Жители Риги как называются одним

Тайна Милды: латвийские дамы как золотой фонд страны

Международный женский день 8 Марта, хотя с некоторых пор и попал в официальный список отмечаемых государством дат, всё равно остаётся под подозрением. «При Улманисе такого праздника не было!» — говорят некоторые. Причём не было как при первом, так и при втором. Для иных этот праздник остаётся советским, оккупантским, имени Клары Цеткин.

Когда несколько лет назад рижский мэр впервые развесил по городу плакаты, поздравляющие женщин, латышская пресса обвинила мэра в том, что он сделал это рукой Москвы. Безусловно, для поздравления женщин любой день хорош. Но так исторически сложилось, что особо массово их поздравляют именно 8 Марта.

И в этот же день им и про них говорят хорошие слова, чествуя прекрасных дочерей человечества. Вот мы и решили вспомнить славных латвийских женщин. Некоторых вы знаете по имени, а иные забыты, что совершенно несправедливо.

Почему памятник Свободы в Риге называют женским именем

31 октября 2011 года, в понедельник, рижане с удивлением увидели плывущую по Даугаве Милду. Точнее, фанерную фигуру примерно в два метра, изображавшую голову знаменитого памятника, и две руки, держащие три звезды. Остальное было скрыто в воде. Прямо напротив Рижского замка.

Жители Риги о надеждах стран Восточного партнерства

Бдительные граждане вызвали спасателей. Спасатели вытащили фанерную Милду и передали полиции. Газета «Диена» пыталась выяснить дальнейшую судьбу фигуры, но узнала только, что она была передана Рижской думе и где-то там пропала. Авторы этой акции тоже остались неизвестными. Описывая произошедшее, газета всюду употребляла имя Милда — и всем было понятно, о ком идёт речь.

Потому что Милда в Риге, да и во всей Латвии, одна. Так с незапамятных времён называют главный памятник страны.

Про открытый в 1936 году в центре Риги памятник Свободы работы скульптора Карлиса Зале рассказывают много легенд. По-прежнему ещё в некоторых зарубежных путеводителях можно прочесть, что на нём установлена мать-Россия, держащая в своих ладонях три звезды, символизирующие Латвию, Литву и Эстонию. Подобное утверждение в одном британском справочнике вызвало большой скандал в Латвии. Но в советское время встречались рижане, которые действительно так думали.

В 90-е годы в русской прессе распространился слух, что внутри этого памятника сохранился фундамент другого — Петру Первому, торжественно открытого Николаем II в 1912 году. Чего не могло быть, так как его пьедестал находился ближе к нынешнему бульвару Райниса. Однако в это поверили, и только после того, как внутрь запустили тележурналистов, эта легенда рухнула.

Одна из самых устойчивых легенд: памятник Свободы спасла прославленный советский скульптор Вера Мухина. Якобы она в 1944 году явилась на заседание Военного Совета, на котором обсуждалось решение о сносе памятника, и заступилась. За что председатель латвийского Совнаркома Вилис Лацис якобы подарил ей дачу. Или хотел подарить.

Однако до сих пор не найдено никаких документов, свидетельствующих о намерении советских властей снести памятник Свободы. Рассказ о чудесном заступничестве Веры Игнатьевны впервые появился в 90-е годы в интервью с её родственником. Экскурсоводы Музея оккупации аргументировали просто: «Ну разве могли оккупанты не хотеть снести этот памятник?!» Но в изданной в этом году на русском языке книге Музея оккупации эта история признаётся недостоверной.

Жители Латвии 9 мая скорбят по погибшим в Украине | Север.Реалии

А самая главная легенда связана с именем, которым жители Латвии ласково называют этот памятник. Все зовут его Милдой, однако далеко не все согласны с тем, что его можно так называть. Буквально в прошлом году на страницах газеты Latvijas Aviize разразилась целая дискуссия: «Уместно ли именовать одну из главных святынь латышского народа Милдой?»

«Меня охватывает глубокая неприязнь, когда я слышу, как наш памятник Свободы вульгарно называют Милдой. Народ Латвии, в том числе мои родители, жертвовали деньги на возведение символа Латвии. Офицеры, проходя мимо памятника Свободы, отдавали ему честь. Мне всё равно, на чём основано прозвище Милда, но оно звучит ужасно.

И тех, кто так его называет, хочется спросить: может быть, кто-то считает, что вы похожи на популярного комика? Но вас же называют по имени и фамилии, а не Чаплином, Никулиным или Бином», — писала читательница из Рижского района.

«С детских довоенных лет помню, что памятник Свободы другим, необдуманным именем Милда чаще всего называли инородцы. Конечно, для нас, латышей, памятник — святыня и нам не нужно использовать для его названия другое слово. И к нему не нужно идти тем, кто против свободной, независимой Латвии», — утверждал читатель Миервалдис.

«Считаю, что народ может называть памятник Свободы Милдой, — возражал читатель Янис П. — Это название уже вошло в разговорный язык, она латышское и благозвучное. Конечно, во время государственных праздников или визитов иностранных дипломатов надо использовать только официальное название…»

Подобные дискуссии и были и в других латышских газетах. Но почему же памятник Свободы в Риге называют женским именем Милда?

20120815205653_8628Загадка леди Винтере

Существует мнение, что при создании главной скульптуры памятника Карлису Зале позировала модель по имени Милда. Одни исследователи считают, что документального подтверждения этому нет. И одной модели тоже нет: скульптору позировали по крайней мере семь женщин.

Другие указывают даже фамилию — это Милда Винтере. И цитируют её письмо: «Меня зовут Милда. Урождённая Крастиня. Живя в Милгрависе, я познакомилась с Альфредом Александром Винтером, на Рождество 1927 года мы поженились. Когда Альфред получил славу певца, на каком-то летнем празднике я познакомилась со скульптором Карлисом Зале.

Это изменило мою жизнь. Я, как сейчас говорят, стала легендой. В 1935 году Карлис Зале закончил работу над памятником Свободы по проекту «Сияй как звезда». В народе говорили, что женщина наверху памятника очень похожа на меня. Не знаю, почему, но народ дал ей моё имя Милда».

Противники этой версии нашли фотографию Милды Винтере и сравнили её лицо с лицом статуи на памятнике Свободы. Действительно, особого сходства не наблюдается. Однако кто снизу может разглядеть лицо это железной женщины? Скорее всего, имеется в виду схожесть фигуры. Однако фотографии Милды Винтеры, урождённой Крастини, в полный рост, да ещё с поднятыми руками, никто не предоставил.

Поэтому споры продолжаются. Была ли натурщица Милда? Уместно ли так называть главный памятник страны?

А в народе тем временем статую памятника Свободы всё равно продолжают называть Милдой. И латыши, и русские. И если народ решил, что это милое женское имя монументу подходит, никакими законодательными актами это уже не запретишь.

Источник

Жители риги как называются одним

Действительно, латыши называют своих восточных соседей не иначе, как krievs или krievai, а Россию — Krievija. Ученые считают, что, скорее всего, подобное именование идет от названия древнего союза племен, живших у истоков рек Двины, Волги и Днепра, и звавшихся кpивичами.

Чем занимались

Племенной союз кривичей зaни мaлся пaшенным земледелием, разведением скота и кузнечным делом, поскольку в болотах было много железной руды. Землепашенные орудия труда с железными наконечниками появились у кривичей уже в X веке, в это же время впервые они стали выращивать озимую пшеницу. Кривичи делали искусные ювелирные украшения, мастерили одежду и обувь, ковали оружие, строили корабли. По Днепру они сплавлялись до Царьграда и вели торговлю с Византией, по Западной Двине и Неману ходили в Европу и к варягам; по Волге спускались торговать в Хазарию и к булгарам.

Племена жили двумя большими группами: западная сформировалась вокруг городов Полоцк и Смоленск, а северная – у Пскова. Кроме этого, кривичам принадлежал Избор, и они оказали значительное влияние на историю Великого Новгорода. Каждое племя разговаривало на своем диалекте, а всего их было шесть: псковский, древненовгородский, смоленский, верхневолжский, полоцкий и, наконец, западный; последние два послужили основой для северного и северо-западного белорусского говоров.

Археологи утверждают, что кpивичи были высокого роста и имели европеоидную внешность: слегка вытянутый череп с высоким сводом, узкое лицо и нос с горбинкой. Если сравнивать их с людьми, ныне живущими в России, то больше всего они похожи на восточно-европейских славян валдайского типа, которые имеют ярко выраженную нордическую внешность.

Довольно долго после того, как Киев принял православие, кpивичи оставались язычниками. Покойников хоронили в длинных, насыпных курганах, устраивая богатую тризну.

Тайна названия

Славист Петр Тpетьяков полагал, что название племен происходит от имени литовского бога Кpиве. Ему вторил археолог Борис Рыбаков, только уточнял, что бога звали Кpиве-Кивейте. Сергей Соловьев связывал название восточно-славянских племен, живших в болотистой местности, с литовским словом kirba, которое означает топь, трясину. Ученые выдвигали и другие этимологические версии названия племен: по мнению Георгия Штыхова из Белоpуссии, оно было образовано от имени старейшины Крив; по словам советского лингвиста Георгия Хаpбугаева, оно происходило от определения границы их земель, которая была кривой и проходила по пересеченной местности, холмы чередовались с оврагами и болотами.

Откуда пришли

Многие ученые сходятся на том, что этот очень большой народ сформировался в результате aссимиляции пришлых славянских племен с бaлтскими и финскими народами. Археoлогические находки подтверждают эту мысль.

Учёный Сергей Алексеев считает, что кривичей на север вытеснили гунны на рубеже IV–V веков. Однако с ним не согласна авторитетный историк Нина Васильева, кoтoрая в своих книгах подчеркивает, что продвижение славян на сeвеp из южных степей былo обусловлено пассионарностью и произошло гораздо раньше — в бронзовом веке, то есть первые русские гoрoда были основаны в начале II тысячелетия до н. э. Причем эта гипотеза тоже не противоречит археологическим данным.

Пока остается неясным, откуда именно пришли кpивичи. Летописные источники связывают их прошлое с Прикарпатьем, а большинство лингвистов (в частности, Владимир Топоров и академик Андрей Зализняк) указывают на принaдлежность языка кpивичей к языку лютичей и невров, то есть считают их выходцами с сeвeра Польши.

Славяне или балты?

В последние годы различные лжеистоpики уверяют общественность в том, что кривичи и, следовательно, белорусское население не имеют никакого отношения к славянам, что кривичи – это балтийские племена. Их даже не смущает заключение генетиков о том, что в прибалтах течет 35-37% финской крови, тогда как в белорусах — только 9-14%.

Автор «Повести вpеменных лет» знал, что кривичи — это славяне, произошедшие от полочан: «. а Словене свое въ Новегоpоде, а другое на Полоте, иже и Полочане, от сихъ же и Кpивичи, иже седять на веpхъ Волгы и на веpхъ Двины, и на веpхъ Днепpа, ихъ же и гоpодъ есть Смоленескъ, туда бо седять Кpивичи. »

В Ипатьевской летописи кpивичами тоже называют князей из Полоцка. А император Византии Константин VII писал, что в «Славинии» живут вервианы, другувиты, кpивичи, северии, и все они платят дань росам.

На то, что кpивичи были славянами, указывает и суффикс «-ичи» — по аналогии с вятичами или радимичами. У балтов такого суффикса не было и нет.

Любопытная деталь: на греческом полуострове Пелопоннес (Морея) имеется топоним Kryvitsani, который связывают именно с кpивичами. Очевидно, что союз восточно-славянских племен был многочислен и влиятелен и, возможно, какая-то его часть обосновалась и в Греции.

Историк Нина Васильева определяет кpивичей как автохтонов, преемников древнейшего населения Русского Севера и непосредственных предков русского народа.

Источник

«Звучит как ругательство»: латыши ищут название для латвийских русских

Кардиолог Айнарс Рудзитис предложил прекратить называть русских в Латвии «людьми русской национальности», а назвать просто русскими. И это предложение вызвало бурную дискуссию.

«Когда в конце концов откажемся от человека «русской национальности» и будем называть его русским? Кто говорит — футбольный фанат английской национальности или композитор французской национальности?» — задался Рудзитис злободневным вопросом в Twitter.

Однако мнения пользователей соцсетей разделилось — одни возражали, что называть русских жителей Латвии русскими будет неправильно, а другие же настаивали на том, что русский — он и в Африке русский.

Kad beidzot atteiksimies no “krievu tautības” cilvēka un nosauksim viņu par krievu? Kurš tad saka — angļu tautības futbola fans vai franču tautības komponists?

«Сложный вопрос, так как ни в России, ни на Западе они не русские, а латыши. Или русскоговорящие латыши / жители Латвии», — возразила директор Мемориала Жаниса Липке Лолита Томсоне.

Но на защиту мнения кардиолога встала экс-диктор Латвийского радио Мара Кронтале, которая, напомним, несколько лет назад «прославилась» тем, что задалась вопросом, почему Латвия не может избавиться от русских так же, как в свое время — от балтийских немцев.

«Русский является русским везде, где бы он ни был. Если русскоговорящий человек стыдится признать, что он русский, где бы он ни родился, то он является манкуртом. Вы знаете много евреев, которые во Франции, Германии или Латвии уклонялись бы от упоминания своей национальности?» — вопросила Кронтале.

«Полностью присоединяюсь! Это идет из советских времен, когда не знаю какого хрена нельзя было писать русский, русская, но требовались, к примеру, доярка русской национальности, сварщик русской национальности и так далее», — дополнила она свою мысль.

«Живущих в Латвии логичнее называть латышами. Если хочется уточнений, то можно сказать русского / белорусского / украинского происхождения латыши», — делится мнением Гатис Сала.

«Почему это для вас так важно? Это что-то меняет, как вас называют? Если ваши друзья, знакомые, коллеги хотят, чтобы их называли русскими, не запрещено же?» — изумляется Иева Фелдмане.

«Мне это важно. Я бы хотел, чтобы меня называли не человеком латышской национальности, а именно латышом», — подчеркнул Рудзитис.

«Русский во время оккупации было как ругательное слово, поэтому, чтобы звучало приличнее, прибавляли это «человек национальности». Призываю употреблять «русский» точно так же, как цыган вместо «ром» и жид вместо «еврей», — делает предложение пользователь под ником NormundsBlogNews.

«Фактически, как на это посмотреть — для самой России они давно уже не русские — ни ментально, ни в плане языка, фактически уже балтийские русские / русскоговорящие, если хотим сказать точнее», — пытается разобраться в вопросе Фредис Станга.

«Русской национальности? Ого, что за идея. Я знаю русскоговорящих, поэтому могу только поддержать, что это слово не надо объединять с «национальностью», — пишет Улдис Варневичс.

«Как называть тех, которые родились в Латвии, являются гражданами Латвии, первоначальный родной язык русский, позже, в школе, заменили на второй родной латышский язык. В результате отлично говорят на двух языках, нет никакой связи с Россией. Они тоже «русские»?» — недоумевает пользовательница под ником rilekta.

«В моем понимании, национальность — это та, которая родная, и та, к которой чувствуешь свою принадлежность. Точно так же как, к примеру, урожденный удмурт может быть русским, так рожденный русским, живущий в Латвии, говорящий на латышском, чувствуя свою принадлежность к Латвии, становится латышом», — уверена Кристине.

«Тогда все австралийцы являются англичанами? Никто не говорит на языке абоРигенов, про Австрию вообще помолчу, у них вообще нет своего языка», — окончательно запутал всех участников дискуссии пользователь под ником «латыш».

Согласно данным ЦСУ на начало 2018 года, удельный вес этнических групп в составе населения Латвии распределялся таким образом: 62,2%— латыши, 25,2% — русские. Остальные — либо другой национальности, либо национальность не выбрана, либо не указана.

Источник

Полиглоты страны «Янтарного моря»: что мы знаем о латышах?

История Латвии всегда была наполнена яркими событиями и интересными моментами, хотя были в ней и трагические страницы. В наше время латыши гордятся своей культурой и, надо сказать, это вполне обоснованно. Богатство традиций, праздничных обрядов и фольклора Латвии способно поразить воображение. Всё это — неотъемлемая часть прошлого, которую латыши бережно хранят.

Этот народ называли «людьми Янтарного моря», поскольку Прибалтика славится своим янтарём. Латышский народ многое перенял у своих соседей, однако сумел превратить эти заимствования в колоритные особенности и черты. Чем же интересны жители Латвии? Какие их традиции и привычки удивляют иностранцев?

Точный период появления латышей историкам неизвестен, но их происхождение не вызывает сомнений. Латышский этнос сформировался в процессе слияния различных древних балтских племён. Кроме того, основу для нового народа составили и некоторые финно-угорские этносы, в частности, ливы.

Интересно, что у русских долгое время по отношению к латышам и родственным им народам существовало единое понятие «латгалы». Использовать его перестали лишь после того, как латыши ярко выделились среди соседей, заявив о себе как об отдельном этносе. Об этой особенности пишет в своих работах Николай Карамзин:

“Между сими иноплеменными народами, жителями или соседями древней России, Нестор именует ещё Летголу (Ливонских Латышей), Зимголу (в Семигалии), Корсь (в Курляндии) и Литву, которые не принадлежат к Финнам, но вместе с древними Пруссами составляют народ Латышский”.

Янис Креслиньш «Латыш из Резекненского края»

Янис Креслиньш «Латыш из Резекненского края»

Исторические коллизии

Начав наше знакомство с латышами, я предлагаю совершить небольшое виртуальное путешествие во времени, чтобы лучше понять историю этого народа. Итак, предположительно латыши появились в Прибалтике в первом тысячелетии до нашей эры. Особенности региона проживания позволили латышскому народу сформироваться в относительно мирное время. Конечно, между местными племенами периодически возникали столкновения, однако масштабными войнами это нельзя было назвать. Культура латгалов превращалась в особенную ветвь латышских традиций.

В XII веке на Латвию обращают взор европейские страны. Новые территории были крайне необходимы крестоносцам, которые устанавливали свою власть на покорённых землях. Очень скоро латыши были покорены ливонским орденом, который основал Рижское архиепископство. Через три века на землях латышей было установлено крепостничество, что негативно сказалось на жизни местного населения. Свою независимость Латвия смогла получить лишь в прошлом столетии.

Семья из церковного прихода в Валкском районе

Семья из церковного прихода в Валкском районе

Особенная культура

В наше время латыши гордятся историей и культурным наследием, полученным от предков. В Латвии существует немало интересных традиций, самые яркие из которых связаны с праздниками. У каждого времени года есть своё главное торжество. В зимнее время важнейшим праздником латышей является Рождество, весной — Пасха, летом — Лиго, а вот осенью — Апъюмибас. Самыми колоритными среди них являются два последних.

Летний праздник Лиго напоминает славянский Иванов день. Да-да, он связан исключительно с языческими традициями, что крайне нетипично для католических стран. Во время Лиго пекут хлеб, готовят сыры, делают венки, после чего отправляют их по реке.

Несколько иной колорит у Апъюмибаса. Это не религиозный, а сельскохозяйственный праздник. Связан он с окончанием полевых работ. В наше время традиции Апъюмибаса сохранились в сельских районах, а вот в городской местности его почти никто не отмечает.

Латвийская ССР

Латвийская ССР

Удивительные латыши

В самом начале своего рассказа я неслучайно упомянула, что некоторые особенности характера латышей и их менталитета вызывают удивление, недоумение или уважение иностранцев. Жителям Латвии больше нравится молчать, нежели говорить. Но считать их нелюдимыми вовсе не стоит. Просто латыши должны сначала установить контакт с человеком, а уж затем раскрывать свои наилучшие качества. Если же общий язык найден, то здесь проявляются дружелюбие и теплота этого «холодного» народа.

Кроме того, латыши отличаются поистине железным терпением. Они не спешат делать замечание, надеясь, что человек сам поймёт ошибку. Но даже критику латыши высказывают в крайне вежливой форме. Необходимо много раз сделать что-то неверное. чтобы латыш запротестовал — эти люди не любят скандалов и ссор.

А напоследок хочу привести её один интересный факт о латышах. Согласно последним опросам большинство жителей Латвии (а особенно молодое поколение) владеет 3-4 языками, на которых может свободно общаться. Латыши — трудолюбивый и терпеливый народ, который стремится к развитию и совершенствованию. И хотя их родная страна занимает совсем небольшой участок земли, этот народ искренне гордится своей неповторимой Латвией.

Источник

mechikov

Эстонцы — финно-угорский народ. Их ближайшие родственники — финны и карелы, дальняя родня — венгры и мордовцы. Эстонцы неплохо понимают финскую речь.

А вот литовцы и латыши (как и пруссы с голядью) относятся к балтийской индоевропейской языковой группе. Их ближайшие родственники — славяне. Интересно, что латыши и литовцы друг друга понимают на своих языках довольно плохо, предпочитая налаживать контакты на английском (молодежь) или на русском (старшее поколение).

Литовский язык считается весьма архаичным и наиболее напоминающим ту речь, на которой три-четыре тысячи лет назад говорили покорившие полмира индоевропейцы.

Литовские барышни

РЕЛИГИОЗНОЕ РАЗЛИЧИЕ

Существует между тремя народами и религиозное различие. Хотя все три народа — христиане, но разных толков. Эстонцы, бывшие подданые Швеции, по вере — христиане-протестанты, лютеране. Латыши — в основном, лютеране, хотя есть у них и субэтнос латгальцев-католиков. А вот литовцы — чистые католики.
Интересно, что латышей и эстонцев обратили в христианство принудительно крестившие их немецкие крестоносцы. А вот литовцы христианскую веру приняли сами, когда уже оказались окружены со всех сторон христианскими соседями.

Латыши в национальных костюмах

Латвия и Эстония некогда жили в одной державе Крестоносцев, называвшейся Ливонским орденом. Литва же была частью русско-польско-литовского содружества.
Латышами и эстонцами вплоть до XX столетия рулили немецкие дворяне. Даже при Российской империи латыши и эстонцы жили на положении белых негров — полуграмотных крепостных.
Литовцы же жили на задворках Речи Посполитой, ими рулили польские дворяне. Литва стала частью России примерно на век позже Эстонии и Латвии — только при разделе Польши в конце XVIII столетия.

Эстонская девушка

Литва, самая крупная прибалтийская страна, примерно три миллиона жителей, Латвия насчитывает примерно два миллиона граждан, Эстония — всего лишь миллион с небольшим.
Впрочем, население в Прибалтике постепенно вымирает. Но тоже с разной скоростью: быстрее всего сокращается число жителей в Литве и Латвии, медленнее всего — в Эстонии.
Латвия имеет самую большую столицу Ригу (640 тысяч горожан), далее идет Литва с Вильнюсом (540 тысяч жителей). И, наконец, остается, Эстония, чья столица Таллин насчитывает 400 тысяч горожан.
В Эстонии и Литве живет меньше русских. В Латвии же русские составляют чуть ли не половину населения, особенно много русских можно встретить в том же Даугавпилсе.

Литовцы — довольно открытые болтливые ребята, могут говорить много и без умолку. Латыши — гораздо более сдержаны в общении, особенно с незнакомцами. Эстонцы же вообще неразговорчивые и малообщительные, и за пределами своих компаний молчуны.

Среди литовцев немало брюнетов. У латышей их чуть поменьше. Еще меньше брюнетов — у эстонцев. А еще литовцы отличаются самым высоким в Прибалтике (да и вообще в Европе) ростом.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...