ее самого знаменитого дома. Тот самый №55.

DSCF7363

Фрагмент фасада. Страшноватенько.

DSCF7364

Дом спроектировал Михаил Эйзенштейн (и тут без наших не обошлось) — отец кинорежиссера Сергея Эйзенштейна (того самого, что снял, по мнению многих, лучший фильм всех времен и народов — Броненосец Потемкин). Даже и не скажешь, кто более знаменит — отец или сын.

DSCF7340

Здания Арт-Нуво заметны своими крайне богато и массивно декорироваными интерьерами, многочисленными деталями и вычурными украшениями. Ещ что примечательно — на зданиях зачастую можно прочитать его историю.

DSCF7370

DSCF7402

Гостиница на Елизаветес. Я бы не отказался пожить в такой.

DSCF7371

Общий взгляд на улицу Елизаветес. Чем-то напоминает район Фрогнер в Осло — http://lorien22.livejournal.com/197276.html.

DSCF7372

По соседству другая знаменитая улица Альберта-Стрит. По слухам, одна из самых дорогих улиц Европы. Глядя на дома можно понять, почему.

DSCF7392

Кому не нравятся светлые тона может выбрать себе домик помрачней и поготичней. Да и пообшарпанней)

DSCF7395

Модерн под классицизм

DSCF7383

А этот дом на Альберте похож на елизаветесанский)

DSCF7385

И еще один в том же стиле

DSCF7398

Этот вообще похож на замок

DSCF7386

DSCF7387

Все эти дома идут в такой контраст с архитектурой, которую проповедовал Ле Корбюзье, что поневоле теряешься.

DSCF7422

Думаю, что и Эйн Ранд с ее объективизмом, и нелюбовью к излишним и ненужным деталям Рига бы не особо понравилась. Хотя если поискать, на крышах домов можно найти атлантов)

DSCF7481

Это здание почему-то напомнило мне питерский дом на Невском, возле Казанской площади. На него еще Барклай де-Толли указывает (памятник, а не лично), и там книжный был). Может поэтому и запомнилось. Ну а нам хватит Альберт-Елизаветс. Прогуляемся немного по городу.

DSCF7338

Самый знаменитый архитектурный ансамбль Риги — Три Брата.

DSCF0634

Слева направо: Зеленый брат, Средний брат и Белый Брат (может вы сами не догадаетесь). Построены примерно в XV веке. Рядом более современное здание конца 19 века. На ступеньках примостился какой-то бомж — прощу не обращать а него внимания.

DSCF0632

Кошкин дом, или «дом с черными котами».

3

Иногда хаотичность старого города поражает. Прямо дом на доме, к зданиям прилепили церкви, да еще и какая-то совковая обшарпанность и заброшенность. Брррр.

DSCF7347

Кроме домов можно обнаружить еще и прикольные граффити

2

Самый главный дом в центре города — Дом Черноголовых

DSCF7443

DSCF7478

Напротив здание Ратуши. Меня не впечатлило, на самом деле.

DSCF7430

Ну и посредине всего этого великолепия — сталинская высотка. Здание Академии наук Латвии. И Если в Варшаве здание подобного рода смотрится — http://lorien22.livejournal.com/156744.html — То в Риге оно не в тему совсем.

DSCF7496

Вообще, современные здания Риги ужасают. Этот еще как-будто в насмешку прозвали «Солнечный камень».

Источник

filaretuos

Улица Ста́бу — улица в Риге, пролегающая в Центральном районе и Латгальском предместье (микрорайон Авоты). Начинается от улицы Кришьяна Валдемара, где является продолжением улицы Ханзас, и заканчивается пересечением с улицей Валмиерас. Длина улицы 1872 метра.

Название улицы (первоначально нем. Säulenstraße, Колоннадная улица) происходит от позорного столба, который был поставлен на левой стороне Тартуского тракта в 1677 году. В Шведской Ливонии это было место публичных наказаний, также известное как Висельный холм (в дюнной части улицы между нынешней улицей Сколас и улицей Бривибас). При переименовании улиц вне городской стены в 1885 году улица Стабу сохранила своё название Столбовая улица.

В 1950 году, после присоединения Латвии к СССР, улица была переименована в честь одного из основоположников коммунистической идеологии Фридриха Энгельса. В 1990 году улице было возвращено историческое название.

В средневековой Риге простолюдинов казнили за пределами городской стены, повешением. На Висельном холме для каждого преступника строилась новая виселица, так как казнённого оставляли на всеобщее обозрение, пока тело не начинало разлагаться. Когда в 1970-е годы в квартале между улицами Сколас и Базницас строили новые жилые дома, при рытье котлована было найдено много человеческих костей. Историк Игорь Гусев предполагает, что это останки казнённых на Висельном холме 300 лет назад.

На перекрёстке Столбовой и Александровской улиц до середины XIX века стоял столб с надписью: «14 июля 1677 года у этого столба был изорван раскалёнными докрасна щипцами и заживо сожжён поджигатель Габриэль Франк из города Цвиккау, виновный в двукратном, совершённом в разных местах 21 и 22 мая поджоге, в результате чего сгорело дотла больше половины города, в том числе две церкви и школы при них». Известно, что вместе со студентом из Саксонии Франком был казнён за то же преступление шведский моряк Петер Андерсен.

Старожил Риги С. И. Шутов вспоминает, что на столб с металлическим шаром наверху, истыканный металлическими прутьями в память о наказании поджигателя, обратил внимание при своём визите в Ригу цесаревич Александр в мае 1847 года. Выслушав пояснение об истории монумента, Его Высочество выразил мнение, что такие события могли бы оставаться и без памятника. Внял ли магистрат мнению цесаревича или пришёл к такому мнению сам, но памятник был снят, а остатки его гранитной колонны ныне хранятся в Крестовой галерее Домского собора.

В квартале между улицами Стабу, Бруниниеку, Кришьяня Валдемара и Сколас располагалась старейшая рижская пивоварня «Kimmel» («Ригас алус»), закрытая в конце 1990-х годов.

В доме № 31 на ул. Стабу жил профессор Латвийского университета, специалист древнегреческого и латинского языков Петерис Кикьяукс.

В доме с гранитными колоннами на перекрёстке с ул. Тербатас (адрес: Тербатас, 53) в коммунальной квартире жил в детские и юношеские годы будущий солист балетной труппы Большого театра Союза ССР Александр Годунов.

В доме №65 жил известный в Латвии политик и премьер-министр Ивар Годманис.

В доме № 71 по улице Стабу родился и провел детские годы известный белорусский писатель и телеведущий Вячеслав Бондаренко. Этот дом и улица Стабу фигурируют во многих его произведениях.

Около 30 зданий, расположенных на улице Стабу, признаны памятниками архитектуры местного значения. На углу с улицей Ленина (ныне Бривибас) находится так называемый «Угловой дом» — бывшее здание КГБ Латвийской ССР с помещениями для расследований, допросов и исполнения приговоров.

«Угловой дом» (латыш. Stūra māja) — дом в Риге на углу улиц Бривибас и Стабу. Угловой дом — это обозначение здания, расположенного на улице Бривибас 61, Рига, Латвия. Параллельный номер здания — улица Стабу 12.

Это арендный дом с магазином, построенный в 1911 году по проекту архитектора Александра Ванагса. Это бывший Дом Тетера, в 1920-х годах он перешел в собственность Министерства финансов Латвии, позже — в собственность Министерства внутренних дел Латвии.

До Первой мировой войны здесь было отделение музыкальной школы Императорского русского музыкального общества, в 1919 году — Латвийский военно-революционный комитет. Во время оккупации СССР с 1940 по 1941 год и с 28 января 1946 года Народный комиссариат внутренних дел и Комитет национальной безопасности. Были устроены специальные подвалы для содержания заключенных..

Здесь пытали и расстреливали арестованных. По оценкам, в течение года было размещено около 300 человек. Подземная тюрьма, расположенная как под зданием, так и под двором, состоит из камер, в основном без окон. Камеры имеют деревянные двери с металлическими пластинами. Ячейки проходят через нагревательный контур, который снаружи позволял регулировать температуру.

В дополнение к этим камерам в подвале также находится Гражданская оборона Советского Союза, или подземное убежище. Это убежище небольшое, рассчитано примерно на 100 человек. Интересно, что аварийный выход из укрытия в виде туннеля проходит ниже улицы и соединяется с другими подземными защитными сооружениями напротив здания.

В послевоенные годы, когда чекисты провели реконструкцию. В месте, где в 1940-х годах были расстреляны неприятные для советской системы «элементы», где вся стена была «окрашена» в цвет крови, чекисты открыли свою столовую-кухню. На месте расстрела латвийских патриотов через несколько лет чекисты испекли шницель и вареный картофель.

Примечательно, что судьба архитектора А. Ванага как личности переплетается с историей здания, поскольку он был осужден и расстрелян 19 марта 1919 года в возрасте 46 лет.

После восстановления независимости Латвии до 2008 года здесь действовала Государственная полиция.

15 декабря 2003 года со стороны дома на улице Стабу был открыт памятный знак «Черный порог», созданный архитектором Андрисом Вейдеманисом Глебом Пантелеевым и посвященный жертвам коммунистического режима.

В 2014 году в рамках проекта « Рига 2014 » в этом здании разместили экспозицию «Угловой дом. Дело № 1914/2014». Он включал экспозицию, созданную Музеем оккупации, экскурсию по «Чешским погребам» и пять выставок — «Дружба (возрождение) строительства», «Латвийский чемодан», «Несмотря на все», «10 историй о жизни». Человек и сила »и проект« Музей судьбы », инициированный кинорежиссером Илоной Брувере.

В разное время здание принадлежало так же Министерству по связям с общественностью, Государственному статистическому бюро и Департаменту лесного хозяйства. Здесь располагалось Латвийское антиалкогольное общество, различные издательства, а также Управление образования и культуры, Управление по связям с общественностью и искусством, Департамент церкви и вероисповедания, а также другие учреждения.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...