Золотая орда это литва

К сожалению, доступ к материалу ограничен, в связи с тем, что сайт-источник via-midgard.info заблокирован на основании ФЗ от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

2 Комментария » Оставить комментарий

Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.

У меня сходная точка зрения на Литву и Орду, вот только мне более ранние материалы попадались и время “убивать” не пришлось.
Кому интересна история и причины возникновения Литвы и Орды, пожалуйста:
http://yasynia.narod2.ru/batii_kto_eto/

Оставить комментарий Отмена ответа

Рубрики

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.

РОССИЯ ЭТО ОРДА! | Почему Россия на самом деле не является наследником Орды


Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Источник: pandoraopen.ru

Урок 27. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. Литовское государство и Русь

Баскак – представитель монгольского хана в завоёванных землях, занимавшийся сбором налогов (дани).

Владычество – господство.

Выход – регулярная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой Орды.

Ярлык – ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих землях.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. История России, 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович и др. под редакцией Академика РАН А. В. Торкунова. – М.: Просвещение. 2019.
  2. История России, 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович и др. под редакцией Академика РАН А. В. Торкунова, М. Просвещение, 2019. Электронная форма учебника.
  3. Сокровищница документов прошлого / Автократова М. И., Буганов В. И., – М.: Советская Россия, 1986.
  4. Великие государственные деятели России / Маландин В. В., Введенский Р. М., Ляшенко Л. М., Воронин В. Е. – М.: Владос, 1996.
  5. Ссылка: https://histrf.ru/lectorium/videocoursebook – Видеоучебник «История России с древнейших времен до XVII века» (видеолекция «Русские земли в эпоху ордынского владычества» https://histrf.ru/lectorium/lektion/russkiie-kniazhiestva-v-epokhu-ordynskogho-vladychiestva ).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Golden Horde of Muscovy Золотая Орда Московия Русь Великое княжество Литовское

В результате монгольских завоеваний возникла огромная империя, которой управляли потомки Чингисхана – Чингизиды. Столицей Монгольского государства был город Каракорум. Здесь жил великий хан, глава всей империи. Позже внук Чингисхана, Хубилай, перенёс столицу в Пекин. Монгольский хан стал одновременно и китайским императором.

Династию, основанную Чингизидами в Китае, китайцы называли Юань.

На землях к востоку от Руси располагалась Золотая Орда, которую возглавлял внук Чингисхана Батый. Золотая Орда включала в себя Половецкую степь, земли Волжской Булгарии, Поволжье, Крым, Западную Сибирь и Приуралье. Её столицей был город Сарай, расположенный в низовьях Волги недалеко от современной Астрахани. Позже столицей Золотой Орды стал город Новый Сарай. В начале XIV в. Золотая Орда была одним из крупнейших государств мира.

Во главе Золотой Орды стоял хан. Этот титул носили только потомки Чингисхана – Чингизиды. Хану принадлежали все земли и население. Его власть опиралась на огромное войско и многочисленных чиновников.

В состав Золотой Орды входило множество племён и народов. Они вели как оседлый, так и кочевой образ жизни. Основную массу кочевников составляли тюркские племена. В оседлых областях жили булгары, мордва, русские, греки и др. Монголы составляли незначительное меньшинство.

Постепенно они слились с местным тюркским населением. С конца XIV – начала XV в. кочевое население всей Золотой Орды стали называть татарами. Сама же Золотая Орда на европейских картах значилась как Тартар или Тартария.

Государственной религии в Орде долгое время не было. Монголы в большинстве своём оставались язычниками, но в Орде жили люди разных вероисповеданий. Ханы допускали религиозную свободу. Так, в 1260 г. в Сарае был сооружён первый православный храм, а в 1261 г. митрополит киевский и всея Руси по ходатайству князя Александра Невского поставил в Сарай православного епископа Митрофана.

Сарайские епископы получили от хана разрешение свободно обращать в христианство жителей Золотой Орды. Так, православие принял внук Чингисхана царевич Даир, почитаемый Русской Православной церковью как святой преподобный Пётр, царевич ордынский и ростовский чудотворец. А татарский мурза Чета, в крещении Захарий, добровольно принял христианство и около 1330 г. основал знаменитый Ипатьевский монастырь под Костромой. Но по мере укрепления государства возникла необходимость в единой религии. В начале XIV в. в правление хана Узбека ислам был объявлен государственной религией Золотой Орды.

Народы, населявшие Орду, занимались разнообразной хозяйственной деятельностью. На юге преобладало скотоводство, на севере и западе – земледелие. Занимались также охотой и рыболовством. В городах были развиты различные ремёсла: кузнечное дело, ювелирное искусство, кожевенное, ткацкое, портняжное дело, обработка дерева и др.

Важную роль играла торговля, развитию которой способствовала сеть хорошо обустроенных дорог с караван-сараями, расположенными через каждые 30 км. Золотая Орда вела также морскую торговлю через Каспийское и Чёрное моря. Основными товарами были ткани, ювелирные изделия, меха, зерно, кожа, мёд, лес, рыба, икра и др.

В период расцвета в Золотой Орде было около ста крупных городов – Ургенч, Старый Крым, Астрахань, Азов и др. Во многих городах действовали водопровод и канализация, существовали гигантские мастерские по изготовлению посуды и оружия.

В 1243 году по требованию хана Батыя в Орду были вынуждены поехать многие русские князья, в том числе и великий князь владимирский Ярослав Всеволодович, которого хан назначил старшим из князей. Отныне все князья должны были ездить в Орду, чтобы получить подтверждение своих прав. Каждому выдавался ярлык – ханская грамота на управление княжеством.

Князья обязаны были подчиняться хану, а их княжества должны были выплачивать Орде дань. Самым главным считался ярлык на великое владимирское княжение, так как владимирский князь получал право на старшинство среди других князей. Фактически государственный центр Руси окончательно переместился из сильно разорённого Киева во Владимир. Сюда же в 1299 году перенёс свою резиденцию и митрополит киевский и всея Руси.

Поездки русских князей в Золотую Орду часто сопровождались различными унижениями, а нередко заканчивались смертью. Так, в 1246 году в Орде за отказ выполнять неприемлемые для христианина обряды был убит князь Михаил Черниговский. Русская Православная церковь причислила князя к лику святых. За первые 100 лет монгольского владычества в Орде было убито более 10 русских князей.

Ордынские ханы хоть и сохранили сложившиеся в русских землях старые порядки управления, но постоянно вмешивались в них. Они могли менять границы княжеств, разжигали соперничество и распри между князьями.

В крупные русские города были посланы представители хана – баскаки, которые, опираясь на вооружённые отряды, следили, чтобы князья и все жители сохраняли покорность хану. Главный «великий баскак» обосновался во Владимире.

Сбор дани часто сопровождался грабежами и насилием, уводом людей в рабство. От дани освобождалось только духовенство, которое завоеватели стремились использовать для укрепления своей власти.

Ещё одной тяжёлой повинностью, наложенной победителями на русские княжества, стала обязанность поставлять воинов в монгольское войско и принимать участие в военных походах ханов. Во второй половине XIII в. русские полки воевали в составе ханских войск против Венгрии, Польши, народов Северного Кавказа, Византии.

Любые попытки неповиновения Орде заканчивались тем, что ханы отправляли на Русь карательные отряды, которые несли смерть, разорение и потерю свободы жителям русских земель. Однако полностью сломить волю народа к сопротивлению монголам не удалось.

В то время как Северо-Восточная и Юго-Западная Русь была опустошена монголами, некоторые её северо — западные земли, защищённые лесами и болотами, избежали погрома. Однако угроза нависла и над ними.

Соседями Руси на северо-западе были литовские племена, многие из которых к началу XIII в. были либо завоёваны, либо истреблены крестоносцами, которые захватывали из земли под предлогом распространения христианства. Свободу сохранили лишь племена, жившие по реке Неман и её притокам. Чтобы противостоять захватчикам, они объединились и создали своё государство. Во главе его в 30-е гг.

XIII в. встал князь Миндовг. Пользуясь тем, что Русь была ослаблена монгольским нашествием, он стал подчинять себе близлежащие русские земли. Под его властью оказались города Гродно, Берестье, Пинск и др. Многие жители западнорусских земель, опасаясь, что монголы не оставят их в покое, добровольно признавали власть литовского князя.

Новое государство с самого момента своего образования было русско-литовским. Русские и литовские земли объединились для того, чтобы совместными усилиями противостоять врагам, которые угрожали им как с запада – крестоносцы, так и с востока – монголы. После гибели Миндовга в княжестве начались усобицы.

Своего расцвета Литовские княжество достигло в правление князя Гедимина (1316 – 1341). Под его властью оказались почти все земли Западной Руси: Полоцкая, Витебская, Минская, Брестская, Киевская. Государство Гедимина стало именоваться Великим княжеством Литовским. Столицей государства стал основанный Гедимином город Вильно.

Русские земли в составе Литовского княжества сохранили свои обычаи и традиции, прежний порядок управления. Гедимин заменил лишь правителей княжеств, посадив на местные престолы своих родственников – Гедиминовичей. Князья-наместники собирали дань и уплачивали её великому литовскому князю. Чтобы сблизиться с русским населением многие литовские князья принимали православие.

Оставаясь язычником, Гедимин не ущемлял права Русской Православной церкви. В то же время он установил контакты с католиками, в Вильно появились первые католические монастыри. К концу княжения Гедимина русские земли составляли более двух третей всей территории Литовского государства, а в западноевропейских странах Гедимина называли королём Литвы и Руси.

Правивший после Гедимина его сын Ольгерд (1345 – 1377) продолжил политику отца по собиранию русских земель. Были присоединены Брянская, Северская, Черниговская и Подольская земли. Присоединение этих земель к Литве вызвало недовольство в Орде. Однако в 1362 г. Ольгерд разгромил крупное ордынское войско.

Долгую борьбу Ольгерд вёл с Польским королевством из-за Волыни, которая была присоединена к Литве. После смерти Ольгерда в 1377 г. в княжестве вновь начались усобицы.

Во второй половине XIV в. серьёзную угрозу и для Литовского княжества, и для его соседа – Польского королевства стал представлять Тевтонский орден. Часть литовской знати решила объединиться с католической Польшей, чтобы совместными усилиями вести борьбу против крестоносцев. В 1385 г. была заключена Кревская уния Литвы и Польши. Великий князь литовский Ягайло, сын и преемник Ольгерда, принял католичество и, женившись на наследнице престола Польши Ядвиге Ягеллонке, стал одновременно и польским королём. Ягайло объявил католичество государственной религией Великого княжества Литовского.

Преимущество получили поляки и католики в Литве, что вызвало возмущение православного населения княжества. Борьбу за независимость Литвы возглавил двоюродный брат Ягайлы князь Витовт. В 1392 г. он добился независимости Великого княжества Литовского и был признан великим князем литовским. При этом Витовт формально признавал верховную власть польского короля Ягайлы.

Витовт продолжил политику расширения своих владений за счёт русских земель. Так, в 1404 г. он захватил Смоленск. Общая угроза со стороны тевтонских рыцарей заставила Ягайло и Витовта объединить свои силы. В 1410 г. войска Польши и Литвы нанесли сокрушительное поражение Тевтонскому ордену в битве при деревне Грюнвальд. Решающую роль в исходе Грюнвальдской битвы сыграли три смоленских полка.

Вскоре между Ягайлой и Витовтом было подписано новое соглашение: в обмен на признание фактической независимости Литвы Витовт объявил католичество государственной религией Великого княжества Литовского. Со временем православное население в составе Литовского государства стало подвергаться религиозному и национальному гнёту.

Во второй половине XIII – начале XIV в. Золотая Орда была сильнейшим государством Восточной Европы и северо-западной части Азии. Русские земли находились в экономической и политической зависимости от Орды. Зависимость Руси от Орды привела к экономическому отставанию русских земель от стран Западной Европы и изменению характера княжеской власти.

В XIII-XIV вв. сформировалось и достигло расцвета Великое княжество Литовское. Особенностью этого государства было то, что на его территории жили как литовцы, так и русские. Политические и культурные традиции Руси оказали сильное влияние на Великое княжество Литовское. Однако в последующем сложились тесные связи Литвы с католической Польшей, а православное население Литовского княжества стало подвергаться национальному и религиозному гнёту.

Источник: resh.edu.ru

Великое княжество литовское и Орда Текст научной статьи по специальности «История и археология»

В статье рассматривается история взаимоотношений Великого княжества Литовского , Русского княжества и Золотой Орды . Изначальное противостояние этих держав в основном принадлежит к области литовской исторической мифологии, в действительности военные столкновения чередовались с длительными союзными отношениями. Включение русских земель в состав ВКЛ происходило на условиях признания над ними ордынского суверенитета.

Ярлык Тохтамыша 1393 г., передававший Русские земли Витовту , в дальнейшем неоднократно подтверждаемый крымскими ханами, также не должен рассматриваться как отказ Орды от суверенных прав на Русь. Скорее, в нем следует видеть использование Витовтом ордынской легитимности для объединения литовских земель и достижения независимости от Польши. В дальнейшем для политики Витовта характерно широкое привлечение татарской знати на службу, установление «обоюдного сюзеренитета» с Ордой, когда господарь сажает хана на ордынский престол и затем получает от него ярлык на русские земли. Во многом эти действия были близки или предвосхищали политику московских князей.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Александров М.М.

Текст научной работы на тему «Великое княжество литовское и Орда»

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. № 19 (114). Выпуск 20

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ •ПЧЕеТВЕШЙ ИСТОРИИ

ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ И ОРДА

Московский государственный педагогический университет

В статье рассматривается история взаимоотношений Великого княжества Литовского, Русского княжества и Золотой Орды. Изначальное противостояние этих держав в основном принадлежит к области литовской исторической мифологии, в действительности военные столкновения чередовались с длительными союзными отношениями.

Включение русских земель в состав ВКЛ происходило на условиях признания над ними ордынского суверенитета. Ярлык Тохтамыша 1393 г., передававший Русские земли Витовту, в дальнейшем неоднократно подтверждаемый крымскими ханами, также не должен рассматриваться как отказ Орды от суверенных прав на Русь. Скорее, в нём следует видеть использование Витовтом ордынской легитимности для объединения литовских земель и достижения независимости от Польши. В дальнейшем для политики Витовта характерно широкое привлечение татарской знати на службу, установление «обоюдного сюзеренитета» с Ордой, когда господарь сажает хана на ордынский престол и затем получает от него ярлык на русские земли. Во многом эти действия были близки или предвосхищали политику московских князей.

Ключевые слова: Великое княжество Литовское, Золотая Орда, Витовт, Тохтамыш.

Борьба Литвы с монголами — один из наиболее идейно значимых мотивов Белорусско-Литовского летописного свода, отражающего официальную позицию элиты ВКЛ. История продвижения литовцев на юг предстаёт как результат серии грандиозных побед над монгольскими завоевателями. Продвинувшись мирным путём в разорённую Батыем Чёрную Русь, литовцы оказываются в зоне интересов Орды, и последняя немедленно требует от них принять баскаков и выплатить дань. Отказ вызывает серию конфликтов, в ходе которых три татарских (заволжских) царя — Кидан, Балаклай и Курдас якобы последовательно совершают походы на Литву и терпят сокрушительные поражения от коалиции литовских и русских князей. Продолжением

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. № 19 (114). Выпуск 20

этой линии выступает и вполне исторический поход Ольгерда в Подолию, приведший, согласно «Повести о Подолии», к её освобождению от татарской дани.

На основании этой традиции в историографии возникает противопоставление Руси Литовской и Руси «монгольской» — восточной, специфические традиции и институты которой напрямую увязывались с последствиями татарского владычества.

Но к настоящему времени мало кто из серьёзных исследователей сомневается в том, что установление власти ВКЛ в южнорусских землях не означало их освобождения от ордынского «ига». Как отмечает О.В. Русина, «нет основания оценивать литовскую политику как антиордынскую. Проникновение литовцев в юго-западную Русь в 1350-х гг. было обусловлено выплатой выхода.

1360-е гг. — результат сего симбиоза. (. ) Инкорпорация украинских земель в ВКЛ была основано на договорных началах в форме кондоминиума1 с сохранением зависимости оккупированных Литвою земель от Орды». Благодаря этому южные земли были аннексированы полностью, а не поэтапно, как Смоленская или Полоцкая.

В развитии литовско-ордынских отношений можно проследить несколько этапов.

Начиная с похода Бурундая 1258/59 гг., в монгольском войске появляются литовцы1 2. При Воишелге и Шварне (1264-69 гг.) Литва, несомненно, оказывается втянутой в орбиту влияния вассального Орде Галицко-волынского княжества.

Затем следует период татаро-литовских военных столкновений (татарские походы 1275,1276. 1282, 1289). В 1315 г. (датировка Рауданской рукописи) Гедимин совершает большой поход на Русь, за этим сразу следует татарский поход.

За этими событиями следует активный обмен посольствами: в 1318 направлено литовское посольство в Орду (после этого литовских князей мирно принимают Витебск и Псков), в 1324 следует татарское посольство в Литву, в 1326 литовское в Орду3. Предположительно к 1330 г. относится сообщение об участии татарских войск в отвоевании Гедимином жемайтских городов4.

В 1333, 1339 гг. татары совершают походы на Смоленск, чьё вхождение в литовскую сферу влияния, очевидно, не было санкционировано. Но уже в 1340 г. татары помогают Гедимину против Ордена и защищают Галич от польского вторжения. Во-княжение в это время Любарта на Волыни было, согласно единодушному мнению историков, санкционировано Ордой. Вновь татарская помощь была оказана литовцам против Польши в 1343.

В 1349 г. происходит конфликт: литовское посольство, возглавляемое князем Ко-риатом Гедиминовичем, было арестовано в Орде и выдано Москве5. Одновременно татарское посольство посещает Казимира Польского, и сразу после этого с помощью татар он захватывает Галич. В 1352 г. татары снова помогают литовцам, в заключённом в том же году польско-волынском мирном договоре оговаривается, что если татары пойдут воевать Польшу, то русские (Волынь управляемая князем-литвином) вынуждены будут присоединиться к походу («аже поидуть тарове на лжхы’ тогда руси неволА поити ис

1 Возможно, впервые такая модель прорабатывается в отношениях Орды с Болгарией, получившей в начале XIV в. Южную Бесарабию. Коновалова И.Г. Арабские источники XII-XIV вв. по истории Карпато-Днестровских земель. / / Древнейшие государства на территории СССР. 1990. С.95.

2 Батура Р. Борьба литовского великого княжества против Золотой Орды. Автореф. дис. . канд. ист. наук. Вильнюс, 1972.

3 Гудавичюс Э. История Литвы. Т.1. М., 2005. С.96-106. Есть упоминание о татарском походе на Литву в 1325. ПСРЛ. СПБ., 1856.

Т 6. С. 189.

4 В сообщении хроники Литовской и Жемайтской о походе крестоносцев в Жемайтию и пленении главного литовского воеводы Гаштольда, очевидно, надо видеть поход короля Яна и пленение Мар-гулиса. ПСРЛ. М., 1975. Т. 32. С. 36. Но какие-то татары появляются в войске ВКЛ уже в 1319 г.

5 Вполне возможно, это было актом сюзерена, рассматривающих литовцев как подданных, а не как иностранную дипломатическую миссию. В отношении последних в Орде тщательно соблюдался принятый этикет.

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. № 19 (114). Выпуск 20

татары6».). В 1354 Казимир вновь получает татарскую помощь, к этому время он, как известно из папского послания, выплачивает Орде дань (за Галич)7.

В конце 1350-х гг. глубокий кризис в Орде облегчает литовскую экспансию, в ходе которой были заняты и непосредственно ордынские земли (Подолия). Подробности этой экспансии неизвестны. Вроде бы, утвердившись в Подолии при поддержке Ольгерда, Кориатовичи не платят Орде дани («выхода»), однако, уже в 1375 г. такая выплата предусматривается (как и в последующих грамотах подольских князей 1392 и 1405 гг.)8.

Восстановление сюзеренитета Орды, вероятно, маркируется следующими событиями: в 1365 г. Литву посещает татарское посольство, в 1370 Литва получает помощь Орды против Ордена9. Украинский историк Феликс Шабульдо предполагает существование ярлыка 1362 г. Абдуллы (фактически Мамая) Ольгерду на русские земли10 11.

Ягайло в походе 1380 г. на Куликово поле рассматривается русскими как ордынский вассал11. В 1382 г. разгромивший Мамая Тохтамыш уведомляет Ягайло и Дмитрия Донского о своём восшествии и видимо требует покорности. В 1393 г. Тохтамыш отправляет Ягайло ярлык, в котором признаёт владение литовцами русскими землями и требует уплаты с них дани. В отличие от весьма дипломатичного русского перевода, исходный тест достаточно однозначен:

«Тохтамышево слово (моё) Ягайлу.

Мы послали послов, из коих главные Котлубуга и Асан, дать знать о восшествии на великое место, и ты также послал к нам присланника. Третьего года нисколько Угланов, из коих важнейшие Бекбулат и Ходжа Медин, и Беки, из коих главные Бекгич и Турдучак Берди Давуд, отправив вперед человека, по имени Идикгия, послали (без моего ведома) к Темирю. По тому требованию он выступил.

Когда он, веруя в лукавое сердце и такой же язык их, пришёл тайно вперед мы, узнавъ, собрались; во время битвы прежде те дурные люди ушли с места, отчего и парод ушел с места. Вот что было причиной бывшему до тех пор тому делу. Бог нас пожаловав, предал нам враждующих Угланов и Беков, из коих главные Бекбулат, Ходжа Медин, Бекгич и Турдучак Берди Давуд.

Тепер мы послали послов, из коих главные Асан и Тулу Оджа, дать знать об этом случившемся. А далее С подданных Нам волостей собрав выходы, вручи идущим послам для доставления в казну. Еще по прежнему правилу (мои) негоцианты и твои купцы пусть ходят одни к другим: признавая это хорошим для Великого Улуса, мы утвердили грамоту с золотым знаком. Велено написать курячьяго года гиджры семьсот девяносто пятого ново-лунного месяца Реджеба восьмого дня, когда Орда была на Дону.» Перевод И.Н. Березина.

Ярлыки начинающиеся с формулы «Слово моё» (как в данном случае) адресовались исключительно подданным12.

Едва ли есть основания предполагать принципиальные отличия положения южнорусских князей от восточнорусских. Волынь почти не знала баскаков, а поездки князей в Орду обычно заменялись участием в западных походах. Киев и Северщина

6 Угода литовсько-руських князiв Явнута, Кейстута, Любарта, Юрш Наримонтовича та Юрш Корштовича з королем польським Казимиром та мазовецькими князями, червень — вересень 1352 р // Грамоти XIV ст. Кшв, 1974. С. 29.

7 Пресняков А.Е. Лекции по русской истории. Т 2. М., 1938. С. 67; Филевич И.П. Борьба Польши и Литвы-Руси за Галицко-Владимирское наследие. СПБ., 1890.

С. 50-100.; Гудавичюс Э. История Литвы. Т.1. М., 2005. С. 96, 134.

8 Молчановский Н. Очерк известий о Подольской земле до 1434 года. Киев, 1885. С. 225-226.

9 Флоря Б.Н. Литва и Русь перед битвой на Куликовом поле / / Куликовская битва. М., 1980. С. 151.

10 Фелжс Шабульдо. Чи iснував ярлик Мамая на украшсью землi? (до постановки проблеми).

11 В «Сказании о Мамаевом побоище» великий князь литовский обращается к Мамаю: «Восточному великому царю Мамаю! Князь Ольгерд Литовский, присягавший тебе, много тебя молит». В Лицевом своде (XVI в.): «Князь Ягайло Литовский, присяжник по твоей милости, челом бьёт и молит» Повесть о Куликовской битве. Л., 1984. С. 204-206.

12 Усманов М.А.Жалованные грамоты Джучиева Улуса XIV-XVI вв. Казань, 1979. С. 277.

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. № 19 (114). Выпуск 20

знали и то, и другое. Институт баскаков был прекрасно известен создателям Белорусско-Литовского свода XVI в.13. Даруги и ярлыки зафиксированы для более позднего периода, но едва ли они были новшеством. Занимавшие русские столы князья-литовцы получали их на общих основаниях, — источники фиксируют уплату дани, принятие ордынских посольств, участие в ордынских военных операциях, ордынские тамги на монетах (Киевский князь Владимир Ольгердович чеканит на монетах «знамение ордынское» («плетёнку»)14). Орда оказывает периодическую военную поддержку Литве.

Надо отметить, что наиболее развитый комплекс литовско-ордынских отношений складывается в период общего ослабления татарского присутствия на Руси (повсеместно исчезают баскаки и прочие ордынские администраторы-резиденты, прекращаются казни князей в Орде, ярлыки всё чаще привозят ордынские посольства, и, чаще всего, они носят характер утверждения уже занявшего престол князя, номинальным становится участие русских войск в ордынских походах) и принимает форму классических ленных отношений: Литва «держит» Русь от Орды. Трудно сказать, в какой мере это повлияло на развитие внутренних литовских институтов. Во всяком случае, двойная санкция власти литовских князей (со стороны литовского господаря и хана) сама по себе не привела к подавлению вечевой легитимности в городах (хотя возможности общины в избрании и изгнании князя, безусловно, предельно сузились). Соответственно, едва ли «иго» было главной причиной исчезновения её на востоке.

Ярлык Тохтамыша, передающий Русь Витовту со всеми данями, часто рассматривается как прекращение ордынского сюзеренитета над западнорусскими землями. Однако его последующие подтверждения (с изменениями и расширениями) крымскими ханами вплоть до 1560 г. скорее свидетельствует о нём как о ленном пожаловании с иммунными правами. В частности, о черниговских землях, присутствующих во всех ярлыках, ещё в 1515 г. Менгли-Гирей пишет: «Область наша к нам тянет — Брянск, Стародуб, Почап, Новый городок, Рылеск, путивль, Карачев, Радогощ — те писаные восемь городов из старины наша были».

Первый дошедший до нас ярлык с пожалованием ВКЛ русских земель это ярлык крымского хана Хаджи-Гирея 1461 г. Последующие ярлыки15. в значительной степени его дублируют

По форме это ханский указ, начинающийся с формулы «слово моё», и обращённый к татарским эмирам и населению Руси (в русском переводе ярлыка 1506-7 г.: «князим и всим Русским людем, бояром, митрополитом, попом, чернецом, и всим чорным людем и всему посполству»).

В преамбуле ярлыков сообщается сообщается что хан Хаджи Гирей, а прежде его старший брат, «на потных (взмыленных) конях» в Литве у князя Витовта гостили и были приняты с великой учтивостью за что и пожаловали Киев и прочие русские города. Соответственно, каждый хан по просьбе панов возобновляет это пожалование и требует от всех русских подданных полной покорности.

Менгли-Гирей ссылается на своего старшего брата, своего отца Хаджи-Гирея и дядей. У него же появляется ссылка на своего предка Тохтамыша, который уже давал ярлыки Витовту на данные земли.

Из текста ярлыков и грамот крымских ханов, собственно говоря, не явствует, что Тохтамыш дал ярлыки, находясь в аналогичном положении — вынужденного гос-

13 «Послан теж зараз до него баскаки, аки поборци, ревызоры свои и приказал им, абы сами з каждой головы выбрали дань». ПСРЛ. М., 1975. Т. 32. С. 23.

14 Антонович В.Б. О новонайденных серебряных монетах с именем Владимира // Труды III АС. Т. II. Киев, 1878. С. 154.); Котляр Н.Ф. Русско-литовские монеты XIV в. // Вспомогательные исторические дисциплины.

Л., 1970. Т. 3. С. 188, 195.

15 Golfbiowski L. Dzeje Polski za panowania Kazmiera, Jana Olbrachta i Alexandra. Warszawa, 1848; Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Том второй. 1506-1544. Санктпетербург. 1848.

С. 4-5.

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. № 19 (114). Выпуск 20

тя у Витовта. Тем не менее, в исторической традиции утвердилось это мнение, и соответственно, датировка ярлыка Тохтамыша 1397 г. Не более, чем предположение и то, что этот ярлык освобождал пожалованные земли от уплаты дани в Орду16. Сам комплекс земель, перечисленный в ярлыках, находился в руках Витовта только в самом конце его правления. Очевидно, этим временем и должен (в полном соответствии с преамбулой) датироваться исходный ярлык, передавший литовско-рускому господарю земли со всеми данями.

Однако существование ярлыка конца XIV в. на русские земли это под сомнение не ставит. Новацией ярлыка Тохтамыша могла быть передача всего комплекса земель одному лицу — великому князю литовскому, так как ярлыки могли выдаваться и непосредственно удельным князьям. Так в письме 1499 г. Ивану III17 Менгли Гирей сообщает, что его отец отдал «людей-данщиков» (уплачивающих дань) князю Симеону Киевскому (Семёну Олельковичу).

Интересно, что в ярлыках не упоминаются земли, находившиеся издавна в непосредственном владении великих князей или, напротив, сохранившие удельный статус и при Витовте, которые однако выплачивали в XV в. дань («татарщину»). Об этом свидетельствуют документы из Давид Городка в удельном Полесье и Свислочи в господарских Поднепровских волостях18. В немалой степени обойдены вниманием ярлыков и Верховские княжества, зависимость которых от Орды несомненна. Вполне вероятно, что их князья получали ярлыки самостоятельно

В связи с этими соображениями обращает на себя внимание вероятная связь пожалования ярлыка Тохтамыша со следующими событиями в ВКЛ:

Ярлык передаёт Витовту тьмы Киевскую, Володимирскую, Луцкую, Подольскую землю (тьмы Каменецкую, Брацлавскую и Сокальскую), тьму Курскую, Яголдае-ву (в бывшей Переяславской земле) Смоленскую и места Звенигород и Черкасы (в киевском приграничье), Путивль, Новгород Северский, Рыльск, Брянск, Стародуб (на Северщине)19 и ряд пунктов в Причерноморье.

В это же время, «за непокору» Витовт в 1392 сводит Фёдора Любартовича с Волыни, в начале 1393 сгоняет Свидригайла с Витебска, затем военным путём отбирает Новгород Северский у Корибута, Киев у Владимира Олельковича и Подолию у Кориатовичей. В 1395 г. захватывает Смоленск. (Как показывает анализ, события в Киеве и Подолии датированные 1393 г., в реальности произошли в 1394 г., возможно, корректировке подлежат и другие даты)20.

В данной ситуации представляется корректным сравнение ярлыка Витовту с ярлыком Тохтамыша Василию Дмитриевичу 1393 г. передававшего ему Нижний Новгород, Муром и Тарусу. Вполне возможно, что оба ярлыка были даны ханом накануне решающего столкновения с Тимуром21.

В 1398 г. Витовт откажется признавать сюзеренитет Ягайло и будет провозглашён королём.

Во всём этом видится использование Витовтом ордынской легитимности для реализации своих планов восстановления единого и независимого от Польши ВКЛ.

16 В письмах Крымских ханов 1499 и 1515 г. эти города по-прежнему рассматриваются как Крымские («область наша к нам тянет»), там «из старины даруги были и ясаки с тех людей имали». Таким образом, и говорить о постоянном иммуном праве литовских князей на эти приграничные территории не приходится.

17 Сборник Императорского Русского Исторического Общества. СПб. Т. 41. С. 283-288.

18 Привелеи на освобождение получателя от татарщины по Городецкому поветы от 1470, 1492 гг. Ревизия пущ и переходов звериных в бывшем Великом Княжестве Литовском с присовокуплением привилегий на входы в пущи и на земли. Т. 1. Вильна, 1867. С 330, 340. Упоминание о давности уплаты ордынщины в Свислочской волости в 1499 г. Акты Литовско-Русского Государства. Т. I. М., 1899.

С. 86-87.

19 То, что Северщина предстаёт не в виде тьмы, а в виде комплекса городов, показывает её давний распад.

20 Грушевьский М.С. !стория Украши-Руси. Т.Щ. Львов, 1903. С.147-149.

21 Оба вассала обманули своего сузерена: Василий «опоздал» к решающей схватке, Витовт, распустив слух, что идёт на Тимура, напал на Смоленск.

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. № 19 (114). Выпуск 20

Ордынская легитимность использовалась и преемником Витовта Свидригай-ло. В 1431 г. он в обоснование своих претензий на Подолию предъявляет польскому королю и панам выданный на неё ярлык22, и ярлыком же обосновывает переход под его власть Одоевских князей в письме тевтонскому магистру в 1434 г.23

В ярлыке 1461 г. и последующих упоминается , что Великий Новгород передаётся Литве в виде особой милости по настойчивым просьбам. Как известно, в скором времени (147о г.) ВКЛ попыталась это пожалование реализовать.

Поражение Тохтамыша в войне с Тимуром и бегство его к Витовту в 1397 г. создаёт новую ситуацию в ордынско-литовских отношениях, периодически возобновляющуюся и в XV в. Эту ситуацию условно можно обозначить как «обоюдный сюзеренитет». Литовский господарь сажает хана на царство, либо оказывает другую поддержку, тот в свою очередь дарует ему ярлыки на русские земли.

В текстах ханских грамот такие отношения рассматриваются как равноправные, что выражается в формуле обращения к господарю (ему посылаются не ярлыки, а грамоты, но панам и князьям — ярлыки24).

О том, что подобные ярлыки с передачей всех даней и выходов не были пустой формальностью свидетельствует тот факт, что при приемниках Витовта и Свидригай-ло, выплата даней, судя по всему, возобновилась. В Подолии уплата дани фиксируется ещё в 1405 г., И затем в 1442 предусматривалась выплата с неё Польшей дани в 200 гривен (в качестве «упоминков»). В Киевской земле не только собиралась дань, но и была восстановлена ордынская администрация. Во всяком случае это следует из письма Менгли-Гирея (1499 г.) Ивану III, о том, что при Сейид Ахмете в Киеве и в киевских городах находились даруги, собиравшие ясак с населения:

« а которые люди къ нашей Орде изстарины ясакъ давали и дараги у нихъ были, те бы люди и ныне къ нашей Орде по старине ясакъ давали, и дараги бы наши у нихъ по старине были, какъ было при Седехмате при царе25». После поражения Сейид Ахмада в 1455 г., крымские ханы выдают иммунные ярлыки 1461, 1472 гг. и довольствуются упоминками. Но в конце XV в. раздражённый Менгли-Гирей требует восстановить исходное положение.

Под непрерывным натиском, великий литовский князь Александр в 1500 решает возобновить уплату дани, и обещать хану уплату подушной подати с Киевской, Волынской и Подольской земли26. Однако уже в 1501 г. было принято другое решение.

Налогом под названием «ордынщина» было обложено всё городское население ВКЛ, хану была предложена фиксированная ежегодная выплата, в качестве «упоминков» (подарков хану). Сумма её в дальнейшем составила 15000 злотых. В 1506 г. следует новый ярлык, который подтверждает иммунные пожалования. Следующие ярлыки были выданы в 1540, 1560 гг., однако их традиционный формуляр уже никак ни соотносился, ни с вопросом о дани, ни с реальным объёмом земель находящихся под властью ВКЛ.

Важным новшеством Витовта становится появление в Литве значительной по численности категории служилых татар. В Москве об этом реально можно говорить только с появлением в середине XV в. Касимовского ханства. Высокий статус ордынских выходцев просматривается и в Москве, и в Литве, где периодически появлялись выезжие Чингисиды. Так оказавшихся литовскими подданными татарских владетелей князей Глинских Витовт, по преданию, принимал «как сродников своих27». Дли-

22 Dlugosz J. Opera omnia. Cracoviae, 1877. T. XIII. S. 450

23 Коцебу А. Свидригайло, великий князь литовский. СПб., 1835. С. 197

24 Усманов М.А. Жалованные грамоты Джучиева Улуса XIV-XVI вв. Казань, 1979. С. 276.

25 Сборник Императорского Русского Исторического Общества. СПб., 1892. Т. 35. С. 289-291.

26 Так, Александр Казимирович добиваясь восстановления союза с Крымом, обещает давать с Волыни, Подолии и Киева ежегодно по три деньги с каждого человека. Русина О.В. Украша шд татарами i Литвою. Кшв. 1998.

С. 62.

27 Петрунь Ф. Хансью ярлики на украшсью землi (До питания про татарску Украшу) // Схщтй свгг. 1928. № 2. С. 180.

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. № 19 (114). Выпуск 20

тельное время сохранялась в составе ВКЛ «Яголтаева тьма» со своими владетелями28. В 1410 г. упоминается Урустай Менский — вероятно, знатный татарин, державший Минск. Позднее, Хаджи-Гирей оказавшись в Литве получает в держание Лиду.

Права служилых татар были в значительной степени приравнены к шляхетским.

Однако в дальнейшем это присутствие не привело к ориентализации ВКЛ; в отличие от Москвы, татарская элита в целом со второй половины XV в. занимает в Литве второстепенное положение29.

Идея связи русско-литовских земель с Ордой тоже постепенно ретушируется, хотя, когда в польско-литовском споре в 1453 г. поляки предлагают обратиться за посредничеством к императору как высшему европейскому арбитру, а в ответ выслушивают литовское предложение обратится за арбитражем к Крымскому хану, это предложение едва ли следует рассматривать как чисто издевательское.

Однако постепенно характерное для поляков однозначно отрицательное отношение к Орде становится господствующим. Это отражается уже в первых редакциях Белорусско-Литовского свода и формировании Легенды, рассматривающей раннюю литовскую историю как историю борьбы с татарами и освобождение от них Руси, что нашло отражение и в последующей историографии.

GRAND DUCHY OF LITHUANIA AND THE GOLDEN HORDE

The article examines the history of the relationship between the Grand Duchy of Lithuania (GDL) and the Golden Horde. Primordial opposition of these powers is more likely a subject of Lithuanian mythology than historical fact. In reality, armed conflicts alternated with long periods of allied relations. Russian territories were included into GDL on conditions of the sovereignty from the Horde. Tokhtamysh’s jarliq that transferred Russian lands to Vytautas and was more than once supported by the Crimean Khans must not be considered as a Horde’s renunciation of sovereign rights for Rus.

Rather, in this case Vytautas used the Hordian legitimacy to unify Lithuanian lands and to gain independence from Poland. Henceforth, it is typical for the Vytautas’ policy to get the Tatarian nobility to service, to state «the mutual suzerainty» with Horde when a gospodar appoints a khan to the Hordian throne and after this gets jarliq for Russian lands from him. In many respects, these actions were similar or forestalled the policy of Moscovite knyazes.

Key words: the Grand Duchy of Lithuania, the Golden Horde, Vytautas, Tokhtamysh.

28 Яголдай был жив ещё в 1440-х гг.

29 Думин С.В. Татарские царевичи в великом княжестве Литовском (XV-XVI вв.) // Древнейшие государства на территории СССР. 1987.

Источник: cyberleninka.ru

Под властью Золотой Орды и Великого Княжества Литовского

В 1237 году монгольские орды под предводительством хана Батыя обрушились на княжества Древней Руси. Первый опустошительный набег испепелил Северо-Восточную Русь. Затем монголы предприняли новый поход, ринувшись на южнорусские земли. Среди лежавших на их пути городов был и Курск.

Подробности нашествия татар для Курской земли неизвестны. Летописи об этом умалчивают. На основании археологических находок можно предположить, что Курский край был разорён и покорён монголами во время их походов по Южной Руси в 1239-1241 годах. Это отчасти подтверждают и скупые сведения письменных источников.

Известно, что именно в конце 1240 — начале 1241 годов был убит татарами Рыльский князь Мстислав Святославич. В Любечском синодике сохранились имена других князей Курской земли, погибших от рук монголов. Ордынскому разорению край не раз подвергался и позднее.

Мощное Курское княжение, претендовавшее на гегемонию в регионе, прекратило свое существование, его древние города утратили былое влияние, некоторые из поселений исчезли с лица земли. Сам Курск, лишившись князя, превратился в резиденцию монгольского баскака, центр Курской тьмы. Путивль на время исчез со страниц летописей, а у Рыльска появились соперники в лице ранее безвестных Воргола и Липовическа.

В 80-е годы XIII века Курской тьмой управлял баскак Ахмат, собиравший дань для кочевавшего в низовьях Дуная могущественного ордынского темника Ногая. В летописях сохранилась история борьбы его с Рыльским князем Олегом и Липовечским князем Святославом. В ходе борьбы князья заручились поддержкой Телебуги — хана Золотой Орды и разорили владения баскака.

Но в январе 1290 года Ахмат навёл на Курский край орду Ногая и учинил кровавую расправу. Было жестоко казнено 13 знатнейших бояр. Олег и Святослав поссорились между собой и вскоре погибли.

Курский край находился под властью ордынцев более ста лет, до тех пор, пока в 60-х годах XIV века не был отвоёван у татар дружинами литовского князя Ольгерда. После этого на протяжении почти полутораста лет Курск, как и все Северские земли, являлся составной частью могучего Великого Княжества Литовского.

Дружинники из Северских земель пополняли ряды войск литовских князей. Известно, что 12 августа 1399 года рыльская дружина в составе армии знаменитого литовского князя-воителя Витовта храбро билась на Ворскле против татар Едигея и Темир-Кутлука. Рыльский князь Фёдор Патрикиевич погиб в этой неудачной для Литвы битве. В 1432 году куряне, как и прочие православные подданные Литвы, поддерживали великого князя Свидригайло в борьбе с Польшей, стремившейся полностью подчинить Великое Княжество своему религиозному и политическому господству.

На восточных рубежах Литвы никогда не утихала борьба с татарами. Однако главным врагом для неё было Великое Княжество Московское. Все противники политики московских князей находили убежище в Литве. Бежал в Литву и князь Иван Дмитриевич — сын знаменитого Дмитрия Шемяки, злейшего врага великого князя московского Василия II Тёмного.

Он получил в Литве во владение Стародубское княжение, в состав которого входили Рыльск и Путивль с округами. Сын изгнанника, Василий Шемячич, был князем Рыльским и Новгород-Северским.

Усиленное внедрение католицизма вызвало недовольство и сопротивление со стороны православных подданных Великого Княжества. В 1500 году в подданство Московского государя переходит со всем своим уделом, подобно всем прочим соседним северским князьям, Рыльский князь Василий Шемячич. Это вызвало, однако, долгую войну и лишь в 1523 году Курский край окончательно вошёл в состав единого Русского государства.

Источник: studopedia.ru

Золотая Орда, Литва и Московия, 1419-39 гг.

После ухода Едигея с исторической сцены процесс дезинтеграции Золотой Орды вступил в новую стадию, которая завершилась образованием внутри улуса Джучи нескольких орд, каждая из которых в конце концов получила независимость. Одна из них – Ногайская Орда, твердо обосновалась в бассейне реки Яик. Пока монгольский род Мангкытов занимал среди ногайцев лидирующее положение, часть половцев и другие тюркские племена тоже входили в эту орду. Восточнее ногайцев, в Казахстане, формировались две других орды, Узбекская и Казахская (последнюю часто называют Киргизской). Обе представляли собой смешение монгольских родов с местными тюркскими племенами, которые сами являлись смесью тюрков и тюркизованных иранцев.

Название узбек идентично имени знаменитого золотоордынского хана четырнадцатого века Узбека. Существует ли историческая связь между народом и ханом – вопрос нерешенный. С моей точки зрения, это неправдоподобно. Согласно Полю Пелио имя Узбек (Uzbeg) значит «хозяин себя» (mastre de sa personne), то есть «свободный человек».

Узбек в качестве названия нации значило бы тогда «нация свободных людей».Если так, то значение близко значению названия казах. Форма казах, теперь официально принятая в Советском Союзе, вариант слова казак, которое в нескольких тюркских диалектах означает «свободный человек», «свободный искатель приключений» и, отсюда, «житель приграничной полосы».В его основном значении этим словом называли как группы татарских, украинских и русских поселенцев (казаки), так и целый среднеазиатский народ киргизов (казахов). Хотя значение термина казак давно хорошо установлено, его происхождение неясно. Я склонен думать, что его нужно связывать с этническим названием кас,которое составляет основу названия касог (или косог), под которым в ранних русских летописях упоминаются черкесы северного Кавказа. Примерно в середине пятнадцатого века русские начали называть этот народ Черкассы (в современном русском – черкесы), откуда, вероятно, возникла английская форма Circassians.

Название черкас является сокращением от Чахар-Кас. Чахар по-персидски означает «четыре». Отсюда Чахар-Кас значит «четыре каса», или «четыре рода касов». Необходимо отметить, что черкесы, как и аланы, считались первоклассными воинами. Военные соединения этих двух народов монгольские ханы во многих случаях брали или нанимали в качестве собственной охраны.

Черкесские солдаты, вероятно, не смешивались с монголами и тюрками в монгольских армиях, а формировали собственные самостоятельные сообщества, своего рода военные братства. Позже название кас, по-видимому, стало также употребляться и в отношении подобных братств среди поселенцев приграничных зон тюркского, русского и украинского происхождения.

Узбекская Орда сформировалась в 1420-х годах; Казахскую Орду образовали тридцать лет спустя. Казахи оставались хозяевами степей на север и восток от Аральского моря, что дало название этому региону (Казахстан).

Тот же процесс распада старых империй и формирования новых местных ханств происходил тогда и в западной части улуса Джучи, то есть в собственно Золотой Орде. Он, в конце концов, привел к разделению Золотой Орды на три самостоятельных государства: Казанское ханство (образовано в 1445 году), Крымское (1449) и остатки основной орды в Сарае. После окончательного распада Золотой Орды в 1502 году, Астрахань попыталась перехватить у Сарая историческую роль центра Нижневолжского ханства.

В 1419 году золотоордынский трон перешел от детей Тохтамыша к потомку Тука-Тимура, Улуг-Махмеду (Большой Махмед, возможно, в смысле – Старший Махмед). Фактически его власть признала только западная часть Золотой Орды. Регион нижней Волги контролировал сын Тохтамыша Кепек (Kib?k).

Да и в западной части кипчакских степей власть Улуг-Махмеда была непрочной; некоторые татарские князья отказывались ему подчиняться. В этих обстоятельствах понятно, что Улуг-Махмед обратился за помощью к великому князю Литвы. Витовт, таким образом, получил возможность продолжить свою политику вмешательства в дела Золотой Орды через дружественных ему ханов.

Теперь он стал самым могущественным правителем Восточной Европы, а Великое княжество Литовское превратилось в важнейший фактор восточноевропейской политики. Влияние Витовта чувствовалось даже в центральноевропейских делах, главным в которых тогда было движение гуситов в Богемии. И гуситы, и император Сигизмунд пытались привлечь Витовта на свою сторону.

В 1421 году посетившая Витовта чешская делегация предложила ему корону Богемии. Он, в принципе, согласился и послал в Богемию своего родственника Сигизмунда Корибутовича (сына Корибуты, внука Ольгерда) с 5 000 подразделением литовско-русских войск. Позже между гуситскими лидерами и Витовтом возникли разногласия, преимущественно из-за возражений короля Польши по поводу сотрудничества Литвы с Богемией. Под давлением Ягайло Витовт разорвал отношения с чехами, и Сигизмунд Корибутович из Богемии ушел. Весь план объединения Богемии с Литвой и Западной Русью, таким образом, провалился.

В Золотой Орде неустойчивое равновесие между местными ханами в 1422 году нарушило вторжение в регион нижней Волги хана Барака (внука Урус-хана) из Казахстана. За два года узбеки Барака разбили и Махмеда, и его соперника Кепека. Попытка двоюродного брата Улуг-Махмеда, Давлет-Берди, противостоять захватчику тоже ни к чему не привела.

Все три побежденных хана вынуждены были уходить на запад. Кепек совершил набег на русские города Рязань и Одоев (1422 год), но не смог там закрепиться. Улуг-Махмед отправился в Литву просить Витовта о помощи. Давлет-Берди, воспользовавшись общим замешательством, захватил Крым (примерно 1425 год).

Тем временем Барак, посеяв всю эту смуту, вернулся в Казахстан, отягощенный добычей (1425). Теперь он достаточно окреп, чтобы объявить себя независимым ханом – ханом узбеков. Внук Тамерлана Улуг-Бек, который правил в Самарканде и считал Барака своим вассалом, возмутился этим и два года спустя лично повел армию в Казахстан, чтобы вновь его завоевать. Барак победил Улуг-Бека (1427 год).

Вскоре, однако, узбекские эмиры организовали против Барака заговор и сместили его (1428). Следующий избранный хан – Абуль-Хаир, потомок Шибана – правил с 1428 по 1468 год, сумел консолидировать узбекское государство и дал начало династии Шибанидов.

Что же касается положения в Крыму, то в 1426 году Давлет-Берди, стараясь укрепить свой контроль над Крымом, направил письмо султану Египта, информируя его о волнениях среди кипчаков и предлагая военный союз. Улуг-Махмед, однако, скоро вытеснил Давлет-Берди из Крыма и, с помощью местной татарской семьи Ширинов, создал там собственную ставку (1427 год).

После этого имя Давлет-Берди из истории исчезло. Известно, однако, что примерно в 1428 году в Литву прибыл и обратился к Витовту за поддержкой хан Хаджи-Гирей. В.Д. Смирнов выдвигает вполне правдоподобное предположение, что один хан мог иметь два имени, и был известен сначала под одним, а потом под другим.

Политический триумф Улуг-Махмеда омрачился эпидемией чумы, начавшейся на Западе, но не на Востоке. На Руси она сначала распространилась в Новгороде, затем проникла в Москву и, наконец, в половецкие степи. Первым дипломатическим шагом Улуг-Махмеда было установить дружественные отношения с оттоманским султаном Мурадом II. Через год хан отправил в Каир посла провести переговоры о союзе с мамлюками. Тогда как свидетельств о том, что какая-либо из сторон извлекла выгоду из этих переговоров, нет, то прибытие кораблей из Крыма в то время, когда в половецких степях свирепствовала чума, оказалось для Египта несчастьем, поскольку принесло туда болезнь.

Хотя Улуг-Махмед считал еще преждевременным утверждать свою власть над Восточной Русью, он внимательно следил за московской политикой, и события в Москве приносили ему значительное удовлетворение, поскольку он мог ожидать получить подходящий предлог для вмешательства в русские дела в самом ближайшем будущем. Когда великий князь Василий I скончался в 1425 году, его сыну, тоже Василию, было только десять лет.

В завещании Василий I назначил тестя Витовта, а также братьев Андрея и Петра и троюродных братьев Семена и Ярослава (сыновей Владимира Серпуховского) опекунами своих вдовы и сына. Брат Василия I Юрий, следующий за ним по старшинству, был исключен из опекунского совета.

Удел Юрия состоял из Звенигорода, городка на запад от Москвы, и богатого города Галича, северо-восточнее Костромы под Волгой. Юрий был честолюбивым и богатым правителем, увлеченным строителем. Его правление принесло процветание его резиденции, Звенигороду. Город быстро рос, украшался новыми церквями и был защищен новыми мощными крепостными стенами.

Возможно, Василий I испытывал подозрения по поводу политических планов Юрия и не доверял ему. И действительно, Юрий отказался признать законность завещания Василия и заявил свои права на великокняжеский стол. Когда митрополит Фотий и бояре отклонили их, возмущенный Юрий отправился в Галич и начал собирать там армию. Это было началом длительного политического кризиса в Московии, фактически первый и единственный случай междоусобной войны между потомками Ивана Калиты.

Кризис был по форме династическим, а по содержанию политическим. Юрий обосновывал свои претензии старой идеей родового правления, по которой княжеский стол должен переходить к старшему всего великокняжеского рода в целом, а не по принципу наследования отцу сыном внутри одной семьи. Политически акция Юрия являлась протестом против подчинения всех князей московскому князю; он искал равенства князей. Другими словами, он предпочитал федеративную организацию Руси позднего киевского типа верховенству великого князя московского над всеми другими князьями.

Войска Москвы остановили армию Юрия. Затем митрополит Фотий лично отправился в Галич увещевать мятежного князя и молить его о единстве. Мир был восстановлен, и обе стороны согласились предоставить решение конфликта хану. Время обращения не было определено, и московское правительство фактически могло отложить принятие решения.

Вдовствующая великая княгиня София поехала в Смоленск просить своего отца Витовта о помощи, которую тот ей обещал. В этих обстоятельствах Юрий предпочел не торопить событий и некоторое время соблюдал мир.

Хотя Витовт согласился поддерживать и направлять правление внука Великим княжеством Владимирским, он не упускал никакой возможности распространить, или попытаться распространить, свой прямой контроль над всеми частями Северной и Восточной Руси. В 1426 году он вел войну со Псковом при помощи вспомогательных татарских войск, посланных ему Улуг-Махмедом.

Его попытка штурмовать город Опочку успеха, однако, не принесла. Тогда он заключил со Псковом мир после получения отступного в 1 450 рублей. В следующем году он воевал с Новгородом и в начале 1428 года достиг города Остров. Гордостью артиллерии Витовта была огромная пушка, отлитая немецким мастером Николасом; она имела имя Галка, и ее тянули сорок лошадей.

Первый залп пушки разнес главную башню крепости Острова, но и саму Галку тоже, убив Николаса, а также несколько литовцев, стоявших вокруг. Новгород предложил мир, на который Витовт согласился за выкуп в 10 000 рублей.

Хотя Витовт и получил от этих двух войн значительную финансовую выгоду, он не сумел подчинить ни Новгород, ни Псков. С Тверью и Рязанью ему удалось много большее. В 1427 году он заключил с Тверью союзный договор, по которому великий князь Борис Александрович Тверской признал Витовта своим господином; Витовт, однако, обещал не вмешиваться во внутренние дела Твери. Двумя годами позже и великий князь Иван IV Рязанский, и великий князь Иван II Пронский признали себя вассалами Витовта. Каждый обращался к Витовту не только как к своему господину,но также и как к своему господарю(суверену).

Укрепив, таким образом, свой контроль над Восточной Русью и пополнив казну деньгами Новгорода и Пскова, Витовт теперь чувствовал себя готовым к попытке решить назревшие международные проблемы, стоящие перед правителями Восточной и Центральной Европы. По его приглашению эти правители, а также их представители и советники, съехались в 1429 году на конгресс в Луцк, на Волыни.

Среди присутствующих были Сигизмунд, император Священной Римской империи, и Ягайло, король Польши. Папа, византийский император Иоанн VIII, король Дании, Тевтонский орден и господарь Молдавии прислали своих представителей. Некоторые русские князья, включая великого князя тверского, тоже присутствовали на конгрессе.

Всем понравились щедрый прием и развлечения могущественного хозяина. Летописцы с благоговением записали количество еды и питья, предложенное гостям. В деловом отношении, однако, конгресс был не так успешен.

Главными пунктами повестки дня были турецко-византийская проблема, отношения Римской католической и Греческой православной церквей (которые были связаны с византийским вопросом); гуситский вопрос; отношения Польши с Литвой. Скоро стало ясно, что ко всем проблемам разные члены имеют различный подход; кроме того, некоторых интересовал только один конкретный пункт повестки, и они не были готовы обсуждать другие. Легко понять, почему не было достигнуто никаких решений.

Все согласились, что Византийская империя вот-вот падет под давлением оттоманских турок, если не получит помощи от европейских держав. Однако папа согласился объявить крестовый поход для спасения Константинополя, только если греческие еретики станут римскими католиками.

Для Витовта этот вопрос, естественно, был весьма деликатным, поскольку большинство его подданных – русские – являлись такими еретиками. Император Сигизмунд тоже предпочитал сотрудничество двух церквей формальному подчинению Востока Западу. Как он сказал, наполовину шутя: «Они греческие православные имеют такую же веру, как и мы, а отличаются от нас только бородами и женами их священников. Но никто не должен винить их за это, поскольку, тогда как греческий священник удовлетворяется одной женой, наши католические – каждый имеют десять или больше жен.

Сигизмунд предложил, чтобы часть Тевтонского ордена отправилась в район Дуная и приняла на себя военное руководство борьбой европейцев против турок. И Польша, и Молдавия немедленно возразили. Польша имела достаточно проблем с тевтонскими рыцарями на севере своих владений, и вряд ли от нее можно было ожидать, что она станет помогать им перекрывать ей собственный выход к Дунаю.

Поведение Польши в этом вопросе вызвало раздражение Сигизмунда, и он с еще большим расположением, чем раньше стал относиться к желанию Литвы достичь полной от нее независимости. Он предложил короновать Витовта королем Литвы. Поляки снова возразили. Сигизмунд, однако, не отказался от этого проекта и пообещал в следующем году прислать Витовту королевскую корону.

Со смертью Витовта и в Литве, и в Московии начался длительный политический кризис. Если бы Золотая Орда была единой и сильной, татары легко могли бы воспользоваться ситуацией. Но они были разобщены и только время от времени усиливали неурядицы в литовских и московских делах.

Вскоре после смерти Витовта ассамблея литовских и западнорусских князей и бояр выбрала великим князем литовским его двоюродного брата Свидригайло. Эта акция без предварительного согласования с Польшей противоречила условиям соглашения в Гродно от 1413 года, поэтому поляки отказались признать выборы законными и предложили брата Витовта Сигизмунда. Его шансы сначала казались небольшими, но скоро он сумел сыграть на противоречиях между литовской и русской партиями Великого княжества.

Хотя Свидригайло являлся римским католиком, поначалу он был чрезвычайно популярен среди западнорусских князей и бояр, потому что не делал различий между римскими католиками и греческими православными при назначении членов своего совета и высших сановников. Но это вызывало большое возмущение у литовской знати, которая окрестила его прорусским.

В 1432 году литовские бояре организовали против Свидригайло заговор. Ему удалось спастись, но в Вильно великим князем объявили Сигизмунда. Свидригайло удалился в русские провинции Великого княжества и сплотил своих сторонников. Сложилась опасная ситуация, которая могла окончиться разделением Великого княжества на литовскую и русскую половины.

Даже самые отъявленные литовские националисты понимали необходимость компромисса с русскими. Поэтому Сигизмунд издал указ ( правилен), которым аннулировал статью Гродненского соглашения, лишающую греческих православных политических прав. Несмотря на этот шаг, большинство русских князей продолжало поддерживать Свидригайло, но он скоро начал сомневаться в их верности и попытался улучшить свое положение, заключив соглашение с Тевтонскими рыцарями.

Он также начал переговоры с Римом об объединении западнорусской церкви с Римской. Хотя митрополит Герасим, казалось, был готов обсуждать вопрос о церковном объединении, Свидригайло схватил его, обвинив в предательстве (Герасим, возможно, вел переговоры с Сигизмундом).

Намереваясь подавить все противодействие себе крутыми мерами, Свидригайло приказал сжечь Герасима на костре (июль 1435 года). Вместо того, чтобы устрашить русских, эта акция привела их в ярость. Лишенный русской поддержки, Свидригайло в сентябре 1435 года потерпел поражение от своего соперника в битве у реки Свента. Ему, однако, оставили в удел Кременец и часть Волыни и Подолии.

Контроль Сигизмунда над Великим княжеством теперь казался установленным твердо. Конечный результат этой междоусобицы был благоприятен для греческих православных, то есть русских, поскольку они теперь получили равные права с римскими католиками.

Необходимо отметить, что во время гражданской войны в Литве два татарских хана поднялись против Улуг-Махмеда, борясь за контроль над Золотой Ордой. Это были Саид-Ахмад, сын Тохтамыша, и Кучук-Махмед (Маленький или Молодой Махмед), внук Тимур-Кутлуга. Фактически Золотая Орда теперь разделилась на три орды. Двое из соперничающих ханов вмешались в дела Литвы: Улуг-Махмед поддерживал Сигизмунда, а Саид-Ахмад заключил соглашение со Свидригайло.

В это время в Московии снова разгорелся конфликт между Василием II и Юрием Галицким. Юрий решил воспользоваться тем, что со смертью Витовта Василий лишился своего самого могущественного опекуна. Более того, у Юрия были дружеские отношения со Свидригайло через Тверской дом (жена Свидригайло была тверской княжной).

Вдохновленный изменившейся политической обстановкой в Литве, Юрий Галицкий снова предъявил претензии на Москву и потребовал, чтобы дело представили хану для вынесения решения. В результате в 1432 году и Юрий, и Василий предстали перед Верховным судом Золотой Орды.

Юрий Галицкий был уверен в успехе, потому что имел в орде могущественного друга – крымского князя Теган Ширина, который также являлся другом Свидригайло. Однако московский боярин Иван Всеволожский, в то время главный советник Василия II, сумел возбудить подозрения хана Улуг-Махмеда по поводу искренности намерений Ширина. Всеволожский подчеркивал, что тройной союз Ширина, Юрия Галицкого и Свидригайло может угрожать интересам хана. Решение Высшего Суда, одобренное ханом, было в пользу Василия, который и получил великокняжеский ярлык. В качестве некоторой компенсации Юрию пожаловали Дмитров (городок на севере от Москвы), вдобавок к Звенигороду и Галичу.

Василий возвратился в Москву в сопровождении ханского посла, джучидского князя, который торжественно возвел его на великокняжеский трон. Впервые это событие произошло в Москве, а не во Владимире. Москва, таким образом, стала официальной столицей великого княжества.

Юрий и не думал соглашаться с ханским вердиктом. Вернувшись в Галич, он сразу же начал собирать армию. Его весьма ободрило появление нового сторонника, его бывшего противника при дворе, боярина Всеволожского, который покинул Василия по личным причинам: Василий обещал Всеволожскому жениться на его дочери, но по возвращении из Орды он вместо этого взял в жены княжну Марию, дочь одного из его опекунов, князя Ярослава (сына Владимира Серпуховского). По-видимому, его мать настояла на том, чтобы он женился на княжне, а не на дочери простого боярина.

После ухода Всеволожского в Москве, судя по всему, не осталось людей, способных направлять молодого великого князя. Москвичи были застигнуты врасплох, когда в апреле 1433 года Юрий Галицкий подошел к городу. Василий сдался, и Юрий объявил себя великим князем, предоставив Василию в удел город Коломну. Это оказалось его ошибкой.

Хотя москвичи активно не защищали Василия, их симпатии все-таки были на его стороне, и скоро большинство московской знати потянулось в Коломну. Будучи не в состоянии выдерживать психологическое напряжение этого пассивного противодействия, князь Юрий Дмитриевич возвратился в Галич.

Кризис казался преодоленным, но теперь Василий решил закрепить победу изгнанием Юрия из Галича. Однако Юрий с помощью дополнительных войск, присланных свободным городом Хлыновым (Вятка), разбил москвичей и снова занял Москву (1434 год). Василий бежал в Нижний Новгород и оттуда планировал обратиться к хану за поддержкой.

Юрий теперь чувствовал себя более уверенно, чем во время первого захвата Москвы. Он поспешил заключить союзные договоры с можайскими князьями и великим князем Иваном Рязанским. У Юрия были дружеские отношения с тверскими князьями, он также мог рассчитывать на помощь Вятки и дипломатическую, по крайней мере, поддержку Свидригайло. Но Юрию Галицкому не суждено было воспользоваться преимуществами своего положения; 6 июня 1434 года он умер в возрасте шестидесяти лет.

Его старший сын, Василий, по прозвищу Косой, объявил себя великим князем. Он, бесспорно, не имел шансов удержать великокняжеский пол, и даже его собственные братья, Дмитрий Шемяка и Дмитрий Красный, не признали его, а призвали обратно Василия П. Мир, таким образом, был восстановлен, но не надолго. Василий Косой не отказался от своих претензий.

В последовавшей войне его разбили, взяли в плен и, по приказу Василия II, ослепили. Этот жестокий поступок, которым великий князь надеялся сокрушить оппозицию своему правлению раз и навсегда, потряс Русь. Ослепление соперников-претендентов на трон являлось семейной практикой в Византии. На Руси был только один подобный случай, в двенадцатом столетии.

В скором будущем Василий II должен будет дорого заплатить за свою жестокость, но пока он торжествовал победу над своими соперниками. Первая стадия московской междоусобицы окончилась.

Тогда как Литва и Москва возвратились к определенной степени стабильности, в Золотой Орде смута продолжалась. В западной части борьба шла между Саид-Ахмадом и Улуг-Махмедом. Существовали также небольшие татарские группы, которые предпочитали признать сюзеренитет великого князя литовского, чем соперничающих ханов.

Во главе одной такой группы стоял Еголдай (в польских источниках – Jeholday), который, примерно в 1438 году, создал вассальное княжество, носящее его имя, на юге района Курска. Регион нижней Волги контролировал хан Улуг-Махмед. Он и Саид-Ахмад вынудили Улуг-Махмеда отойти на север с остатками своей орды. В 1437 году он занял город Белев на верхней Оке.

Этот район, северная часть бывшей Северской земли, находилась тогда под литовским сюзеренитетом. Тем не менее, великий князь Василий II, обеспокоенный появлением татар вблизи московских границ, решил оттеснить их и послал войско под командованием двух Дмитриев, сыновей покойного Юрия Галицкого. Первая схватка окончилась в пользу русских, Улуг-Махмед запросил мира.

Он выразил желание стать союзником Москвы и охранять русские рубежи от общих врагов. Русские отвергли его предложение и настаивали на его уходе из Белева. Война возобновилась, и на этот раз русские были разбиты.

Улуг-Махмед остался хозяином Белева. По поводу его следующих шагов в научной литературе существует значительная неопределенность. Большинство историков полагают, что вскоре после своей победы у Белева Улуг-Махмед, очевидно, повел свою орду в булгарский регион под средней Волгой и сел в Казани. Я не разделяю этой позиции.

С моей точки зрения, Вельяминов-Зернов убедительно показал, что Казанское ханство основано сыном Улуг-Махмеда, Махмудеком, в 1445 году, а не в 1438. Что определенно, так это то, что в 1439 году Улуг-Махмед появился у стен Москвы. Но он явно пришел туда из Белева, а не из Казани.

Московская армия была распущена после неудачного белевского похода, а Василий II по традиции, установленной его отцом и дедом, отправился в Кострому, как только до него дошло известие о приближении татар, чтобы под Волгой собрать войска. Во главе московского ополчения он оставил своего тестя, князя Юрия Патрикеевича (потомка Гедимина). Армия Улуг-Махмеда десять дней штурмовала город, но успеха не добилась. Тогда он отступил в Коломну, сжег ее и, судя по всему, вернулся в Белев. По пути татары опустошали страну и нанесли русским огромный ущерб, однако набег Улуг-Махмеда продемонстрировал, что сила татар идет на убыль.

Источник: nailtimler.com

Рейтинг
Загрузка ...